Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа социально-экономического развития Северо-Западного административного округа города Москвы на 2011 год (далее Программа) направлена на повыш...полностью>>
'Документ'
электронный модуль блока «Патентоведение» (охватывает разделы: 1.1.Основы патентоведения, 1.2.Основы законодательства в области охраноспособных технич...полностью>>
'Документ'
Сукиасян С.Г. О некоторых аспектах динамики посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий Социальная и клиническая психиат...полностью>>
'Программа курса'
Дисциплина "Гражданское право" является самостоятельной научной и учебной дисциплиной в системе юридических наук и юридического образования...полностью>>

Периодической печати Учебное пособие и хрестоматия

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дмитрий Туманов

Жанры периодической печати

Учебное пособие и хрестоматия

СОДЕРЖАНИЕ

Слагаемые мастерства журналиста

Сбор информации: техника и технология

Основы журналистских жанров

Информационные жанры:

заметка (Ардер А. Откуда есть пошла «Чуча»)

информаци­он­ная корреспонденция (Федосов А. Дети цезия)

информационный отчет (Депардье – поклонник Достоевского)

информационное интервью (Стюарт М. Покажите мне единорога!)

блиц-опрос (ЛГ. Три самых омерзительных персонажа русской литературы)

репортаж (Махкамова У. Канонизированный флотоводец)

Аналитические жанры:

ана­ли­ти­ческий отчет (Шемшученко В. Блеск и нищета «Петербургского аккорда»)

аналитическая корреспонденция (Грицай Р. Скульптура апостола в Феодосии чуть не стала «скульптурой раздора»)

аналитическое интервью (Щеглова И. Владимир Филин: Природа народной поддержки Уго Чавеса и Владимира Путина одинаковая – высокие цены на нефть)

ана­ли­ти­ческий опрос (Кинякин А. Курс дня. Неразрешимая задача)

беседа (Ратькина Т. И все мы вереницей идем за Синей птицей)

комментарий (Султанов А. Европейский суд по правам человека на защите основ демократического общества – свободы совести Михайлов Р. Заказуха по-русски)

рецензия (Чулков Г. Memento mori Андреев Л. Неосторожные мысли Минкин А. Нежная душа)

статья (Горький М. О «маленьких» людях и о великой их работе Андреев Л. Москва. Мелочи жизни)

журналистское рас­следо­ва­ние (Ливанов Б. «Паровоз» из Маковоза)

обозрение (АНН. Обзор международных событий)

обзор СМИ (Виноградская Н. Ротация по-европейски: Устинов и Чайка поменялись местами Богомолов Ю. Кино, которое нас выбирает)

прогноз (Минаев С., Вардуль Н. Экономический прогноз)

версия (АЖуР. Цена жизни Крюков С. Сезон убийств)

эксперимент (Устинов Г. Журналист меняет профессию Чернова О., Перова А. Учебный взрыв)

письмо (Горький М. С кем вы, «мастера культуры»? Савинков Б. Почему я признал Советскую власть? Минкин А. Письмо президенту)

исповедь (Фонвизин Д. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях)

аналитический пресс-релиз (Права человека в России)

Художественно-публицистические жанры:

очерк (Горький М. В.И.Ленин Горький М. В Америке Гиляровский В. Трущебные люди)

фельетон (Андреев Л. Всероссийское вранье Андреев Л. О российском интеллигенте Дружников Ю. Зачем нервировать Пушкина?)

памфлет (Арцыбашев М. Эмигрантская вобла Ларни М. Мистер Макклоун Ларни М. Чистая раса)

пародия («Самиздат» Шендерович В. День Сурка)

эпиграмма (Гафт В. Эпиграммы Проханов А. Политические эпиграммы)

публицис­ти­чес­кая сказка (Быков Д. Новые русские сказки)

публицистический рассказ (Андроников И. Первый раз на эстраде)

сатирический комментарий (Чашка кофе с Виктором Шендеровичем)

житейская история (Барнашева Ю. История болезни)

проповедь (Толстой Л. Не могу молчать)

эссе (Анненский И. Речь, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 года Чаадаев П. Философические письма Ортега-и-Гассет Х. Эссе на эстетические темы в форме предисловия)

Слагаемые мастерства журналиста

Сбор информации: техника и технология

1. Структура творческого процесса

В развитии профессионализма можно выделить три ступени. Первая – обученность – сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях. Вторая – умелость – учи­тывает возможность использовать известные приемы и операции в неиз­вестных, новых условиях. Третья – мастерство – такая, при которой но­визна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.

Профессионализм как раз предполагает жесткую социальную ответс­твенность за качество продукта творчества, потому основывается на осознанном освоении секретов и профессиональном развитии за счет осво­ения новых знаний. Журналист постоянно стремится к индивидуальной спе­цифичности своих материалов. Но при этом он опирается на строго науч­ные достижения и накопленный предыдущими поколениями опыт.

Это справедливо по отношению ко всем разновидностям журналистско­го творчества: и газетчик, и радиожурналист, и телевизионный журналист проходят схожие этапы творческого процесса, опираясь на одинаковую ме­тодологическую основу. Все профессионалы-журналисты проходят один и тот же путь выработки журналистской информации и объективации ее в знаковый информационный продукт.

В структуре творческого процесса любого журналиста, в методах и приемах его деятельности, в нормах и правилах, которыми он руководс­твуется, есть обобщенные, типические черты. Однако в реальной творчес­кой практике типическое в способе деятельности журналиста органично переплетено индивидуализированными чертами. Опора на личностные ка­чества, сформированные изменяющимся обществом, придает способу дея­тельности журналиста специфику времени.

Специфика новейшей, постмодернистской трактовки языкового созна­ния состоит уже не столько в его текстуализации, сколько в нарративи­зации, то есть в способности человека описать себя и свой жизненный опыт в виде связного повествования, выстроенного по законам жанровой организации текста. Таким образом, здесь выявляются две тесно связан­ные друг с другом проблемы: языкового характера личности и повествова­тельного модуса человеческой жизни как специфической для человеческого сознания модели оформления жизненного опыта.

Американский исследователь Ф.Джеймсон утверждает, что психика че­ловека и его чувства восприятия в значительно большей степени являются результатом социально-исторического, нежели биологического разви­тия. Процесс превращения абстрактных понятий в якобы реально существу­ющие феномены, приписывание им субстанциональности, в результате кото­рой они начинают мыслиться как нечто материальное рассматривается как неизбежное следствие общего развития, в ходе которого происходит рас­щепление первоначального синкретизма, – таков итог процесса потери че­ловеком ощущения своей целостности.1

Отражение нынешнего состояния мира в системе средств массовой коммуникации значительно осложнено тем, что сам журналист испытывает на себе все социо-исторические процессы и как субъект, и как объект воздействия всей системы средств массовой коммуникации. Сам творческий процесс проходит в несколько этапов.2

На первом человек вообще не может правильно строить свои действия в довольно простой предметной ситуации, если задача сформулирована в словесной форме. На втором такое построение возможно, но лишь путем манипуляции реальными вещами, предметами-оригиналами, а не их моделя­ми. На третьем появляется возможность манипулировать представлениями вещей, хотя еще не удается в достаточной мере подчинять эти манипуля­ции требованиям задачи. На четвертом такое подчинение оказывается воз­можным, однако задачи решаются лишь в итоге проб и ошибок. На пятом данная форма поведения достигает полного развития: человек анализирует структуру задачи, строит план ее решения и однозначно подчиняет этому плану свои последующие действия. Классификации фаз творческого процес­са, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпо­сылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессозна­тельная работа) – созревание – осмысление проблемы и инкубация направ­ляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) – вдохновение – в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.

Так что же такое принцип, лежащий в основе творческой деятельнос­ти? Принцип – основополагающее первоначало, основное положение, исход­ный пункт размышления. Принцип на практике находит свое воплощение в методе. Метод – путь, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов методы под­вижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам дея­тельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности. Выделяются пять уровней, характе­ризующих степень обобщенности применяемых методов.

Первый – философский уровень: всеобщий метод, применяющий миро­воззренческие принципы к процессу познания, творчества, практики, диа­лектико-материалистическая и историко-материалистическая методология.

Второй уровень – общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями, такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобще­ние, аналогия, сравнение и другие.

Третий уровень – специально-научные методы, применяемые в журна­листике, например – социологический опрос, психологическое наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее.

Четвертый уровень составляют междисциплинарные методы, являющие собой синтез научных методов и способов художественного отображения действительности.

Наконец, пятый уровень включает в себя конкретную методику и творческий прием, адекватные особенностям данной проблемной ситуации, замыслу произведения и позволяющие добиться максимальной эффективности при воздействии на аудиторию.

Все это составляет определение техники и технологии при сборе, обработке и интерпретации материала. Термин "техника" употребляется для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в опре­деленной сфере деятельности человека. Технология – совокупность мето­дов получения, обработки и получения конечного результата деятельности человека. Таким образом, изучение техники и технологии журналистского творчества невозможно без подробного анализа приемов и методов.

Выделяют следующие факторы, определяющие формирование методов:

а) стадиальность творческого процесса;

б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

в) структура информационной среды;

г) законы познания, восприятия и переработки информации;

д) законы общения.3

Таким образом, методы журналистского творчества можно разделить на две крупные подгруппы: методы познания действительности и методы предъявления в тексте элементов выразительных средств.

Группа методов познавательной деятельности, в свою очередь, зна­чительно влияет на группу методов, связанных с порождением текста.

В сознании русской творческой интеллигенции, противостоявшей ду­ховному насилию, сложилась четкая оппозиция "художественность/идеоло­гичность", где первая призвана охватить собой все царство эстетических и общечеловеческих ценностей, отстаиваемых в борьбе со второй, ко­торая их лишь только искажает и обесценивает, сводя их к царству вне­эстетического, к сфере вненормального и антигуманного. Разрушение это­го стереотипа, закрепившего за идеологическими формами творческой дея­тельности все звенья системы средств массовой коммуникации, – необхо­димое условие для эффективного развития и функционирования журналисти­ки, нацеленной на информативность, прежде всего.

Журналист в новом качестве, как ученый-исследователь, анализирует картину мира, вычленяя необходимые для аргументации фрагменты из мно­жества фактов. При таком понимании его творческой деятельности на пер­вый план выходят следующие принципиальные функции: обобщение, регуляция познания, конкретизация требований к познанию. Типология методов сбора информации четко делится на два раздела: традиционные и нетрадиционные методы получения информации. В числе нетрадиционных все большее место занимают методы пограничных наук, позволяющих журналисту с большей на­учной достоверностью отражать картину мира. Идеологизация творческой деятельности в такой ситуации сводится к представлению наибольшего ди­апазона системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Плюрализм подачи ин­формации ведет и к плюрализму в отборе техники и технологии журналист­ского творчества, принципов и методов познания картины мира.

Рядом с материалистической позицией выступает и идеалистическое представление о мире, в совокупности с первой оно и создает новое ин­формационное поле, формирующее общество новейшего времени.

Однако научный подход к отбору фактов и их дальнейшему изучению по-прежнему носит типический характер. Здесь мы опять вспомним о мето­дологических принципах, лежащих в основе процесса познания. Это – принцип материального единства мира; принцип универсальности развития; принцип детерминизма; принцип историзма; принцип объективности; прин­цип инвариантности; принцип соответствия; принцип дополнительности; принцип наблюдаемости; принцип редукции; системно-структурный принцип.

Принцип детерминизма устанавливает, что внешние причины непос­редственно определяют эффект своего воздействия, независимо от собс­твенных свойств явления, на которое это воздействие оказывается, и всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий.

Принцип историзма конкретизирует общий закон диалектики, трактую­щий развитие как всеобщее свойство материи, зачастую выступая как принцип социально-исторической обусловленности сознания, личности и деятельности.

Принцип объективности включает в свое содержание признание объек­та познания независимо от субъекта, принципиальную познаваемость этого объекта, наличие соответствующих логических средств познания и возмож­ность активного воздействия на объект исследования на основе получен­ных знаний.

Принцип инвариантности означает свойство оставаться неизменным при каких-либо изменениях, преобразованиях и связан с законами сохра­нения вещей, свойств и отношений.

Принцип соответствия зиждется на преемственности знаний между этапами преобразования информации.

Принцип дополнительности используется для воспроизведения целост­ности явления, когда сводятся воедино формально несводимые симметрич­ные парные категории.

Принцип наблюдаемости определяет строение новых знаний на основе наблюдаемых явлений.

Принцип редукции означает сведение одних качественных состояний объектов к другим с целью объяснения неизвестного посредством сопос­тавления с хорошо изученным.

Системно-структурный принцип строится на понимании любого явления как системы, имеющей свои элементы.

Система принципов исследования явления складывается в методологи­ческую основу. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного зна­ния. В ней реализуется эвристическая (поисковая) функция исследования.

Журналист отбирает из множества фактов только те, которые объек­тивно воссоздают реальную картину мира. Процедура такого исследова­тельского отбора содержит последовательность всех операций, общую сис­тему действий и способов организации изучения явления.

Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, фактом, достойным внимания журналиста, оно должно содержать в себе ощутимую своевременность информирования, содержать определенную конфликтность и эффект "эмоционального толчка", быть в тесной связи с так называемыми "общечеловеческими" темами, всегда цепляющими внимание: жизнь-смерть, любовь-ненависть, здоровье-болезнь, дети-родители и так далее.

2. Стадиальность журналистского творчества

Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предло­женных ему самим обществом. Психическая жизнь разворачивается одновре­менно на двух уровнях – осознаваемом (представление, понятие, образ, память, фантазия и так далее) и неосознаваемом (ощущение, восприятие, влечение, интуиция, установка). Диалектическая взаимосвязь этих уров­ней – одна из ключевых проблем теории творчества.

После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего ма­териала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточ­няются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ и выстраиваются рабочие гипотезы. В журналистской практике все это часто решается на бессознательном уровне и входит в подготовительный процесс. Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изуча­ет все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, создан­ные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития со­бытий. И только после этого приступает к непосредственному исследова­нию события.

Формирование целостной концепции, объединяющей в себе конкретное знание ситуации, понимание ее существа, ее общую оценку, как интенсив­ная мыслительная работа журналиста, вне всякого сомнения, опирается на совокупность знаний и умений, становится возможностью проявления мас­терства.

Определение проблемной ситуации в этом смысле становится исходным пунктом журналистского исследования. В гносеологическом смысле проб­лемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях и нез­нанием путей достижения этих потребностей. Выявление возникающего конфликта, его актуальности для большей аудитории – это и есть форму­лировка проблемы и выбор темы журналистского исследования. Причем, следует иметь ввиду, что конфликт – нормальное явление общественной жизни, и стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе обще­ния. Система средств массовой коммуникации отражает эту форму выраже­ния противоречия в разножанровых материалах.

Следовательно, журналисту необходимо выявить как природу конфлик­та, так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить пе­ред собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный резуль­тат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен от­вет в ходе самого исследования. Зона конфликта определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Это та об­ласть, в которой реализуется конфликтное взаимодействие. При большем охвате участников конфликтной ситуации журналист использует большее число методов сбора информации, что, в свою очередь, отражается на вы­боре жанра: информационного, аналитического, художественно-публицисти­ческого.

Изучение явления следует начинать с выявления причины и повода конфликта. Они бывают объективными, где поводом служит сам ход разви­тия событий, и субъективными, вызванными преднамеренными действиями, направленными на активизацию конфликта. Выявление граней конфликтной ситуации показывает смешанный характер причин и повода, где внешние факторы стимулируют развитие внутренних. Рассматривая конфликт как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость пози­ций или состояний, отметим положительную его сторону: диалектическое развитие общества в целом. Журналист должен иметь это ввиду уже на первичной стадии творческого процесса.

В конечном итоге, именно от этого понимания зависят постановка задач, выбор методов и приемов их решения. Каждый конфликт сводится к отношениям двух элементов. Если в конфликте участвует несколько групп, их коалиция восстанавливает биполярность. Одной из главных задач ста­новится персонификация проблемы, определение источников информации и главных участников ситуации. Журналист должен помочь конфликтующим осознать побудительные мотивы и показать пути решения. Этому послужат метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, метод экс­пертной оценки, метод социометрии и ряд других, формирующих содержание журналистского произведения.

Под содержанием понимается идейно упорядоченная совокупность эле­ментов, образующих произведение и характеризующих его внутренние чер­ты, сущностные свойства. Основными элементами содержания выступают: фактологические – объективированное знание о конкретных событиях или явлениях жизни; аксиологические – выражение оценки события или явле­ния; идейно-концептуальные – целостное воспроизводство действительнос­ти. Идея – ведущая мысль произведения – играет доминирующую, конструк­тивную роль, обеспечивая взаимосвязь всех элементов содержания, вбирая в себя как обобщенное знание о предмете, так и оценочную его интерпре­тацию. Причем, оценочная интерпретация может быть скрытой, проявляться в отборе фактов для показа или стилистико-языковом оформлении, но при­сутствует обязательно даже в информационных жанрах.

Определение правил и норм, регулирующих профессиональное поведе­ние, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этичес­кий кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих пра­вил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчест­ва и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора инфор­мации, ее знакового оформления. Д.Рэндалл, редактор лондонской газеты "Обсервер", в своей книге "Универсальный журналист" отмечает: "Качест­во и характер газетной журналистики определяются целым набором ценнос­тей журналиста, владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценнос­тями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые все приписывают читателям".4

В числе главных задач журналиста такие:

а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышле­ний, – то есть необходима достоверность;

б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объек­тивность;

в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность;

г) держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, – показ динамики и среза общест­венных мнений.

Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всего использует журналистика:

а) проработка документов;

б) беседа;

в) наблюдение;

г) конкретно-прикладные социологические исследования.

Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать под­робности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки.

Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая – предметная – включает микроклиматические обстоятельства. Вто­рая – социальная – объединяет нормативно-законодательные и психологи­ческие факторы.

Характерная особенность предметных условий заключается в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Их устойчи­вый признак состоит в отсутствии устойчивости.

Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требо­ваний в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологичес­кие условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.

Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на созна­тельное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов твор­чества. Здесь и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.

Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и кор­ректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повседневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфи­денциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках.

Работа с источниками – важный этап в творческой деятельности жур­налиста. Источниками могут служить официальные документы, личные доку­менты, свидетели происшедшего, компетентные лица, заинтересованные ор­ганизации, средства массовой коммуникации. Основное исследование – это, прежде всего, бесспорная фактическая информация, добровольно дан­ная тем, кто имеет право давать ее.

Однако в качестве информатора могут выступить и так называемые подозрительные источники: слухи и сплетни. Определив мотивы их появле­ния и выяснив обратную сторону истории, журналист может создать сенса­ционный материал, раскрывающий либо умышленно замалчиваемые факты, ли­бо подводное течение, порождающее эти слухи и сплетни. Для знакового оформления такого рода исследования существует специальный жанр – жур­налистское расследование. Для его аргументированности необходимо полу­чение документального подтверждения всех услышанных журналистом слухов и сплетен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Ученым советом Академии труда и социальных отношений

    Учебно-методический комплекс
    Ответственный за выпуск – проректор Академии Труда и Социальных Отношений - заведующая кафедрой связей с общественностью, доктор исторических наук, профессор О.
  2. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  3. Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие по культуре Башкортостана предназначено для учителей и учащихся 10-х классов; составлено на основе программы для 1-10 классов, рекомендованной Министерством народного образования Республики Башкортостан для
  4. Аннотация рабочей программы наименование дисциплины: «Теория и практика массовой информации» (указывается наименование в соответствии с учебным планом)

    Документ
    Цель данного курса – познакомить студентов с важными периодами в истории массовой коммуникации, раскрыть закономерности публицистического творчества, смысл овладения современной терминологией в информационной сфере, привить студентам
  5. Учебное пособие для аспирантов и соискателей (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки» разработано в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке научных кадров через аспирантуру.

Другие похожие документы..