Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится 3 ноября 2006 года в 12.00 часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.251.03 при Сибир­ской государственной гео...полностью>>
'Программа'
Конференция ориентирована на главных бухгалтеров, начальников планово-экономического отдела, заведующих аптекой и пищеблоком, руководителей ИТ-подраз...полностью>>
'Документ'
М.Ситтель: Добрый день, я - Мария Ситтель. В прямом эфире специальный проект телеканала «Россия» «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». Сегодн...полностью>>
'Примерная программа'
Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного уни...полностью>>

Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии (наименование дисциплины) для специальности № (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Методического Совета СПбГМУ

«___»________200__г., протокол №___

Проректор по учебной и воспитательной работе

_____________________И.А. Корнеев

Проректор факультета постдипломного образования:

___________________Е.Р. Баранцевич

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По

Акушерству и гинекологии

(наименование дисциплины)

для

специальности

040101 «Акушерства и гинекологии»

(наименование и код специальности)

Факультет

Постдипломного образования (клиническая ординатура)

(наименование факультета)

Кафедра

Акушерства и гинекологии с курсом УЗИ и клиникой

(наименование кафедры)

Санкт-Петербург

2008

Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана СПбГМУ Росздрава по специальности «стоматология» на кафедре Акушерства и гинекологии.

Составители УМК:

зав. каф., акад. РАМН, д.м.н., проф. _________________ Айламазян Э.К.

(подпись)

доцент, к.м.н. ________________ Айвазян Т.А.

(подпись)

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры акушерства и гинекологии

12 ноября 2008г., протокол заседания № 3

Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии

академик РАМН, д.м.н., проф. _________________ Айламазян Э.К.

(подпись)

12 ноября 2008г.

Проректор факультета постдипломного образования:

проф., д.м.н. _________________ Баранцевич Е.Р.

(подпись)

УМК одобрен цикловой методической комиссией:

«____» ___________ 200_ г., протокол № __.

Председатель цикловой методической комиссии ФПО

проф., д.м.н. _________________ Шапарова Н.Л.

(подпись)

Содержание

1. Введение 4

2. Пояснительная записка 4

3. Квалификационная характеристика 5

3.1. Общие знания 5

3.2. Общие умения 6

3.3. Специальные знания и умения 7

3.4. Перечень практических навыков ординатора 17

4. Учебный программа 18

5. Методические рекомендации по преподаванию специальности 22

5.1. Лекционно-семинарские занятия 26

5.2. Знания и умения врачей ординаторов для сдачи профильного экзамена 28

5.3. Тесты для проведения итоговой аттестации 46

5.4. Примеры экзаменационных заданий 47

6. Список обязательной литературы 49

Введение

Специалист акушер-гинеколог - врач с высшим медицинским образованием, имеющим право самостоятельно оказывать специализированную акушерско-гинекологическую помощь населению.

Перед высшей школой ставится вопрос о подготовке и постоянном повышении квалификации врачебных кадров, внедрении в практику новейших достижений отечественной и зарубежной науки, усилении профилактической направленности работы врача акушера-гинеколога.

Все это требует существенной модернизации традиционной подготовки медицинских кадров в Российской Федерации.

Пояснительная записка.

На должность специалиста акушера-гинеколога назначается специалист, освоивший программу подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

Подготовка врача специалиста акушера-гинеколога осуществляется в вузах, медицинских Академиях и университетах, а также на факультетах последипломного профессионального образования.

Основными задачами последипломной подготовки врача-специалиста акушера-гинеколога являются:

  • улучшение практической подготовки выпускника медицинских институтов, академий, университетов,

  • повышение профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности,

- формирование клинического мышления квалифицированного врача, ориентированного в сложной акушерско-гинекологической патологии и в смежных специальностях. Вышеизложенное обусловливает важность создания стандарта подготовки врача - специалиста акушера-гинеколога. Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста с высшим медицинским образованием должно располагать материально-технической базой соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической и теоретической подготовки и научно-исследовательской работы, предусмотренных стандартом по специальности (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв.м. учебных и учебно-лабораторных помещений на одного обучаемого). Последипломная подготовка включает два этапа. Первый этап включает первичную специализацию (интернатуру) и ординатуру.

Профессиональная подготовка на этом этапе основывается на тех базисных знаниях, которые получены во время обучения в вузе, и не должны повторять их.

Обучение в клинической ординатуре должно проходить на клинических базах и под руководством усовершенствования врачей, а также на базе крупных городских многопрофильных больниц.

В них должны быть условия для проведения интенсивной терапии, дифференциальной диагностики, экстренной хирургической помощи. Оптимальным числом клинических ординаторов на одной базе следует считать 6-8 человек, что обеспечивает необходимую эффективность семинаров, клинических разборов больных, деловых игр, научно-практических конференций и других форм обучения.

Целью обучения в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированного специалиста с уровнем подготовки, соответствующим сертификату специалиста врача акушера-гинеколога, дающим право на получение второй квалификационной категории.

Задачи обучения в клинической ординатуре:

  • углубление теоретических знаний по специальности;

  • совершенствование практических навыков;

  • овладение современными методами обследования акушерско-гинекологических больных;

  • овладение современными методами диагностики и лечения акушерско-гинекологических больных;

  • углубление теоретических и практических знаний и навыков по смежным дисциплинам;

  • более детальное изучение узких вопросов по специальности и смежным дисциплинам; освоение элементов научно-исследовательской работы по специальности.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют лица, успешно выдержавшие экзамен и прошедшие по конкурсу. Срок обучения в клинической ординатуре зачисляется в трудовой стаж врача акушера-гинеколога. Нормативная продолжительность в клинической ординатуре составляет 2 года (3456 часов; 96 недель). Обучение предусматривает только очную форму. Профессиональная подготовка составляет 90% всего учебного времени и предусматривает теоретическую подготовку и клиническую подготовку. Теоретическая подготовка должна составлять не менее 5% , т.е. 4 недель и включать в себя теоретическую подготовку по специальности, вопросы управления здравоохранением, страховую медицину, ведение медицинской документации и т.д. Клиническая часть программы должна занимать 80% времени – 76 недель.

Подготовка клинического ординатора проводится в крупных клиниках, больницах. Учебная и лечебная деятельность клинического ординатора осуществляется под непосредственным руководством профессоров, доцентов и ассистентов кафедр.

Квалификационная характеристика специалиста.

В соответствии с требованиями специальности врач акушер-гинеколог должен знать и уметь:

Общие знания:

принципы врачебной этики и деонтологии, основы законодательства и дерективные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения,

организацию акушерско-гинекологической помощи в стране, организационную работу скорой и неотложной помощи.

основы топографической анатомии областей тела и, в первую очередь, органов малого таза и брюшной полости.

основные вопросы нормальной и патологической физиологии репродуктивной системы у здоровых и больных людей.

причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления, влияние производственных факторов на состояние репродуктивной системы; этиологию опухолей, морфологические проявления предопухолевых процессов, морфологическую классификацию опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма, принципы терапии, клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей репродуктивной системы, их клинику, принципы лечения и профилактику, клиническую симптоматику, диагностику предраковых заболеваний; этиологию и патогенез развития воспалительного процесса, морфологические проявления воспаления органов малого таза; физиологию и патологию системы гемостаза, профилактику и терапию шока и кровопотери, коррекцию нарушений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов; нормальное развитие и функционирование системы мать-плацента-плод, а так же развитие в ней патологических процессов, в том числе патогенез гестоза, общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии.

основы применения методов функциональной диагностики, микроскории, эндоскопии, ультозвуковой диагностики (органов малого таза, плода, доплерометрии), кардиотокографии и рентгенодиагностики для обследования и лечения акушерско-гинекологических больных, роль и назначение биопсии в акушерстве и гинекологии, вопросы асептики и антисептики в акушерстве и гинекологии.

основы иммунологии и генетики в акушерстве и гинекологии, принципы, приемы и методы обезболивания в акушерстве и гинекологии, основы интенсивной терапии и реанимации у больных с акушерско-гинекологической патологией, основы инфузионной терапии в акушерстве и гинекологии, характеристику препаратов крови и кровезаменителей, основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, основы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации, тактика ведения физиологической и осложненной беременности, перенатальная охрана плода, основы патогенетического подхода при проведении терапии в акушерстве и гинекологии, основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерстве и гинекологии, новые современные методы профилактики и лечения акушерско-гинекологической патологии, основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований Репродуктивной системы, вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в акушерстве и гинекологии, организацию, проведение диспансеризации акушерско-гинекологических больных, анализ ее эффективности, особенности санэпидрежима в отделениях акушерско-гинекологического стационара, женской консультации, показания к госпитализации беременных и гинекологических больных, оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, технику безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при различных акушерско-гинекологических операциях, принципы работы с мониторами.

вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны, правовые вопросы деятельности врача акушера-гинеколога.

Общие умения:

организация акушерско-гинекологической помощи, ведения физиологической и осложненной беременности и родов, диагоности и лечения гинекологических заболеваний и нарушений репродуктивной функции, оказание экстренной реанимационной помощи а акушерско-гинекологической практике.

оценить тяжесть состояния гинекологической больной, беременной и/или плода, принять необходимые меры для выведения больной из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную первую помощь,

определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты.

провести дифференциальную диагностику заболеваний репродуктивной системы, обосновать клинический диагноз, план ведения больной, показания и противопоказания к операции.

обосновать методику обезболивания, обосновать наиболее целесообразный план операции при данной патологии и выполнить ее в необходимом объеме, разработать схему послеоперационного ведения больной и профилактику послеоперационных осложнений.

проводить диспансеризацию населения и оценить ее эффективность, проводить санитарно-просветительную работу - оформить необходимую медицинскую документацию, составить отчет о своей работе, дать ее анализ.

Специальные знания и умения:

  • отслойка нормально расположенной плаценты;

  • ДВС – синдром;

  • анафилактический шок,

  • острая кровопотеря,

  • острая сердечная и дыхательная недостаточность,

  • острые интоксикации.

Специалист – акушер-гинеколог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих и заболеваниях в гинекологии:

  • Нарушения развития половой системы:

    • Преждевременное половое развитие;

    • Задержка полового развития;

    • Отсутствие полового развития;

  • Нейрообменно-эндокринные синдромы:

  • послеродовой нейроэндокринный синдром;

  • послеродовой гипопитуитаризм;

  • гиперпролактинемия;

  • синдром поликистозных яичников;

  • предменструальный;

  • климактерические расстройства;

  • синдром после тотальной овариоэктомии;

  • дисменорея;

  • Дисфункциональные маточные кровотечения:

  • ювенильные кровотечения;

  • дисфункциональные маточные кровотечения репродуктивного периода;

  • дисфункциональные маточные кровотечения в переменопаузе;

  • Эндометриоидная болезнь;

  • Миома (лейомиома) матки;

  • Гиперпластические процессы эндометрия;

  • Доброкачественные заболевания шейки матки:

  • фоновые процессы;

  • предраковые заболевания;

  • Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования яичников:

  • доброкачественные опухоли яичников;

  • опухолевидные образования яичников;

  • осложнения доброкачественных опухолей и опухолевидных образований яичников;

  • Эктопическая беременность;

  • Апоплексия яичника;

  • Самопроизвольный аборт;

  • Геморрагический шок в гинекологической практике;

  • Воспалительные заболевания женских половых органов:

  • Вульвит;

  • Бартолинит;

  • Инфекционные заболевания влагалища;

  • Воспалительные заболевания;

  • Эндометрит;

  • Воспаление придатков матки;

  • Параметрит;

  • Пельвиоперитонит и перитонит;

  • Туберкулез женских половых органов;

  • Инфекции, передаваемые половым путем:

  • Трихомониаз;

  • Гонорея;

  • Хламидиоз;

  • Генитальный герпес;

  • Папилломавирусная инфекция;

  • ВИЧ-инфекция. Синдром приобретенного иммунодефицита;

  • Бактериально-токсический (септический) шок в гинекологической практике;

  • Опущение гениталий;

  • Бесплодный брак;

  • Злокачественные образования в гинекологической практике:

  • Рак эндометрия;

  • Рак шейки матки;

  • Злокачественные опухоли яичников;

  • Трофобластическая болезнь;

Специалист – акушер-гинеколог должен уметь установить диагноз и провести необходимые манипуляции или лечение при следующих и заболеваниях или сотояниях в акушерстве:

    • Ранний токсикоз беременных;

    • Гестоз;

    • Плацентарная недостаточность;

    • Невынашивание беременности;

    • Переношенная беременность;

    • Аномалии родовых сил;

    • Роды при узком тазе;

    • Роды при крупном плоде;

    • Роды при тазовом предлежании плода;

    • Роды при поперечном или косом положении плода;

    • Роды при многоплодной беременности;

    • Роды при патологических изменениях половых органов;

    • Предлежание плаценты;

    • Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты;

    • Гипо- и атонические кровотечения в раннем послеродовом периоде;

    • Послешоковые кровотечения;

    • Поздние послеродовые кровотечения;

    • Геморрагический шок в акушерстве;

    • Материнский травматизм:

  • Разрывы слизистой оболочки;

  • Разрывы промежности;

  • Гематомы;

  • Разрывы шейки матки;

  • Разрывы матки;

  • Выворот матки;

    • Рубец на матке;

    • Послеродовые инфекции;

А так же, акушер-гинеколог должен уметь установить диагноз и провести необходимые лечение при следующих и заболеваниях или состояниях при патологии плода или новорожденного:

    • Гипоксия плода;

    • Асфиксия новорожденного;

    • Гемолитическая болезнь плода и новорожденного;

    • Родовые травмы новорожденного;

    • Внутриутробные инфекции;

    • Инфекции у новорожденного;

    • Синдром задержки внутриутробного развития;

Манипуляции и операции:

Методы исследования:

  • Осмотр больных: типобиологическая оценка, состояние кожи и кожных покровов, молочные железы.

  • Гинекологическое исследование (осмотр в зеркалах, влагалищное исследование), ректальное, ректовагинальное исследование.

  • Методы гормонального исследования: тесты функциональной диагностики; определение гормонов и их метаболитов; функциональные пробы.

  • Эндоскопические методы: кольпоскопия, гистероскопия, лапароскопия, техника, показания, противопоказания.

  • Ультразвуковое исследование

  • Рентгенологические методы: гистеросальпингография, рентгенографическое исследование черепа, компьютерная томография, тазовая флебография, артерио- и лимфография. Радионуклидное сканирование и динамическое сцинтиграфия матки и маточных труб

  • Гистологическое исследование

  • Цитологическое исследование

  • Генетические методы исследования

  • Бактериологические и бактериоскопические методы исследования

  • Зондирование матки, раздельное диагностическое выскабливание слизистой полости матки цервикального канала, аспирация эндометрия, диагностическая лапаротомия.

  • Общий осмотр, оценка таза, индекса Соловьева, ромба Михаэлиса.

  • Исследование по органам и системам организма.

  • Наружное и внутреннее акушерское исследование беременной.

  • Методы оценки состояния плода:

    • Гормональные методы: определение уровня ХГ, эстриола, прогестерона, плацентарного лактогена.

    • УЗИ и его диагностические возможности, сроки обязательного скрининг-контроля.

    • Кардиотокография, основные параметры ее интерпретации, проведение функциональных проб.

    • Биофизический профиль плода: интерпретация данных при оценке 6 параметров: частота двигательных движений, двигательная активность, мышечный тонус плода, объем околоплодных вод, степень зрелости плаценты по данным УЗИ и нестрессовый тест, проводимый при КТГ.

    • Допплерометрия, методика.

    • Двигательная активность плода.

    • Амниоскопия, сроки выполнения, техника, противопоказания.

    • Амниоцентез, сроки выполнения, техника, противопоказания.

    • Исследование КОС крови плода.

    • Определение активности ферментов в крови беременных: термостабильная щелочная фосфотаза, окситоциназа, сроки выполнения.

  • расшифровка ЭКГ,

  • расшифровка клинического и биохимического анализа крови,

Владение современными методами лечения: консервативное и хирургическое,

Фармокотерапии: антибиотикотерапия, десенсибилизирующая терапия, сосудосуживающие препараты, стимулирующие препараты, витамины, сосудорасширяющие, препараты, нормализующие иммунитет, транквилизаторы, гормоны, ферменты, микроэлементы, вакцины, сыворотки, средства, влияющие на гемостаз, бронхолитические средства, муколитические и отхаркивающие средства, противокашлевые средства, болеутоляющие средства, противогрибковые препараты, противовирусные, противомикробные, транквилизаторы, противосудорожные, седативные, средства влияющие на мозговой метаболизм, гипотензивные, средства, влияющие на углеводный обмен.

Манипуляции в акушерству и гинекологии:

    • операции, сохраняющие беременность;

    • операции искусственного прерывания беременности;

    • операции, исправляющие положение плода;

    • операции, подготавливающие половые пути;

    • родоразрешающие операции;

    • плодоразрушающие операции;

    • операции в последовом и послеродовом периодах;

    • обезболивание акушерских и гинекологических операций

    • операции на наружных половых органах;

    • операции на шейке матки

    • операции при опущении гениталий и недостаточности мышц тазового дна;

    • операции при выпадении гениталий, исключающие половую жизнь;

    • урогинекологические операции;

    • операции на придатках матки;

    • надвлагащиная ампутация матки;

    • экстирпация матки (разными способами и доступами);

    • операции при аномалиях развития полового аппарата;

Знать основные фундаментальные науки

Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественнонаучным мировозрением, высокой общей культурой, ориентированногона работу в современных условиях.

Фундаментальная подготовка является неотъемлемой частью подготовки клинических ординаторов.

Структурно-функциональные механизмы обеспечения жизнедеятельности человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии (наименование дисциплины) для специальности № (2)

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.
  2. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии для специальности Лечебное дело, код 060101

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.
  3. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии для специальности Стоматология, код 060105

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.
  4. Рабочая программа по Лечебной физкультуре и спортивной медицине (наименование дисциплины) для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по специальности “Лечебная физкультура и спортивная медицина” от 25.
  5. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета. Ставрополь 2004

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии СГМА в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при подготовке врача общей практики.

Другие похожие документы..