Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Индексный метод. Исходя из формулы мультипликативной модели продукции - прямой коэффициент оборачиваемости оборотных средств, имеем , где - прирост п...полностью>>
'Документ'
Один из видов животного мира, gomo sapiens, гордо возомнил себя царём своей матери-природы. Он покорил всех. Он антропоморфно объяснил природу так, к...полностью>>
'Литература'
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственно...полностью>>
'Кодекс'
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные п...полностью>>

Феномен харизмы в общественном сознании

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Швецова Наталья Анатольевна

ФЕНОМЕН ХАРИЗМЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Специальность: 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Пермь 2007

Работа выполнена на кафедре философии Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Кукьян Валентина Николаевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Серова Ирина Анатольевна

кандидат философских наук,

доцент Горюнов Дмитрий Валерьевич

Ведущая организация: Ижевская государственная сельскохозяйственная

академия

Защита состоится 29 мая 2007 года в 15-00 на заседании диссертационного совета Д 212.189.03 в Пермском государственном университете по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Пермского государственного университета.

Автореферат разослан «24» апреля 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, доцент Мусаелян Л. А.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена ситуацией системного кризиса общества, для которого характерно возрастание активности иррационального в общественном бытии и сознании, что требует обстоятельного философского анализа.

Актуализируется проблематика харизмы, харизматических отношений в структуре иррационального и растет их влияние на общественное сознание в современную переломную эпоху, в особенности нарастание роли харизмы в религиозном и политическом сознании, что требует философской рефлексии духовных и социокультурных основ перемен, происходящих в российском обществе. Замечен своеобразный «харизматический взрыв»1, который контрастирует со здравым смыслом – основной парадигмой обыденного мышления2 и обостряет напряженность духовного состояния общества. Эти необычайные явления противоречий общественного сознания и бытия также побуждают к их исследованию с позиций социальной философии.

Исключительную значимость приобретает изучение харизмы в ракурсе анализа российского менталитета, в динамике которого обострена проблематика идентификации, кризиса духовности, поиска устойчивых духовных основ и идеалов, образцов поведения и образа жизни, которые традиционно стремились искать массы в иррациональном – религии, мистике, харизме в переломные, кризисные времена.

Харизма, основанная на вере в необычайные и даже сверхъестественные качества личности, культурного пространства, вещи, - становится доминантой в поисках утерянного «я», сильного и надежного, авторитетного вождя, способного вести за собой, знающего путь к стабильности и победам. Не случайно харизма востребована современным неустойчивым российским обществом, растерянным сознанием, а термин харизма стал общеупотребительным в СМИ, обыденном языке,

1Писманик, М.Г. Лекции по религиоведению: учеб. пособие / М.Г. Писманик; ПГТУ. – Пермь, 2006. С. 173.

2 Орлов, В.В. Основы философии. Общая философия: учеб. пособие. Ч. 2 / В.В. Орлов. – 4-е изд., перераб. и доп. / Перм. ун-т. – Пермь, 2006. – Вып. 2. С. 167.

а харизматики необычайно популярны в религиозной деятельности, политике, массовой культуре и театрализованных формах повседневности.

Однако познание харизмы существенно отстает от форм ее бытия, что и побуждает к исследованию ее природы, сущности, форм бытия, социальных функций.

Необходимо изучение причин востребованности авторитетных харизматических вождей и харизматических отношений и в этой связи – аффектов массового сознания, чтобы понять суть происходящих перемен в обществе.

Вызывает интерес явная парадоксальность харизмы и других иррациональных явлений, зафиксированных в кентавр-проблеме и кентавр-ситуациях.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является общественное сознание. Предмет исследования – природа харизмы как феномена общественного сознания, его сущность, структура, функции, формы проявления в обыденном сознании.

Степень разработанности проблемы

В исследованиях харизмы наметились религиозный, социологический, культурологический, психологический, социально-политический, исторический и философский подходы. Наименее разработанным подходом является социально-философский, который подразумевает анализ сущности, природы, структуры, функций харизмы и форм ее проявления в общественном сознании с позиций социальной философии. Феномен харизмы наименее всего исследован в структуре иррационального содержания общественного сознания, в особенности – обыденного уровня общественного сознания. Структура обыденного сознания изучена недостаточно, в частности, ни в одном исследовании не упоминается харизма как элемент обыденного сознания. Это связано, прежде всего, с упрощенными представлениями о природе общественного сознания, его относительной самостоятельности, преимущественном акценте на рациональном ядре обыденного сознания – здравом смысле.

Социально–философский подход к анализу иррациональной составляющей в динамике общественного сознания потребовал обращения к мощной философской традиции, представленной в трудах Платона, Аристотеля, Эвгемера, И. Канта, Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других классиков философии. В современных исследованиях выделяются различные подходы к проблеме общественного сознания. Это находит отражение в работах А.И. Анищенко, П.В. Алексеева, В.С. Барулина, Г.М. Гака, Б.А. Грушина, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, В.И. Копалова, М.К. Мамардашвили, В.В. Орлова, С.В. Орлова, А.Г. Спиркина, В.И. Толстых, А.К. Уледова. В разработке социально-философских аспектов обыденного религиозного сознания существенную ценность представили труды Н.П. Андрианова, И.А. Асеевой, Я.А. Афанасенко, Е.Ю. Базарова, Ю.Ф. Борункова, М. М. Волобуевой, В.И. Гараджи, В.Н. Гореловой, П.С. Гуревича, И.И. Дубинина, А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Ю.А. Левады, Ю.А. Лотмана, Н.М. Никольского, Т.И. Ойзермана, М.Г. Писманика, Б.Я. Пукшанского, А.А. Радугина, Е.В. Субботина, В.К. Трофимова, Г.Т. Тухтиевой, Д.М. Угриновича, Е.В. Улыбиной, А.А. Федоровских, И.Н. Яблокова, А. Мирча Элиады.

В разработке социологических и культурологических аспектов нашей проблемы существенную ценность представили труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Т. Парсонса, Х. Ортега-и-Гассета, Г. Лебона, К.Леви-Строса, Л. Леви-Брюля, С. Московичи. Научная разработка проблемы политической харизмы в первую очередь связана с именем Макса Вебера, который впервые осуществил социологический анализ феномена харизматического господства. В социологии Вебера понятие харизмы тесно соотносится с проблемой создания новых социальных образований, а также проблемой свободы, творчества, человеческой ответственности. У Вебера нет отдельной работы, посвященной харизме, однако вопросы, связанные с данной проблематикой, нашли отражение во многих его трудах, поэтому в зависимости от контекста несколько различаются и его трактовки понятия «харизма». В своих исследованиях большое внимание Вебер уделяет проблеме рутинизации харизмы, анализу отношений между профессиональными политиками (харизматический вождь и его управленческий аппарат).

В исследовании мы опирались на теоретический анализ веберовской концепции харизмы в работах Ю. Давыдова и П. Гайденко, Н.Н. Зарубиной, Д. Льюиса, Э.Н. Ожиганова, М. Масловского, Б.Г. Капустина, А. Филиппова, Р. Шпаковой и др.

В анализе харизмы в политическом сознании мы использовали результаты научных разработок Н.В. Фреик, А. Кочеткова, Р. Итвел, В.И. Кравченко, Б.А. Успенского, Д. Трунова.

Социально-психологическое направление нашего исследования разрабатывалось на основе фундаментальных трудов З. Фрейда К.Г. Юнга, труды которых активно ассимилированы теоретиками Франкфуртской школы в разработке представлений о харизматическом господстве (теория лидерства).

Продолживший фрейдистскую концепцию лидерства Эрих Фромм вводит понятие авторитарной личности. Согласно Фромму, появление авторитарной личности связано с распадом патриархально-семейных связей и омассовляющей урбанизацией современного общества.

Развитие концепции авторитарной личности способствовало психологизации феномена харизмы, оказав значительное влияние на дальнейшие работы по данной проблематике, в особенности проекции идеи харизмы на психологию масс, их взаимодействий с харизматическими лидерами.

Для нашей темы важны разноплановые определения масс. Согласно С. Московичи, масса есть случайное скопление людей, имеющее единую эмоциональную направленность, ими руководят не традиции, общепринятые обычаи, а страсти, очень часто негодование, порой восхищение. Он пишет о том, что массы « … являются независимой реальностью … представляют собой коллективное устройство, коллективную форму жизни …»3, и массы – как организованная общность. Масса наделяет вождей мессианской ролью освободителя. В диссертации учтены социально-психологические механизмы взаимосвязей харизматического лидера и масс, определенные Лебоном, Тардом, Московичи.

Существенно замечание Х. Ортега-и-Гассета о том, что в основе корпоративного, общественного духа лежит отказ от собственных желаний, амбиций. Находясь в массе, душа человека приобретает непроницаемую герметичность, человек замыкается в себе, обращается к одним и тем же идеям, перестает ощущать потребность в познании нового. В мышлении массы господствует стереотипные ассоциации, клише, глубоко запрятанные в ее памяти, она мыслит не понятиями, а образами, ищет простых ответов на сложные социальные проблемы. Эти особенности на уровне обыденного сознания отмечали еще античные философы (Гераклит, Платон – о потере человеком в толпе здравого смысла).

Психологами замечены разные чувственные грани харизмы – эмоциональность, умение возбудить интерес к личности харизматика (А. Сосланд).

Примечателен интерес Парсонса к эмпирическому бытию харизмы и ее функциям, который инициирован исследованиями М. Вебера, раскрывшего некоторые противоречивые черты харизмы: бытие в повседневности и порыв ее за пределы повседневной рутины, что открывает путь к глубинным структурам иррациональноговнеповседневного, экстраординарного, священного, сакрального.

В священном Дюркгейм отметил две взаимосвязанных стороны: оно - одновременно является источником принуждения (запрета) и уважения (авторитета). С точки зрения Дюркгейма, люди никогда не обожествляли

3 Московичи, С. Век толп / С. Московичи. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. С. 346.

ничего другого, кроме собственного общества, поскольку только оно представляет собой священную реальность как таковую. По Дюркгейму, священное и сакральное – понятия близкие.

В контексте обсуждаемой проблематики политической харизмы принципиально понимание им политического лидерства. Лидер в концепции Дюркгейма предстает как порождение массового сознания. Лидер наделяется массами качествами священного, воспринимается в качестве репрезентации священного. Другими словами, лидер сакрален потому, что он символизирует общность.

Для нашего исследования существенное значение имеет культурологический подход, который предполагает рассмотрение харизмы в соотношении с мифом в общественном сознании древнего общества. Мифологизация образов выдающихся деятелей в истории общества – характерная особенность обыденного сознания на протяжении всей его истории. И эта черта обыденного сознания заметно усилилась в процессе современной ремифологизации общественного сознания, необычайной востребованности мифа в культуре постмодерна.

Эта особенность современного общественного сознания мало изучена. В разработке культурологического аспекта нашей проблемы в современной культуре существенную ценность представили труды И. Антанасиевича, М. Бахтина, И.И. Ефремова, А.П. Назаретян, Ж.Т. Тощенко, А.А.Чучина-Русова.

Анализ существующих исследований по проблемам общественного сознания, духовной жизни показывает, что феномен харизмы не был темой специального исследования в социально-философском плане, что и определило выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.

Цель и основные задачи исследования

Основная цель исследования – социально-философский анализ природы, сущности, структуры, функций харизмы и разнохарактерных форм ее проявления в обыденном сознании.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- выявить исторические истоки харизмы, показать историческую эволюцию харизмы и механизмы ее бытия, в частности, личностного плана, формирование традиционных форм объективирования – в ритуалах, обрядах, в формах театрализации повседневности;

- проанализировать содержание, структуру и социальные функции харизмы;

- выявить наиболее яркие проявления харизмы в религиозном и политическом сознании, в особенности на уровне обыденного сознания;

- показать взаимовлияние харизматических форм в процессе взаимодействия разных форм общественного сознания (религиозного и политического); показать роль харизмы в преемственности общественного сознания;

- рассмотреть перспективы бытия харизмы в социуме в дальнейшем развитии религиозного и политического сознания;

- в итоге исследования дать определение понятия «харизма» как обобщения его онтологического и ценностного содержания.

Теоретико-методологическая основа исследования обеспечивается комплексным социально-философским и культурологическим подходами в их взаимной дополнительности на основе диалектико-материалистической теории общественного сознания. Использованы структурно-функциональный, историко-генетический, социально-психологический подходы, которые позволяют раскрыть явные и неявные формы данного феномена в общественном сознании и культуре.

Особое внимание в исследовании феномена харизмы в общественном сознании уделяется принципу историзма (Гегель), диалектико-материалистическому подходу к анализу духовной жизни общества (К. Маркс), общественному сознанию, в частности – объективным критериям структуры общественного сознания, принципу относительной самостоятельности уровней, форм общественного сознания – религиозного, политического и других.

В разработке нашей концепции харизмы мы опирались на современную научную теорию исторического процесса (В. Ильин, Л.А. Мусаелян), использовали сочетание исторического и логического методов, которое позволило наиболее полно выявить природу феномена харизмы, его истоки, историческую динамику, неразрывность его бытия с разными социокультурными контекстами, с деятельностью и личностными особенностями выдающихся личностей и их связей с массами. Конкретно-исторический анализ эволюции понятия харизмы мы сопровождаем логико-теоретическим выделением общих, устойчивых черт харизмы в иррациональном содержании и функционировании обыденного сознания масс. Эта методология позволила выявить некоторые существенные особенности проявлений харизмы в разных формах общественного сознания – религиозном, политическом и др., что необходимо для теоретического продвижения к целостному философскому образу современного общественного сознания и его структуры.

Исследование опирается на принцип детерминизма, то есть формирование основных черт харизмы анализируется в их обусловленности социокультурным контекстом.

В диссертации используются некоторые особенности методов компаративистики, междисциплинарного подхода. На основе обобщения результатов пограничных гуманитарных наук (социальной психологии, психоанализа, религиоведения, культурологии и др.), предпринята попытка социально-философского обобщения результатов пограничных гуманитарных наук.

Функции и социальная роль харизмы анализируются в контексте субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, что обеспечивает теоретический охват многомерности содержания и проявлений харизмы в разных социальных и культурных условиях.

Теоретической основой и источниковедческой базой исследования явились также работы по философии мифологии, философов-классиков (Гегель, К. Маркс, М. Шелер, В. Соловьев, Н. Бердяев, А.Лосев) труды по социологии (Т. Парсонс, Э. Дюркгейм, М.Вебер) психологии и психоанализу (З. Фрейд, К. Юнг, Х. Ортега-и-Гассет, Г.Лебон, Тард, Э. Фромм, С.Московичи), труды религиозных философов, современных культурологов, политологов, религиоведческие работы (В.И. Гараджа, М.Г. Писманик, Ю.А. Левада).

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях, которые выносятся на защиту:

  • Впервые дан комплексный социально-философский анализ природы, структуры, функций и форм бытия харизмы как сложного, парадоксального образования общественного сознания. Определены сущностные черты харизмы: амбивалентность, внеобыденность, иррациональность, близость к кентавр-образам, мощный потенциал воздействия на массы.

  • Дано определение понятия харизма, впервые проанализированы на примере харизмы иррациональные особенности обыденного сознания и место и роль харизмы в сознании масс.

Харизма – это иррациональный, парадоксальный, амбивалентный компонент обыденного сознания, основанный на вере в сверхъестественные или неординарные качества личности, аффективно воспринимаемые массами и имеющий конкретно-историческое бытие.

  • Определены основные этапы исторической эволюции харизмы.

  • Выявлена специфика диалектики харизмы в формах общественного сознания, в частности, в религиозном и политическом сознании. Даны ценностные определения харизмы, обобщающие особенное ее содержание в религиозном и политическом сознании. Харизма в обыденном религиозном сознании – это сакральная, абсолютная ценность, фатальная, вечная, неизменная, даруемая Богом и действующая независимо от заслуг человека. Харизма в политическом сознании – ценностная форма идеализации неординарных качеств личности, предельная форма которой – культ личности.

  • Раскрыта сложная структура харизмы в мифологическом, религиозном, политическом сознании на основе функций харизмы в структуре эстетико-нравственных отношений (любви) и политических отношений (господства и подчинения).

  • Определена роль харизмы в современном российском менталитете как одна из высших ценностей, связанных с идеалом, благом, авторитетом, с проявлениями культа личности, выявлена ее позитивная интеграционная активность и негативная, разрушительная (фанатизм, культ личности, манипулирование общественным сознанием).

  • Вскрыта сущность псевдохаризмы и ее деструктивные функции.

Научно-практическая значимость работы

Результаты данного исследования могут представлять теоретический интерес для философов, культурологов, религиоведов, социологов, занимающихся изучением иррациональных форм бытия. Материалы данной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекционных и практических занятий по философии, религиоведению, истории религии, культурологии и другим гуманитарным дисциплинам. Полученные результаты работы могут быть использованы во внеучебной воспитательной работе со студентами и в просветительской работе с населением, в разработке управленческих программ, открывая некоторые возможности для формирования толерантных отношений в политической и религиозной сферах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов

    Документ
    Термин “средства массовой коммуникации” (СМК) встречается в отечественных работах по психологии, социологии, лингвистике. Но большинство исследователей традиционно редко обращаются к нему, предпочитая более привычный аналог — СМИП
  2. СоЗнание. Книга Освобождение сознания. Эфирное тело (рабочее название)

    Книга
    Вы добились успеха на жизненном пути – читайте эту книгу. Если все складывается не так, как хочется, и вы не можете пока понять, почему – читайте эту книгу.
  3. Феномен политического лидерства Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева (политологический анализ) >23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

    Диссертация
    Защита состоится «15» октября 2010 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 14.21.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук и доктора политических наук по специальностям 09.
  4. Феномен человека вчера и завтра

    Документ
    В книгу вошли две монографии автора. В первой из них. четко просматривается идея о том, что образ человека представляет собой динамическое образование, что он весьма изменчив.
  5. Учебное пособие для вузов Издание второе Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

    Учебное пособие
    A. А. Бодалев, Г. А. Бардовский, В. П. Борисенков, С. В. Дармодехин, Л. А. Деркач, Ю. И. Дик, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Л. II. Кезина, М. И. Кондаков, В.

Другие похожие документы..