Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проведение мониторинга состояния и потребности кадрового обеспечения в об-ласти физической культуры и спорта и направление вы-пускников образовательны...полностью>>
'Лекции'
Биржа РТС запустила фьючерс на цену отсечения московских облигаций 43-го выпуска. Правда, поторговать им игроки могут только четыре дня – до размещен...полностью>>
'Урок'
- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры д...полностью>>
'Документ'
Артыкул 35. Свабода сходаў, мiтынгаў, вулiчных шэсцяў, дэманстрацый i пiкетавання, якiя не парушаюць правапарадак i правы iншых грамадзян Рэспублiкi ...полностью>>

Патриотизм на службе россии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПАТРИОТИЗМ НА СЛУЖБЕ РОССИИ




А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев



СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК СМЫСЛ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Волгоград 2005

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.

Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – …… с.

В научно-популярном издании рассматривается проблема патриотизма как миссии служения Отечеству поколений россиян, вступивших в ХХ1 век

Авторы обращаются к историко-культурному наследию зарубежных и отечественных мыслителей с целью выявления генезиса идеи служения Отечеству и ее трансформации в принцип, отражающий единство личностных, коллективных, общественных и государственных интересов.

В настоящем научно-популярном издании детально обосновывается типология патриотизма, его структура, функции, признаки и др., что, в свою очередь, определяет основные параметры патриотически-ориентированного образования.

Оригинальность представляемого исследования состоит еще и в том, что авторы обращаются к наследию Великой Победы как духовному ресурсу воспитания человека культуры, гражданина и патриота России начала третьего тысячелетия.

Данная книга способствует популяризации представлений о сущности российского патриотизма в современных условиях для широкой общественности. В первую очередь оно предназначено для работников образования, культуры, ветеранских организаций, молодежной политики, спорта. Оно может быть адресовано студентам учреждений высшего профессионального образования, аспирантам и всем, кому не безразличны проблемы российского патриотизма.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

1.1. Патриотизм как социально-историческое явление

1.2. Служение Отечеству в пространстве смысловой структуры патриотизма

1.3 Патриотизм в современном российском обществе

ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

2.1 Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

2.2 Мировоззренческий фундамент современного российского патриотизма

ГЛАВА 3. ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

3.1. Патриотически-ориентированное образование: сущность и функции воспитания человека культуры, гражданина и патриота ХХ1 века

3.2. Духовно-нравственный потенциал Великой Победы как ресурс возрождения и развития патриотизма у современной молодёжи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОБ АВТОРАХ

ВВЕДЕНИЕ

Третье тысячелетие, в которое вступила Россия, характеризуется весьма сложной ситуацией. В ней присутствует как наследие послевоенного мироустройства, так и новые тенденции и явления современного мира.

Так называемая «шоковая терапия» привела к обнищанию значительной части населения, углубила разобщенность людей, обратила большое количество граждан в состояние стресса, депрессии, и тем самым, снизила их гражданскую активность.

В этих условиях осложняется активация ресурса патриотизма, направленного на формирование конструктивных инициатив на местах, провоцируя протестные настроения и безрассудные революционные намерения, ибо вместо провозглашенной свободы происходит закрепощение людей либо в пространстве депрессий и стрессов, либо в системе немотивированного противостояния.

Попытки реформирования нашей страны, будут происходить скорее вопреки усилиям верхов, чем по их сценарию и вокруг тех идей и установок, которые сейчас зреют в пространстве народного сознания, чувств и воли, складываются в глубинах души народной жизни. История российского государства убедительно доказала, что главная задача приходящего к власти сословия (боярство, дворянство), класса (буржуазия, пролетариат) состоит в создании механизма самообновления общества на основе идеи патриотизма. Борьба правящих элит или смена правящего класса в конкретном индустриальном обществе или в целом в индустриальной цивилизации связаны с тем, что новый класс обеспечивает условия для того, чтобы общество могло инкорпорировать весь историко-культурный материал, накопленный индивидами и самим обществом в предшествующей эволюции, но не востребованный в тех условиях.

Социалистическая эпоха основывалась на идее усилении роли государства в системе обеспечения социального равенства, благодаря чему стала возможна форсированная индустриализация. Если государство в условиях существующей системы фактически подчиняло себе все сферы общественной жизни, то рынок, формирующийся в настоящее время, разобщает людей и противопоставляя их друг другу как конкурентов, разрушает, по сути дела, основы общественной жизни. Это усиливает потребность в той силе, которая смогла бы скоординировать интересы между обществом, распадающемся на отдельных людей, всемерно приспосабливающихся к условиям существования, рынком и государством.

Такой силой является патриотизм, основывающийся на идее служения Отечеству, направленный на осознание каждым человеком важности общественной солидарности и гражданского участия в деле духовно-нравственного, экономического и социально-политического возрождения страны.

В. В. Путин определяет патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряли себя как народ, способный на великие свершения» (54;С. 4—19).

Выделяя собственные смыслы современного российского патриотизма, те общие цели для общества, которые формируются на его основе, Президент выделил Державность, государственничество, социальную справедливость, солидарность. Именно в этих основных направлениях через патриотизм идет адаптация национального сообщества, того или иного народа, населения к формируемой общественной среде, гораздо более сложной и многомерной, чем данное сообщество. Такая адаптация должна разрешить характерное противоречие: с одной стороны, данное общество должно сохранить само себя, свою специфику, несмотря на громадное давление внешнего мира и требование изменений; с другой — необходимость взаимодействовать с этим внешним миром, отвечать на его «запросы» и требования, навязываемые ритмы жизни, технологии, формы организации и управления и др.

И в условиях начала ХХI века патриотизм является мощной основой борьбы общества с терроризмом, который составляет уже не образ, а феномен врага, включающий в себя систему ценностей, политических амбиций, религиозных и идеологических парадигм, экономических приоритетов.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы» констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному на современном этапе развития России.

«Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует о том, что без патриотизма, без патриотического воспитания не могла добиться успеха ни одна страна. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Любая страна нуждается в наличии действенной, эффективной системы патриотического воспитания граждан, адекватной по содержанию и методам сложившейся общественно-политической и социально-экономической ситуации.» (24).

Эффективность управляемости переходными процессами в современном российском обществе основывается на разработке и внедрении образовательно-воспитательных доктрин, концепций, проектов, программ и моделей, основанных на новой методологии развития стратегии российского общества начала третьего тысячелетия, в котором пока торжествует принцип пользы, либерализма и расчета.

Одной из острейших проблем в образовании и педагогике наших дней становится проблема востребованности исторического опыта служения Отечеству. Сбережение и приумножение отечественных традиций патриотизма в системах отечественного образования становится необходимостью сегодняшнего дня. Воспитание гражданина и патриота осуществляется по вектору от социума через коллектив к индивидууму.

Исторический вызов ставит перед системой образования социокультурные, нравственные, духовные, содержательные и организационные проблемы. В его итоге мы должны построить новый уклад системы образования, основными приоритетами которого будет культура, патриотизм и гражданственность человека. Патриотизм органично вплетается в образование человека XXI века при условии, если его духовно-ценностное основание будет связано с современной концепцией его модернизации.

Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Переходный период создал условия не только для формирования демократических процедур, но и для негативных реалий в общественной жизни России, в частности для манипуляций общественным сознанием населения с целью влияния на него. Население, особенно молодежь, подвергается духовному насилию на фоне слабого гражданского общества.

Рост социальной инженерии, превалирование технологического подхода (СМИ, PR, политическая и коммерческая реклама, популизм и т.д.) к обработке граждан дает возможность манипулировать мнением людей, навязывать им свои цели, формировать общественное сознание. Создавая мир, где царствуют потребительские ценности, они одновременно разрушают традиции, сложившиеся веками, предъявляя определенный стандарт как образ того мироустройства, к которому надо стремиться.

В результате процессов глобализации и распространения новейших коммуникационных технологий человек в какой-то степени нивелирован, атомирован, теряет индивидуальность, становится безликим элементом социальной машины, беспрецедентного воздействия чудовищно развившихся социально-политических организаций, жертвой обезличенного социального прогресса и постоянной конфронтации масс и политических элит.

Патриотизм, патриотическое воспитание должно стать основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного поля российской ментальности, самобытности народных традиций и обычаев, обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.

Опора на национальные культурные традиции совмещение их с потоком экономических и социальных нововведений позволили бы не только смягчить естественное напряжение между «традиционным» и «современным», но и избежать тотального разрушения страны, которое происходило в 90-е годы.

В этом плане патриотизм как приоритет образования создает его новый ОБЛИК жизни гражданина России, новое понимание смыслоценности развития человека, формирует новый социальный заказ, которые теперь становятся не просто приобретением специальности или повышением личного статуса, условием карьерного роста, но основой воспроизводства личности, социума, общества и государства.

Итак, что же такое патриотизм сегодня? Нужно подчеркнуть, что прояснение его сути позволяет соединять средства и цели, ресурсы общества и технологии их освоения, раскрепостить социальную энергию и инициативу населения, преодолеть повсеместное — в связи с повсеместным переходом всего в частную собственность — отчуждение населения от земли, природы, власти, культуры и духовности, от основ собственного существования.

Таким образом, предлагаемая книга призвана устранить заметный недостаток в освоении патриотизма, который выражается в некотором отрыве патриотического воспитания от всей системы образования в процессе осуществления стратегии ее модернизации.

Какой будет Россия в начале третьего тысячелетия? Какова роль нашей страны в развитии мировой цивилизации? В каком обществе мы живем? Какими ресурсами располагаем и на что можем рассчитывать в будущем? Будет ли наше Отечество другим? И чем, собственно говоря, оно является в настоящем и чем в состоянии быть в будущем?

Ответ на эти вопросы и есть исторический выбор России в ее многотрудной истории, которая учит нас на героических примерах борьбы за сохранение России, у которой был вполне конкретный враг или его потенциальный образ. История Отечества изобилует фактами, что во все времена нелегкой судьбы России ее ответом на угрозы был, есть и будет патриотизм как сила спасения, сохранения, воспроизводства и развития этой сложной экономической, культурной, политической, социальной системы, именуемой РОССИЯ.

ГЛАВА 1. ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

1.1. Патриотизм как социально-историческое явление

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб России и ее граждан начала нового века и тысячелетия. Спасение и возрождение Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия позиций в структуре отечественного общественного сознания, как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Этот пересмотр касается и форм общественного сознания, таких как духовно-нравственная, государственно-правовая, политическая, религиозная, эстетическая и проч. И это понятно. Процесс осознания себя патриотом в эпоху реформирования российского общества идёт неоднозначно и весьма противоречиво. На это есть основания. Превращение России из супердержавы в нищую страну нанесло удар по национальной гордости, национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросших на высших пределах гордости за свою страну. А сегодня средства массовой информации, особенно электронные, представляют нам перспективу мрачного, мазохистки – сладостно – самоубийственного будущего, что ни как не отвечает установкам старших поколений, знающим самоотверженность во имя будущего на собственном опыте.

В течение продолжительного времени нам активно навязываются стереотипы западной идеологии и общественной психологии под маской духовной свободы: индивидуализм, жесткое имущественное расслоение вместо социального равенства, эгоизм вместо коллективизма, прагматизм вместо духовности, жажда наживы вместо трудового заработка, агрессивная предприимчивость вместо трудовой активности, развлекательная «массовая культура» вместо художественной классики, культ насилия вместо любви и дружбы. Естественно, что мир культуры «существователя» (Н.В.Гоголь) отторгает человека от окружающих людей, внушает ему иллюзию самодостаточного Робинзона. Стоит ли удивляться отсутствию гражданственности, патриотизма, доброжелательности, взаимовыручки и чуткости в отношениях значительной части населения, особенно молодёжи, современной России.

Естественно, что происходит это неуклонно и чаще всего в извращенном виде: среди молодежи большое распространение получили алкоголизм, наркомания, проституция, неадекватные биологическому полу сексуальные ориентации и т.д. Эйфория вседозволенности, отсутствие нравственных «тормозов» ведёт к размытости представлений о собственном предназначении в пространстве жизнедеятельности. При этом упорно навязывается мнение, что нашей Родиной может стать весь мир, все лучшие образцы и стандарты культуры находятся в Европе и США, но не в России; у нас в стране все плохо – поэтому нужно или уехать в другую страну, или сосредоточиться только на себе и близких. В общении и поведении различных социальных групп утвердились «диснеевские», «вестерновские» или детективные манеры: развязность, вседозволенность, грубость, хамство, открытое пренебрежение элементарными нормами культурного взаимодействия, примитивность чувствования и мышления.

В условиях пока несостоявшейся демократии эгоизм и индивидуализм все больше поглощают альтруизм, гражданственность, патриотические устремления.

Реформы призванные возродить Россию, по нашему мнению, не могут иметь в своей основе чужеродные идеи и нравы, характерные для нетрадиционных обществ, впитавших в собственную историю идеи насилия, принуждения, ловкачества, обмана, предательства, разврата, пресмыкательства перед силой и т.д. Это – глубоко чуждо природе нашего народа, традицией которого является духовность, нравственность, гуманизм, свобода и т.д., и не может стать фундаментом для выхода страны из кризиса, а тем более для ее будущего процветания.

Сегодня у России нет более главной идеи, ценности, чем патриотизм. Его мощный потенциал направлен на консолидацию российского общества и духовно – нравственному, политическому и экономическому возрождению России.

В истории России было немало фактов, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи и не раз побеждал внутреннего или внешнего врага, например во времена Александра Невского, Дмитрия Донского, польско-литовской интервенции периода Смутного времени, или «бироновщины», или, как это произошло в 1941 году, однако «чубайщина» оказалась устойчивей, если ей так долго дано разрушать страну.

Патриотические чувства, можно предполагать, есть у большинства людей. Но у нашего народа в силу его многотрудной исторической судьбы оно испокон веков особое. В нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности, ответственности – словом, всего того, что на протяжении столетий воспринимается как русский национальный характер и душа народа, который свято привержен своему Отечеству.

Сила России - это не только дарованные Богом богатейшие минеральные ресурсы, огромная территория, освоенная нашими предками, созданная трудом многих поколений экономика и культура, но и это, что зовется «дымом Отечества», составляющим нетленный пласт духовности нашего народа.

Сегодня Россия — это 13% земной суши, однако только 7,5% населения и 1,6% мирового валового продукта, что представляется абсолютным регрессом по сравнению с царской Россией 1913 года. На душу населения в России приходится 11,6 га земли, что во много раз больше, чем в любой другой стране мира (в Японии — 0,29 га, Великобритании — 0,41, Италии - 0,49, Китае - 0,76, Франции - 0,94, США - 3,35 га). Современный россиянин в четыре раза богаче

природно-территориальными ресурсами и жизненным пространством, чем среднестатистический житель планеты.

Россия является одной из богатейших стран мира по природным ресурсам. По ресурсному потенциалу на душу населения России нет равных. Россия — единственная крупная держава, которая полностью обеспечена энергоресурсами. Высокая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых в нашей стране в мировых ценах составляет 28,6 трлн долл., прогнозный потенциал — 140 трлн долл. Так, современная Россия владеет примерно 15—20% прогнозных и 6% доказанных мировых запасов нефти, 42% газа, 43% угля, 25% мировых запасов древесины. Мы осуществляем 11 % мировой добычи нефти, 28% газа, 14% угля, 25% алмазов, 5,5% золота. Россия находится на втором месте в мире по разведанным запасам золота и пятом — по среднему содержанию золота в рудных месторождениях. В то же время, например, Япония зависит от иностранных энергоресурсов на 82%, Германия и Франция — на 50—52%, США — на 23%.

Как видим, этот потенциал огромен. Однако, обладая в планеты и огромными запасами других природных ресурсов, Россия пока не смогла воспользоваться этим преимуществом в интересах национального развития, неуклонно скатываясь в последние годы на позиции должника развитых государств мира. Ее внешний долг составил 130 млрд дол. (по другим данным — 150 млрд дол.). Это означает, что сегодня каждый дееспособный гражданин России уже должен 2 тыс. долл. иностранным кредиторам. За десять лет реформы Россия переместилась с 5-го места в мире по ВВП на душу населения на 47 ступеней вниз, уйдя из группы стран со средним уровнем производства и благосостояния (ВВП на душу населения — от 5 до 10 тыс. дол. в год) в компанию бедных развивающихся стран.

Такова цена за утрату или ослабление патриотической ориентации нашего общества. Можно сказать, что патриотизм в чем-то равнозначен необходимому для общества уровню производительности труда и организационной культуры: как и эти последние, он выражает внутреннюю «подтянутость» населения страны, добровольное и активное служение населения интересам общества и государства, Державе, Отчизне.

Именно поэтому проблема духовности личности, ее духовной готовности и служению России, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как главное звено развития российского общества на фоне обвального распада евроазиатской державы - СССР.

В этом плане для нас интересны исследования, анализирующие причины распада всех существующих в мировой истории империй. Среди комплекса причин ученые выделили главную – падение общественных нравов и чувства патриотизма ниже критического уровня.

Исследуя быт и жизнь египтян, персов, римлян, ранних и поздних кочевников, других народов, создавших великие государства, ученые пришли к выводу, что в период бурного роста могущества все государства еще не обладали ни материальными богатствами, ни высокоразвитой наукой и культурой. Но зато граждане будущих великих империй от простолюдина до самого знатного горели желанием исполнить свой долг лишь бы жило, процветало и славилось их милое, бесценное отечество.

А что по этому поводу утверждает история языка?

Патриот (от греческого «земляк, соотечественник») – это человек любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и действующий во имя Родины.

Действительно, даже самые страшные поражения и полное обнищание Рима во вторую Пуническую войну не в состоянии было поколебать могучего патриотизма его бойцов и расшатать государственный организм.

Когда патриотизм сменился полным равнодушием и судьбе отечества, и народной славе, человеческому величию, когда всюду стала править только страсть к наживе, тогда некогда могучий Рим, несмотря на свое кажущееся величие и блеск, стал настолько слаб, что уже не мог сопротивляться даже одиночным ударам менее цивилизованных племен.

Исторический опыт свидетельствует, что основу формирования у людей высокого морального духа всегда составляли идеи патриотизма, любви к своему Отечеству, готовность сражаться за него до полной победы.

Для русского этноса идеи патриотизма всегда стояли очень остро, рассматривались в широчайшем диапазоне. Они включала историческую проблематику, вопросы русского национального самосознания и менталитета, «русской идеи», исторической миссии России и выбора путей ее развития.

Представляется, что это и послужило тому, что как в истории отечественной мысли, так и в современной политической практике трактовки понятия «патриотизм» характеризуется многовариантностью, большим разнообразием толкований и неоднозначностью. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-уничижительного.

Патриотизм, вместе с тем, был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству.

Не лишены этого высокого чувства и духовного начала русские люди.

Россия – это государство с многовековой историей, традициями, а русский патриотизм имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа, в сознании и менталитете общественное всегда было приоритетным над личностным, положение и роль личности в российской истории всегда подчинялись той цели, которая на данном историческом этапе выступает идеалом сплочения нации.

Таким образом, патриотизм в России в течении долгого времени понимался как готовность поступиться личными интересами на благо Отечества, безграничная вера в мощь российского государства и власти, патернализм, самоотверженность. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства в соответствии с традициями было характерно для России на протяжении веков.

Где же начало патриотизма его истоки? Патриотизм первоначально возник как естественное сильное чувство здорового человека, племени к воспроизводству своего рода на защищаемом жизненном пространстве. Мы всегда болеем за близких, за людей своего круга, за свой мир, территорию. Вытеснение же, ущемление естественной жизни этноса вызывало защитную реакцию – патриотизм.

Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно – исторических документах и летописях еще в 1Х веке. Патриотизм и более позднего периода носило как бы личностный характер. Он проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, однако такие случаи были редкостью – верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Россия век XX книга первая (1901 — 1939) Часть 1 (1)

    Книга
    1. Главы этой книги публиковались первоначально под общим названием «ЗАГАДОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ XX ВЕКА». Но для книги в целом такое название было бы не очень уместным, ибо ведь из нее следует, что «загадочна» по сути дела вся история
  2. Россия век XX книга первая (1901 — 1939) Часть 2

    Книга
    На этот вопрос за восемьдесят с лишним лет были даны самые различные, даже прямо противоположные ответы, и сегодня они более или менее знакомы внимательным читателям.
  3. Идеология и деятельность молодежных организаций русского зарубежья в 1920-е начале 1940-х гг. (На материалах союза младороссов и национального союза нового поколения)

    Автореферат
    Защита состоится 25 мая 2010 г. в 10.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.243.03 при Саратовском государственном университете имени Н.
  4. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ
    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  5. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи (на примере республики адыгея) 22. 00. 06 социология культуры

    Диссертация
    Защита состоится 18 октября 2010 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.05 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , г.

Другие похожие документы..