Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
(2) Порядок распределения средств фонда на национальные и местные автомобильные дороги общего пользования ежегодно утверждается Правительством с учет...полностью>>
'Автореферат'
Диссертационная работа выполнена на кафедре организации производства и предпринимательской деятельности в АПК ФГОУ ВПО «Пермская государственная сель...полностью>>
'Документ'
Россия владеет инструментами защиты своих сельхозтоваропроизводителей даже в рамках ВТО, заявил премьер-министр Владимир Путин на встрече с ветеранами...полностью>>
'Реферат'
Ïðåæäå âñåãî íàäî ïîíÿòü, ÷òî çâåçäû, çà ðåä÷àéøèì èñêëþ÷åíèåì, íàáëþäàþòñÿ êàê "òî÷å÷íûå" èñòî÷íèêè èçëó÷åíèÿ. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî èõ óãëîâûå...полностью>>

Т52 Современная психология труда: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рецензенты:

Е. А. Климов, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО; 6. А. Бодров, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, главный научный сотрудник Института психологии РАН.

Ведущая организация — СПбГУ, кафедра инженерной психологии и эргономики.

Толочек В. А.

Т52 Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-272-00193-1

В пособии рассматриваются основные научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития научной дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала. В книге отражены особенности развития дисциплины в XX столетии, в частности за последние 15-20 лет, приводится множество примеров взаимосвязи изменений научных парадигм в зависимости от развития общества, техники и технологий производства. Издание предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, слушателей факультетов переподготовки, специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.

Оглавление

Предисловие .......................................... 9

Введение в современную психологию труда...............12

Глава 1. Психология труда как область научного знания

о труде.......................................24

1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда ... 24

1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии ......29

1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33

1.4. Современная наука, или Структура научных революций 34

1.5. Парадигмы психологии труда........................37

Контрольные вопросы .................................37

Практические задания .................................38

Литература ..........................................38

Глава 2. История психологии труда....................39

2.1. История зарубежной психологии труда ...............39

2.2. Психология труда в России......................... 46

2.3. Место психологии в системе наук о человеке

как субъекте деятельности...........................50

2.4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда.........52

2.5. Парадигмы психологии труда........................56

Контрольные вопросы ..............56

Практические задания .................................57

Литература .......................................... 57

Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины ...................................58

3.1. Основные разделы психологии труда . . ................58

3.2. Психология труда .................................62

3.3. Инженерная психология............................64

4 Оглавление

3.4. Эргономика.......................................65

3.5. Организационная психология .......................72

3.6. Профессиональная ориентация ......................79

3.7. Профессиональное обучение ........................83

3.8. Парадигмы психологии труда........................84

Контрольные вопросы .................................85

Литература .......................................... 85

Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия........87

4.1. Трудовой пост и его структура.......................87

4.2. Системный подход в исследовании предмета психологии труда.............................................93

4.3. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место.......................96

4.4. Парадигмы психологии труда.......................107

Контрольные вопросы ................................108

Литература..........................................108

Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий 110

5.1. Эргатические функции и их генезис .................110

5.2. Классификация профессий.........................115

5.3. Психические регуляторы труда .....................119

5.4. «Золотое правило» психологии труда................126

5.5. Парадигмы психологии труда.......................127

Контрольные вопросы . . ..............................127

Литература..........................................127

Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности ........129

6.1. Методы исследования в психологии .................129

6.2. Психологический анализ профессиональной деятельности ..................................... 140

6.3. Психологический анализ трудовых движений.........144

6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест . 145

6.5. Рабочее место психолога в организации..............154

6.6. Парадигмы психологии труда.......................160

Контрольные вопросы ................................162

Практические задания ................................163

Литература..........................................163

Оглавление 5

Глава 7. Условия профессиональной деятельности

и эффективность труда..........................165

7.1. Пути развития трудовой деятельности ...............165

7.2. Профессиональный стресс .........................169

7.3. Работоспособность и функциональные состояния......172

7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности ..................................... 177

7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности ............. 189

7.6. Психология безопасности..........................192

7.7. Парадигмы психологии труда.......................201

Контрольные вопросы ................................201

Практические задания ................................202

Литература..........................................202

Глава 8. Адаптация человека к профессиональной

деятельности..................................203

8.1. Психологические механизмы адаптации человека

к деятельности в организации .......................203

8.2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии...................208

8.3. Кризисы профессионального становления............211

8.4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства ..................................... 218

8.5. Уровни психологической поддержки субъекта труда ........... 231

8.6. Парадигмы психологии труда.......................232

Контрольные вопросы ................................233

Практические задания................................234

Литература..........................................234

Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235

9.1. Принципы определения профессиональной пригодности

и процесс ее формирования.........................235

9.2. Профессиограмма и психограмма ...................238

9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии..................................241

9.4! Профессионально важные качества и способности .....246

9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок . ....... 251

9.6. Динамика требований к ПВК субъекта...............260

6 Оглавление

9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров ........................................ 272

9.8. Профессионализм и модели специалиста.............276

9.9. Парадигмы психологии труда.......................279

Контрольные вопросы ................................286

Литература..........................................286

Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций . 288

10.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.......................................288

10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника» ................................. 292

10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ» .... 297

10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек» ................................ 301

10.5. Парадигмы психологии труда......................304

Контрольные вопросы................................306

Литература..........................................306

Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала......308

11.1. Подбор, найм и расстановка кадров.................308

11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда...................................319

11.3. Обучение и переподготовка персонала организации . . . 324

11.4. Парадигмы психологии труда......................330

Вопросы............................................332

Практические задания ................................332

Литература..........................................333

Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта

и профессиональная карьера......................334

12.1. Профессиональное самоопределение субъекта........334

12.2. Проблемы становления профессионального самосознания .....................................340

12.3. Мотивация .....................................342

12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения ..................................353

12.5. Профессиональная карьера........................356

Оглавление 7

12.6. Периодизация жизни и профессионального развития . . . 363

12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма ........................................ 375

12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта.........................386

12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма ..........................389

12.10. Парадигмы психологии труда.....................394

Вопросы............................................404

Практические задания ................................405

Литература......."...................................405

Глава 13. Человек как активный субъект своей

жизнедеятельности.............................406

13.1. Человек и социальная среда: развитие технологий профессиональной деятельности и жизнедеятельность человека ......................................... 407

13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности ...............411

13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.................................415

13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности ..................... ........... 419

13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения ................................423

13.6. Человек как деятель: самоменеджмент жизни ........428

13.7. Парадигмы психологии труда......................432

Вопросы............................................433

Практические задания ................................433

Литература..........................................434

Глава 14. Психология труда: история, состояние,

перспективы..................................435

14.1. Цели и задачи психологии труда...................435

14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества) ............................436

14.3. Парадигмы психологии труда......................440

Контрольные вопросы ................................440

Практические задания ................................441

8 Оглавление

Литература..........................................441

Заключение.........................................442

Приложение 1.................. ...............446

Причины профессионального стресса ...................446

Причины развития информационного стресса ............447

Приложение 2.................................450

Структура деятельности руководителя факультета ........450

Структура деятельности преподавателя..................451

Психограмма деятельности руководителя факультета вуза

и преподавателя [81, с. 201-205].....................452

Приложение 3.................................454

Аналитическая психограмма начальника отдела кадров

(фрагмент) .......................................454

Приложение 4.................................456

Динамические особенности совместной деятельности

и ее коллективного субъекта ........................456

Приложение 5.................................458

Технологии эффективного найма.......................458

Глоссарий .................................... 460

Литература................................... 474

Истина рождается как ересь, а умирает как догма.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящего пособия — адаптация учебных материалов курса «Психология труда» к программам подготовки студентов факультетов психологии по специальности 020400 «Психология».

Необходимость его издания вызвана многими причинами. Это, прежде всего, радикальные изменения организации труда в России в масштабе как всего государства, так и отдельного предприятия за последние 10-15 лет. Они охватили разные аспекты профессиональной деятельности людей (структурные изменения в экономике, изменение специализации средних и высших учебных заведений, быстрое сокращение тяжелых форм физического труда, широкое распространение информационных технологий и др.). В прошлое быстро уходит то, что долгое время казалось незыблемым, меняются представления о профессионализме, карьере, об оптимальной организации труда и взаимодействии его субъектов; изменяется мир и человек вместе с ним.

Быстрое историческое развитие науки и становление объекта ее изучения должны найти отражение и в учебниках, которые всегда более ориентированы на ретроспективу (например, последние классические вузовские пособия «Введение в психологию труда» и «Эргономика» были изданы в 1988 г. [68, 153], не считая их стереотипных изданий). Новые капитальные учебники (например, «Психология профессиональной пригодности» В. А. Бодрова, «Психология труда и человеческого достоинства» Н. С. Пряжникова, «Психология профессий» Э. Ф. Зеера, «Инженерная и профессиональная психология» Ю. К. Стрелкова и др.) стали выходить в конце 1990-х — начале 2000-х гг. и представляют собой иную, более широкую интерпретацию прежних стандартных учебных курсов, новые подходы к проблеме, которым уже тесно в рамках изначальной дисциплины. Можно сказать, что между ними — «десятилетие молчания».

Отсюда вытекает необходимость если не постановки актуальных и перспективных теоретических и практических задач, то, как минимум, их адекватной научной рефлексии. Существует необходимость систематического отображения научных парадигм, с одной стороны —

10 Предисловие

связанных с предшествующими этапами развития психологии труда как дисциплины, с ее достижениями, с другой — связывающих и ограничивающих поступательное развитие науки в настоящем.

Серьезные и стремительные изменения происходят не только в производственных отраслях, но и в технологиях управленческой деятельности частных организаций и государственных структур. В организациях разных типов все больше внимания уделяется кадровому менеджменту, проблемам профессиональной подготовки и отбора кадров, оптимального сочетания индивидуальных особенностей человека, особенностей его карьеры и образа жизни.

В рамках традиционного курса «Психология труда» сложно и, быть может, уже и невозможно обсуждать особенности деятельности отдельного субъекта как изолированной, извлеченной из сложных связей технологических, социально-психологических и социально-экономических структур личности. Даже в типичных системах «субъект-техника» профессиональная деятельность все более опосредствуется социономическими системами «человек-человек», «человек-группа», которые в свою очередь также изменяются, обретая разнообразные формы. Современный менеджмент — лишь одна из них.

С другой стороны, самые разные виды взаимодействий субъектов в системах «человек-человек» все более опосредствуются «оргтехникой» — от учебного процесса в средней и высшей школе до бизнес-переговоров. В настоящее время без технического и технологического опосредствования уже немыслим успех даже в сферах, где традиционно приоритет имели индивидуальность человека и его природная одаренность (спорт, наука, искусство). Постоянное обучение и тренинги профессиональных навыков (вне- и внутрикорпоративные) предполагают научное изучение их действительных результатов, а не только лишь организацию «шоу-эффектов».

Не притязая на исчерпывающее изложение предмета, признаем, что написание учебника «Современная психология труда» по плечу лишь хорошему научно-педагогическому коллективу. При написании книги автор ставил перед собой следующие задачи: подчеркнуть актуальность поиска решений данного вопроса; обозначить некоторые из устоявшихся научных парадигм, ограничивающих познание объекта данной дисциплины; отразить основные тенденции и некоторые из возможных направлений развития научной дисциплины; предложить один из возможных языков описания и освещения ее предмета.

11

Предисловие к книге — не только минимально необходимое объяснение к ее содержанию, но еще это — замечательный предлог, позволяющий автору выразить свою благодарность и признательность людям, которые так или иначе соучаствуют в его работе, в его жизни, оставляют светлый след в душе. К сожалению, часто невозможно упомянуть всех «значимых других».

Автор выражает глубокую благодарность и признательность авторитетным специалистам — рецензентам данного учебного пособия В. А. Бодрову, Е. А. Климову, С. А. Маничеву за внимание к книге и общей постановке проблемы, за замечания и пожелания, которые способствовали ее улучшению.

Автор выражает признательность профессору А. А. Деркачу и сотрудникам кафедры акмеолопш и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ за творческую атмосферу в коллективе, высокий профессионализм и доброжелательность.

Сердечную благодарность хочется высказать Е. П. Ильину, Е. А. Климову, К. М. Гуревичу, общение с которыми способствовало профессиональному становлению автора. Глубокую признательность и особую благодарность автор выражает своему доброму коллеге Л. В. Винокурову за ряд предложений, давших толчок циклу исследований, и побудившему автора вспомнить о своих возможностях и обязанностях, об уже подзабытом состоянии творческого отношения к решению масштабных задач.

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ПСИХОЛОГИЮ ТРУДА

Существует тонкий слой между тривиальностью и недоступным. Именно в этом слое и делается наука.

А. Н. Колмогоров

Название учебного пособия «Современная психология труда» ко многому обязывает. Очевидно, что актуальность дисциплины не ограничивается новыми эмпирическими данными, результатами недавних исследований, констатацией факта появления новых профессий, изменения социальной роли субъекта труда, его трудовых функций и т. и.

Очевидно, что современности научной дисциплины отвечают такие критерии, как ее высокая эвристнчность в объяснении существующих и прогнозировании новых феноменов, возможности практического использования научных знаний в современных условиях, потенциал методов и методик, богатство языков описания явлений, гибкость науки, способность к интеграции и дифференциации со смежными дисциплинами в разных областях.

Очевидно, с актуальностью сопряжена и адекватная методологическая саморефлексия науки, видение ее исторической динамики, множества контекстов, в которые «погружены» непосредственные процессы, происходящие с объектом и предметом ее исследования в системе «субъект-объект».

В данной книге автор предпринял попытку структурировать множество разноплановых аспектов развития психологии труда как научной дисциплины, опираясь на один из вариантов системного подхода — «пентабазис» В. А. Ганзена [35]. Соответственно все обсуждаемые вопросы будут рассматриваться через призму четырех основных координат:

♦ время (динамика изменения состояния системы «субъект-объект» в течение XX в.);

♦ пространство (контексты, масштабы — физическое и психологическое пространство профессиональной деятельности субъекта на конкретном рабочем месте и вне его);

Введение в современную психологию труда 1 3

♦ энергия (развитие человека как активного субъекта, сопряженное с развитием общества в целом, функциональные состояния организма и продуктивность деятельности субъекта и др.);

♦ информация (развитие научного представления о человеке как о субъекте деятельности и его роли в изменении культурного и технологического пространства жизненной активности человека. Развитие интеллектуалыюемких технологий, обусловливающих, в частности, этапы профессиональной карьеры субъекта труда, системы профессиональной подготовки и переподготовки, формы профессиональной реабилитации и многое другое).

Психология труда — одна из первых и основных психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. Почти вековая ее история и логика развития, очевидно, уже обретают самоценность. Поэтому в учебном пособии необходимо отразить не только особенности самого взаимодействия психологической науки с другими дисциплинами, развивающиеся социальной практикой, но и его динамику, основные тенденции, возможные перспективы, актуальность поиска «метаязыков» описания различных научных феноменов. Одним из таких развитых методологий и систем отношения рабочих понятий является синергетика.

По мнению Д. И. Менделеева, наука начинается с того момента, когда она начинает использовать язык математики. Как и всякую глубокую метафору, эту мысль не следует интерпретировать буквально и однопланово. Даже в точных науках соотношение разных языков описания изменялось с течением времени. Важнее, скорее, другое — признание, что и в гуманитарных науках образец, образ, метафора и т. п. являются лишь одним из возможных способов познания, сохранения, передачи научного знания. Эти способы отнюдь не исключают использование других возможностей, средств, первоначально разработанных в других дисциплинах. Поэтому также актуальной задачей современной психологии труда видится необходимость решение вопроса многообразия научных языков, способствующих более глубокому пониманию процессов, происходящих в системе «субъект-объект».

Таким образом, более глубокое понимание процессов, составляющих предмет изучения психологии труда, может быть достигнуто привлечением нового для дисциплины языка описания ее феноменов. Традиционно в психологии труда доминируют качественные критерии при анализе ее предмета, в отличие от преобладания количест-

14 Введение в современную психологию труда

венных показателей в сопряженной с ней дисциплине — инженерной психологии. Использование количественных показателей в настоящем пособии может способствовать и более адекватному восприятию качественных «переменных» труда человека и диапазонов допустимых колебаний технологических и социальных процессов, количественных характеристик границ устойчивости системы «субъект-объект».

Обращаясь к основной теме книги с позиции феноменологии, отметим, что расширяющаяся и углубляющаяся взаимосвязь психологии труда с другими научными дисциплинами расставляет новые акценты, создает новые области исследования, новые подходы и методологию. Так, на рубеже веков явно выделяется молодая интегральная дисциплина — акмеология, наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития; а также постижение человеком смысла своего существования, достижение личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни всех сущностных сил индивида и предлагающая новое видение основных процессов биологического, личностного и профессионального становления субъекта труда [46, 47, 88].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель декабря 2006 г декабрь 2007 г

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов,
  2. Бюллетень новых поступлений за март 2007 года

    Бюллетень
    В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в марте 2007 года. «Бюллетень» составлен на основе записей электронного каталога.
  3. Краткий курс по высшей математике : учеб пособие / Ред. Ю. Н. К78

    Задача
    А39 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования : учеб. пособие / Н.А. Акимова, Н.Ф. Котеленец, Н.И. Сентюрихин.
  4. 22. 1 Frieder D. Gre/gmat math Review / D. Frieder; M. A. Director

    Документ
    - USA: The Graduate Management Admission Council, 005.- 15 pp.
  5. Бюллетень новых поступлений за ноябрь 2007 года

    Бюллетень
    В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в ноябре 2007 года. «Бюллетень» составлен на основе записей электронного каталога.

Другие похожие документы..