Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
выполнение комплекса строительно-монтажных работ по техническому перевооружению площадки налива автоцистерн, очистных сооружений и системы контроля за...полностью>>
'Документ'
Редакциям российских журналов, включенных в международные базы цитирования (Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematic...полностью>>
'Документ'
В пособии, составленном по новой программе, изложены наиболее общие приемы и методы решения физических задач на I и II ступенях обучения физике в шко...полностью>>
'Доклад'
Во всем мире и, в частности, в нашей стране отмечаются национальные, государственные а также профессиональные праздники. Об этих праздниках и юбилеях ...полностью>>

Социальная работа на урале: история и современность межвузовский сборник научных трудов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА УРАЛЕ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Межвузовский сборник

научных трудов

Выпуск 3

Екатеринбург 2010

УДК 364.465 (082)

ББК С9 (235.55) я 43

С 69

Социальная работа на Урале: история и современность [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2010.

Вып. 3. 151 с.

Представлены результаты исследований по различным проблемам социальной работы, социальной педагогики и психологии. В статьях отражена достаточно широкая проблематика: исторические традиции социальной помощи и социальной работы; вопросы современной социальной политики, социальной адаптации и реабилитации различных категорий населения и др.

Сборник предназначен преподавателям вузов, аспирантам, студентам, а также тем, кто интересуется вопросами истории, теории и технологии социальной работы, социальной педагогики и психологии.

Редакционная коллегия: канд. социол. наук Н.Ю. Масленцева (ответственный редактор), канд. мед. наук С.Б. Масленцева, С.Д. Пономарев

Рецензенты: д-р мед. наук, доц. С.Л. Устьянцев (Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий Роспотребнадзора); канд. филос. наук, доцент М.А. Ершова (ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)

© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2010

Содержание

Ахмедова Т.А. Развитие социальной компетентности детей-сирот

в учреждении начального профессионального образования

(из опыта работы) 5

Блинова М.Г. Организация обслуживания на дому пожилых ветеранов, участников, инвалидов Великой Отечественной Войны и других военных действий: история и современность 9

Гуляева Е.Н. Организация деятельности общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи 14

Ильиных М.Ф. Привлечение студенческой и рабочей молодежи

в волонтерские программы объединения детских и подростковых клубов «Социум» Кировского района г. Екатеринбурга 18

Иляева Е.В. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными 20

Карпенко Е.А.Технологии психосоциальной работы с лицами, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи 30

Константинова Е.Б. Отношение специалистов социальной сферы к введению двухуровневого образования (бакалавриат и магистратура по специальности «Социальная работа») 34

Коротун А.В. Подготовка будущих социальных педагогов к социально-правовой защите несовершеннолетних 37

Крапивина Л.А. Влияние разновозрастных общественных объединений

на развитие гражданских качеств детей и подростков 43

Масленцева Н.Ю. Стиль жизни как социальная категория 47

Масленцева Н.Ю, Алексеева Т.А. Возможности применения биографического метода в социальной диагностике подростков

с нарушениями интеллекта 53

Масленцева С.Б., иляева Е.В. Особенности социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными беременными

в Свердловской области 63

Масленцева С.Б., Королева Н.Н. Опыт социальной работы

с бездомными на железнодорожном вокзале г. Екатеринбурга 76

Моисеева А.А Опыт работы кабинета медико-социальной помощи 83

Панкратова Л.Э. Тенденции и перспективы развития социальной работы на Урале 87

Плотникова М.М., Сажина Н.С. Профилактика одиночества

у людей пожилого возраста (из опыта работы Отделения участкового социального обслуживания населения ГОУ КЦСОН Октябрьского района г. Екатеринбурга) 91

Репина К.О. Региональный опыт работы по предотвращению торговли людьми в Свердловской области 94

Розбаум М.А. Применение методик арт-терапии в работе с детьми-инвалидами на базе «Городского детского экологического центра» г. Екатеринбург 100

Сажина Н.С. Исторические аспекты бездомности в России 104

Стригулина Е.Ю. Особенности психического развития слабовидящих людей и их интеграции в общество 110

Сухих М.А. Деятельность Кризисного центра «Екатерина»

в оказании помощи женщинам, ставшими жертвами домашнего насилия 118

Третьякова В.С., Шилова С.Н. Социально-педагогическое сопровождение пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания 125

Уфимцева Н.Ф. Проблемы социальной работы с осужденными

в пенитенциарных учреждениях России 135

Уфимцева Н.Ф., Чемезова Ю.С. Технологии социальной работы

с людьми, страдающими алкогольной зависимостью

в Свердловской области 142

Сведения об авторах 148

Т.А. Ахмедова

Развитие социальной компетентности детей-сирот

в учреждении начального профессионального образования

(из опыта работы)

Социальная ситуация в современном обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде, увеличением количества беспризорных детей. Одной из важнейших причин этих негативных явлений все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ними социальных проблем.

Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.

Проблема социализации детей-сирот яв­ляется одной из ключевых в деятельности профессиональных училищ. Выпускники ин­тернатов, детских домов, поступившие учиться в ПУ, как правило, оказываются неподготов­ленными к самостоятельной жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не зна­ют своих прав, не умеют защищать себя, опираясь на законодательные акты. Имеют место случаи, когда выпускники не знают элементарных бытовых вещей, необходи­мых для самостоятельного существования: как распорядиться деньгами, как следить за чистотой в своем помещении, чем заниматься в свободное время. Зачастую отсут­ствие этих умений является причиной для насмешек со стороны других учащихся, что отрицательно влияет на самооценку учащегося-сироты. Эти учащиеся характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми и учащимися из обычных семей, поверхностностью чувств, иждивенчеством, трудностями в овладении специальными теоретическими знаниями и практическим их применением. В учебных группах они обособляются и, как правило, доверительные отношения строят только с такими же учащимися-сиротами. Прибывшие в учебное заведение из разных интернатов, детских домов и проживающие совместно с другими учащимися в одном общежитии, дети-сироты интуитивно ищут за­щиту у наиболее «авторитетных» и волевых учащихся, которые часто используют их психическую неустойчивость в своих интересах и делают объектом преступных элементов. Сироты имеют различные психофизические отклонения, вследствие полученных в разные возрастные периоды психических травм. У этих детей нарушено базовое чувство - чувство безопасности. К. Хорни определила это как «базисную тревогу» - «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире» (К. Хорни). Вообще все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, окружающими порождает тревогу. У тревожного, не чувствующего безопаснос­ти ребенка, развиваются различные отклонения в виде неадекватной реакции на жизненные ситуации. Для того, чтобы совладеть с чувствами изоляции и беспомощности сироты могут, становиться враждебными с теми, кто их отвергает, у них может развиться нереалистический образ самого себя - с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности, они допускают агрессивное поведение не только по отношению к окружающим, но и обращение агрессии внутрь. И проявление этих крайних форм поведения можно наблюдать у учащихся-сирот как нежелание учиться, отказ от стремления быть хорошим человеком, отсутствие стремления преодолевать трудности, неумение строить жизненные планы на перспективу. Такие негативные тенденции в поведении сирот являются порождением внутреннего конфликта, с которым можно спра­виться, если ребенок в своем окружении, профессионально. Они помогут педагогическому коллективу понять особенности психического развития детей, причины их агрессивного поведения и неадекватных реакций.

Сегодня у нас в стране принято и ратифицировано много нормативно-правовых актов, защищающих права и интересы детей. Это такие как Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.); Декларация прав ребенка (1959 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.), имеются федеральные законы, защищающие права детей, президентская и региональные программы «Дети-си­роты», в которых предусматриваются возможности обучения и жизнеустройства этих детей. К сожалению, большинство позитивных моментов, представленных в этих документах, остаются лишь на бумаге. Во многих прогрессивных законодательных актах отсутствует механизм реализации, претворения в жизнь этих положений. Да и само общество, инертное по своей природе, не готово к внедрению каких-то новшеств, про­грамм, не заручившись финансовой поддержкой из федерального бюджета.

Но это не должно препятствовать желанию специалистов помочь этим детям. Сегодня возможности применять новые разработки имеет созданный при Администрации Ленинского района Центр социального обслуживания молодежи «Парус надежды», в штате которого работают опытные психологи, социальные педагоги, нарколог. Научно разработанная программа имеет целью оказать психологическую помощь детям-сиротам из профессионального училища «Русская булка» и работающему с ними педколлективу, в успешной социализации учащихся, прибывших из специализированных учреждений. В училище сегодня обучается 34 учащихся-сироты, из них 4 учащихся из коррекционных школ VII вида и 12 детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети-сироты имеют различные по степени сложности и характеру отклонения в психофизическом развитии. Прошедшие обучение в коррек­ционных школах, дети - сироты не приспособлены к условиям окружающего мира и их социализация в обществе отягощена еще и проблемами их умственного и психического здоровья.

К сожалению, ситуация неустроенности, заброшенности выпускников специальных школ и школ-интернатов I – VIII вида (для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта), уже давно стала печально известной в нашей стране. Даже получив профессию в профессиональном училище, они все равно остаются за бортом жизни. За последние 5 лет более 30 детей с ограниченными возможностями закончили наше профессиональное училище. Многие из них по нашим данным пополнили ряды безработных и бездомных бомжей, кто-то стал на криминальный путь, и лишь единицы закрепились в жизни благодаря тому, что имели жилье или родственников, не бросивших их в трудный момент. Общество не приняло этих детей (не трудоустроило, не обеспечило жильем). Люди с проблемами психофизического развития должны иметь право принимать участие в жизни общества, право на поддержку этого общества, либо предпочесть защищенность и уединение, но не на улице, а в специали­зированном учреждении. И общество должно позаботиться о том, чтоб у каждого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации был выбор – выбор на достойное существование. Администрация и коллектив училища по мере возможности стараются принять участие в решении данной проблемы. Так, например, в 2005г. при помощи администрации Ленинского района было выделено социальное жилье (комната) несовершеннолетней учащейся-сироте А.М. Берсеневой, в 2007г. обеспечена жильем и работой несовершеннолетняя Г.Н. Полюхова.

Педагогическому коллективу совместно с психологами, социальными педагогами необходимо разработать и создать учебную программу по социальной адаптации и жизненному самоопределению детей-сирот, поступив­ших в учебное заведение и желающих овладеть избранной профессией.

В содержании программы должны быть не только лекции, беседы, но и обучающие игры, тренинги, психотерапия, психокоррекция. Программа поможет детям - сиротам адаптироваться в первом открытом общественном коллективе – коллективе уча­щихся и педагогов профессионального училища, а затем выйти самостоятельно в сложный мир взрослой жизни.

К сожалению, многие хорошие государственные законы, защищающие права детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, не работают. Причины этому многочисленны и, как правило, уже ставшие банальными: экономическая нестабильность, отсутствие денег и политической воли. Вполне понятно и нежелание работодателей принимать на работу выпускников НПО, а также лиц, моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов и т.д.), направленных органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» -, как это сформулировано в Кодексе законов о труде в ст. 181.

Предприятия, строящие свои отношения с государством и партнерами на принципах рыночной экономики, не желают нести потери от неквалифицированного труда детей-сирот, поэтому необходимо решить проблему каких-то льгот, налоговых послаблений для предприятий, берущих на себя ответственность по социальной поддержке детей-сирот, детей-инвалидов и других социально-ущемленных категорий молодежи. Проблемы эти могут быть решены не только на государственном уровне, но и на уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Другая проблема, которую необходимо решать одновременно с проблемой трудоустройства, - это обеспечение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей жильем. Воспитанники детских домов, интернатов, выпускники профессиональных училищ возвращаются домой (если можно так сказать) по месту своего рождения или месту выявления, где их, как правило, никто не ждет. И начинается долгий путь мытарств по знакомым и по чужим квартирам. Некоторые из них стараются реализовывать свое право на жилье и становятся на очередь на получение государственного жилья. Но эта очередь ожиданий растягивается на долгие годы, а жить сносно нужно сегодня. Хоро­шим решением жилищного вопроса являет­ся определение детей-сирот в социальные гостиницы. Эти учреждения создаются для оказания помощи и поддержки детям-сиро­там и оставшимися без попечения родите­лей. Сегодня в стране заметно выросло чис­ло социальных гостиниц. Значение этих уч­реждений трудно переоценить. В них могут находиться дети-сироты, а также и дети, у которых есть закрепленное жилье, но в силу многих обстоятельств жить там подростку невозможно. Многие выпускники интернатов, детских домов, профессиональных учи­лищ нуждаются в социальном патронаже, т.к. не умеют жить самостоятельно, слабо подготовлены к умению выживать в обще­стве, не имеют достаточных юридических знаний для обеспечения собственной безо­пасности. В социальной гостинице могут на­ходиться малолетние мамы, которым нечем кормить детей, у которых нет средств к су­ществованию, отсутствует жилье.

За последние 10 лет в России наметился комплексный подход в создании муниципальных систем социально-педагогических учреждений. Это позволяет в определенной степени оказывать разнообразные виды помощи каждому ребенку, нуждающемуся в социальной, психологической, педагогической и правовой помощи, защите прав и законных интересов, определении его дальнейшей судьбы. В Москве и Московской области проведены экспериментальные работы по созданию системы учреждений социальной и психолого-педагогической помощи.

Известные ученые, педагоги, психологи Л.Я. Олифиренко, Е.Е. Чепурных, Т.И. Шульга, А.В. Быков, подготовившие теоретическую базу и апробировавшие новую систему в реальных условиях, во многом использовали передовой опыт зарубежных коллег. Опыт создания таких систем описан в спе­циальной литературе, которая может быть адаптирована к любым условиям в зависимости от особенностей конкретного региона или отдельного учреждения. Нам представляется, что если бы мы смогли применить этот опыт по созданию систем социальной и психолого-педагогической поддержки детей-сирот у себя в регионе, то результат был бы довольно высоким.

М.Г. Блинова

Организация обслуживания на дому пожилых ветеранов, участников, инвалидов Великой Отечественной войны и других военных действий: история и современность

Годовщина победы советского народа в Великой Отечественной войне – святая, праздничная и скорбная дата. Это этап мировой истории и трагедия многих поколений. Это безвременно оборванные молодые жизни, искалеченные люди, судьбы и души людей. Все было: оккупированные города и поселки, и салюты в честь взятия нашими войсками городов и поселков, пылающие дома и техника, и величайшие сражения: Курск, Сталинград, Москва; памятник в Берлине Советскому солдату с девочкой на руках, и Дом Павлова в Сталинграде. Казалось, больше такого не повториться, но, к сожалению, к этим событиям добавились и события в Афганистане, Чечне, Осетии. За всем этим стоят люди: солдаты, офицеры, мирные граждане и возраст этих людей может быть от 90 – 80 лет и до 35 – 40. Да, к сожалению, война разрушает не только строения, технику, физически калечит людей, самым страшным ее последствием являются искалеченные души. Это тяжелая, а порой невосполнимая утрата. Люди, которые прошли через эти испытания, даже если и не пострадали физически, получили тяжелые психологические травмы. Впоследствии многие из них заканчивают свою жизнь трагически, не найдя поддержки и помощи. И организация социальной работы с этими людьми, включение их в жизнь, улучшения качества их жизни остается актуальной и на сегодняшний день. В данном случае следует вести речь не просто о человеческом сочувствии, сострадании, эпизодической помощи, а системе мер и мероприятий по социальной адаптации и реабилитации этих людей, кроме материальной помощи, оказываемой им в виде льгот, доплат, субсидий. Это должна быть последовательная государственная политика четко спланированные действия.

Специалисты по социальной работе и социальные работники действуют в правовом поле. Именно, на 90-ые годы приходится принятие социально значимых законов и постановлений правительства. В их числе и закон «Об адресной социальной помощи», и закон «Об организации обслуживания инвалидов и престарелых граждан». И при осуществлении этой деятельности возникают определенные проблемы, которые необходимо конструктивно решать. Решать эти проблемы должны профессионалы, как в области управленческой и законотворческой деятельности, так и высококвалифицированные специалисты по социальной работе. Исторически и объективно складывается так, что инвалиды и ветераны нуждаются в помощи государства. Огромную роль, в этой связи играет и создание общественного мнения вокруг этой категории населения, не об ущербности этих людей, а включении их в жизнь, наравне с другими категориями населения, и оказание им помощи и поддержки как долг общества перед этими людьми. Общество должно перестать рассматривать их в роли просителей или даже иждивенцев.

Международная организация инвалидов рассматривает инвалидность и как общественное явление. Работа с такими гражданами и обслуживание их на дому ведется с 70-х годов прошлого века. В то время этими вопросами занимались отдельные крупные предприятия, где эти функции выполняли или профсоюзные органы, или специально организованные социальные отделы и управления и медицинские учреждения. Не существовало практики постоянного курирования и сопровождения этих людей. Кроме того, оказание такой помощи носило и до сих пор носит заявительный характер.

Система социальной помощи предполагала законодательно закрепленные льготы на проезд, установку телефона или предоставление жилплощади (льготная очередь), при наличии продуктового дефицита, гражданин прикреплялся к магазину, и ему на дом доставляли продуктовые наборы один раз в месяц. Человек находился в семье и определенную социальную адаптацию, и помощь получал в семье. Огромное значение в то время для инвалидов ВОВ имела плановая госпитализация в госпиталь инвалидов войны. Госпиталь являлся не только лечебным учреждением, но и местом где он общался со своими друзьями, ровесниками, прошедшими войну, это всегда, кроме медицинских, спланированные культурные мероприятия: концерты, киносеансы, встречи с интересными людьми, организация юридических консультаций. В целом, эта теплая, домашняя, доброжелательная атмосфера госпиталя заслуга, несомненно, замечательного коллектива госпиталя и его руководителя (в то время) С.И. Спектра. Следует сказать, что это медико-социальное учреждение и в настоящее время выполняет свое предназначение: лечение, профилактика, реабилитация и социализация инвалидов и участников всех войн.

В 90-ые годы этот функционал был передан территориальным Центрам социального обеспечения. Такой Центр существует и в Орджоникидзевском районе. Социальные работники, специалисты и руководители этого Центра организуют и осуществляют обслуживание этих категорий граждан на дому, руководствуясь существующими законодательными документами и нормативными актами. В организации и осуществлении этой деятельности существуют определенные проблемы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Социальный работник, оказывающий услуги на дому, осуществляет весь перечень услуг, указанных в договоре, заключенном с клиентом. Качество оказания этих услуг зависит от многих факторов: от четкого и рационального руководства этим процессом, от наличия обратной связи, т. е. осуществления контроля со стороны руководителей организации, от стимулирования социальных работников и, наконец, от профессионализма всех исполнителей.

Человек плохо ходит, не видит, не может сам разогреть себе еду, для оказания ему помощи существовали бригады из двух человек, куда входит социальный работник и медицинский работник. Функционал их на столько узок, что они даже продукты не покупали, но теперь и таких бригад не стало. Правда, расширился список оказываемых услуг, но социальные работники очень неохотно соглашаются осуществлять мытье полов, уборку, услуги сиделки, гораздо проще сходить в магазин за продуктами, аптеку, вынести мусор. Функционал их или не определен конкретно, или работники его не выполняют четко, или нет должного контроля.

Следовательно, одна из проблем – подготовка «полевых» работников, а также осуществление контроля. А обучение должно включать и психологическую подготовку, элементы и специфику обслуживания и общения со слепыми, глухими, плохо передвигающимися и другими категориями граждан. Конечно, обучение персонала требует определенных затрат и это должны решать руководители организаций или муниципальных подразделений. Руководители обязаны продумывать гибкую систему стимулирования сотрудников, чтобы мотивировать их на эффективную деятельность. Практика показывает, что нематериальное стимулирование у современных и эффективных руководителей является двигателем в системе подготовки персонала. Конечно, следует в данном случае обращать внимание и на необходимость достойной оплаты труда этих работников. Эта проблема частично стала решаться за счет того, что социальная служба должна брать на учет всех нуждающихся, и большинство из них оплачивают услуги социальной службы.

Следующая проблема, которая требует решения на государственном уровне – это определение совокупного дохода инвалида (пенсионера). По существующему законодательству совокупный доход – это сумма доходов всех проживающих с инвалидом, хотя это зачастую отдельные самостоятельные семьи, они должны помогать проживающим с ними родственникам, но учитывать в совокупный доход всю сумму доходов, очевидно, не совсем правильно.

Другая проблема – взаимоотношение районной поликлиники и социального работника. Социальный работник практически не может взять без очереди талон, чтобы выписать лекарства, сидит в очередь у кабинетов врачей, на это уходит масса времени, хотя социальному работнику все это положено без очереди.

Существует и проблема медицинского обслуживания этих людей на дому, так как многих из них сложно госпитализировать и осуществлять уход за ними в больнице. Существует необходимость взятия анализов на дому, лечение зубов, протезирование, вызов и консультация специалистов. Зачастую поликлиника не может предоставить транспорт медицинским работникам для осуществления этих манипуляций. Специалистов приходиться вызывать через старшего терапевта, и вызов платный, а в 23 поликлинике даже платно сложно вызвать специалиста.

В Свердловской области разработаны социальные программы «Инвалид», «Включайся в жизнь». Разработанные в них мероприятия сами по себе важны и полезны, но существуют вопросы по практическому их применению. Например: социально-бытовое и транспортное обслуживание инвалидов, как оно осуществляется и что предполагает? Много говорится о доступности городской среды, очень мало делается по этому вопросу.

Необходимо повышать уровень профессиональной подготовки специалистов по социальной работе, воспитывать осознание значимости этой работы: можно проводить тренинги, мастер-классы, семинары которые менее затратны по времени и имеют практический результат. Необходимо, чтобы это осознали руководители социальных служб и учреждений. Большую помощь в этой связи может оказать развитие волонтерского движения и, особенно, студенческого с предоставлением определенных льгот для студентов (официальный учет стажа для будущей работы социальных работников и др.). В Московской области существует опыт работы хосписов на дому, в Оренбургской Московской области организованы мобильные бригады «Социальный экспресс», которые оказывают выездные услуги жителям сельской местности (консультативные, медицинские, парикмахерские, ремонт одежды, обуви, доставка продуктов и др.). В Екатеринбурге практикуют работу бригады социальных работников по уборке наведении санитарного порядка помещений одиноких клиентов. Некоторые социальные службы привлекают для этой работы подростков добровольцев. Практика показывает, что прежде чем учить социальных работников необходимо, чтобы управленческий состав был профессиональным, грамотным, инициативным, настроенным на нововведения и инновации, т.е. необходимо готовить современных руководителей.

В этом плане Социальный институт РГППУ является не только примером подготовки специалистов, но это и пример создания особой психологической обстановки, которая присутствует в этом институте. Здесь учатся студенты с ограниченными способностями, и следует отметить бережное и заботливое отношение к ним и преподавателей и самих студентов. Эта атмосфера доброжелательности, взаимопомощи благотворно влияет как на межличностные отношения, так и на качество обучения. За этим стоит определенная целенаправленная работа администрации Социального института, заведующих кафедрами и преподавателей, и благотворное влияние этой атмосферы, помогает жить, выживать и быть полезными обществу и людям.

Е.Н. Гуляева



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по результатам самообследования факультета социологии по направлению: 050400 Социально-экономическое образование Профиль: 050405 Социология

    Публичный отчет
    1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательной программы профессиональной подготовки по направлению «050400 – Социально-экономическое образование», профиль: «050405 – социология».
  2. Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в Программе фундаментальных исследований Российской Академии образования на 2008-2012 годы. Приоритетные направления исследований Уро рао направлены на решение

    Решение
    Исследования УрО РАО, предусмотренные Тематическим планом 2011 года, направлены на решение задач, поставленных перед образованием в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
  3. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  4. На правах рукописи (13)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории и международных отношений Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»
  5. Советская власть и художественная интеллигенция в 1964 - 1985 гг

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «21» февраля 2011 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, г.

Другие похожие документы..