Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности финансового управления администрации Селивановского района на 2011 -2013 годы подготовлен в...полностью>>
'Автореферат диссертации'
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Панфилова Мар...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессион...полностью>>
'Документ'
Травма ока залишається основною причиною інвалідизації по зору, в Україні вона досягає 35,9%, при цьому 46,5% інвалідів - люди працездатного віку. Одн...полностью>>

Рабочей программы учебной дисциплины: код года утверждения (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств

Регистрационный номер
рабочей программы учебной дисциплины:

код года утверждения

/

код факультета

/

порядковый номер учебной дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ)

для студентов русского отделения факультета филологии и искусств

Основной образовательной программы высшего профессионального образования

Наименование образовательной программы (для студентов западного отделения?)

Подготовки по направлению

031000 Филология

По профилю

Отечественная филология (Русский язык и литература)

для получения квалификации (степени)

Бакалавр филологии

код дисциплины

По учебному плану

форма обучения

Очная

виды промежуточной аттестации:

экзаменов

1

Трудоёмкость учебной дисциплины

2

зачётных единиц

Санкт-Петербург

2009

Структура рабочей программы учебной дисциплины

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цель курса: представить сложную картину литературной жизни середины XIX века, продемонстрировать динамику процессов литературного развития, охарактеризовать литературный процесс как сосуществование и смену индивидуальных художественных систем.

Задачи курса: познакомить слушателей с основными фактами жизни и творчества ведущих представителей изучаемого периода, определить направление их творческой эволюции, особенности поэтики и проблематики их наиболее значительных произведений, описать литературный процесс данного периода как взаимодействие различных типов реализма.

Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны прочитать рекомендованные произведения, знать хронологию жизни и творчества изучаемых авторов, уметь анализировать их сочинения, иметь ясное представление о закономерностях литературного процесса, динамики усвоения и (опровержения), развития и преодоления предшествующего опыта

1.2. Язык(и) обучения

русский язык

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Знакомство с теорией и историей литературы, а также русской историей в рамках школьной программы и университетского курса «история русской литературы XIX века (первая половина)»

1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов)

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, оценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности;

ПК-1 – демонстрация знаний современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

ПК-2 – демонстрация углубленных знаний в избранной конкретной области филологии;

ПК-3 – владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;

ПК-4 – способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований;

ПК-5 – владение навыками самостоятельного исследования основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;

ПК-6 – владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

В результате занятий у студентов должны сформироваться:

  • Умение пользоваться научной, справочной, учебно-методической литературой;

  • Умение понимать и излагать литературоведческую информацию;

  • Владение основным терминологическим аппаратом современного литературоведения;

  • Умение интерпретировать художественные произведения с опорой на имеющуюся научную информацию, проводить сопоставительный анализ художественных текстов с учетом жанровых традиций, различных литературных направлений и течений;

  • Представление об основных особенностях русского литературного процесса Х1Х века, их связях с историческими событиями и культурой эпохи.

1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

Лекционные занятия

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

без участия
преподавателя

по формам обучения

 Очное

32часа

-

2 часа

-

-

-

2 часа

-

-

6

2зачётных
единицы

20-80

студентов

20

студентов

-

-

-

20 студентов

-

-

ИТОГО:

32 часа

-

-

-

-

часов

часов

часов

часов

зачётных
единиц

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период
по учебному
графику

Промежуточная аттестация

Всего
зачётов и
экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

по формам обучения

 Очное

 2 семестр

 

 Июнь

 1 экзамен

 -

1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

Основные разделы курса:

1. Общественно-литературное движение 1840-1860-х годов.

2. А. И. Герцен.

3. И. С. Тургенев.

4. И. А. Гончаров.

5. А. Н. Островский.

6. Н. А. Некрасов.

7. А. А. Фет.

8. Ф. И. Тютчев.

9. Я. П. Полонский

10. А. К. Толстой.

11. А. В. Сухово-Кобылин.

12. Писатели демократического лагеря

Темы лекционных занятий:

Лекция 1.

    1. Общественно-литературное движение1840–1860-х годов.

      1. Историческая ситуация и особенности культурной жизни в России середины 19 века. 1840-е годы. А.И. Герцен, П.В. Анненков, Н.Г. Чернышевский, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Р.В. Иванов-Разумник о типе людей «замечательного десятилетия». Н.В. Гоголь о «бесконечных спорах» в России 40-х годов («Авторская исповедь»). Философский идеализм, сочетание морального начала и гражданского, идеологичность как черты интеллектуальной жизни кружков 40-х годов. «Теургическое беспокойство» (В.В., Зеньковский) людей этой эпохи: чувство ответственности за историю и искание путей к активному вмешательству в ход истории. Особое отношение к искусству: «тропинка к некоторого рода общественному делу» (П.В. Анненков). Кружки в изображении И.С. Тургенева. Нравственно-психологический самоанализ в письмах людей той поры. Образ идеалиста 40-х годов в сознании «шестидесятников» 19 века. В.Г. Белинский как «первый разночинец и типичный интеллигент» (Н.А. Бердяев) в кругу современников.

В.Г. Белинский о русской литературе 1840-х годов («Взгляд на русскую литературу 1847 года»). «Натуральная школа» и традиции Гоголя. Объем и содержание термина «натуральная школа» (различные точки зрения). Ведущие жанры «натуральной школы». Принцип типизации в физиологическом очерке («локализация» - Ю.В.Манн). Образ автора в очерке. Сближение образного и научного начала в очерке. Идея социальной детерминированности в повестях и романах 1840-х годов. Две формы рационалистического анализа в прозе «натуральной школы»: диалогический конфликт и развертывание антитезы «человек – среда».

1.1.2. Кружок Н.В. Станкевича. Современники о Станкевиче. Станкевич как «наиболее совершенный образ идеалиста» 30–40-х годов (Н.А. Бердяев). Примат этики в философской концепции Станкевича. Повесть Н.В. Станкевича «Идеалист». Н. Станкевич в романе И.С. Тургенева «Рудин».

1.1.3. П.Я Чаадаев в кругу людей 1840-х годов. «Философическое письмо» Чаадаева в восприятии современников автора. «Взрыв» интереса к философии истории в русском обществе, спровоцированный Чаадаевым. Элементы утопизма в идеологии Чаадаева. Отношение Чаадаева к славянофилам и славянофильским идеям.

1.1.4. Т.Н. Грановский: личность и научная деятельность. Публичные лекции Грановского и их «историческое значение» (Чаадаев). История в лекциях Грановского как «строгая наука» и «как учительница жизни» (В.О. Ключевский). Отход от Гегеля в понимании практического значения исторической науки. С. Шевырев в споре с Грановским. Неприятие Грановским социального радикализма Герцена. Стихи Н. Огарева о Грановском. Грановский в творческом сознании Ф.М. Достоевского. Достоевский о «Белинских» и «Грановских» как «прямых отцах Нечаева».

1.1.5. Судьба М.А. Бакунина: быль или легенда. Бакунин в изображении Бакунина («Исповедь»). Идея мессианизма в сознании Бакунина. И.С. Тургенев о Бакунине как прототипе Рудина («Рудин, не убитый на баррикаде»). Бакунин – участник Пражского и Дрезденского восстаний. Рихард Вагнер о Бакунине. Бакунин о человеко-боге, «предвосхищение проблематики Достоевского» (Л.Я. Гинзбург). Бакунин и Нечаев.

1.1.6. Судьба М.В. Петрашевского. Идеи Сен-Симона, Фейербаха и Фурье в интерпретации Петрашевского. История «пятниц» в его доме. Строительство фаланстера в Петербургской губернии. Скандал в связи с изданием «Карманного словаря иностранных слов». Петрашевский в Сибири. Петрашевский в творческом сознании Достоевского (Петр Верховенский в романе «Бесы»).

1.1.7. Проблема «Россия и Запад» в осмыслении людей «замечательного десятилетия». «Письма об Испании» В.П. Боткина. Повышенный интерес у российского читателя к «путешествиям». Параллель «Россия-Испания» в книге Боткина. Боткин о зарождении и развитии науки, о роли «идей» как факторов, движущих историю. Боткин как один из прототипов Райского (роман И.А. Гончарова «Обрыв»). Дилетантизм, «Болезнь Райского» как отличительная черта людей 40-х годов. Статья Н. Шелгунова «Люди сороковых и шестидесятых годов». Западники в культурной и общественной жизни России. Вопрос об эволюции русского либерализма.

1.1.8. 1860-е годы. Общественная реакция 1849-1855 гг. и ее влияние на литературную жизнь. Период «оттепели» в общественной жизни России. Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Основные вехи эпохи реформ 1860-1870-х годов.

1.1.9. Значение наследия Белинского для развития русской литературы 1860-х годов. Особая роль «Современника» в общественно-литературной жизни России. «Современник» и революционно-демократическое движение. Крестьянский вопрос в «Современнике».

1.1.10. Журнально-издательская деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева. «Полярная звезда», «Колокол», «Голоса из России» как отражение идеологических брожений в России. Отношение Чернышевского и Добролюбова к деятельности руководителей «Колокола», события, связанные со статьей «Very dangerous!!!».

1.1.11. Политическая, философская и литературная платформа славянофилов (А. Хомяков, К. Аксаков, И. Аксаков, И. Киреевский). Журнал «Москвитянин» и его роль в литературной жизни 50-х годов. Общая характеристика «Московских сборников». «Русская беседа» - орган славянофильства. Общая характеристика критических выступлений славянофилов. Славянофилы об истории развития русской литературы. Нормативность славянофильской эстетики. Общая характеристика художественного творчества славянофилов.

1.1.12. «Молодая редакция» «Москвитянина» и славянофильство. Характеристика «органической критики» Ап. Григорьева. Общая характеристика критической деятельности П. В. Анненкова, В. П. Боткина, А. В. Дружинина.

Лекция 2.

2.1 Н. Г. Чернышевский

2.1.1. Чернышевский в «Современнике». Диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Основные проблемы эстетики Чернышевского: соотношение прекрасного в искусстве с прекрасным в действительности, идейность и тенденциозность искусства, понятие народности в искусстве, проблема идеала. Чернышевский о главных функциях искусства: воспроизведение жизни, объяснение жизни, приговор над жизнью. Учение Чернышевского о типичности. Понятия возвышенного, трагического и комического в трактовке Чернышевского. Элементы антропологизма и рационализма в эстетике Чернышевского. Чернышевский-критик. Чернышевский о Пушкине, Гоголе, Тургеневе, Л. Толстом, Щедрине, Некрасове, Н. Успенском. Проблема положительного героя в литературно-критических статьях Чернышевского.

2.1.2. Философские, исторические, политические, эстетические взгляды Добролюбова. Формирование историко-литературной концепции Добролюбова о народности литературы. Реальная критика Добролюбова (анализ художественного произведения в плане его жизненной правдивости). Статьи об Островском, Тургеневе, Гончарове, Достоевском, Щедрине, Некрасове. Значение критической деятельности Добролюбова.

2.1.3. Место Д. Писарева в литературно-общественной жизни 1860-х годов. Эстетическая теория Писарева и принципы его критического анализа. Писарев о романах «Отцы и дети» и «Что делать?»

2.1.4. Споры о литературных героях. Критическая переоценка «лишнего человека» как героя современности. Проблема «новых людей».

2.1.5. Чернышевский как автор романов. Жанровые особенности «Что делать?». Роман «Что делать?» как утопия. Тема разночинца в русской литературе и в прозе Чернышевского. Плеханов о влиянии романа «Что делать?» на читателей. «Что делать?» как Евангелие для тех, кто хочет присоединиться к «новым людям». Роман «Что делать?» и традиции Жорж Санд. Современники о романе Чернышевского.

Лекция 3.

    1. 3.1. А. И. Герцен.

3.1.1. Характеристика творческого наследия Герцена: писатель, философ, публицист, общественный деятель. Формирование мировоззрения: значение идей декабризма, французского Просвещения, утопического социализма.

3.1.2. Ранние литературные опыты. «О себе», «Записки одного молодого человека» как социально-философская повесть. Проблема романтического субъективизма в повести. О скептицизме как форме мышления переходной эпохи, типичность образа «молодого человека». Белинский о «Записках молодого человека».

      1. Роман «Кто виноват?» Характер повествования в 1-й и 2-й частях романа. Роль новелл-биографий в 1-й части романа. Исследовательский пафос авторской мысли, дух анализа в романе как проявление философии «натуральной школы». Диалогический конфликт в романе. Авторская позиция по отношению к идеологическим столкновениям, отраженным в романе. Крупов в романе и в повести «Доктор Крупов». Бельтов как «герой времени». Проблема «лишнего человека». Связь Герцена с русским и европейским просветительским романом. Тема любви в романе. Круциферская и женская тема в прозе 40-х годов («Женская доля» А. Панаевой, «Полинька Сакс» А. Дружинина). Полемика о романе «Кто виноват?» в журналистике 40-х годов (В. Белинский, Ап. Григорьев, В. Майков). Повесть «Сорока-воровка»: проблема национального характера.

Лекция 4

4.1 А. И. Герцен (окончание).

4.1.1. Духовная драма Герцена после поражения революции 1848 г. («Письма из Франции и Италии», «С того берега»). Жанровое своеобразие этих произведений. Работа Герцена «О развитии революционных идей в России». Историческая и историко-литературная концепция Герцена.

4.1.2. «Былое и думы» - итоговое произведение Герцена. Жанровое своеобразие «Былого и дум». Умственное и литературное движение последека6ристской эпохи в освещении Герцена. Автобиографизм как органический элемент художественного мышления Герцена. Отличие «Былого и дум» от «Семейной хроники» С. Т. Аксакова и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого. Значение для Герцена новой историографической школы (Тьерри, Карлейль, Мишле). Личная жизнь и большой мир истории как диалектическое единство, лежащее в основе художественного замысла произведения. Обобщающее значение образа главного героя. Принцип изображения личности в «Былом и думах»: отражение общественного и исторического в частном и единичном. Способность к развитию, духовному росту как главный критерий герценовской оценки личности. Преодоление схематизма, свойственного «натуральной школе» в решении проблемы «личность и обстоятельства». Отражение в «Былом и думах» эволюции мировоззрения писателя. Западная тематика в «Былом и думах». Стилистическая система «Былого и дум». Произведение Герцена и последующая мемуарная литература («Записки революционера» П. А. Кропоткина, «История моего современника» В. Г. Короленко).

Лекция 5

5.1 И. С. Тургенев

5.1.1. Ранний Тургенев: лирика, поэмы. Отношение к романтической традиции («Параша»). Связь с пушкинско-лермонтовскими традициями. Ранние прозаические опыты («Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета»). Тургенев и «натуральная школа». Поэма «Помещик» (физиологический очерк в стихах). Белинский о «Помещике».

5.1.2. «Записки охотника» и крестьянская тема в русской литературе 40-х годов (Кольцов, Даль, Некрасов, Григорович). Тургенев о крестьянской теме в рецензии на книгу Даля «Повести, сказки и рассказы казака Луганского». «Записки охотника» и «Мертвые души» Гоголя. Крестьяне в «Записках охотника» как носители черт национального характера. «Трезвость» взгляда Тургенева на героя из народа. Расхождение со славянофилами. «Записки охотника» и физиологический очерк 1840-х годов. Рассказчик в книге Тургенева. Внутренние связи, объединяющие рассказы и очерки в циклы. Пейзаж в «Записках охотника». Эпическая картина национальной жизни. Анненков о крестьянских героях у Тургенева. Тема мужика в прозе Тургенева 1850-х годов: «Муму», «Постоялый двор». Вопрос о «хищном» и «смирном» типе у Тургенева.

5.1.3. Драматургия Тургенева. Новаторство драматурга в пьесе «Месяц в деревне»: выстраивание «внутреннего», психологического движения драмы.

5.1.4. Статья Тургенева о «Фаусте» Гете. Критика романтического эгоцентризма. Тема «лишнего человека» в «Записках охотника» («Гамлет Щигровского уезда») и в повестях 1850-х годов: «Дневник лишнего человека», «Затишье», «Переписка».

Лекция 6.

6.1. И. С Тургенев (продолжение).

6.1.1. Своеобразие жанровой формы тургеневского романа. Основные фабульные компоненты романа Тургенева. Особенности психологизма и роль лирико-философских мотивов. «Рудин» и традиции натуральной школы. «Фауст» и «Ася» в ряду произведений Тургенева 1850-х годов: социальная и идейно-психологическая характеристика героев. Герой «Аси» как «русский европеец». Чернышевский об «Асе». Трагизм любви, таинственное, иррациональное в понимании Тургенева. Роман «Дворянское гнездо». Лаврецкий и Рудин. Тема «почвы», национальных корней. Лаврецкий и славянофильская концепция. Проблема долга и счастья в «Дворянском гнезде». Добролюбов и Ап. Григорьев о Лаврецком.

6.1.2. Новый герой-разночинец в романе «Накануне». Вопрос об общественной ценности героя. «Сушь и сила» Инсарова. Берсенев и Шубин в сопоставлении с Инсаровым (вопрос о «сознательно-героической» и «артистической» личности). Испытание героя любовью и образ Елены Стаховой. Трагическое в сюжете «Накануне». Добролюбов о романе.

6.1.3 Роман «Отцы и дети». Представители поколения «отцов» в романе. Нигилизм как особое явление в культурно-исторической жизни России. Идеологический характер конфликта романа. Отличие взглядов Базарова от идей революционных демократов (вопрос об общине, о народе, о положительной программе, о реформе, о природе человека); демократизм Базарова. Печоринские сомнения Базарова. «Самоломанность» Базарова и возвышающая героя любовь. Трагизм Базарова. Базаров и речь Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Достоевский о Базарове. Герцен, Писарев, Антонович о романе «Отцы и дети».

Лекция 7.

7.1. И. С. Тургенев (окончание).

7.1.1. Споры о пореформенной России в романе «Дым». Новые черты жанровой формы тургеневского романа. Особенности повествования и роль символики в сюжете «Дыма».

7.1.2. Особенности психологизма в поздних повестях Тургенева («Степной король Лир», «Клара Милич», «После смерти»).

7.1.3. Тургеневское понимание народничества, проявившееся в романе «Новь». Система сюжетообразующих мотивов романа.

7.1.4. Жанровые особенности «Стихотворений в прозе» Тургенева. «Стихотворения в прозе» как концентрированное выражение главных тем и мотивов творчества писателя.

Лекция 8.

8.1. И. А. Гончаров.

8.1.1. Ранние опыты Гончарова. «Иван Саввич Поджа6рин» и физиологический очерк 1840-х годов. Романы Гончарова как трилогия. Оппозиция «провинция-Петербург» в каждом из них. Роман «Обыкновенная история». Приезд провинциала в Петербург как особый вариант конфликта в русской литературе 1840-х–1850-х годов. Особое внимание Гончарова к герою-идеалисту, «неизлечимому романтику». Диалогический конфликт в «Обыкновенной истории». Первый роман Гончарова в контексте русской и западноевропейской литературы. Белинский об «Обыкновенной истории».

8.1.2 «Фрегат “Паллада”» как этап творческой эволюции Гончарова. Книга о путешествии в свете теории возрастной эволюции. Тема «специальных» людей и ее развитие во втором романе Гончарова.

Лекция 9.

9.1. И. А. Гончаров (окончание).

9.1.1. «Сон Обломова» как художественное целое. Сопряжение двух взглядов на мир Обломовки, данных в 9-й главе первой части романа. «Память» и «мечта» в мотивной структуре сюжета. Лирический сюжет в эпическом мире романа. Восток и Запад в творческом сознании Гончарова: от «Фрегата ”Паллада”» к «Обломову». Герой романа как тип и индивидуальность. Обломов в ряду сверхтипов мировой литературы. Сопоставление Обломова и Штольца («созерцание» и «деятельность») как «несущая конструкция» сюжета. Тема любви в романе. Добролюбов, Дружинин, Писарев, И. Анненский о романе «Обломов».

9.1.2. Тема искусства и художника в третьем романе Гончарова. Мотив страсти в сюжете «Обрыва». «Обрыв» и «антинигилистический» роман. Романист Борис Райский на фоне романиста Гончарова.

9.1.3. Чацкий в творческом сознании Гончарова.

Лекция 10.

10.1. А. Н. Островский.

10.1.1. Островский в истории русского национального театра. Жанровые особенности драматургии Островского. Купеческий мир в пьесах Островского конца 1840-х–1850-х годов. Островский и Ап. Григорьев. Островский и «молодая редакция» «Москвитянина». Новая тематика в пьесах Островского второй половины 1850-х годов.

10.1.2 «Гроза» как этапное произведение драматурга. Катерина как героиня народной трагедии. Самодуры в пьесах Островского. Песенное начало в сюжете «Грозы». Добролюбов и Писарев о «Грозе».

Лекция 11.

11.1. А. Н. Островский (окончание). А. В. Сухово-Кобылин.

11.1.1. Исторические пьесы Островского. Социальные драмы и комедии Островского 1860-х – 1870-х годов. Пьесы Островского об актерах и театре («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Драматургия Островского и фольклорная традиция. Сюжет «Снегурочки» в свете славянской мифологии. Драматургия Островского и русский роман. «Бесприданница» как психологическая драма. Система персонажей пьесы и Лариса Огудалова как романсная героиня. Особенность конфликта в «Бесприданнице».

11.1.2. Общая характеристика поздних пьес Островского.

11.1.3. Сценическая история драматической трилогии Сухово-Кобылина. Идея прогресса в художественном осмыслении писателя. «Свадьба Кречинского» как социально-бытовая комедия и как комедия характеров. Тема судьбы в «Свадьбе Кречинского». Мотив игры в сюжете пьесы. Проблема национального характера в трилогии. Искусство комического в пьесах Сухово-Кобылина. Русское чиновничество в пьесе «Дело». Жанровое своеобразие «Смерти Тарелкина». «Открытие» драматургии Сухово-Кобылина в ХХ в.

Лекция 12.

    1. Ф. И. Тютчев. А. А. Фет.

12.1.1. Тютчев и Пушкин. Тютчев и любомудры (интерес к философским вопросам, дидактизм в поэзии, ораторский пафос). Романтическая концепция мира. Тютчевский мир возвышенного: «беспокойная мудрость» поэта. Пантеизм Тютчева («Видение», «Не то, что мните вы, природа...», «Сумерки»). Проблема «хаоса» и «тайны. («Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?»). Тема «ночи» у Тютчева («День и ночь», «Бессонница», «Святая ночь на небосклон взошла»). Блок о ночных мотивах Тютчева. Проблема индивидуалистической отъединенности личности от мира («Наш век»). Тема любви («поединок роковой») и смерти. Денисьевский цикл. Трагическое начало («Два голоса»). Политическая лирика («Море и утес», «29 января 1837 г.»). Тема славянства. Фет о Тютчеве.

12.1.2. Основные вехи биографии Фета (Шеншина). Сборник «Лирический пантеон» и романтические традиции в лирике раннего Фета. Антологические стихи («Диана». «Вакханка», «С корзиной, полною цветов, на голове…»). Сборник 1856 г. Чернышевский об этом сборнике. Фет и Некрасов. Стремление Фета к пушкинской гармоничности. Фет и традиция цыганского романса (Фет и Григорьев, Полонский, Апухтин, Блок). Лирическое «я» Фета как взгляд на мир, отвлеченный от конкретной, «биографической» личности. Своеобразие психологизма Фета: «моментальность» выраженного чувства, «пейзаж души». Импрессионизм как органическое свойство метода Фета. Прорывы из «определенной области» слов в «неопределенную область» музыки.

12.1.3.Мемуарная проза Фета. Фет-публицист на фоне Фета-поэта. Фет и Шопенгауэр. Ап. Григорьев, Добролюбов, Писарев о Фете.

Лекция 13.

    1. А. К. Толстой. Я. П. Полонский.

13.1.1. Влияние романтической философии и эстетики на мировоззрение А.К. Толстого. Концепция искусства у А.К. Толстого. Идеал, обращенный в прошлое, - основа мировоззрения писателя. Идеи панславизма у А.К. Толстого («Колокольчики мои…», «Ой, стоги, стоги…»). Сатирические произведения А.К. Толстого («Сон Попова», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Историческая баллада в поэтическом наследии А.К. Толстого. Романное начало в его лирике. А.К. Толстой как один из создателей образа Козьмы Пруткова. Проза А.К. Толстого. «Князь Серебряный» и вальтер-скоттовская традиция.

13.1.2. Драматическая трилогия А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») и проявившаяся в ней философия истории.

13.1.3. Белинский о первом сборнике стихотворений Полонского «Гаммы». Традиция городского романса в лирике Полонского («Затворница»). Кавказ в творчестве поэта. «Прогулка по Тифлису» в контексте очерков 1840-х годов. Жанр лирической новеллы в поэзии Полонского («Письмо», «Воспоминание», «Колокольчик»). Жанрово-стилевые особенности «Шутки в виде поэмы» «Кузнечика-музыканта». Стихи Полонского о Петербурге («Белая ночь», «Миазм») как часть петербургского текста русской литературы. «Свежее предание» и традиция русского романа в стихах. Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Тургенев о творчестве Полонского.

Лекция 14

14.1. Н. А. Некрасов.

      1. Начало литературной деятельности: Некрасов и Белинский. Некрасов как редактор и издатель. Становление творческого метода Некрасова-поэта. «Прозаическое», художественный опыт прозы в поэтическом мире Некрасова. Социальные и нравственно-психологические мотивы в стихах Некрасова о крестьянине и разночинце («В дороге», «Тройка», «Огородник», «Влас», «Зеленый шум», «Похороны», «Еду ли ночью по улице темной…», «Застенчивость»). Петербург и петербургский житель в лирике Некрасова (На улице», «О погоде», «Утро»). Любовная лирика Некрасова. Поэтизация «прозы» любви в панаевском цикле («Когда горит в твоей любви…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Прости»). Герой и героиня в любовной лирике Некрасова. Причина возникновения «покаянных» мотивов в русской литературе. Покаянная лирика Некрасова («Рыцарь на час», «Человек сороковых годов», «Зачем меня на части рвете…», «Смолкли честные, доблестно павшие…», «Скоро стану добычею тления»).

Лекция 15

15.1. Н. А. Некрасов (окончание).

15.1.1. Крестьянские поэмы Некрасова. Фольклорные и мифологические мотивы в сюжете поэмы «Мороз, Красный нос». Лирическое начало в поэме.

15.1.2. Основные мотивы и образы эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Сказовый стих. Связь эпопеи с традицией устного народного творчества.

15.1.3. Исторические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».

15.1.4. Сборник Некрасова «Последние Песни». Достоевский и Некрасов.

15.1.5. Поэты некрасовской школы: В. Курочкин, М. Михайлов, Д. Минаев. Н. Добролюов.

Лекция 16.

16.1. Писатели демократического лагеря.

16.1.1. Журнал «Современник» и писатели шестидесятники. Новая постановка темы крестьянина. «Очерки народного быта» Н. Успенского. Патриархальный характер человека из крестьянской среды как проблема в литературе 1860-х годов. Чернышевский и Достоевский о Н.Успенском. Творчество Ф.М. Решетникова. Жанровые модификации очерка в литературе 1860–1870-х годов. Установка на эстетическую значимость факта. Повесть «Подлиповцы» и вопрос о натурализме в прозе Решетникова. Своеобразие трактовки образа мыслящего разночинца в повестях Н.Г. Помяловского. Повесть «Мещанское счастье» как социально-психологический эксперимент: неизбежное столкновение «плебейского» и «барского» в жизни как общественный закон. «Проклятые вопросы» в сознании Молотова и Череванина («Молотов»). Художественное своеобразие дилогии Помяловского. Творчество В.А. Слепцова. «Большой талант» (Тургенев) автора рассказа «Питомка». «Тайнопись» повести Слепцова «Трудное время». Художественные особенности повести.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Анализ статьи В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года»

1. Белинский о натуральной школе.

2. Понятие «идеал» у Белинского. В чем специфика эстетического идеала?

3. Белинский о «чистом искусстве».

4. Жанровая структура литературы натуральной школы.

5. Каковы основания для сопоставления романа Герцена «Кто виноват?» и романа Гончарова «Обыкновенная история»?

6. В чем, с точки зрения Белинского, достоинства и недостатки обоих романов?

7. В какой степени оба романа отвечают художественной философии натуральной школы?

2. Проблема «лишнего человека» в творчестве И. С. Тургенева

(сопоставительный анализ «Гамлета Щигровского уезда» и «Дневника лишнего человека»)

а) «Гамлет Щигровского уезда»:

1. Смысл исповедальной формы рассказа.

2. Соотношение социального быта России и культуры в процессе формирования личности.

3. Роль университетского кружка в судьбе героя.

4. Смысл сопоставления героя с Гамлетом.

б) «Дневник лишнего человека»:

1. Герой повести и герой «Гамлета Щигровского уезда» - сходство и различие.

2. Роль биографического метода в характеристике героя.

3. «Двойной» сюжет повести: история жизни и истории души.

4. Функция описаний природы в художественной структуре повести.

5. Роль пушкинской цитаты в финале повести.

6. Смысл финала повести (приписка Зудотешина).

3. Повесть И. С. Тургенева «Ася» и статья н. Г. Чернышевского «Русский человек на render-vous»

1. Типология «лишних людей» в русской литературе (по статье Чернышевского). «Лишний человек» в понимании Тургенева и Чернышевского.

2. Господин Н. Н. и тип тургеневского лишнего человека.

3. Функция литературных параллелей в повести.

4. «Русский мир» в повести.

5. Концепция трагической любви у Тургенева и ее трактовка Чернышевским.

4. «Сон Обломова» как художественное целое

1. Жанровые особенности IX главы романа «Обломов» и поэтика литературных сновидений.

2. Идиллический хронотоп в «Сне Обломова».

3. Проблема точки зрения в «Сне Обломова». Позиция повествователя.

5. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике.

(Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» и А.В. Дружинин «”Обломов”. Роман И.А. Гончарова. Два тома. СПб., 1859»)

1. В чем природа суть обломовщины с точки зрения Добролюбова и Дружинина?

2. Что дают статьи для понимания «Сна Обломова»?

3. Что не принимает Дружинин у Гончарова и почему?

4. В чем суть различий методов двух критиков?

6. Поэзия Ф.И. Тютчева в трактовке Вл. Соловьева.

(статья Соловьева «Поэзия Ф.И. Тютчева»)

Задание: Подобрать стихотворения Ф.И. Тютчева, подтверждающие и опровергающие каждый тезис концепции Вл. Соловьева.

7. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»

  1. Жизненная философия Большова и Подхалюзина в ее соотнесенности с формулой «свои люди – сочтемся».

  2. Божественное и дьявольское начала в сюжетных линиях Большова и Подхалюзина. Большов как трагический герой.

  3. Смысл финала комедии: отмена закона «четвертой стены» и художественная функция этого приема.

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины

2.1.1.

Методическое обеспечение аудиторной работы

Методические материалы, доступные в локальной сети Университета (факультета), включают в себя следующие типы материалов — учебники, учебные пособия, методические указания для студентов, в которых изучаемый материал представлен в систематизированном и структурированном виде. Ссылки на эти и другие материалы приведены на странице курса в локальной сети:

2.1.2.

Методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов организована вокруг чтения изучаемых текстов. Основными методическими приемами здесь являются направляющие вопросы преподавателя и заданный преподавателем алгоритм самопроверки. Кроме того, студенты должны прочитать и законспектировать несколько научных работ, приведенных в списке литературы.

2.1.3.

Методические материалы для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Примерный список вопросов экзамена:

Основные этапы жизни и творчества:

  1. И. С. Тургенева

  2. И. А. Гончарова

  3. А. Н. Островского

  4. Н. А. Некрасова

  5. А. А. Фета

  6. А. И. Герцена.

  7. Ф. И. Тютчева.

  8. А. К. Толстого

  9. А. В. Сухово-Кобылина

  10. Я. П. Полонский.

  11. Н. Г. Чернышевского

  1. Общественно-литературная жизнь 1840-х годов.

  2. Общественно-литературная жизнь 1860-х годов.

  3. Повести А. И. Герцена «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка».

  4. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?» В. Г. Белинский о романе.

  5. Работы А. И. Герцена «Развитие революционных идей в России» и «С того берега».

  6. «Былое и думы» А. И. Герцена.

  7. «Записки охотника» И. С. Тургенева.

  8. Повесть И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека».

  9. Повести И. С. Тургенева «Ася» и «Фауст».

  10. Роман И. С. Тургенева «Рудин»

  11. Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

  12. Роман И. С. Тургенева «Накануне» Н. А. Добролюбов о романе.

  13. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Д. И. Писарев о романе.

  14. Роман И. С. Тургенева «Дым»

  15. Роман И. С. Тургенева «Новь»

  16. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева.

  17. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история». В. Г. Белинский о романе.

  18. Роман И. А. Гончарова «Обломов». Н. А. Добролюбов о романе

  19. Роман И. А. Гончарова «Обрыв»

  20. Повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка».

  21. Рассказы Н. В. Успенского. Н. Г. Чернышевский о Н. В. Успенском.

  22. «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского.

  23. Повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов».

  24. Повесть Ф. М. Решетникова «Подлиповцы».

  25. Повесть В. А. Слепцова «Трудное время».

  26. Петербург в поэзии Н. А. Некрасова.

  27. Крестьянин в лирике Н. А. Некрасова.

  28. Любовная лирика Н. А. Некрасова.

  29. Покаянная лирика Н. А. Некрасова.

  30. Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

  31. Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины».

  32. Поэма Н. А. Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо?».

  33. Поэзия Ф. И. Тютчева.

  34. Поэзия А. А. Фета

  35. Поэзия Я. П. Полонского.

  36. Поэзия А. К. Толстого.

  37. Пьеса А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

  38. Пьеса А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся».

  39. Пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок».

  40. Пьеса А. Н. Островского «Доходное место»

  41. Пьеса А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов о «Грозе».

  42. Пьеса А. Н. Островского «Горячее сердце».

  43. Пьеса А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

  44. Пьеса А. Н. Островского «Лес».

  45. Пореформенная Россия в пьесах А. Н. Островского («Бешеные деньги» и «Волки и овцы»).

  46. Люди театра в пьесах А. Н. Островского («Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые»).

  47. Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка».

  48. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница».

  49. Драматическая трилогия А. В Сухово — Кобылина «Картины прошедшего».

  50. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Д. И. Писарев о романе

  51. «Очерки Гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевского.

  52. Работа Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (Основные положения).

  53. Критическая деятельность Н. Г. Чернышевского.

  54. Статья В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года».

  55. Критическая Деятельность Н. А. Добролюбова.

  56. Критическая деятельность Д. И. Писарева

2.2. 2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины

2.2.1.

Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

К преподаванию дисциплины могут быть допущены преподаватели кафедры истории русской литературы, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук.

2.2.2.

Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным
персоналом

специальных требований нет

2.2.3.

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и
качества учебного процесса

АНКЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

  1. Удовлетворены ли Вы знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения предмета?

Да -

Нет -

Затрудняюсь ответить -

  1. Вызвал ли курс интерес к предмету изучения?

Да -

Нет -

Затрудняюсь ответить -

  1. По сравнению с другими лекционными курсами этот курс был

Легче других –

Сложнее других –

Такой же по сложности –

  1. Как часто преподаватель опаздывал на занятия больше, чем на 5 минут?

никогда –

редко –

часто –

почти всегда –

  1. Как часто преподаватель отменял лекции?

Никогда –

1 раз –

2 раза –

Больше 2 раз -

  1. Как часто Вы пропускали занятия?

Больше половины –

Иногда –

Один – два раза –

Никогда –

  1. Какую оценку Вы ожидаете получить на экзамене

Отлично –

Хорошо –

Удовлетворительно –

Неудовлетворительно –

8. Отметьте сильные и слабые стороны курса. Стали бы Вы рекомендовать курс другим студентам и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Ваше общее мнение о преподавателе. Прокомментируйте отличительные качества преподавателя, определившие Вашу оценку. Стали бы Вы рекомендовать этого преподавателя другим студентам и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 10. Что Вы могли бы пожелать преподавателю?

11. Ваши дополнительные комментарии или пожелания:

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

2.3.1.

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

В аудиториях, где проводятся занятия, необходимо наличие досок и средств письма на них, а также микрофонов.

2.3.2.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Аудитории для проведения лекционных занятий могут быть оснащены проекционной техникой и компьютером, позволяющими демонстрировать презентации PowerPoint (или любом другом аналогичном формате).

2.3.3.

Требования к специализированному оборудованию

специализированное оборудование не требуется

2.3.4.

Требования к специализированному программному обеспечению

специализированное программное обеспечение не требуется

2.3.5.

Требования к перечню и объёму расходных материалов

расходные материалы не требуются

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

2.4.1.

Список обязательной литературы

А. Список изучаемых литературных произведений:

В. Г. Белинский. «Взгляд на русскую литературу 1847 года».

Сборник «Физиология Петербурга». (1 очерк из первой части).

Н. Г. Чернышевский Очерки гоголевского периода русской литературы.

Н. Г. Чернышевский Русский человек на rendez-vous. Не начало ли перемены? Что делать? (в любых изданиях)

Н. А. Добролюбов Что такое обломовщина? Темное царство. Луч света в темном царстве. Когда же придет настоящий день? (В любых изданиях)

Д. И. Писарев Базаров. Мыслящий пролетариат. Мотивы русской драмы. (В любом издании)

А. И. Герцен Кто виноват? Доктор Крупов. Сорока — воровка. Развитие революционных идей в россии. С того берега. Былое и думы. (часть четвертая. гл. XXIX (наши), гл. XXX (не наши), часть пятая. Глова «Рассказ о семейной драме», часть седьмая («Вольная русская типография» и «Колокол»).

И. С. Тургенев Записки охотника. Дневник Лишнего человека. Фауст. Ася. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения в прозе.

А. И. Гончаров Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

Д. В. Григорович Антон-Горемыка.

Н. В. Успенский 3 — 4 рассказа

Н. Г. Помяловский Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы.

Ф. М. Решетников Подлиповцы.

В. А. Слепцов Трудное время.

А. Н. Островский Свои люди — сочтемся. Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Лес. Таланты и поклонники. Снегурочка. Волки и овцы. Бесприданница. Без вины виноватые.

А. В. Сухово-Кобылин Картины прошедшего (Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина).

Ф. И. Тютчев Летний вечер, Как океан объемлет шар земной..., Сон на море, К. Б., Я лютеран люблю богослуженье..., Не то, что мните вы, природа..., Тени сизые смесились..., Сижу задумчив и один..., О чем ты воешь, ветр ночной?, День и ночь, Святая ночь на небосклон взошла..., Наш век, Море и утёс, 29-е января 1837, Молчи, прошу, не смей меня будить..., Предопределение, Не говори: меня он, как и прежде, любит..., О, как убийственно мы любим..., Чему молилась ты с любовью..., Накануне годовщины 4-го августа 1864, Silentium, Два голоса, Природа — сфинкс. И тем она верней..., Как над горячею золой..., Эти бедные селенья, Она сидела на полу..., Последняя любовь, О вещая душа моя.., Певучесть есть в морских волнах..., Так, В жизни есть мгновения..., О жизни той, что бушевала здесь..., Есть в осени первоначальной..., Умом Россию не понять....

Н. А.Некрасов В дороге, Тройка, Родина, Еду ли ночью по улице темной…, Я не люблю иронии твоей…, Мы с тобой бестолковые люди…, Муза, Влас, Поэт и гражданин, Зеленый Шум, Застенчивость, Похороны, Рыцарь на час, О погоде, Умру я скоро, жалкое наследство…, Человек сороковых годов, Мороз, Красный нос, Утро, Прости, Зачем меня на части рвете…, Пророк, Надрывается сердце от муки..., Смолкли честные, доблестно павшие, Тяжелый крест достался ей на долю..., Когда горит в твоей крови..., Русские женщины, Кому на Руси жить хорошо?.

А. А. Фет На заре ты ее не буди…, Я пришел к тебе с приветом…, Диана, Шепот, робкое дыханье, Ночь, Не слышно городского шума…, На стоге сена ночью южной…, Ты отстрадала, я еще страдаю…, Никогда, Смерти, Шопену, Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…, Еще майская ночь…, Я тебе ничего не скажу…, Как беден наш язык! – Хочу и не могу…, Когда в степи, как диво…, Только в мире и есть, что тенистый..., Пришла и тает все вокруг..., Венера Милосская, Цыганке, Не тем, господь, могуч, непостижим..., Ласточки.

А. К. Толстой Средь шумного бала, случайно…, Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Он водил по струнам; упадали…, И. С. Аксакову. Горними тихо летела душа небесами…, Иоанн Дамаскин, То было раннею весной…, Колокольчики мои…, Курган, Василий Шибанов, Змей Тугарин, Илья Муромец, Поток-богатырь, Садко, Сон Попова, История государства Российского от Гостомысла до Тимашева, Желание быть испанцем, Из Гейне (Вянет лист, проходит лето…), К моему портрету, Царь Федор Иоаннович.

2.4.2.

Список дополнительной литературы

А. Учебники и учебные пособия:

1. История русской литературы XIX века: Вторая половина / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1987.

  1. Развитие реализма в русской литературе. Т. 1, 2. Кн. 1, 2. М., 1972–1973.

  2. История русской литературы: В 4 т. Т. 3, 4. Л., 1984.

  3. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т. 7.

  4. История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1962–1964.

  5. История русской поэзии: В 2 т. Т. 2. Л., 1969.

  6. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века: История и эстетическое своеобразие. Л., 1974.

  7. История русской драматургии: Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1987.

  8. Русские писатели: 1800 — 1917: Биографический словарь М.: Большая российская энциклопедия, 1989–2007. Т. 1–5.

В. Дополнительный список научной литературы:

Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

Гинзбург Л. «Былое и думы» Герцена. Л., 1957.

Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.

Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975.

Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.

Манн Ю. В. Новые тенденции романной поэтики // Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Роман Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.

Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997.

Роман Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.

Холодов Е. Драматург на все времена: (Об А. Н. Островском). М., 1975.

Журавлева А. И. Островский-комедиограф. М., 1981.

Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.

Калмановский Е. С. Драматические произведения А. В. Сухово-Кобылина и русская литература 1850–1860-х годов // Сухово-Кобылин А. В. Картины прошедшего. Л., 1989.

Анализ драматического произведения. Л., 1988.

История русской драматургии: Вторая половина XIX – начало XX века. Л., 1987.

Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985.

Тютчевский сборник Таллин, 1990.

Благой Д. Д. Мир как красота // Фет А. А. Вечерние огни. М., 1971.

Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

Ямпольский И. Г. А. К. Толстой // Ямпольский И. Г. Середина века. Л., 1974.

Мережковский Д. С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д. С. В тихом омуте. М., 1991.

Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. Воронеж, 1964.

Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев // Скатов Н. Н. Некрасов: Современники и продолжатели. Л., 1973; М., 1986.

Сапогов В. А. Анализ художественного произведения. Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Пособие по спецкурсу. Ярославль, 1980.

Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. М., 1978 (гл. 4, 5).

Скафтымов А. П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости. Чернышевский и Жорж Санд // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Паперно И. Семиотика поведения: Н. Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996.

Чуковский К. И. Люди и книги. 2-е изд. М., 1960 (статьи о Н. Успенском и В. Слепцове).

Ямпольский И. Г. Помяловский: Личность и творчество. Л., 1968.

Семенова М. Художественное своеобразие повести В. А. Слепцова «Трудное время». Л., 1974.

2.4.3.

Перечень иных информационных источников

Сайт кафедры истории русской литературы СПбГУ

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение

рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Отрадин Михаил Васильевич

Д.ф.н.

профессор

профессор

328-94-87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы

Образовательных программ, установленных приказом первого проректора

по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень
(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

 

 

 

 

 

второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины: код года утверждения (2)

    Рабочая программа
    Целью изучения названной учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об историческом пути развития итальянского народа, итальянского государства на протяжении второй половины ХVП – начала XXI вв.
  2. Рабочей программы учебной дисциплины Код года утверждения Код факультета (1)

    Рабочая программа
    Овладение базовыми специальными знаниями, представлениями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения функций банковского финансиста: изучение сущности и форм электронных денег, структуры и принципов функционирования электронных
  3. Рабочей программы учебной дисциплины Код года утверждения Код факультета (2)

    Рабочая программа
    Овладение базовыми специальными знаниями, представлениями, умениями и навыками, в области электронной коммерции, финансовых Интернет-услуг и Интернет-платёжных систем, необходимыми для выполнения функций банковского финансиста.
  4. Рабочей программы учебной дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Титульный лист

    Документ
    Рабочая программа учебной дисциплины может использоваться при совпадении значения трудоёмкости в зачётных единицах в одной или нескольких основных и дополнительных образовательных программах,
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (27)

    Рабочая программа
    Подготовка выпускников к деятельности в области организации бухгалтерского учета на предприятиях, формирования отчетности, выбора системы бухгалтерского учета, составления учетной политики организации, оптимизации работы бухгалтерской

Другие похожие документы..