Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « » 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета № Д.212.165.05 в Нижегородском государственном техническом университете по ...полностью>>
'Доклад'
Производственные бизнес-процессы в ERP-системе "1С:Управление производственным предприятием". Организация системы управления производством: ...полностью>>
'Документ'
Учебно-исследовательская деятельность – это такая форма организации образовательно–воспитательного процесса, которая связана с решением учениками тво...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Прогресивні тенденції розвитку суспільства, що супроводять розбудову України як незалежної європейської держави, диктують соціальне замовлення на все...полностью>>

Шумилова Анна Александровна, Учитель информатики, высшая категория Емельянова Людмила Ивановна, учитель биологии, Зав кафедрой, высшая категория г. Снежинск программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №135»

Программа элективного курса

«Клуб молодых исследователей»

(для учащихся 8 – 9 классов)

Программа рассчитана на 1 учебный год

Составители:

Шумилова Анна Александровна,

Учитель информатики, высшая категория

Емельянова Людмила Ивановна, учитель биологии,

Зав. кафедрой, высшая категория

г. Снежинск

Программа рассчитана на 32 учебных часа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

(Старинная китайская поговорка)

Актуальность:

Только научные исследования могут понять причины и следствия загрязнения атмосферного воздуха, кислотных дождей и смога, загрязнения водоёмов и лесов, отражающихся на жизни и здоровье людей и животных. Только с помощью научных методов можно следить за толщиной и однородностью озонного слоя, защищающего человека от ультрафиолетового облучения. Только научные исследования могут дать знания, необходимые для полёта человека на луну, для исследования глубин океана и т.д.

Для начинающих исследователей очень важно иметь хотя бы общее представление о методах научно-исследовательской работы, та как в рамках модернизации современной школы всё больше уделяется внимание самостоятельной, активной исследовательской деятельности по выбранному предмету и направлению.

Многие ученики склонны к познанию окружающего мира, интересуются каким-либо предметом, имеют хобби. Научно – исследовательская работа позволяет раскрыть ребенка совершенно с другой стороны, выявить интересы ребенка и более сильные стороны. Однако у детей возникает множество вопросов: «с чего начать?», «как именно проводить исследование?», «как оформить работу?», и др. Поэтому данный курс является необходимым для начинающих исследователей, он позволяет дать ответы на многие возникающие вопросы, познакомить с основами и принципами научной работы, дать представление об использовании методов научного познания, правил оформления и общих вопросов теории научно исследовательской работы.

Основные цели курса:

  • Привлечение детей к проблемам науки;

  • Привлечение заинтересованных детей к учебно-исследовательской работе, исследованиям в экологических направлениях;

  • Развитие навыков и способностей к самообразованию;

  • Ознакомление учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы,

  • Способствование творческому развитию начинающих исследователей.

Основные задачи курса:

  • Сформировать и укрепить у учащихся интерес к научно исследовательской работе;

  • Выявить основные интересы и склонности ребенка в научно-исследовательской деятельности;

  • Дать представление о теоретических основах, формах и методах организации научно – следовательской работы

  • Привить интерес и навыки работать с учебной, справочной, научной литературой;

  • Ознакомить с основными правилами оформления научно – исследовательских работ;

  • сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы

Организация учебного процесса:

Программа элективного курса рассчитана на детей 8 – 9 классов средней общеобразовательной школы.

Полный курс программы занимает 32 учебных часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа включает в себя несколько разделов:

1.«Введение в научно–исследовательскую деятельность. Ученые, оставившие глубокий след в науке»

2. «Методы научного познания»

3. «Библиографический поиск и работа с литературными источниками»,

4. «Оформление научно - исследовательской работы (доклада, реферата, исследования, проекта)»

5. «Организация индивидуальной научно - исследовательской работы»

Предполагается, что для отработки теоретических знаний в каждой теме будут отведены часы для практических занятий.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Для поиска необходимой литературы планируется проведение нескольких практических занятий в школьной и городских библиотеках.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

В ходе элективного курса учащимися будут выполнены работы: доклад, реферат, научно – исследовательская работа, проект.

Темы к данным работам определяются учениками самостоятельно или с помощью руководителя.

Данные работы получают только словесную оценку, так как курс нацелен на привитие интереса к НИР, поощрение учащихся, участвующих в НИР.

Итоговой формой контроля по курсу предполагается выполнение научно – исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита на школьной научной конференции. Учащийся определяет самостоятельно тему и научного руководителя.

Работы могут быть представлены на конференции различных уровней (областные, российские, международные).

По окончании курсов учащиеся могут получить свидетельства установленного школьного образца с печатью школы, которые могут быть включены в Портфолио школьника.

Категория участвующих в реализации данной программы

Данная программа составлена для учащихся 8 – 9 классов. Программа апробирована в 2006 -2008 г.г. на занятиях экологического клуба «Деметра ».

СПРАВКА: Экологический клуб «Деметра»

Миссия клуба, развитие экологической культуры горожан через воспитание экологической грамотности подрастающего поколения.

Целевая группа: учащиеся школы№135

Проблемная область: просвещение, поддержка молодежных инициатив, научно-исследовательские проекты.

Клуб «Деметра» был организован в школе №124 в 1994 году.

Проблема – посредством развития познавательного интереса, творческой активности ребенка и позитивного воздействия на окружающий мир добиться жизненно активной позиции, создания ситуации успеха для реализации творческих способностей деметровцев.

Выбранный подход – объединение детей и подростков в клуб по интересам.

Деятельность по проекту – клуб «Деметра» является организатором всех экологических мероприятий, акций проводимых в школе и городе. В работе клуба существует несколько направлений. Наиболее интересными являются научно-исследовательское, общественно-просветительское, творческое. Были выполнены научно-исследовательские работы по изучению антропогенного воздействия на городской парк, на реку М.Вязовка, оз.Синара. Была изучена зараженность животных токсокарозом в г.Снежинске ,.проблема лудомании среди подростков. Различными методиками было был проведен мониторинг чистоты воздуха в городе . Эти работы были высоко оценены на городском, областном и российском уровне. Творческие работы наших деметровцев публиковались в городских и областных СМИ. Отмечались в качестве лауреатов на международном фестивале «Экология и дети 21 век». Общественно-просветительская работа ведется постоянно в форме общественных акций, праздничных мероприятий, агитационной работы.

Сроки и реализации программы

    • Составление программы – на основе проектной деятельности клуба Деметра (1994 – 2006)

    • Апробация (2007-2008)

Итоги апробации программы:

- ноябрь -2007 – участие учащихся школы в конкурсе студенческих и молодежных проектов «Молодежная инициатива атомным городам» (проект «Красная поляна г. Снежинска», электронная версия книги творческих работ клуба «Деметра», проект «Лаборатория Б», проект «Учитель – научи ученика»)

- январь 2008 – работа «Автомобиль. Город Человек» , «Судьба моей семьи в судьбе страны» - успешно прошли 1 тур всероссийского конкурса им. Вернадского

- февраль 2008 – участие во всероссийской гуманитарно–просветительской конференции г. Казань

- март 2008 – проведение школьной научной конференции – представлено 22 работы учащихся

- апрель 2008 – участие 12 работ учащихся в городской конференции «Молодых исследователей»

- май 2008 – лауреаты всероссийского конкурса «Первые шаги»

Реализация программы на учащихся общеобразовательной школы (2008-2009 уч. год)

Форма занятий – урочная.

Режим занятий – 1 час в неделю.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

В ходе элективного курса учащимися будут выполнены работы: доклад, реферат, научно – исследовательская работа или организация проекта. Темы к данным работам определяются учениками самостоятельно или с помощью руководителя.

Данные работы получают только словесную оценку, так как курс нацелен на привитие интереса к НИР, поощрение учащихся, участвующих в НИР.

Итоговой формой контроля по курсу предполагается выполнение научно – исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита на школьной научной конференции. Учащийся определяет самостоятельно тему и научного руководителя.

Работы могут быть представлены на конференции различных уровней (областные, российские, международные).

По окончании курсов учащиеся могут получить свидетельства установленного школьного образца с печатью школы, которые могут быть включены в Портфолио школьника.

Содержание курса

Научно – исследовательская деятельность учащихся"

32 учебных часа

Тематическое планирование

Всего

Теория

Практика

Тема 1

Введение в научно –исследовательскую деятельность

4

2

2

Тема 2

«Методы научного познания»

8

4

4

Тема 3.

«Библиографический поиск. Работа с литературными источниками»

6

3

3

. Тема 4.

«Оформление , реферата»

4

2

2

Тема 5

Тема 5. «Организация индивидуальной научно - исследовательской работы»

10 часов ( 4 часа теория,6 часов – практика)

10

4

6

Итого

32

Тема 1.«Введение в научно –исследовательскую деятельность

4 часа( 2 часа теория, 2 часа практика)

Теория: Наука и научное мировоззрение. Наука и лженаука. Научные открытия, которые потрясли мир. Знакомство с жизнью и теорией В.И. Вернадского. Сущность ноосферной концепции Вернадского, являющейся научным фундаментом в разработке современных глобальных проблем, прежде всего проблем разумного использования природных богатств биосферы. Рассказ о научно –исследовательской конференции им. Вернадского в г. Москва.

Практика: Поиск информации в сети Интернет по теме «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения». Обсуждение найденных материалов.

Тема 2. «Методы научного познания»

8 часов (4 часа теория, 4 часа практика)

Теория: Метод. Познание. Методы познания. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация. Структура естественно – научного познания: Эмпирический факт, научный факт, наблюдение, модельный эксперимент, мысленный эксперимент, Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат. рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом. Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.

Практика: 1 занятие -2 часа «Метод мозгового штурма. Влияние глобального потепления на экосистемы». «Использования метода моделирования к изучению явлений. Моделирование экологических процессов с помощью компьютера»(на выбор учащимися).

2 занятие - 2 часа «Планирование и проведение наблюдения «Антропогенное влияние на экосистемы города Снежинска»».

3 занятие – 2 часа «Проведение тематических экспериментальных исследований (физика, химия, экология). Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.».

Домашняя работа: Подготовка и проведение самостоятельного наблюдения по теме «Экология моего двора».

Тема 3. «Библиографический поиск и работа с литературными источниками»

6 часов (3 часа – теория, 3 часа – практика)

Теория: Информационные издания. Библиографические издания. Реферативные издания. Автоматизированные системы поиска информации. Изучение литературы и отбор фактического материала, научных фактов. Правила цитирования. Поиск информации в Интернет. Работа в библиотеке в читальном зале.

Практика: 1 занятие «Правила работы в библиографическом отделе. Подбор необходимого материала для доклада или реферата» -4 часа

2 занятие «Самостоятельный поиск информации в Интернет. Электронные справочные системы. Википедия. Энциклопедия КМ» - 2 часа

. Тема 4. «Оформление , реферата»

4 часа (теория 2 часа, 2 часа – практика)

Теория: Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала: правила записи числительных, сокращения, ссылки в тексте, правила записи формул, представление иллюстраций. Графики, фотографии, схемы. Сканирование. Особенности оформления доклада, реферата, НИР, проекта.

Практика:1 занятие. «Компьютерные технологии оформления работ» 2 часа.

Практика 2 занятие. «Компьютерное оформление реферата» - 2 часа.

Тема 5. «Организация индивидуальной научно - исследовательской работы»

10 часов ( 4 часа теория,6 часов – практика)

Теория: Научное исследование. Виды научно – исследовательских работ: реферативные, практические, опытно – экспериментальные, проекты. Выбор темы научного исследования. Гипотеза. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение примеров научных работ. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы. Основная часть НИР: Методы исследование, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части. обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации, приложения. Библиографический список, Интернет - источники. . Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу по научной работы.

Практика: 1 занятие «Выбор темы своего для индивидуальной НР. Постановка целей и задач работы. План работы» - 2 час

2 занятие «Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке» - 2 часа

3 занятие «Оформление результатов научного исследования» - 2часа

4 занятие «Составление тезисов к работе. Оформление доклада» - 2 часа

5 занятие Работа по группам. «Подготовка НИР к защите на конференции» - 2 часа

Итог работы - выступление учащихся на школьной научной конференции.

Участие в городской конференции молодых исследователей.

Представление исследовательских работ учащихся на конференции различного уровня (областные, российские, международные).

Почасовое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Часов всего

Домашнее задание

Результат

работы ученика

Дата проведения

Тема 1.«Введение в научно –исследовательскую деятельность.4 часа

1

Т: Наука и научное мировоззрение.

Лекция,

анкетирование, тренинг (психолог)

1 час

-

Конспект

2

П: «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения»

Практическое занятие на компьютере

1 час

Подготовить доклад о выдающимся ученом, вклад которого в науку вас не оставил равнодушным

Текстовый материал

Тема 2.« Методы научного познания» 8 часов

3

Т: Виды методов познания

Основные виды исследовательских работ

Лекция

1 час

Найти материал о биологических процессах или о глобальном потеплении

Конспект

4

П: «Метод мозгового штурма. Глобальное потепление- что это?». «Использования метода моделирования к изучению явлений. Моделирование биологических процессов с помощью компьютера»(на выбор учащимися).

Семинар

2 часа

-

Модель или решение

5

Т: Наблюдение. Эксперимент

Лекция

1 час

Подобрать объект для наблюдения. Выбрать тему для эксперимента по физике. Разработать план эксперимента

Конспект

6

П: «Планирование и проведение наблюдения»

Практикум

2 часа

Выбрать тему для наблюдения. Подготовить план наблюдения.

План, отчет

7

П: «Проведение тематических экспериментальных исследований (физика или география). Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.».

Практикум

2 часа

Подготовка и проведение самостоятельного наблюдения.

План, отчет, график, схема

Тема 3. «Библиографический поиск и работа с литературными источниками»6 часов

8

Т: Правила работы с литературой. Поиск информации в Интернет

Лекция

3 часа

Определить тему для сбора информации

Конспект

9

10

П: «Правила работы в библиографическом отделе. Подбор необходимого материала для доклада или реферата»

Практическое занятие в школьной библиотеке и в городской библиотеке

2 часа

Оформить выводы о проделанной работе

Материалы для работы по теме, конспекты, копии, журналы, книги

11

П: Поиск информации в Интернет

Практическое занятие,

семинар

1 часа

Оформить выводы о проделанной работе

Материалы

Тема 4. «Оформление , реферата»4 часа

12

Т: Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала

Лекция

2 часа

Принести материалы для реферата (их искали в Интернете и в библиотеке)

Конспект

13

П: . «Компьютерное оформление реферата»

Практическое занятие на компьютере

2 часа

-

Титульный лист реферата, содержание, библиографический список

Тема 5. «Организация индивидуальной научно - исследовательской работы»10 часов

14

Т: Научное исследование. Виды научно – исследовательских работ: реферативные, практические, опытно – экспериментальные. Выбор темы работы. Как правильно поставить цели и задачи работы

Лекция, тренинг

1 часа

Выбор темы и научного руководителя

Конспект

15

П: «Выбор темы своего для индивидуальной НР. Постановка целей и задач работы. План работы»

Практическое занятие

1 часа

Тема исследования, цели и задачи исследования, план работы

16

Т: Основная часть НИР. Требования к оформлению научных работ

Лекция

2 часа

Выполнение НИР

Конспект

17

П: «Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научая литература) в библиотеке» - 2 часа

Посещение библиотеки (городской)

2 часа

Выполнение НИР

Материалы для работы

18

П: «Оформление результатов научного исследования»

Практикум

1 часа

Выполнение НИР

Основная часть, титульный лист, приложения, библиографический список

19

Т: Требования к тезисам и докладу по научной работы

Лекция

1 часа

Составить тезисы

Конспект

20

П: занятие «Составление тезисов к работе. Оформление доклада»

Практикум, семинар

1 часа

Составить доклад (автореферат работы)

Тезисы к работе, доклад

21

П: «Подготовка НИР к защите на конференции»

Работа в группах

1 часа

Предзащита проекта

Итог работы - выступление учащихся на школьной научной конференции «Шаги в науку». Победители конференции примут участие в городской конференции молодых исследователей, в областных конкурсах, Всероссийских конкурсах «Портфолио», «Первые шаги», конкурс им. Вернадского

Литература

    1. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н. С. Научно исследовательские работы (курсовые, дипломные, диссертации): общая методология, методика подготовки и оформления. / Учебное пособие. –М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006

    2. Журнал «АС Эко Вестник», №1 - 7 1998 год

    3. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно–методическое пособие. – 5-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007

    4. Лиходед В.М. «Экология», Феникс, 2006

    5. Макарова «Компьютерное делопроизводство», -М.:«Просвещение», 2002 год

    6. Ноосфера: духовный мир человека / Сост. А.В. Коротнян. –Л.: Лениздат, 1989

    7. Хабарова Е.И., Панова С.А. «Экология в таблицах», Дрофа, 2001



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
    Награждение победителей регионального конкурса лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, проводимого в рамках ПНПО

Другие похожие документы..