Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Биография'
Она родилась 14 октября 1953года в г. Владикавказе. В детстве ее вдохновляла Жорж Санд, ей хотелось и самой придумать что-то вроде «Консуэлло». Когда...полностью>>
'Документ'
Прибытие в Чоп в 7:07 (по расписанию). Посадка в комфортабельный автобус, прохождение украинско-венгерской границы. Прибытие в Мишкольц - Tапольце. По...полностью>>
'Документ'
Стосовно бухгалтерського обліку процедура - це послідовність рішень облікових завдань шляхом кваліфікації фактів господарського життя, тобто їх реєст...полностью>>
'Документ'
Возвратившись в голову колонны, я собирался уже подать сигнал "Вперед", как вдруг в воздухе над Бродами послышался гул. Все подняли головы, ...полностью>>

Периодической печати Учебное пособие и хрестоматия

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Методы познавательной деятельности журналиста

Здесь особо важны знание о свободном доступе к информации и убеж­денность в том, что работа над статьей – честный поиск правды. В этом журналисту призваны помочь методы познавательной деятельности. Они включают в себя две микрогруппы: традиционные для журналистики и нет­радиционные – методы социологии, психологии, этики и социальной психо­логии или методы других конкретных наук.

Традиционные методы получения сведений – это проработка докумен­тов, беседа и наблюдение. Нетрадиционные методы сбора информации: оп­рос, фокус-группа, статистика, контент-анализ и эксперимент.

Документом принято называть любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и прост­ранстве. Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, сос­тоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.

Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой гра­мотности. Ценность документальных источников и необходимость их ис­пользования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что по­токи документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в докумен­тах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависи­мости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (ви­део, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (ра­дио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора).

Необходимый и достаточный круг документальных источников опреде­ляется проблемой, предметом и задачами, поставленными журналистом при разработке темы. Традиционным методом анализа содержания документа яв­ляется обычное "понимающее" восприятие знакового текста. Исходная за­дача при его освоении – извлечение заключенных в нем данных. Метод традиционного анализа в значительной степени основан на интуиции исс­ледователя, его умении понятийного чтения, прослушивания или просмат­ривания материалов. И практически всегда журналисту бывает недостаточ­но простой грамоты восприятия знакового текста.

Следующий момент освоения документа – интерпретация сведений. Здесь журналист использует неформализованные методы, основанные на об­щих логических операциях анализа и синтеза, сравнения, определения, оценивания и осмысления. Оценке подлежит все: степень достоверности документа, степень надежности сообщаемых данных, цель и намерение сос­тавителя документа, степень и качество осуществления этой цели, сами сообщаемые данные.

В ходе проработки документа необходима фиксация извлекаемых из него данных, которая становится новым специфическим документом – про­фессиональными записями журналиста. При определенных условиях они мо­гут стать новым источником информации в дальнейших исследованиях проб­лемы. Поэтому, когда ведутся такие записи, в них следует отмечать точ­ное название фиксируемого документа, ссылка на его автора, дату и мес­то создания. Журналист обязательно указывает классификацию документа, место его хранения и архивные номера, общее количество страниц и номе­ра тех из них, на которые он ссылается. Каждое извлечение из документа сопровождается точными библиографическими описаниями. Собственные вы­воды журналиста, сделанные по ходу изучения документа, отмечаются осо­бо.

Если возникает сомнение в подлинности документа, журналист ис­пользует методы специального анализа: тщательно исследуются форма, бу­мага, шрифт, язык и тому подобное. В особо затрудненных случаях разыс­киваются копии документа и его прямые или косвенные подтверждения в других документах.

Львиную долю сведений, в том числе и подтверждение документов, журналист получает в беседе – непосредственном речевом общении с лица­ми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отли­чается от интервью прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид ор­ганизованного речевого общения, который предполагает отчетливое осоз­нание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соот­ветствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Если учесть сложность, возникающую из-за ряда психологических причин, ста­нет ясно, что выработка тактики беседы приобретает огромное значение для журналиста.

Еще задолго до начала беседы журналисту надлежит уяснить, какие ожидаются результаты. Для этого необходима предварительная подготовка, сбор информации как о предмете беседы, так и о предполагающихся собе­седниках. Задавая простые вопросы и добиваясь на них простых ответов, журналист получает доступ к ключевой информации. В ходе беседы необхо­димы постоянное уточнение имен и должностей собеседников и упоминаемых ими лиц, а также фиксация телефонных номеров и адресов. Не бойтесь выглядеть дураком: просите разъяснений при каждом удобном случае, – лучше перебрать информации, чем ее недобрать. При этом все вопросы должны быть направлены на получение информации, а не мнений или впе­чатлений, выраженных расхожими речевыми штампами.

Особые разновидности беседы – беседа по телефону и беседа в пись­мах. В первом случае она носит "обслуживающий" характер: знакомство, договоренность о встрече, получение справки, уточнение данных и тому подобное. Во втором случае она имеет смысл лишь в случае значительной территориальной разобщенности с предполагаемыми собеседниками.

Третий традиционный для журналистики путь получения сведений – наблюдение. Этот метод познавательной деятельности предполагает непос­редственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преиму­щество этого метода в том, что он позволяет фиксировать события и эле­менты человеческого поведения в момент их проявления. Здесь появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполага­емых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая ин­формацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в за­висимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и не­контролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формали­зованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наб­людателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).

Предметом журналистского наблюдения становятся сам человек, его внешность, характер, речевые характеристики, поведение, реакция на ту или иную актуальную ситуацию, разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, характер общения, уровень куль­туры общения, средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), форма и содержание высказываний, предметно-вещественная среда. Не ме­нее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собствен­ных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода "маски", когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию.

Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной ин­формации для создания более точной картины и проверки тех или иных ги­потез. Контроль осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдения или через проведению серии наблю­дений за одним и тем же объектом.

Включенное наблюдение означает, что члены исследуемой группы не знают, что за ними наблюдают. Журналист является активным и, как пра­вило, рядовым участником событий. К нему примыкает скрытое наблюдение, при котором позиция журналиста временно не обнародуется.

Структурированным является такое наблюдение, при котором иссле­дователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его работы, и сосредотачи­вает внимание только на них. При этом журналист еще не сформулировал основные выводы, к которым должен прийти в ходе исследования.

Систематизированные наблюдения предполагают заранее составленный план, в котором отмечаются предметы и точки наблюдения, необходимый характер сведений и уровни наблюдения. Они проводятся лишь в том слу­чае, когда журналист четко определил для себя цель, тему и предмет исследования.

В зависимости от задач текущего момента и намеченных целей журна­лист может вести длительное наблюдение за объектом исследования. Опе­ративное наблюдение, напротив, всегда ограничено временем и местом. Длительное наблюдение является источником множества интересных тем, помогает избежать поверхности, раскрывает перед журналистом глубинные слои социальной жизни, способствует созданию аналитических и художест­венно-публицистических произведений.

Прямое наблюдение предполагает непосредственный контакт журналис­та с объектами реальной действительности. Косвенное – наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через дру­гие многочисленные социальные факты.

При коллективном наблюдении один объект исследования рассматрива­ется разными журналистами с разных точек наблюдения, а может быть и зрения. Таким методом создаются рейдовые материалы или репортажи с массовых мероприятий.

Немаловажно научиться фиксировать информацию, полученную в ходе наблюдений. Для этого журналист отрабатывает систему записи "опорных" деталей, по которым можно восстановить весь ход событий.

Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук.

Метод опроса имеет несколько разновидностей. "Корреспондентский способ" состоит в рассылке вопросников тем лицам, которые располагают необходимой исследователю информацией. Второй разновидностью служит раздаточное анкетирование, когда необходимые анкетные опросники запол­няются непосредственно в присутствии исследователя. Третья разновид­ность – запись ответов опрашиваемых самим исследователем. И, наконец, особое место занимает анкета, с помощью которой выясняется мнение по различным социальным вопросам.

Все эти разновидности в той или иной мере присутствуют в журна­листской работе. Приобретая свои специфические особенности, опрос под­разделяется здесь на очный (интервьюирование) и заочный (анкетирова­ние). Прежде всего это массовое интервьюирование – метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, об­щественной практики с помощью устного опроса многих лиц. Затем анкети­рование – метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики с помощью заочного опроса.

Фокус-группа – метод группового интервью – находит свое примене­ние в таких видах публицистической деятельности, как шоу В.В.Познера. Здесь опрос многих лиц идет одновременно, поскольку все заинтересован­ные в решении исследуемой проблемы ограничены местом и временем; влияя друг на друга, участники фокус-группы имеют возможность корректировать или комментировать свою точку зрения в отличие от массового интервьюи­рования. Основной элемент сходства между фокус-группами и включенным наблюдением состоит в том, что оба метода дают возможность непосредс­твенно наблюдать процессы социального взаимодействия, а преимущество фокус-групп состоит в том, что предмет этих взаимодействий заранее из­вестен, и весь процесс обсуждения сконцентрирован именно на нем.

Современная журналистика имеет значительный опыт использования в своих исследованиях различного вида источников статистической информа­ции. Система информации в статистике подразделяется на два основные вида – оперативная и сводная информация. К оперативной относятся ста­тистика естественного движения населения, ведомственная статистика и так далее. Ко второму виду статистических источников относится сводная информация, публикуемая в специальных изданиях. Объем информации, представленной статистикой, очень велик, однако здесь слабее отражена социальная информация по сравнению с экономической. Поэтому чаще всего статистические данные требуются журналистам при создании серьезных аналитических материалов на экономическую тематику.

При этом журналист имеет возможность сам создавать статистический документ особого рода. Ответы, полученные от респондентов в ходе опро­сов и проведения фокус-группы, детализирующие сведения о социаль­но-классовом и демографическом составе населения, этическом и эстети­ческом мировоззрении, отношении к тому или иному событию социальной, экономической или политической жизни, образуют совершенно новый раздел социальной статистики. Наибольшую ценность они приобретают в том слу­чае, если полученные данные анализировать в комплексе и в соотнесении с другими источниками. Это дает возможность журналисту наиболее глубо­ко рассмотреть поднятую проблему.

Контент-анализ позволяет получить выводы путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности. Подобная техника может применяться не только к анализу документов, но и при изучении ответов на открытые вопросы, задаваемые при проведении обсле­дования. Существует два типа контент-анализа: качественный, рассматри­вающий лишь наличие элемента содержания, и количественный, учитывающий частоту встречаемости. Для журналистики объектами исследований стано­вятся тексты газет, передачи радио и телевидения, редакционные доку­менты, письма граждан, служащие источником информации и каналом выра­жения общественного мнения, тексты неформализованных интервью.

Эксперимент – метод получения сведений о состоянии того или иного объекта действительности с помощью выявления его реакции на экспери­ментальный фактор. Журналист моделирует ситуацию, провоцируя исследуе­мых на определенные действия, в ходе выполнения которых он наблюдает за динамикой развития событий. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями, а потому его ре­зультаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательств журналист должен быть уверен, что им учтены все факторы, влияющие на развитие данной ситуации, и исключено появление в ходе эксперимента абсолютно новых для нее, искажающих чистоту экспе­римента.

Кроме перечисленных, журналист обращается и к другим методам конкретных наук, таким как экономический анализ, культурологический анализ, эстетический анализ, правоведческий анализ и так далее.

Сравнительно новые для журналистики, эти нетрадиционные методы освоены ею далеко не одинаково, а потому часты ошибки, низводящие по­лучаемые результаты. Отсюда вытекает принцип дополнительности в ис­пользовании методов получения сведений, который предполагает обяза­тельное комбинирование всех методов с учетом особенности задач и усло­вий журналистского исследования.

Для того, чтобы на практике эффективно использовать все эти мето­ды, журналисту требуется немало умений и навыков для выяснения и фик­сации требуемых фактов. Профессиональное общение журналиста немыслимо без технического оборудования и немалой духовной культуры.

Прежде всего вспомним о технической оснащенности. Журналист обя­зан иметь при себе достаточный запас ручек, на случай, если какая-либо из них подведет в нужный момент, и как минимум пару блокнотов: для за­писи официальных бесед и для фиксации неофициальной информации. Дикто­фон фиксирует ход беседы при непосредственном контакте с собеседником, но не имеет возможности фиксировать мысли журналиста, возникающие по ходу беседы, поэтому блокнот остается непременным атрибутом журналиста всегда, – он помогает при переработке поступающей информации.

Содержанием общения является взаимное познание, взаимоотношение и взаимодействие. Творческая природа профессионального общения журналис­та явственно обнаруживается в умении ставить содержательные и неба­нальные вопросы. Сущность же стадии порождения теста в интерпретации накопленной информации и подтверждении выстроенной журналистом рабочей гипотезы.

Формирование гипотезы – заключительная часть теоретической подго­товки исследования. Она – отправная точка изучения проблемы с позиций структуры или характера связей между компонентами. Существуют опреде­ленные правила выдвижения и проверки гипотез.

Во-первых, гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается.

Во-вторых, из многих противостоящих друг другу гипотез предпочти­тельнее та, которая единообразно объясняет большее число уже установ­ленных фактов.

Далее, при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.

И самое главное, – гипотеза должна быть легко проверяемой.

Таким образом, рабочая гипотеза, основанная на предварительно собранной информации, получает свое подтверждение или опровержение в ходе проведенного журналистом исследования. Теперь можно приступать к формированию собственно публицистического текста.

Первая практическая задача состоит в том, чтобы так закодировать информацию, чтобы читатель адекватно раскодировал ее. Наиболее сложной является кодировка и раскодировка смысла, ценностных категорий. Журна­лист приступает к конкретизации идеи материала. Язык знаковых символов и ассоциативных связей должен быть доступен широкой читательской ауди­тории, иначе цель журналиста не будет достигнута.

В журналистике принято выделять следующие познавательные уровни: обыденные факты и факты науки. Последние, в свою очередь, подразделя­ются на эмпирические – результат первичной систематизации и обобщения полученных данных, теоретические – результат абстрагирующего мышления, и факты-образы – результат художественного осмысления действительности.

Характеристики целостного восприятия текста имеют название архи­тектоника. Композиционные приемы обеспечивают прямое ее соответствие доминирующим элементам содержания:

а) предметные приемы – построение материала отражает последова­тельность и субординацию событий и фактов;

б) методические приемы – воспроизведение структуры авторского рассуждения;

в) эссеистские приемы – сопоставление авторских ассоциаций, срав­нений, аналогий.

Итак, журналист, пройдя все фазы творческого процесса, – от инту­итивного проблеска идеи, сначала в виде гипотезы, до ее окончательного оформления, от сбора журналистской информации до объективации ее в знаковый информационный продукт, – реализует накопленные предыдущими поколениями технику и технологию и выступает как ученый-исследователь социума.

Примечания

1. См.: Джеймсон Ф. Политическое подсознание: Нарратив как соци­ально-символический акт / на англ.яз. – Итака, 1981.

2. См.: Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. – М., 1967; Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

3. См.: Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Пе­тербург, 1999. – С.16.

Литература

Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. – М.: Мысль, 1982.

Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

Методы журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2-х кн. – М.: Наука, 1990.

Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М.: Центр, 1998.

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. – М.: Наука, 1990.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Пе­тербург, 1999.

Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М.: Изд-во МГУ, 1983.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Ученым советом Академии труда и социальных отношений

    Учебно-методический комплекс
    Ответственный за выпуск – проректор Академии Труда и Социальных Отношений - заведующая кафедрой связей с общественностью, доктор исторических наук, профессор О.
  2. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  3. Учебное пособие по культуре Башкортостана (I часть) для учащихся

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие по культуре Башкортостана предназначено для учителей и учащихся 10-х классов; составлено на основе программы для 1-10 классов, рекомендованной Министерством народного образования Республики Башкортостан для
  4. Аннотация рабочей программы наименование дисциплины: «Теория и практика массовой информации» (указывается наименование в соответствии с учебным планом)

    Документ
    Цель данного курса – познакомить студентов с важными периодами в истории массовой коммуникации, раскрыть закономерности публицистического творчества, смысл овладения современной терминологией в информационной сфере, привить студентам
  5. Учебное пособие для аспирантов и соискателей (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки» разработано в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке научных кадров через аспирантуру.

Другие похожие документы..