Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
1.1 Конкурс молодых поэтов Санкт-Петербурга, посвященный поэту Серебряного века «К.Р.» (Константину Романову) проводится в целях популяризации русско...полностью>>
'Документ'
В результате временного размещения средств страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечил доходность в 12,22% (33,0 млрд. рублей). ...полностью>>
'Документ'
14 березня 2011 р. Міністерством охорони здоров'я України було затверджено наказ № 142 «Про вдосконалення державної акредитації закладів охорони здор...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «27» сентября 2006 г. в «10.00» ч. в зале Ученого совета на заседании диссертационного совета Д 212.047.01 Государственного институт...полностью>>

На уроках математики (1)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

  1. Формирование навыков творческой работы на уроках математики …………..3

2. Пояснительная записка……………… 13

  1. Методическая карта занятия ………….18

  2. Технологическая схема урока…………25

  3. Ход урока ………………………………27

  4. Приложения…………………………….43

  5. Заключение …………………………….58

8. Список литературы …………................60

Формирование навыков

творческой работы

на уроках математики

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Очень часто под основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.

Задача преподавателя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей студентов, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Студентов необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Творческая деятельность студентов не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.

Преподаватель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих студентов. В равной степени он должен быть очень терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако, если все делается профессионально и честно, то рано или поздно, студент себя проявит.

Математика - наука “замечательная”. В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать студентов к поиску истины. Показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой.

В творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки.

Методы и формы развития творческой деятельности студентов

Можно выделить ряд основных моментов и элементов математики, возможных для использования развития навыков творчества:

  • Изготовление геометрических фигур, тематических плакатов

  • Поиск интересных математических загадок и логических задачек

  • Составление задач по готовым решениям

  • Кроссворды, ребусы, шарады

  • Игровые технологии (урок-соревнование, урок КВН и т.д.)

  • Опережающее обучение

  • Информационные технологии (применение интерактивной доски, компьютера – мультимедийные презентации).

Преподаватель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным студентом, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с преподавателями других дисциплин. В процессе обучения формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности студентов. Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материалы.

Изучая жизнь и деятельность ученого – математика, студенты имеют достойный пример для подражания, который побуждает их к творческой деятельности, к исследовательской работе при изучении нового материала.

На уроках по геометрии студенты изучают историю зарождения геометрических знаний в Египте, о дальнейшем их развитии в Греции, о греческом ученом Евклиде, который все созданное до него по геометрии привел в единую стройную систему. Студенты исследуют не только математические труды ученого, но и исторические предпосылки, вклад Евклида в развитие других наук. В результате проведенного исследования делаются выводы о значимости работ Евклида, о необходимости их изучения на данном этапе обучения.

Чтобы у студентов выработалось отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. Одним из эффективных средств является решение математических задач.

Большие возможности для развития творческой деятельности студентов предоставляют практические работы. В процессе их выполнения студенты совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться им, обнаруживают связь математики с жизнью.

Примеры практических работ:

1) задания по вычислению объемов, площадей;

2) вычерчивание диаграмм;

3) составление разного рода смет;

4) измерительные работы на местности;

5) моделирование.

Огромное значение для развития творческой деятельности играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. В первую очередь коллективные игры в группе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если студенты, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Пример: Дается домашнее задание, к следующей паре изучить тему «Производная функции» с использованием дополнительного материала. Проверка изучения материала проходит в виде аукциона “Преподаватель и студенты”. Студенты находят материал, затем вместе суммируются все те новые факты, которых нет в учебнике, и осмысливаются.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Пример: При изучении геометрии возникает необходимость повторить все теоремы, проверить, как их усвоили студенты. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Поэтому можно использовать игровую форму занятий “Конкурс геометров”. Заблаговременно подготовить слайды с заданиями - рисунки к теоремам. Задание состоит в том, чтобы установить соответствие между рисунком и теоретическим материалом, а также заметить, каких элементов на каждом из них недостает. Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую теорему.

Для этой формы работы рекомендуется применение интерактивной доски.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях.

Пример: На уроках геометрии студенты знакомятся с различными фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включаются следующие задания. Опишите рисунок (чертеж), используя те данные, которые заданы. Запись можно вести символически. В описание рисунка включаются более сложные фигуры, с которыми студенты знакомятся на уроках, то есть рисунок усложняется. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Математическая культура речи получает развитие, чего трудно добиться другими методами. Предлагается задание на дом: придумать рисунок и описать его. В начале урока геометрии студенты поочередно показывают задание. Они видят творчество других, и это побуждает творить еще лучше. Для этого необходимо глубоко знать учебный материал.

Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность студентам овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы студенты учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.

Примеры творческих заданий:

1. Проиллюстрировать применение математических понятий, терминов на примерах из жизни.

2. Сочинить частушки, стихи о математике.

3. Написать сочинение, эссе на тему «Математика с нами и вокруг нас».

4. Придумать свою задачу, оформить ее и решить на данную тему.

Одним из важнейших средств развития творческой деятельности является исследовательская работа студентов.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность студентов под руководством педагога, связанная с решением студентов творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теории, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы и их сравнение с литературными данными.

Примеры исследовательских работ:

1. “Развитие математики: этапы, проблемы, достижения. Первобытнообщинный строй”. Выбор темы обусловлен тем, что математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, и поэтому каждому человеку полезно знать фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в ход эволюции.

2. “Математические преобразования”. Лабораторно - исследовательская работа. Цель работы – показать, что математика является экспериментальной наукой. Успех приносит не столько применение готовых рецептов и жестких моделей, сколько математический подход к явлениям реального мира.

Также наиболее эффективно для развития творчества - использование национально-регионального компонента, который позволяет приобщить студентов к духовной культуре народа, его традициям, способствует формированию и развитию народного идеала человека, его языковых, нравственных ценностей.

Одним из признаков творчества считается создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.

Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:

  1. Построение образов продуктов труда;

  1. Создание программного поведения в неопределенных проблемных ситуаций;

  2. Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или объектов).

Еще один непременный компонент творчества - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Творчество человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются.

"Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши" – так считал К.Д. Ушинский, известный педагог. Ознакомившись с работами современных ученых, педагогов и психологов, используя свой опыт преподавания, хочу заострить внимание на одном из основных условий, при котором возникает и развивается интерес к учению! "Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен".

Пояснительная записка

Математическая культура – одна из составляющих общей культуры современного человека, поэтому те математические знания, которые студенты учебных заведений СПО получают в процессе обучения, позволяют им правильно ориентироваться в окружающем мире, уметь размышлять, анализировать, делать правильные выводы.

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает преподавателя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до обучающихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок - проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой со студентами.

Данный урок - проблема разработан в соответствии с требованиями личностно-ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации студента через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор студента. Создание проблемных ситуаций на уроках и на внеклассных занятиях по математике повышает интерес к предмету, вносит разнообразие, эмоциональную окраску в учебный процесс, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.

Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело. А для студентов медицинского колледжа знания темы «Проценты» просто необходимо. Расчет лекарственных средств (нахождение числа по заданному %), определение процентного соотношения препаратов, вычисление статистических показателей (в %) и т.д. – все это умения и навыки применения математических знаний в практической деятельности медицинского работника.

Цель методической разработки – обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме проценты, обретение практических навыков решения задач на проценты, повышение качества знаний студентов, развитие творческих способностей студентов применять знания в реальных жизненных ситуациях.

Разработанный урок - проблема направлен на решение следующих задач:

  • сформировать у студентов умения и навыки по решению задач с процентами по математике, развить их математические способности;

  • активизировать познавательную и творческую деятельность студентов;

  • способствовать развитию алгоритмического мышления студентов;

  • расширить представления студентов о сферах применения математики, сформировать устойчивый интерес к предмету;

  • убедить студентов в практической необходимости владения способами выполнения математических действий;

  • расширить сферу математических знаний, общекультурный кругозор студентов;

  • повысить качество знаний студентов по математике.

Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку. Поэтому сюжеты задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой. Задачи - являются средством, с помощью которого студенты получают дополнительную полезную информацию.

При решении задач рассматриваются следующие виды задач: определение процентного содержания компонентов в витаминных сборах; подготовка растворов необходимой концентрации из сухого вещества и жидких концентратов; на определение результата переработки вещества с известным процентным содержанием воды в вещество с другим процентным содержанием воды; определение статистических данных.

По окончании урока

студент должен знать: есть ли взаимосвязь математики с медициной, исторические сведения о процентах, о лекарственных растениях, определение процента и алгоритмы решения задач на проценты.

студент должен уметь: правильно формулировать алгоритмы решения задач на %; решать задачи медицинского значения.

В организации развивающего пространства видно преобладание заданий продуктивного характера, что четко прослеживается и подготовке информации к уроку самими студентами. Тем самым была создана ситуация, позволяющая студентам проявить свои способности, интересы, самостоятельность и инициативность.

В процессе проведения урока предлагается использование различных методов активизации познавательной и творческой деятельности студентов, а также различные формы организации их самостоятельной работы.

Использование презентации на уроке делает процесс обучения более ярким, наглядным динамичным. Повышается интерес к математике в целом. Студенты сами активно включаются в подготовку презентаций, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и других предметов.

Такая форма проведения урока позволяет организовать равноправное сообщество, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Методическая разработка может быть использована преподавателями на уроках как занимательный материал «Приложение математики» или как кружковое занятие по математике.

При разработке данного урока в зависимости от специфики подготовки специалистов можно внести дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения, материал урока и распределения времени.

Осуществляются межпредметные связи с биологией, информатикой, русским языком и специальными предметами (фармакологией, валеологией).

Методическая карта занятия

Дисциплина: Математика

Тема урока: "Приложение математики в медицине"

Время занятия: 90 минут

Форма проведения: урок - проблема

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

Образовательные - посредством моделирования приближенной к реальной жизненной ситуации определить взаимосвязь математики и медицины, конкретно обобщить и проверить знания и умения студентов по теме “Проценты. Решение задач”. Применение знаний по математике применительно к будущей профессии. Проверить вычислительные навыки и написание числительных.

Развивающие – развитие логического мышления, памяти, формирование умений анализа и синтеза полученных знаний, развитие абстрактного мышления, научить выделять главное, развивать математический кругозор. Формирование умения самостоятельной деятельности, развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности.

Воспитательные – на примере исторических сведений воспитать интерес к математике и ее приложения к медицине; показать значение математики как одного из основных средств познания окружающего мира. Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, прививать сознательное отношение к труду, формировать ответственность за конечный результат. Расширить знания о лекарственных растениях, воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни. Формирование коммуникативных умений студентов:

  • совершенствование познавательных действий по работе с дополнительными источниками информации (Интернет-ресурсами, периодической печатью);

  • приобретение умений и навыков ведения диалога, рецензированию ответов одногруппников, организации своей деятельности в коллективной работе.

Содержание и этапы урока:

  1. Подготовительный этап. Сообщение преподавателя (2 мин.)

  2. Постановка цели урока (1 мин.).

  3. Основная часть урока

    1. Решение задач (1-4)

    2. Доклад студента «История процента» (приложение 1)

    3. Стихотворение (приложение 1а)

    4. Сообщение преподавателя, постановка вопроса «Растения в жизни человека».

    5. Устный счет (задание 1-3)

    6. Презентация студента «Валериана лекарственная"

    7. Доклад студента «Из истории исследования полезных растений» (приложение 2).

    8. Индивидуальная работа (задание 4).

    9. Самостоятельная работа в группах (задание 5)

    10. Доклад студента « «О растениях из рецептов» (приложение 3)

    11. Доклад студента «» (приложение 3)

    12. Самостоятельная работа , эстафета по рядам (задание 6)

    13. Сообщение преподавателя, постановка вопроса «Жить или курить?»

    14. Решение задач (5-8).

    15. Доклад студента «О влиянии ядовитых веществ на организм человека» (приложение 4).

    16. Физкультминутка.

    17. Решение задачи «Определение своих энерготрат, после физических упражнений»

    18. Сообщение преподавателя «Математическая точность в медицине»

    19. Решение задач (9, 10).

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание

Формы и методы проведения урока:

  • Словесный (рассказ с применением диалога);

  • Наглядный (демонстрация презентации);

  • Частично – поисковый (самостоятельная работа с использованием раздаточного материала);

  • Информационно-педагогические технологии (использование ПК, мультимедийного проектора);

  • Элементы педагогического менеджмента (осуществление постоянного контроля за усвоением материала).

Приемы повышения внимания и интереса студентов:

  • Проблемная постановка вопросов, демонстрация презентации, чтение стихов, докладов, использование исторических фактов, выставление поурочного балла.

Межпредметные связи: биология, история, информатика, русский язык, и специальные предметы (фармакология, валеология).

Проверка качества усвоения материала:

Самостоятельная работа студентов с использованием раздаточного материала; самооценка студентов.

Оборудование, наглядные пособия, раздаточный материал:

презентация по теме «Проценты», «Валериана» в Power Point, ПК, мульмедийный проектор, CD – диск, колонки, карточки-рецепты с заданиями, карточки-рецепты с ответами, рисунки лекарственных растений, плакаты «Букеты цветов», таблица о домашних цветах, плакат «Справочные материалы», таблица «Суточная потребность в энергии лиц разных категорий труда (в килокалориях).

Основные компоненты урока:

  1. Организационный — организация группы в течение всего урока, готовность студентов к уроку, порядок и дисциплина.

  2. Целевой — постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

  3. Мотивационный — определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

  4. Коммуникативный — уровень общения преподавателя с группой.

  5. Содержательный — подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

  6. Технологический — выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного группы и т.п.

  7. Контрольно - оценочный — использование оценки деятельности студента на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

  8. Аналитический — подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Технологическая схема урока



«

17

Если человек в колледже не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать»  

Л.Н.Толстой

Ход урока

I. Подготовительный этап

Сообщение преподавателя. Добрый день, студенты группы …

Урок я хочу начать со следующих слов:

Много в мире научных открытий

Много в жизни великих идей,

Математика в полном величье

Открывает к познаниям дверь.

Ничего невозможно придумать,

Ничего невозможно понять,

Если формул гармония мудрых

Не поможет нам этого понять.

Современный человек должен понимать мир, в котором он живет. А что, как не математика, позволяет нам одним ключом открыть природу самых разных явлений, познать их сущность. Не потому ли древние греки, выбирая для нее название, остановились на слове «матема», что означает «знание»? И не за это ли немецкий математик Гаусс назвал ее «царицей наук?».

Немногие представляют себе, как огромна сфера действия современной математики.

Как вы думаете, может ли вам помочь в будущей профессиональной деятельности – математика?

(Ответы студентов).

Будучи студентами медицинского колледжа, рассмотрим математику применительно к медицине и постараемся ответить на вопрос действительно ли «Математика – царица наук?».

Девизом – напутствием пусть Вам служат слова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицу,

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится

Зато куда б ты ни попал,

И на какой распутице,

Дорога та, что сам узнал,

Вовек не позабудется.

Действительно только сознательное, продуманное, самостоятельное выполнение учебных заданий даст глубокие и прочные знании я по математике.

II. Постановка цели урока



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На уроках математики (2)

    Урок
    Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
  2. На уроках математики (3)

    Урок
    Су­ществуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация
  3. Урок разработан в свете требований новых фгос. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математики в 1 классе

    Урок
    - Вы, конечно же, помните правила игры. В эту игру играют парами. Каждый из игроков выбирает свои детали и складывает на наборном поле картинку. Эту картинку вам помогают сложить числа на наборных полях и математические выражения
  4. Уроки математики в школе

    Урок
    Удальцова, Н. Кроссворды и чайнворды по геометрии : 7 класс / Н. Удальцова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября») (Серия «Математика» ; вып 30).
  5. Использование средств наглядности на уроках математики примерное содержание

    Урок
    Примерное содержание: Принцип наглядности в обучении. Специфика математической наглядности. Анализ дидактических возможностей и обоснование целесообразности использования средств наглядности на уроках математики.

Другие похожие документы..