Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотр...полностью>>
'Практикум'
Модели и методы принятия решений в анализе и аудите. Практикум – Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения специальности 7.050106 “...полностью>>
'Реферат'
Реферат (лат. reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таки...полностью>>
'Лабораторная работа'
Удельной теплоемкостью газа называется величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо сообщить единице массы газа, увеличив темпера...полностью>>

Комитет администрации Целинного района по образованию

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комитет администрации Целинного района по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верх – Марушинская основная общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОУ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

«Новая школа – школа здоровья»

(на 2011 – 2015гг.)

с.Верх - Марушка

Содержание проекта

  1. Актуальность проекта…………………………………………3

  2. Результаты диагностики………………………………………4

  3. Цель и задачи проекта…………………………………………5

  4. Описание проекта……………………………………………...4

  5. Сроки и этапы реализации проекта…………………………...7

  6. Механизм реализации проекта ……………………………….7

  7. Ожидаемые результаты реализации проекта…………………9

  8. Программа мониторинга……………………………………….15

  9. Ожидаемые риски при реализации проекта………………......16

  10. Ресурсное обеспечение и экономическое обоснование……...10

  11. Приложения……………………………………………………..20

«Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы»

Авицена

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

14 % детей практически здоровы;

50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, села, школы и отдельно взятого класса.

В условиях  происходящих в стране реформ и модернизации образования  вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Именно в школьном возрасте формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

«Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов», – отметил в своем Послании Президент России Дмитрий Медведев.

Проблемы здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, сохранение физического, психического и духовного здоровья очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. В своё время проблему состояния здоровья учащихся и влияния на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя"/ Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучающимся.

Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневности. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях перехода школы на ФГОС нового поколения.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

Обозначая цели деятельности школы по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Диагностика состояния здоровья обучающихся нашего образовательного учреждения, как и многих других, также неутешительная. Не смотря на целенаправленную работу школы в этом направлении, есть дети, здоровье которых требует корректировки.

Распределение учащихся по группам здоровья

Учебный год

основная

специальная

освобождены

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2009-10

25

44

30

52.5

2

3.5

2010-11

27

49

24

43.8

4

7.2

Поскольку дети представляют будущее страны и составляют 26% населения, необходимо сохранить генофонд нашей нации, что сделать в современных условиях непросто, потому что на здоровье детей и ухудшение его состояния влияют следующие причины:

- падение социального благополучия населения и резкое ухудшение экологической обстановки в стране;

- деградационные процессы в семейных отношениях, материальном положении;

- несбалансированность питания;

- потеря интереса к занятиям физическими упражнениями;

- увеличение доли населения, злоупотребляющей табакокурением и алкоголем;

- падение духовно-нравственных ценностей;

- увеличение объема суммарной учебной нагрузки;

- нарушение режима дня, режима питания, объема двигательной активности;

- несформированность более чем у половины учащихся элементарных гигиенических навыков.

- низкий уровень знаний всех участников образовательного процесса по вопросам ЗОЖ (здорового образа жизни)

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Сохранение, укрепление и развитие индивидуального, физического, психического, и социального здоровья участников образовательного процесса, формирование культуры здорового образа жизни, основанной на знании и понимании функциональных особенностей своего организма и умении изменить их в лучшую сторону.

Задачи проекта:

  1. Мониторинг состояния здоровья учащихся, педагогов, родителей.

  2. Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность школы, как центра здоровья.

  3. Разработка программно-методического обеспечения реализация основных направлений и видов деятельности ОУ.

  4. Разработка и реализация подпрограмм по здоровьесбережению.

5. Выработка критериев и показателей эффективности реализации проекта.

6. Обобщение и внедрение опыта работы по здоровьесбережению на уровне района.

7. Составление индивидуальных программ здоровья учащимися, педагогами, родителями.

8. Совершенствование системы воспитания и формирования здорового образа жизни.

9. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья учащихся при переходе на ФГОС.

10. Координирование совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья школьника.

11. Формирование коллектива учителей, ориентированных на применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.

12. Мотивирование всех участников образовательного процесса на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для формирования правильных взглядов на здоровье и здоровый образ жизни.

4.ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03)"здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной пищи, в которую нужно включать больше фруктов и овощей. Ведь, чем разнообразнее питание, тем больше вероятность, что в него войдут все необходимые питательные вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что вызывает преждевременное старение и риск сердечных заболеваний. Третьи не стараются удерживать вес в рекомендуемых пределах. Люди с избыточным весом более подвержены таким болезням, как сахарный диабет, гипертония, артрит и сердечные заболевания. А у людей с весом ниже нормы понижена сопротивляемость инфекциям. Четвёртые не могут справиться с повседневными стрессами. А многие укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю. Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Здоровый образ жизни (по мнению академика Амосова) включает в себя следующие основные компоненты: правильное и рациональное питание; двигательная активность; положительные эмоции; закаливание; предупреждение формирования пагубных привычек, плодотворная трудовая деятельность.

Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И.И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.

Разработка и реализация проекта «Новая школа – школа здоровья», обеспечит:

    внедрение современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

    снижение уровня заболеваемости среди детей;

    создание условий по сохранению, укреплению, формированию и саморазвитию здоровья детей и подростков в условиях перехода на ФГОС;

    формирование мотивации к сохранению здоровья, как главной ценности человека;

    повышение статуса благополучной семьи;

    повышение качества образования и имиджа школы;

    вовлечение детей, родителей и педагогов в спортивно - массовую деятельность;

    повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.

Проект разрабатывался в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая определяет задачи и основные направления (стратегию) развития общего образования в Российской Федерации до 2020 г. Ключевыми направлениями развития общего образования являются:

  • Обновление образовательных стандартов.

  • Система поддержки талантливых детей.

  • Развитие учительского потенциала.

  • Современная школьная инфраструктура.

  • Здоровье школьников.

Особое значение в национальной образовательной инициативе придается здоровью школьников, потому что качество образования и качество жизни обучающихся напрямую зависит от состояния здоровья и самочувствия детей. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в блоке здоровье поставлены следующие задачи:

  • обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов,

  • качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников, а также организация дневного сна для учащихся 1 класса, обущающихся в условиях ФГОС второго поколения;

  • новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

  • индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья школьников;

  • общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий за счет внедрения новых педагогических технологий;

  • создание исследовательских работ учащимися из НОУ «Эрудит» по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Особая роль в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определена органам государственного общественного управления.

  • Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие.

  • Разработать и внедрить…практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями.

Зная, что школа является одним из многих главных каналов в деле воспитания человека, мы понимаем, что сформировать культуру здоровья, четкую жизненную позицию, социальный интеллект в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным - развивать социальное партнерство. Социальное партнерство для нас - это сотрудничество школы, родителей обучающихся, учреждений района, организаций, учреждений дополнительного образования, различных общественных институтов и структур, местного сообщества для достижения общественно значимого результата.

Для создания здоровьесберегающей среды необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, что является одним из важных инструментов повышения качества образования.

Как писал Н.К.Смирнов: «Здоровьеформирующие образовательные технологии», - это все те психолого – педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование предстваления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».

Поэтому, создавая в школе здоровьесберегающую среду, моделируя институты демократии, мы внедряем в практику образовательной и воспитательной работы технологии проектной деятельности, коммуникативные образовательные технологии, социальные практики и инициативы, ИК-технологии.

Сохранение, укрепление, формирование, саморазвитие здоровья невозможно рассматривать только в аспекте внеурочной воспитательной работы, поэтому главный акцент в работе мы делаем на интеграцию образования и воспитания и рассматриваем школу как центр интеграции совместной воспитательной деятельности школы, семьи, общественных объединений и районного дома детского творчества.

5.ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап: стартовый (2011г.)

Задачи:

  1. Изучить состояние здоровья учащихся, педагогов, родителей.

  2. Выяснить отношение субъектов к здоровью, факторам дестабилизирующим здоровье.

  3. Создать советы здоровья в педагогическом сообществе образовательного учреждения, при органах ученического самоуправления, ГОУ и родительской общественности.

  4. Организовать взаимодействие всех советов здоровья для проведения работы по сохранению, укреплению, формированию и саморазвитию здоровья.

II этап: основной: практико-ориентированный, направленный на реализацию всех направлений деятельности (2012-2014гг.).

Задачи:

  1. Формировать мотивационно-ценностную компоненту здоровья.

  2. Формировать навыки ЗОЖ детей и взрослых.

  3. Поднять престиж школы и благополучной семьи как ценности человека и общества.

III этап: (2015г.) оценочный.

Задачи:

  1. Оценить эффективность проекта.

  2. Обобщить и внедрить передовой опыт работы по здоровьесбережению.

6.МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

№ п/п

Задачи

Направления деятельности

Результат

I этап: подготовительный (2011г.)

1.

Изучение состояния здоровья учащихся, педагогов, родителей.

Диагностика состояния здоровья.

Анализ заболеваемости учащихся и педагогов.

Составление карт здоровья

2.

Выяснение отношения субъектов к здоровью, факторам дестабилизирующим здоровье.

Мониторинг отношения родителей, детей, педагогов к ценности здоровья и ЗОЖ.

Анализ качества образования.

Мониторинг отношения родителей, детей, педагогов к деятельности школы по проблеме обучения, воспитания и здоровья.

Проведение педагогического совета для постановки проблемы и планирования дальнейшей работы по её решению.

Получение исходных данных для планирования работы.

3.

Создание советов здоровья и организация взаимодействия советов в рамках ОУ.

Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность СЗ. Планирование работы СЗ.

Положение о формировании и деятельности СЗ. План.

II этап: основной,

реализация всех направлений деятельности (2012-2014гг.).

1.

Формирование мотивационно-ценностной компоненты здоровья.

Внедрение инновационных психолого-педагогических и здоровьесберегающих технологий, введение когнитивного компонента в учебный предмет.

Образовательные программы с здоровьесберегающими модулями. Введение часа двигательной активности.

2.

Формирование направленности у учащихся, педагогов, родителей на здоровый образ жизни и развитие культуры здоровья.

Проведение текущего контроля за состоянием здоровья и коррекция плана дальнейшей работы.

Индивидуальные программы здоровья.

3.

Овладение и использование педагогами здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности

Реализация подпрограмм и проектов, в рамках которых организуется просвещение обучающихся в школе, проводятся традиционные спортивно-массовые праздники, вовлекаются дети и родители в спортивно-массовую работу и активный отдых, привлекаются специалисты к решению поставленных задач.

Традиции школы.

Проекты и образовательные программы здоровьесбережения: «Курить - здоровью вредить», «Здоровьеград», «Здоровье – образ жизни» и др.

III этап: (2015г.) оценка эффективности проекта.

Оценка эффективности проекта.

Проведение итогового контроля:

  • состояние здоровья и отношения к здоровью,

  • отношение родителей, педагогов, детей к ОУ и работе, проведенной в рамках программы,

  • вовлеченность родителей в оздоровительную работу,

  • разработка индивидуальных оздоровительных программ.

Получение контрольных данных для подведения итогов, и анализ этих данных.

Обобщение и внедрение передового опыта работы по здоровьесбережению.

Проведение семинаров, педсоветов в ОУ: оценка эффективности проекта, обмен опытом на уровне района.

Презентационные материалы, сборники материалов по реализации проекта, сборники нормативных актов.

Направления деятельности школы по сохранению и развитию здоровья

  1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.

    п/п

    Наименование содержания

    Сроки

    Ответствен­ные

    1

    Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе

    Каждое полугодие

    Зам.дир. по УВР и ВР

    фельдшер

    2

    Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся

    Сентябрь Октябрь

    Директор

    УС

    3

    Утверждение режима питания, средней стоимости питания на заседании Управляющего совета школы

    Сентябрь

    Директор

    УС

  2. Создание комплекса управленческих условий, включающих органи­зационно - содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, кон­трольно-диагностические, регулятивно-коррекционные.

    № п/п

    Наименование содержания

    Сроки

    Ответствен­ные

    1

    Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (утренняя зарядка, физкультминутки)

    Ежедневно

    Учителя-предметники

    2

    Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)

    Ежедневно

    Учителя-предметники

    3

    Составление расписания уроков согласованного с Роспотребнадзором.

    предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся

    Начало учебного года

    (август

    Зам.дир. по УВР

    4

    Составление расписания второй половины дня (кружки, секции)

    Сентябрь

    Зам.дир. по ВР

    5

    Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья

    Один раз в полугодие

    Директор. Зам. дир. по УВР, ВР,

    фельдшер

    6

    Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

    Один раз в год

    фельдшер

    7

    Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся

    Два раза в год

    Зам.дир. по ВР

    8

    Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья

    Два раза в год

    Директор

    9

    Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей детей»

    Один раз в год

    Зам.дир. по УВР. ВР

    10

    Формирование программ мониторинга, направленных на изучение реализации принципов диалогизации, проблематизации, индивидуализации, персонификации.

    В течение года

    Зам.дир. по УВР, ВР

  3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

    № п/п

    Наименование содержания

    Сроки

    Ответствен­ные

    1

    Оборудование спортзала

    В теч. года

    Директор

    2

    Оборудование спортивной площадки во дворе школы

    В теч. года

    Директор

    3

    Оборудование кабинетов школы

    В теч. года

    Директор

    4

    Обеспечение учебно-методической литературой

    В теч. года

    Директор. Библиоте­карь

    5

    Приобретение ТСО

    В теч. года

    Директор

    6

    Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей

    В теч. года

    Директор

    фельдшер

  4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обес­печения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответствен­ные

1

Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья

В течение года

Директор. Зам.дир по УВР, ВР

2

С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: > организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; > анализ способов и форм доведения информации до родителей; > анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; > коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психо­физического здоровья

В течение года

Директор. Зам.дир. по УВР, Вр



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения (2)

    Образовательная программа
    Данный документ разработан педагогическим коллективом Грищенко Е. Г. - зам директора по УВР, Пенчук Т. С. – зам директора по ВР, учителями начальных классов: Кашабо Е.
  2. Об утверждении регламента использования системы «Сетевой край. Образование» и распределении функциональных обязанностей сотрудников оу

    Регламент
    В рамках реализации проекта «Сетевой край. Образование» и на основании приказа № 42 комитета администрации Целинного района по образованию приказываю:
  3. Публичный доклад об итогах работы системы образования Шелаболихинского района в 2010-2011 учебном году

    Доклад
    Хорошо понимая, что в XXI веке инвестиции в человеческий капитал становятся первостепенным рычагом экономического роста, а образование - единственным универсальным ресурсом его развития, Администрация Шелаболихинского района, комитет
  4. План подготовки и проведения мероприятий, посвященных 80-летию В. М. Шукшина

    Документ
    Организовать проведение тематических дней, посвященных творчеству В.М. Шукшина, в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием и в ДОЛ «Восток»
  5. Болотина Ольга Александровна учитель истории моу «Гришенская средняя общеобразовательная школа» с. Гришенское 2011 г рабочая программа

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой общеобразовательных учреждений 11 класса (С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т.

Другие похожие документы..