Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Возьмите какую бы то ни было газету нашего времени, и во всякой вы найдете отдел театра и музыки; почти в каждом номере вы найдете описание той или д...полностью>>
'Документ'
Відповідно до статей 18, 40 Закону України "Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення" ( 4004-12 ), статей 58, 59...полностью>>
'Документ'
категорию (тип) (обыкновенные/привилегированные) и количество ценных бумаг) ПО ЛИЦЕВОМУ СЧЕТУ: владельца номинального доверительного залогодержателя ...полностью>>
'Документ'
15.30. Обед. Свободное время для подготовки к Новому году. Есть возможность посетить бильярдный зал, поиграть в теннис....полностью>>

Правительство Республики Казахстан постановляет:       Утвердить прилагаемую Программу развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы далее программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Об утверждении Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года N 1385

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа).

      2. Государственным органам и заинтересованным организациям, ответственным за реализацию Программы, представлять в Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (по согласованию) отчеты об исполнении ежегодно до 5 января и 5 июля.

      3. Агентству Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (по согласованию) ежегодно в январе и июле представлять Правительству Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      4. Контроль и координацию обеспечения выполнения Программы возложить на Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (по согласованию).

      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 
      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 24 декабря 2004 года N 1385

Программа развития
рынка ценных бумаг Республики Казахстан
на 2005-2007 годы

1. Паспорт (основные параметры Программы)

Наименование       Программа развития рынка ценных бумаг Республики
                   Казахстан на 2005-2007 годы
 
Разработчики       Министерство экономики и бюджетного планирования
                   Республики Казахстан,
                   Агентство Республики Казахстан по регулированию и
                   надзору финансового рынка и финансовых организаций,
                   Министерство финансов Республики Казахстан,
                   Национальный Банк Республики Казахстан
 
Главная цель       Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Казахстана,
                   обеспечение его прозрачного и эффективного
                   функционирования, расширения возможностей для выпуска
                   ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение
                   добросовестной конкуренции
 
Основные           приведение рынка ценных бумаг в соответствие с
задачи             современными требованиями;
                   создание благоприятных условий для развития
                   коллективных форм инвестирования;
                   расширение возможностей для выпуска ценных бумаг для
                   инвестирования, в том числе путем создания условий для
                   выпуска коммерческих ценных бумаг, проектных облигаций,
                   обеспеченных гарантией, в том числе государственной,
                   производных ценных бумаг, а также внедрения норм
                   корпоративного управления и принятия проекта закона
                   "О секьюритизации";
                   дальнейшее совершенствование институциональной
                   инфраструктуры рынка ценных бумаг и режима
                   налогообложения на рынке ценных бумаг;
                   стимулирование привлечения капитала хозяйствующими
                   субъектами путем использования механизмов рынка ценных
                   бумаг, в том числе листинга компаниями своих ценных
                   бумаг на организованном рынке;
                   совершенствование системы надзора за соблюдением
                   эмитентами прав и интересов инвесторов.
 
Ожидаемый          Реализация Программы будет способствовать:
результат          стимулированию развития коллективных форм
                   инвестирования, появлению и развитию инвестиционных
                   фондов для мобилизации средств инвесторов в целях
                   развития и расширения масштабов инвестирования в
                   реальный сектор экономики;
                   повышению уровня инвестиционной культуры населения;
                   улучшению кадрового потенциала в сфере рынка ценных
                   бумаг путем создания необходимых условий для появления
                   в Казахстане сертифицированных международных
                   инвестиционных аналитиков;
                   усовершенствованию порядка раскрытия информации
                   эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг;
                   расширению возможностей инвестирования;
                   повышению эффективности надзора и регулирования
                   участников рынка ценных бумаг.
 
Необходимые        Реализация Программы может быть обеспечена посредством
ресурсы и          совершенствования соответствующих нормативных правовых
источники          актов в пределах действующих норм финансирования, а
финансирования     также потребует средства республиканского бюджета,
                   размер которых будет определен на финансирование
                   образовательных программ о рынке ценных бумаг для
                   населения в бюджете 2007 года.
 
Срок               2005-2007 годы
реализации

2. Введение

      Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство), Министерством финансов Республики Казахстан (далее - Министерство финансов) и Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) во исполнение поручений Президента Республики Казахстан, данных на совещании у Президента Республики Казахстан "Об отчете Национального Банка Республики Казахстан за 2003 год" (Протокол от 26 апреля 2004 года N 01-8.1) и IV Конгрессе финансистов Казахстана, прошедшем в г. Алматы 15 ноября 2004 года.
      Программа сформирована на основе преемственности с предыдущей Программой развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1999 года N 658 (далее - Программа на 1999-2000 гг.), с учетом выявленных в ходе ее реализации проблем, современного состояния рынка ценных бумаг, основных целей и задач по его эффективному развитию.

3. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг Казахстана

Государственные эмиссионные ценные бумаги Министерства финансов

      Государственные эмиссионные ценные бумаги (далее - ГЦБ) Министерства финансов являются основным ликвидным и безрисковым инструментом на рынке ценных бумаг.
      Рынок ГЦБ в настоящее время включает в себя инструменты, различающиеся по срокам обращения, инвесторской базе, способам начисления вознаграждения и защищенности от инфляционных процессов.
                                                    Таблица 1
                    Динамика развития ГЦБ

Годы

Наименование государственных ценных бумаг,         сроки обращения в месяцах

Объем
размещения,
млн. тенге

2000

МЕККАМ
3,6,12

НСО
12

МЕОКАМ
24,36

МЕИКАМ
9,18

МЕКАВМ
6,9,12

61 278,4

2001

МЕККАМ
3,6,9,
12

МЕОКАМ
24-60

МЕИКАМ
18-84

25 929,8

2002

МЕККАМ
3,6,9, 12

МЕОКАМ
24-60

МЕИКАМ
18,24,36

51 766,4

2003

МЕККАМ
3,6

МЕОКАМ
24-120

МАОКО
12,24,
36

105 113,2

      Источник: Министерство финансов
 
      Рост объемов правительственного заимствования, постепенное удлинение сроков обращения ГЦБ и увеличение объемов размещения при сокращении общего количества выпусков привели к увеличению объема ГЦБ в обращении. В настоящее время в структуре внутреннего правительственного долга наибольший объем занимают инструменты со сроками обращения от
года до пяти лет, и существует определенная нехватка более длинных инструментов, которые пользуются спросом со стороны накопительных пенсионных фондов (таблица 2).
 
                                                    Таблица 2
            Объемы обращения ГЦБ в 2001-2003 гг.
 
                                                  млрд. тенге

ГЦБ в обращении

на 1.01.02г.

на 1.01.03г.

на 1.01.04г.

до года

2,13

2,49

5,33

от года до пяти лет

33,85

76,51

135,08

свыше пяти лет

34,66

29,47

25,24

Итого   

70,64

108,47

165,65

Источник: Министерство финансов
 
      В отношении ГЦБ, являющихся одними из самых привлекательных инструментов для инвестирования, следует отметить, что Бюджетным кодексом предусматривается их выпуск исключительно в целях финансирования дефицита республиканского бюджета и рефинансирования правительственного долга. Поэтому объемы эмиссии ГЦБ зависят от размеров дефицита республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

Государственные эмиссионные ценные бумаги
местных исполнительных органов

      Казахстанский рынок облигаций местных исполнительных органов, имеющих статус ГЦБ, начал свое существование с июля 1999 года. Местные исполнительные органы осуществляют заимствование на внутреннем рынке в целях финансирования местных инвестиционных проектов.
      Согласно существующему законодательству все первичные размещения облигаций местных исполнительных органов проводились на Казахстанской фондовой бирже.
      С начала размещения облигаций местных исполнительных органов наблюдалась тенденция увеличения срока обращения бумаг и снижения стоимости заимствования (таблица 3).
                                         
                                                  Таблица 3
     
              Изменение параметров рынка облигаций
                местных исполнительных органов

Год

1999

2000

2001

2002

2003

Срок обращения, лет

1

1

1-5

3-4

4-5

Средневзвешенная
доходность, %

13,85

10,99

8,82

8,70

8,50

Объем размещения,
млн. тенге

850,0

649,90

6.779,10

3.299,20

4.629,90

Источник: Министерство финансов
 
      Начиная с 2005 года местным исполнительным органам будет запрещено заимствование на внутреннем рынке в виде выпуска ГЦБ.

                   Краткосрочные ноты Национального Банка

      Национальный Банк с 1995 года начал выпускать краткосрочные ноты, которые стали основным инструментом оперативного регулирования денежной базы. Ноты представляют собой дисконтированную дематериализованную ценную бумагу. Ноты Национального Банка являются ГЦБ и свободно обращаются на рынке ценных бумаг.
      Первоначально ноты имели сроки обращения - от 7 до 91 дня. Краткие сроки обращения нот были обусловлены двумя причинами: во-первых, краткосрочностью мер по регулированию денежной базы, во-вторых, они не должны были конкурировать с ценными бумагами Правительства.
      В апреле 1999 года, в период введения режима свободно плавающего курса тенге, выпускались валютные ноты (в том числе, в разовом порядке, - специальные валютные ноты, со сроком обращения 35 дней для защиты пенсионных активов).
      Постепенно, по мере увеличения Министерством финансов сроков обращения своих ценных бумаг Национальный Банк постепенно увеличивал и сроки обращения нот. В настоящее время ноты выпускаются со сроками обращения до 1 года.
      Высокий уровень ликвидности на финансовом рынке при значительном снижении чистой эмиссии ценных бумаг Правительства привел к тому, что Национальный Банк для регулирования избыточной ликвидности банков был вынужден увеличивать выпуск тенговых краткосрочных нот более чем в 2 раза по сравнению с 1999 годом (до 132,5 млрд. тенге). Это привело к увеличению доли нот Национального Банка (далее - ноты НБК) в структуре всех государственных тенговых бумаг в обращении. Сейчас рынок нот образует значимый сегмент рынка ценных бумаг (рисунок 1).
     
                                                    Рисунок 1.

                  Динамика роста объемов выпуска нот НБК
                          (См. бумажный вариант)
     
      Тенденция роста инфляции 2003 года, обусловленная в первую очередь большим притоком иностранной валюты, продолжилась и в 1 полугодии 2004 года, что вызвало увеличение объема выпуска нот.
      За 1 полугодие 2004 года Национальным Банком было выпущено краткосрочных нот на сумму 262,7 млрд. тенге, а их объем в обращении увеличился на 57,0% до 311,8 млрд. тенге. Кроме того, было проведено операций репо в размере 392,8 млрд. тенге.
      В результате, по оценке Национального Банка, объем покупок Национальным Банком иностранной валюты в 1 полугодии 2004 года, который был стерилизован выпуском краткосрочных нот и проведением операций репо, составил 65-70%, в том числе в 1 квартале - 70-75%, во 2 квартале 60-65%.
      Из-за недостаточной развитости вторичного рынка у Национального Банка возникают следующие проблемы:
      1) проблема формирования портфеля ценных бумаг и, как следствие,
      2) сложности расширения объемов проведения операций  на открытом рынке,
      3) сложности с усилением регулирующих функций официальных ставок Национального Банка.
      В настоящее время Национальный Банк компенсирует ограниченность возможности проведения операций открытого рынка выпуском краткосрочных нот, которые служат основными инструментами Национального Банка по регулированию банковской наличности 1 для достижения установленных уровней по инфляции.
__________________________
1 банковская наличность - наличные деньги, которые накапливают коммерческие банки для удовлетворения текущей ежедневной потребности своих клиентов

                Институциональная инфраструктура

      За период с 2001 по 2004 год количественные показатели институциональной инфраструктуры рынка ценных бумаг оставались стабильными, что свидетельствует о том, что институциональная инфраструктура рынка ценных бумаг Казахстана в основном сформирована и отвечает его потребностям на современном этапе.
                                                   Таблица 4

          Институциональная инфраструктура рынка ценных бумаг

Количество организаций, обладающих соответствующими лицензиями

на 1.01.01г

на 1.01.02г

на 1.01.03г

на 1.01.04г

на 1.01.04г

Брокеры-дилеры

51

51

50

52

54

в том числе:

банки

25

23

23

23

24

из них I категории

20

19

20

21

22

небанковские организации

26

28

27

29

30

из них I категории 

20

22

21

23

23

Регистраторы

23

22

21

19

19

Кастодианы

12

11

10

10

10

Инвестиционные управляющие
пенсионными активами

7

8

9

10

10

Накопительные пенсионные
фонды

16

15

15

16

16

Управляющие инвестиционным
портфелем

2

3

4

10

10

СРО

2

2

2

2

2

Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
 
      Вместе с тем, казахстанский рынок ценных бумаг можно охарактеризовать как консервативный в силу преобладания на нем институциональных инвесторов консервативного типа - накопительных пенсионных фондов.
      В данных условиях баланс должны составлять более гибкие и менее регулируемые государством конкуренты, главными из которых должны стать инвестиционные фонды. Принят Закон Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах". Уже зарегистрированы первые частные фонды. Создание инвестиционных фондов с профессиональными управляющими становится особенно важным в условиях постоянного роста внутренних накоплений, необходимости их эффективного привлечения в реальный сектор экономики и обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан.

       Основные показатели организованного рынка ценных бумаг

      Рынок акций
      За последние три года наблюдается рост емкости казахстанского рынка ценных бумаг. Капитализация рынка акций по состоянию на 1 января 2004 года составила 347,5 млрд. тенге1, увеличившись за год на 66,4%, удельный вес данного показателя в объеме внутреннего валового продукта Казахстана составляет 7,8%. Определить капитализацию рынка акций в целом не представляется возможным в связи с отсутствием данных по неорганизованному рынку.
      Рост капитализации акций, включенных в официальный список Казахстанской фондовой биржи, который отражает рост рыночной стоимости данных казахстанских компаний, обусловлен, во-первых, ростом уставных капиталов (количества размещенных акций) листинговых компаний2, во-вторых, ростом цен на эти акции и в-третьих, увеличением количества акций, включенных в официальный список биржи.
      Казахстанской фондовой биржей 2 июля 2000 года создан индекс KASE_Shares, который отражает изменение котировок спроса на акции официального списка ценных бумаг биржи категории "А" при учете рыночной капитализации их эмитентов. В таблице 5 показаны значения индекса KASE_Shares на конец года, которые иллюстрируют волатильность рынка акций в Казахстане.
                                                   Таблица 5
     
                          Индекс KASE_Shares

  2000

  2001

  2002

   2003

KASE_Shares

106,3562

103,9173

140,1721

142,4260

 
Источник: Казахстанская фондовая биржа
 
      Вместе с тем, капитализация казахстанских компаний организованного рынка в Казахстане и ее соотношение к внутреннему валовому продукту остаются очень низкими и медленно растущими. В мировой практике соотношение капитализации рынка акций к внутреннему валовому продукту составляет: в Великобритании - 107%, в США - 103%, в России - 51%, в Германии - 33%, для развивающихся рынков - в среднем 25%. Ниже для сравнения приведены показатели капитализации компаний, ценные бумаги которых включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи, являющейся единственной фондовой биржей в Казахстане, и Московской межбанковской валютной биржи (далее - ММВБ), на долю которой приходится 80% совокупного оборота ведущих бирж России.
_____________________
1По данным Казахстанской фондовой биржи
2Листинговые компании - эмитенты, чьи ценные бумаги включены в официальный список (Листинговые правила, утвержденные решением собрания членов ЗАО "Казахстанская фондовая биржа" протокол от 6 февраля 2002 года N 1)
     
                                                Таблица 6
     
               Показатели капитализации компаний,
               ценные бумаги которых включены в
       официальные списки Казахстанской фондовой биржи и ММВБ

Капитализация Казахстанской
       фондовой биржи1

    Капитализация ММВБ2

млн.тенге

млрд. долл. США

в % к внутреннему
валовому  продукту Республики
Казахстан   

млрд. долл. США

в % к внутреннему
валовому  продукту Российской
федерации

2001

181.718,198

1,204

5,59

66

21

2002

208.991,201

1,341

5,58

92

27

2003

347.519,994

2,425

7,81

150

35

Источник:1 - Казахстанская фондовая биржа
         2 - ММВБ - www. http://micex. ru
 
      Таким образом, роль рынка акций в экономике республики является незначительной, серьезными проблемами рынка ценных бумаг Казахстана остаются его низкая капитализация и его недооценка предприятиями как механизма привлечения инвестиций в экономику предприятия.
      Об этом также свидетельствует казахстанский показатель Р/Е (цена/доход) организованного рынка, согласно которому акции официального списка Казахстанской фондовой биржи существенно недооценены по отношению к соответствующим показателям европейских стран и России.
                                              Таблица 7
     
      Коэффициент Р/Е в Казахстане в сравнении
                с другими странами

2000

2001

2002

2003

Казахстан1

2,59

2,21

2,32

Россия2

2,44

4,31

4,93

Среднее значение по
европейским странам

16,50

18,90

Источник:1 - Казахстанская фондовая биржа
         2 - ФКЦБ России
 
      Рынок корпоративных облигаций
      С 1999 года началось развитие биржевого рынка корпоративных облигаций, первые из которых были включены в официальный список биржи 1 февраля 1999 года. В этом же году был проведен (7 июля) первый аукцион по размещению облигаций местных исполнительных органов.
      По состоянию на 1 января 2004 года капитализация корпоративных облигаций организованного рынка составила 373,0 млрд. тенге (2,6 млрд. долларов США), увеличившись за год на 96,5% , что составило 8,4% от внутреннего валового продукта. Объем казахстанских внутренних корпоративных облигаций организованного и неорганизованного рынка в обращении на конец года в два раза меньше и составляет 182,5 млрд. тенге (1,27 млрд. долларов США).

     
                                                   Таблица 8
     
          Объемы казахстанских корпоративных облигаций

годы

Объем корпоративных облигаций организованного рынка в обращении на конец года

Объем объявленных к выпуску корпоративных облигаций  на конец года 2

млн. тенге

млрд. долл. США

в % к ВВП Республики Казахстан

млн. тенге

млрд.
долл.
США

в % к ВВП Республики Казахстан

2001

88.085,555

0,58

2,7

236.442

1,57

7,3

2002

184.793,523

1,19

4,9

284.639

1,83

7,5

2003

364.329,671

2,54

8,2

379.104

2,6

8,5

Примечание:
1 - по данным Казахстанской фондовой биржи, включая облигации эмитированные в соответствии
с законодательством других государств, в том числе с использованием иностранных организаций, участниками (акционерами) которых являются эмитенты-резиденты - так называемых SPV (Special Purpose Vehicle / "Специальных предприятий").
2 - по данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка
и финансовых организаций

     
                                                 Таблица 9
     
             Объемы казахстанских и российских
           корпоративных облигаций в обращении

годы

Объем казахстанских внутренних корпоративных облигаций в обращении на конец года

Объем российских корпоративных облигаций в обращении на конец года 2

млн. тенге

млрд. долл. США

в % к ВВП Республики Казахстан

млрд.
долл.
США

в % к ВВП Российская федерация

2001

28.475,3

0,19

0,88

2,23

0,7

2002

91.890,4

0,59

2,4

3,42

0,9

2003

182.493

1,27

4,1

5,30

1,2

 
1 - по данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка
и финансовых организаций
2 - по данным ФКЦБ России
 
      Корпоративные облигации практически являются основным инструментом привлечения инвестиций в казахстанскую экономику через рынок ценных бумаг. Однако, по состоянию на 1 апреля 2004 года количество действующих выпусков облигаций составило всего 75, что составляет очень низкую долю от общего количества потенциальных эмитентов, которыми могут быть как акционерные общества (далее - АО), так и товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью. При этом 48 выпусков облигаций (29 эмитентов) включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи по категории "А" и 11 выпусков облигаций (11 эмитентов) - по категории "В".
      Барьерами для увеличения количества эмитентов облигаций, возможно, является недостаток доверия инвесторов к эмитентам и ограниченное количество капитализированных компаний. В то же время этот сегмент рынка развивается весьма динамично, увеличиваясь ежегодно более чем на 100%, и имеет большие перспективы роста по сравнению с долевым рынком.
                                                  Таблица 10
     
    Биржевые обороты эмиссионных ценных бумаг, млрд. тенге
(исключая сектор государственных пакетов акций и сектор репо)

2001 год

2002 год

2003 год

1 квартал
2004 года

 Акции

12,08

21,76

40,20

8,96

Корпоративные
облигации

24,97

40,32

89,89

31,32

 
Источник: Казахстанская фондовая биржа
 
      Увеличение объемов сделок на организованном рынке ценных бумаг является результатом того, что активы основных инвесторов - накопительных пенсионных фондов (далее - НПФ), банков и страховых (перестраховочных) организаций подлежат размещению в ценные бумаги, включенные в официальные списки. Стабильный рост объемов биржевой торговли акциями и корпоративными облигациями, а также увеличивающийся со стороны крупных институциональных инвесторов спрос позволяют прогнозировать сохранение тенденции роста биржевых оборотов.
                                                                    
                                              Таблица 11
     
                 Скорость оборота ценных бумаг

Годы

 Организованный рынок

Неорганизованный рынок

     Акции

Облигации

  Акции 

Облигации

Всего

В том числе "голубые фишки"

Всего

В том числе "голубые фишки"

2001

0,01

0,01

0,08

2,03

0,21

0,240

2002

0,03

0,01

0,13

3,70

0,03

0,003

2003

0,23

0,03

0,41

3,12

0,15

0,001

Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
 
      Эмитенты
      Одной из слабых сторон рынка ценных бумаг Казахстана является недостаточная активность рынка акций и очень малое количество листинговых компаний - 77 в официальном списке Казахстанской фондовой биржи по состоянию на 1 июня 2004 года. Для сравнения, в России - около 300. Количество листинговых компаний ведущих мировых фондовых бирж: Нью-Йоркской - 2366 (в 2002 году), Токийской - 2153 и Лондонской - 2824.
      По состоянию на 1 апреля 2004 года из действующих 2875 АО в официальный список Казахстанской фондовой биржи (категории "А" и "В") включены акции только 45, что составляет 1,6 % от их общего количества. Для сравнения в России из 20462 действующих АО, акции около 300 включены в официальные списки бирж, это составляет 1,5% от их общего количества.
     
                                                   Таблица 12
     
            Ценные бумаги, допущенные к торгам
             на Казахстанской фондовой бирже

Категория
cписков

    Количество выпусков ценных бумаг

апрель 2003 г.

июль 2003 г.

октябрь
2003 г.

январь
2004 г.

апрель 2004 г.

категория "А"

24

30

32

33

37

категория "В"

24

22

24

28

30

Итого по
спискам

48

52

56

61

67

Источник: Казахстанская фондовая биржа
 
      В Казахстане с июня 2004 года начало работу "Рейтинговое Агентство "Moody's Интерфакс" (Moody's Interfax Rating Agency), учредителями которого выступили Moody's Investors Service и Международная информационная Группа "Интерфакс" (Interfax Information Services Group).
      Standard & Poor's Credit Market Services выступило с инициативой о продвижении на рынке Казахстана ряда информационно-аналитических продуктов, таких как RatingsDirect, RatingsXpress, Credit Wire, Credit Week, LossStats Database, CreditPro CrossWalk, CreditRisk Tracker, и другие. Упомянутые продукты пользуются большим спросом во всем мире
и успешно применяются, в частности, в работе кредитных и финансовых аналитиков центральных и коммерческих банков, регулирующих органов, инвесторов и управляющих активами.
      Так уже сейчас на Казахстанской фондовой бирже установлена упрощенная процедура листинга (включения в официальный список категории "А" или перевода из категории "В" в категорию "А" официального списка) ценных бумаг при наличии у их эмитента долгосрочной кредитной рейтинговой оценки заемщика в иностранной валюте, присвоенной одним или более из рейтинговых агентств Standard & Poor's, Moody's, Fitch.
      Анализ показателей затрат листинговых компаний, предоставленных в ходе опроса, проведенного Агентством, показывает, что проведение первоначального предложения, а также поддержка ценных бумаг в официальном списке организатора торгов, сопряжены со значительными издержками.
      Транзакционные издержки казахстанских компаний:
      Для АО, ценные бумаги которых включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи по категории "А", транзакционные1 затраты составляют:
      единовременные - от 376 тыс. тенге до 114 млн. тенге;
      ежегодные      - от 4,9 млн. тенге до 61,5 млн. тенге;
      суммарные      - от 8,2 млн. тенге до 157,7 млн. тенге.
      Средний показатель обязательных ежегодных затрат составляет 22,4 млн. тенге, что составляет 0,06 % от среднего значения собственного капитала листинговых компаний и 0,32% от среднего значения общих расходов за год.
      Крупнейшими статьями затрат компаний, ценные бумаги которых включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи по категории "А", являются оплата услуг инфраструктурных организаций: комиссионные вознаграждения, выплачиваемые финансовым консультантам (обязательное требование для нефинансовых организаций), аудиторам ("большая четверка" и для корпоративных ценных бумаг резидентов Республики Казахстан - любая из аудиторских организаций, соответствующих критериям Всемирного Банка, которые установлены им для аудиторских организаций в целях аудита проектов, реализуемых в Республике Казахстан за счет кредитов или грантов Всемирного Банка), андеррайтерам, маркет-мейкерам1
обязательное требование), а также единовременные затраты, связанные с переходом АО на международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) - приобретение и установка программного обеспечения, обучение специалистов. Значительную статью расходов составляет публикация информации о своей деятельности в соответствии с требованием законодательства.
      Для АО, ценные бумаги которого включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи по категории "В", транзакционные затраты составляют:
      единовременные - от 550 тыс. тенге до 6,9 млн. тенге;
      ежегодные      - от 261,1 тыс. тенге до 15,5 млн. тенге;
      суммарные      - от 305,8 тыс. тенге до 22,3 млн. тенге.     
_____________________________
1Транзакция - операции, состоящие в переводе денежных средств для каких-либо целей.
1 Маркет-мейкер - член биржи, признанный в качестве такового биржей и принявшего на себя обязательство постоянно объявлять и поддерживать двусторонние котировки по ценным бумагам в соответствии со внутренними документами биржи.
 
      Средний показатель обязательных ежегодных затрат составляет 3,7 млн. тенге, что составляет 0,1% от среднего значения собственного капитала компаний и 0,5 % от среднего значения общих расходов за год.
      Для нелистингового АО среднее значение ежегодных затрат составляет 260,3 тыс. тенге, что составляет 0,6 % от минимального уставного капитала АО.
      Приведенные данные свидетельствуют о том, что затраты АО существенно возрастают при включении акций в наивысшую категорию официального списка Казахстанской фондовой биржи. При этом тарифы Казахстанской фондовой биржи по включению и нахождению ценных бумаг в официальном списке значительно превышают тарифы российских биржевых площадок (таблица 13).

     
                                                    Таблица 13

     
   Тарифы на размещение ценных бумаг на крупных российских
    биржевых площадках и на Казахстанской фондовой бирже

N п/п

Статья затрат

    РТС1

  MICEX2

Казахстанская фондовая биржа 3  

1

Прохождение процедуры листинга:

- плата за проведение экспертизы документов

     0

цена договорная 

100МРП (680 долл. США, при последующем   включении ценных бумаг в официальный список зачитывается в счет уплаты вступительного листингового сбора. В случае, если ценные бумаги в официальный список включены
не были, то указанная плата возврату не подлежит)

- плата за включение ценных бумаг в официальный список

   0



Котироваль-ный лист
"А":
первого уровня - 2000 долл. США второго уровня - 1.500 долл.США.
Котироваль-ный лист
"В" - 500 долл.США

0,025% от объема выпуска,
но не менее 100
и не более 4.000 МРП
(680 0-27.150 долл.США)

- плата за поддержание ценных бумаг в официальном списке, в год

     0


Котироваль-ный лист
"А":
первого уровня - 500 долл. США второго уровня - 400 долл.
США.
Котироваль-ный лист
"В" - 200 долл.США

0,025% от объема выпуска
(но не менее 100 и не более 2000 МРП
(680-13.575 долл.США)

2

Комиссионный сбор (без НДС)

для облигаций:
0,00375%
для акций:
0,00875% от объема
сделки

0,02% от объема размещаемых ценных бумаг

0,05% от объема сделки

Примечание:
1 - по данным PTC - www.rts ru
2 - по данным ММВБ -
3 - по данным Казахстанской фондовой биржи
 
      Однако следует отметить, что на Казахстанской фондовой бирже листинговыми правилами предусмотрено право листинговой компании или инициатора допуска ее ценных бумаг после оплаты вступительного листингового сбора в течение трех месяцев со дня включения ценных бумаг в официальный список проводить на Бирже специализированные торги по размещению этих ценных бумаг или их выкупу без оплаты комиссионного сбора Биржи за организацию торгов.
      Временные затраты по регистрации выпуска акций незначительны - от 10 до 15 дней, однако существенными являются временные затраты на размещение акций одного выпуска - от 2 до 12 месяцев и более (в некоторых случаях до нескольких лет), что свидетельствует об их низкой инвестиционной привлекательности.

     
      Выводы
     
      В целом рынок ценных бумаг характеризуется низким уровнем капитализации, зависимостью от ГЦБ, преобладанием операций РЕПО, неразвитостью производных ценных бумаг и ограниченностью количества участников рынка.
      На рынке Казахстана преобладает ситуация, когда крупные акционеры покупают большие пакеты акций компаний, чтобы сохранить контроль над компаниями. В дальнейшем эти акции не продаются. Таким образом, в соответствии с нормами, принятыми международными аналитиками, можно считать, что данные акции на рынке просто не присутствуют. С облигациями ситуация аналогичная - институциональные инвесторы удерживают их, как правило, до погашения. Это свидетельствует об отсутствии спекулятивной составляющей на казахстанском рынке ценных бумаг и единичном характере сделок с ценными бумагами.
      Особенностью казахстанской экономики является то, что финансирование развития предприятий осуществляется в основном за счет собственных средств самих предприятий и за счет займов, полученных от банков второго уровня, что подтверждает мониторинг, проводимый Национальным Банком и охватывающий около 400 акционерных обществ.
      По результатам проведенного в январе-феврале текущего года обследования и полученных оценок показателей за 4 квартал 2003 года (фактически) и за 1 квартал 2004 года (ожидания) в секторе "акционерные общества" экономики, в структуре капитала АО в 4 квартале 2003 года наблюдался рост уровня самофинансирования за счет опережающего роста собственного капитала по сравнению с обязательствами. Улучшились показатели краткосрочной платежеспособности, была достаточно высока инвестиционная активность АО за счет собственных средств. Следовательно, привлечение капитала АО путем выпуска ценных бумаг не является острой необходимостью в текущем периоде либо сдерживается инертностью менеджмента.
      Необходимо отметить, что и в мировой практике мелкие и средние предприятия для заимствования пользуются в основном банковскими кредитами, и только крупные компании заимствуют путем выпуска ценных бумаг. В Казахстане количество АО, осуществивших размещение акций на сумму более 1 миллиарда тенге, составляет 140, при этом ценные бумаги только 28 из них включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи. Можно предположить, что сдерживающим развитие рынка ценных бумаг фактором является несовершенство финансовой отчетности эмитентов, недостаточная открытость компаний, значительные издержки, связанные с выходом на организованный рынок.
      Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе не следует ожидать высоких темпов роста активизации казахстанского рынка ценных бумаг и его ликвидности. Вместе с тем, сохранится тенденция качественного и количественного развития рынка негосударственных облигаций. Во многих странах с развитой рыночной экономикой имеющей двухсотлетнюю историю, рынок ценных бумаг (или рынок акций), после периода становления и активного первоначального роста и завершением распределения основного капитала между крупными собственниками, перестает играть роль основного механизма привлечения капитала и перераспределения средств.
      Следует отметить, что государственное регулирование и корпоративное управление в таких странах были введены на более поздних стадиях развития. Становление же рынков ценных бумаг постсоциалистических стран происходило сразу в условиях государственного регулирования на основе приватизации государственного имущества, после проведения которой и первоначального привлечения капитала во вновь созданные компании, не предвидится активизация рынка ценных бумаг.
      В то же время опыт стран с развивающимися финансовыми рынками показывает, что в течение первых 10-15 лет развития рыночной экономики внешнее финансирование предприятий имеет преимущественно долговой характер и лишь после этого активизируется долевое финансирование через размещение акций.  Аналогичная ситуация складывается на казахстанском рынке ценных бумаг.
      Сильными сторонами казахстанского рынка ценных бумаг являются наличие развитой инфраструктуры, усовершенствованной электронной торговой системы и Центрального депозитария, темпы развития экономики.
      С учетом современного состояния казахстанского рынка ценных бумаг, основных его тенденций, обусловленных недостатком ценных бумаг и высоким уровнем аккумуляции активов, спросом на рынке ценных бумаг институциональных инвесторов на инструменты инвестирования и потенциалом индивидуальных инвесторов, а также высоких темпов экономического роста страны, в качестве основных направлений развития рынка ценных бумаг настоящей Программой определяются: развитие внутренних инвесторов, расширение возможностей для выпуска ценных бумаг, обеспечение доступа инвесторов к иностранным ценным бумагам, совершенствование порядка налогообложения операций с ценными бумагами, технических возможностей инфраструктуры, корпоративного управления и государственного регулирования.
      В Казахстане в настоящее время не развита сеть трансфер-агентов. Необходимо отметить, что вопрос обеспечения функционирования общереспубликанской трансфер-агентской сети на базе АО "Казпочта" с использованием расчетно-технических возможностей Казахстанского центра межбанковских расчетов ранее уже поднимался. Так, во исполнение данного мероприятия были приняты следующие документы:
      - постановление Правительства Республики Казахстан "О Программе развития почтовой отрасли Республики Казахстан и формирования почтово-сберегательной системы на 2000-2003 годы" от 15 ноября 2000 года N 1716 и План мероприятий на 2000-2001 годы по реализации первого этапа Программы.
      Названной Программой предусматривалось получение АО "Казпочта" лицензии на осуществление трансфер-агентской деятельности. Однако в силу ряда причин АО "Казпочта" оказалось не готово к получению такой лицензии;
      - постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 сентября 2003 года N 349 "Об утверждении Правил осуществления трансфер-агентской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан" и от 29 сентября 2003 года N 350 "Об утверждении Правил лицензирования трансфер-агентской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан", устанавливающие условия создания и функционирования трансфер-агентов.
      Кроме того, необходимо провести анализ требований к трансфер-агентской деятельности с целью их оптимизации.
      По мере развития финансового рынка, расширения видов и количества финансовых институтов, планов по привлечению сбережений населения на рынок ценных бумаг возникает необходимость повышения защиты прав инвесторов, в том числе путем совершенствования Законов "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах". Отечественные и зарубежные инвесторы должны быть уверены в том, что их права защищены.
      Прежде всего, необходимо усовершенствовать порядок представления информации о клиентах номинальными держателями в целях исключения возможности нарушения субъектами рынка ценных бумаг требований законодательства по защите прав инвесторов, прежде всего миноритарных, связанных с раскрытием информации о крупных участниках и аффилиированных лицах, устранения препятствий по эффективной интеграции казахстанского рынка ценных бумаг
с зарубежными рынками в рамках ЕврАзЭс, ЕЭП и других международных сообществ, членом которых является Казахстан, обеспечения контрольно-надзорных функций уполномоченного органа в отношении крупных участников банков, накопительных пенсионных фондов, страховых (перестраховочных) компаний по обеспечению защиты законных прав их клиентов.
      В данных целях в Законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг" был подготовлен ряд поправок, который находится в настоящее время на рассмотрении Парламента Республики Казахстан.
      В частности, поправки предложенные к внесению в Закон "Об акционерных обществах" охватывают следующие направления:
      - конкретизируют понятия:
      голосующих акций, при этом исключают из числа голосующих акции, находящиеся в номинальном держании и принадлежащие собственнику, сведения о котором отсутствуют в системе учета центрального депозитария;
      аффилиированного лица и порядок ведения списка аффилиированных лиц;
      - обязанность номинального держателя представлять по требованию регистратора и центрального депозитария сведения о клиентах, ценные бумаги которых находятся в его номинальном держании, независимо от волеизъявления данных клиентов;
      - вводят понятие средств массовой информации (включая электронные) в целях использования акционерными обществами при информировании широкого круга инвесторов с минимальными издержками;
      - в течение одного года с даты признания общества народным обязывают его разработать и утвердить кодекс корпоративного управления;
      - обязывают общество раскрывать информацию о своей деятельности не только перед акционерами, но и заинтересованными лицами - потенциальными инвесторами по их требованию;
      - устанавливают необходимость утверждения общим собранием акционеров методики определения стоимости акций при их выкупе обществом;
      - конкретизируют процедуры выкупа акций и приема своих акций в залог обществом, организации и голосования на общем собрании акционеров;
      - обязывают проводить заседание совета директоров с обязательным приглашением лица, внесшего вопросы на рассмотрение заседания;
      - устанавливают обязательность подтверждения аудиторским отчетом годовой финансовой отчетности, представляемой общему собранию акционеров и, соответственно, для опубликования и представления в уполномоченный орган;
      - устанавливают право крупного акционера самостоятельно определять аудиторскую организацию и обязанность общества предоставлять всю необходимую документацию (материалы) запрашиваемую аудиторской организацией.
      Изменения, предлагаемые для внесения в Закон "О рынке ценных бумаг" предусматривают:
      - уточнение понятия манипулирования ценами и основания признания сделок совершенными с целью манипулирования ценами, а также правовые последствия заключения таких сделок;
      - конкретизацию полномочий уполномоченного органа в части принятия:
      мер при нарушении эмитентом условий и порядка выпуска, размещения и погашения ценных бумаг,
      решения об аннулировании выпуска акций в случае принятия решения суда о признании недействительной государственной регистрации выпуска объявленных акций или принудительной ликвидации, вступившего в законную силу;
      - обязанность регистратора и центрального депозитария приостанавливать регистрацию сделок по размещению ценных бумаг с момента получения решения уполномоченного органа о приостановлении размещения данных ценных бумаг в целях недопущения заключения недействительных сделок;
      - уточнение понятия сведений, составляющих коммерческую тайну на рынке ценных бумаг;
      - конкретизацию функции регистратора по информированию держателей ценных бумаг о проведении общего собрания эмитента, выплате дохода по ценным бумагам, а также предстоящих выпусках ценных бумаг;
      - уточнение сроков публикации эмитентом информации об изменениях его деятельности, затрагивающей интересы инвесторов.
      Кроме того, в целях повышения защиты прав инвесторов потребуется внесение поправок в другие законодательные акты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Указ Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года n 1388 о государственной программе развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы

    Документ
    В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях дальнейшего развития жилищного строительства и обеспечения доступности жилья широким слоям населения Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
  2. Правительство Республики Казахстан постановляет : Утвердить прилагаемую Программу по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010 2014 годы далее программа

    Программа
    В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302 «Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному
  3. Правительство Республики Казахстан постановляет: Утвердить прилагаемую отраслевую Программу по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы далее программа

    Программа
    Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую отраслевую Программу по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы (далее - Программа).
  4. Совет Министров Республики Беларусь постановляет: Утвердить прилагаемую Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы далее Государственная программа

    Программа
    В целях системной модернизации национальной экономики, ее структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  5. Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 годы* далее - государственная программа

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы* (далее – Государственная программа).

Другие похожие документы..