Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
1.14. Работа, проводимая по развитию связей школы с производством, инновационными предприятиями и научными организациями. В рамках проведения научных...полностью>>
'Реферат'
Эта книга шокирует как атлантистов, так и антиамериканцев, потому что она сражается против вульгарных вариантов их идеологии. После краха СССР произош...полностью>>
'Закон'
О внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Рос...полностью>>
'Документ'
Главные внешнеполитические функции гос-ва: 1) защита нац интересов на международной арене. 2) поддержка обороноспособности на необходимом уровне 3) у...полностью>>

Периодической печати Учебное пособие и хрестоматия

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основы журналистских жанров

1. Жанровое многообразие публицистики

Жанр в переводе с французского означает – род, вид. Это исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками, многообразие которой в искусстве обусловлено тем, что его произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение.

Характер жанра определяется не только характером явлений, но и отношением к ним автора и задачей, которую тот перед собой ставит: поэтическое или прозаическое повествование, прославление или разоблачение и прочие. Это определяет основные жанры художественной литературы. В изобразительных искусствах основные жанры непосредственно определяются предметом изображения: портрет или пейзаж, историческое или бытовое и другие. В музыке определяющим является конкретное назначение данного вида произведения: песня или танец, концерт или романс и так далее.

Жанр в журналистике – одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность.

Формирование жанров было вызвано практической потребностью. Когда в начале XVIII века появилась первая русская печатная газета "Ведомости", то ее назначение – сообщать самые свежие новости – определило и жанровое ее своеобразие – информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж). Аналитических материалов в "Ведомостях" еще не было, – они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.

Круг общественных проблем, оказывая влияние на формирование жанрового многообразия публицистических материалов, диктует и перемены в уже сложившихся жанрах. Жанры не стоят на месте, они постоянно развиваются и обогащаются. Обращаясь к тем или иным конкретным фактам, явлениям, ситуациям общественной жизни, публицистика вырабатывает специфические формы отражения социальных конфликтов, опирающиеся на конкретные исторические условия, но при этом сохраняющие известную устойчивость и преемственность. Так, например, фельетоны Ф.В.Булгарина и фельетоны М.М.Зощенко хоть и носят различную социально-адресную направленность, но при всем их конкретном историческом различии принадлежат к одному жанру.

Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике главное. Но оно, в свою очередь, определяет проблему и характер, форму и объем публицистического выступления. И поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы. Но чтобы правильно понять сложившуюся сейчас жанровую систему печати надо знать и историю формирования средств массовой коммуникации, и причины, заставлявшие их развиваться именно так, а не иначе.

Основными причинами, вызывающими жанровую дифференциацию журналистского творчества, являются, во-первых, многообразие объектов действительности, отражаемых журналистикой, во-вторых, основные типы объектов, в-третьих, многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности, в-четвертых, основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики и, наконец, многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности.

В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объекта публицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третий признак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов и сообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале. И, наконец, размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.

Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель – оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы – констатируют, аналитические – осмысливают и обобщают, художественно-публицистические – типизируют реально-документальную действительность.

В последнее время усиливается тенденция к смешению, к взаимопроникновению жанров. И потому некоторые исследователи делают ошибки, выделяя как новые жанры те, которые объединили в себе черты двух или более уже давно известных. Жанр – категория сравнительно устойчивая, не теряющая своих формообразующих качеств на протяжении веков. Наполняясь новым, актуальным содержанием, жанр приобретает новые черты, но формальные, жанрообразующие признаки серьезных преобразований не претерпевают. Но со временем новые видовые образования могут все-таки выкристализовываться в отдельные жанры. Среди таких, например, – жанр эссе.

Он рожден интересом рассмотреть морально-этические, историко-политические и эстетические проблемы через персонификацию, через конкретную личность. Поэтому этот жанр – личностный, позволяющий наиболее полно высказать и обосновать авторское мнение, воплотить в нем личные чувства и личные эмоции. Ему одновременно присущи и философско-аналитический взгляд на предмет, и художественная типизация образа.

Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту-практику важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики, ведь только активное использование всей палитры жанрового многообразия и позволяет ему ярче проявить свое мастерство.

2. Новостная журналистика

Когда говорят о журналистике информационной (новостной), то ее своеобразие видят прежде всего в оперативности сообщений о новых событиях. Журналист-информатор стремится первым донести до читателя те сведения, которые определяются как "новость прессы". Вспомним, что новость – это творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией, то есть так соорганизованные, чтобы неожиданное, сенсационное сочеталось со значимым, помогающим в социальной ориентации.

Наряду с этим гносеологическим понятием существует и онтологическое понятие новости, где она определяется как нечто, что интересно большей части сообщества и что было неизвестно ей прежде. Здесь прежде всего важны ощутимая своевременность происшествий или высказанных мнений, их явная близость аудитории, драматизм, выход на общечеловеческую тематику и экстраординарность. Это, в конечном итоге, и служит для журналиста принципом отбора новостей. Поэтому он обязан заранее планировать или хотя бы предвидеть результаты своей деятельности по отбору «новости для прессы».

Чтобы можно было верно судить о событии, журналист стремится ответить на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в I веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой.

Целью обращения к аудитории с новостными материалами могут быть: оповещение о произошедшем или готовящемся факте, событии, явлении, ориентирование в социальной и политической обстановке, включение читателя в активную жизнь общества, побуждение его к коррекции своих мыслей и поступков.

В отечественной науке выделяются следующие основные виды новостей: событие, происшествие, мероприятие, итоги деятельности, планирование. Западные исследователи предлагают иную дифференциацию. Они выделяют семь категорий: новость, несущая определенное значение-смысл – социальный, экономический, политический, человеческий; новость-«драма»; новость-«сюрприз»; новость о личности; скандальная новость, в том числе и криминальная; новость о масштабном событии; близость события к потребителю новости.

Основное место в системе публицистических жанров западными теоретиками журналистики нынче отводится сообщениям информационного характера, а сама система массовой информации понимается прежде всего как средство распространения новостей, а не идей. Комментарий, а уж тем более полемика и публицистика для современной системы средств массовой коммуникации в странах, где пресса складывалась как источник коммерческой информации остаются незатребованными. Так происходило в Голландии, Великобритании, США, Канаде, Австралии...

В других же странах, где победе капитализма предшествовала длительная политическая борьба, журналистика превращалась в поле литературно-политической полемики. Поэтому Италия, Испания, Германия, Франция, Россия и ряд других восточно-европейских стран считают приоритетными в развитии интеллектуальные издания, опирающиеся на аналитическую журналистику.

Так сложились два направления в перспективном развитии средств массовой коммуникации. Ярко выраженное сегодня стремление к американизации прессы сказывается прежде всего на развитии новостной журналистики. "Новость прессы" – особый литературный продукт, который пользуется огромным спросом в постиндустриальном обществе, где информация становится главным товаром. Если в индустриальном обществе завершающегося века основными ценностями были труд и капитал, то в информационном обществе начинающегося века ими становятся информация и знания. Кстати, теоретики информационного общества утверждают, что уже не частная или общественная собственность будет определять структуру общества, – новые классы сформируются, по их мнению, на основе знания и определенного уровня образования.

Информационная функция средств массовой коммуникации включает в себя четыре обязательных компонента: во-первых, нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом, во-вторых, удовлетворение общих интересов и любознательности, в-третьих, информационное обеспечение инновационных процессов, обучение и самообразование и, в-четвертых, поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

В связи с этим роль информационной журналистики, исполняющей все эти функции, значительно возрастает. Ведь в последнее время количество поступающей к человеку информации настолько велико, что он уже не в силах самостоятельно разобраться в ней, определить критерии истинности и принять верное решение. Ведь в доидустриальной среде основную информационную нагрузку нес личный контакт с другим человеком. Позднее сформировалась книжная культура, где печатные средства массовой коммуникации преобладали до недавнего времени. В постиндустриальном обществе все большее значение приобретает экранная культура, создаваемая на основе аудиовизуальной техники. Отныне производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, приводящей к децентрализации коммуникационных каналов.

Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности культурно-информационного пространства, а с другой – к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентациям. Если общество будущего действительно таково, то роль журналиста в нем будет сведена к простому ретранслятору фактов: передача информации без каких-либо комментариев.

Но с другой стороны, журналист рисует перед своей аудиторией определенную картину мира, отбирая и выстраивая в определенной последовательности факты. В этом смысле новостная журналистика несет в себе и воспитательную функцию, ориентируя человека не только в выборе духовных ценностей, но и формируя в его сознании смысл жизни. Причем человеку, жизнь которого связана с однообразной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с его реальным жизненным миром. И это, как ни парадоксально, помогает ему расслабиться и отвлечься от своих каждодневных проблем.

Но возникает и огромная опасность, связанная с идеей нового мирового информационного господства. Мировая система массовых коммуникаций зависима от капитала и технической оснащенности. Распространение новостей на планете находится под контролем американских информационных агентств. Все события освещаются под углом зрения, выгодном лишь США. Кроме того, осуществляется контроль и за развитием коммуникационных сетей в развивающихся странах. По сути, речь идет об одностороннем "экспорте" всего того, что связано с массовой коммуникацией. Вот почему в 1980 году ЮНЕСКО была принята резолюция, поддерживающая определенные меры по регулированию потоков новостей и различной культурной продукции, распространяющихся через национальные границы. США не согласились с этой резолюцией и вышли из состава ЮНЕСКО.

Не акцентируя внимание на том, что журналист так или иначе формирует общественное мнение через подбор фактов, американские исследователи печати считают вопиющей нелепостью присутствие открытого выражения взглядов в новостной журналистике: многие учебники по США и Великобритании настаивают на том, что в новостях должна быть только информация, а комментарии – основа аналитических материалов. Право на собственное мнение имеют лишь специальные или зарубежные корреспонденты, дающие по ходу дела ремарки. Читатель, по твердой убежденности сторонников чистой информационной журналистики, желает знать, что увидел и что обнаружил журналист, а не то, как и почему это произошло.

На самом же деле, информационные тексты только выигрывают от использования элементов анализа и компонентов публицистики. Скажем, если при сообщении новости журналист покажет причинно-следственную зависимость или сообщит о новых толкованиях и взглядах, то сможет достигнуть эффекта, получившего название сенсация интерпретации. Для этого журналист должен вести дневник новостей, отмечающий развитие событий.

Журналистика новостей, выделяя из потока событий наиболее значимые или наиболее яркие факты, создает материалы, сильные прежде всего эффектом "самоочевидности факта". Но информационная журналистика – это вовсе не "фотографирование" событий. Это кропотливый труд, отнимающий у журналиста немало времени и сил. Строгий анализ происходящих в мире событий позволяет правильно и своевременно отобрать из множества фактов те, которые становятся "новостью прессы". Среди главных требований, предъявляемых к этому виду товара, – оперативность, краткость, компактность и точность. Западные исследователи выделяют больший ряд факторов, определяющих факт как новость: частота повторяемости, масштабность, ясность смысла, адаптированность ( ), согласованность с ожиданиями аудитории, сенсационность, динамизм (непрерывное развитие некогда начавшегося события), комбинированность (сочетание серьезности и развлекательности), причастность к событиям ведущих государств мира, отражение жизни «звезд» политики или культуры, персонификация (жизнь личности или тех, кто персонифицирует определенное социальное или политическое явление), ожидаемая негативность последствий события, – только так журналист может заинтересовать своим сообщением аудиторию. Первые шесть из названных факторов считаются наиболее важными в современной новостной журналистике.

Распространение электронных средств вновь приводит мир к состоянию племенного общества – "общества уха", – где доминирующим средством передачи информации была речь. Глобальная коммуникационная сеть подобна центральной нервной системе человека, передающей краткую оперативную информацию. В этом новом мире, прежде всего за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации, человек получает возможность одновременно соучаствовать в событиях, происходящих на огромном расстоянии друг от друга. Он как мозг получает информацию и выбирает единственно приемлемый вариант поведения. И от того, насколько ответственно к своей роли отнесется журналист, наполняющий "мозг" достоверными сведениями, зависит развитие общества в целом.

В постиндустриальном обществе информационная журналистика прочно занимает свою нишу, позволяя журналисту обрести новый социальный статус.

Основными жанровыми моделями новостной журналистики сегодня считаются заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог. Каждая из этих моделей, отвечая основным жанрообразующим признакам новостной журналистики, имеет специфические черты, заключающиеся в умении представлять новость через обмен репликами, показывать наглядные особенности происшедшего, воссоздавать события или прояснять ситуацию.

3. Проблемно-аналитические жанры

Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы. Тщательно сопоставляя между собой факты, журналисты-аналитики трактуют "новость прессы", комментируют ее и даже пытаются дать прогнозы на будущее. Образно говоря, аналитическая журналистика уподобляется мозгу, координирующему деятельность всех жизненно важных органов.

Понятно, что работающему в этом виде журналистики необходимы аналитический склад ума, умение не только фиксировать очевидное, но и определять связи между явлениями, безбоязненно принимать на себя ответственность за решения.

Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Чтобы во всем этом разобраться, журналисту приходится уточнять причины и условия развития событий, определять скрытые мотивы и намерения действующих в той или иной ситуации, оценивать правильность выбора средств и путей развития ситуации, обоснованности точек зрения и идей. Само собой разумеется, что такие материалы имеют большой объем: невозможно в двух абзацах раскрыть сущность происходящего. Ведь если в информационной журналистике важен факт, то в аналитической – мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью. Вот и появляются аналитические материалы по большей части в журналах, а не в газетах, например.

Исследуя мир, как настоящий ученый, журналист-аналитик пытается сориентировать читателя в общественной жизни, помочь ему определить свою жизненную позицию. А для этого он показывает все события с точки зрения той роли, которую эти события могут сыграть в жизни читателя. Например, насколько факты, предметы, явления удовлетворяют разнообразные потребности человека. Рассмотрим как аналитическая журналистика может помочь удовлетворить некоторые из них.

Во-первых, потребностью может быть получение удовольствия от процесса самого труда. Когда человек любит свою работу, то качество производимой продукции во много раз возрастает. Объяснить человеку, в чем прелесть труда, помочь ему понять и полюбить его можно только показав роль и место конкретного человека в общей социальной жизни.

Во-вторых, – результат деятельности. Журналист-аналитик, убедительно показывающий, что создаваемый продукт или усвоенные знания принесут в дальнейшем свои плоды, помогает создать в обществе потребность в результатах труда. Например, если вы знаете, какие выгоды вам принесет учеба, то приобретение конкретных знаний станет вашей потребностью. Допустим, вы будете пропускать занятия, не совсем поймете, что такое аналитическая журналистики и чем анализ отличается от информации, то, например, никогда не сможете стать журналистом-международником.

В-третьих, – вознаграждение за деятельность. Таким вознаграждением могут стать заработная плата или повышение по должности, слава или профессионализм. А может быть и радость близкого вам человека.

В-четвертых, – избежание наказания. Помните анекдот о поощрениях и наказаниях? В какой-то школе наказывали тем, что били, а поощряли тем, что не били. Вряд ли найдется много таких людей, которым бы нравилось, когда их наказывают. И потому избежание наказания – весьма важная потребность. Если журналист покажет, к какому тяжелому наказанию может привести невыполнение обязанности, то это будет весьма убедительным аргументом для того, чтобы исполнить свой долг. Скажем, если человек будет уклоняться от службы в армии, ему будет грозить тюремное заключение.

В-пятых, – высокие цели, которым служат процесс или результат деятельности. К высоким целям можно отнести и построение истинно демократического общества, и устранение болезнетворных бацилл, и достижение личного счастья. Примером такого аналитического показа взаимосвязи малого и высокого может служить хорошо известное всем стихотворение о гвозде, которого не оказалось в кузнице, чтобы подковать коня полководца: в результате было проиграно сражение, враг вошел в город, жители были уничтожены. Ради спасения всей страны кузнец и должен был вовремя выковать гвоздик.

Поскольку человеку не всегда известны реальные причинно-следственные связи средств и целей, то ему трудно по достоинству оценить то, что он сейчас делает. Аналитическое выступление в средствах массовой коммуникации способно развеять сомнения в нужности и значимости конкретных фактов, событий, явлений.

Тематически можно выделить дюжину разновидностей журналистского анализа: политический, исторический, экономический, социологический, психологический, экологический, юридический, военный, спортивный, нравственный, искусствоведческий, художественный. Но независимо от того, какой конкретно теме посвящено журналистское исследование, оно анализирует либо отдельные актуальные события (например, военный конфликт в Косово), либо процессы, протекающие в обществе (демократизация), либо ситуации, сложившиеся в определенный момент (рост курса доллара).

Как правило, тематические аналитические материалы публикуются в специальных изданиях, например, политический анализ – в журналах "Открытая политика", "Российская Федерация", телепередачах "Итоги", "Зеркало", военный – в "Военно-историческом журнале", искусствоведческий – в журналах "Театр" или "Искусство кино" и телепрограмме "Театр плюс ТВ"... Но это не значит, что в других изданиях не могут появиться аналитические материалы: скажем, газеты "Красная звезда" и "Литературная газета" охотно печатают на своих страницах нравственный анализ современного общества.

Для того, чтобы этот вид журналистики был интересен читателям, очень важен показ логической цепочки развития событий с возможным прогнозом на будущее. Что было, каково положение сейчас, что необходимо предпринять, что будет, если мы не предпримем этих шагов, что принесет пользу, а что вред, – приблизительно так строит свои рассуждения журналист-аналитик. Конечно же, для достоверности выводов журналисту нужна помощь компетентных специалистов. Но их комментарии в большинстве случаев остаются за пределами аналитического материала, послужив лишь толчком к размышлениям по поводу выявленных фактов.

В последнее время аналитическая журналистика стала активно развиваться. Подумайте, что интереснее: лично опросить свидетелей происходившего, получить информацию из первых рук, собрать собственное досье фактов, а потом сопоставить все, обнаруженное вами, и создать собственную версию событий, или приглашать комментаторов, специалистов по какой-либо проблеме и брать у них интервью. Журналист без посторонней помощи пытается осознать произошедшее и интерпретировать факты. Или выстроить факты и собственные размышления вслух в такой последовательности, чтобы аудитория сама сделала нужные журналисту выводы.

Такая специфика аналитической журналистики дает возможность журналисту изображать не столько реальную, сколько вымышленную страну. И это вовсе не обман. Расчет здесь такой: представление об образе жизни рано или поздно сформирует и саму жизнь. Иными словами, аналитическая журналистика моделирует образ мысли аудитории.

Это моделирование можно назвать и манипуляцией, поскольку журналист получает возможность вызвать определенную реакцию на свой материал, заранее спрогнозировать действия и, в конечном итоге, управлять ситуацией. Поэтому аналитическая журналистика очень опасное оружие в руках неумелых журналистов.

Роль аналитической журналистики значительно возрастает в условиях, когда средства массовой коммуникации выполняют определенные обязательства перед обществом: материалы, соответствующие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности, не должны прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств. Журналист становится ученым-исследователем, не имеющим права на ошибку: он несет ответственность за то, каким мир предстанет завтра.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Ученым советом Академии труда и социальных отношений

    Учебно-методический комплекс
    Ответственный за выпуск – проректор Академии Труда и Социальных Отношений - заведующая кафедрой связей с общественностью, доктор исторических наук, профессор О.
  2. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  3. Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие по культуре Башкортостана предназначено для учителей и учащихся 10-х классов; составлено на основе программы для 1-10 классов, рекомендованной Министерством народного образования Республики Башкортостан для
  4. Аннотация рабочей программы наименование дисциплины: «Теория и практика массовой информации» (указывается наименование в соответствии с учебным планом)

    Документ
    Цель данного курса – познакомить студентов с важными периодами в истории массовой коммуникации, раскрыть закономерности публицистического творчества, смысл овладения современной терминологией в информационной сфере, привить студентам
  5. Учебное пособие для аспирантов и соискателей (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки» разработано в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке научных кадров через аспирантуру.

Другие похожие документы..