Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Президиум правительства РФ рассмотрит в среду изменения в закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества (Информацион...полностью>>
'Документ'
Пусть по результатам инвестиционного анализа проекта нам известен вид некоего результирующего показателя инвестиционного проекта (далее, без нарушени...полностью>>
'Инструктивно-методическое письмо'
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законо...полностью>>
'Документ'
Порядок регулирования и тенденции развития системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере г. Москвы как субъекта РФ ...полностью>>

Информационные технологии как основа современной модели образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информационные технологии

как основа современной модели образования

Уважаемый Президент Удмуртской Республики!

Уважаемый Президиум!

Уважаемые коллеги! Приглашенные!

Начало текущего года в России отмечено двумя знаковыми событиями: определены ориентиры развития страны на долгосрочную перспективу и приоритеты ближайшего четырехлетия.

Следующим шагом по пути их достижения стала разработка Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Согласно Концепции, в условиях, когда уровень конкурентоспособности современной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, стратегической целью государственной политики в образовании становится повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Достижение указанной цели возможно путем реализации современной модели образования. Её формированию способствовал приоритетный национальный проект «Образование», ставший катализатором масштабных системных преобразований в отрасли. Следует подчеркнуть, что Проект во многом продолжил процессы модернизации образования, происходящие в регионах.

Не стала исключением и наша республика. Более 1,5 тысяч образовательных учреждений предоставляют возможность получения общего, дополнительного и профессионального образования. Четыре современных ресурсных центра готовят профессиональные кадры по ведущим отраслям экономики Удмуртии, в этом году к ним добавится ещё столько же. Осуществляется перевод 5 учреждений профессионального образования в статус автономных.

Педагогической деятельностью заняты около 40 тысяч специалистов. Численность учащихся, воспитанников и студентов составляет почти 500 тысяч человек. В последние годы сохраняется тенденция ежегодного увеличения в школах республики численности учащихся первых классов.

Только за последние три года расходы консолидированного бюджета на образование выросли на 62,5%. В том числе в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» только за два года освоено около 800 миллионов рублей.

Увеличились расходы на содержание одного обучающегося, воспитанника и студента. Выросла заработная плата работников отрасли.

Построено и реконструировано 68 образовательных учреждений, спортивных залов, школьных столовых. Число ученических мест в школах увеличилось более чем на 2 тысячи, почти на столько возросло количество мест в детских дошкольных учреждениях.

Приобретено 206 школьных автобусов. Более 125 миллионов руб. израсходовано на повышение противопожарной защищенности образовательных учреждений. В школы республики поступило более 180 комплектов современного оборудования.

В текущем году положительные тенденции получили дальнейшее развитие.

С 2001 года началось целенаправленное формирование единого информационного образовательного пространства республики.

В целом за семь лет в образовательные учреждения республики поставлено около 3 тысяч компьютеров на общую сумму 84 млн. руб.

В результате на сегодняшний день на один компьютер приходится уже 27 школьников. За два года все основные и средние общеобразовательные школы Удмуртской Республики подключены к сети Интернет, почти 20% имеют свои сайты.

Организована работа по внедрению системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся.

В текущем году Удмуртия прошла конкурсный отбор на поставку специального компьютерного оборудования в рамках двух проектов Федеральной целевой программы развития образования.

В ближайшее время в республику поступит оборудование на сумму 9 млн. рублей за счет федеральных средств, еще более 2 млн. выделено на эти цели из республиканского бюджета. Тем самым будет продолжено создание современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школы поступают электронные образовательные ресурсы:

- федеральный бюджет - около 370 комплектов электронных учебных пособий, 73 медиатеки;

- местные бюджеты - около 650 электронных учебных изданий приобретено за счет муниципальных средств.

- средства образовательных учреждений - более 500.

В текущем году в целях легализации программного обеспечения во все общеобразовательные учреждения Удмуртской Республики поставлено более 700 комплектов наиболее востребованных лицензионных программных продуктов.

В свою очередь, на региональном уровне ведется последовательная работа по созданию собственных цифровых образовательных ресурсов. Так, школы республики получили мультимедийные диски с материалами, отражающими её национально-региональные особенности.

За счет федеральных средств поступило более 400 комплектов программного обеспечения для полной комплексной автоматизации работы школьных библиотек, получены электронный каталог и электронные образовательные ресурсы нового поколения.

Улучшаются количественные и качественные показатели информатизации учреждений профессионального образования, чему в немалой степени способствуют собственные разработки образовательных учреждений. Особенно активно ведется эта работа в высших учебных заведениях, расположенных на территории республики.

Оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, обеспечение электронными образовательными ресурсами – только первый этап информатизации. Владение информационными технологиями – вот новая составляющая современного качества образования. Сегодня ситуация такова, что уровень подготовки учащихся зачастую превышает компетентность педагогов в данном вопросе.

В республике начата работа по созданию условий для повышения квалификации работников отрасли в области информатизации.

Так, многопрофильный характер подготовки педагогов на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики обеспечивается в рамках модульной накопительной системы повышения квалификации, впервые введенной в 2007 году.

В результате количество педагогов, прошедших повышение квалификации в области применения информационных технологий, в минувшем учебном году увеличилось в два раза.

В рамках международной программы Microsoft «Партнерство в образовании» открыт Региональный ресурсный центр «Академия информационных технологий». Здесь в течение 2007-2008 годов пройдут повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий 1 тысяча работников общего и начального профессионального образования.

Серьезная работа в данном направлении ведется в высших учебных заведениях, расположенных на территории республики.

Дополнительным стимулом к овладению информационными технологиями для педагогов образовательных учреждений всех типов и видов становится проведение в республике Интернет-конференций, в том числе с международным участием.

Повышение уровня компетентности педагогов в области информатизации способствует более активному использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Достаточно сказать, что за два года объем информации, потребляемой общеобразовательными учреждениями Удмуртии из сети Интернет, вырос лавинообразно: более чем в 13 раз в расчете на одно учреждение!

Расширяется применение информационных технологий в преподавании учебных дисциплин. Уже сегодня образовательные компьютерные программы используются в школах всех городов и районов республики.

Важным моментом является широкое использование информационных технологий в образовательном процессе республиканских очно-заочных школ.

Отрадно, что педагоги сельских школ стремятся не отставать от своих городских коллег. Примером успешной организации профильного обучения путем сетевого взаимодействия образовательных учреждений на основе информационно-коммуникационных технологий может служить Алнашский район.

В результате создается единая образовательная среда, выравниваются условия получения качественного образования городскими и сельскими школьниками. Усиливается общая мотивация школьников к получению образования.

Об этом свидетельствуют, в частности, итоги единого государственного экзамена. Однако, несмотря на то, что наши результаты ежегодно выше среднероссийских, предстоит большая работа в связи с переходом экзамена со следующего года в штатный режим. В том числе возрастает значимость его информационно-технологического обеспечения. Уже сегодня Региональным центром обработки информации Удмуртской Республики ведутся работы по двум большим Web-проектам, реализация которых позволит усовершенствовать организацию проведения ЕГЭ в республике.

Интересен опыт Ижевского промышленно-экономического колледжа по изучению и внедрению системы менеджмента качества согласно международному стандарту. В апреле текущего года колледжем получен сертификат, подтверждающий наличие и результативность данной системы.

Надо сказать, что компьютеры и мультимедийные средства, включая уникальные тренажеры, успешно применяются в образовательном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования. В том числе электронные образовательные ресурсы, созданные учащимися и студентами совместно с преподавателями на основе распространенных программных продуктов.

Весьма значительный объем информационных образовательных ресурсов используется в учебном процессе вузов. Функционируют порталы дистанционного образования, реализующие все виды учебной работы: от электронных лекций до виртуальных лабораторных работ и электронных практикумов.

На этом фоне вполне закономерно выглядят успехи учащихся Удмуртской Республики – постоянных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Еще более впечатляют достижения студентов Ижевского государственного технического университета: уже трижды они становились победителями студенческого Чемпионата мира по программированию. Такого результата не знает ни один вуз мира!

Все активнее используются информационные технологии в дополнительном образовании детей - важной составляющей современной модели образования. Повышаются возможности самообразования детей, происходит формирование базовых социальных компетентностей.

С этой точки зрения заслуживает внимания опыт Республиканского центра детской и юношеской журналистики «Журавейник», за короткое время ставшим первым в Удмуртии детским медиа-холдингом. Сегодня «Журавейник» имеет свои регулярно выходящие СМИ, информационное агентство. Информация о работе юных журналистов Удмуртии постоянно размещается в Интернете.

Педагогами и воспитанниками Республиканского центра дополнительного образования детей совместно с Государственным комитетом Удмуртской Республики по делам молодежи, телерадиокомпанией «Моя Удмуртия» создан Интернет-сайт «Талант. Инициатива. Достижения», отражающий ход реализации национального проекта «Образование» в части поддержки талантливой молодежи на территории Удмуртии

Все большей популярностью среди учащейся молодежи пользуются организуемые в республике Интернет-конкурсы.

Очень важно, что результаты конкурсов находят практическое применение в образовательной практике. Так, более 70 работ Республиканского Интернет-конкурса на лучший исследовательский проект «Страницы истории края» – в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства – были опубликованы в сети Интернет и послужили основой для разработки электронных учебных пособий:

Своеобразным отчетом о применении информационных технологий в образовании стал республиканский конкурс инновационных проектов «Образование без границ – 2008». Более 200 проектов, посвященных вопросам информатизации, приняло участие в виртуальном конкурсе. Среди победителей - проекты сельских и городских школ, учреждений начального профессионального образования.

Закономерно расширение круга участников специализированной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», которая в течение двух лет проходит на базе Ижевского промышленно-экономического колледжа. Это не только учреждения профессионального образования, но и школы, заинтересованные предприятия.

Содействие дальнейшей интеграции профессионального образования, науки и производства - одно из важных направлений государственной политики применительно к высшей школе.

В Удмуртии создана эффективная система взаимодействия вузов с институтами и предприятиями Российской академии наук.

В Ижевском государственном техническом университете продуктивно функционирует технопарк, заказчиками которого являются крупные предприятия республики и России.

Вузами совместно с научными организациями успешно ведется работа по созданию, развитию и внедрению средств поддержки управления образовательным процессом, разработке электронных обучающих систем на основе современных технологий.

Уважаемые коллеги!

Без внедрения и активного использования современных информационных технологий невозможна модернизация управления отраслью.

Примером федерального уровня может служить государственная автоматизированная система «Управление», позволяющая руководству страны в режиме реального времени отслеживать результативность деятельности органов власти по достижению важнейших показателей социально-экономического развития, в том числе в сфере образования.

С апреля 2008 года Министерство образования и науки Удмуртской Республики осуществляет информационное наполнение системы путем самостоятельного занесения данных о ходе мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».

В повседневной практике управления отраслью оперативное информационное взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных структур обеспечивается за счет активного использования электронной почты.

В целях совершенствования управления образованием на региональном уровне Министерством совместно с муниципальными органами управления образованием отрабатываются электронные паспорта общеобразовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом. Тем самым, дважды в течение года обеспечивается получение объективной унифицированной информации о состоянии каждой школы республики. Первые положительные результаты позволяют в ближайшей перспективе разработать аналогичные формы для образовательных учреждений других типов и видов.

Современные информационные технологии, используемые для обработки бухгалтерской отчетности, повышают эффективность и качество взаимодействия Министерства с подведомственными учреждениями по финансовым вопросам.

В Октябрьском районе города Ижевска осуществляется эксперимент по апробации технологий автоматизации системы управления образованием на муниципальном уровне с использованием специального программного обеспечения. Цель эксперимента - оценка возможности внедрения данной модели в системе образования Удмуртской Республики.

В учреждениях профессионального образования внедрены системы автоматизации управления учебным заведением.

Совершенствованию информационного взаимодействия в системе образования, повышению ее открытости для общества способствует портал «Образование и наука Удмуртской Республики». Популярность его растет: уже в первом полугодии текущего года число посещений портала достигло объема 2007 года в целом.

Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день в республике проделана серьезная работа по формированию единой информационной образовательной среды. Тем самым, созданы предпосылки для реализации современной модели образования, где информационные технологии выступают в качестве одного из ведущих факторов.

Значимость данного направления модернизации образования, а следовательно, и актуальность темы нашей конференции, отражена в Рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации, направленных в регионы.

Это обусловлено содержанием четырех приоритетных задач, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в рамках современной модели образования:

Первая – обеспечение инновационного характера базового образования.

Вторая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития.

Третья – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Четвертая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Можно выделить несколько аспектов значимости информационных технологий для решения указанных задач. Во-первых, их внедрение способствует обновлению технологий образования всех уровней, развитию вариативности образовательных программ. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе в рамках профильного обучения и профессионального образования.

Во-вторых, повышается доступность качественного образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. Расширяется поле формирования базовых компетентностей современного человека.

В-третьих, обеспечивается доступ граждан к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования, что актуально при формировании системы непрерывного образования.

В-четвертых, обеспечивается создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах и стандартах их предоставления. Совершенствуются механизмы оценки и контроля качества образования. В том числе, становится возможным создание единой добровольной цифровой системы учета образовательных достижений школьников и других, наряду с ЕГЭ, институтов оценки результатов общего образования.

В результате поэтапного достижение ряда целевых ориентиров развития отрасли к 2020 году в сфере образования должны произойти ключевые общесистемные изменения:

- новый организационно-экономический механизм;

- значительное расширение общественного участия в управлении и контроле качества образования;

- интенсивное взаимодействие российской системы образования будет с глобальной сферой образования;

- обеспечение доступа граждан к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования;

- кардинальные кадровые изменения в системе образования.

Реализация современной модели образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий ставит перед системой образования Удмуртской Республики ряд новых задач по всем направлениям информатизации образования.

Основные направления информатизация образования:

  • Аппаратно-программные средства (компьютеры, системное и прикладное программное обеспечение);

  • Информационные (электронные) образовательные ресурсы;

  • Педагогические, административные и инженерно-технические кадры;

  • Автоматизация управленческой деятельности;

  • Системная информатизация школы;

  • Сетевая научно-образовательная инфраструктура.

Необходимо продолжить развитие в республике единой информационной образовательной среды.

Для этого следует обеспечить дальнейшее повышение технической оснащенности отрасли, включая дошкольное и дополнительное образование. Это важно, в частности, для популяризации новых форм дошкольного образования, информационно-технологического сопровождения процессов развития семейных форм устройства детей.

Однако следует особо подчеркнуть, что насыщение образовательных учреждений компьютерной техникой не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать степень эффективности применения её в образовательном процессе, для создания безопасных условий пребывания детей в школе, организации управления.

И уж тем более нельзя забывать о здоровьесбережении учащихся и воспитанников в условиях информатизации.

Требует решения проблема обеспечения лицензионными программными продуктами учреждений начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования, их подключения к сети Интернет.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева уже с сентября текущего года из республиканского бюджета начнется выделение средств на оплату Интернет-трафика общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет в рамках национального проекта. В 2009 году эта сумма превысит 16 млн. руб. Ранее оплата производилась за счет федеральных средств.

В связи с этим в Приволжский федеральный округ нами направлены предложения о сохранении существующей схемы финансирования за счет федерального бюджета.

Отдельно следует сказать об информатизации органов управления образованием. Учитывая возрастание роли информационных технологий в управлении отраслью, главам администраций муниципальных образований следует уделить серьезное внимание техническому оснащению соответствующих отделов и управлений, наладить бесперебойную работу электронных средств связи. Это тем более актуально в связи с назревшей необходимостью перехода к электронному документообороту, позволяющему экономить финансовые и временные ресурсы.

Наряду с дальнейшим повышением технической оснащенности отрасли, следует продолжить создание электронных образовательных ресурсов с учетом национально-региональных особенностей республики. Здесь ключевым моментом должен стать целенаправленный и систематический характер работы, а для этого нужна соответствующая организационная структура. На наш взгляд решение данной задачи может быть возложено на Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики или Научно-исследовательский институт национального образования Удмуртской Республики.

Общей для образования является задача формирования культурно-образовательной среды, обеспечивающей гражданам возможность непрерывного образования. Эту задачу предстоит решать путем реорганизация учебных библиотек в информационные ресурсные центры образовательных учреждений. В связи с этим, проводя компьютеризацию учреждений образования, нельзя забывать о техническом оснащении библиотек. Учебные библиотеки должны обеспечивать учащимся и педагогам возможность работы с цифровыми образовательными ресурсами, предоставлять услуги дистанционного самообразования через Интернет или иные локальные сети.

Координирующая роль в этом может принадлежать Межвузовской библиотеке, строительство которой ведется в городе Ижевске.

Нового подхода требует работа с кадрами. На наш взгляд, владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями должно учитываться при определении стимулирующей части оплаты труда при переходе на новую систему оплаты.

В связи с этим перед высшими учебными заведениям, ориентированными на подготовку педагогических кадров встает задача мотивирования педагогических кадров на работу с ИКТ-технологиями как в рамках образовательного процесса, так и для повышения собственной квалификации. Кроме того, хорошей поддержкой для педагогов могло бы стать создание в каждом районе методических центров соответствующего направления или – в качестве альтернативы – организаций по типу автономной некоммерческой организации «Учебный центр информационных технологий».

Расширение положительных результатов, полученных за годы реализации приоритетного национального проекта «Образование», возможно лишь в условиях наличия у работников, занимающих административные посты, менеджерских навыков. В том числе на муниципальном уровне следует уделить серьезное внимание повышению компетентности специалистов органов управления образованием в области информационных технологий, предусмотреть ставки специалистов, отвечающих за информационно-аналитическое обеспечение управленческой вертикали.

Есть и другая сторона кадровой проблемы: насыщение современными аппаратно-программными комплексами, необходимость работы со свободным программным обеспечением неизбежно приводят к необходимости введения в штатное расписание образовательных учреждений должности системного администратора. И этот вопрос также предстоит решать.

Поставленные задачи соответствуют Концепции региональной информатизации до 2010 года и включены в республиканскую целевую программу «Электронная Удмуртия» по направлению «Развитие единой образовательной информационной среды в Удмуртской Республике»

К сожалению, необходимо отметить, что за все время реализации целевой программы Министерству образования и науки выделен только 1 млн. руб. При этом финансирование отраслевого направления вообще не осуществлялось!

В то же время выделение запланированных средств во многом способствовало бы решению одной из самых актуальных и масштабных задач дальнейшего развития системы образования в Удмуртии - обеспечению сетевого взаимодействия учреждений образования, прежде всего, высшего, науки, бизнеса и экономики в целом. Её решение требует комплексного подхода с участием всех заинтересованных сторон.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы озвучили наше видение проблем и перспектив развития отрасли в рамках одного из ключевых аспектов современной модели образования – внедрения информационных технологий. В случае вашего одобрения, учитывая актуальность указанных задач в условиях построения инновационной экономики, просим включить вопросы информатизации отрасли в Программу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы. Мы также очень надеемся, уважаемый Александр Александрович, на Ваше понимание и поддержку в данном вопросе!

Благодарю за внимание!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики

    Решение
    Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), который выступил не только катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.
  2. Современные технологии в образовании современнные информационные технологии при преподавании физических дисциплин короткевич А. В., Сологуб Л. В., Пасынков А. В. (РБ, Минск, бгуир)

    Документ
    Образование, как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивает формирование интеллектуального потенциала общества. По этой причине в системе образования все чаще используются современные информационные и коммуникационные
  3. Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (1)

    Методические рекомендации
    Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной
  4. Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (2)

    Методические рекомендации
    Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной
  5. Доклад «Актуальные задачи реализации современной модели образования на примере гимназии»

    Доклад
    По сложившейся традиции накануне учебного года педагоги гимназии собираются на свой педагогический совет с тем, чтобы обменяться опытом, своим видением процессов, происходящих в образовательном процессе гимназии, оценить свою готовность

Другие похожие документы..