Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Президентом Российской Федерации 11 июля 2011 года подписан Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об админис...полностью>>
'Публичный отчет'
2.3. Организационные проекты развития инновационных структур и инновационная деятельность в научной сфере ТГУ. Новые формы управления и организации п...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа пос. Красный Яр муниципального образования « Гвардейский район» Калин...полностью>>
'Публичный отчет'
Проведите сравнительный анализ основных положений международных стандартов финансовой отчетности с их российским аналогами. Определите общие черты и ...полностью>>

Практическая работа «Экология: основные закономерности. Биосфера»

Главная > Практическая работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Практическая работа «Экология: основные закономерности. Биосфера»

Цель. Сформировать знания об организации биологических систем на биогеоценотическом уровне; углубить знания о структуре и функциях биогеоценоза, потоках энергии и круговороте веществ в биогеоценозах; сформировать знания о биосфере как глобальном уровне организации биологических систем.

Ход работы.

1. Экологические факторы

1) Характеристики экологических факторов:

Экологические факторы (определение):____________________________________________________

Абиотические

Биотические

Антропогенный

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

2) Закономерности действия экологических факторов



На основе схемы действия экологического фактора сформулируйте ответы на вопросы:

  1. Что такое «лимитирующий фактор»? Дайте свою формулировку закона минимума Ю.Либиха.

  2. Что такое биологический оптимум»? Сформулируйте закон биологического оптимума.

  3. Какие виды организмов называют «стенобионтами», какие - «эврибионтами»?

  4. Являются ли приспособления организмов к отдельным факторам среды независимыми друг от друга? Ответ поясните на примерах.

  • Экология курс

/dlrstore/ee76ce85-0d71-499c-99b3-fd5e2196e4b2/KODO_main.pps

  • Группы экологических факторов

/dlrstore/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/483.swf

/dlrstore/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/482.swf

/dlrstore/7bb43fb0-a639-4573-a85e-069fdd311e16/%5BBIO6_01-04%5D_%5BIM_03%5D.swf

/dlrstore/252705bb-6233-411a-b82f-dacb860f9721/%5BBIO10_02-15%5D_%5BQS_02%5D.html

  • Лабораторная работа Влияние экологических факторов на развитие корней

/dlrstore/66fcbb28-f4ab-4760-8d64-2570e206b168/[BI6RA_5-04]_[IL_06]-t1.html

  • Интенсивность факторов среды

/dlrstore/0000052f-1000-4ddd-4461-200046bc4352/241.swf

2. Основные абиотические факторы и их значение для организмов

Заполните таблицу:

Абиотические факторы

Проявление приспособленности к фактору

Свет

Фотопериодизм —

Длиннодневные растения —

Короткодневные растения —

Биологические часы —

Температура

Гомойотермность —

Пойкилотермность —

**Правило Аллена —

**Правило Бергмана —

**Правило Глогера —

Влажность

Ксерофиты –

Склерофиты –

Суккуленты –

Эфемеры –

Эфемероиды –

Гигрофиты –

Гидрофиты –

Гидатофиты –

3. Биотические факторы и их значение для организмов

  • Биотические факторы

/dlrstore/00000757-1000-4ddd-54cd-0800475d430c/491.swf

  • Комменсализм

/dlrstore/762fec55-40fb-5bb4-5946-ceead19a6352/00124995192426284.htm

  • Мутуализм

/dlrstore/69cccf4f-be31-5fdc-9d18-f5db34ef1844/00124995190363264.htm

  • Паразитизм

/dlrstore/35d8e73f-6025-53c0-841c-8e375e304400/00124995196645319.htm

  • Взаимоотношения между организмами

/dlrstore/0000052b-1000-4ddd-4bbb-180046bc434d/252.swf

  • Типы биотических отношений

/dlrstore/ef23080a-0216-49a9-a335-008996498751/%5BBIO7_01-02%5D_%5BPT_03%5D.htm

  • Многообразие связей в биогеоценозах

/dlrstore/8338365f-9b24-40f7-85f5-b6e4de96d8b6/%5BBIO10_03-19%5D_%5BIM_04%5D.swf

  • Формы сосуществования организмов

/dlrstore/82678cce-e4cd-0e55-da70-96a458aee189/00124995209254392.htm

1) В 1932 г. советский ученый Г.Ф.Гаузе предложил принцип исключения. К какому типу взаимодействий он относится? Сформулируйте принцип Гаузе.

  • Конкуренция

/dlrstore/0000052d-1000-4ddd-268e-470046bc434e/251.swf

  • Правило конкурентного исключения Гаузе

/dlrstore/6425d979-6337-7ff1-6cd0-0f5d8d1561e1/00120073431622823.htm

  • Варан и удавчик

/dlrstore/78d79bdf-aac1-70b9-bcda-c7f370dccbc0/00125581683884206.htm

2) Заполните таблицу:

Тип взаимодействия

Общий характер взаимодействия

1. Нейтрализм

2. Конкуренция

3. Аменсализм

4. Паразитизм

5. Хищничество

6. Комменсализм

7.Протокооперация

8. Мутуализм

0

-

-

+

+

+

+

+

0

-

0

-

-

0

+

+

3)Ответьте на вопросы:

  1. В каком случае экологически близкие виды уживаются в одном сообществе?

  2. На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков, мидий и морских блюдечек, сидячих рачков, морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника – крупная морская звезда, которая больше всего поедала мидий. Чтобы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти. Какой вывод можно сделать о роли хищников в сообществах на основании этого факта?

  3. Назовите виды растений и животных, которые выступают конкурентами по отношению к человеку в его сельскохозяйственной и промысловой деятельности

4. Экологическая характеристика вида и популяции

1) Составьте перечень показателей, определяющих экологическую характеристику популяции

2) Изучите кривые выживания. В популяции какого типа - А или Б – нужна большая скорость размножения для поддержания стабильной численности? Ответ поясните.

А Б

3) Изучите возрастные пирамиды популяций. Объясните, по каким динамическим показателям различаются популяции А и Б.

  • Динамика возрастной структуры полевки

/dlrstore/6438e721-f5df-4f31-bfe4-e5f4d46c3d61/%5BBIO9_09-54%5D_%5BTI_02%5D.html

4) Возрастная структура популяции

Выполните задание:

У зябликов в период от весеннего прилета до вылупления птенцов около 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На двулетних приходится 22%, трехлетних – 12%, четырехлетних – 8%, пятилетних – 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет.

Начертите возрастную пирамиду зяблика, используя данные приведенные выше.

Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам около 40%.

5) Численность популяции

Рост численности популяций любого вида в природе никогда не бывает бесконечным. Рано или поздно популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать далее свое обилие. Ресурсы, за счет которых существуют виды (пища, убежища, подходящие места для размножения и т.п.), на любой территории имеют пределы. Эти пределы называют емкостью среды для конкретной популяции. Например, еловый лес – более емкая среда для белок, чем смешанный, с березами, так как основной пищей белок – семена хвойных. На графике показан рост численности популяции инфузорий парамеций, которая освоила новые условия.

Реальная (1) и теоретическая (2) кривые роста популяции инфузорий парамеций

  • Численность популяции

/dlrstore/27b4fa7f-621d-42fd-bb8b-5a04a0797def/%5BBI9ZD_7-03%5D_%5BIL_03%5D.html

/dlrstore/274a6484-f6dd-4bfe-8075-de6f32a8d606/%5BBI9ZD_7-03%5D_%5BGR_04%5D.html

/dlrstore/b63f36bc-e537-44ab-850b-5be9ec9413d3/%5BBI9ZD_7-01%5D_%5BIL_03%5D.html



Кривая роста популяции, осваивающей новые условия

Рост численности одного из видов амбарных жуков в пшенице

В это время общая численность ее так низка, что любые случайные помехи размножению могут не только затормозить , но и полностью подорвать популяцию. При достижении же определенной плотности (точка В) рост популяции ускоряется и идет в геометрической прогрессии, поскольку ресурсы среды имеются еще в избытке. Точка С отражает тот уровень численности, при котором знак ускорения меняется на обратный, темп роста замедляется. Точка D соответствует стабилизации. Это значит, что в популяции с определенного периода рождаемость и смертность, приток и отток особей начинает уравновешивать друг друга.

  • Типы кривых выживания популяций

/dlrstore/4bf04ca9-37ba-4431-a8bf-6494b5b66f39/%5BBIO10_04-25%5D_%5BIM_04%5D.swf

  • Задача «Возрастная пирамида популяции»

/dlrstore/1900c48a-6364-4f06-8b1b-adef66f303aa/00120073454710997.htm

  • Тест «Возрастная пирамида популяции»

/dlrstore/0237a8d2-590b-e066-4df9-4622152d765d/00120073450867973.htm

  • Колебания численности зимней пяденицы

/dlrstore/c8a053e6-c5ba-39a6-677a-154b70a4c44f/00124995138284624.htm

  • Задача «Плотность популяции дождевых червей»

/dlrstore/d6e5376e-00de-92a0-9bd5-ec32edf2f004/00120074232506945.htm

/dlrstore/98acb9c0-536b-45bd-702e-4828caff560a/00120074235630955.htm

  • Задача «Плотность популяции соболя»

/dlrstore/a5e3d937-c3bf-a638-7dd1-648866acdb7d/00120074198744902.htm

  • Динамика численности популяции

/dlrstore/5564ec5a-480f-4f43-8af5-38e7a0f50f4d/%5BBIO9_09-55%5D_%5BMA_01%5D.swf

  • Рост численности популяций бактерий и инфузорий

/dlrstore/3bb698dd-e425-6f18-3825-2945ae47e0a5/00120080187893971.htm

5. Экологические системы (биогеоценозы), их структура и функции

1) Дайте определения понятиям «биоценоз», «биотоп».

2) Обоснуйте на основе схемы определение биогеоценоза как устойчивой саморегулирующейся , самовозобновляющейся системы, существующей на основе круговорота веществ и передачи энергии.

Функциональные группы организмов в биоценозе

/dlrstore/b32cc22f-7d37-4f31-9349-d70f1df4d5e3/%5BBIO10_03-16%5D_%5BPT_01%5D.swf

Ярусы лесного биоценоза

/dlrstore/d1b59d70-9d67-4107-a4a0-046be060e546/%5BBIO9_09-56%5D_%5BIM_05%5D.swf

Структурные элементы биоценоза

/dlrstore/6a4eee34-6a22-4ae2-a5b4-2120c64ad133/%5BBIO10_03-16%5D_%5BPT_03%5D.swf

Охрана биоценозов

/dlrstore/6d43a9b6-caba-4489-a705-2f43b89e872a/%5BBIO10_03-22%5D_%5BIM_01%5D.swf

6. Круговорот веществ и потоки энергии в экосистемах

1) Какие биологические процессы лежат в основе круговорота веществ в биогеоценозе (экосистеме)?

2) Каков основной источник энергии, поступающей в экосистему и приводящей в движение круговорот веществ?

7. Пищевые цепи и трофические уровни

1)Дайте определение понятиям:

- пищевая цепь

-трофический уровень

-продуценты

-первичные консументы

-вторичные консументы

-редуценты

2) Почему в экосистемах редко бывают группы консументов пятого или шестого порядка?

3) Назовите известные Вам типы пищевых цепей.

Какие организмы являются начальным звеном каждой из них?

Как различаются эти типы пищевых цепей по основному источнику энергии?

4) Дайте определение понятию «пищевая сеть». Как понятие пищевой сети связано с видовым составом биогеоценоза и его устойчивостью?

  • Пищевая цепь. Интерактивные тренажеры.

/dlrstore/ac5c10c1-001a-4423-b7e7-e831c39780c9/cep.swf

/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf

/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf

/dlrstore/c40389f3-1247-42a0-b248-21ab232696d2/cep_3.swf

/dlrstore/e26fe77f-13e7-4a4c-8f82-3616ac518c6b/cep_4.swf

/dlrstore/ddc6b535-1b29-4526-9f4b-1bbd6627e811/cep_5.swf

/dlrstore/4a473c17-cbeb-46b7-bec4-15acc870f95f/cep_6.swf

/dlrstore/b72e5c1f-54aa-410f-b82a-ab17ae8ce9ac/cep_7.swf

/dlrstore/2845fe1f-629d-42f5-88a9-a56224fb45ed/cep_8.swf

/dlrstore/9e0b1efd-831c-4dad-b1fb-a6ca648100e8/cep_9.swf

  • Детритная цепь питания

/dlrstore/6a6116f4-c579-3e55-d83e-d6378d4c9e88/00124995222223487.htm

  • Интерактивная модель «Пищевая цепь дубравы»

/dlrstore/2bba2f24-d51e-5468-900b-1ba5e9048532/00124995219864463.htm

  • Пищевая цепь луга

/dlrstore/a1723d41-10bf-e091-b708-a40adacca3a5/00124995240146610.htm

  • Пищевая цепь хвойного леса

/dlrstore/17374bcb-857c-02b4-0fa0-a79eeb311eff/00124995237599591.htm

  • Цепи питания водоема

/dlrstore/66adc903-1689-9bda-6ab7-9c1b4f8b4711/00124995242614629.htm

8. Экологические пирамиды

  • Пирамида биомассы

/dlrstore/00000525-1000-4ddd-57ce-000046bc434a/247.swf

  • Сезонные изменения в пирамиде биомассы

/dlrstore/e8ddaf8d-5d56-15b6-4802-53478b58d33f/00124995253818708.htm

  1. Дайте определение понятию «пирамида численности». Какие характеристики трофических уровней экосистемы она отражает? Может ли пирамида численности быть перевернутой? Поясните на примерах.

  2. Дайте определение понятию «пирамида биомассы». Какие характеристики трофических уровней экосистемы она отражает?

  3. Может ли пирамида биомассы быть перевернутой? В каких случаях? Поясните на примерах.



  1. Дайте определение понятию «пирамида энергии». Какие характеристики трофических уровней экосистемы она отражает? Может ли пирамида биомассы быть перевернутой?

  2. Объясните связь между пирамидой энергии и вторым законом термодинамики

9. Продуктивность

  1. Дайте определения понятиям:

– первичная продуктивность

-валовая первичная продуктивность

- чистая первичная продуктивность

-вторичная продукция

  1. Какие группы организмов, помимо растений, принимают участие в создании первичной продуктивности

  2. Какие экосистемы суши относят к наиболее продуктивным? Какие - к наименее продуктивным? Какие их них являются наиболее чувствительными к антропогенному воздействию?

  1. Какие водные экосистемы являются наиболее продуктивными?

  • Бедные видами биоценозы

/dlrstore/e1814faa-bdcc-4dd9-bb85-40d799f46406/00124995216192438.htm

  • Богатые видами биоценозы

/dlrstore/27fdecc7-50db-a7ba-28bb-adc4a83b3a11/00124995214020421.htm

  1. Составьте классификацию экосистем, приведите примеры:

Автоторофные

Гетеротрофные

Естественные

фототрофные

хемотрофные

хемотрофные

Искусственные

  1. Возможно ли существование автотрофных естественных экосистем на океаническом дне? Ответ поясните.

10. Смена экосистем. Сукцессия

  • Первичная сукцессия

/dlrstore/b86f2094-03c4-4256-941d-2b1ae19903b6/%5BBIO10_03-21%5D_%5BMA_01%5D.swf

  • Вторичная сукцессия

/dlrstore/fec17959-596b-4379-8a66-65ed4b735ecb/%5BBIO9_09-58%5D_%5BMA_02%5D.swf

  • Схема сукцессии

/dlrstore/a53e1699-75e3-2b9b-bfc2-9cb344cff8ee/00124995254990718.htm

/dlrstore/79e9de72-0a01-022a-0180-e7a417dd1b35/%5BBIO6_09-58%5D_%5BMA_01%5D.SWF

  1. Дайте определение понятиям:

- пионерное сообщество

-экологическая сукцессия

-климаксное сообщество

- первичная сукцессия

- вторичная сукцессия

-серия

-концепция моноклимакса

-концепция поликилимакса

  1. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории?

  1. Проведите сравнение стадий развития экосистемы:

Особенности

Стадия развития экосистемы

незрелая (ранняя)

зрелая (поздняя)

  1. Отношение общей продукции к дыханию (P/R)

  2. Чистая продуктивность сообщества

  3. Пищевые цепи

  4. Общее количество органического материала (биомасса)

  5. Видовое разнообразие

  6. Специализация по нишам

  7. Размеры организмов

  8. Приспособительные стратегии видов (r- или К – стратегии)

Смена экосистем

Ответьте на вопросы:

1. Почему при саморазвитии сообществ темпы их изменения постепенно замедляются?

2. Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек и другим подобным местообитаниям и не приживаются в лесах, на лугах или в степях?

3. Почему сорные растения первыми осваивают обнажившиеся участки?

11. Агроценозы

1) Проведите сравнение естественных и искусственных биогеоценозов.

  • Функционирование биоценоза и неполный круговорот веществ

/dlrstore/986c3752-373b-c863-8898-7baa7eed8b85/00124995263709776.htm

Заполните таблицу:

12. Биосфера.

  • Биосфера

/dlrstore/22956f47-0f15-75e7-66e2-79fa09729980/1000294A.htm

  • Основные оболочки земли

/dlrstore/78e740fd-0a01-022a-000b-6421e99ed367/%5BEST5_04-26%5D_%5BIM_07%5D.swf

  • Характеристика биосферного уровня

/dlrstore/0fb54aa5-e1aa-499b-8bc8-be26259f46cb/%5BBIO10_02-13%5D_%5BPT_01%5D.swf


  • Структура биосферы

/dlrstore/00000513-1000-4ddd-41df-1c0046bc4342/225.jpg

  • Границы биосферы

/dlrstore/5920bb1d-642f-46e5-aae9-f3a47204fe79/%5BBIO10_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf

  • Вещество биосферы

/dlrstore/3244f7e9-59ad-4aa0-ad52-91e4360fa0bb/%5BBIO10_02-07%5D_%5BIM_04%5D.swf

  • Живое вещество биосферы

/dlrstore/00000514-1000-4ddd-59f6-210046bc4342/226.swf

  • Функции живых организмов в биосфере

/dlrstore/8f6df17a-105f-4bb4-95be-a7c4ab369686/%5BBIO10_02-10%5D_%5BIM_02%5D.swf

  • Интерактив Строение биосферы

/dlrstore/1ae5ed76-d426-1632-44d4-c81e38a7e1c6/00124995280725906.htm

13. Биогеохимический круговорот

  • Роль растений в круговороте веществ в природе

/dlrstore/590296cf-1993-4648-ba5d-4d48f3948fc1/%5BEST5_05-77%5D_%5BPT_02%5D.swf

  • Роль микроорганизмов в круговороте веществ в биосфере

/dlrstore/0000051e-1000-4ddd-1c26-180046bc4347/236.swf

  • Круговорот веществ в природе

/dlrstore/79e9de5f-0a01-022a-002c-54447288d10d/%5BBIO6_09-56%5D_%5BMA_02%5D.SWF

/dlrstore/fb49ee21-905b-427d-b5a0-4817c6ca16b1/[BI9ZD_9-03]_[IL_02].swf

  • Круговорот кислорода

/dlrstore/80f415a9-2814-dfaf-8235-779d9ae616f9/00124995295944960.htm

  1. Изучите схему круговорота углерода в биосфере. Благодаря каким биологическим процессам поддерживается постоянное содержание двуокиси углерода в атмосфере?

  • Круговорот углерода

/dlrstore/3339c146-2776-1e8c-6a5f-d1bb8783ac3c/00124995292897944.htm

/dlrstore/65d6686c-2eb2-4cab-8c76-3661dfbfeb67/%5BBIO10_02-11%5D_%5BMA_02%5D.swf

/dlrstore/0d32b135-5203-4405-8cde-31b0aa83ad1a/%5BBIO10_02-10%5D_%5BIM_03%5D.swf

  1. Благодаря деятельности каких организмов осуществляются процессы: - биологической фиксации азота; - нитрификации; - денитрификации?

  • Круговорот азота в биосфере

/dlrstore/e1fcacc8-cc55-e6ae-bd31-9025a12e7896/00124995299272976.htm

  1. Изучите схемы круговорота фосфора и серы. Как осуществляется циркуляция фосфора в водных экосистемах? Что такое зоны аппвелинга?

  • Круговорот фосфора

/dlrstore/ec472a09-d4b8-c450-680c-39ba6d5f9d39/00124995302303992.htm

  • Круговорот серы

/dlrstore/c7364ac2-2426-749b-1df1-81047c6e3e53/00124995305975106.htm

  1. Изучите схему круговорота воды в биосфере. Какова роль живых организмов в круговороте воды?

  • Круговорот воды в биосфере

/dlrstore/8e1f9a4d-3a00-41c9-b6af-2b7a96a1e3d4/%5BBIO10_02-11%5D_%5BPD_05%5D.swf

  • Круговорот воды

/dlrstore/70559b41-bff1-516d-373a-51a90eeffdb5/00124995289944928.htm

  1. Сформулируйте основные экологические проблемы и последствия для биосферы, связанные с радиоактивным загрязнением биосферы.

  • Биологический круговорот веществ в биосфере

/dlrstore/fad3b801-8330-4d64-a570-a6ee6430900c/%5BBIO10_02-11%5D_%5BMA_01%5D.swf

  • Радиоактивное загрязнение биосферы

/dlrstore/00000536-1000-4ddd-7da8-090046bc4359/260.swf

  • Содержание хим. элементов

/dlrstore/12956d0b-411d-c9a0-5f5f-85ae6f03fb29/00124995323367146.htm

6)Познакомьтесь с материалами о жизни и трудах В.И. Вернадского. Сформулируйте основные положения учения В.И. Вернадского о ноосфере.

Вернадский В.И.

/dlrstore/b9a3f500-c1ef-a776-e8fa-49d3c50a06ce/1009230A.htm

  • Учение о ноосфере

/dlrstore/0000053a-1000-4ddd-7136-270046bc435c/261.swf

  • Хрестоматия

/dlrstore/96e3dab8-3f27-448c-b899-61c36d9246b8/04.html

  1. Изложите в виде кратких тезисов свое отношение к проблеме охраны биологического разнообразия биосферы.

  • Заповедники России

/dlrstore/ee9ab261-0b6f-7dc2-4d8b-940e2c3b2aa3/00124995397556553.htm

  • Красная книга

/dlrstore/e3f50242-e40e-a4a6-a204-c2595927c40f/00124995393759532.htm



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (3)

    Основная образовательная программа
    Основой образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.
  2. Практическая работа Задания для учащихся повторение

    Практическая работа
    1 Урок проблемного изучения нового материала Интерактивная доска, карта Латинской Америки 4.
  3. Практическая работа

    Практическая работа
    Основополагающий вопрос работы: Насколько эффективно можно уменьшить отрицательное влияние традиционной энергетики на экосистему в результате использования альтернативных ресурсов?
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 011800 Радиофизика

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая Чеченским государственным университетом по направлению подготовки 011800 Радиофизика.
  5. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Другие похожие документы..