Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
1.1. Специальность 0907 Бурение нефтяных и газовых скважин утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572...полностью>>
'Документ'
Дисципліна «Професійна етика. Етика реклами та ПР- діяльності» є базовою нормативною дисципліною для спеціальності «Реклама та зв’язки з громадськіст...полностью>>
'Реферат'
В отличие от других видов металлопродукции для труб характерны развитая поверхность (наибольшее отношение площади поверхности к массе), наличие внутр...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящее Положение устанавливает размеры и условия оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразоват...полностью>>

Р. И. Горелова элективный курс «молекулярные основы наследственности»

Главная > Элективный курс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Р.И. Горелова

элективный курс

«молекулярные основы наследственности»

В концепции профильного обучения, утвержденной приказом Министерства образования России, обозначена необходимость создать условия для дифференциации содержания обучения учащихся X—XI классов. Профильные и элективные курсы — те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старшей школы и их профилизации. Эти курсы, основанные на общеобразовательных предметах, призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности старшеклассников.

Нам представляется, что в профильном биологическом образовании следует делать акцент на наиболее современных направлениях в науке, которыми выступают, в частности, молекулярная биология, молекулярная генетика. Ниже мы предлагаем вниманию читателей программу и примерное содержание элективного курса, связанного с основами этих наук.

Элективный курс «Молекулярные основы наследственности»

Элективный курс предназначен для учащихся X и XI классов; рассчитан на 22 ч и реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Цель курса: дать учащимся возможность удовлетворить интерес к познанию организации жизни на химическом уровне и молекулярных основ наследственности.

Курс включает четыре части.

Часть I. Теоретические основы молекулярной биологии. (Предполагает ознакомление учащихся с современными представлениями о молекулярных основах наследственности.)

Часть II. Практикум. (Включает задачи трех уровней: задачи первого уровня направлены на отработку отдельных элементов теоретических знаний и умений ими пользоваться; для решения задач второго уровня необходимо знание всего теоретического материала по молекулярным основам наследственности, они включают несколько элементов знаний; задачи третьего уровня носят творческий характер.)

Часть III. Семинары.

Часть IV. Защита проектов.

Содержание программы

Химический состав нуклеиновых кислот. Пуриновые и пиримидиновые органические основания, их полярные группы. Углеводы: рибоза и дезоксирибоза. Фосфорная кислота. Нуклеозиды и нуклеотиды.

Строение нуклеиновых кислот. Первичная структура. Фосфодиэфирная связь. Правила Э. Чаргаффа. Вторичная структура. Водородные связи. Принцип компле-ментарности. Модель ДНК Дж. Уотсона и Ф. Крика. Уровни упаковки ДНК.

Организация наследственного материала. Ген. Экзон-интронная структура гена. Транскриптоны. Свойства, функции и классификация генов. Уровни организации наследственного материала. Хромосомы. Геном.

Матричный синтез. Репликация ДНК. Этапы репликации. Ферменты репликации. Транскрипция ДНК. Этапы транскрипции. Ферменты транскрипции. Сплайсинг. Трансляция иРНК. Генетический код.

Поток информации в клетке. Центральная догма молекулярной биологии. Механизмы реализации генетической информации в клетке.

Тематическое планирование элективного курса

Часть I. Теоретический материал.

  1. Химический состав нуклеиновых кислот (2 ч).

  2. Строение нуклеиновых кислот (2 ч).

  3. Организация наследственного материала (2 ч).

  4. Матричный синтез (2ч).

5.Поток информации в клетке (2 ч).Часть

П. Практикум (8 ч).

Часть Ш. Семинары (4 ч). Часть IV. Защита проектов (4 ч).

Организация учебного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: школьные и внешкольные занятия. Каждое занятие состоит из двух спаренных уроков. На них учитель кратко излагает теоретический материал, обозначает задачи для учащихся на каждое занятие, консультирует их в ходе выполнения практикума и семинаров. Во внеурочное время учащиеся выполняют проекты, готовятся к семинарам.

Контроль знаний и умений осуществляется на основе результатов выполнения практикума и проектов, участия в семинарах.

В данной статье мы не излагаем теоретический материал и приводим только примеры материалов практикума, семинаров и проектов.

Примеры заданий практикума

1. Изучите таблицу генетического кода и ответьте на вопросы.

A.Сколько разных аминокислот кодируется кодонами ДНК?

Б. Сколько разных кодонов ДНК кодируют аминокислоты?

B. Какие аминокислоты кодируются кодонами ТГЦ, ЦАГ, ГЦТ, АЦЦ?

Г. Какие кодоны ДНК кодируют аминокислоты аргинин, пролин, лейцин?

Д. Какие кодоны и РНК кодируют аминокислоты метионин, тирозин, валин, аспарагин?

Е. Кодоны ДНК кодируют аминокислоту глицин. Какие кодоны и РНК соответствуют кодонам ДНК?

Таблица генетического кода (кодоны ДНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

А

Г

Т

ц

А

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

А

Г

Т

Ц

Г

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Apr

Apr

Apr

Apr

А

Г

т

ц

Т

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Apr

Apr

А

Г

т

ц

Ц

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

А

Г

т

ц

Примечание. Асн — условное обозначение асларагина, Глн — глутамина, Асп — аспарагиновой кислоты, Глу — глу-таминовой кислоты

Ж. Какие аминокислоты соответствуют антикодонам ЦГУ, АЦЦ, АУГ, ГУА?

3. Какие антикодоны соответствуют пролину, триптофану?

  1. Одна из цепочек ДНК имеет следующую последовательность оснований: А-Т-А-ЦТТ-Т-А. Напишите вторую цепочку ДНК.

  2. Цепочка и РНК имеет следующую последовательность оснований: А-У-Г-У-Ц-А-Г. Напишите соответствующую ей молекулу ДНК.

  3. Одна из цепочек ДНК имеет следующую последовательность оснований: А-Т-А-Ц-ТТ-Ц. Напишите соответствующую ей цепочку и РНК.

  4. Цепочка рРНК имеет следующую последовательность оснований: У-Г-Ц-А-Г-У. Напишите соответствующий ей участок молекулы ДНК.

  5. Сколькими кодонами должна быть закодирована биологическая информация, если известно, что в химическом составе живого представлено:

A.30 аминокислот и 4 типа нуклеотидов Б. 15 аминокислот и 5 типов нуклеотидов

B.25 аминокислот и 3 типа нуклеотидов Г. 30 аминокислот и 5 типов нуклеотидов

7.Сколькими кодонами может быть закодирована информация, если известно,

что в составе нуклеиновой кислоты содержится:

A.3 вида нуклеотидов, генетический код триплетен

Б. 2 вида нуклеотидов, генетический код триплетен

B.4 вида нуклеотидов, генетический код диплетен

Г. 5 видов нуклеотидов, генетический код диплетен.

  1. Определите, что тяжелее: белок инсулин, в состав которого входит 51 аминокислотный остаток, или кодирующий его ген. Известно, что средняя молекулярная масса аминокислоты равна 110, нуклеоти-да-300.

  2. Определите молекулярную массу гена, состоящего из 450 триплетов.

  1. Определите молекулярную массу молекулы белка, синтез которой контролируется геном, состоящим из 501 нуклеотида.

  2. Определите процентное содержание нуклеотидов в молекулах ДНК, если в их составе:

A.23% гуаниловых нуклеотидов

Б. 16% адениловых нуклеотидов

B.10% цитидиловых нуклеотидов

Г. 20% тимидиловых нуклеотидов

12.Определите процентное содержание нуклеотидов в молекуле ДНК, если в соответствующих им участках и РНК содержится:

A.30% адениловых, 10% цитидиловых,20% гуаниловых нуклеотидов

Б. 40% гуаниловых, 24% цитидиловых, 8% адениловых нуклеотидов

B.38% уридиловых, 16% цитидиловых,25% адениловых нуклеотидов

Г. 44% цитидиловых, 17% уридиловых, 21% гуаниловых нуклеотидов.

13. Участок гена имеет следующий состав оснований: ТГТТЦГЦАГГАА. Определите, как изменится аминокислотный состав соответствующего ему полипептида, если под влиянием ионизирующей радиации выбит:

A.Десятый нуклеотид

Б. Четвертый нуклеотид

B.Первый нуклеотид

Г. Последний нуклеотид

14.Участок гена имеет следующую последовательность оснований: АЦЦТГГЦТА. Как изменится аминокислотный состав соответствующего ему полипептида, если:

A.Третий нуклеотид заменится адениловым

Б. Шестой нуклеотид заменится тимидиловым

B.Восьмой нуклеотид выпадет

Г. Второй и шестой нуклеотиды поменяются местами

Д. Произойдет удвоение второго нуклеотида

  1. Участок гена имеет следующую последовательность оснований: АТАГЦТГГА. Приведите пример изменения указанной последовательности нуклеотидов, при которой полностью изменится аминокислотный состав соответствующего ему полипептида.

  2. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет в норме следующий порядок оснований: ЦГГЦАЦЦГАЦТА. Во втором кодоне произошла замена нуклеотида, но первичная структура полипептида при этом не изменилась. Как это можно объяснить?

  3. Определите состав нуклеотидов в антикодонах тРНК, участвующих в трансляции фрагмента белка, закодированного указанными последовательностями оснований ДНК:

A.АЦТТГГАГЦ

Б. АЦЦТАГАГЦ

B.ГЦТПТАЩ

18.Определите структуру участка ДНК, кодирующего полипептид:

метионин — триптофан — тирозин.

  1. Часть молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: пролин — фенилаланин — тирозин. Какие транспортные РНК участвуют в синтезе полипептида?

  2. Установите структуру фрагментов информационной РНК, ДНК и белка, если транспортные РНК подходят к месту сборки белка в следующей последовательности их антикодонов:

А. ГУЦ, ЦЦА, ЦГЦ, УГА

Б. ААЦ, ЦУА, ГАЦ, ГУУ

21.Сколько белков длиной в 100 аминокислотных остатков возможно построить из 20 аминокислот?

Ответы:

l.A:20.

Б: 61.

В: треонин, валин, аргинин, триптофан.

Г: аргинин: ГЦА, ГЦГ, ГЦТ, ГЦЦ, ТЦТ, ТЦ1Д; пролин: ГГА, ГГГ, ГГТ, ГГЦ; лейцин: ААТ, ААЦ, ГАА, ГАГ, ГАТ, ГАЦ.

Д: метионин: АУГ; тирозин: УАУ, УАЦ; валин: ГУУ; ГУЦ; ГУА; ГУГ; аспарагин: ААУ; ААЦ.

Е: кодоны ДНК: ЦЦА, ЦЦГ, ЦЦТ, ЦЦЦ; кодоны иРНК: ГГУ; ГГЦ; ГГА, ГГГ.

Ж: ЦГУ - аланин, АЦЦ — триптофан, АУГ — тирозин, ГУА — гистидин.

3: пролину: ГГА, ГГГ, ГГУ, ГГЦ; триптофану: АЦЦ.

  1. Т-А-Т-Г-Ц-Ц-А-Т.

  2. Т-А-Ц-А-Г-Т-Ц.

А-Т- Г-Т-Ц-А-Г.

  1. У-А-У-Г-А-Ц-Г.

  2. Т-Г-Ц-А-Г-Т.

А-Ц-Г-Т-Ц-А.

  1. А: 43=64; Б: 52=25; В: 33=27; Г: 53=125.

  2. А: 33=27; Б: 23=8; В: 42=16; Г: 52=25.

  3. Молекулярная масса белка равна 5610,кодирующего его гена — 45900.

  4. 405000.

  1. 18370.

  2. А: цитидиловые 23%, адениловые27%, тимидиловые 27%.

Б: тимидиловые 16%, цитидиловые 34%, гуаниловые 34%.

В: гуаниловые 10%, адениловые 40%, тимидиловые 40%.

Г: адениловые 20%, гуаниловые 30%, цитидиловые 30%.

12. А: адениловые 35%, тимидиловые35%, цитидиловые 15%, гуаниловые 15%.

Б: тимидиловые 18%, адениловые 18%, цитидиловые 32%, гуаниловые 32%.

В: адениловые 31,5%, тимидиловые 31,5%, цитидиловые 18,5%, гуаниловые 18,5%.

Г: адениловые 17,5%, тимидиловые 17,5%, цитидиловые 32,5%, гуаниловые 32,5%.

13. Участку гена ТГТТЦГЦАГГАА соответствует полипептид тре-сер-вал-лей:

А: тре-сер-вал; Б: тре-ала-сер; В: глн-ала-сер; Г: тре-сер-вал.

14.Участку гена АЦЦТГГЦТА соответствует полипептид три-тре-асп.

А: цис-тре-асп; Б: три-тре-асп; В: три-тре; Г: сер-тре-асп; Д: три-асп-арг.

  1. Это произойдет при сдвиге рамки считывания, из-за выпадения или удвоения одного из первых нуклеотидов.

  2. Изменения первичной структуры не произойдет при замене третьего нуклеоти-да на адениловый, тимидиловый или гуаниловый нуклеотиды.

  3. А: АЦУУГГАГЦ Б) АЦЦУАГАГЦ В)ГЦУГГУАГЦ.

  4. Т- А-Ц- А- Ц- Ц - А- Т - А или Т-А- Ц-А-Ц-Ц-А-Т-Г

А-Т-Г-Т-Г-Г-Т-А-Т А-Т-Г-Т-Г-Г-Т-А-Ц.

  1. Для пролина: ГГА, ГГЦ, ГГУ, ГГЦ;для фенилаланина: ААА, ААГ; для тирозина: АТА, АТГ.

  2. А. иРНК: ЦАГГГУГЦГАЦУ ДНК:Г-Т-Ц-Ц-Ц-А-Ц-Г-Ц-Т-Г-А

Ц-А-Г-Г-Г-Т-Г-Ц-Г-А-Ц-Т

полипептид: глн-гли-ала-тре

Б. иРНК:УУГГАУЦУГЦАА ДНК: А-А-Ц-Ц-Т-А-Г-А-Ц-Г-Т-Т

Т-Т-Г-Г-А-Т-Ц-Т-Г-Ц-А-А полипептид: три-асп-лей-глн.

21. 20100.

Примеры вопросов к семинарским занятиям

  1. Каково химическое различие между мононуклеотидом и полинуклеотидом; нуклеотидом и нуклеозидом; пиримидином и пурином; рибозой и дезокси-рибозой?

  2. Укажите черты сходства и различия между ДНК и РНК эукариот.

  3. В какие периоды жизни и почему молекулы ДНК могут быть спирализованы идеспирализованы?

  4. Каков биологический смысл того, что первичную структуру двойной спирали ДНК поддерживают сахарофосфатные ковалентные связи, а вторичную — водородные связи?

  5. Может ли быть записана генетическая информация в молекулах РНК?

6. В результате интоксикации организма клетки А перестали синтезировать ферменты, обеспечивающие начало процесс инга, а в клетках В прекратился синтез ферментов, обеспечивающих сплайсинг. Как это отразится на биосинтезе белка и жизни организма? Примерные темы проектов

  1. Особенности химического строения нуклеиновых кислот неклеточных и клеточных форм жизни.

  2. Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации.

  3. Гипотезы репликации ДНК (доказательства и опровержения).

  4. Особенности реализации генетической информации у клеточных и неклеточных форм жизни.

  5. Эволюция представлений о гене.

На примере темы «Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации» укажем круг вопросов, которые учащиеся должны отразить в выполняемом проекте:

опыты Ф. Гриффита, О. Эйвери с пневмококками;

опыты А. Херши и М. Чейза с кишечной палочкой и фагами;

опыты X. Френкель — Конрата и Б. Зингера с вирусом табачной мозаики;

процесс трансдукции;

процесс трансформации;

количество ДНК в соматических клетках и гаметах;

идентичность химического состава ДНК у особей отдельных видов.

Опыт преподавания показывает, что при изучении элективных курсов наглядно проявляется тенденция развития современного образования. При этом усвоение учебного материала становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  2. В. И. Прокопцов эдукология: принципиально новая наука образования

    Документ
    П 13 П р о к о п ц о в В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования. В 4 фракталах. Фракталы 2, 3, 4. (Препринт). (Авторская версия-нави-гация).
  3. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  4. 2009 учебно-программная документация нормативные документы в образовании учебно-методическая литература дидактические материалы учебно-наглядные и справочные пособия видеофильмы Москва 2008 г г

    Литература
    Одним из направлений деятельности ФИРО является разработка стандартов профессионального образования, учебно-программной и учебно-методической документации.
  5. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания

Другие похожие документы..