Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
обязанностей и ответственности всех участников производственного процесса в области охраны труда, начиная от рабочего и кончая работодателем....полностью>>
'Документ'
Вступник до магістратури економічного факультету Київського національного університету імені Тараса Шевченка за спеціальністю „Економічна кібернетика...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российск...полностью>>
'Автореферат'
Д 212.216.03 ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, Самара, ул. М. Горького, 65 / 67, корпус 1, ау...полностью>>

С. Чаттерджи и Д. Датта введение в индийскую философию перевод А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С.Чаттерджи и Д.Датта

ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ

Перевод А.Радугина, Е.Тучинской и А.Романенко

S.Chatterjee, D.Datta. An Introduction to Indian Philosophy (5th ed.) University of Calcutta, 1954
М.: Издательство иностранной литературы, 1955

От издательства

Часть Первая
ВВЕДЕНИЕ

  1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    1. Природа философии

    2. Сущность и предмет индийской философии

    3. Школы индийской философии

    4. Место авторитета и разума в индийской философии

    5. Как постепенно развивались индийские системы философии

    6. Общие характерные черты индийских философских систем

    7. Пространственно-временная основа

  2. КРАТКИЙ ОБЗОР СИСТЕМ

    1. Система чарвака

    2. Система джайнизма

    3. Буддийская система

    4. Система ньяя

    5. Система вайшешика

    6. Система санкхья

    7. Система йога

    8. Система миманса

    9. Система веданта

Часть Вторая
ФИЛОСОФИЯ ЧАРВАКА

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ЧАРВАКА

  2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЧАРВАКА

    1. Неопределенность вывода

    2. Свидетельство – ненадежный источник познания

  3. МЕТАФИЗИКА

    1. Мир состоит из четырех элементов

    2. Души нет

    3. Бога нет

  4. ЭТИКА

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часть Третья
ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ДЖАЙНИЗМА

    1. Природа и виды познания

    2. Критика взглядов чарваков

    3. Джайнская теория суждения

  3. МЕТАФИЗИКА ДЖАЙНИЗМА

    1. Джайнская концепция субстанции

    2. Классификация субстанций

    3. Душа (джива)

    4. Неживые субстанции (адживы)

  4. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ ДЖАЙНИЗМА

    1. Зависимость души

    2. Освобождение

    3. Джайнизм – религия без бога

Часть Четвертая
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. УЧЕНИЕ БУДДЫ – ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

    1. Отрицательное отношение к метафизике

    2. Первая благородная истина – о наличии страданий

    3. Вторая благородная истина – о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев

    4. Третья благородная истина – о прекращении страданий

    5. Четвертая благородная истина – о пути к освобождению

    6. Философская подоплека этического учения Будды

  3. ШКОЛЫ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    1. Школа шунья-вада мадхьямиков

    2. Школа субъективного идеализма йогачаров

    3. Школа саутрантиков (репрезептационизм)

    4. Школа вайбхашиков

  4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА – ХИНАЯНА И МАХАЯНА

Часть Пятая
ФИЛОСОФИЯ НЬЯЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ НЬЯЙИ

    1. Определение и классификация познания

    2. Восприятие

    3. Вывод

    4. Упамана – сравнение

    5. Шабда – свидетельство

  3. ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА ФИЛОСОФИИ НЬЯЯ

  4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Я И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ

  5. ТЕОЛОГИЯ НЬЯЙИ

    1. Учение о боге

    2. Доказательства бытия бога

    3. Антитеистические аргументы

  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часть Шестая
ФИЛОСОФИЯ ВАЙШЕШИКА

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. КАТЕГОРИИ

    1. Субстанция, или дравья

    2. Качество, или гуна

    3. Действие, или карма

    4. Общность, или саманья

    5. Особенность, или вишеша

    6. Присущность, или самавая

    7. Небытие, или абхава

  3. СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ МИРА

  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часть Седьмая
ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. МЕТАФИЗИКА САНКХЬИ

    1. Теория причинности

    2. Пракрити и гуны

    3. Пуруша, или я

    4. Эволюция вселенной

  3. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ САНКХЬИ

  4. ДОКТРИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ

  5. ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ БОГА

  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часть Восьмая
ФИЛОСОФИЯ ЙОГА

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ

  3. ЭТИКА ЙОГИ

    1. Природа и форма йоги

    2. Восьмеричные средства йоги

  4. МЕСТО БОГА В СИСТЕМЕ ЙОГА

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часть Девятая
ФИЛОСОФИЯ МИМАНСА

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ МИМАНСЫ

    1. Природа и источники познания

    2. Не относящиеся к восприятию источники познания

    3. Достоверность познания

    4. Что такое ошибка?

  3. МЕТАФИЗИКА МИМАНСЫ

    1. Общее мировоззрение

    2. Теория потенциальной энергии (шакти и апурва)

    3. Учение мимансы о душе

  4. РЕЛИГИЯ И ЭТИКА МИМАНСЫ

    1. Место вед в религии

    2. Концепция долга

    3. Высшее благо

    4. Является ли миманса атеистическим учением?

Часть Десятая
ФИЛОСОФИЯ ВЕДАНТА

  1. ВВЕДЕНИЕ

    1. Происхождение и развитие веданты

    2. Развитие веданты в ведах и упанишадах

    3. Единые взгляды главных школ веданты

  2. МОНИЗМ ШАНКАРЫ (АДВАЙТА)

    1. Учение Шанкары о мире

    2. Учение Шанкары о боге

    3. Учение Шанкары о я, зависимости и освобождении

  3. ОГРАНИЧЕННЫЙ МОНИЗМ РАМАНУДЖИ

    1. Учение Рамануджи о мире

    2. Учение Рамануджи о боге

    3. Учение Рамануджи о я, зависимости и освобождении

ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Природа философии

Подобно всем другим живым существам, человек борется за существование. Но если низшие существа борются более или менее слепо, безо всякого осознанного плана и цели, действуя инстинктивно, то человек для понимания условий и смысла борьбы, а также для составления плана и нахождения инструментов, способных обеспечить успех, использует высший дар своего интеллекта. Человек хочет вести свою жизнь в свете познания самого себя и мира, вникая не просто в рассмотрение непосредственных результатов своих деяний, но даже далеко идущих последствий. Таким образом, желание познавать вытекает из разумной природы человека. Философия является попыткой удовлетворить это самое желание осмысливать. Поэтому философия – не просто удовольствие, но необходимость.

"Человек живет в соответствии со своей философией жизни, своим пониманием мира, – пишет знаменитый английский писатель. – Это верно даже в отношении большинства беззаботных людей. Без метафизики жить невозможно. Нам дано выбирать не между некой метафизикой и отказом от метафизики, а всегда – между хорошей или дурной метафизикой"1.

Философия в самом широком этимологическом смысле означает "любовь к знанию". Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад из ряда проблем, волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода. Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть "видение истины". Каждая индийская философская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины (таттва-даршана).

Обращаясь к истории западной философии, мы видим, что по мере роста знаний один человек имеет все меньше и меньше возможностей охватить весь круг научных проблем.

Возникает необходимость разделения труда, специального изучения частных проблем, и группа людей посвящает себя какой-либо одной проблеме или нескольким связанным между собой проблемам. Так возникли различные специальные науки. Физика, химия, ботаника, астрономия, геология и другие науки изучали мир каждая со своей стороны. Физиология, анатомия и ряд других медицинских наук занялись изучением человеческого тела. Предметом психологии явилось изучение психики человека. Таким образом, тщательное изучение многих частных проблем, которыми первоначально занималась философия, стало предметом специальных наук. Философия стала попадать в зависимость от результатов исследований этих различных наук, и ее задачей явились критическая оценка значения этих исследований и использование их для понимания общей природы вселенной – человека, природы и бога.

В настоящее время западная философия имеет следующие главные разделы: а) метафизика, трактующая общие проблемы, относящиеся к реальному миру, – проблемы человека, природы и бога; б) эпистемология, или теория познания, исследующая природу и развитие человеческого познания, а также возможности познания внешнего мира; в) логика, изучающая законы достоверных умозаключений и другие относящиеся к этому вопросы; г) этика, исследующая такие проблемы, как нормы моральных суждений, высшая цель человеческой жизни и другие подобные проблемы, и д) эстетика, имеющая дело с проблемами красоты. Из других разделов современной философии можно еще назвать аксиологию, которая занимается проблемами духовных ценностей*1. Кроме того, к философии иногда относят и социологию, нередко считая ее частью этики.

Важнейшим разделом философии долгое время считалась :психология; однако теперь существует тенденция рассматривать психологию как специальную науку, наравне с физикой и химией, и отводить ей место, независимое от философии.

Хотя основные проблемы философии, в сущности, одинаковы и на Востоке и на Западе и решение их в основном очень сходно, однако методы философского исследования в некотором отношении отличны друг от друга; разнится также и история развития философской мысли. Индийская философия рассматривает различные проблемы и метафизики, и этики, и логики, и психологии, и теории познания, но она не рассматривает их порознь. Любая проблема исследуется индийским философом со всех сторон – с точки зрения метафизики, этики, логики, психологии и теории познания. Эту тенденцию некоторые ученые называют синтетической точкой зрения индийской философии.

2. Сущность и предмет индийской философии

Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индуистов и неиндуистов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что "индийская философия" (Indian philosophy) есть синоним "индуистской философии" (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово "индуист" понималось исключительно в географическом смысле – как житель Индии. Однако поскольку под словом "индуист" подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Даже в сочинениях прежних ортодоксальных индуистских философов (как, например, в "Сарва-даршана-санграхе" Мадхавачарьи*2), которые пытались собрать в одном месте взгляды всех (сарва) философских школ, мы находим наряду с изложением взглядов ортодоксальных индуистских мыслителей освещение атеистических и материалистических философских школ (например, чарвака), а также учений таких неортодоксальных мыслителей, как буддисты и джайнисты.

Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта).

Этот всеобъемлющий характер индийской философии – терпимость одних ее философских школ по отношению к другим – имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если мы откроем обширные труды ведантистов, то найдем там тщательное и продуманное рассмотрение взглядов всех других систем: чарвака, буддийской, джайнской, санкхья, йога, миманса, ньяя и вайшешика; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем. Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Не удивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Более того, местные ученые, знакомые только с индийской философией, способны с удивительной легкостью усваивать сложнейшие проблемы западной философии.

3. Школы индийской философии

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика)2.

К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными (астика) не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы – материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными (частика) потому, что они не признают авторитета вед.

Чтобы это подразделение стало более понятным, следует уяснить, какое место занимают веды в истории развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Системы миманса и веданта можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции вед.

Традиции вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятивную – карма и джняна. Система миманса, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию вед, чтобы оправдать ведийские обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданта, придавая исключительное значение спекулятивной стороне вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений вед. Поскольку эти школы являлись, по существу, непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются иногда общим словом "миманса", и только ради точности одна из них носит название пурва-мимансы (или карма-мимансы), а другая – уттара-мимансы (или джняна-мимансы). Однако более употребительными наименованиями этих школ соответственно являются "миманса" и "веданта", поэтому мы будем придерживаться здесь именно этого общеупотребительного наименования.

Хотя школы санкхья, йога, ньяя и вайшешика строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чарвака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.

Изложенное может быть представлено в схеме, приведенной ниже.

4. Место авторитета и разума в индийской философии

Упомянутые выше отличия позволяют, в конечном счете, различать методы философских спекуляций, применяемые в различных школах.

Решение таких философских проблем, как, например: "Какова первопричина мира?", "Существует ли бог?", "Какова природа бога?" – не может быть получено благодаря наблюдению. Чтобы отыскать ответы, совместимые с истинами, уже установленными нашим опытом, философ должен применить воображение и разум. Поэтому, подобно другим отраслям знания, философия в своих исканиях идет от известного к неизвестному. Основанием философии является опыт, а главным инструментом ее – разум. Однако возникает вопрос: "Какой именно опыт должен служить основанием философии?" Индийские мыслители не единодушны в этом вопросе. Некоторые из них, например, считают, что философия должна основываться на обычном, нормальном опыте, то есть на тех истинах, которые открыты учеными и признаны всеми людьми.

В Индии эти взгляды полностью разделяются философами школ ньяя, вайшешика, санкхья и чарвака. В большей своей части это положение разделяется также философами буддийской и джайнской школ. Однако некоторые другие мыслители считают, что в отношении таких вопросов, как вопросы о боге, о состоянии освобождения и т.п., мы не можем получить сколько-нибудь правильной идеи из нашего обычного опыта; в этом случае философия по необходимости зависит от опыта тех немногих святых, пророков или мудрецов, которые достигали непосредственного познания (сакшаткара, или даршана) бога, состояния освобождения и т.п. По мнению этих мыслителей, основу философии составляют авторитет или свидетельства заслуживающих доверия лиц и священных писаний. Этому методу следуют школы мимансы и веданты. Многие из своих теоретических положений они основывают на ведах и упанишадах. Равным образом буддийская и джайнская школы ставятся в зависимость от учений Будды и джайнов, которые считаются всеведущими и совершенными. В Европе средневековая схоластическая философия также была основана на авторитете христианской библии.

Разум является главным инструментом размышления философов обоих типов. Отличие их друг от друга состоит в том, что у первых разум следует за обычным опытом, тогда как у вторых – за авторитетом.

Индийскую философию часто упрекают в том, что ее теории основываются не на самостоятельном рассмотрении, а на авторитете и носят поэтому характер скорее догматический, чем критический. Такое обвинение явно несправедливо по отношению к большинству индийских систем, которые в той же мере основываются на независимых рассуждениях, в какой это имеет место и на Западе даже в современный век критического мышления. Критика эта может иметь отношение главным образом к двум системам – мимансе и веданте, которые, как мы уже указывали, значительное место уделяют авторитету. Однако хотя эти системы исходят из авторитета, их теории подкрепляются столь вескими самостоятельными аргументами, что если даже убрать их опору – авторитет, они все же будут прочно стоять и выгодно отличаться от некоторых теорий, основывающихся исключительно на самостоятельном мышлении. Как мыслящее существо человек не может, конечно, чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока не удовлетворен его разум. Но если аргументы в пользу данной философии достаточны для удовлетворения его разума, то дополнительные факторы, основывающиеся на опыте лиц с более ясным умом и чистым сердцем, будут лишь увеличивать ее ценность.

5. Как постепенно развивались индийские системы философии

В истории западной философии, как правило, одни школы сменялись другими; та или иная философская школа господствовала до тех пор, пока на смену ей не приходила другая. В Индии же мы видим ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но совместно процветают на протяжении ряда столетий и продолжают свой рост параллельно. Причина этого, видимо, в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как философию жизни и создавала школу этой философии. Они жили ею и передавали ее поколениям своих приверженцев, которые следовали их образу жизни и мыслей. Таким образом, благодаря непрерывной цепи сменяющихся приверженцев различные системы индийской философии могли существовать в течение столетий. Даже в наши дни мы можем еще найти в различных частях Индии активных последователей некоторых главных философских школ, хотя развитие местной философии в связи с происшедшими социально-политическими преобразованиями ныне сильно тормозится.

Однако не следует предполагать, будто различные системы развивались только в определенном кругу активных ее последователей без взаимного влияния друг на друга. Напротив, как мы указывали выше, каждая философская школа считает своим долгом рассматривать и отвечать на все возможные возражения, выдвигаемые против ее взглядов. Эта постоянная взаимная критика вызвала в Индии появление многочисленной философской литературы. Кроме того, благодаря взаимной критике здесь развилась склонность к ясной и точной формулировке идей и к выработке защитных аргументов против выдвигаемых возражений. Более того, взаимная критика сделала индийскую философию своим собственным наилучшим критиком.

Принимая во внимание такое взаимное влияние, мы можем попытаться понять общий процесс возникновения и развития философских систем. Как уже сказано, веды прямо или косвенно связаны с большинством философских идей. В ортодоксальных школах, следующих за ведами и упанишадами*4, мы находим так называемые сутры, представляющие собой определенные начала систематического философского мышления. Слово "сутра" этимологически значит "нить", и в этом смысле она представляет собой ряд кратких заметок для памяти. Поскольку философские споры в большинстве своем велись в виде устной беседы и поскольку учителя передавали свои мысли ученикам обычно тоже в устной форме, возникла, по-видимому, необходимость увязать, связать единой нитью основные мысли в умах изучающих посредством краткой формулировки различных проблем, разрешения этих проблем, возможных возражений на них и ответов на эти возражения. Сутра как произведение состоит из собрания кратких сутр, или своеобразных афоризмов, входящих в соответствующие главы и отделы этого произведения. Например, "Брахма-сутра" Бадараяны состоит из афоризмов, суммирующих и систематизирующих философские учения различных ведических работ, главным образом упанишад, а также из кратких указаний на существующие и возможные возражения против этих учений и из ответов на эти возражения. Эта работа является первым систематическим изложением системы веданты. То же самое мы наблюдаем и в других системах: система миманса изложена в сутрах Джаймини, ньяя – в сутрах Готамы, вайшешика – в сутрах Канады, йога – в сутрах Патанджали. Согласно традиции, система санкхьи изложена в сутрах Капилы, который считается основателем этой системы. Однако не все дошедшие до нас сутры признаются оригинальными. Наиболее ранним систематическим произведением этого рода считается "Санкхья-карика" Ишвара Кришны.

Сутры отличались краткостью, и потому их смысл был не всегда ясен. Отсюда возникла необходимость составить комментарии, которые бы объясняли и истолковывали сутры. Эти основные комментарии к соответствующим сутрам именовались бхашьями, названия и дальнейшее развитие которых можно встретить в появившихся позднее различных школах. Однако следует отметить, что иногда бхашьи к одним и тем же сутрам составлялись различными авторами, стремившимися посредством особого истолкования сутр оправдать свои собственные взгляды. Таковы, например, бхашьи к "Брахма-сутре", составленные Шанкарой, Рамануджей, Мадхавой, Валлабхой, Нимбаркой, Баладевой и другими. Сторонники этих разных толкований "Брахма-сутры" были приверженцами школы веданты, почему мы и находим теперь много школ самой веданты.

С течением времени одни комментарии наслаивались на другие; кроме того, появлялись самостоятельные труды, написанные то с целью снабдить сутры указателем-справочником, то с целью оправдать, разработать или подвергнуть критике существующие доктрины. Философская литература ортодоксальных школ развивалась именно по этому пути. Приблизительно так же складывалось и развитие неортодоксальных доктрин, однако они исходили не из сутр вроде описанных выше. О них мы расскажем в главах, касающихся этих школ.

Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека (адхикара-бхеда). Различные философские дисциплины, как уже отмечалось, считались в Индии различными способами руководства в практической жизни. Следовательно, в них заключалось все необходимое для того, чтобы отличать своих последователей от последователей других систем. Поэтому считалось, что многие системы философии, начиная с материалистической школы чарвака и кончая ведантой Шанкары, стремились предложить такие способы философского мышления и существования, которые подходят людям различного склада и темперамента. Но даже независимо от этого прагматического объяснения мы можем обнаружить в школах, внешне противоположных друг другу, многие общие им положения, которые могут рассматриваться как общие черты индийской культуры.

6. Общие характерные черты индийских философских систем


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сатисчандра чаттерджи дхирендрамохан датта

    Реферат
    Индийская философия — одна из наиболее древних в мире: ее история исчисляется многими сотнями лет. Зарождение индийской философии относят обычно к Х—IX вв.

Другие похожие документы..