Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Руководителям  государственных учреждений здравоохранения Свердловской области, руководителю управления здравоохранением г. Екатеринбурга Дорнбушу А....полностью>>
'Документ'
При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно ...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится «22» декабря 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при Московском государстве...полностью>>
'Документ'
1. Настоящие Правила регулируют отношения между Пользователем и Корпорацией при организации и оказании Услуг в рамках подписанного Договора между Поль...полностью>>

Реабилитация в уголовном процессе

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, описываются методологические и методические основы диссертации, раскрывается научная новизна исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретического и практического значения работы, а также приводятся сведения об апробации полученных в ходе исследования результатов.

Первая глава диссертации – «Теоретические проблемы реабилитации в уголовном процессе» – содержит три параграфа.

В параграфе первом – «Понятие и содержание реабилитации в уголовном процессе» рассматриваются исторические этапы развития института реабилитации в российском уголовном судопроизводстве, место в системе процессуальных мер, направленных на восстановление нарушенных прав и свобод гражданина, определяется сущность реабилитации.

Исследуя историю развития уголовно-процессуального института реабилитации, автор приходит к собственным теоретическим выводам.

Реабилитация – это совокупность двух ее этапов: 1) издание акта (приговора, определения, постановления суда) об оправдании лица или акта (постановления следователя, дознавателя) о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события, состава преступления или непричастностью лица к совершению преступления; 2) возмещение этому лицу причиненного вреда, восстановление нарушенных его прав. Только после совершения этих двух групп действий в том объеме, в котором пожелает пострадавший (это условие не должно относиться к изданию документа, подтверждающего незаконность или необоснованность уголовного преследования), можно сказать, что гражданин реабилитирован.

Дается авторское определение реабилитации, исходя из которого предлагается изложить п. 34 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «Реабилитация – это признание государством в лице дознавателя, следователя или суда незаконности и необоснованности уголовного преследования лица путем вынесения постановления, определения или приговора и обеспечение возможности реабилитированному восстановить нарушенные права и возместить весь причиненный ему вред».

Положения о реабилитации, изложенные в главе 18 УПК, по существу, имеют две составляющие: признание невиновности и возмещение вреда, причиненного в результате уголовного судопроизводства. Реабилитация должна относиться только к лицам, подвергавшимся уголовному преследованию, в отношении которых дознавателем, следователем, судом вынесены решения об отсутствии события преступления, состава преступления или о непричастности лица к преступлению. Подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, в отношении которых уголовное дело было прекращено по реабилитирующим основаниям, а также оправданные подлежат реабилитации и должны получать компенсацию за вред, причиненный в результате уголовного преследования, в упрощенном порядке, по постановлению должностного лица, принявшего решение о реабилитации.

Подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, уголовное дело и уголовное преследование в отношении которых прекращено по прочим основаниям, перечисленным в ст. 24, 27 УПК, не признаются не совершавшими преступления. Основаниями прекращения уголовного дела в данном случае становятся процессуальные нарушения, имевшие место при возбуждении уголовного дела, в том числе отсутствие заявления потерпевшего по делу частного или частно-публичного обвинения, отсутствие согласия государственного органа в отношении должностного лица, наделенного иммунитетами в уголовном судопроизводстве и т.д. Такие лица не подлежат реабилитации, поскольку реабилитация основана на признании лица не совершавшим преступления, но имеют право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования в полном объеме.

Таким образом, реабилитация является правовым последствием незаконного и необоснованного уголовного преследования. Лица, незаконно подвергнутые мерам процессуального принуждения, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, не подлежат реабилитации, поскольку уголовному преследованию не подвергались, но имеют право на возмещение причиненного вреда. Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного в результате уголовного судопроизводства, намного шире тех, кто имеет право на реабилитацию.

Автор обосновывает позицию о том, что реабилитации может подлежать не только подозреваемый, обвиняемый, но и потерпевший. Правила, относящиеся к возмещению вреда потерпевшему, должны быть также изложены в гл. 18 УПК: положения о возмещении вреда потерпевшему, о гражданском иске, о возвращении потерпевшему похищенных ценностей, являющихся вещественными доказательствами.

Юридическое лицо – не объект уголовно-процессуальной реабилитации, поскольку уголовное преследование осуществляется в отношении физического лица, а не юридического. Юридическое лицо может выступать как участник со стороны защиты лишь в качестве гражданского ответчика. Если в результате уголовного судопроизводства юридическому лицу причинен имущественный вред или вред деловой репутации, оно имеет право на судебную защиту своих интересов в гражданско-процессуальном порядке.

Действия в порядке документирования правонарушения, в порядке предварительной проверки не могут повлечь уголовно-процессуальной реабилитации в любом случае, так как находятся за рамками уголовного процесса. Стадия возбуждения уголовного дела может завершиться вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе по реабилитирующим основаниям, но так как уголовного преследования не состоялось, то нет и оснований для реабилитации.

Параграф второй – «Проблемы правового регулирования института реабилитации и его отраслевая принадлежность» посвящен исследованию комплекса нормативных правовых актов, регулирующих восстановление прав лиц, незаконно подвергавшихся уголовному преследованию, и определению места рассматриваемого правового института в системе российского права.

Автор отмечает, что в настоящее время нормативное регулирование отношений, связанных с реабилитацией, осуществляется одновременно несколькими отраслями российского права, что создает коллизии и проблемы в правоприменении. В диссертации рассматриваются положения Уголовно-процессуального, Гражданского, Трудового, Жилищного кодексов РФ, постановления и определения Конституционного Суда России, постановления Пленума Верховного Суда России. Особое внимание уделено Положению о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.) и Инструкции по его применению.

Автор доказывает, что гражданско-правовые положения, относящиеся к защите прав в связи с реабилитацией лиц, незаконно подвергавшихся уголовному преследованию или осужденных, могут быть в основном воплощены в уголовно-процессуальном законодательстве и решаться органами предварительного расследования или судом в порядке исполнения приговора, что, несомненно, проще решения в исковом гражданском порядке.

Компенсация морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования или незаконного осуждения, должна проводиться в уголовно-процессуальном порядке, поскольку указанные действия всегда причиняют в той или иной степени нравственные, а зачастую и физические страдания. Необходимо в законодательном порядке определить размер денежной компенсации морального вреда, который должен возмещаться при обращении гражданина с заявлением о реабилитации в порядке уголовного судопроизводства, так же, как в настоящее время возмещается имущественный вред. Если же пострадавший в результате незаконного уголовного преследования или осуждения посчитает размер компенсации недостаточным, в таком случае имеет право в гражданском порядке предъявить иск к государственным органам, осуществляющим уголовное судопроизводство.

Диссертант приходит к выводу о том, что к уголовно-процессуальному регулированию следует относить те положения о восстановлении прав лица, незаконно привлеченного к уголовной ответственности или осужденного, которые явно вытекают из публично-правовых отношений и не предполагают наличие второй стороны, претендующей на предмет спора: к уголовно-процессуальному регулированию относится принесение извинений в порядке возмещения морального вреда; к уголовно-процессуальному регулированию относится возмещение имущественного вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным осуждением; к уголовно-процессуальному регулированию относится имущественное возмещение морального вреда, причиненного пребыванием в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, в минимальных пределах; не может относиться к уголовному процессу разрешение гражданско-правовых споров, возникающих из трудовых, жилищных, семейных и прочих правоотношений, связанных так или иначе с уголовным делом, так как это связано с интересами не только самого реабилитированного, но и других лиц.

Участвуя в научной дискуссии об отраслевой принадлежности правового института реабилитации, автор доказывает, что исходя из предмета, метода правового регулирования, субъектного состава и содержания правоотношения по реабилитации рассматриваемый институт относится только к уголовному процессу. Применение правил гражданского права и гражданского процесса не только затрудняет, усложняет процедуру восстановления прав и интересов реабилитированного, заставляет его участвовать в дополнительных судебных разбирательствах, но и может привести к противоречию решений государственных органов. Институт реабилитации является в полной мере уголовно-процессуальным, за исключением правовых ситуаций, когда восстановление прав реабилитированного связано с предъявлением требований не только к органам, осуществляющим уголовное судопроизводство, но и к иным субъектам.

Параграф третий – «Основания реабилитации в уголовном процессе» – содержит подробный правовой и теоретический анализ оснований оправдания и прекращения уголовного дела и уголовного преследования с позиций последующей реабилитации лица.

В результате рассмотрения оснований реабилитации диссертант приходит к выводу о том, что к фактической стороне дела относится только отсутствие события преступления, состава преступления, непричастность лица к его совершению. Все прочие, так или иначе, относятся к невыполнению процессуального порядка привлечения к уголовной ответственности, и не указывают на виновность или невиновность лица в его совершении. По существу, только отсутствие события, состава преступления и непричастность лица к совершению преступления являются реабилитирующими и дающими право на реабилитацию основаниями. Нарушение процессуальных требований дает основания для обжалования действий органов уголовного преследования и отмены постановлений, вынесенных с нарушением процессуального порядка, но не дает оснований для реабилитации подозреваемого, обвиняемого. Лицо, в отношении которого возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности состоялось с нарушением процессуального порядка, вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного в результате уголовного судопроизводства. Но само по себе нарушение процессуального порядка возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности не дает оснований считать, что лицо виновно или невиновно, приносить ему извинения и реабилитировать его.

В диссертации доказывается, что распространять институт реабилитации во всем его объеме на лиц, не являвшихся подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, нет никаких оснований. Реабилитация к лицам, которые не подвергались уголовному преследованию, неприменима. Такие лица могут быть подвергнуты только иным мерам принуждения. Безусловно, само по себе незаконное и необоснованное применение иных мер процессуального принуждения наносит вред моральный и материальный, но все же степень этого вреда не такова, чтобы ставить вопрос о реабилитации и проводить ее.

В данном параграфе имеются также следующие положения: уголовное преследование лиц, допустивших явку с повинной или признание вины в результате самооговора, не может считаться незаконным и необоснованным, и не должно влечь реабилитацию лица; признание Конституционным Судом России уголовно-правовой нормы не подлежащей применению не дает права на реабилитацию; частичное прекращение уголовного дела или оправдание не дает права на реабилитацию.

Автор приходит к выводу о том, что действующий институт реабилитации включает в себя два аспекта: собственно институт реабилитации и институт восстановления прав и законных интересов, нарушенных в процессе уголовного преследования. К основаниям применения первого института относятся: незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение мер процессуального принуждения к подозреваемым или обвиняемым при отсутствии события преступления, состава преступления или непричастности лица к совершению преступления. Основаниями действия второго института являются любые нарушения прав и свобод, имевшие место в ходе уголовного судопроизводства.

Вторая глава диссертации«Механизм реализации права на реабилитацию»содержит три параграфа.

Параграф первый – «Органы и должностные лица, обеспечивающие реализацию права на реабилитацию» – посвящен рассмотрению субъектного состава должностных лиц со стороны обвинения, в чьи обязанности входит проведение процедуры реабилитации.

Нормы института реабилитации регулируют отношения, возникающие между государственными органами и должностными лицами, с одной стороны, и субъектами, имеющими право на реабилитацию, - с другой. Реабилитация - это процесс, комплекс мероприятий, определенная законом процедура, состоящая в действиях и решениях органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а также иных лиц (самого реабилитированного, его родственников и др.), направленная на восстановление нарушенных прав гражданина.

В параграфе приводятся репрезентативные эмпирические данные, полученные соискателем, которые свидетельствуют о серьезных недостатках в деятельности лиц, осуществляющих уголовное преследование и правосудие при реализации положений института реабилитации. Отмечаются недостатки правового регулирования процедуры реабилитации.

Изучение практики применения норм о реабилитации и их теоретический анализ свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования процессуальных норм, регламентирующих процедуру признания права на реабилитацию. Лицо принимает процессуальный статус и становится реабилитированным с момента принятия соответствующего уголовно-процессуального акта, а все последующие восстановительные меры органы и должностные лица, обеспечивающие реализацию права на реабилитацию, обязаны принять по волеизъявлению этого лица.

В связи с этим представляется неточным наименование ст. 134 УПК РФ «Признание права на реабилитацию». Термин «право на реабилитацию» не позволяет точно определить, с какого момента конкретно осуществляется реабилитация. Будет правильным считать лицо реабилитированным с момента признания его невиновным и непричастным к совершению преступления, то есть с момента вынесения решения. Все последующие восстановительные мероприятия являются последствиями уже состоявшейся реабилитации. В связи с этим представляется необходимым изменить наименование ст. 134 УПК, изложив его в следующей редакции: «Порядок реабилитации».

УПК не требует вынесения отдельного процессуального акта о признании права на реабилитацию. Такое признание в соответствии со ст. 134 УПК должно найти отражение в резолютивной части постановления дознавателя, следователя о прекращении уголовного преследования, в приговоре, постановлении, определении суда. Для реализации права на реабилитацию и возмещения вреда важное значение имеет то, что, помимо признания права на реабилитацию, реабилитированному разъясняется порядок восстановления его нарушенных прав и возмещения вреда, причиненного уголовным преследованием.

Государство из денежных средств соответствующего бюджета обязано возмещать реабилитируемому вред, причиненный в результате незаконной или необоснованной деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений. Такая ситуация обусловлена тем, что сотрудники этих органов участвуют в правоотношениях по привлечению лица к уголовной ответственности от имени государства, только государством им предоставлены соответствующие полномочия по ограничению прав и свобод граждан, причинению им вреда с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения его, а также назначения ему справедливого наказания.

Таким образом, государство является единственным субъектом, обязанным возместить вред и восстановить права реабилитированного. Свои обязанности оно выполняет при помощи органов и должностных лиц. Исходя из того, что обеспечение права на реабилитацию начинается с признания этого права, законодатель в ч. 1 ст. 134 УПК к органам и должностным лицам, признающим право на реабилитацию, относит суд, следователя, дознавателя. В диссертации обосновывается, что законодательное исключение прокурора из субъектов, наделенных полномочиями признавать право на реабилитацию, было поспешным и необоснованным, поскольку прокурор своими действиями создает основания для реабилитации.

По данным соискателя, 63% исследованных оправдательных приговоров и постановлений о прекращении уголовного дела не содержат признания права на реабилитацию и разъяснений прав оправданному лицу. Однако данное требование дважды устанавливается законодателем: и в гл. 18 и в гл. 39 УПК. Несоблюдение процессуального закона в отношении разъяснения порядка реабилитации порождает волокиту в реабилитационных правоотношениях. Оправданным приходится неоднократно обращаться в различные суды: по месту жительства, по месту нахождения ответчика, дела о реабилитации которым были неподсудны.

В связи с этим предлагается дополнить ч. 1 ст. 134 УПК и изложить в следующей редакции: «Суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь - с согласия руководителя следственного органа, дознаватель - с согласия начальника органа дознания и прокурора, в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием».

Представляется целесообразным наряду с извещением выдавать справку о реабилитации. Ее необходимо наделить статусом уголовно-процессуального документа, который, констатируя невиновность лица в совершении преступления, послужит гарантом для реального восстановления имущественных, моральных и иных прав реабилитированного.

Параграф второй – «Процессуальный порядок возмещения имущественного вреда» – посвящен исследованию законодательных, теоретических и прикладных проблем, связанных с возмещением имущественного вреда пострадавшему в результате незаконного уголовного преследования.

По мнению диссертанта, в материальный вред следует включать имущественный и физический вред, имеющий денежное выражение. По изученным уголовным делам (231), оконченным по реабилитирующим основаниям, только в 4% случаев имело место обращение лица в суд с иском о компенсации причиненного вреда. Это позволяет сделать вывод о несовершенстве способов реализации возмещения имущественного вреда.

Упрощение процедуры возмещения имущественного вреда, причиненного в результате уголовного преследования, приведение к единообразию всех нормативных актов, регулирующих возмещение имущественного вреда, позволит решить ряд проблем в этой сфере. Кроме того, единый уголовно-процессуальный порядок действий всех субъектов данных правоотношений позволит не только в полном объеме реализовать права гражданина на реабилитацию, но и сократит временные затраты.

Следует отметить, что процессуальный порядок возмещения вреда не сводится лишь к вынесению процессуального акта. Специфичными для механизма обеспечения возмещения имущественного вреда, причиненного гражданину в результате незаконного уголовного преследования, являются способы решения поставленной задачи (обеспечение возмещения вреда), которые могут выражаться в четком процессуальном алгоритме действий органов и должностных лиц, обязанных реализовать право гражданина на возмещение имущественного вреда и обеспечить гарантии этого права.

Под имущественным вредом, связанным с уголовным преследованием, следует понимать причиненный вред, убытки, упущенную выгоду в полном объеме, то есть разность между материальным положением лица до его уголовного преследования и после, а также неполученные доходы, которые это лицо могло получить. В ч. 1 ст. 135 УПК дается перечень того, что включается в возмещение имущественного вреда, который нельзя признать исчерпывающим. Реабилитированный вправе ставить вопрос о возмещении любых затраченных средств, что позволяет в каждом конкретном случае учесть реальные расходы, понесенные им, поскольку исходя из принципа возмещения вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в полном объеме, возмещению подлежат не только расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), но и неполученные доходы.

Рассматривается история развития уголовно-процессуального и гражданского законодательства о возмещении имущественного вреда реабилитированным. Подробно анализируется порядок возмещения отдельных видов имущественного вреда, уточняется, что срок исковой давности по вопросам возмещения вреда составляет не менее трех лет. Не имеет значения, работал ли пострадавший до привлечения к уголовной ответственности или нет.

Алгоритм действий по возмещению вреда реабилитированному включает следующие составляющие: 1) признание права на реабилитацию; 2) уведомление реабилитируемого; 3) обращение реабилитированного с требованием о возмещении вреда; 4) определение размера причиненного вреда и разрешение требования органами и должностными лицами, призванными обеспечивать права на реабилитацию; 5) реальное возмещение вреда; 6) обеспечение гарантий права на реабилитацию.

Возмещение имущественного вреда реабилитированным должно осуществляться в полном объеме в рамках уголовного процесса, что существенно упростит процедуру реабилитации. Для совершенствования законодательства в данной области требуется дополнить УПК правилами, регулирующими порядок определения размера компенсации и закрепить обязанность должностных лиц правоохранительных органов максимально минимизировать ущерб, наносимый во время производства следственных действий.

Параграф третий – «Компенсация морального вреда реабилитированному» содержит теоретическое, правовое и прикладное исследование вопросов восстановления неимущественных прав реабилитированного.

Возмещение морального вреда является существенной гарантией личных прав граждан. В современных условиях данный правовой институт приобретает все большее значение в жизни российского общества. Развитие норм, регламентирующих порядок возмещения морального вреда, характеризует степень гуманизации общества в целом, поскольку сущность данного института включает охрану нематериальных благ человека.

Несмотря на то, что вопросы, связанные с возмещением морального вреда, стали предметом дискуссий достаточно давно, до сих пор нет механизма определения размеров компенсации морального вреда, и соответственно, твердых гарантий того, что человеку будет возмещен моральный вред в связи с незаконным уголовным преследованием. В диссертации рассматриваются в развитии теоретические и правовые воззрения проблемы компенсации морального вреда реабилитированному.

Нередко при уголовном преследовании в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, избирается мера пресечения - заключение под стражу. При применении данной меры пресечения лицо содержится в условиях, ограничивающих его право на свободу и иные блага. Вследствие незаконного осуждения, уголовного преследования, а также распространения сведений об этом им испытываются физические и нравственные страдания. Этот факт также сказывается на его деловой репутации, положении в обществе и семье. По мнению диссертанта, все это является моральным вредом, который должен быть компенсирован реабилитированному.

Отмечается неточность названия ст. 136 УПК, которую предложено назвать: «Компенсация морального вреда и иные способы защиты чести, достоинства, деловой репутации реабилитированного».

Для восстановления неимущественных прав реабилитированному также не надо доказывать степень вины причинителя вреда. Обязанным субъектом по таким делам является государство, которое и должно нести ответственность независимо от вины органов предварительного расследования и суда, чьими непосредственными действиями вред был причинен.

Размер компенсации физических и нравственных страданий определяется судом при вынесении им решения по делу. До этого момента стороны могут сами определять размер возмещения, доказывая его. Для суда данная сумма будет носить рекомендательный характер, если доводы покажутся суду убедительными, то он может компенсировать моральный вред в требуемом размере. Следует отметить, что однозначных методов определения размера возмещения морального вреда на сегодняшний день не существует.

Упрощения требует процедура восстановления неимущественных прав реабилитированного в порядке уголовного судопроизводства. Для этого необходимо выработать единую методику расчета размера компенсации, которую применять смогут самостоятельно следователь, дознаватель, прокурор или суд. Реабилитированный сможет избежать дополнительных судебных процедур, а порядок восстановления неимущественных прав станет аналогичным порядку восстановления имущественных прав реабилитированного. Такая новация будет дополнительной гарантией прав граждан в уголовном процессе.

По данным диссертанта, за возмещением имущественного вреда и компенсацией морального вреда обратились лишь 10% реабилитированных. Данные иски были удовлетворены. В то же время присужденные суммы компенсации физических и нравственных страданий всегда были ниже первоначально запрашиваемых. Суммы компенсации морального вреда реабилитированным не были выше 20 тыс. руб. и составили в среднем 10 - 15 тыс. руб. при прекращении уголовного преследования на стадии судебного разбирательства, 5 - 10 тыс. руб. - при прекращении уголовного преследования на более ранних стадиях.

Рассматриваются конкретные способы возмещения морального вреда. Необходимо законодательно закрепить правило соответствия первоначального сообщения об уголовном преследовании лица и сообщения о его реабилитации. Например, если информация о привлечении лица к уголовной ответственности содержалась в начале выпуска новостей, то и ее опровержение должно быть сделано тогда же, а не после развлекательной информации или новостей спорта. В печати опровержение должно быть опубликовано на той же полосе, что и первоначальное сообщение. В случае сопровождения публикации фотоматериалом или броским, оригинальным заголовком о наличии обоснованных подозрений или виновности мнимого преступника, аналогичное должно быть сделано и в сообщении о реабилитации.

Кроме того, важно изменить ситуацию, сложившуюся в Интернете. На сегодняшний день информация в сети практически никем не контролируется, предписания закона в этой области не выполняются. Выходом из сложившейся ситуации может быть легальное закрепление обязанности официальных сайтов СМИ, информационных агентств помещать сообщение о необоснованном уголовном преследовании с указанием времени его появления в конце всех статей о виновности лица.

Вывод о том, что компенсация морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным осуждением, должна быть в значительной мере упрощена и проводиться в уголовно-процессуальном порядке. Должны быть определены четкие критерии компенсации морального вреда в денежном выражении, зависящие от степени репрессивного воздействия на пострадавшего, ограничения его прав и свобод. Учтены должны быть следующие факторы: задержание подозреваемого; предъявление обвинения; избрание меры пресечения в виде заключения под стражу; длительность содержания под стражей; обвинительный приговор суда и др.

Чем больше пострадал гражданин в результате незаконного и необоснованного уголовного преследования, тем больше должна быть имущественная компенсация морального вреда, которая должна назначаться в порядке, предусмотренном в настоящее время для возмещения имущественного вреда ч. 4 – 5 ст. 135 УПК. Если же реабилитированный посчитает недостаточным размер компенсации, то он может обратиться в суд с требованием об увеличении размера компенсации.

В заключении диссертации сформулированы обобщенные теоретические выводы, законодательные положения и практические рекомендации, касающиеся повышения эффективности уголовно-процессуальной деятельности по реабилитации лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию и (или) осуждению.

СПИСОК

опубликованных научных и учебно-методических работ

I. Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований:

1. Рогачев С. А. Понятие реабилитации в Российском уголовном процессе // Человек: преступление и наказание. 2008. № 2 (61). – 0,6 п. л.

2. Рогачев С. А. Субъекты правоотношения по реабилитации в уголовном процессе // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2 (65). – 0,3 п. л.

3. Рогачев С. А. Институт реабилитации в уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2 (11).- 0,5 п. л.

II. В иных изданиях:

4. Рогачев С. А. Понятие реабилитации в российском уголовном процессе // Актуальные вопросы современного российского законодательства и организации деятельности уголовно-исполнительной системы. 2008. Вып. 3. – 0,5 п. л.

Подписано в печать «__» _______ 2009 г. Формат 60х84 1/16 Заказ №

Тираж 80 экз. Печ. л.

Отпечатано на УОП РИО ВНИИ МВД России

1 См.: Обзор деятельности Федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2007 г. // Рос. юстиция. 2008. № 3. С. 62.

2 См.: Обзор деятельности Федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ.

3 По докладу начальника СК при МВД России по итогам 2008 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Механизм реабилитации лица в уголовном процессе

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре уголовно-процессуального права федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 021100 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия)
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 030501 юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия)
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 030501 юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия)
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Уголовный процесс для направления/ специальности 030501 «Юриспруденция» подготовки: бакалавры, специалисты Составитель Ковтун Н. Н

    Учебно-методический комплекс
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Другие похожие документы..