Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
- развитие навыков по самостоятельному анализу литературных источников, законодательно-нормативных документов, статистических материалов по проблемам...полностью>>
'Инструкция'
«Вам предлагается ответить на вопросы, касаю­щиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым с...полностью>>
'Статья'
5) требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребитель...полностью>>
'Лекция'
После смерти Дмитрия Донского в Москве стал править его сын Василий 1-й Дмитриевич (годы правления 1389-1425). В 1392-1393гг Василий 1-й присоединил ...полностью>>

Учитель литературы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА ЗА КУРС «ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» 2006-2007 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОЕКТ

«СМУТНОЕ ВРЕМЯ»

КОРОТКОВА ЛЮБОВЬ

АЛЕКСАНДРОВНА

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ БОЛТИНСКАЯ СОШ

Включение исследовательской деятельности учащихся в практику проведения уроков литературы по программе Т. Ф. Курдюмовой

От класса к классу доля самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в подготовке к урокам увеличивается, возникает необходимость поиска способов объединения этой работы с урочной системой. Одной из эффективных форм такого объединения является проектная деятельность.

Подготовиться к такому уроку за короткий период невозможно: материал не доступен широкому кругу читателей, был собран учащимися из газет, в ходе самостоятельного анализа внепрограммных произведений. Большой кропотливой работы потребовал от учащихся анализ критической литературы. На уроке ребята стараются осмыслить, какое место в русской литературе занимает творчество нашего знаменитого земляка, в чём особенность изображения писателем героя смутного времени. Такая работа учащихся помогает формировать гражданскую позицию старшеклассников.

Работа старшеклассников по литературному краеведению – хорошая возможность реализовать свои творческие способности через освоение родной культуры.

Для включения краеведческого материала в программу 8-9 классов делается акцент на тематическое и проблемное сходство произведений программы и краеведения. Работа учащихся по подготовке к уроку значительно усложняется – их мини-исследования о событиях смутного времени, о том, как происходило осмысление этих событий писателями в произведениях русской классики, сложились в проект, который и был представлен в форме урока-исследования.

При организации исследовательской деятельности учащихся важнейшее значение придаётся формированию коммуникативных навыков, оценочных позиций учащихся. В процессе работы сложился алгоритм руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературного краеведения.

1. Определение проблемы и объекта исследования.

2. Организация работы учащихся с текстом.

3. Проведение индивидуальных консультаций по теме: накопление и анализ необходимого материала, формулирование самостоятельных выводов.

4. Работа с критическими статьями, монографиями по изучаемой проблеме, их конспектирование, выписки из них, обзор их содержания.

5. Повторное обращение к анализу текста, переосмысление результатов анализа с учётом новых знаний.

6. Структурирование материала, формулирование основных положений работы.

7. Оформление результатов работы.

8. Подготовка выступления с работой.

Занятия учащихся исследовательской работой в области литературного краеведения способствуют развитию таких качеств личности, как готовность к восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству, помогают развить эмоциональную отзывчивость, образное мышление, что благотворно действует на внутренний мир человека, пробуждает потребность в творчестве

Характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков, но и от уровня развития учащихся. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, осуществляя руководство исследовательской деятельностью учащихся, следует уделять особое внимание развитию этих качеств, так как в литературоведческом исследовании важно и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя.

Проект «Изучение произведений писателей, художников, композиторов, отразивших период истории России, названный «Смутным временем».

Творческое название проекта «Смутное время»».

Данный проект разработан с целью приобщения учащихся к культуре малой родины.

Проект исследовательский, межпредметный, краткосрочный, рассчитан на учащихся 8--9-х классов. Предметные области проекта: литература, история, изобразительное искусство, музыка.

Дидактические цели проекта:

формирование представления о культуре родного края через приобщение к исследовательской работе в области литературного краеведения;

обучение приёмам исследования творчества писателей, художников, композиторов, земляков.

Основополагающий вопрос проекта:

Как происходило осмысление событий Смутного времени в произведениях искусства?

Проблемные вопросы проекта:

  • Какой промежуток времени и почему назван в истории Смутным временем?

  • Как в творчестве поэтов и писателей отражены события Смутного времени?

  • Какие произведения местных авторов наиболее талантливы по мастерству изображения процессов, происходящих в обществе в период Смутного времени?

  • Что повлияло на тематику живописных работ художников, показывающих события Смутного времени?

  • Какие черты Смутного времени нашли отражение в музыкальных произведениях об этом периоде в истории России?

  • Какое значение имеет изучение событий Смутного времени для наших современников?

В ходе реализации данного проекта ученики могут выполнить работы по следующим темам:

  • Историки о Смутном времени.

  • М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»: разрушение традиционного для России уклада жизни во времена опричнины.

  • Тема патриотизма и лжепатриотизма, ответственности власти за кровопролития в повести В. А. Замыслова «На дыбу и плаху».

  • Черты русского национального характера в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный».

  • Отражение пушкинского понимания причин смуты в опере «Борис Годунов».

  • «Застывший миг времён минувших»: живописные полотна о Смутном времени.

Отчёт о выполнении проекта проходит в форме интегрированного урока и последующего выпуска видеопрезентации.

План урока по проекту «Смутное время»

1. Звучит песня в исполнении группы Кипелова «Смутное время».

2. Вступительное слово учителя о том, что певцы взяли термин «смутное время» из истории. Какой период жизни российского общества так назван?

3. Выступление учащегося с исторической справкой (она может быть подготовлена по учебнику истории под редакцией Б. А. Рыбакова, 7 класс, стр. 126).

4. Понять, что происходило в российском обществе тех лет, помогают не только историки, но и писатели, которых интересовали не столько достоверные факты жизни того времени, сколько восприятие этих событий разными людьми.

Выступление учащихся с работой «М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»: разрушение традиционного для России уклада жизни во времена опричнины», в которой они проводят сравнительный анализ текстов М. Ю. Лермонтова и «Домостроя».

5. Коллективное составление характеристики главного героя романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» на основе анализа эпизодов (отбор материала и составление вопросов выполняется группой учащихся под руководством учителя – пример аналогичной работы см. в учебнике Т. Ф. Курдюмовой, 8 класс., стр.267-307).

6. Чувства, кипящие в душах людей, наиболее ярко выражает музыка. Выступление учащегося с работой «Отражение пушкинского понимания причин смуты в опере «Борис Годунов».

7. Наша ярославская земля – сердце России. Писатель-историк Валерий Александрович Замыслов подарил читателям очень короткую, но ёмкую по нравственному содержанию повесть «На дыбу и плаху» (Выступление учащегося – см. приложение).

8. Выполнение учащимися творческих работ «Застывший миг времён минувших» - написание отзывов о картинах художников на темы Смутного времени. Возможно создание своих иллюстраций к произведениям на тему урока.

9. Составление общего ответа на основополагающий вопрос проекта «Как происходило осмысление событий Смутного времени в произведениях искусства?»

Обсуждение: какое значение имеет изучение событий Смутного времени для наших современников?

Объединение уроков литературы и результатов исследовательской работы по литературному краеведению наиболее успешно можно провести через овладение методом проектов. На обычных школьных уроках создаётся ситуация, когда учащиеся находят точки соприкосновения школьной программы с краеведческим материалом. Это побуждает их к выполнению исследовательских работ, которые, при условии накопления материала по теме, складываются в проект. А он, в свою очередь, может быть представлен в виде презентации, интегрированного урока или в иной творческой форме. Урок – исследовательский проект – презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду – творческий отчёт (урок). Такой метод освоения проектной деятельности в методике назван турбион-технологией. 1 Цель этой технологии – соединение внеурочной и урочной деятельности учащихся и включение результатов исследовательской деятельности в содержание учебного материала.

Особенно ценным для нашей ситуации в турбион-технологии является то, что взаимодействие исследовательских проектов и уроков происходит в процессе формирования общеучебных умений: составление плана, анализ текста, конспектирование, приобретение недостающих знаний из различных источников, выделение главного, формулирование проблемы, развитие исследовательских навыков.

Применение турбион-технологии способствует созданию условий для естественных диалоговых отношений между учащимися на уроке. Общение на уроке – это тоже творческая деятельность, нелегко научиться задавать корректные вопросы. Учебный диалог – это совместный поиск истины на уроке, вовлечение в учебный диалог пассивных учащихся способствует их развитию, пробуждению желания попробовать свои силы в творчестве.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ В. А. ЗАМЫСЛОВА «НА ДЫБУ И ПЛАХУ»

Автор Худайбердиева Дарья, 9 класс

Болтинская СОШ

Научный руководитель Короткова

Любовь Александровна, учитель

литературы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Вступление. Цель и задачи работы……………………………………………………3

  2. Художественные особенности повести В. А. Замыслова «На дыбу и плаху»……..5

    1. Оценка творчества В. А. Замыслова критиками…………………………………….5

    2. Вехи жизни и творчества писателя…………………………………………………..5

    3. Общая характеристика повести………………………………………………………6

    4. Влияние проблематики на систему образов повести……………………………….7

    5. Средства создания образов в повести………………………………………………..9

  3. Заключение. Значение повести В. А. Замыслова «На дыбу и плаху»……………...12

  4. Список литературы…………………………………………………………………….13

  5. Приложения…………………………………………………………………………….14

  1. ВСТУПЛЕНИЕ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Интерес к творчеству Валерия Александровича Замыслова вызван тем, что в одной из статей о нём он назван «волшебником русского слова, самым известным ярославским писателем». Мы решили выяснить, имеют ли его жизнь и творчество какое-то отношение к Рыбинску. Оказалось, что Валерий Александрович ростовчанин, пишет повести и романы на историческую тему, что его биография с Рыбинском не связана. В его произведениях очень интересно рассказано об истории Руси, о событиях, касающихся ярославской земли.

Цель моей работы – показать своеобразие творческой манеры В. А. Замыслова на примере анализа художественных особенностей повести «На дыбу и плаху».

Ход работы был определён решением нескольких задач.

Найти статьи о творчестве В. А. Замыслова, изучить, как его творчество оценивают критики.

Познакомиться с содержанием повести, выполнить её анализ и отобрать материал, касающийся темы работы.

Определить отличительные особенности его творческой манеры и привести примеры использования средств создания образов в повести.

Работа имеет практическое значение. Материал помогает лучше узнать некоторые периоды истории, которые изучают на уроках, делая их понятными, интересными. С этой работой можно выступать перед учениками на занятиях краеведческого кружка, на музейных занятиях, показывая, как история нашей земли связана с историей всей страны.

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТИ В. А. ЗАМЫСЛОВА «НА ДЫБУ И ПЛАХУ»

2.1. ОЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА В. А. ЗАМЫСЛОВА КРИТИКАМИ

В литературе о жизни и творчестве В, А, Замыслова критики говорят о нём как о человеке ярком, сильном духовно, целеустремлённом, требовательном к себе. Они подчёркивают профессионализм его как писателя, самобытность, выразительность языка его произведений, правдивость созданных им образов.

Создать представление о нём как о писателе больше других мне помогли работы нашего земляка Михаила Александровича Рапова и главного исследователя его творчества доктора филологических наук, доцента Калининского университета, критика-литературоведа В. А. Юдина. Приведу примеры некоторых отзывов о творчестве Валерия Александровича Замыслова.

Владимир Юдин в книге «Истории малиновые звоны» пишет: «Проза Валерия Замыслова восполняет те чудовищные пробелы в нашем сознании, что прямо связаны с невежественным отношением к прошлому, к памяти предков. Писатель страстно верит в силу русского народа, в его крепкий духовный стержень, в способность к национальному возрождению». «Память предков», по-моему, это то, что должно жить в душе русского человека и вызывать чувство гордости за свою страну и желание ни в чём не уронить её чести, ведь жизнь родины и жизнь каждого человека неотделимы.

Историк В. В. Каргалов пишет, что Валерий Замыслов показывает особенный взгляд на борьбу крестьян с угнетателями. Бегство крестьян из центральных уездов на окраины страны «за волей» - это не проявление антифеодальной борьбы, геройство, а обречение родной земли на запустение: «Ну подадимся в бега, сёла покинем. А кто же тут будет? На кого Русь оставим?» В. В. Каргалов нашёл самую актуальную тему в творчестве В. А. Замыслова. Пробуждать в сердцах современников ответственность за родную землю – вот самое главное в исторических романах Валерия Замыслова.

Михаил Рапов (его поддерживают знаменитый писатель Василий Белов, редактор «Литературной России» Эрнст Сафонов) как главные черты прозы В. Замыслова отмечает бережное отношение к историко-культурному наследию России, знание быта, нравов, психологии предков, их языка и веры.

2.2. ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

Валерий Александрович Замыслов родился 1 января 1938 года в деревне Абатурово Нижегородской области, в большой крестьянской семье. Его дед – бурлак-«зимогор». С 10 лет Замыслов жил на ярославщине, в голодное военное детство был подпаском, потом плугарём-прицепщиком, трактористом, комбайнером, со студенческим отрядом осваивал целину. Именно там за своё пристрастие к писательскому труду получил прозвище Валерка-писатель. В 1967 году поселился в Ростове, работал редактором газеты «Путь к коммунизму».

В 1970 году после публикации первого романа «Набат над Москвой» Валерия Замыслова приняли в Союз писателей России. Это роман о Соляном бунте 1648 года. Следующая часть повествования – о Медном бунте 1662 года «И шли они из Ростова Великого…»

Роман «Иван Болотников» дважды выдвигался на соискание Государственной премии России. Международная академия психологических наук рассмотрела российскую историческую прозу и избрала В. А. Замыслова Почётным академиком, что «свидетельствует о высоком признании как яркой личности… в чьих трудах нашли высокохудожественное отражение история и психология русского народа… это даёт право считать Валерия Замыслова писателем мирового значения».

В 1997 году Валерий Александрович удостоен звания Лауреата областной литературной премии имени И. З. Сурикова. Он Заслуженный работник культуры.

Признание читателей получила и дилогия «Князь Василько» и «Княгиня Марья» - романы о ростовских правителях просвещённых, мудрых, стремившихся к объединению всех русских княжеств, к укреплению Руси как государства. К тысячелетнему юбилею Ярославля В. Замыслов хочет подарить роман о Ярославе Мудром.

2.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕСТИ

Среди произведений В. А. Замыслова особое место занимает повесть «На дыбу и плаху». В ней затронуты все проблемы, поднятые автором в произведениях, написанных раньше. В повести показаны быт, нравы, образ мысли, нравственность, культура предков, живших во времена Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова.

Прошлое России трагично и поучительно. Автор повести не включает в сюжет свои комментарии событий. О времени и о героях мы узнаём, погрузившись в атмосферу «смутного» времени. Достигается это тем, что повествование ведётся от лица героя, о котором рассказывается. Это приближает героя к читателю во времени, влияет на композицию повести. Восемь глав расположены так, что читатель видит, под влиянием чего происходили изменения в истории страны.

Система образов повести проста. Это правители Руси – главные герои повести, их близкие, соратники и враги – эпизодические персонажи, о которых в повести говорится, чтобы показать, как верная служба на благо родины возвысила их, как близость к власти, к государю погубила, несмотря ни на какие их заслуги перед родиной. И композиция, и система образов подчинены автором решению ряда важных проблем не только истории, но и современности.

Автор не ставит задачу как можно подробнее передать события «смуты», он показывает, какие замыслы руководили людьми того времени, под влиянием чего созревали убеждения и поступки героев. В маленьком по объёму произведении рассказано о многом. Это проблема борьбы за власть, приводящей к уничтожению соперников, проблема верности долгу и предательства ради спасения жизни или корысти. Это проблема чести и совести человека, ответственности за благополучие семьи и процветание рода. Эти и многие другие проблемы автор решет своеобразно, заставляя по-новому посмотреть на известные всем факты истории, почувствовать ответственность за всё, что происходит в жизни.

Создавая образы своих героев, В. А. Замыслов использует самые простые, привычные для читателя приёмы. Он показывает, как воспитывали ребёнка в детстве, как ведёт себя герой в минуты принятия важных решений, в минуты радости, разочарования, потерь. Наиболее важными для раскрытия характера героя являются те эпизоды, где герой находится наедине с самим собой, поэтому очень честен, откровенен. Это молитвы героев, раздумья, сны. Пейзажи и интерьеры в повести тоже помогают точнее понять характер героев. Самым любимым и часто используемым выразительным средством языка для В. А. Замыслова являются фразеологизмы, сравнения, эпитеты. Они показывают жизненный опыт героев, отношение к ним автора.

2.4. ВЛИЯНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВ ПОВЕСТИ

В начале повести автор использует интересный приём, чтобы читателю сразу стало ясно, какая из затронутых проблем главная. Первая глава начинается с внутренней исповеди Бориса Годунова, стоящего перед царским троном, к которому он приблизился по кровавой дороге. Героя ужасает страшная цена власти. Это не только жизни уничтоженных на пути к власти людей, но и страдающая от насилия душа самого Бориса. В такой ситуации описание трона становится символическим и означает власть на Руси вообще. Это олицетворение мощи державы: «Высокий трон был из чистого серебра с позолотой, над троном – балдахин, увенчанный двуглавым орлом с распущенными крыльями, вылитыми из золота; под балдахином золотое распятие с огромным восточным топазом, над креслами – икона Божьей Матери, осыпанная драгоценными каменьями». В этом описании символически скрыта суть повести. Власть на Руси благословлена Богом, но, по мнению автора, это означает огромную ответственность за то, как царь правит страной,. Русь раздирает крамола, и власть полностью несёт ответственность за эту крамолу. В чём автор видит её причины?

Главная причина крамолы на Руси – борьба за трон. «Покуда скудоумный государь Фёдор Иоаннович молился, тешился медвежьей травлей, Годунов принимал иноземных послов, заседал в Думе, разбирал дела московских приказов», - так думал боярин, честно признаваясь себе, что трон искушал и манил его не только ради служения народу, но и ради тщеславия, корысти. Ведь трон, по мнению Годунова, - это, прежде всего, влияние на людей и события. Боярин кается:«Господи, прости. Укроти дьявольский глас! Не искушай… Сколько греха и крови довелось узреть, чтобы приблизится к трону! Рубил головы, травил ядом, душил… Боже милосердный! А надо ль было принимать столь тяжкий грех?!» Эти слова можно считать выражением авторского мнения о проблеме.

Автор показывает не только хорошие стороны характеров героев, но и плохие. Жестокость, кровопролитие на пути к власти пугают, удерживают власть в руках одного правителя тоже жестокими способами. Автор показывает, кто действовал ради интересов родины, а кто ради корысти. Например, царь Иван Грозный показан в повести с разных сторон: «По Руси гулял опричный топор. Пытки, плахи, кровь. Неистовствовал самодержец. Царь выметал боярскую крамолу». Не доверял он никому, даже самые близкие и верные ему люди погибали в муках и позоре. Царь, заподозрив в измене, забывал все прежние заслуги. Он считал, что только мощная власть усмирит недовольство внутри страны, остановит иноземных врагов.

Жизнь Ивана Грозного показана с детства. С тех пор, когда мальчик осознал свою ненависть к боярам, погубившим его мать, Елену Глинскую (они очень были рады её смерти). Иван выращивал в сердце месть, делавшую его сильным, способным на борьбу: «Сам накажу! Войду в лета – Шуйским головы отрублю». Именно ненависть и жестокость помогли выжить «одинокому зверёнышу». Не внимал двенадцатилетний Иван урокам любящей няньки: «Правь державой благочинно да со смирением».

В 16 лет, кинув дикие забавы, царь занялся укреплением Руси: «Худо мы живём, худы наши законы и судебники… Рать нужна могучая… Засилье бояр велико». В. Замыслов так рассказывает о делах государя, что забываются его злодеяния и видна польза для державы.

В борьбе внутри страны царь надеялся на поддержку церкви, которую он укреплял, подкупал. Совершив немало зверств, царь много молился. Заподозрив брата Владимира Старицкого в том, что тот хочет занять престол, Грозный идёт на тяжкий грех – братоубийство: «Господь не простит… Стану денно и нощно молиться, одарю попов и игуменов золотом. Пусть святые отцы за меня порадеют. Бог всемилостив». Иван начал суд и над теми, кто, по его мнению, мог быть сторонником брата: «…обвинённых привязывали к саням, волокли к Волховскому мосту и бросали в реку. Жён и детей их бросали туда же, связавши им руки и ноги, младенцев – привязавши к матерям… ТАК ДЕЛАЛОСЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЯТИ НЕДЕЛЬ. Страшен был новгородский погром. От рук опричников погибли тысячи людей».

Правдиво автор показал, как на Руси рождалась измена. Боясь гнева царя, многие, спасая свою жизнь, бежали за рубеж. Но даже такая причина, по мнению автора, не оправдывает тот вред, который предатели наносили своей стране. Например, Андрей Курбский раскрыл военные планы Ивана Грозного, что привело к огромным потерям в войне с Литвой. Невольно встаёт вопрос: что же хуже для Руси – свирепство царя против крамольников или измена корыстолюбца и труса? Автор ни на чью сторону не встаёт, он считает, что время и народ рассудят справедливо.

Народ уже тогда считал царя своим заступником от грабивших их бояр. В. Замыслов показывает, как испугалась знать отречения царя от престола, боялись они гнева черни. Заканчивает автор рассказ об Иване Грозном пояснением, почему во время его правления было столько жестокости. Гибли своевольцы.

Все правители были лишь последователями Ивана Грозного и в жестокости расправ над врагами, и в великих государственных делах. О Фёдоре Иоанновиче в повести говорится очень коротко, а вот о том, как к власти шёл Борис Годунов – подробно.

Отец в Борисе души не чаял как в подолжателе рода, который когда-то был очень знатным, обеднел и потерял влияние, оказался отодвинутым от престола и от власти. После смерти отца Бориса воспитывал дядя и сделал его образованным, дальновидным, хитрым. Дядя согласился пойти в опричники, чтобы приблизиться к престолу, он и племянника устроил при дворе. Царь очень полюбил начитанного отрока. Но в характере Бориса уже тогда были заметны недостатки. Дядя думает, что он не ратоборец, не любит лезть в свары, то есть стремится побеждать не силой, а хитростью. В 16 лет Борис уже стал при царе постельником, поэтому получил возможность поучиться у Ивана Грозного политической дальновидности. Царь ждал от Бориса помощи в очень полезном деле. Он хотел с помощью образованного Годунова создать на Руси типографии, чтобы все книги были на славянском языке.

Верная служба царю требовала от Бориса храбрости, ведь прямо на глазах гибли один за другим ближайшие люди царя: Щенятева сожгли на костре, Челядина сначала, как шута, переодели, а потом его на глазах у всего двора зарезал по приказу царя Малюта Скуратов. Годунов понимал, что эти люди не изменяли, их оклеветали. Годунов хотел заранее обезопасить себя от такой участи. Он постарался разными способами завоевать поддержку разных людей, а самое главное – надёжную поддержку Малюты Скуратова. Борис женился на дочери Скуратова, а позже его сестру обвенчали с царевичем. Так Борис Годунов получил возможность бороться за престол. По мнению автора, такая семейственность и повлияла на русскую историю «смутного» времени.

В. Замыслов показывает, как Борис Годунов старался разобраться в смуте и кознях, кипевших вокруг него. Он дружил с опекунами молодого царевича, но эту дружбу не хотел показывать. Через сестру Ирину, жену царевича Фёдора, рассчитывал управлять страной. Борис наветами убирал соперников, как и он стремившихся к трону, и люди продолжали гибнуть, как и при Иване Грозном. Годунов сначала заручился поддержкой и дворян, и бояр, а затем стал думать, как остановить бегство мужиков от дворян, которое ослабляло экономику страны. После смерти царя Фёдора Годунов, как и Иван Грозный, в борьбе с врагами старался опираться на поддержку церкви. Царевич Дмитрий был сослан со всеми своими родными (Нагими и Битяговскими) в Углич. Под давлением Годунова церковь объявила Дмитрия незаконнорожденным, потому что царю разрешалось вступать в брак не более трёх раз. Дмитрий – сын царя от седьмого брака.

Смерть царевича показана автором как случайность, а не убийство. Пострадав от приступа болезни, он упал на нож во время игры с другими детьми. Его мать в горе специально натравливала народ на врагов своих, как на убийц сына. Город был объявлен крамольным, даже колокол, который созвал жителей на бунт, был сослан в Сибирь.

После смерти Фёдора Борис много молился об отпущении грехов и о наставлении на новые деяния. Но свары раздирали Русь, это время автор назвал самым смутным в истории России.

В. А. Замыслов заканчивает свою повесть необычно, как и начал. Он подчеркнул, что в судьбе Бориса как царя самую большую роль сыграли не его сторонники или враги, а народ. Борис хорошо знал нрав простолюдинов, и когда его попросили на царство, отказался вступить на престол. Именно это и повернуло симпатии народа в сторону Бориса, по сравнению с другими его соперниками. По мнению автора, именно народ настоял на том, чтобы Борис стал государем всея Руси. Народ в повести показан хоть и тёмной, хоть и управляемой, но самой мощной силой на Руси.

В небольшой по объёму повести автор раскрыл много важных проблем: ответственности власти за крамолу на Руси, верности, любви к родине и измены, предательства, долга и корысти на службе государю, чести и совести, храбрости и трусости, семьи и воспитания. Решение этих проблем определило выбор средств создания образов в повести.

2.5. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ

Для стиля Валерия Замыслова характерна краткость выражения мыслей, поэтому в раскрытии характеров героев повести «На дыбу и плаху» он как самое выразительное средство использует художественную деталь. Она не только помогает представить героя , но и раскрывает его внутренний мир.

Например, когда Борис поймал себя на мысли, что он больше всего на свете хочет занять трон, он «вздрогнул и побледнел», ему показалось, что у трона «веяло холодом и смутной тревогой». Эта деталь показывает, что умный, образованный человек понимает, что в борьбе за власть он может погубить свою душу.

Одним из самых красивых в повести я считаю эпизод катания маленького Бориса на лошадях зимой. Когда автор описывает состояние мальчика, выпавшего из возка на крутом повороте, он пишет: «Губы Бориски тряслись, глаза негодовали». Эта деталь подчёркивает противоречивость и силу характера мальчика, который не любит показывать свою слабость, хочет выходить победителем из трудной для него ситуации любой ценой, даже несправедливой.

Совсем другим показан Борис, когда он обдумывал свой путь к трону. Он затворился в покоях и на лице его «застыло напряжение», «Бориска заметался, думал ночи напролёт», думы его «тяжкие», «камнем легли на сердце».

Похожие приёмы использует автор, рисуя противоречия в характере Ивана Грозного. Например, показывает, как рождается злость в душе Ивана: «…побледнев, нервно закусил губу, резко поднялся, подбежал к Шуйскому и, что есть силы, ударил посохом по спине». Неуравновешенность нрава царя показана и на пиру: «Изрядно опьянев, царь пустился плясать со скоморохами, на совет боярина уняться не сдержался: «У Ивана, давно уже не знавшего возражений, перекосилось лицо».

Очень выразительный портрет Грозного, когда он был потрясён изменой Курбского: «Обезумевший, разом постаревший, царь в неуёмной ярости метался по дворцу, не видя перед собой ни слуг, ни присмиревших бояр… Три недели пребывал в горячечном бреду, пугая своими безумными, отрешёнными глазами людей». Думаю, что автор хотел подчеркнуть, каким тяжёлым для человека даже с сильным характером кажется груз власти. Царь потерял сон и покой, он скорбит или его распаляет необуздываемый гнев.

Представление о быте, нравах героев повести, образе их мыслей было бы неполное, если бы автор не использовал и такие приёмы, как изображение интерьера, вставные эпизоды, например, сон, молитва, исповедь.

Описывая Кремль, Замыслов не рисует величавые башни и стены, он показывает, что происходит там: «На Постельном крыльце место шумное, бойкое, спозаранку толпились здесь стольники и стряпчие. Дворяне московские и уездные, , иные пришли по службе, дожидаясь начальных людей, другие же – из праздного любопытства. Тут зычные бирючи извещали о войне и мире, о новых налогах, об опале бояр и казнях крамольников. Толчея, суетня, гомон».

Покои царя – это то место, где он чувствовал себя защищённым: «Покои были освещены серебряными настенными шандалами, двумя паникадилами, висевшими на цепях, обтянутых красным бархатом. В переднем углу стояли небольшая икона и поклонный крест. Иконостасов в постельной не держали».

То, что боялся высказать люд, говорит юродивый – этот приём использовали многие авторы. Юродивый Прокофий как будто обращается к осуждённому крамольному колоколу, но мне в этих словах слышится обращение ко всей Руси: «Обижают тебя, родименький… Больно тебе, кровушкой исходишь. Вон и язык твой вырвали. Горе Руси!»

Автор показывает, как герои молятся, ведь именно в эти минуты они откровенно показывают Богу, какие они есть на самом деле. Необычно молится Борис Годунов. Он сознаёт греховность своей жизни и поступков, но всё-таки надеется на поддержку Бога, потому что раньше были благословлены на правление люди, ещё более грешные, чем он: «Все эти годы ты не оставлял меня. Я ж был твоим верным рабом и всегда был щедр к тебе. Не я ль больше всех одаривал обители? Не я ль осыпал милостями нищих? Не забудь то, Господи!»

Из-за подбора деталей портреты героев, описания событий получились краткими, но выразительными. Эти детали заставляют обратить внимание на язык повести. Он простой и самобытный, но понятный без словаря. Например, эпитеты не повторяются: скудоумный, оскудевший, смурый, кичливый, дюжий, худой и другие.

Самым любимым средством выразительности языка у В. Замыслова являются фразеологизмы. Их в повести много во всех главах, например: три шага до трона, купечество плетёт козни, стрелой помчали кони, лететь будто по воздуху, повёл плечами, кубарем свалился, было да былью поросло, лезть в свару, души не чаял, глаз налился кровью и другие.

Создать представление у читателей о времени невозможно было бы без устаревших слов. Вот пример из первой главы повести: ропщет, тяглецы, докучали, чернь, беглые дела, медвежья травля, разбойные ватаги, служилые люди, благолепие, узреть, гикнули, борзей, сустречь, намедни, костерил, поглумиться, сродники, покуда, урядливо.

В повести «На дыбу и плаху» В. А. Замыслов не только правдиво передал особенности «смутного» времени на Руси, но и как настоящий мастер слова сумел точно подобрать средства выразительности и умело передать мысли героев, состояние их в решающие минуты жизни.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ В. А. ЗАМЫСЛОВА «НА ДЫБУ И ПЛАХУ»

В повести «На дыбу и плаху» Валерий Александрович Замыслов проявил себя и как знающий историю специалист, и как человек, уважающий мудрость предков. Он проанализировал поступки исторических лиц так, что становятся понятными причины, толкнувшие героя на гнев, убийство, предательство или, наоборот, на геройство, стойкость в вере, сохранение чести, преданность родине.

Повесть учит современного человека быть настоящим патриотом, мужественно признавать тёмные стороны родной истории, гордиться грандиозностью деяний правителей во благо страны. Повесть предостерегает о том, что нужно беречься от пороков, которые губят души людей: от властолюбия, жестокости, корысти, трусости.

По мнению писателя, русский человек свободолюбивый, сильный духом, мужественный, добросердечный, но страшный в гневе, несгибаемый в борьбе.

Повесть начата словами: «А надо ль было принимать сей тяжкий грех?» Они заставляют задуматься над важной проблемой – об ответственности власти за крамолу на Руси, за «смутные» времена. В этом главное достоинство повести.

В дальнейшем хотелось бы прочесть и другие произведения В. А. Замыслова и составить словарик устаревших слов, употребляемых автором.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волшебник русского слова./ В кн. В. А. Замыслов Ростов Великий: историческая дилогия. – Ярославль, 2001.

  2. Гонозов О. Внук бурлака. – «Золотое кольцо», 27 декабря 2002.

  3. Рапов М. набат над Москвой. – неизвестный источник.

  4. Юдин В. История не терпит суесловья. – «Северный край», 9 января 1998.

  5. Юдин В. Истории малиновые звоны. – М. 1998.

  6. Юдин В. На кого Русь оставим? – «Северный рабочий», 13 июля 1991.

1 Веденеева Т. Е.Проектная технология в системе личностно ориентированного образования в школе. – ж. «Дидакт», 2002, №1, с. 32-39.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учителю литературы! Эпистолярное наследие антона павловича чехова

    Документ
    Из неповторимых чеховских писем мы узнаем об общественной и личной жизни Антона Павловича, о его отношениях с Толстым, Андреевым, Куприным, Буниным, Горьким, о работе над литературными произведениями.
  2. Литература. 8 класс, историко-юридический профиль. Учитель литературы Бардокина Т. М. Учитель истории Марчукова Н. Г. лицей №44 г. Липецк. Программа Курдюмовой Т. Ф.(модифицированная). Учебник

    Урок
    - тексты писателей: А. Герцен "Былое и думы" (Издательство Детская литература 1976 г.), Н. Помяловский "Молотов", "Очерки бурсы" ("Избранное" Издательство Советская Россия 1980 г.
  3. Учитель истории Астраханцева Е. В., учитель литературы Глебова Л. К

    Документ
    Учитель истории - Астраханцева Е.В., учитель литературы Глебова Л.К., учитель музыки - Аверченко Л.Ю., учитель изобразительного искусства - Чуднова Н.
  4. Книга предлагает учителям литературы варианты использования экран­ных и звуковых средств при изучении произведений различных родов литера­туры в 5-7-х классах в зависимости от уровня развития учащихся, возмож­ностей учителя

    Книга
    Книга предлагает учителям литературы варианты использования экран­ных и звуковых средств при изучении произведений различных родов литера­туры в 5—7-х классах в зависимости от уровня развития учащихся, возмож­ностей учителя.
  5. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы

    Урок
    Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.

Другие похожие документы..