Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Министерство культуры и национальной политики Республики Коми, Финно-угорский культурный центр Республики Коми, КРГУП "Комиинформ", Коми ре...полностью>>
'Документ'
2578 г. «В лета 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великог...полностью>>
'Документ'
О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию з...полностью>>
'Документ'
Казакам, сохранившим нейтралитет и даже многим из тех, кто поддержал красных, очень скоро пришлось пожалеть об этом. Казачьи Войска были объявлены уп...полностью>>

Татьяна тимофеевна подолинная (5)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТАТЬЯНА ТИМОФЕЕВНА ПОДОЛИННАЯ,

методист по русскому языку и литературе

кафедры методики преподавания языков и литературы

ИППО КГПУ им. Б.Д.Гринченко

О преподавании русского языка и литературы

в 2007-2008 учебном году

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование «компетентностей».

Данный подход определяет новые аспекты лингводидактики: освоение учащимися языка и текстов, на нём созданных, как феномен культуры; усвоение национально-культурной специфики языковых единиц; овладение русским речевым этикетом и нормами речевого общения.

Всё это легло в основу создания новых программ и учебников по русскому языку.

По конкретному наполнению содержательных линий разработаны языковые курсы трёх уровней, различающиеся соотношением языковой теории и речевой практики. Учащиеся 5-7-х классов школ с русским языком обучения (1 уровень) продолжают обучаться по Програмі для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання/ Н.Г.Озерова, Г.О.Михайловська, Л.В.Давидюк, В.І.Стативка, К.І.Бикова. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.

Данной программе соответствуют учебники:

Русский язык, 5 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Снитко Е.С. – К:. Зодиак-ЭКО, 2005.

Русский язык, 5 класс. Михайловская Г.А, Пашковская Н.А., Корсаков В.А., Барабашова О.В. – К:. Освіта, 2005.

Русский язык, 6 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И. – К:. Педагогічна преса, 2006.

Русский язык, 6 класс. Михайловская Г.А, Пашковская Н.А., Корсаков В.А., Барабашова О.В. – К:. Освіта, 2006.

Русский язык, 7 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И. – К:. Зодіак Еко, 2007.

Русский язык, 7 класс. Михайловская Г.А, Пашковская Н.А., Корсаков В.А., Барабашова О.В. – К:. Освіта, 2007.

Русский язык, 7 класс. Малыхина Е.В. – К:. Генеза, 2007.

Теоретический материал, упражнения и задания данных учебников позволяют заложить основы для формирования речевых умений и навыков, а также навыков грамотного письма, осмыслить язык как сложную, многоуровневую систему, построенную по определённым законам. Введена рубрика «Подготовьтесь к тематической аттестации». Реализованы современные подходы к оформлению учебников.

Учащиеся 8-11 классов продолжают обучение по программам 2001 года «Программы для средних общеобразовательных школ с русским языком обучения. Русский язык 5-11 классы.» //Русская словесность в школах Украины, 2001. - № 4 или Русская словесность в школах Украины, 2003, - №1

Преподавание русского языка в 7-9-х классах будет осуществляться на основе действующих учебников под общей редакцией Е.П. Голобородько. В 10-11-х классах – авторов Н.А. Пашковской, В.А. Корсакова, К., 2001 и учебного пособия Л.В. Вознюк. Синтаксис 10-11 классы - К.: Освита, 2001.

В среднем звене на первый план выходит овладение грамматикой и её стилистическими ресурсами, а также совершенствуются основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

В старшем звене важнейшей задачей становится обобщение знаний о системе языка, о нормах речи, формирование индивидуального стиля учащегося, его коммуникативной компетенции.

Поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста.

Это умения:

  • понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нем);

  • определять тему текста, позицию автора;

  • формулировать основную мысль своего высказывания;

  • развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

В качестве текстов, используемых на занятиях по русскому языку, можно порекомендовать фрагменты литературно-критических статей. Форма работы с этими текстами должна варьироваться: конспект, работа по карточкам, диктант, изложение, ответ на предложенный вопрос. Таким образом, ученик обращается к одному и тому же тексту дважды: один раз на уроке литературы и второй раз на уроке русского языка, анализирует его орфографические и пунктуационные особенности, авторскую позицию, обосновывает свою точку зрения по высказанной проблеме.

В связи с переходом на профильное обучение подготовлена Программа «Русский язык для 10-11 классов филологического профиля общеобразовательных учебных заведений» (автор З.П. Барабанщикова) // Русская словесность в школах Украины, 2003, № 6.

Профильная подготовка обеспечивается не только наличием в курсе углубленных теоретических сведений о языке, но и усилением практической части: включением новых видов работ (корректура, редактирование предложенных текстов, репортаж, интервью, подготовка материалов к выпуску газет, составление библиографии к собственной исследовательской работе и т.д.).

Преподавание русского языка в 5-7 классах школ с украинским языком обучения будет осуществляться по двум программам: Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання/ Н.Ф.Баландіна, К.В.Дегтярьова, С.О.Лебеденко. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.

Курс второго уровня предназначен для тех, кто изучал русский язык в начальной школе.

Данному курсу соответствуют следующие учебники:

Русский язык, 5 класс. Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. – К.: Знания Украины, 2005.

Русский язык, 5 класс. Гудзик И.Ф., Корсаков В.А., Пашковская Н.А. – К:. Освіта, 2005.

Русский язык, 6 класс. Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. - К.: Знания Украины, 2006.

Русский язык, 6 класс. Гудзик И.Ф., Корсаков В.А., Пашковская Н.А. – К:. Освіта, 2006.

Русский язык, 7 класс. Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. - К.: Знания Украины, 2007.

Русский язык, 7 класс. Пашковская Н.А., Михаловская А.А., Распопова С.А. – К:. Освіта, 2007.

Цель курса – дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения, грамотного письма, необходимых для успешной индивидуальной и социальной деятельности, а также для понимания диалога русской и украинской культур.

На этом этапе необходимо обучать учащихся точно и полно передавать содержание текста, последовательность фактов и микротем, воссоздавать особенности языка и стиля текста, уметь определять его тему, идею, композицию, создавать на основе исходного текста собственное речевое высказывание.

Предлагаем вашему вниманию один из вариантов контрольной работы по русскому языку для учащихся 8-го класса.

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

В Киеве на выставке шел парад детей с собаками. Вдруг люди на трибунах встали и зааплодировали малышу замыка..щему шествие. Ведя за веревочку деревя..ую собач..нку на колесиках, он гордо вышагивал наравне со всеми. И никто не упрекнул его, что не с настоящей собакой на парад вышел, никто не подсмеивался. Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде. Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку (не) бросит ни палку ни камень в бе..домного пса не сломает ветку дерева и наверняка уступит место в автобусе или в метро пож..лому человеку. Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.

А знаете ли вы ребята что летчик Молоков – один из героев челюскинской эпопеи – сделал дополнительный рейс, чтобы вывезти собак? Международное общество защиты ж..вотных поз..нее наградило ле..чика з..лотой медалью, отметив тем самым его благородный поступок.

2. Укажите основную мысль текста:

а) парад детей с собаками;

б) доброту надо в себе воспитывать с детства;

в) благородный поступок.

3. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу основную мысль прочитанного текста

4. Поставьте в наречиях ударение:

а) пиши красивее б) вытри дочиста

в) черпая воду г) наелся досыта

д) шли по двое е) взглянуть мельком

5. Составьте предложения с данными парами слов:

а) ввысь – в высь;

б) сначала – с начала

6. Укажите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:

а) (не) написав ответа;

б) (не) скошенное поле;

в) (не) менее двух метров;

г) поступил (не) по-товарищески;

д) сочинение (не) проверено;

е) еще (не) замерзшая река

Тем, кто изучает русский язык с 5 класса (3 уровень), соответствует Программа для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. Русский язык. 5-12 классы./ И.Ф.Гудзик, В.А.Корсаков. Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2006.

Если в 5 классе основное внимание уделено фонетике, лексике, начальному обучению письму и грамматике, то в 6-7 классах впервые вводятся теоретические сведения по диалогической и монологической речи. Грамматический материал подается на основе линейно-ступенчатого принципа, то есть в 6-7 классах дается общее представление о синтаксисе, частях речи с последующим нарастанием в 8-9 классах теоретических сведений по изучаемым языковым единицам и формированием умений пользоваться языком как средством общения.

Учащиеся должны уметь:

  • определять слабую и сильную позицию в слове;

  • находить корень в слове;

  • распознавать части речи;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • слышать интонационные особенности текста;

  • владеть различными приемами работы с текстом: определять тему и основную мысль текста, выделять микротемы, составлять план, создавать собственное речевое высказывание как в устной, так и в письменной форме.

В связи с этим на первый план выходит работа над понятием «ключевые слова». По утверждению психолингвистов набор ключевых слов дает представление о целостности текста: сообщает основную тему, имена действующих лиц, конкретную ситуацию.

Этой программе соответствуют учебники:

Ґудзик І.П. та ін. Російська мова: Підруч. для 5 кл. загальноосвіт. навч. закл. з укр. мовою навч.: перший рік навч. – К.: Освіта, 2005.

Ґудзик І.П. та ін. Російська мова: Підруч. для 6 кл. загальноосвіт. навч. закл. з укр. мовою навч.: другий рік навч. – К.: Освіта, 2006.

Ґудзик І.П.,Корсаков В.О., Сакович О.К. Російська мова: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. з укр. мовою навч.: другий рік навч. – К.: Освіта, 2007.

Учащиеся школ с украинским языком обучения 8-9 классов (курс 3/2 – 9) обучаются по программам «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Пашковской Н.А.// Русская словесность в школах Украины, 2001. - №4. Данный курс не ставит целью формирование у учащихся полной системы знаний о русском языке, умений осуществлять различные виды лингвистического анализа. Элементы языковой теории, включенные в программу, служат расширению представлений о системе языка, но используются не столько для языкового анализа, сколько для организации регулярной работы по совершенствованию произносительных, лексических, грамматических навыков учащихся.

Под эту программу подготовлены учебники:

«Русский язык» - 8 класс (авторы – Н.А.Пашковская, С.А.Распопова, Г.А.Михайловская), - К.: «Освіта», 2006,

«Русский язык» - 9 класс (авторы – Н.А.Пашковская, С.А.Распопова, Г.А.Михайловская), - К.: «Освіта», 2006,

Для тех, кто избирает факультативный курс, предлагаются программы

Л.В. Давидюк Русский язык. (5-9 классы) Факультативный курс. -Харьков: Торсинг, 2005.

Л.В. Давидюк Русский язык. (5-11 классы) Факультативный курс. - К:. Майстер-клас, 2006.

В 2007-2008 учебном году преподавание интегрированного курса «Литература» (русская и зарубежная) в 5-7 классах будет осуществляться по программе Сімакова Л.А., Снєгірьова В.В. Література (російська та зарубіжна). Інтегрований курс: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям русской и зарубежной литературы.

Данной программе соответствуют новые учебники для 5-7 классов:

Волощук Е.В. Литература: Учебник для 5-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения. – К.: Генеза, 2005.

Литература: Учебник для 5-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения./ Исаева Е.О., Сафарян С.И. – К.: Навч.книга, 2005.

Волощук Е.В. Литература: Учебник для 6-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения. – К.: Генеза, 2006.

Литература: Учебник для 6-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения./ Исаева Е.О., Сафарян С.И. – К.: Навч.книга, 2006.

Симакова Л.А. Интегрированный курс «Литература». 6 кл.- К.: Вежа, 2006.

Симакова Л.А. Интегрированный курс «Литература». 7 кл.- К.: Вежа, 2007.

Волощук Е.В. Интегрированный курс «Литература». 7 кл. – К.: Генеза, 2007.

Звиняцковский В.Я., Филенко О.М. Интегрированный курс «Литература». 7 кл. – К.: Освита, 2007.

Учащиеся 8-11 классов продолжают работать по программе Симаковой Л.А. «Литература» (5-11 классы). - К.: Школьный мир, 2001 и ныне действующим учебникам.

Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспекта анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений, сведений по теории и истории литературы:

5 – класс – художественный образ в литературе;

6 – класс – образ человека в литературном произведении;

7 – класс – сюжет как метафора жизни;

8 – класс – художественный мир; направления; литературные жанры;

9 – класс – художественный мир; направления; композиция;

10 – класс – литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте;

11 – класс – литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения.

Предлагаем вашему вниманию примерное планирование уроков

русского языка для 7 класса школ с русским языком обучения

на 2007-2008 учебный год

(2 ч в неделю)

В.О.Корсаков

научный сотрудник

Института педагогики АПН Укриины

I семестр

Урок 1. О месте русского языка среди славянских языков. Чтение, пересказ текста.

Урок 2. Виды общения (вербальное / невербальное; контактное / дистантное; межличностное, групповое, массовое; официальное / неофициальное). Говорение: составление устного пересказа с опорой на вспомогательный материал.

Урок 3. Повторение изученного ранее. Простое и сложное предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Чтение: представление описанных картин. Письмо: составление высказывания на заданную тему.

Урок 4. Повторение изученного ранее. Части речи (самостоятельные и служебные). Способы образования слов. Говорение: составление диалога по данному началу; высказывания на заданную тему.

Урок 5. Устное сочинение-рассуждение по самостоятельно составленному простому плану.

Урок 6. Лексическое богатство русского языка. Тематические группы слов. Письмо (изложение с элементами сочинения).

Урок 7. Исконно русские слова. Письмо: изложение с элементами сочинения.

Урок 8. Заимствованные слова. Слушание: представление описанных картин.

Урок 9. Контрольная работа: выполнение тестовых заданий по языковым темам). Отработка умений, связанных с изученными лексическими темами.

Урок 10. Устаревшие слова. Выразительное чтение.

Урок 11. Неологизмы. Слушание: определение структуры текста. Говорение: разыгрывание диалога.

Урок 12. Выборочное устное изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека.

Урок 13. Глагол как часть речи. Не с глаголами. Чтение: представление в воображении описанных картин.

Урок 14. Неопределенная форма глагола. Буква ь на конце глаголов неопределенной формы. Несовершенный и совершенный вид глагола. Письмо: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 15. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Слушание: определение темы текста.

Урок 16. Контрольная работа: 1) слушание незнакомого текста, ответы на вопросы; 2) выполнение тестовых заданий по языковым темам.

Урок 17. Изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека. Чтение: нахождение указанной части текста.

Урок 18. Повторение пройденного материала.

Урок 19. Время глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов в прошедшем времени. Письмо: составление высказывания на заданную тему.

Урок 20. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени. Буква ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Чтение: определение структурной части текста.

Урок 21. Заголовок и его роль в тексте. Связь между предложениями в тексте. Чтение: представление в воображении описанных картин.

Урок 22. Глаголы I и ІІ спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Выразительное чтение.

Урок 23. Контрольная работа: чтение молча незнакомого текста, выполнение задания по проверке понимания. Чтение, обсуждение прочитанного.

Урок 24. Описание внешности человека по личным наблюдениям.

Урок 25. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. Говорение: составление диалога по предложенной ситуации.

Урок 26. Условное наклонение глагола. Чтение: нахождение в тексте ответа на поставленный вопрос.

Урок 27. Повелительное наклонение глагола. Буква ь в глаголах повелительного наклонения. Говорение: составление диалога по данному началу.

Урок 28. Контрольная работа: написание изложения.

Урок 29. Безличные глаголы. Чтение: представление описанных в тексте картин.

Урок 30. Способы образования глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Письмо: составление высказывания по прочитанному тексту и рисунку.

Урок 31. Контрольная работа: 1) написание слухового диктанта; 2) выполнение тестовых заданий по языковым темам.

Урок 32. Составление сложного плана собственного высказывания с элементами рассуждения.

Урок 33. Повторение пройденного материала.

Планирование уроков

русского языка для 7 класса (курс 5-12 классы)

школ с украинским языком обучения на 2007-2008 учебный год

(1,5 ч в неделю)

I и II семестры

Урок 1. Слушание: определение соответствия заглавия содержанию текста. Нахождение в тексте признаков научного и научно-популярного стилей. Нахождение примеров цепной связи между предложениями.

Урок 2. Чтение, определение своего отношения к прочитанному. Говорение: обсуждение прочитанного. Использование цепной связи предложений для коррекции порядка слов в предложении.

Урок 3. Чтение молча, определение основной и дополнительной части содержания текста. Выразительное чтение. Говорение: составление устного высказывания с использованием вводных слов, служащих для связи предложений. Запись составленного высказывания.

Урок 4. Слушание, определение авторского отношения к предмету речи. Говорение: обсуждение прочитанного. Нахождение слов и выражений, в которых выражены авторские чувства. Письмо: составление высказывания с выражением своего отношения к описываемому.

Урок 5. Однородные члены предложения с обобщающими словами. Выразительное чтение, представление описанных картин.

Урок 6. Использование в речи однородных членов предложения с обобщающими словами. Чтение, дополнение диалога.

Урок 7. Чтение, представление описанного. Написание сочинения-описания.

Урок 8. Обособленные определения, анализ знаков препинания и интонации предложений с обособленными определениями, использование таких предложений в речи. Выразительное чтение, представление описанных картин.

Урок 9. Обособленные члены предложения (определения, обстоятельства и др.), анализ знаков препинания и интонации предложений с обособленными членами предложения, использование таких предложений в речи. Выразительное чтение диалога в лицах. Говорение: составление продолжения диалога.

Урок 10. Выразительное чтение. Говорение: составление устного высказывания на основе текста. Обсуждение особенностей устного высказывания.

Урок 11. Односоставные и двусоставные предложения. Чтение, составление вопросов к тексту.

Урок 12. Анализ, составление односоставных предложений, использование их в речи. Чтение, определение авторского отношение к предмету речи. Говорение: дополнение данного диалога.

Урок 13. Пишем изложение научно-популярного текста.

Урок 14. Различение слов автора и прямой речи. Объяснение знаков препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора. Говорение: проведение дискуссии на заданную тему.

Урок 15. Различение предложений с прямой речью и реплик диалога. Выразительно чтение. Письмо: составление высказывания на заданную тему.

Урок 16. Чтение молча: составление вопросов по тексту, ответы на них. Письмо: составление высказывания по своим впечатлениям от прочитанного.

Урок 17. Тематические группы слов. Слушание: определение темы текста.

Урок 18. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Письмо: составление высказывания по предложенной ситуации.

Урок 19. Обсуждение особенностей диалога. Говорение: составление диалога по предложенной ситуации. Выразительное чтение.

Урок 20. Изменение имен существительных по падежам. Говорение: составление высказывания по предложенной ситуации.

Урок 21. Существительные, различающиеся формой падежа в русском и украинском языках. Слушание: представление описанных в тексте картин.

Урок 22. Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных. Письмо: составление высказывания на заданную тему.

Урок 23. Письмо: составление изложения с элементами сочинения. Чтение: определение темы и подтемы текста.

Урок 24. Изменение имен прилагательных по падежам. Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных. Говорение: составление диалога по предложенной ситуации.

Урок 25. Одна и две буквы н в именах прилагательных. Говорение: составление высказывания по рисунку.

Урок 26. Чтение: деление текста на части по содержанию. Говорение: пересказ текста. Письмо: составление высказывания по впечатлениям от прочитанного текста.

Урок 27. Имена числительные, обозначающие количество предметов и порядок их при счете. Буква ь в именах числительных. Говорение: составление диалога по придуманной ситуации.

Урок 28. Изменение имен числительных по падежам. Чтение: сопоставление содержания текста и иллюстрации к нему.

Урок 29. Написание изложения по самостоятельно составленному плану. Чтение, обсуждение прочитанного.

Урок 30. Местоимение, его значение. Правописание местоимений. Письмо: составление высказывания по тексту.

Урок 31. Изменение местоимений по падежам. Выразительное чтение.

Урок 32. Использование местоимения как средство связи предложений в тексте. Чтение молча, пересказ текста.

Урок 33. Слушание: предугадывание содержания текста. Говорение: обсуждение характеров персонажей.

Урок 34. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Правописание личных окончаний глаголов. Чтение: представление описанных в тексте картин.

Урок 35. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в префиксах и суффиксах глаголов. Говорение: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 36. Говорение: составление высказывания по данному началу. Чтение, деление текста на части, придумывание к ним заголовков.

Урок 37. Безличные глаголы. Выразительное чтение.

Урок 38. Наречие, его значение. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Письмо: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 39. Буквы о и а на конце наречий. Слушание: определение основной мысли текста.

Урок 40. Письмо: составление высказывания по опорным словам. Чтение, отработка умения точно, выразительно передавать содержание текста.

Урок 41. Предлог. Союз. Письмо: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 42. Чтение в лицах: определение основной мысли текста, анализ поступков действующих лиц произведения. Говорение: составление высказывания по придуманной ситуации.

Урок 43. Частица. Междометие. Говорение: анализ поступков героев произведения.

Урок 44. Говорение: составление диалога по данному началу. Письмо: составление рассуждения на заданную тему.

Урок 45. Говорение: обсуждение разных точек зрения на проблему. Письмо: составление высказывания по обсужденной проблеме.

Урок 46. Повторение пройденного материала.

Проверочные уроки

Урок 1. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) слушание незнакомого текста, ответы на вопросы по его содержанию.

Урок 2. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) чтение молча незнакомого текста, выполнение задания на проверку понимания.

Урок 3. Контрольная работа: списывание текста и проверка написанного.

Урок 4. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) слушание незнакомого текста, ответы на вопросы по его содержанию.

Урок 5. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) чтение молча незнакомого текста, выполнение задания на проверку понимания.

Урок 6. Контрольная работа: написание зрительно-слухового диктанта.

Урок 7. Контрольная работа: написание изложения.

Планирование уроков

русского языка для 7 класса (курс 1-12 классы) школ

с украинским языком обучения на 2007-2008 учебный год

(1,5 ч в неделю)

I и II семестры

Урок 1. Общие сведения о языке. Язык и речь. Культура речи. Говорение: составление высказывания на заданную тему.

Урок 2. Словосочетание. Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения. Письмо: составление высказывания по картине.

Урок 3. Чтение молча, подбор заголовка к тексту. Говорение: составление высказывания по данному началу.

Урок 4. Глагол: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Не с глаголами. Чтение: определение в тексте основной и второстепенной информации.

Урок 5. Неопределенная форма глагола. Несовершенный и совершенный вид глагола. Слушание: определение выразительных средств языка в тексте.

Урок 6. Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы. Говорение: составление высказывания, включающего описание памятника.

Урок 7. Чтение, определение основной мысли текста. Письмо: составление высказывания на заданную тему.

Урок 8. Слушание: деление текста на части по содержанию, составление плана (простого и сложного). Говорение: пересказываем текст по плану.

Урок 9. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Говорение: составление диалога по предложенной ситуации.

Урок 10. I и II спряжение глагола. Говорение: составление вопросов по прочитанному тексту, ответов на них.

Урок 11. Правописание личных окончаний глаголов. Говорение: составление диалога по предложенной ситуации.

Урок 12. Выразительное чтение. Письмо: составление высказывания по впечатлениям от прочитанного текста.

Урок 13. Наклонение глаголов, их значение. Письмо: составление вопросов по тексту, ответов на них.

Урок 14. Глаголы изъявительного наклонения, употребление их в речи. Чтение: определение основной мысли текста.

Урок 15. Слушание: представление описанных в тексте картин, определение выразительных средств. Говорение: пересказ содержания текста.

Урок 16. Глаголы условного наклонения, употребление их в речи. Говорение: составление диалога по предложенной ситуации.

Урок 17. Глаголы повелительного наклонения, употребление их в речи. Письмо: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 18. Безличные глаголы, их значение. Чтение: нахождение в тексте выразительных средств.

Урок 19. Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-). Слушание: представление в воображении услышанного.

Урок 20. Совершенствование умений употребления глаголов в речи. Письмо: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 21. Причастие, его значение, морфологические признаки, роль в предложении. Говорение: составление диалога по описанной ситуации.

Урок 22. Причастный оборот. Слушание: определение средств, обеспечивающих логичность, связность текста.

Урок 23. Действительные и страдательные причастия, употребление их в речи. Чтение: просматривание - определение тематических групп слов.

Урок 24. Образование действительных и страдательных причастий. Слушание: представление описанных в тексте картин. Письмо: составление высказывания по впечатлениям от прочитанного.

Урок 25. Чтение: деление текста на части по содержанию. Говорение: пересказывание текста. Письмо: составление высказывания по впечатлениям от прочитанного текста.

Урок 26. Полные и краткие причастия. Письмо: составление высказывания по рисунку.

Урок 27. Написание нн и н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Говорение: составление диалога по описанной ситуации.

Урок 28. Не с причастиями. Письмо: составление высказывания по рисунку.

Урок 29. Деепричастие, его значение, роль в предложении. Говорение: составление вопросов по рисунку, ответов на них.

Урок 30. Деепричастия несовершенного и совершенного вида, их образование. Письмо: составление высказывания по данному началу.

Урок 31. Деепричастный оборот. Чтение: определение средств связи между предложениями в тексте.

Урок 32. Не с деепричастиями. Говорение: обсуждение характеров персонажей, составление высказывания по данному началу.

Урок 33. Наречие, его значение, разряды, роль в предложении. Чтение: определение роли выразительных средств языка в тексте.

Урок 34. Образование наречий. Слушание: определение авторской позиции. Говорение: выражение своего отношения к поставленной в тексте проблеме.

Урок 35. Степени сравнения наречий. Буквы а и о на конце наречий. Чтение в лицах: определение основной мысли текста, анализ поступков действующих лиц произведения. Говорение: составление высказывания по придуманной ситуации.

Урок 36. Буквы о, е после шипящих на конце наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. Слушание: восприятие на слух интонационных особенностей текста. Говорение: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 37. Написание наречий слитно, раздельно и через дефис. Чтение, деление текста на части, составление вопросов к ним.

Урок 38. Предлог как служебная часть речи. Выражение различных отношений и связей с помощью предлогов. Письмо: составление высказывания на предложенную тему.

Урок 39. Правописание предлогов. Говорение: обсуждение проблемы, составление диалога по прослушанному тексту.

Урок 40. Союз как служебная часть речи. Употребление и написание союзов. Слушание: определение основной мысли текста. Говорение: составление высказывания по тексту научно-популярной статьи.

Урок 41. Сочинительные и подчинительные союзы, их написание. Говорение: составление высказывания по картине.

Урок 42. Частица как служебная часть речи. Употребление и написание частиц. Выразительное чтение.

Урок 43. Разряды частиц. Формообразующие и модальные частицы, их значение, особенности употребления и написания. Письмо: перевод текста с украинского языка на русский.

Урок 44. Отрицательные частицы, из значение, особенности употребления и написания. Говорение: выражение своего отношения к содержанию прочитанного.

Урок 45. Междометие, его значение, особенности употребления и написания. Знаки препинания при междометиях. Говорение: составление диалога по данному началу.

Урок 46. Повторение пройденного материала.

Проверочные уроки

1-й семестр

Урок 1. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) слушание незнакомого текста, ответы на вопросы по его содержанию.

Урок 2. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) чтение молча незнакомого текста, выполнение задания на проверку понимания.

Урок 3. Контрольная работа: написание зрительно-слуховой диктант.

2-й семестр

Урок 4. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) слушание незнакомого текста, ответы на вопросы по его содержанию.

Урок 5. Контрольная работа: 1) выполнение тестовых заданий по языковым темам; 2) чтение молча незнакомого текста, выполнение задания на проверку понимания.

Урок 6. Контрольная работа: написание слухового диктанта.

Урок 7. Контрольная работа: написание сочинения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Татьяна Тимофеевна Подолинная (1)

    Диплом
    Идет процесс перехода от индустриального общества с информационному, постиндустриальному. Он предъяв­ляет новые требования к выпускнику современной шко­лы, к тем его качествам, которые призвана развить и сформировать школа.
  2. Татьяна Тимофеевна Подолинная (2)

    Документ
    Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на развитие личности ученика. Обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями, осмысленно их применять в конкретных жизненных ситуациях.
  3. Татьяна Тимофеевна Подолинная (3)

    Документ
    Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями, осмысленно их применять в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Татьяна Тимофеевна Подолинная (4)

    Документ
    Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на формирование практических навыков, способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
  5. Программа конференция проводится под эгидой мапрял киев содержание организационный комитет

    Программа
    Мастер-класс зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета, д.пед.н., проф. Е. О. Галицких «Читательский семинар в вузе и школе»

Другие похожие документы..