Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
1. Комплектование агрегатов, или, как это часто называют, агрегатирова-ние, сводится в основном к выбору типа машин, определению рациональных количес...полностью>>
'Книга'
5 мая 2011 года в 16.00 в зале Благородного собрания Карельского государственного краеведческого музея состоится презентация книги Константина Гнетне...полностью>>
'Закон'
На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по пут...полностью>>
'Документ'
Мета: Сприяти ознайомленню учнів з новою лексикою; розвивати комунікативні вміння учнів; виховувати в учнів почуття відповідальності та дбайливе став...полностью>>

Учебное пособие Мудрое и глупое это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, это посуда

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Хрестоматия

по

философии

учебное пособие

Мудрое и глупое – это как пища,

полезная или вредная,

а слова, изысканные и простые, – это посуда,

городская и деревенская,

в которой можно подавать

и ту и другую пищу”.

УДК 1 (076.1)

ББК87я73

Научный редактор и составитель

доктор философских наук, профессор,

академик Международной Академии высшей школы

А. А. Радугин

Авторский коллектив:

В. И. Авдеев И. М. Бочарова

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с.

ISBN 5-88860-036-9

Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы.

Без объявления

ББК87я73

ISBN 5-88860-036-9

А.А. Радугин, 20001

Содержание

13

Предисловие

15

тема 1

Философия: ее смысл и предназначение

1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем 15

Пифагор 15

Аристотель 15

Н. Кузанский 17

М. Монтень 18

Р. Декарт 19

И. В. Гете 21

Ф. Шлегелъ23

В. С. Соловьев 24

Б. Рассел 27

X. Ортега-и-Гассет 27

1.2. Философия и наука 34

Л. Фейербах 34

А. И. Герцен 35

Н.А. Бердяев 37

Г. Башляр 41

М. Хайдеггер 43

48

тема 2

Философский плюрализм:

истолкование философского творчества и

многообразия философских учений, школ, течений и направлений

Ф. Шлегель 48

Г. В. Ф. Гегель 49

Л. Фейербах 54

А. И. Герцен 58

Ф. Энгельс 61

Н. А. Бердяев 62

Ж. Лакруа бЗ

66

тема 3

Античная философия

3.1. Раннегреческая натурфилософия 66

Фалес 66

Анаксимандр 66

Анаксимен 67

Гераклит Эфесский 67

Пифагор 67

Парменид68

Зенон 69

Анаксагор 69

Левкипп и Демокрит 70

3.2. Софисты: Протагор и Горгий 71

Протагор 71

Горгий 72

3.3. Платон и Аристотельсистематизаторы

древнегреческой философии 72

Платон 7 2

Аристотель 79

3 4. Эллинистическая философия:

эпикуреизм и стоицизм 82

Эпикур 82

Сенека 85

Марк Аврелий 86

90

тема 4

Средневековая христианская философия

4.1. Раннехристианская апологетика:

Афиногор, Ипполит, Ириней,

Климент Александрийский,

Тертуллиан 90

4.2. Основные принципы христианского

мышления и мировоззрения.

Познание как богоуподобление.

Мистика и схоластика 96

Августин 96

Иоанн Скот Эриугена 101

Пьер Абеляр 101

Фома Аквинский 104

106

тема 5

Философия

эпохи Возрождения

Н. Кузанский 106

Дж. Бруно 112

115

тема 6

Разработка метода научного исследования

в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза

Ф. Бэкон 115

Р. Декарт 120

Б. Спиноза 124

129

тема 7

Рационализм эпохи Просвещения

и метафизический материализм XVIII века

Ф.М. А. Вольтер 129

Ж.-Ж. Руссо 130

П. А. Гольбах 130

Д. Дидро 131

Ж.О. де Ламетри 132

К. А. Гельвеций 133

135

тема 8

Эволюция британского эмпиризма

конца XVII – середины XVIII в.: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм

Д. Локк135

Д. Беркли 136

Д. Юм 137

141

тема 9

Немецкая классическая философия

И. Кант 141

И. Г. Фихте 145

Ф.В. Шеллинг 147

Г. В. Ф. Гегель 152

Л. Фейербах 156

К. Маркс и Ф. Энгельс 161

173

тема 10

Русская философия XIX-XX веков

В. Г. Белинский 173

Н. Г. Чернышевский 175

Н. А. Добролюбов 176

К. С. Аксаков 180

А.С. Хомяков 183

В.С. Соловьев 185

Л. И. Шестов 189

С. Н. Булгаков 189

П. А. Флоренский 191

С. Н. Трубецкой 193

С. Л. Франк 194

Н.А. Бердяев 194

200

тема 11

Человек во Вселенной.

Философская, религиозная и научная картина мира

11.1. Концепция бытияфундамент философской

картины мира 200

11.2. Понятие материи. Диалектико-материалистическая картина мироздания 205

11.3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм

П. Тейяра де Шардена 222

229

тема 12

Природа человека и смысл его существования

12.1. Решение проблем специфики человеческого бытия в философской антропологии 229

Ф. Шлегелъ 229

Ф. Шеллинг 231

Л. Фейербах 232

Н. А. Бердяев 234

Ф. Ницше 235

М. Шелер 236

Э.Фромм 242

М.Хайдеггер247

12.2. Марксистское учение

о соотношении природного и социального в человеке.

Индивид и личность 24 9

К. Маркс и Ф. Энгельс 249

Н. А. Бердяев 255

12.3. Смысл и назначение человеческого бытия 259

М.Монтенъ259

Л. Фейербах 260

Л. Толстой 265

268

тема 13

Познание, его возможности и средства

13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии 268

И. Кант 268

Ф. Шеллинг 271

М.Хайдеггер275

13.2. Диалектико-материалистическая теория познания 276

13.3. Позитивистская и персоналистская

концепции познания.

Знание и вера 292

Б. Рассел 292

Э. Мунье ЗОО

Ж. Лакруа 300

302

тема 14

Проблемы научной рациональности в современной “философии науки”

14.1. Неокантианская интерпретация научного познания 302

П.Наторп302

Э. Кассирер 303

В.Виндельбанд305

Г. Риккерт 306

14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме 307

О. Конт 307

Р. Карнап 308

Б. Рассел 310

М. Шлик 311

Н.З. Концепция науки в критическом рационализме 311

К. Поппер ЗП

Т. Кун 313

И. Лакатос 315

П. К. Фейерабенд 316

318

тема 15

Современный философский иррационализм:

решение проблем бытия, познания,

человека и личности в различных школах и течениях

15.1. “Философия жизни” 318

А. Шопенгауэр 318

Ф. Ницше 320

В. Дильтей 324

Г.3иммель 325

А. Бергсон 326

15.2. Психоаналитическая философия 327

З. Фрейд 327

К. Г. Юнг 335

Э. Фромм 337

15.3. Экзистенциализм 340

Э.Мунъе340

С. Кьеркегор 342

Ж.-П. Сартр 344

А. Камю 346

М.Хайдеггер 347

К. Ясперс 353

355

тема 16

Общество и культура как предмет философского анализа

16.1. Философия истории 355

Г. Ф. В. Гегель 355

К. Маркс 355

Л.Н. Гу милев 358

А. Дж. Тойнби 358

К. Ясперс З61

16.2. Культура и цивилизация 363

О. Шпенглер З6З

П. А. Сорокин 365

Д. С. Лихачев 366

Н.А. Бердяев 366

Н.С. Трубецкой 367

16.3. Запад и Восток в диалоге культур 369

П. Я. Чаадаев 369

Н.Я. Данилевский 372

Н. А. Бердяев 374

376

тема 17

Глобальные проблемы человечества

К. Лоренц 376

А. Печчеи 379

А. Швейцер 384

Я. Ф. Федоров 387

К. Э. Циолковский 389

398

Перечень имен (Краткие сведения о философах, фрагменты из работ которых приведены в данной книге)

Предисловие

В современной системе высшего образования, нацеленной на разностороннее развитие личности, значительную роль играет изучение философии. Определенную роль в освоении философской проблематики оказывают учебники и учебные пособия в виде курсов лекций, методических указаний и т. д. Однако все эти виды учебных пособий дают представление о философии как бы из “вторых рук”. Философские проблемы доходят до их читателей в интерпретации авторов данных пособий. Между тем, чтобы глубоко и разносторонне изучить философию, необходимо ощутить подлинный “вкус” философской проблематики, самому окунуться в мир философской мысли, непосредственно познакомиться с многочисленными идеями и концепциями философов.

Самый верный способ в этом деле – прочитать первоисточники – работы классиков философской мысли. Однако для студента неспециализированного вуза из-за недостатка времени, сложности текстов такая форма решения этой задачи может оказаться неприемлемой. Жанр учебного пособия в виде хрестоматии ; в какой-то мере решает проблему непосредственного ознакомления студента с классическими философскими текстами. Хрестоматия позволяет читателю получить эти тексты в специально отображенном концентрированном виде.

Основными документами, определившими тематику отбора фрагментов текстов, являются “Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие Гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Дидактические единицы этих Требований по философии раскрываются как через изложение истории философии, так и через концентрированное освещение ряда важнейших философских проблем. Составители хрестоматии стремились к тому, чтобы представленные фрагменты отображали разнообразные подходы к предмету и назначению философии, к фундаментальным философским проблемам, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих философов и при этом были доступными для понимания широкой читательской аудитории.

Двойственная нацеленность материалов данной хрестоматии на историю и теорию философии определили и композицию глав. В историко-философских темах соблюдается принцип освещения исторического движения философской мысли. В “теоретических” главах дается тематическая подборка материала, раскры-

13

вающая ту или иную философскую проблему. Для удобства читателей, там, где это возможно, составители стремились провести внутреннюю рубрикацию, чтобы было легче ориентироваться в обширном и довольно сложном материале.

Составители надеются, что представленный материал будет использован не только для устного изучения тем, но и для написания докладов и рефератов, что позволит существенно расширить кругозор по философии всей студенческой аудитории: группы, потока, курса.

В подготовке материалов принимали участие: проф. А. А. Радугин (темы 1–5,16,17); доц. В. И. Авдеев (темы 6–10,14,15); И. М. Бочарова (темы 11–13).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. А. Радугина хрестоматия по философии под редакцией А. А. Радугина Хрестоматия по философии учебное пособие

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически сгруп­пированных философских текстов — извлечений из трудов мыс­лителей разных эпох, включая и современность.
  2. Учебное пособие для высших учебных заведений Составление и общая редакция

    Учебное пособие
    В хрестоматию вошли избранные философские тексты и их фрагменты, позволяющие читателю составить представление о мировой философии в целом. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программой для высшей школы по курсу «Философия»
  3. Учебное пособие для вузов [4 кб.]

    Учебное пособие
    Рецензенты: кандидат философских наук, профессор А.С. Ахиезер; кандидат исторических наук И.Н. Ионов1-е изд. М., Аспект Пресс, 1997. - 448 с. - (Программа "Высшее образование") ISBN 5-7567-0205-92-е изд.
  4. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  5. Б. И. История русской журналистики (1703 1917). М.: Наука, 2000. Содержани е учебное пособие

    Учебное пособие
    Выпуск настоящего курса истории русской журналистики XVIII — начала XX вв. в кратком изложении обусловлен рядом причин. Во-первых, последний учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только XIX в.

Другие похожие документы..