Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
При оценке воззрении софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Из их сочинений практически ничего не сохранилось, а изучение при помощи не...полностью>>
'Документ'
Сегодня мне предстоит выступить с очередным сеансом моих "Психологических опытов". Мне предстоит выйти в зал, где сидит почти тысяча человек...полностью>>
'Документ'
Автор статьи: Дмитрий Александрович ЛЫТОВ Психолог и переводчик из Санкт-Петербурга, редактор "Соционической газеты". Автор серии публикаци...полностью>>
'Библиографический указатель'
Предлагаемый вашему вниманию библиографический указатель –уместивший в небольшом издании имеющуюся в нашей библиотеке литературу о Псковской земле, е...полностью>>

Скибицкая Людмила Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской литературы хрестоматия по славянской мифологии > учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Автор-составитель

Скибицкая Людмила Васильевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской литературы

2. ХРЕСТОМАТИЯ ПО СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

3. Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности «Русская филология»

4. Электронное издание, рассчитанное на использование в качестве сетевого ресурса. 

5. Тип информации – текст. 

6. Целевое предназначение – систематизация теоретических сведений, усвоение практических навыков работы с научными историко-археологическими и фольклорно-мифологическими источниками. 

7. Выходные данные

  • Брест, 2010

  • Учреждение образования  «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

  • Брест, ул. Мицкевича 28 (филологический факультет)

  • тел.: м. +375 29 6847933 (Welcome)

  • e-mail :  histruslit@brsu.brest.by кафедра теории и истории русской литературы) / silvax@tut.by (Скибицкая Л.В.)

  • объем  – 2,37 Мб

8. Минимальные системные  требования

ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 95 или выше ; 640х480 ; мышь. Загл. с экрана.

 

9. УДК 82-343 (075), ББК   82.3(0), С 42

10. Библиографическое описание

Хрестоматия по славянской мифологии: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Л.В. Скибицкая. – Брест : УО «БрГУ им. А.С.Пушкина», 2010. –  343 с. 

АННОТАЦИЯ

Учебно-методическое издание «Хрестоматия по славянской мифологии» является составной частью учебно-методического комплекса по курсу «Славянская мифология». В издании предложен разнообразный фактический материал (фольклорный, этнографический, историко-культурный), который может быть использован при изучении дисциплины «Славянская мифология» в вузе. Собранные тексты охватывают все важнейшие разделы славянской мифологической системы и позволяют сформировать целостное представление о мифологическом мышлении предков. Актуальность хрестоматии обусловлена отсутствием подобных изданий в вузе.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

9

Историко-культурные, летописные, археологические источники о славянах, их обычаях и верованиях

12

«Повесть временных лет» о происхождении, расселении и обычаях славян

12

Прокопий о славянах и антах

15

«Стратегикон» об обычаях славян

16

Ибн-Фадлан о русах на Волге

17

Н.М. Карамзин. О физическом и нравственном характере древних славян

18

А.И. Мартынов. Проблемы этногенеза и культурогенеза славян

25

Восточнославянские племена во времена великого переселения народов

29

Л. Нидерле. Славянские древности

30

Славянские мифологические традиции

107

А.Н. Афанасьев. Происхождение мифа, метод и средства его изучения

107

В.В. Иванов, В.Н. Топоров. Славянская мифология

108

Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян

117

А.А. Шамак. Фарміраванне міфалогіі беларусаў

124

Л. Гарошка. Беларускі язычніцкі пантэон

126

Митрополит Iларіон. Дохристиянські вірування українського народу

132

Г. Скрипник, О. Курочкін. Народні вірування, демонологія, космогонія

143

A. Brückner. Zarys istotnego olimpu polskiego / А. Брюкнер. Очерк действительного польского пантеона

153

Фольклорные источники славянской мифологии (предания, былички, бывальщины, легенды, сказки)

158

Славянская космогония

158

1. Адкуль свет пайшоў

2. Адкуль свет пайшоў

О миротворении

2. [О миротворении]

1. [О сотворении земли]

2. [О сотворении земли]

Калі свет толькі зачынаўся

Рабіў Белбог Зямлю

[О ржаном колосе]

Жизнь человека

Пра чалавека

Пра волатаў

Пра асілкаў

О дивьих людях

[О происхождении человека]

[О происхождении женщины]

Чаму мы не ведаем, калі памрэм

Адкуль пайшлі беларусы

Правда и кривда

1. [О Доле и Недоле]

2. [О Доле и Недоле]

3. [О Доле и Недоле]

[Злыдни]

Пра паходжанне ракі Віліі

Ад чаго Днепр звілісты

Як нарадзіліся Нёман і Лоша

Пряничная гора

Волга и Кама

Вазуза и Волга

Шат и Дон

О реке Ужице

[Паходжанне агню]

1. [О громе и молнии]

2. [О громе и молнии]

[Пра гром і маланку]

Чаго Пярун

[Пярун і Змей]

Весялуха

Тучевики

Сонце, мороз і вітер

Як квітень до березня в гості їздив

Как март с маем поссорился

Макаш

[О Пятнице]

Иван Купала у малороссиян

1. [О праздновании Купала]

2. [О праздновании Купала]

Ноч на Iвана Купалу

[Об оскорблении воды]

[О святом источнике]

[О священном дубе]

[«Исколена»]

[О мести камней]

[Бога блюда]

Каменныя валы

[Почему камни не растут]

Камене

[О происхождении камней]

Как человек стал кротом

Зязюльчыны слёзы

[Как появился удод]

[О происхождении аиста]

Адкуль каза

[О соловье и кукушке]

[О кукушке]

[О птице Купин]

[О пчелах]

Пчала

[О папоротнике]

Цветок папоротника

Про Иванов цвет

Папараць-кветка

Иван-да-Марья

[Как появился осот?]

[О васильке и крапиве]

[О брате и сестре]

[Почему черт подстрекает людей пить водку?]

«Иной» мир в славянских поверьях

188

1. [О Смерти]

2. [О Смерти]

3. [О Смерти]

4. [О Смерти]

[О том, умерший отец пришел на свадьбу сына]

[О священных липах]

[Филипп и Арина]

1. [Путешествие души во сне]

2. [Путешествие души во сне]

[Огненная река]

Пекла

1. [О хождении души по мукам]

2. [О хождении души по мукам]

[Где находится тот свет]

[Вырай]

[Счастливая смерть]

[Как за дедом гонцы приходили]

[Змеиный ирий]

[Как богач попал в рай]

[О блуднице и нищенке]

[Как хоронили]

[Просьба умершей дочери]

[Чаму маці перастала плакаць па дачцэ]

[Как один человек помог девочке]

[Почему нужно справлять поминки]

[Как поминать умерших]

[Почему покойники снятся]

[Как увидеть души]

[О черте-слуге]

[Нечистый]

[Страх]

[Свадьба чертей]

[Как повитуха у черта детей принимала]

[Лапти для черта]

У лазе

1. [О кладах]

2. [О кладах]

Клад руками мертвеца

[Как найти клады]

[Денежная горка]

Як скарб з-пад пліты паказаўся

[Пра слабодскі скарб]

Клад-вобрацень

Скарб даецца пэўнаму чалавеку

Пра закляты скарб

Существа «иного» мира (люди-полудемоны, «заложные покойники»)

202

[Самоубийца Григорий]

[«Задавлящая Пашка»]

[О проклятом сыне]

Проклятье

[Черт на утопленниках катается]

[Как забрать воду у утопленника]

[Упырь]

[О колдунах]

[Плохой старик]

[Смерть колдуна]

Смерць чараўніка

[Колдун превратился в коня]

Чаровник Игнатий

Ведьма Настасья

Теща-колдунья

[О ведьмах]

[Ведьма крадет молоко]

[Заломы]

[Свекровь-колдунья]

[Ведьма наводит порчу]

[Случай с солдатом]

1. [Как узнать ведьму]

2. [Как узнать ведьму]

[Ведзьма-жаба]

Ведьминский шабаш

Беру, да не все

Как ведьмы конюху отомстили

[Пра бабку-чараўніцу]

[Жених-мертвец]

Жених с того света

1. [О знахарях]

2. [О знахарях]

3. [О знахарях]

4. [О знахарях]

[Як чараўнік абярнуў вясельны паязд у ваўкоў]

[О волколаках]

[Муж-волколак]

[О сыне-волколаке]

[Як чалавек жыў ваўкалакам]

[Вядзьмак-ваўкалак]

1. [О русалках]

2. [О русалках]

3. [О русалках]

4. [О русалках]

5. [О русалках]

6. [О русалках]

[Русалки гуляют по житу]

[Благодарность русалки]

1. [Встреча с русалкой]

2. [Встреча с русалкой]

3. [Встреча с русалкой]

[Люди тонут, где есть русалка]

[Озеро русалок]

[На гранай нядзелі]

[Русалкі цераз мяжу не могуць перайці]

Русалчын востраў

[Пра русалак і лоймаў]

[Лойма]

[Начніцы]

1. [Шуликуны]

2. [Шуликуны]

3. [Шуликуны]

[Проклятые дети]

[Женитьба на проклятой]

Кадук

Пошасць і паморак

Духи рода и хозяйственных построек

228

[О домовом]

[Как показывается домовой]

[Как увидеть домового]

[Дамавы ездзіць на конях]

[О разрешении домового на покупку коровы]

[Домовой предсказывает смерть]

[Домовой стережет хозяйство]

Хут

Хатніца

[Домовой предсказывает будущее]

[Домовой не любит ругани]

[Гнев домового]

[Доможириха]

[Видеть домового – к счастью]

[Домовой невзлюбил]

[Домовой прогнал]

[«Чуды»]

[Два ужа]

[Гнев домового ужа]

1. [О ласочке]

2. [О ласочке]

Потанька

[«Банннк задавит»]

[Банник рассердился]

[Банник «безобразит»]

[Баня не на том месте]

Баннік

[Банница]

[Обдериха]

[Овинник и Банник]

[Гуменник и упырь]

Гуменнік

Гуменніха

[Рижник и рижница]

[О кикиморе]

[«Куколка»]

[Как прогнали кикимору]

[«Три чуда»]

[Неспокойный дом]

[Проделки кикиморы]

[«Девка в доме ходила»]

Духи природных пространств

245

Відзімыя і нявідзімыя

[О лешем]

[Тропа лешего]

1. [Как выглядит леший]

2. [Как выглядит леший]

[Встреча с лешим]

[Леший-вихорь]

1. [Леший водит]

2. [Леший водит]

3. [Леший водит]

[«Завели на утес»]

[Как прогнать лешего]

[Договор пастухов с лешим]

[Леший наказал]

[«Бабка рассказывала…»]

[В Ильин день]

[Проклятие мачехи]

[Мать рассердилась на сына]

[Проклятый родителями]

[Дар лешего]

[Лясун]

Лясун і жанчына

Дабрахот (Лесавік)

[Водяной и Леший]

[О водяном]

[В Ильин день]

[Как мельник обманул Водяного]

[Как уйти от водяного]

1. [Как выглядит водяной]

2. [Как выглядит водяной]

3. [Как выглядит водяной]

4. [Как выглядит водяной]

[Как прогоняли водяного]

[Просьба Водяного]

[Водяной людей топит]

[Корова из стада Водяного]

Водяной выдал дочь замуж

[Межник]

[Полевой хозяин]

Хатніца і Паляха

1. [О полуднице]

2. [О полуднице]

3. [О полуднице]

[Полудница людей косила]

Мифологические песни

261

Солнце и Мария

Солнце и юнак состязаются

Бранко-юнак и лютая змея

Змей-жених

Мифологические былины

276

Волх Всеславьевич

Добрыня Никитич и Маринка

Михайло Потык

Дунай Иванович

Духовные песни и стихи

294

Голубиная книга

«Велесова книга» в современной науке и культуре

299

Велесова книга (текст, в сокращении)

Комментарии к «Велесовой книге»

314

О.В. Творогов. К спорам о «Влесовой книге»

318

В.И. Буганов, Л.П. Жуковская, Б.А. Рыбаков. Мнимая «древнейшая летопись»

331

Д.М. Дудко. Скрижали славянских язычников

337

Именной указатель

339

Список использованных источников

342

Предисловие

Славянская мифология является одним из приоритетных направлений современной науки, филологической в том числе. Интерес к культурному наследию прошлого свойствен и обычным читателям, стремящимся на пороге нового порубежья познать свои истоки.

В то же время активизация научного и читательского интереса к мифологии обусловила довольно противоречивую ситуацию: в освоении мифологического материала сосуществуют как научные версии, так и гипотезы околонаучного характера.

Преподавание студентам дисциплины «Славянская мифология» сопряжено с определенными трудностями, основная среди которых – отсутствие изданий учебно-методического характера, кроме разработанных нами методических рекомендаций (Практические занятия по курсу «Славянская мифология»: метод. реком. / сост. Л.В. Скибицкая. – Брест : Изд-во УО «БрГУ имени А.С. Пушкина, 2004. – 15 с.). Насущной представляется задача дополнения названного издания хрестоматией по дисциплине, поскольку источники по курсу носят раздробленный, фрагментарный характер и нуждаются в систематизации.

В хрестоматии мы попытались представить основные направления современной науки о славянской мифологии прежде всего в отношении ее «предмета». Поскольку подлинных записей славянских мифов практически не существует, мы сосредоточились на т.н. «вторичных» источниках – историко-культурных документах, археологических и исторических трудах, фольклорных текстах, на основании которых ученые реконструируют сведения по славянской мифологии.

Издание состоит из нескольких разделов. В первом представлены важнейшие историко-культурные, летописные, археологические источники по истории славянского этноса: от первых упоминаний о славянах (византийские историки (Прокопий)) до современных историко-археологических данных о предках (А.И. Мартынов). Важнейшим славянским источником подобного рода является «Повесть временных лет», краткие фрагменты которой приведены в хрестоматии. В качестве историко-культурной параллели представлены (в сокращении) отрывки из «неславянских» источников (сочинение Ибн-Фадлана, «Стратегикон»). Осмысление проблемы истории славянства, на наш взгляд, было бы неполным без привлечения «аргументов» русского историка, историографа Н.М. Карамзина, изложенных им в многотомном труде «История государства Российского». Такую же функцию выполняют процитированные в хрестоматии фрагменты из фундаметального исследования «Славянские древности» Л. Нидерле, чешского археолога, этнографа, историка-слависта.

Во втором разделе хрестоматии содержатся материалы научных исследований по славянской мифологии и некоторым ее традициям. Фрагмент из книги А.Н. Афанасьева играет роль «целевой» установки для студентов при работе с фольклорными источниками, так как ученый еще в ХIХ веке мотивировал обращение к устному народному творчеству как один из важнейших путей изучения славянского мифологическгого наследия.

Приведенные далее материалы во многом взаимодополняют друг друга. Так, в статье лингвистов-структуралистов В.В. Иванова и
В.Н. Топорова
предлагается системный взгляд на славянскую мифологию, реконструируются ее сущностные элементы, а выводы, к которым приходит известный ученый-славист Б.А. Рыбаков, во многом «корректируют» научную «картину» славянской мифологии, отраженную в работах вышеназванных ученых – прежде всего в отношении славянского пантеона, а также периодизации славянского язычества в целом.

Фрагменты работ по белорусской (А.А. Шамака, Л. Гарошкі) и украинской (Митрополита Iларіона, Г. Скрипник и О. Курочкіна) мифологическим традициям приводятся на языках оригиналов. Труды этих ученых составляют своеобразные «параллели» в синхронно-диахронном аспектах: Л. Гарошка и Митрополит Илларион – известные церковные деятели и ученые старшего поколения, в то время как А. Шамак и
Г. Скрипник и А. Курочкин принадлежат к новому поколению исследователей. Отрывки из книги польского слависта А. Брюкнера приводятся в переводе ассистента кафедры классической и современной зарубежной филологии Е. Архиповой.

Третий раздел хрестоматии включает фольклорные тексты, хранящие остатки древнего языческого знания. Небольшие по объему произведения (предания, бывальщины, сказки и легенды) цитируются по разным источникам (фольклорным сборникам, хрестоматиям), о чем свидетельствуют текстовые сноски. Отдельную группу составляют мифологические былины, мифологические песни и знаменитая «Голубиная книга», поскольку в них актуализируется, как правило, одна из граней славянского язычества, в то время как произведения устной народной прозы представляют собой картину (хотя и мозаичную) славянских верований и представлений в целом. В этом разделе выделяется несколько подразделов: «Славянская космогония», «Иной мир» в славянских поверьях», «Существа «иного мира», «Духи рода и хозяйственных построек», «Духи природных пространств», «Мифологические песни», «Мифологические былины», «Духовные песни и стихи («Голубиная книга»)».

Подобная структура во многом «продиктована» спецификой фольклорного материала. Некоторые устнопоэтические тексты приводятся в вариантах, что не противоречит фольклорной традиции. Более того, по возможности мы стремились к тому, чтобы варианты иллюстрировали славянские традиции (например, Домовой у русских и белорусов, польская сказка о ссоре Марта и Мая и украинская – «Як квітень до березня в гості ïздив» и т.п.).

В четвертом разделе, посвященном знаменитой «Велесовой книге», приводятся в сокращении текст «Велесовой книги», комментарий к ней, а также наиболее значимые статьи ученых-филологов по проблеме подлинности этой книги.

Завершает хрестоматию «Именной указатель» и «Список использованных источников».

Настоящее издание является второй частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Славянская мифология».

В ходе работы с материалами хрестоматии студентами должны быть решены следующие задачи:

  • сформировать представление о славянском этносе, системе языческих представлений славян;

  • изучить основные мифологические традиции (русскую, белорусскую, украинскую, частично польскую) в контексте общеславянского язычества;

  • освоить порядок работы с «вторичными» источниками по дисциплине «Славянская мифология»;

  • выработать навыки филологического анализа фольклорного текста с целью выявления в нем древнейших культурно-исторических напластований;

  • изучить точки зрения ученых по проблеме «Велесовой книги», осмыслить причины полемики об этом издании.

Хрестоматия составлена в соответствии с требованиями типовой учебной программы «Славянская мифология» (на бел. яз.) УМО по гуманитарному образованию ТД-ДГ.006/тип., утв. 11.03.2005 г. для специальности 1-21 05 02 Русская филология.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ, ЛЕТОПИСНЫЕ, АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНАХ, ИХ ОБЫЧАЯХ И ВЕРОВАНИЯХ

«Повесть временных лет»

О ПРОИСХОЖДЕНИИ, РАССЕЛЕНИИ И ОБЫЧАЯХ СЛАВЯН

(Цит. по: Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. ХI – начало ХII века / вступит. ст. Д.С. Лихачева. – М. : Худож. лит., 1978. – 413 с.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2008 год (6)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.

Другие похожие документы..