Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
После вступления Красной армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии эти земли в короткий срок должны были превратиться в районы с еди...полностью>>
'Документ'
В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образовани...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 июля 2007 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» и в целях развития Щучин...полностью>>
'Разработка урока'
Урок по теме: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. 4 кл...полностью>>

Учебное пособие для очных отделений многопрофильных медицинских университетов

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию»

Кафедра философии

А.Ю. Бубнов

ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Учебное пособие для очных отделений

многопрофильных медицинских университетов

Курск — 2008

УДК

Печатается по решению

ББК

редакционно-издательского

совета ГОУ ВПО КГМУ

Росздрава

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Бубнов А.Ю. Основы политической науки. Учебное пособие для очных отделений многопрофильных медицинских университетов. — Курск: КГМУ, 2008. – 103 с.

Рецензенты:

докт. филос. н., проф. А.А. Баталов (Уральская мед. академия);

доц. Б.П. Буравков (Воронежская мед. академия)

Редактор:

докт. филос. н., докт. ист. н., проф. С.П. Щавелёв

Учебное пособие для студентов высшей школы. В нем представлены основные разделы курса политологии в соответствии с действующим вариантом Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Обобщен опыт преподавания политологии в Курском государственном медицинском университете на очных отделениях лечебного, фармацевтического, сестринского, экономического факультетов и факультета клинической психологии. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы, повторения лекционного материала, а также для подготовки к зачету по курсу политологии. Содержит план и конспект каждой темы, списки используемой литературы, а также приблизительную тематику контрольных работ.

ISBN

ББК

А.Ю. Бубнов, КГМУ, 2008

Содержание

Предисловие С.П. Щавелева……………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ НАУКУ……………………………….

Тема 1. Политическая наука как дисциплина …………………………………

Тема 2. Политическая власть …………………………………………………..

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ……………………………………………….

Тема 3. Автократические режимы……………………………………………..

Тема 4. Демократия ……………………………………………………………..

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ………………………………………......

Тема 5. Государство…………………………………………………………….

Тема 6. Политические партии и группы интересов…………………………..

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ…………………………………………….

Тема 7. Политические идеологии ……………………………………………...

Тема 8. Политическая культура ……………………………………………….

ГЕОПОЛИТИКА……………………………………………………………….

Тема 9. Геополитика и международные отношения…………………………..

Приложения……………………………………………………………………..

1. Глоссарий специальных терминов и понятий политического языка…….

2. Каталог Интернет-ресурсов политики и политологии…………………….

3. Программа элективного курса «Геополитическая ситуация в современном мире»………………………………………………………………………..

Предисловие

Политология возникла в учебных планах российской высшей школы в начале 1990-х годов, когда пришлось заменять устаревшие предметы «марксистско-ленинского» цикла на такие, которые приняты для расширения кругозора специалистов во всем цивилизованном мире. Наука о политике, конечно, не столь устоявшаяся, респектабельная, как философия или история, но всё же она даже на посторонний, поверхностный взгляд выглядит небесполезной и даже интересной. Политологами были Платон и Макиавелли, Карл Маркс и Фридрих Ницше, Николай Бердяев и Иван Ильин, многие другие мыслители и вожди. А кто из нас не рассуждает время от времени, особенно в определенных ситуациях, о политике и политиках?!. Тем более что государство и его представители (в виде всякого рода начальников) требуют от каждого соотечественника определить свои политические взгляды, придти в срок на выборы и отдать свой гражданский голос (по совести, правильно!..). Так почему же не узнать получше, в чем состоит секрет власти; каковы ее механизмы, рычаги и формы; не обсудить со знатоком многие другие нюансы управления государством и, значит, обществом, то есть всеми нами?..

Поэтому появление в структуре российской высшей школы сначала отделений (на философских факультетах), а потом и самостоятельных факультетов политологии отразило здоровые тенденции развития нашего общества. Фигура политолога стала привычной (на экране телевизора, частоте радио, газетной полосе, блоге Интернета). Политологам платят деньги (аналитикам поменьше, консультантам и организаторам предвыборных кампаний — гораздо большие). Знание власти рождает власть. И большую, столично-далековатую, и меньшую, регионально-офисную, но зато близкую, важную именно нам с вами.

Врачи, прочие медики, казалось бы, дальше всего от политики. Ведь лечить приходится и своих, и чужих, независимо от «цветов» политического спектра («белые», «красные», …). «Красный крест» должен быть по обе линии фронта. Доктор Живаго и всё такое прочее. Симптомы больных, раненых одинаковы независимо от знаков различия на погонах, партийных билетов, номеров в избирательных бюллетенях. Но это отчасти. На самом деле, как известно, если мы не интересуемся политикой, то она занимается нами, причем порой весьма жестко. Отдельная личность может эмигрировать из политики в личную жизнь, но корпорация, профессия обязаны обеспечить себе лучшие условия за счет этой самой политики.

Так что вполне логично преподают политологию на всех факультетах российских университетов, включая многопрофильные медицинские. В Курском государственном медицинском университете этот учебный предмет с самого начала был доверен автору настоящего учебного пособия Александру Юрьевичу Бубнову. Он занимался политологией и на практике (представляя в Курском регионе те или иные политические силы, участвуя в отгремевших избирательных кампаниях), и в теории разрабатывая (согласно новейшей литературе) структуру и содержание лекций и семинаров по этой дисциплине; защищая кандидатскую, подготавливая затем докторскую диссертации на темы, с политической наукой связанные.

В авторском пособии доцента А.Ю. Бубнова полно и четко представлено современное содержание политической науки, всех ее основных разделов. По методической традиции, сложившейся на кафедре философии КГМУ, в учебной книге представлены все необходимые материалы для усвоения лекций, проведения семинарских занятий, самостоятельной работы студентов. А именно, планы занятий; рекомендуемая как обязательная и дополнительная литература; конспекты содержания каждой темы; вопросы для повторения изученных разделов. В качестве приложения дана учебная программа элективного курса по геополитике.

В отличие от разнообразных уже учебников политологии, и отечественных, и переводных, настоящее пособие впервые для российской дидактики отражает политические аспекты медицины и здравоохранения.

Профессор С.П. Щавелев

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ НАУКУ

Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ДИСЦИПЛИНА

  1. Понятия политики и политического. Классические и современные модели объяснения политики.

  2. Политика как язык. Основные категории политического языка.

  3. Политическая система как предмет политической науки. Становление знаний о политике.

  4. Структура политической науки и методы политических исследований.

  5. Политика и медицина.

Изучение политики следует начать с многообразия трактовок самого понятия. Изначально «политика» означает государственные и общественные дела, дословно — «то, что относится к полису». Оно основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государственностью. Античный «полис» – город-государство, представлял собой организованное человеческое сообщество, живущее по единым законам, установленным для достижения высшей цели — общего блага. Важной особенностью полиса была заинтересованность граждан в общественных делах, их активное участие в управлении полисом. Уже в то время прекрасно понимали, что апатия, невежество, зацикленность на личных проблемах, неизбежно ведут к деградации общества и торжеству примитивных, «зоологических» коллективов, основанных на «войне всех против всех». Политическое участие необходимое условие существования любого сложного сообщества. Так было в те далекие времена, так это остается и сейчас.

Современная демократия, как система принятия ключевых решений через народное волеизъявление, не только дает политические права отдельному человеку, но и возлагает на него значительные обязанности. Обязанность самому заботиться о личных и общественных интересах, обязанность принимать в силу этого компетентные решения, обязанность целиком и полностью отвечать за последствия этих решений. Образно говоря, демократия требует от всех политического совершеннолетия, как бы не было приятно обратное (перекладывание ответственности на плечи других).

Но требует ли участие в делах общества специального политического знания? Ответ на этот вопрос заключается в особенностях нашего времени, отличающих современное общество от всех предшествующих. Усложнение экономических и политических процессов в современном мире, выдвинуло новые требования к уровню политических знаний. Кругозор обывателя уже не позволяет нашему современнику, в отличие от его далекого предка, комфортно существовать в сложном и быстро меняющемся социальном окружении. То, что вчера казалось незыблемым — уровень цен и зарплат, способы социального взаимодействия, безопасность и карьера, может мгновенно рухнуть, став в одночасье историей (подобно тому, как исчез СССР, оставив миллионы людей беспомощно барахтаться на волнах рыночной экономики). Чтобы быть просто адекватным современности нужно стремиться к овладению политическим знанием.

Политическое знание и политическое образование важнейший элемент, формирующий человека и гражданина. Университетская политология, к изучению которой вы приступаете, является синтезом философского анализа «вечных проблем» политики и актуального политического знания. Политология, или как ее еще называют, политическая наука, призвана дать представление о политике как целостной системе, построить теорию политики как модель, с высокой точностью воспроизводящую реальные процессы нашей жизни. Как и другие науки, она подобна взгляду на мир с высоты птичьего полета. Только так, познав те части политической действительности, которые недоступны обыденному опыту, отдельный человек, индивид, становиться субъектом политики, способным совершить осмысленный выбор на благо свое и своего сообщества (народа, нации, государства).

Очень часто политика понимается, как синоним любой целенаправленной деятельности и стратегии поведения. Знаменитый немецкий политический мыслитель Макс Вебер писал: «Что мы понимаем под политикой? Это понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Можно говорить о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки, о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления руководящего корпорацией и даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Подобное расширительное понимание политики, не является лишь игрой слов. Многие замечательные мыслители полагали, что политика лежит в самой природе человека. Невозможно отделить политику как сферу жизни и деятельности от становления человека разумного. Такой подход к пониманию политики можно назвать философским. Философское осмысление политики предполагает наличие у политики собственной онтологии, не зависящей от многообразных элементов ее составляющих — государства, власти, общества. Известный афоризм древнегреческого мыслителя Аристотеля, «вне политики могут жить только боги и звери», прославляет политику как высшую сферу человеческого общения. С точки зрения Аристотеля политика это выход за пределы индивидуального бытия, преодоление его ограниченности и замкнутости. Только вступая в сферу политического, проявляя способность заботиться о других (начиная от семьи и заканчивая государством) и думать о целом, абстрагируясь от житейских частностей — человек становится большим, чем «одомашненный примат». Важный аспект глобального понимания политики был уже в XX веке продемонстрирован немецким мыслителем Карлом Шмиттом. Для него политика есть извечное противоборство по линии «друг» – «враг». Следовательно, конфликт как неизбежный спутник человеческого общества порождает политику. Неизбежность столкновения различных мнений и интересов — основополагающая черта политического взгляда на общество. С подачи Шмитта, политика, понимаемая как основополагающее качество присущее человеку, которое отражается в любой его деятельности, стала обозначаться категорией «политическое».

Другие определения, близкие по смыслу к философскому подходу, высвечивают новые грани политического. Так Дэвид Хелд обозначает политику, как «борьбу за организацию человеческих возможностей», а Толкотт Парсонс видит сущность политики в целеполагании, постановке стратегических задач пред обществом. Таким образом, политика понимается как сфера согласования общих и частных интересов и особая деятельность по управлению обществом. Здесь особенно важно разграничение с одной стороны государства и общества, как отдельных и взаимодействующих между собой систем, а с другой стороны политики как посреднической системы.

Наиболее популярна в политической науке точка зрения идущая от Николо Макиавелли и Макса Вебера. Эти мыслители рассматривали политику как производную от власти. Именно власть и властные отношения, существующие всегда и везде (где есть хотя бы два человека), борьба за власть, использование власти для решения общественных задач и составляют существо политики. В этом же русле лежит и определение Роберта Гудина, политика как «ограниченное применение социальной власти».

В противоположность философскому подходу, ряд политологов, преимущественно англо-американской школы, предпочитают смотреть на политику более узко и прагматично. С точки зрения технологического подхода, политика есть «властное распределение ценностей», в первую очередь материальных (Дэвид Истон). Или, согласно афоризму Гарольда Лассуэла, политика есть лишь вопрос о том «кто, что, когда и как получает». Технологическое понимание политики, характеризует ее как особую функцию общественной системы, во многом производную от экономики. Политика, в таком ракурсе, обслуживает процессы экономического обмена, распределяет и фиксирует социальные статусы. Она лишается самостоятельности, становится вторичной, но зато очищенной от любого философско-метафизического содержания и, следовательно, доступной для количественного анализа.

Необходимо отметить, что современные западные трактовки политики тяготеют именно к технологическому подходу. Произнося слово политика, западный политолог неявно подразумевает некую конкурентную среду, зону борьбы государства и гражданского общества, а так же отдельных индивидов за свои статусы. Этому соответствует и языковая практика. В современном английском существует четыре термина, разграничивающих такие явления как, политическая сфера или область политики (politics), политический строй (polity), политический курс и стратегия (policy), а так же сфера управления, контролируемая обществом (public policy). Напротив, в России под политикой исторически понималась именно сфера деятельности государства. Притом, что общество и государство с формально-политической точки зрения не разделялись. Отсутствие дифференциации отразилось и в языке. Поэтому у нас слово политика обозначает одновременно и государственное управление и множество явлений и сфер деятельности, буквально все сразу. На этом основании некоторые политологи выдвигают тезис об отсутствии в России публичной политики, как таковой, которая всегда подменяется государством. Отчасти это верно, поскольку в нашей стране сильное, централизованное государство всегда было главной опорой народа и общества, как при обеспечении безопасности, так и в ускоренном развитии. Эта особая роль государства была в значительной степени «запрограммирована» естественными причинами — огромностью пространств и слабой заселенностью, а так же непрекращающимся военным натиском извне. Разумеется, в силу этих причин формы политической активности общества в России существенно отличались от европейских, но говорить об ее отсутствии было бы абсурдом. Достаточно вспомнить 1612 год, когда русское общество в тяжелейших условиях крушения государственности, самоорганизовалось, изгнало интервентов, и восстановило государственную власть.

Выделяя из всех приведенных выше определений политики самое существенное, можно утверждать, что политика, в своих главных моментах, есть использование власти для достижения общественного блага.

В изучении политики важную роль играет система ее основных понятий — язык политики. Понятийный аппарат политической науки включает в себя целый ряд междисциплинарных категорий, используемых социологией, правовыми, историческими и другими общественными дисциплинами: общество, государство, право, правосознание. К философским понятиям политологии относятся насилие, неравенство, идентичность, общественный проект. Вместе с тем политическая наука имеет и свои собственные категории: субъект и объект политики, политический режим, форма правления, демократия и автократия, легальность и легитимность, либерализм и консерватизм, элита и власть и другие. Данное пособие посвящено преимущественно раскрытию собственно политических категорий, но там где это необходимо будут затрагиваться и междисциплинарные.

Система понятий или категорий политической науки составляет ее смысловой каркас, где все элементы взаимосвязаны. Так из понятия власть и его характеристик, выводятся типы политических режимов и особенности форм правления. А понимание природы и функций государства, дает ключ к различению политических идеологий (например, консерватизма и либерализма). Освоение студентом языка политики, одна из главных задач политологии как учебного предмета. Овладение языком политики ведет к пониманию политических процессов, и что особенно важно, позволяет адекватно выразить свою политическую позицию. Знание языка политики, таким образом, противостоит политической «немоте» характерной во все времена для низших слоев населения. Следует указать так же, что политический язык выступает коммуникативным каналом, позволяя гражданам понимать друг друга, и формулировать общие цели.

Центральную роль в изучении феномена политики и политического играет категория политическая система. Это предельно широкая категория, охватывающая всю совокупность политических явлений составляющих предмет политологии. Разработка основ концепции политической системы, связанная с использованием формализованных методов системного анализа, приходится на 50-е– 60-е годы нашего столетия — период становления общей теории систем. Система, в простейшей формулировке, понимается как совокупность элементов и связей между ними. Системный подход, как в естественных науках, так и в гуманитарных, в частности в политологии, означает следование трем принципам. Первое, отвечающий свойствам системности объект не сводим к элементам его составляющим, он представляет собой новое качество, новый самостоятельный уровень существования. Второе, элемент системы так же является системой, только более низкого уровня (подсистемой). Третье, открытая система взаимодействует с внешней средой, получает информацию и реагирует на внешние воздействия, стремясь при этом сохранить свою стабильность. Студенты изучают целый ряд обществоведческих дисциплин — историю, социологию, правоведение, связанных изучением общих с политологией тем, таких как государство, общество, право. Отличие от перечисленных дисциплин, специфика политологии, состоит в исследовании политики как системного качества, возникающего при использовании власти в обществе для руководства и принятия стратегических решений. При этом государственные и общественные институты, а так же право выступают подсистемами политической системы, смыслом которой является принятие важных общественных решений. Согласно основоположнику системных исследований в политологии Д. Истону, политическая система является открытой и возникает как средство согласования интересов граждан при помощи власти и политического участия. «Здоровая» политическая система, таким образом, обеспечивает стабильность и поступательное движение общества, через разрешение конфликтов и упрочение общественного блага. Напротив, «больная» политическая система, ведет общество и государство к усугублению противоречий и в конечном итоге насилию, деградации и краху.

Пониманию политики как системного целого, обладающего множеством подсистем и выполняющего ряд общественных функций, предшествовал длительный период становления знаний о политике. Его можно разделить на два этапа. С древности и до середины XIX века — этап существования политических знаний как элемента иных систем знаний: религиозных, идеологических, научных. Второй этап — зарождение в середине XIX века в европейских университетах современной политологии, как специфической отрасли знания, обладающей обособленным предметом и методами. Ученые древности, в первую очередь античные мыслители, такие как Платон, Аристотель, Цицерон, уже тогда сформулировали все основные вопросы политической науки: о природе власти, об организации идеального государства и путях достижения общественного блага. Средневековые теологи, Августин Блаженный и Фома Аквинский уделяли большое значение связи политического и религиозного, для них государство было средством установления христианского порядка в мире, и, следовательно, моральные цели ставились выше политической прагматики. Напротив, Николо Макиавелли, в своем знаменитом трактате «Государь», провозгласил автономность политики от морали. Он же сформулировал советы идеальному правителю, общий смысл которых сводился к необходимости укреплять и сохранять верховную власть любыми способами. Новым элементом в политическом знании стало смещение акцентов с государства, которое полагалось центом политического еще с античности, на общество как объединение граждан (гражданское общество). Мыслители XVII–XIX веков (Барух Спиноза, Джон Локк, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Маркс) рассматривают политику как арену борьбы и взаимодействия государства и гражданского общества, выдвигая различные варианты оптимального распределения власти. Современная политическая наука своим возникновением обязана в первую очередь ученым-неомакиавеллистам Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберту Михельсу, которые ввели в научный оборот классические темы политологии: взаимоотношение элит и масс, конфликтологию и теорию лидерства.

Совокупность научных дисциплин, изучающих политику, называют «политической наукой» (political science) или политологией. Этот термин, употребляемый и в российской, и в зарубежной литературе в единственном числе, обозначает особую отрасль обществознания, специальным объектом изучения которой является политика, политическая жизнь общества. Особенностью политологии является ее теоретический и философский характер. Она сосредоточена на решении фундаментальных вопросов связанных с природой власти и политических институтов, особенностями политических систем. Наряду с политологией выделяют и совокупность политических наук (во множественном числе, термин принадлежит Г.Лассуэлу), имеющих междисциплинарный и прикладной характер.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру и к экзамену кандидатского минимума в медицинском университете Курск 2007

    Учебное пособие
    Учебное пособие (рабочие программы и методические указания по их реализации) соответствует вводимому с 2005 г. Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ экзамену кандидатского минимума по истории и философии
  2. Учебное пособие для специалистов и руководителей

    Учебное пособие
    обучающих организаций соисполнителей Государственного контракта №47-ПД от 09.07.2007 г. по теме: «Организация и проведение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2007 году на территории Дальневосточного федерального округа».
  3. В. Н. Вершинин Электронный вариант Педагогический процесс в условиях вечерней школы Цикл лекций Учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие для самообразования и корпоративного обучения педагогов и руководителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
  4. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.
  5. Учебное пособие. Спб.: Издательство «Речь», 2003. 480 с. Ббк88

    Учебное пособие
    В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов.

Другие похожие документы..