Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
«Оценка эффективности и экономичности длительной медикаментозной терапии бронхолитиками, фенспиридом (эреспалом) и ингибитором АПФ периндоприлом больн...полностью>>
'Документ'
Озеро Блед — настоящая жемчужина Словении, особый мир спокойной природы и чистых вод, как будто специально созданный для всех, кто желает отвлечься о...полностью>>
'Лекция'
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вы...полностью>>
'Доклад'
представляет собой способ обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности муниципального учреждения для общественности города, родит...полностью>>

Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Смоленский гуманитарный университет"

декабрь 2010 – январь 2011

Педагогический анализ/мониторинг
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

  • Тематическое наполнение содержания образовательной программы по дисциплинам профессионального образования в соответствии с требованиями ГОС II

  • Показатели выполнения требований ГОС II

(обработка методами классической теории тестирования)

Оглавление

1.Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» 6

2.Динамика участия в Федеральном Интернет-экзамене
в сфере профессионального образования 43

2.1.Количественные показатели участия в ФЭПО и в программе информационно-аналитического сопровождения «» 43

2.2.Количественные показатели участия в ФЭПО студентов Российской Федерации,
обучающихся по ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» 44

2.3.Количественные показатели участия в ФЭПО студентов
вуза «Смоленский гуманитарный университет» 45

2.4.Количественные показатели участия в ФЭПО студентов
вуза «Смоленский гуманитарный университет», обучающихся по ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» 46

3.Данные о выполнении требований ГОС ВПО 47

3.1.Показатели выполнения требований ГОС в целом по Российской Федерации 47

3.2.Показатели выполнения требований ГОС
для вуза «Смоленский гуманитарный университет» 48

3.3.Показатели выполнения требований ГОС студентами
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» в целом по Российской Федерации 49

3.4.Показатели выполнения требований ГОС студентами
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
вуза «Смоленский гуманитарный университет» 50

3.5.Показатели выполнения требований ГОС студентами
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
вуза «Смоленский гуманитарный университет» в рамках ФЭПО-12 51

4.Показатели освоения дисциплин в рамках ФЭПО-12 53

4.1.Показатели освоения дисциплин в целом по Российской Федерации 53

4.2.Показатели освоения дисциплин в вузе «Смоленский гуманитарный университет» 56

4.3.Показатели освоения дисциплин
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
в целом по Российской Федерации 58

4.4.Показатели освоения дисциплин
по ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
в вузе «Смоленский гуманитарный университет» 59

5.Мониторинг результатов тестирования студентов
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
ОУ «Смоленский гуманитарный университет» 60

5.1.Мониторинг результатов освоения дисциплин 60

5.2.1.Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин 62

5.2.2.Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин 63

5.2.3.Цикл общепрофессиональных дисциплин 64

6.Формирование выводов по качеству подготовки студентов
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
вуза «Смоленский гуманитарный университет» 65

7.Сравнение результатов тестирования студентов
ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
с результатами в целом по Российской Федерации 70

8.Интернет-тренажеры в сфере образования 77

Заключение 88

Введение

Информационно-аналитические материалы предназначены для деканов и заведующих выпускающими кафедрами образовательного учреждения и содержат результаты тестирования студентов по дисциплинам основной образовательной программы (ООП) 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», принимающей участие в Интернет-экзамене в сфере профессионального образования. Полученные результаты обработаны методами классической теории тестирования. В настоящее время в рамках комплексной программы информационно-аналитического сопровождения «» для данной ООП разработаны тестовые материалы по следующим дисциплинам высшего профессионального образования:

цикл ГСЭ: культурология; отечественная история; политология; правоведение; психология и педагогика; русский язык и культура речи; социология; философия; экономика;

цикл ЕН: концепции современного естествознания; математика и информатика; экология;

цикл ОПД: маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме; менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме.

В тексте жирным шрифтом выделены названия дисциплин, по которым Интернет-тренажеры представлены в расширенном формате (см. сайт www.i-exam.ru и §8 данного издания).

Материалы охватывают требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания ООП и структуры педагогических измерительных материалов по каждой дисциплине, включающие выделенные разделы ГОС, их тематическое наполнение и перечень контролируемых учебных элементов.

Статистические данные отражают как количественные показатели участия вуза в тестировании, результаты тестирования студентов отдельной ООП, так и показатели освоения дисциплин и выполнения требований ГОС. Приводятся соответствующие данные не только по отдельному образовательному учреждению, но и по Российской Федерации в целом. Для образовательного учреждения, неоднократно участвующего в Интернет-экзамене, приводится мониторинг результатов освоения циклов дисциплин.

  1. Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

Содержание ГОС по дисциплине

Дидактические единицы ГОС

Тематическое наполнение ДЕ ГОС

Перечень учебных элементов

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Экономика (-): Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности.
Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции.
Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

1.Введение в экономическую теорию

1.1.Предмет и метод экономической теории

знать: предмет экономической теории и методы экономических исследований

1.2.Этапы развития экономической теории

знать: периоды развития экономической науки, основные научные течения, их представителей и вклад в развитие экономической теории

1.3.Потребности и ресурсы

знать: определение блага, продукта, товара, услуги, потребности, ресурса, классификацию благ, потребностей и ресурсов

1.4.Общественное производство и экономические отношения

знать: типы общественного производства и воспроизводства, содержание экономических отношений в процессе общественного производства и показатели, их характеризующие

1.5.Экономические системы

знать: основные черты экономических систем и их моделей

1.6.Собственность: формы и пути их преобразования

знать: формы собственности, сущность и методы разгосударствления, приватизации

2.Микроэкономика

2.7.Рынок

знать: определение, структуру и виды рынка, его функции, объекты и субъекты рынка, «фиаско» рынка и государства

2.8.Рыночный механизм

знать: сущность закона спроса и предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, механизм установления параметров рыночного равновесия
уметь: определять параметры равновесия спроса и предложения, а также влияние отдельных факторов спроса или предложения на цену и объем продаж

2.9.Эластичность

знать: понятие эластичности (точечная и дуговая), виды коэффициентов эластичности спроса и предложения и их практическое значение
уметь: определять значение коэффициентов эластичности и на основе этого характеризовать спрос, изменение величины спроса под действием

2.10.Поведение потребителя

знать: эффекты потребительского поведения, действие эффекта дохода и эффекта замещения, потребительские предпочтения, понятия общей и предельной полезности, равновесия потребителя

2.11.Функционирование фирмы

знать: факторы производства, эффект масштаба производства, закон убывающей предельной производительности

2.12.Издержки и прибыль фирмы

знать: определения выручки, прибыли, издержек, их классификацию, принцип максимизации прибыли
уметь: рассчитывать стоимостные показатели деятельности фирм

2.13.Конкуренция

знать: виды конкуренции и методы конкурентной борьбы

2.14.Монополия

знать: сущность и виды монополий, антимонопольное регулирование
уметь: определять условия равновесия фирмы-монополиста (достижения оптимального объёма производства), уровень монопольной цены, монопольной прибыли, индекс монопольной власти

2.15.Несовершенная конкуренция

знать: сущность монополистической конкуренции, олигополии, монополии и монопсонии, их отличия друг от друга

2.16.Рынок капитала

знать: сущность рынка капитала и условия инвестирования в капитал
уметь: рассчитывать чистую текущую стоимость (NPV)

2.17.Рынок труда

знать: субъекты и объекты рынка труда, виды заработной платы, факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда
уметь: определять уровень оплаты труда, изменения параметров равновесия на рынке труда, номинальную и реальную, повременную и сдельную заработную плату

2.18.Рынок земли

знать: особенности рынка земли, понятие и виды ренты, субъекты и объекты рынка земли
уметь: определять ренту и цену земли

2.19.Доходы: формирование, распределение и неравенство

знать: понятие дохода и его виды, причины неравенства доходов, способы его измерения
уметь: оценивать изменения неравенства в распределении доходов

2.20.Внешние эффекты и общественные блага

знать: определения и виды внешних эффектов и общественных благ, основные пути преодоления «фиаско» рынка

3.Макроэкономика

3.21.СНС и макроэкономические показатели

знать: понятие национальной экономики, основные макроэкономические показатели (ВВП, ВНД, ЧВП, ЧНД, располагаемый личный доход)
уметь: определять номинальные и реальные указанные показатели

3.22.Макроэкономическое равновесие

знать: понятия совокупного спроса и совокупного предложения, факторы, влияющие на их изменения
уметь: определять влияние факторов на изменение равновесного Объёма производства и уровень цен в модели «AD-AS»

3.23.Потребления и сбережения

знать: сущность потребления, сбережения, их взаимосвязь
уметь: определять предельную и среднюю склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор автономных расходов

3.24.Инвестиции

знать: сущность, виды и источники инвестиций, факторы, влияющие на их величину

3.25.Инфляция и ее виды

знать: сущность и виды инфляции, взаимосвязь инфляции и безработицы
уметь: определить уровень инфляции в составном периоде, номинальную и реальную ставки процента

3.26.Безработица и ее формы

знать: сущность и формы безработицы, естественный уровень безработицы

3.27.Государственные расходы и налоги

знать: понятие бюджета, его доходы и расходы, сущность, виды и функции налогов
уметь: определять величину бюджетного дефицита и профицита, государственного долга, тип налогообложения, уровень налогообложения

3.28.Бюджетно-налоговая политика

знать: виды и инструменты бюджетно-налоговой политики

3.29.Деньги и их функции

знать: сущность, функции и виды денег, уравнения денежного обращения, факторы спроса и предложения денег, денежный ранок, денежный мультипликатор

3.30.Банковская система

знать: структуру банковской системы, функции центрального и коммерческих банков, типы банковских услуг и операций

3.31.Денежно-кредитная политика

знать: сущность и инструменты денежно-кредитной политики
уметь: определять влияние конкретных инструментов денежно-кредитной политики на состояние экономики

3.32.Экономические циклы

знать: причины циклического развития экономики, понятие, структуру и типы экономических циклов, технологические уклады и «длинные волны», теории циклов

3.33.Экономический рост

знать: понятие экономического роста, типы и факторы экономического роста

3.34.Международные экономические отношения

знать: понятие мирового хозяйства, причины возникновения, типы и формы международных экономических отношений, основные показатели, их характеризующие

3.35.Внешняя торговля и торговая политика

знать: принципы и причины внешней торговли, инструменты государственной торговой политики, платежный баланс

3.36.Макроэкономические проблемы переходной экономики

знать: модели перехода от командной экономики (в т.ч. модели приватизации), особенности переходной экономики России

Психология и педагогика (-): Психология:предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Личность человека, как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей, предъявляемых им во взаимодействии с другим человеком.
Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры. Система социально-биологических подструктур личности человека по А.Г. Гройсману. Направленность личности: система мотивов, взгляды, мировоззрение, уже сформированный жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности, потребности, материальные возможности.
Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные. Социализация потребностей. Способы удовлетворения потребностей безопасных для человека и общества в целом: сроки, нормы удовлетворения.
Психология делового общения и взаимодействия.
Общее представление о психологическом общении. Функции, механизмы, средства, структура общения как науки. Профессиональное общение. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия. Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека.
Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению. Методика самопознания. Формирование индивидуального стиля общения. Речевые уровни уверенного поведения.
Технология общения в различных деловых ситуациях. Субъектная, предметная, инструментальная и процедурная составляющие технологии общения.
Вербальные . невербальные, рецептивные . продуктивные коммуникативные умения. Психотехника общения.
Педагогика:объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование, как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразование.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающаяся функция обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

1.Введение в общую психологию

1.1.Предмет и методы психологии

знать: понятия «психология», «психика»; методы психологии; основные научные школы современной психологии: бихевиоризм, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, российская психология; структура психики: познавательные процессы и процессы развития личности; понятие о сознании и бессознательном.

1.2.История развития научной психологии

знать: этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки; основные направления психологии в XX веке: отечественная психология (культурно-историческая концепция, психологическая теория деятельности), бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология.
уметь: выделять концептуальные положения направлений психологии.

1.3.Психика и организм

знать: строение, функционирование и свойства нервной системы человека , связь психики и мозга.

1.4.Психика, поведение и деятельность

знать: понятие о деятельности и поведении; содержательной и операционально-технической сторонах деятельности; теории деятельности С.Л.Рубинштейна-А.Н.Леонтьева
уметь: выделять потребности, мотивы, цели деятельности.

1.5.Развитие психики человека

знать: стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе, основные закономерности развития психики.

1.6.Сознание человека

знать: понятие о сознании человека; предпосылки и условия возникновения и развития сознания; структуру сознания; сознание и бессознательное.

2.Познавательные процессы

2.7.Ощущения

знать: понятие об ощущении; виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные; закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.
уметь: классифицировать виды ощущений.

2.8.Восприятие

знать: понятие о восприятии; свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, избирательность, константность, апперцепция); восприятие пространства, движения и времени.
уметь: определять виды восприятия.

2.9.Память и ее характеристики

знать: понятие о памяти; виды памяти (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая, непроизвольная, произвольная, кратковременная, оперативная, долговременная); процессы памяти: запоминание и его виды, сохранение, узнавание и воспроизведение, забывание и его предупреждение.
уметь: типологизировать индивидуальные особенности памяти.

2.10.Мышление и интеллект

знать: понятие о мышлении; операции мышления; формы и виды мышления; решение мыслительных задач. Понятие «интеллект»; оценка интеллекта. Мышление и речь; виды речи.
уметь: определять индивидуальные особенности мышления.

2.11.Воображение и творчество

знать: понятие о воображении; виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое); способы создания образов воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация).
уметь: определять способы создания воображаемых образов.

2.12.Внимание

знать: понятие о внимании; виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное); свойства внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность).
уметь: выделять индивидуальные особенности внимания.

3.Психология личности и общения

3.13.Психология личности

знать: понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», «я-концепция» личности, «самооценка» и «уровень притязаний» личности.
уметь: различать индивидные и личностные характеристики человека.

3.14.Эмоционально-волевая сфера личности

знать: понятия «эмоции» и «чувства»; формы эмоций (настроение, аффект, стресс, страсть); высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические). Понятие о воле и регуляции поведения и деятельности; структура волевых действий; волевые качества личности.
уметь: классифицировать эмоциональные состояния, высшие чувства и волевые качества личности.

3.15.Индивидуально-психологические свойства личности

знать: понятие о темпераменте и типах темпераментов (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик); индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Понятие о характере, акцентуациях характера, формировании характера. Понятие о способностях; общие и специальные способности; способности и профессия.
уметь: определять тип темперамента.

3.16.Психология общения

знать: понятие об общении и его структуре; коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения; вербальные и невербальные средства общения; механизмы межгруппового и межличностного общения.
уметь: различать вербальные и невербальные средства общения.

4.Основы социальной психологии

4.17.Предмет, методология и методы социальной психологии

знать: предмет социальной психологии; понятие о больших и малых социальных группах; межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействие; методы социальной психологии.
уметь: выделять этапы развития группы.

4.18.Социальная психология личности

знать: различные подходы к определению личности и ее структуре; потребности и направленность личности: система мотивов, мировоззрение, жизненный опыт, ценности личности.

4.19.Функции, механизмы, средства и структура делового общения

знать: понятие делового общения и взаимодействия; функции, механизмы, средства, структура общения; этические нормы общения.
уметь: характеризовать индивидуальный стиль делового общения.

4.20.Прикладные аспекты психологии. Психология и труд. Психология и общество

знать: иметь представление об экономической, правовой, политической психологии; психологии глобальных проблем современности (социализации и адаптация); психология и труд (фазы развития профессионала); психология и общество (институты социализации).
уметь: вести деловые переговоры;- владеть способами оценки достигнутых соглашений.

5.Общие основы педагогики

5.21.Педагогика как наука

знать: предмет, задачи. функции педагогики как науки, место педагогики в системе других наук.

5.22.Основные категории педагогики

знать: основные категории педагогики
уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки, пользоваться понятийным аппаратом педагогики

5.23.Образование как общественное явление и педагогический процесс

знать: сущностные характеристики образования как общественного явления, педагогического процесса, общечеловеческой ценности;
уметь: определять ценности, цели и содержание образования в конкретно-исторические периоды (античность, средневековье, новое время, современность).

5.24.Методы педагогических исследований

знать: основные методы научного исследования в педагогике
уметь: проводить классификацию методов

5.25.Целеполагание в педагогике

знать: факторы, определяющие цели и задачи воспитания и образования
уметь: выявлять условия, влияющие на выбор целей и задач воспитания и образования

5.26.Педагогический процесс

знать: структуру, закономерности и принципы целостного педагогического процесса
уметь: определять и типологизировать структурные компоненты педагогического процесса

6.Теория обучения

6.27.Сущность, структура и функции процесса обучения

знать: сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру.
уметь: выделять и раскрывать функции обучения

6.28.Основные принципы обучения

знать: основные принципы обучения
уметь: определять их сущностные характеристики в конкретных условиях обучения.

6.29.Цели, содержание и структура непрерывного образования

знать: сущность и содержание понятий «образование», «содержание образования», «непрерывное образование»
уметь: выделять основные уровни непрерывного образования.

6.30.Методы и формы организации учебной деятельности

знать: сущность основных методов и форм организации учебной деятельности, условия выбора методов и форм обучения
уметь: типологизировать основные формы и методы организации учебной деятельности.

7.Теория воспитания

7.31.Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

знать: сущностные характеристики и основные направления воспитания.
уметь: анализировать закономерности и принципы процесса воспитания.

7.32.Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения.
уметь: классифицировать методы воспитания.

7.33.Коллектив как объект и субъект воспитания

знать: сущность понятий «коллектив», «группа», «межличностные отношения в коллективе», этапы становления коллектива.
уметь: выявлять сущностные характеристики коллектива.

7.34.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

знать: современные тенденции, функции и проблемы семейного воспитания; типы семей (полные, неполные, нуклеарные, малодетные, многодетные).
уметь: определять особенности стилей семейных взаимоотношений.

8.Управление образовательными системами

8.35.Система образования в РФ

знать: структуру системы образования и основные принципы государственной политики в области образования.

8.36.Образовательные учреждения, их типы

знать: основные типы образовательных учреждений в РФ
уметь: типологизировать образовательные учреждения, входящие в систему образования РФ

8.37.Принципы управления образовательными системами

знать: основные принципы управления педагогическими системами

8.38.Методы, приемы, средства управления образовательными системами

знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами
уметь: определять конкретные условия их применения в практике управления

9.Основы педагогической деятельности

9.39.Общая характеристика педагогической профессии

знать: особенности педагогической профессии.

9.40.Профессиональная деятельность педагога

знать: сущность и структуру педагогической деятельности, понятие педагогической технологии и педагогической задачи.

9.41.Требования к современному педагогу

знать: основные требования к современному педагогу.

9.42.Мастерство педагогического общения

знать: основные требования к коммуникативной культуре педагога
уметь: определять стиль педагогического общения

Иностранный язык (340 часов): Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

1.Лексика

1.1.Учебная лексика

знать: учебную лексику
уметь: использовать учебную лексику в заданном контексте

1.2.Деловая лексика

знать: лексику деловой сферы применения
уметь: использовать деловую лексику в заданном контексте

1.3.Профессиональная лексика

знать: профессиональную лексику
уметь: использовать профессиональную лексику в заданном контексте

1.4.Термины (Дефиниции)

знать: значения терминов
уметь: соотнести лексику терминологического характера с предложенным определением

2.Грамматика

2.5.Словообразование

знать: основные способы словообразования
уметь: определять обобщенные значения слов на основе анализа словообразовательных элементов

2.6.Местоимения

знать: основные группы местоимений
уметь: распознавать и использовать различные группы местоимений

2.7.Степени сравнения прилагательных и наречий

знать: формы степеней сравнения прилагательных и наречий
уметь: распознавать и использовать формы степеней сравнения прилагательных и наречий

2.8.Артикли

знать: артикли
уметь: распознавать и использовать артикли

2.9.Предлоги

знать: предлоги времени, места, движения
уметь: распознавать и использовать предлоги в заданном контексте

2.10.Союзы

знать: союзы
уметь: распознавать и использовать союзы в заданном контексте

2.11.Глагол и его формы

знать: формообразовательные модели глаголов и их функции
уметь: распознавать и использовать видовременные и залоговые формы глагола-сказуемого

2.12.Неличные формы глагола

знать: формы и функции неличных форм глагола
уметь: распознавать значения и использовать неличные формы глагола в заданном контексте

2.13.Фразовые глаголы

знать: фразовые глаголы
уметь: использовать фразовые глаголы в заданном контексте

2.14.Модальные глаголы

знать: модальные глаголы, правила их употребления
уметь: распознавать и использовать модальные глаголы в заданном контексте

3.Речевой этикет

3.15.Бытовая сфера

знать: правила речевого этикета
уметь: выбрать адекватную формулу речевого этикета бытовой сферы общения

3.16.Профессионально-деловая сфера

знать: правила речевого этикета
уметь: выбрать адекватную формулу речевого этикета профессионально-деловой сферы общения

3.17.Учебно-социальная сфера

знать: правила речевого этикета
уметь: выбрать адекватную формулу речевого этикета учебно-социальной сферы общения

3.18.Социально-деловая сфера

знать: правила речевого этикета
уметь: выбрать адекватную формулу речевого этикета социально-деловой сферы общения

4.Культура и традиции стран изучаемого языка

4.19.Великобритания

знать: социокультурные реалии Великобритании (достопримечательности)
уметь: распознавать информацию, используя социокультурные знания

4.20.США

знать: социокультурные реалии США (достопримечательности)
уметь: распознавать информацию, используя социокультурные знания

4.21.Канада

знать: социокультурные реалии Канады (достопримечательности)
уметь: распознавать информацию, используя социокультурные знания

4.22.Выдающиеся личности англо-говорящих стран

знать: социокультурные реалии англо-говорящих стран (персоналии)
уметь: распознавать информацию, используя социокультурные знания

5.Письмо

5.23.Оформление делового письма

знать: правила и принципы структурирования делового письма

5.24.Оформление конверта

знать: правила написания конверта

5.25.Оформление резюме, письма-заявления, письма-уведомления, письма-запроса

знать: графические средства фразового и текстового уровней организации текста, а также правила их применения при составлении резюме, письма-заявления, письма-уведомления, письма-запроса

5.26.Оформление электронного сообщения, факса, служебной записки, повестки дня

знать: принципы организации текста электронного сообщения, факса, меморандума (служебной записки), повестки дня, лексические и грамматические средства, а также знаки, маркирующие его интонационное оформление и отражающие интенцию автора

6.Чтение

6.27.Ознакомительное чтение с целью определения истинности утверждения

знать: алгоритм обработки текстовой информации
уметь: идентифицировать истинность информации в соответствии с содержанием текста

6.28.Ознакомительное чтение с целью определения ложности утверждения

знать: алгоритм обработки текстовой информации
уметь: принимать решение о ложности утверждения в соответствии с содержанием текста

6.29.Поисковое чтение с целью определения наличия в тексте запрашиваемой информации

знать: алгоритм обработки текстовой информации
уметь: извлекать запрашиваемую информацию

6.30.Поисковое чтение с целью определения наличия или отсутствия в тексте запрашиваемой информации

знать: алгоритм обработки текстовой информации
уметь: извлекать запрашиваемую информацию

6.31.Изучающее чтение с элементами анализа информации

знать: алгоритм обработки текстовой информации при изучающем чтении
уметь: анализировать получаемую информацию

6.32.Изучающее чтение с элементами аннотирования

знать: алгоритм обработки текстовой информации при изучающем чтении
уметь: обобщать полученную информацию

6.33.Изучающее чтение с элементами сопоставления

знать: алгоритм обработки текстовой информации при изучающем чтении
уметь: извлекать целевую информацию

6.34.Изучающее чтение с выделением главных компонентов содержания текста

знать: алгоритм обработки текстовой информации при изучающем чтении
уметь: выделять главные компоненты содержания текста

Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин

Концепции современного естествознания (130 часов): Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

1.Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

1.1.Научный метод познания

знать: уровни научного познания: эмпирический, теоретический; свойства научного знания; определения (суть) методов научного познания; требования к научным гипотезам; принцип соответствия, область применимости теории.

1.2.Естественнонаучная и гуманитарная культуры

знать: предмет естествознания, математики и гуманитарных наук; процессы интеграции и дифференциации наук; отличия гуманитарно-художественой культуры от научно-технической; отличительные признаки псевдонауки.

1.3.Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

знать: понятие научной картины мира и ее отличия от научной теории и от художественного образа; названия и периодизацию основных естественнонаучных картин мира; фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира;
уметь: сопоставлять основные элементы исторических и современной научных картин мира (синхронически и диахронически).

1.4.Развитие представлений о материи

знать: понятие о материи, ее формах; представления о материи в античный период и в научных картинах мира (механической, электромагнитной, современной); эффект Доплера.

1.5.Развитие представлений о движении

знать: понятия состояния и движения как изменения состояния; представления о движении в античный период и в научных картинах мира; формы движения материи (механическую, биологическую, химическую), их многообразие; суть 1-го и 2-го законов Ньютона; волновые процессы – дифракцию, интерференцию.

1.6.Развитие представлений о взаимодействии

знать: представления Аристотеля о взаимодействии; представления о взаимодействии в научных картинах мира – механической, электромагнитной, современной; виды и характеристики фундаментальных взаимодействий; принципы дальнодействия, близкодействия; полевой и квантово-полевой механизмы передачи взаимодействия; частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий;
уметь: выбирать, среди предложенных, объекты, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия.

2.Пространство, время, симметрия

2.7.Принципы симметрии, законы сохранения

знать: понятие симметрии в естествознании; симметрии пространства и времени; теорему Нетер о взаимосвязи симметрий с законами сохранения; законы сохранения энергии, импульса, момента импульса и соответствующие симметрии пространства, времени; иметь представление об эволюции как цепочке нарушения симметрий.
уметь: сопоставлять конкретный закон сохранения с соответствующей симметрией пространства-времени.

2.8.Эволюция представлений о пространстве и времени

знать: историю развития представлений о пространстве и времени; пространство и время как инвариантные самостоятельные сущности (пустота древнегреческих атомистов, Абсолютные пространство и время Ньютона); пространство и время как систему отношений между материальными телами (пространство и время Аристотеля, современные представления); концепцию мирового эфира; классический закон сложения скоростей и его нарушение в опыте Майкельсона-Морли; следствие из опыта Майкельсона-Морли; взаимосвязь между пространством, временем, материей и ее движением.

2.9.Специальная теория относительности

знать: принцип относительности Галилея, постулаты Эйнштейна, как проявление симметрии пространства и времени; основные релятивистские эффекты (следствия из постулатов Эйнштейна);
уметь: приводить примеры, для которых предсказания СТО и классической механики совпадают.

2.10.Общая теория относительности

знать: принцип эквивалентности гравитационного поля и поля сил инерции; взаимосвязь материи и пространства-времени, эмпирические доказательства ОТО; соответствие ОТО и классической механики.

3.Структурные уровни и системная организация материи

3.11.Микро-, макро-, мегамиры

знать: масштабные уровни материи и критерии подразделения; основные структуры микро-, макро- и мегамира; единицы измерения расстояний в мегамире; атрибуты планеты, звезды, галактики; характеристики нашей Галактики; пространственные масштабы Вселенной;
уметь: сопоставлять основным масштабным уровням материи их характеристики и соответствующие структурные элементы.

3.12.Системные уровни организации материи

знать: системность, целостность, иерархичность природы; аддитивные и интегративные свойства (интегративность), витализм, редукционизм, взаимосвязь системных уровней организации материи; иерархические ряды природных систем; совокупности, не являющиеся системами;
уметь: видеть в природном объекте характерные свойства систем.

3.13.Структуры микромира

знать: фундаментальную структуру основных форм материи — вещества, поля и физического вакуума; иерархию структур микромира; основные фундаментальные и элементарные частицы, критерии их классификации.

3.14.Процессы в микромире

знать: взаимопревращения элементарных частиц, основные законы природы, определяющие возможность и ход процессов в микромире, явление естественной радиоактивности, ее вероятностный характер; основные виды радиоактивного распада; цепной характер деления ядер урана; термоядерные реакции, необходимые для них условия; звезды как естественные термоядерные реакторы; понятие дефекта массы; относительные величины энергий реакций ядерного синтеза, деления ядер, химических процессов (в сравнении).

3.15.Химические системы

знать: понятия – «химический элемент», «атом», «изотопы», « молекула», «вещество»; иметь представление о мономерах, полимерах, катализаторах, биокатализаторах, качественном и количественном составе вещества; современные представления о строении атома; периодический закон и периодическую систему.

3.16.Реакционная способность веществ

знать: понятия о химических, экзо-, эндотермических процессах, химической кинетике, энергии активации, катализе, автокатализе; свойства катализаторов; влияние различных факторов на скорость, закон действующих масс, правило Вант-Гоффа; состояние равновесия и условия его смещения; принцип Ле Шателье.
уметь: применять знания закономерностей на конкретных примерах.

3.17.Особенности биологического уровня организации материи

знать: иерархическую организацию уровней живого; признаки и свойства живых систем; химический состав живого, особенности атома углерода, биополимеров, воды; хиральность молекул живого; целостность живых систем.
уметь: составлять последовательность иерархии живой материи; анализировать свойства, признаки живого, особенности химического состава на конкретных примерах.

3.18.Принципы воспроизводства живых систем

знать: важнейшие биополимеры – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, их функции; аминокислоты и нуклеотиды как мономеры биополимеров; принцип комплементарности, комплементарные пары азотистых оснований; процессы редупликации, транскрипции, трансляции; генетический код, его свойства;
уметь: находить комплементарные пары нуклеотидов; число нуклеотидов, шифрующих конкретный белок.

4.Порядок и беспорядок в природе

4.19.Динамические и статистические закономерности в природе

знать: суть концепции механического детерминизма; динамические теории, как детерминистское описание природы, их примеры; системы с динамическим хаосом, отличие хаоса от беспорядка; статистические теории, описывающие системы с хаосом и беспорядком, их основные понятия и примеры; соответствие динамических и статистических теорий; причины несостоятельности механического детерминизма даже для динамических систем;
уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

4.20.Концепции квантовой механики

знать: корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи; соотношения неопределенностей: координата–импульс, энергия– время; формулировку принципа дополнительности в узком (квантовомеханическом) смысле; основные пары дополнительных величин: координата и импульс, энергия и время; философское значение принципа дополнительности в узком смысле: неотделимость познающего субъекта от познаваемого объекта; примеры проявления принципа дополнительности в широком смысле: необходимость несовместимых точек зрения для полного понимания любого предмета или процесса; описание состояния в квантовой механике; статистический характер квантового описания природы; соответствие квантовой и классической механики;
уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

4.21.Принцип возрастания энтропии

знать: предмет термодинамики; основные формы энергии, их качественные различия; первый закон термодинамики; термодинамическое равновесие, его признаки; различные формулировки второго закона термодинамики, их эквивалентность; многогранный смысл энтропии (измеряемая физическая величина, мера некачественности энергии, мера молекулярного беспорядка); закономерность эволюции на фоне всеобщего роста энтропии; термодинамические условия существования и эволюции жизни на Земле;
уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

4.22.Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма

знать: синергетику – теорию самоорганизации; самоорганизацию в природных и социальных системах; необходимые условия самоорганизации; основные понятия (диссипация, диссипативная структура, точка бифуркации) и закономерности самоорганизации; цели и принципы универсального эволюционизма;
уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

5.Панорама современного естествознания

5.23.Космология (мегамир)

знать: предмет космологии; основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений (космологические модели Аристотеля, Птолемея, Коперника, Эйнштейна, Фридмана, модель «Большого взрыва»); основные наблюдаемые свойства Вселенной (однородность в больших масштабах, красное смещение в спектрах далеких галактик, интерпретируемое как эффект Допплера, возникающий вследствие разбегания галактик, закон и постоянная Хаббла); расширение Вселенной; возраст Вселенной – понятие, методы оценки, современная оценка.

5.24.Геологическая эволюция

знать: внутреннее строение и историю геологического развития Земли, ее формирование и дифференциацию недр, химический состав; отличие Земли от других планет земной группы; методы определения внутреннего строения и возраста Земли; концепции развития геосферных оболочек и тектонику литосферных плит; структуру и химический состав атмосферы.

5.25.Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)

знать: исторические концепции происхождения жизни: креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотезу панспермии, биохимическую эволюцию; предпосылки и этапы возникновения жизни; методологические подходы в вопросе происхождения жизни: голобиоз, генобиоз.

5.26.Эволюция живых систем

знать: эволюционную концепцию Ламарка, теорию эволюции Дарвина; синтетическую теорию эволюции, её основные положения об элементарных единице, материале, явлении, факторах; микро-, макроэволюции; основные атрибуты эволюции: самопроизвольность, необратимость, направленность; формы отбора.

5.27.История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)

знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями; основные понятия, связанные с эволюцией жизни; важнейшие ароморфозы в истории жизни; основные таксономические группы растений, животных и последовательность их эволюции; методы исследования эволюции.

5.28.Генетика и эволюция

знать: основные понятия генетики; свойства генетического материала; изменчивость, её типы: ненаследственную (модификационную, фенотипическую), наследственную (генотипическую, мутационную); мутации, их свойства и виды.

6.Биосфера и человек

6.29.Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости живых систем)

знать: понятие и признаки экосистемы, структуру экосистемы, виды природных экосистем, принципы функционирования; понятия пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах; толерантность, пределы толерантности;
уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные факторы; формы биотических отношений на примере конкретных организмов.

6.30.Биосфера

знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; вещество живое, биогенное, косное, биокосное; геохимические функции живого вещества; биогенную миграцию химических элементов в биосфере и ее принципы;
уметь: соотносить конкретные примеры с типами веществ биосферы.

6.31.Человек в биосфере

знать: основные этапы эволюции рода Homо и его предшественников (стадиальную концепцию); виды (Человек умелый, прямоходящий, разумный); характерные особенности человека; возрастание роли социальных эволюционных факторов и ослабление биологических; неолитическую революцию и ее экологические последствия; коэволюцию человека и природы.

6.32.Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)

знать: понятия экологического кризиса, глобального экологического кризиса, его признаки и следствия, основные направления преодоления; понятие ноосферы, устойчивого развития;
уметь: определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия.

Математика и информатика (270 часов): Математика: Аналитическая геометрия и линейная алгебра; дифференциальное и интегральное исчисления; ряды; дифференциальные уравнения; теория вероятностей.
Информатика: Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; методы защиты информации; компьютерный практикум.

1.Теория вероятностей

1.1.Теоремы умножения вероятностей

знать: теоремы умножения вероятностей
уметь: вычислять вероятность произведения случайных событий

1.2.Дискретные случайные величины

знать: формулировку закона распределения вероятностей дискретной случайной величины; определение математического ожидания дискретной случайной величины
уметь: вычислять математическое ожидание дискретной случайной величины

1.3.Нормальный закон распределения вероятностей

знать: нормальный закон распределения вероятностей
уметь: определять вид графика плотности нормального распределения

1.4.Основные понятия теории вероятностей

знать: основные понятия теории вероятностей
уметь: применять основные понятия для решения задач

1.5.Свойства вероятностей

знать: основные свойства вероятностей
уметь: применять свойства вероятностей для решения задач

1.6.Элементы теории вероятностей. Математика случайного

знать: понятие относительной частоты
уметь: находить относительную частоту случайного события

2.Математический анализ

2.7.Дифференциальное исчисление ФОП

знать: основные правила и формулы дифференцирования
уметь: дифференцировать элементарные функции

2.8.Геометрические приложения определенного интеграла

знать: геометрический смысл определенного интеграла
уметь: вычислять площадь криволинейной трапеции с помощью определенного интеграла

2.9.Понятие дифференциального уравнения

знать: определение дифференциального уравнения
уметь: выделять дифференциальные уравнения из предложенных

2.10.Дифференциальные уравнения первого порядка

знать: определение решения дифференциального уравнения
уметь: использовать определение решения дифференциального уравнения

2.11.Понятие функции. Графики

знать: определение функции
уметь: выделять графики однозначных функций из различных кривых на плоскости

2.12.Числовые ряды

знать: задание числового ряда формулой
уметь: вычислять члены ряда по формуле

3.Алгоритмизация и языки программирования

3.13.Языки программирования высокого уровня

знать: характерные черты языков программирования высокого уровня

3.14.Словесные алгоритмы

знать: понятие алгоритма
уметь: выполнять заданный алгоритм в словесной форме

3.15.Блок-схемы. Ветвление

знать: форму записи алгоритма ветвления на языке блок-схем
уметь: находить результат работы алгоритма ветвления

3.16.Блок-схемы. Циклы

знать: форму записи алгоритма на языке блок-схем
уметь: находить результат работы циклического алгоритма

4.Программные средства ЭВМ

4.17.Операционные системы

знать: принципы работы операционных систем

4.18.Электронные таблицы. Встроенные функции

знать: принципы работы с электронными таблицами
уметь: пользоваться встроенными функциями в электронных таблицах

4.19.Компьютерная графика

знать: основы представления графической информации в памяти ЭВМ

4.20.Текстовый редактор. Интерфейс MS WORD

знать: текстовые редакторы
уметь: работать с панелями инструментов и различными меню

4.21.Обзор программного обеспечения

знать: основные понятия и принципы работы СУБД

4.22.Стандартное ПО ЭВМ в профессиональной деятельности

знать: принципы работы редакторов электронных презентаций
уметь: использовать редакторы для создания электронных презентаций

5.Информация и информационные процессы

5.23.Двоичная система счисления

знать: двоичную систему счисления
уметь: переводить числа из двоичной в десятичную систему счисления

5.24.Количество информации

знать: единицы измерения информации
уметь: определять количество информации

5.25.Поиск информации в интернет

знать: основы работы поисковых машин в интернет
уметь: использовать поисковые машины при работе в интернет

5.26.Действия над двоичными числами

знать: двоичную систему счисления
уметь: выполнять сложение в двоичной системе счисления

5.27.Интернет. Основные термины

знать: основные термины, встречающиеся при работе в интернет

5.28.Адреса интернет

знать: адресацию ресурсов интернет
уметь: выбирать корректную запись адреса ресурса

5.29.Защита информации. Основы кодирования

знать: шифры подстановки
уметь: дешифровать шифрованное сообщение, используя предлагаемую шифросистему

5.30.Действия над шестнадцатеричными числами

знать: шеснадцатеричную систему счисления
уметь: выполнять сложение в шестнадцатеричной системе счисления

Экология (100 часов): Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

1.Биосфера

1.1.Экология как наука

знать: определение и содержание дисциплины «Экология»; структуру экологии; задачи, историю экологии; объекты изучения экологии; основные понятия и определения экологии

1.2.Понятие биосферы, ее структура

знать: понятие биосферы, ее состав и структуру; основные положения учения о биосфере; этапы эволюции биосферы; понятия ноосферы и техносферы

1.3.Живое вещество биосферы, его функции

знать: живое вещество биосферы, его функции и распределение в биосфере

1.4.Круговороты веществ в биосфере

знать: круговороты основных биогенных элементов;воздействие антропогенных факторов на круговороты веществ;
уметь: выделять биосферные циклы углерода, азота, фосфора, серы, биогенный цикл кислорода и круговорот воды

2.Экосистемы

2.5.Экосистема: состав, структура, разнообразие

знать: определение экосистемы; разнообразие экосистем; состав и структуру экосистем; сходство и отличия естественных и искусственных экосистем

2.6.Популяции в экосистеме

знать: понятие, основные свойства и параметры популяции; структуру популяций; динамику популяций

2.7.Биотические связи организмов в биоценозах

знать: классификации биотических связей по характеру и по объекту
уметь: выделять виды биотических связей в сообществах; оценивать характер связей между особями разных популяций

2.8.Трофические взаимодействия в экосистемах

знать: трофическую структуру экосистемы; функциональную роль консументов, продуцентов и редуцентов; пищевые цепи и сети; закономерности трофических взаимодействий

2.9.Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды

знать: понятие и уровни продуктивности; экологические пирамиды; закономерности распределения вещества и энергии в экосистеме

2.10.Динамика экосистем

знать: понятие гомеостаза и экологической сукцессии;

3.Организм и среда

3.11.Основные среды жизни

знать: основные среды жизни и их особенности

3.12.Экологические факторы среды

знать: классификацию экологических факторов;
уметь: распределять экологические факторы по группам

3.13.Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы

знать: основные закономерности действия факторов среды на живые организмы; Законы Либиха и Шелфорда; понятия лимитирующего фактора и экологической ниши

3.14.Адаптация организмов к факторам

знать: понятие адаптации; виды адаптаций организмов к изменениям экологических факторов

4.Глобальные экологические проблемы

4.15.«Парниковый эффект»

знать: суть «парникового эффекта»; естественные и антропогенные источники парниковых газов; последствия «парникового эффекта» для биосферы и человека

4.16.«Озоновые дыры»

знать: факторы, влияющие на разрушение озонового слоя

4.17.Проблема кислотных осадков

знать: суть проблемы кислотных осадков; факторы, вызывающие кислотные осадки; последствия для окружающей среды и человека

4.18.Энергетическая проблема

знать: энергетические ресурсы планеты, традиционные и альтернативные источники энергии

4.19.Проблемы народонаселения и продовольствия

знать: суть понятия «демографический взрыв»; факторы, влияющие на демографию населения; причины продовольственной проблемы; последствия для народонаселения; пути решения этих проблем на национальном и мировом уровне

4.20.Сокращение биоразнообразия

знать: причины снижения биоразнообразия; способы его сохранения; значение биоразнообразия для сохранения генофонда биосферы; Красная книга

5.Рациональное природопользование и охрана окружающей среды

5.21.Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

знать: понятие и классификацию природных ресурсов; виды и направления использования природных ресурсов; влияние природных ресурсов на развитие общества; экологические принципы их рационального использования и охраны окружающей среды

5.22.Мониторинг окружающей среды

знать: понятие, цели, задачи, виды, уровни, объекты и методы экологического мониторинга

5.23.Водные ресурсы и их охрана

знать: роль водных ресурсов в биосфере и обществе; основные направления использования и охраны вод

5.24.Охрана атмосферного воздуха и почвы

знать: значение атмосферы и почвы для биосферы и общества; основные направления использования и охраны атмосферного воздуха и почвы

5.25.Экозащитная техника и технологии

знать: основные виды экозащитной техники и технологии (аппараты по очистке газопылевых выбросов, методы очистки сточных вод, безотходные, ресурсосберегающие технологии, биотехнологии защиты компонентов природной среды и др.)

5.26.Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира

знать: понятие, формы, цели, задачи, статус особо охраняемых природных территорий; направления и методы охраны животных и растений; редкие и исчезающие виды

6.Социально-экономические аспекты экологии

6.27.Экология и здоровье человека

знать: показатели здоровья; экологические факторы риска, их виды и последствия для человека

6.28.Основы экологического права и профессиональная ответственность

знать: основные законы в области охраны окружающей среды и природопользования; суть профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды и пути ее повышения

6.29.Основы экономики природопользования

знать: основы экономики природопользования (плата за использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей среды, экономический ущерб от загрязнения окружающей среды)
уметь: рассчитывать плату за загрязнение окружающей среды

6.30.Экологический контроль и экспертиза

знать: понятие экологического контроля и экспертизы, их цели, задачи, объекты и методы

6.31.Экологические нормативы и стандарты

знать: экологические нормативы и стандарты
уметь: оценивать соответствие уровня антропогенного воздействия имеющимся нормативам и стандартам

6.32.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие

знать: принципы и формы международного сотрудничества; принципы устойчивого развития

  1. Динамика участия в Федеральном Интернет-экзамене
    в сфере профессионального образования



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (5)

    Документ
    1.Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 080801.
  2. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (8)

    Документ
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный аграрный университет"
  3. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (2)

    Документ
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Красноярский государственный аграрный университет"
  4. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (4)

    Документ
    1.Тематическое наполнение разделов дисциплин и перечень учебных элементов в соответствии с требованиями ГОС-II к обязательному минимуму содержания ООП 031202.
  5. Показатели выполнения требований гос II (обработка методами классической теории тестирования) Оглавление (6)

    Документ
    Энгельсский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет"

Другие похожие документы..