Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нижеследующим студентам заочной формы обучения Минского филиала МЭСИ специальности «Аникризисное управление», специализации «Антикризисное управление...полностью>>
'Закон'
Федеральный закон Российской Федерации о внесении изменения в статью 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших в...полностью>>
'Документ'
рассмотрела в судебном заседании надзорную жалобу защитника осужденного Кремнева А.Л. - Кремневой Э.О. на постановление президиума Смоленского област...полностью>>
'Тематическое планирование'
5- .Движущие силы эволюции. 7. Семинар. Тестирование. 8.Результаты эволюции. Адаптации. 9.Видообразование. Микроэволюция. 10-11.Макроэволюция....полностью>>

Три царевича. Царь (за сценой)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

Действующие лица
в порядке появления на сцене


Царь

Первый царевич
Второй царевич
Иван
Купчиха
Поповна
Первая лягушка
Вторая лягушка
Василиса Прекрасная
Первая гостья на пиру
Вторая гостья на пиру
Прочие гости
Стражник
Медведица
Уточка
Щука
Баба Яга
Змей Горыныч
Кощей Бессмертный


Действие первое
Сцена 1
Три царевича. Царь (за сценой).
ЦАРЬ (кричит). Прочь! Вон отсюда, дармоеды. Хватит на моей шее старческой сидеть. Вон! Чтобы духу вашего здесь не было. Сегодня чтобы вернулись женатые! Надоели, бездельники.

ПЕРВЫЙ. И что это батюшке вздумалось нас эдак женить? Бери, говорит, лук и стреляй, куда взглянешь!
ВТОРОЙ. Ага! Это ведь кому скажешь – засмеют. К тому же и стреляю я плохо. Ведь это же неизвестно, куда я попаду.
ПЕРВЫЙ. Вот на охоте – понятное дело. Там мы стреляем не глядя, а на ужин все равно зажарят кабана. А здесь, брат, не кабан. Здесь, можно сказать, вся жизнь решается. Сейчас залетит стрела в какой-нибудь коровник, и придется жениться на доярке...
ВТОРОЙ. Да ты что пугаешь!
ПЕРВЫЙ. А то ты батюшку не знаешь. Он своему слову хозяин.
ВТОРОЙ. А коли хозяин, так хочет слово дает, а хочет – назад берет.
ПЕРВЫЙ. Э, нет, шалишь! Батюшка уж такой вредный старикашка...
ВТОРОЙ. Да ты что такое говоришь!.. Про царя... Вдруг кто услышит...
ПЕРВЫЙ. Да кому тут слушать? Разве что Ваньке... (К Ивану.) Эй, ты, братец, ты слышишь ли, что мы тут говорим?
ИВАН. Да бог с вами, братцы! Что ли у меня дела нет – слушать вас. Я вот думаю, куда стрелу пустить, чтобы первая красавица моя была.
ПЕРВЫЙ. Ты гляди, какой серьезный. Красавицу себе в жены хочет. Все равно, самая красивая – моя будет.
ВТОРОЙ. И моя!
ПЕРВЫЙ. Да-да, у нас. У меня покрасивее. У него поплоше. А за тебя, может, замарашка какая пойдет.
ИВАН. Да что вы такое говорите. Вот я сейчас как пущу стрелу... (Целится.)
ПЕРВЫЙ. Ты куда целишь, голова садовая! Там же купецкая дочь живет, красавица писаная. Туда я стрелять буду. Ну-ка, дай лук. (Берет у Ивана лук, целится.)
ИВАН. Брат, эдак целиться будешь, сто лет не попадешь, дай я тебе помогу.
ПЕРВЫЙ. Пострелять захотелось, так и скажи, бездельник. На, стреляй, да не промахнись! Чтобы купчиху мне подстрелил!
ИВАН. Будь спокоен, братец. (Стреляет).

Стрела летит по сложной траектории и попадает в купеческий двор. Слышен пронзительный визг.


Сцена 2
Те же и купеческая дочь.
КУПЧИХА (кричит). Это что за лопух, балбес, бестолочь, тунеядец, дуралей, двоечник мне шляпу испортил? (Показывает шляпу – в ней торчит стрела).
ПЕРВЫЙ. Красавица-то какая! Это ж надо же! (Купчихе.) Мадам, позвольте сделать вам предложение руки и сердца.
КУПЧИХА. Ты мне зубы не заговаривай, я девушка порядочная, гадких слов не терплю. Ты мне лучше скажи, злодей, где мне новую шляпу купишь? Эту мне тятенька мой с городу Парижу вез, с самой Англии! Там народ воспитанный, порядочным девушкам чепчиков не мнут!
ПЕРВЫЙ. Как говорит! Говорит – как пишет!
КУПЧИХА. Не знаю, грамоте не ученая. Я девушка порядочная. Ты мне шляпу, изверг, верни!

ВТОРОЙ. Мадам, позвольте, я объясню ситуацию. Этот человек – царский сын, и он просит вас быть его женой.
КУПЧИХА. Так я и поверила без документа.
ПЕРВЫЙ. Но разве не документ – благородство моих манер...
ВТОРОЙ. Величественный огонь в глазах...
ПЕРВЫЙ. И потом, рано или поздно я стану царем и буду дарить вам шляпы краше, чем эта, вдвое.
КУПЧИХА. Вчетверо. И не надо со мной торговаться. Я не потерплю, чтобы моим мужем был пустомеля. А впрочем, я согласна, ваше высочество.
ВТОРОЙ. Ваня, Ваня, поди сюда. Нацель-ка мне вон в тот домик – там такая поповна живет – не девушка, а пряник медовый.
ИВАН. Сейчас попадем, будь спокоен!

Целится и стреляет. Слышен визг.

Сцена 3
Те же и Поповна.
ПОПОВНА. Ой, ангелы небесные! Только яблочко наливное к алым губкам поднесла – а в нем стрела торчит роковая! Умертвить меня хотели, загубить и зарезать, прости Господи!
Появляется. В руке у нее надкусанное яблоко с торчащей стрелой.

ВТОРОЙ. Ну, что я говорил – не девушка, а сахар самый сладкий!
ПОПОВНА. Это ты, чертяка, меня, розочку цветущую, к чертям во ад отправить хотел, как мышь какую?
ВТОРОЙ. Напротив, прелестное дитя, я хочу сделать тебя своей женой и подругой жизни.
ПОПОВНА. Да я лучше за черта лысого в замуж пойду, чем за такого разбойника!
ВТОРОЙ. Я, милая крошка, вовсе не разбойник, а самый что ни на есть царский сын.
ПЕРВЫЙ. Послушайте меня, дитя мое. Вам крупно повезло. То, что в руках у вас эта стрела – значит, что вы уж больше не поповна, а царевичева невеста.
ПОПОВНА. Что же вы сразу-то не сказали.. Согласна я стать женой такому видному молодому человеку.
ИВАН. Дайте, братья, и мне стрельнуть.
ПЕРВЫЙ. Ой, конечно, конечно, Ваньку-то позабыли.
ВТОРОЙ. Ты, Ваня, нам помогал, и мы тебе поможем.
Становятся с двух сторон его, хитро перемигиваясь. Когда Иван целится, толкают его, и стрела летит в неведомом направлении.

ПЕРВЫЙ. Ай-яй-яй, как же не повезло тебе!
ВТОРОЙ. Плохи твои дела, Ваня.
ПОПОВНА. Видать, придется тебе, парень, холостым жизнь прожить..
ИВАН. Эх, стрелу искать надо!..
ПЕРВЫЙ. Ты, Ваня, ищи, а мы к батюшке пойдем невестами похваляться.
ИВАН. Братцы, помогли бы!
ПЕРВЫЙ. Нечего, нечего, ты уже взросленький. Сам справишься.
Уходят.
ИВАН. Делать нечего. Хоть неделю домой не покажусь, а стрелу найду.
Уходит.

Сцена 4
Болото. Три лягушки, среди них одна – Царевна.

ПЕРВАЯ. И точно я тебе говорю, знать французы приехали. Плохи наши дела!
ВТОРАЯ. Это какие ж французы?
ПЕРВАЯ. А я тебе говорю, самонастоящие французы. Те, что в своей Франции всех жаб да лягушек поедом съели!..
ВТОРАЯ. Ой, ужасти какие! Как же съели?
ПЕРВАЯ. А так: изловят где сестру нашу, зверской мукой замучат, бедную, а там ее – хошь на хлеб мажут, хошь сахаром посыпают - и в рот!
ВТОРАЯ. Вот дикари!.
ПЕРВАЯ. А что я тебе говорю, что, знать, французы приехали. Думаешь, это что за стрела? Это в тебя, горемыку, целили. Знать, хотели с лучком, с картошечкой тебя...
ВТОРАЯ. Ой, не говори, не говори ты мне, я такая впечатлительная!.. Ужели вправду?
ЦАРЕВНА. Не печальтесь, подружки. Не к вам стрела эта залетела. Не ваша это судьба, а моя... Знать, свершилось предсказание...
ПЕРВАЯ. А это еще кто там квакает? Ты-то здесь при чем? Разве ж на тебя кто с аппетитом взглянет? Ты на себя посмотри, ты ж и зеленая едва-едва, и не пупырчатая совсем...
ВТОРАЯ. И мясу в тебе нет. Вот на нас гляди, какие мы жирные. Такой не стыдно и в французский рот попасть.
ЦАРЕВНА. Не затем эта стрела прилетела, чтобы вас жизни лишить, а затем, чтобы меня отсюда выручить.
ВТОРАЯ. Прячься, французы идут!
Первая и вторая лягушки прячутся.

Сцена 5
Иван и Царевна-лягушка.

ИВАН. Здравствуйте, лягушка.
ЦАРЕВНА. Здравствуй, царевич.
ИВАН. Скажите, уважаемая лягушка, а не пролетала ли здесь моя стрела?
ЦАРЕВНА. Вот она, царевич.
ИВАН. Спасибо, милая лягушка. А не видели ли вы поблизости самой красивой девушки на свете?
ЦАРЕВНА. Нет, царевич, одна я была.
ИВАН. Что же делать... Понимаете, лягушка, моя стрела должна была прилететь к самой красивой девушке на свете, но, видать, я промахнулся. Что ж, придется домой возвращаться.
ЦАРЕВНА. А я как же?
ИВАН. Ах да, спасибо вам, лягушка, вы мне очень помогли.
ЦАРЕВНА. Иван, возьми меня с собой. Стану я тебе верною супругой.
ИВАН. Как это? Да ты ж лягушка...
ЦАРЕВНА. Это я лицом да телом лягушка, а сердце у меня любящее и душа добрая.
ИВАН. Ах, лягушка, лягушка, ты, видать, смеешься надо мной. Будут над нами люди потешаться, и будешь ты со мной слезы горькие проливать. Нет уж, видать, человек я такой бедовый. Сам горевать буду, а тебе из-за меня нечего мучаться.
ЦАРЕВНА. Мне, Иван, в болоте мученье, а с тобой мне хорошо будет. И тебе, Иван, я в радость буду, потому что не простая я лягушка, а очень удивительная. Возьми, не пожалеешь.
ИВАН. Ну что ж, лягушка, коли ты людского суда не боишься, пойдем домой – час уж поздний.
Уходят.


Сцена 6
Иван-царевич, Царевна-лягушка.

ИВАН. Ну тебе как тут вообще?..
ЛЯГУШКА. Спасибо, хорошо мне, Иван.
ИВАН. Может быть, тебе тины какой-нибудь принести, мух там наловить всяких?
ЛЯГУШКА. Да нет, Иван, не нужны мне мухи. Да ты, я гляжу, не весел.Поделись со мной своей кручиной...
ИВАН. Да уж тут не кручина, а просто хоть беги! Батюшка затеял пир давать, велел, чтоб всякая невеста ему по караваю испекла, по рубахе сшила Ну да ладно, видать, придется самому постараться. В каравай что кладут? Там, мука, вода всякая, да? Яйца, по-моему...

ЛЯГУШКА. Не тревожься, Иван. Испеку я каравай невиданной величины, дивного вкуса. Сошью я рубаху, какой отроду свет не видывал.
ИВАН. Да как тебе это по силам? Ты на себя посмотри, ты же маленькая и слабая. Давай, я хоть тесто месить буду!
ЛЯГУШКА. Нет-нет, Иван, ты мне здесь не помощник. Скажи тятеньке, что приедет твоя суженая, как он наказал. Ты знай, садись ко столу. Ешь да пей, да веселись. А как услышишь шум да гром, так скажи: «Это моя лягушонка в коробчонке едет».
ИВАН. Нет, я тебя одну не пущу. На тебя еще там наступят ненароком. В коробчонке – так в коробчонке. И доставлю я тебя без всякого грохота.
ЛЯГУШКА. Ты, Иванушка, меня не понял. Я поеду хоть и одна, никто меня не обидит. Ты знай одно, как услышишь шум да гром...
ИВАН. Вот дался тебе этот шум да гром. Пришли бы тихонечко, посидели, может быть, нас бы никто и не заприметил. А тебе все шум да гром нужен. Маленькая ты какая, а важная!
ЛЯГУШКА. Это я не оттого, Иван, важничаю, что натура у меня хвастливая, а оттого, что не простая я лягушка, а чудесная.
ИВАН. Не знаю я, как там оно у вас, у чудесных лягушек бывает, да только не было б беды.

ЛЯГУШКА. Не бойся, Иван. Я за себя постою. А если что – тебя кликну. А сейчас ступай к царю-батюшке да скажи, как я тебе наказала.
ИВАН. Ладно, иду, иду. Мука в амбаре, иголки, нитки за печкой.
ЛЯГУШКА. До свиданья, Иван.
ИВАН. Привет, Лягушка.
Иван уходит, лягушка снимает шкуру и чудесным образом преображается.


Сцена 7
Царский двор. Первая и вторая гостьи. На заднем плане прочие.

ПЕРВАЯ ГОСТЬЯ. Нет, ну представляете, высватал за себя то ли мышь, то ли змею, то ли корову. Ну виданное ли дело? У других-то царевичей невесты и умны, и собой хороши – смотреть любо-дорого. А здесь? Вот скажите, ну разве можно жениться на корове? Или на змее?
ВТОРАЯ ГОСТЬЯ. Это кто же вам сказал, что на змее? Вот я считаю, что царский сын завсегда себе красавицу сыщет. Это потому что у нашего батюшки царя все детушки умненькие, образованные, все в батюшку царя, вот как я считаю. Это вам дурные люди наговорили, вот что я вам скажу.
ПЕРВАЯ. И не какие не дурные люди, а сами царевы невестки. Старшенькая, из купчих, говорит – на корове, а младшенькая, поповская, - на змее.
ВТОРАЯ. А вот я считаю, что царевы невестки никак ошибиться не могут, потому что царские дети себе плохих в жены не выберут, они же у нас все в царя-батюшку – умные, образованные. Уж если царский сын за себя в жены корову берет или гадюку какую последнюю, прости Господи, так в том наверняка тайный смысел заключен. Я вот, к примеру, скажу вам: последнее время очень полюбила коров. А змеи так просто мне первые подружки.
ПЕРВАЯ. Да с какого же это тайного смыслу можно с ползучей гадиной под венец идти? Никакого тут разумного смысла нет.

Гости и стражник.
СТРАЖНИК. Стоять, слушать! К торжественному выходу анператора ровняйсь! Смиррно!

Сцена 10

Те же и царь.

ЦАРЬ. Здравия желаю, гости дорогие.
ГОСТИ (вразнобой). Здравствуйте, государь и повелитель, над всеми нами анператор, наше красное солнышко и всеобщий наш тятенька...
СТРАЖНИК. Отчетливо!
ГОСТИ. Здрась!!
ЦАРЬ. Как делишки?
ГОСТИ (вразнобой). Да по-разному, батюшка... Так себе... Муж заел поедом... Дети хворают... Денег недостает...
СТРАЖНИК. Отчетливо!
ГОСТИ. Во!
ЦАРЬ (стражнику). Что там у нас дальше по сценариусу?
СТРАЖНИК. Представление невест, ваше величество.
ЦАРЬ. Ну давай, что ли.
СТРАЖНИК. К выходу первой невесты, почтенной купчихи, готовьсь!


Сцена 11

Под сообразную музыку выходит Купчиха, делает книксен. Те же и Купчиха.

КУПЧИХА. Царь, король, анператор! Я вашего сына пропозицию приняла. А в благодарность от души моей щедрой приобрела вам гишпанский кекс Извольте отлакомствовать.
Торжественно вносят дары.

ЦАРЬ. Это что ж за кекс такой? Навроде кулича, что ли? С узюмом?
КУПЧИХА. Не знаю, не пробовала.
ЦАРЬ (пробует). Ай ты, мать честная, в болезный зуб попал! Ой, грехи мои тяжкие!
СТРАЖНИК. Отравить батюшку царя вздумала?
КУПЧИХА. Послаще выбирала.
ЦАРЬ. Не по старым зубам мне. А ты иди, матушка, милуйся со своим царевичем. Наперед меня кексами не трави.
СТРАЖНИК. К выходу второй невесты готовьсь!

Сцена 12

Появляется Поповна, встает на колени, бьется
головой в пол. Те же и Поповна.

ПОПОВНА. Исполать тебе, государь-батюшка. Ты прости меня окаянную, попутал меня бес тебе гостинцы своими ручками делать, так все пальцы истыкала – ничего не справила. Только и знала, что у тяти просвирку стащила, грешная, да подрясник его старенький.

ЦАРЬ. Ужель ты, правда, Поповна, такая бедная?
ПОПОВНА. Это я кошельком бедная, а сердцем богатая.
ЦАРЬ (стражнику). Ладно, просвирку ко мне снеси, а подрясник попу верни, а то как бы не осерчал.
СТРАЖНИК (Царю). Ну что, все, что ли?
ЦАРЬ. А Ванька?
СТРАЖНИК. Ах, да. Приказ: Ванькину невесту любить и жаловать!
ВСЕ. Рады стараться!
Пауза.
ЦАРЬ. Ну, и где она?
ИВАН. Пап, ты понимаешь, тут такое дело...
ЦАРЬ. Тебя не папа спрашивает, а анператор своим анператорским голосом: где невеста?
ИВАН. Пап, я и хочу объяснить, понимаешь, мы когда стреляли...
ЦАРЬ. Ничего не понимает! (Стражнику.) Спроси у него.
СТРАЖНИК. Ну-ка, все вместе...
ВСЕ. Где невеста?!
Слышен шум и гром.
ЦАРЬ. А это что такое?
КУПЧИХА. Пожар!
ПОПОВНА. Конец света!
ИВАН. Не бойтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.

Сцена 13
Те же и Василиса Прекрасная.

ВАСИЛИСА. Здравствуйте, гости дорогие.
Пауза.
СТРАЖНИК. Ну-ка, все вместе: «Привет прекрасной незнакомке!»
Пауза.
ЦАРЬ. А вы кто?
ИВАН. Папа, это моя невеста. Ее зовут самая прекрасная...
ВАСИЛИСА. Василиса.
ЦАРЬ. Василиса Прекрасная!.. (Гостям.) Слышали? Кто мне в уши жужжал? Вы? Кто говорил «черепаха»? Вы? Народ сдуру болтает, а вы и подбираете! Что ты, Ванька, рот раззявил, веди ко столу невесту, на самое почетное место.
ИВАН. Сейчас. (Василисе.) А как же... А где же... Ты почему же раньше...
ВАСИЛИСА. Не тревожься, Иван. Это я для пира веселого прихорошилась, а домой вернемся – все по-старому будет.
ИВАН. Как, по-старому? (Царю.) Папа, я сейчас! Я мигом! (Василисе.) Ты подожди, я сейчас.

Убегает.

ЦАРЬ. Ну что ты будешь делать? Вы на него не сердитесь, он у меня простой парень, воспитания такого... ослабленного. Зато...
ПЕРВЫЙ ЦАРЕВИЧ. Золотое сердце...
ВТОРОЙ ЦАРЕВИЧ. Золотые руки...
ВМЕСТЕ (вполголоса). Помрешь со скуки.
ЦАРЬ. А ну, брысь отсюда, тунеядцы.
ВАСИЛИСА. Позволь мне, государь-батюшка, гостинцем тебя одарить.
ЦАРЬ. Да ладно, чего это... Вы вот, ко столу с нами... А то, чего это... зачем...
ВАСИЛИСА (хлопает в ладоши. Вносят ларец.). Вот, батюшка, сшила я тебе рубаху по твоему велению.
Откидывает крышку ларца. Все стоят очарованные.
ЦАРЬ. Что ж за диво!
ПЕРВАЯ ГОСТЬЯ. Да тут целая страна!
ВТОРАЯ ГОСТЬЯ. Тут и солнце, и луна!
ПЕРВАЯ. Тут и рощи, и поля...
ВТОРАЯ. И дубравы, и моря...
ЦАРЬ (захлопывает крышку). Нечего глаза таращить. (Стражнику). Ну-ка, быстро в казну неси, а то сам знаешь, что за народ.
СТРАЖНИК. Приказ: «Назначить Василисину рубаху народным достоянием!»

Ларец уносят.

ВАСИЛИСА. Ты позволь мне, государь, ко столу твоему сластей подать.
ЦАРЬ. Ну, давай, давай, уж чую, рукодельница, непростые подарки у тебя.

Василиса разводит руками. Все в напряженном ожидании, но ничего не происходит.

ЦАРЬ (разочарованно). Что, ничего не получилось?
ВАСИЛИСА. Отчего ж не получилось? Посмотри в окно.
Все подбегают к окну.

ПЕРВЫЙ ГОСТЬ. Тут не торт, а прям гора –
Съесть не сможешь до утра.
ВТОРОЙ. Тут из сахара деревья
И сиропные моря.
ТРЕТИЙ. И из пряника корабль
В них спускает якоря.
ЧЕТВЕРТЫЙ. Из печенья среди сада
Чудо-звери разных стран.
ПЯТЫЙ. И стоят из мармелада
Василиса и Иван.

Гости начинают галдеть, вытащив ложки.
ЦАРЬ. Уйдите вы!
СТРАЖНИК. Приказ: «Отправить Василисин торт в закрома Родины»!
ЦАРЬ. Ну что же, пир удался.

Сцена 14
Те же и Иван.

ИВАН. Стойте! Постойте, послушайте! Я все понял! Я догадался!

ЦАРЬ. Ты что орешь?
ИВАН. Она специально притворилась лягушкой, чтобы меня уму-разуму научить. Но уж теперь-то я ученый. Слышите все, я ее люблю, понятно? (Василисе.) Я люблю тебя. Так вот, смотри, никогда больше не будешь лягушкой. Видите? (Достает лягушачью кожу.) Смотрите!
ВАСИЛИСА. Остановись, Иван!..
ИВАН. Нет уж, я теперь ученый. Не будешь ты больше лягушкой никогда, никогда! (Разрывает кожу).
Слышна зловещая музыка, вихрем сметает гостей, на сцене остаются только Василиса и Иван.

Сцена 15
Василиса, Иван.
ИВАН. Что такое? Где все? Что случилось? Василиса? Ты почему плачешь?
ВАСИЛИСА. Прощай, Иван. Потерпел бы ты три дня, было бы у тебя в руках твое счастье.
ИВАН. Ты что, ты меня больше не любишь? Я тебя никуда не пущу!
ВАСИЛИСА. Не моя это воля и не твоя. Что ж ты, Иван, сплошал-то так? Да теперь не вернешь уж ничего. Прощай, Иван, не забывай меня. А я тебя до смерти не забуду.
ИВАН. Останься! Пожалуйста!
ВАСИЛИСА. Поздно, Иван. Влечет меня отсюда злая сила.
ИВАН. Я тебя найду! Я... Где мне искать?
ВАСИЛИСА. Не скажу я, Иван. Уж коли погибать, так мне одной. Прощай, Ваня.
Исчезает.

Сцена 16
Иван, Царь.

ЦАРЬ. Где она? Ванька? Куда ты ее дел?
ИВАН. Папа, она исчезла! Она больше не вернется!
ЦАРЬ. Это еще что за капризы?
ИВАН. Нет, папа, нет, она исчезла, все из-за меня. Как мне жить-то теперь, папа?
ЦАРЬ. А ты пойди да найди ее.
ИВАН. Негде ее сыскать. Она сказала, что ее злая сила отсюда за тридевять земель унесла, что мы уж с ней больше никогда, никогда не увидимся!
ЦАРЬ. За тридевять земель?
ИВАН. Да. А мне без нее жизнь не в жизнь. Я без нее есть-пить не буду. Что мне делать, папа?
ЦАРЬ. Как что? Иди и ищи.
ИВАН. Не сказала она, где искать себя – меня пожалела... А что меня жалеть, дурака, когда у меня всего, что было, - так она только.
ЦАРЬ. Не сказала, где искать... Так что, не искать теперь?
ИВАН (подумав). Искать, конечно... Да только как?
ЦАРЬ. А так: собрался и пошел, понял?
ИВАН. Понял.
ЦАРЬ. Ну, пока. Себя береги. Как найдешь – сразу домой, чтобы я не скучал.
ИВАН (бросается ему на шею). Папа!
ЦАРЬ. Без сантиментов, нечего время тянуть. Встал и пошел. Привет.
ИВАН. Привет.
ЦАРЬ. Ну, пока.
ИВАН. Пока.
ЦАРЬ. До свидания, тебе говорят.
ИВАН. Ага.
ЦАРЬ. Вот-вот. До свиданья, и пошел.
ИВАН. Пап, не скучай.
ЦАРЬ. Проваливай отсюда, говорят тебе, хватит на глазах у меня болтаться, сыпь давай восвояси, понял? Крути педали, пока не дали.
ИВАН. Ну, я пошел.
ЦАРЬ (машет вслед). Писем не пиши.
ИВАН (оборачивается). Почему?
ЦАРЬ. Привыкну еще. Иди давай.
ИВАН. Ну, пока.
ЦАРЬ. Пока.
Иван уходит.



ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Сцена 17

Лес. Иван, Медведица

ИВАН (один). Три дня ничего не ел! Эдак я совсем ослабею. Мне еще, может, тридцать лет и три года бродить, а я уж ноги еле двигаю.

Слышно шуршание в кустах.

О! Хоть кто это будет, это мой обед.

Целится. Появляется Медведь.

МЕДВЕДИЦА. Ну что? Убить меня хочешь?
ИВАН. Я не убить хочу, я есть хочу.
МЕДВЕДИЦА. Значит, убить и съесть. Понятно. Стреляешь хорошо?
ИВАН. Ну, хорошо...
ИВАН. А тебя как зовут?
МЕДВЕДИЦА. А тебе зачем нужно? Для меню?
ИВАН. Да нет, мне просто интересно. Меня – Иван.
МЕДВЕДИЦА А меня Настасья Ивановна. Куда, Иван, путь держишь?
ИВАН. Понимаешь, была у меня невеста, красавица писаной красы. То есть, снаружи она была вроде как лягушка...
МЕДВЕДИЦА Понятно. Всем – лягушка, тебе – красавица. Это бывает.
ИВАН. Да нет, ты не поняла, она правда красавица была. Только я повел себя как дурак, и она исчезла.
А вот сейчас иду – и года не прошло, а у меня силы на исходе. Ты бы мне не сказала, где бы мне перекусить? Может, я подстрелил бы кого-нибудь на обед?
МЕДВЕДИЦА. Я тебе, стало быть, не вкусная уже.
ИВАН. Ну, как тебе сказать... Понимаешь..

МЕДВЕДЬ. Понятно. Сироток пожалел. А то бы слопал за здорово живешь. Ладно. Есть тут в заводи, вон там, одна уточка. Хорошая в общем-то девка, но болтлива. Это, конечно, не повод еще, но уж если тебе так невмоготу... Здесь все-таки лес, законы лесные. Всякий всякому в некотором смысле - обед.
Иван целится и стреляет в сторону заводи.

Сцена 18

Иван, Уточка

УТОЧКА. Ты что? Ты чего тут стреляешь? Ты же меня убить мог! Совсем без соображения? Ты куда пришел? Ты в лес пришел, ты чего тут бабахаешь? А? Давайте сейчас все лучищи свои подостаём, начнем направо-налево стрелищи свои пулять. Ты что, не понимаешь? Тут же лес, тут везде живут. А если бы ты убил кого? А? Что, не стыдно?
ИВАН. Стыдно, конечно.

УТОЧКА. Вот то-то. Стыдно должно быть. Еще стыднее. Убирай давай лук свой, чтобы я его не видела.
ИВАН (убирает лук). Слушай, тебя как зовут?
УТОЧКА Валюха. Вообще-то я с хулиганами не дружу, но для тебя сделаю исключение.
ИВАН. Понимаешь, Валюха, я ищу одну лягушку...
УТОЧКА Нет, здесь такая не живет.

ИВАН. Это я уже понял. Ты знаешь, я уже три дня ничего не ел, а мне надо дальше в путь. Ты бы не могла мне помочь?
УТОЧКА. Вот здесь под корягой живет одна старая щука. Такая старая – ей лет пятьсот, наверное, так что особенно не жалко. Вот ты ее на крючок и того-с... значит...
ИВАН. Спасибо тебе, Валюха. Если что нужно, обращайся.
ИВАН. Ну, пока.
УТОЧКА Пока.

Иван достает веревку, делает удочку, закидывает в воду.

Сцена 19

Иван, Щука.

ЩУКА. Мальчик, мальчик, поди сюда.
ИВАН. Что?
ЩУКА. Ну-ка, достань, у меня вот здесь что-то зацепилось.
ИВАН. Это не что-то зацепилось, это я тебя поймал! Вы что, сговорились все, что ли...
ЩУКА. Меня поймал? Ах ты, щенок! Я твоей бабушке в прабабушки гожусь, а он меня «поймал»!
ИВАН. Что вы меня все срамите! Мне что же тут, Василису не найдя, с голоду помереть, что ли?
ЩУКА. Ну-ка, вынь крючок.
Иван вынимает.
Ну что, желание, что ли, исполнить?
ИВАН. А ты что, волшебница?
ЩУКА. Спрашиваешь! Значит, на первое борщеца, на второе – котлеты с гарниром...
ИВАН. Не надо никаких котлет, ты мне Василису верни!
ЩУКА. Ну – пара пустяков. Только имей в виду – желание одно. Или Василису, или котлет.
ИВАН. Василису, я же говорю!Щука, пожалуйста... Я не знаю, как тебя зовут...
ЩУКА. Алёна Поликарповна. Ладно, ладно, начинаю колдовать....
Пауза.
Что-то ничего не получается. Ну-ка, еще раз... Нет. Видать, держит твою Василису какая-то сила, которая моей сильнее.
ИВАН. Что же мне делать-то теперь...
ЩУКА. Подожди, не тужи. Есть одна старушка... Характер, конечно, не бог весть какой, но помочь может. Живет далеко, в тридевятом царстве. Вот если пожелаешь, мигом к ней отправлю. Только там будь поделикатней, а то как бы сам к ней на обед не отправился. Вздорная особа, между нами говоря.
ИВАН. Пожалуйста, скорее!
ЩУКА. Начинаю колдовать. «Хочешь верь, а хочешь нет – летишь к бабке на обед»!

Иван чудесным образом улетает в Тридевятое царство.

Сцена 20
Баба Яга, Змей Горыныч. Сидят за картами.

ГОРЫНЫЧ. Ну уж только в последний раз. И чтобы не мухлевать.
ЯГА. Горыныч, что за подозрения? Ты же меня знаешь.
ГОРЫНЫЧ. Поэтому и говорю. Будешь мухлевать, я домой пойду.
ЯГА. Да что тебе дома делать?
ГОРЫНЫЧ. А с тобой что? В картишки дуться?
ЯГА. Если тебе бабулечкины развлечения не милы, ты давай сам предложи что-нибудь. А?
ГОРЫНЫЧ. Ну, я не знаю. Хочешь, я лес подпалю?
ЯГА. Безынициативный ты, Горыныч. Сдавай.
С шумом, чудесным образом появляется Иван.

Сцена 21
Те же и Иван.

ИВАН. Добрый день.
ЯГА. Добрый день. И где твой конь?
ИВАН. Какой конь?
ЯГА. Обычный конь. О четырех ногах, с уздечкой. У нас тут принято вместо «здрасьте» молодца на обед, коня на ужин.
ИВАН. А вы кто такие?
ЯГА. Я – Пожилая Женщина Яга, а этот вульгарный тип – мой приятель Горыныч, змей.
ГОРЫНЫЧ. Горыныч.
ИВАН. Очень приятно.
ГОРЫНЫЧ. Да, в общем. Ну, я пошел.
ЯГА. Куда?! (Ивану.) Ты, мальчик, зачем сюда пожаловал? Небось, мечом своим размахивать в нашем Тридевятом царстве?

ИВАН. Мне бы одну лягушку из беды выручить.
ЯГА.. Какую это лягушку?
ИВАН. Царевну. Мою жену.
ГОРЫНЫЧ. Как же тебя угораздило-то на лягушке жениться?
ЯГА. Должно быть, по расчету. Ушлый ты парень.
ИВАН. Да никакого расчета не было. Я уж не знаю, как она за меня замуж пошла.

ЯГА. Чую тайну великую. Говори по существу.
ИВАН. Так вот она куда-то исчезла, и где мне ее сыскать, не знаю.
ГОРЫНЫЧ. А что, другие лягушки, они тебе, как бы сказать... Не нравятся?
ИВАН. Да какие лягушки? Я ж сказать позабыл, что на самом деле она волшебница и зовут ее Василиса...
Среди Горыныча и бабы Яги смятение.

ЯГА. Слушай, а это не та Василиса, которая...
ГОРЫНЫЧ. Прекрасная?
ИВАН (обрадовано). Так вы знаете, где она?
ГОРЫНЫЧ. Знать-то мы знаем, только...
ЯГА. Пустое это дело, парень, эта лягушка не про твою честь.
ГОРЫНЫЧ. Подожди, постой. (Ивану.) Слушай, парень, а ты когда ее в жены брал, эту лягушку, ты уже знал, что она на самом деле Василиса?
ИВАН. Да откуда мне знать, она мне сама потом сказала.
ГОРЫНЫЧ. А ты что же, ее в жены по любви взял?
ИВАН. А разве по-другому бывает?
ГОРЫНЫЧ. Надо помочь.
ЯГА. Да-а, брат, видать дело серьезное. В общем, слушай. Василиса твоя в Кощеевом царстве томится. Спасти ты ее не спасешь, но, видать, тебя не остановишь. Вот тебе волшебный клубок, он тебя прямиком туда доведет.

ИВАН. Спасибо вам, Пожилая Женщина Яга. Спасибо, Горыныч.
ЯГА. Пожалуйста. Ну, давай в путь.
ИВАН. До свидания.
Уходит вслед за клубком.

Сцена 23
Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный. Кощей ходит с глобусом в задумчивости.
Василиса сидит скованная в углу с видом душевного удручения.

КОЩЕЙ. Повторяем урок. Что мы держим в своей властительной ручке?
Василиса молчит.
Опять забыла. Как все-таки глупы добрые люди! Слушай правильный ответ: «В ваших грозных ручках специальная такая маленькая земля, ну, в общем, такая вроде бы как игрушка, мы ее в шутку называем... как это»...
ВАСИЛИСА. Глобус.
КОЩЕЙ. Ну да, я сам хотел сказать. Но ты меня перебила, за что обрекла себя еще на триста лет моральных унижений и душевных терзаний. Второй вопрос. О чем мы думаем, когда держим эту землю, пусть даже игрушечную, как ты верно выразилась... этот...
ВАСИЛИСА. Глобус.
Василиса молчит.

КОЩЕЙ. Позабыла. Одно слово, что премудрая. Это тебя, должно быть, в шутку прозвали, так, для смеху, потому что ты не можешь ответить на простой наш величественный вопросик. А нужно ответить так: «Сегодня вы, Ваше бессмертное величество, изволите всех нас уничтожить мучительной смертью, потом поработить, потом извести голодом, потом уморить медицинскими болезнями, потом подвергнуть душевным терзаниям и моральным унижениям». Все это я сделаю немедленно в борьбе с моей величественной скукой.
Василиса вздыхает.

Ну, тебе что, трудно выучить? Мы же вчера повторяли?
ВАСИЛИСА. Да коли ты сегодня нас всех уничтожишь, чем тебе завтра заняться?
КОЩЕЙ. Вот, опять дерзишь. Вчера за такой вопрос ты продлила свой срок еще на восемьсот лет. ВАСИЛИСА. Злодей!
КОЩЕЙ. Правильно. И горжусь этим. Но все равно восемьсот лет сверх срока.
ВАСИЛИСА. Тиран!
КОЩЕЙ. Приятно слышать, еще девятьсот.
ВАСИЛИСА. Бессердечный изверг!
КОЩЕЙ. Наконец-то я дождался ласкового словца. Тысяча.
ВАСИЛИСА. Скучный, старый, лысый пень!
КОЩЕЙ (ошеломленно). А вот такие оскорбления смываются только кровью!..
С треском появляется Иван.

Сцена 24

Те же и Иван.

ИВАН. Василиса!
ВАСИЛИСА. Ваня!
КОШЕЙ (Василисе). Что это за уродливое явление действительности?
ИВАН. Добрый день.
КОЩЕЙ. Вот тут ты, мальчик, серьезно ошибаешься. Этот день, можно сказать, совсем для тебя не добрый, а я бы даже так величественно сказал, последний.
ВАСИЛИСА (Ивану). Ты зачем пришел?.. Ты же пропадешь... Ваня...
ИВАН. Как зачем? Пошли домой.
ВАСИЛИСА. Иван... беги... стой... поздно...
КОЩЕЙ. Домой вам идти не надо, потому что ваш дом теперь – мать сыра земля. Сейчас я буду вас умерщвлять по специальным правилам, которые я немедленно придумаю. А потом я надругаюсь над вашими чувствами.
ИВАН (Василисе). Он что? Глупый какой-то.
КОЩЕЙ. Я не глупый, а бессмертный. А вот вы и глупые, и смертные, в чем сейчас оба убедитесь.
ИВАН (взявшись за лук). Будешь задираться, тебе не поздоровится.
ВАСИЛИСА. Прощай, Ванька! Теперь уж нам точно не спастись.
КОЩЕЙ. Правильно. Конечно, не спастись, потому что я с вами покончу в одну секундину. Вы даже не успеете как следует помучиться. Это все оттого, что вы свою смерть в себе носите, а я в сундуке берегу – вот видите, какой я предусмотрительный.
ВАСИЛИСА. В каком сундуке? В этом?
КОЩЕЙ. Ну, предположим, в этом.
ВАСИЛИСА (Откидывает крышку сундука.). Ваня, не сплошай!..
Из сундука выпрыгивает зайчик омерзительной наружности.
Ой!.. Это еще кто?
КОЩЕЙ. А это такой специальный зайчик. Ты же никогда до конца не дослушаешь. Я же и хотел сказать – смерть в зайчике, зайчик в сундуке. (Ивану.) Бегаешь хорошо? Лови.

Свистит зайчику, зайчик стремительно убегает. Иван хватается было за лук, Василиса берет его за руку и
остается в горестной позе.
ВАСИЛИСА. Уж теперь всё.
Входит Медведица

Сцена 25

Те же и Медведица

МЕДВЕДИЦА (надежно держит зайчика в лапах). Вань, привет!
ИВАН. Настасья Ивановна!
МЕДВЕДИЦА. Слушай, тебе зайчик не нужен?. Ты, кажется, на днях интересовался.
КОЩЕЙ (Медведю). Ты что, жалкая представительница местной фауны, совсем забылась?
МЕДВЕДИЦА. А вот я тебе сейчас по уху-то как дам...
КОЩЕЙ. Надурить меня хотите? Так вот вам: это не зайчик, а курочка.Вот и ловите теперь, сухопутные крысы.
Зайчик превращается в гадкую уточку и с ликованием улетает
Из-под небес слышно неразборчивое курлыканье, сыплются пух и перья. Затем появляется растрепанная
УТОЧКАэ


Сцена 26
Те же и УТОЧКА
УТОЧКА Здравствуй, Вань!
ИВАН. Валюха!
МЕДВЕДИЦА Ты какими судьбами здесь?
УТОЧКА Мимолетом.
МЕДВЕДИЦА. Понятно: вроде меня. Так просто, от делать нечего решила Ваньку проконтролировать?
УТОЧКА Да вроде того. (Ивану.) Вань, тут одна курочка тебе долгих лет передавала, на память яичко оставила. Тебе пригодится.
КОЩЕЙ (вырывает яйцо, Уточке). Вот я из тебя перья-то повыщипаю! Яйцо со смертушкой моей драгоценной чуть не разбила! Да только полетит это яйцо в море-окиян, где медведя да утки не ныряют!
Бросает яйцо в море-окиян. Слышен плеск воды. Все в унынии.

УТОЧКА Да, Вань, что-то нехорошо вышло.

Слышно пыхтение, топанье и шмыганье носом. Появляется Щука Алена Поликарповна.

Сцена 27
Те же и Щука.

ЩУКА. Привет честной компании.
КОЩЕЙ. А ты что, вобла старая, приковыляла?
ЩУКА. Да в глаза твои бесстыжие напоследок поглядеть.
КОЩЕЙ. А что это соскучилась-то?
ЩУКА. Скучала, да не по тебе. У меня тут без старых бездельников хлопоты есть. (Ивану.) Вань, яичко я по слабости разбила, а вот иголочка в нем была – сохранилась... Ой, да где ж она...
КОЩЕЙ. Отдай иголку! Отдай, тебе говорят! Отдай!
ЩУКА. Да вот она. (Ивану.) Держи, Вань, только крепко.
КОЩЕЙ. Отдайте иголку! Ну отдайте! Зачем она вам! Я вам другую дам, даже две! Эта иголочка вам ни к чему, а мне она очень даже полезна. Если вы ее сломаете, мне ее будет очень недоставать!
ВАСИЛИСА (Ивану). Дай-ка мне, Ваня. Я дома без дела не сижу, мне пригодится. Буду тебе рубашки шить, а то ты у меня совсем обносился.
КОЩЕЙ. А ты аккуратно шьешь? Иголки не ломаешь?
ВАСИЛИСА. Не ломаю. Если только изредка.
ИВАН. Ну что, пошли домой. Мне тут уже что-то надоело.
ВАСИЛИСА. Пойдем, Ваня.
Уходят.

Сцена 28

Палаты царского дворца. За столом Царь, Баба Яга, Горыныч, Первый царевич, Второй царевич, Купчиха, Поповна.

ЦАРЬ. Видать, уж не дождемся.
ПЕРВЫЙ ЦАРЕВИЧ. Сгинул, стало быть, братец Иван.
ВТОРОЙ. Стало у батюшки одним наследником меньше.
КУПЧИХА. Вот ведь горе-то какое! Я прям даже плакать не могу – такая тоской придавленная.
ПОПОВНА. Да ведь и хуже могло быть. Я вот иной раз подумаю – а коли бы еще и старший братец пропал... Так это что бы было-то тогда... Прямо аж дрожу вся.
ЦАРЬ. Стало быть, не ждать.
ГОРЫНЫЧ. Что же вы грустные такие все? Как же не ждать?

БАБА ЯГА. Да ладно, Горыныч.

Входят Иван и Василиса.

Сцена 30
Те же, Иван, Василиса.

ИВАН (бросается Царю на шею). Папа!
ЦАРЬ (обнимает его). Ты мне тут эти нежности прекрати! Я этого, знаешь, не люблю. Сел, поел, отдохнул, отчитался. (Василисе.) А я уж было не верил, что свидимся.
ВАСИЛИСА. А я про себя тайно думала, что все равно он меня найдет. Запрещала думать, а все равно думалось.
ЦАРЬ. За стол все, за стол! Будет пир на весь мир! (Ивану.) И знаешь, Вань, давно мне что-то эта штука на лысину давит. (Снимает корону, отдает Ивану).
ИВАН. Спасибо, пап.
ВТОРОЙ ЦАРЕВИЧ. А мы как же?
ПЕРВЫЙ ЦАРЕВИЧ. А я?
ЦАРЬ. А вы теперь не у меня спрашивайте.
КУПЧИХА. Иван-царь, вы мне подле себя присесть дайте!
ПОПОВНА. А я к вам на колени!
ИВАН. Вы уж не обессудьте, со мной сегодня мои друзья сядут, а то они стесняются.
ЦАРЬ. Какие ж друзья?
ИВАН. Заходите!
Входят Медведица, Уточка и Щука.

Сцена 31

Те же, Медведица, Уточка и Щука
ЩУКА. Всем привет от Алены Поликарповны. (Бабе Яге.) Здорово, девушка.
БАБА ЯГА. Привет, подруга.
ГОРЫНЫЧ. Здрасьте.
ЩУКА. Эх, давно не видала. Ну да дайте кости положить. (Поповне.) Ты, барышня моя бела-румяна, давай с Ваньки-то моего слазь. И ты тоже.
ЦАРЬ. А с ними так и надо. Поздно я понял.
ИВАН. Василиса!
Василиса становится с Иваном. Смотрят в глаза друг другу.

ВАСИЛИСА. Ну уж теперь-то все будет только хорошо.
ЦАРЬ. Стало быть, и сказке конец.


З а н а в е с



Скачать документ

Похожие документы:

  1. За сценой звучат слова

    Рассказ
    «Ходит по земле сказка… Ходит, рассказывая детям об одном и том же. Добро, рассказывает она, побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости; счастье нужно искать; всего сильнее на свете – любовь….
  2. Сцена представляет собой старый парк. Убоковой кулисы ширма, на которой изображён могучий дуб. Звучит лирическая мелодия

    Документ
    На сцене появляется девочка - Катя. Она присаживается под дубом, раскрывает книгу, но не читает её, а задумчиво смотрит вдаль. Шумно выбегает её одноклассница – Маша.
  3. «картина крови», или как илья репин царевича ивана убивал

    Документ
    Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы как о народе русском. […] Я имею честь быть русской, Я этим горжусь, Я буду защищать Мою Родину и языком,
  4. Книга «Царь Славян»

    Книга
    Таков сенсационный вывод последних исследований Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко в области хронологии и реконструкции средневековой истории. Новые результаты, полученные авторами в 2003-2004 годах, позволяют иначе взглянуть на место
  5. В. Г. Апология Грозного Царя

    Документ
    Манягин В.Г.Апология Грозного ЦаряКритический обзор литературы о Царе Иоанне Васильевиче ГрозномИздание 2-е, исправленное и дополненноеИздательство “Русский Вестник”

Другие похожие документы..