Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Программа учебной дисциплины дпп. Ф. 06 Историография отечественной истории
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании Ученого совета Проректор по учебной работе
_______________________________ ____________ __________________
наименование факультета подпись Ф.И.О.
«______» _______________ 200 г.
Протокол заседания совета факультета
№ 1 от «19» сентября 2007 г.
Декан
Факультета ___________ ________________
подпись Ф.И.О.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.06 ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
_______________________________________________________________
наименование дисциплины в соответствии с ГОС
050401 История с дополнительной специальностью
__________________________________________________________________________
шифр специальности и ее название
исторический
__________________________________________________________________
наименование факультета
кафедра отечественной истории и методики преподавания истории
__________________________________________________________________
наименование кафедры
Пенза – 2007
СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине 050401 «История с дополнительной специальностью».
ДПП. Ф. 06 Историография
Предмет историографии как специальной исторической дисциплины, изучающих развитие исторических знаний и исторической науки. Становление и эволюция направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Творческое наследие крупнейших историков. Основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.
Специалист должен иметь представление о сущности, формах, функциях исторического знания, методах и источниках изучения истории, о понятиях и классификации исторического источника, основных достижениях отечественной историографии в прошлом и настоящем, методологии и теории исторической науки.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов прочных знаний об основных достижениях отечественной исторической науки в области изучения наиболее ключевых аспектов истории России, начиная с древнейших времен и до настоящего времени. Курс «Историография отечественной истории» синтезирует знания по целому ряду исторических и общественных дисциплин (источниковедению, философии и другим).
В его рамках предполагается сформировать у студентов понимание закономерностей исторического процесса, прочные знания об основных исторических концепций отечественных исследователей с учетом их плюсов и минусов, с точки зрения современных подходов и состояния российской исторической науки и мирового обществознания.
Большое внимание при преподавании курса предполагается уделить анализу новейшей литературы по истории России, содержащей разнообразные оценки отдельных ее периодов, включая и противоположные.
Изучение историографии отечественной истории, как учебной дисциплины, направлено на закрепление имеющихся у студентов знаний основных курсов по истории России, государства и права, преподаваемых в рамках программы, а также в системе других гуманитарных наук. Усвоение предлагаемого курса является необходимым условием обеспечения более эффективной профессиональной деятельности будущих и работающих в системе народного образования преподавателей истории, обществознания и права.
Историография отечественной истории является базисной дисциплиной исторической науки, всех учебных дисциплин, изучаемых на историческом факультете вуза. Она дает студентам знания о том, как формировались исторические знания, исторические дисциплины и учреждения в России на протяжении всего существования Российского государства.
Изучение историографии отечественной истории должно восстановить целостную картину развития исторической науки в России с момента зарождения исторических произведений и до настоящего времени, которая должна сформировать у будущих специалистов устойчивое убеждение о высоком уровне развития отечественной исторической науки, чувства глубокого патриотизма и гордости за свою страну и выдающихся российских ученых, прославивших ее своими фундаментальными трудами, не уступающими по глубине осмысления и анализа лучшим образцам зарубежной историографии. Преподавание курса осуществляется на основе деилогизированного подхода, предполагающего ознакомление студентов со всеми историческими концепциями, получившими признание в научном мире и среди широкой общественности, вне зависимости от политических убеждений их авторов.
При изучении курса особое внимание уделяется персоналиям, характеристике личного вклада в отечественную историческую науку выдающихся и крупных российских историков.
В рамках курса рассматриваются также основные закономерности расширения источниковой базы исторических исследований, совершенствования методов источниковедческого анализа, состояние системы научных учреждений, исторического образования в целом, эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, международных связей исторической науки и т.п.
ОБЪЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Для дневного отделения по специальностям «учитель истории», «учитель истории и права» (4 курс) по учебному плану отводится: по специальности «учитель истории» - 28 часов лекций, 28 часов семинарских занятий, по специальности «учитель истории и права» соответственно 28 часов лекций и 14 часов семинарских занятий.
Вид учебной работы | Очное обучение | Очное обучение | ||
по специальности «учитель истории» | По специальности «учитель истории и права» | |||
по семестрам | по семестрам | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая трудоемкость, всего часов | 150 | 130 | ||
Аудиторные занятия (АЗ) | 56 – 8 семестр | 42 – 8 семестр | ||
Лекции (Л) | 40 – лекции | 20 – лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Семинары (С) | 80 – 8 семестр | 60 – 8 семестр | ||
Лабораторные занятия (ЛЗ) | ||||
Другие виды аудиторных занятий | 4 - консультации | 6 - консультации | ||
Самостоятельная работа (СР) | 12 – 8 семестр | 6 – 8 семестр | ||
Контрольная работа | 16 – 8 семестр | |||
Компьютерное тестирование | ||||
Формы итогового контроля | 14 - экзамены | 22 - экзамены |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план по темам и видам работ для очной, заочной форм обучения, сокращенных сроков обучения, ДВО
№ | Наименование разделов и тем | очное отделение, специальность «учитель истории» | ||
АЗ | СР | |||
Л | ПЗ | |||
1. | Введение в историографию. Методология истории | 2 | ||
2. | Возникновение исторических знаний и их развитие с древнейших времен до начала ХVIII века | 2 | 4 | |
3. | Историческая наука России в ХVIII веке | 2 | 4 | |
4. | Историческая концепция Н.М. Карамзина | 2 | 2 | 2 |
5. | Историческая концепция С.М. Соловьева | 2 | 2 | 2 |
6. | Исторические взгляды В.О. Ключевского | 2 | 4 | 2 |
7. | Исторические взгляды Н.М. Костомарова | 2 | 2 | 2 |
8. | Государственная школа в отечественной историографии | 2 | 2 | |
9. | Оригинальные исторические концепции и историки ХIХ – начала ХХ веков | 2 | 2 | |
10. | Революционно-демократическое направление в отечественной историографии | 2 | 2 | |
11. | Зарождение марксистской историографии. В.И. Ленин и история России | 2 | ||
12. | Революция 1917 года и становление советской исторической науки в 1920-е годы | 2 | 2 | |
13. | Разгром «буржуазной» историографии и утверждение марксистского направления в отечественной историографии. Репрессии среди историков | 2 | 2 | |
14. | «Сталинский период» в советской историографии (1930-е годы – первая половина 1950-х годов) | 2 | 2 | |
15. | Советская историческая наука второй половины 1950-х годов – первой половины 1980-х годов | 4 | 2 | |
16. | Развитие отечественной историографии во второй половине 1980-х –1990-е годы ХХ века | 4 | 4 | 4 |
17. | Историческая наука российской эмиграции ХХ века | 2 | 2 |
№ | Наименование разделов и тем | очное отделение, специальность «учитель истории и права» | ||
АЗ | СР | |||
Л | ПЗ | |||
1. | Введение в историографию. Методология истории Возникновение исторических знаний и их развитие с древнейших времен до конца ХVIII века | 2 | 10 | |
2. | Историческая концепция Н.М. Карамзина | 2 | 2 | |
3. | Историческая концепция С.М. Соловьева. Государственная школа в отечественной историографии | 2 | 2 | 2 |
4. | Исторические взгляды В.О. Ключевского | 2 | 2 | 2 |
5. | Оригинальные исторические концепции и историки ХIХ – начала ХХ веков. Исторические взгляды Н.М. Костомарова | 2 | 2 | 2 |
6. | Революционно-демократическое направление в отечественной историографии. Революция 1917 года и становление советской исторической науки в 1920-е годы | 2 | 2 | |
7. | «Сталинский период» в советской историографии (1930-е годы – первая половина 1950-х годов) | 2 | 2 | |
8. | Советская историческая наука второй половины 1950-х годов – первой половины 1980-х годов | 2 | 2 | |
9. | Развитие отечественной историографии во второй половине 1980-х –1990-е годы ХХ века | 2 | 4 | |
10. | Историческая наука российской эмиграции ХХ века | 2 | 2 |
Похожие документы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» По подготовке
Рабочая программаРабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) – 032600 (050401)–история.Рабочая программа учебной дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» По подготовке
Рабочая программаРабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) – 032600–история.Рабочая программа учебной дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» По подготовке
Рабочая программаРабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) – 032600–история.Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки
ДокументДисциплина «История первобытного общества» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем 48 часа, из них на аудиторные занятия отводится 18 часов, на самостоятельную работу – 28 часов.Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.