Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Творческая работа'
Какой будет наша страна в третьем тысячелетии: великой державой или страной третьего мира? Пожалуй, на этот вопрос смогут ответить те, в чьих руках на...полностью>>
'Документ'
Инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечения и предназначенный для заполнения знаниями пользовател...полностью>>
'Программы для подготовки'
Украинский Учебно-Практический Центр Программной Инженерии УкрСофтПро, Адрес: б-р Л.Украинки, 26, Ин-т "Дипромисто", к.315, Киев, 01133, Те...полностью>>
'Документ'
Муниципальный Заказчик – отдел культуры Администрации города, расположенный по адресу: 141980, г. Дубна, ул. Академика Балдина, д.2 (номер контактног...полностью>>

Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (10)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по курсу

«История и философия науки»

«Общие проблемы философии науки»

 

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии.

 

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна,  П.Фейерабенда,  М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

 

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной  рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). 

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа  цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

Рекомендуемая основная литература:

1.              М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

2.              В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

3.              Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

4.              М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

5.              А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

6.              А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

7.              К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

8.              В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

9.              Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

10.           Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

11.           Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

12.           Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

 

Дополнительная литература:

1.              П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

2.              Наука в культуре. М., 1998 г.

3.              Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

4.              Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

5.              В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

6.              Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

7.              В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

8.              Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

9.              А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

10.           Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

11.           П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

12.           Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

13.           А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

14.           Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

15.           В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

16.           Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

 «История экономических учений»

 

Введение.

Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской работой в области экономических наук, к экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки».

Подготовлена кафедрой истории экономических учений и народного хозяйства экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по истории.

 

Раздел I. История экономической теории.

 

Часть I. Экономическая мысль ранних доиндустриальных обществ: от зарождения до первых теоретических систем.

1. Экономическая мысль Древнего мира.

Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия, Китай) и античного общества (Греция и Рим). Философские сочинения и хозяйственные рекомендации как основные источники экономической мысли. Ксенофонт, Платон и Аристотель как основные теоретики экономической мысли античности.  Появление термина «экономика». Понятие богатства, разделения труда, товара и денег. Учение Аристотеля об экономике и хрематистике как первый опыт систематизации экономических отношений. Экономические взгляды античных христианских теоретиков.

 

2. Экономические учения эпохи Средневековья и генезиса рыночной экономики.

Экономическая мысль европейского средневековья. Экономические идеи в «Капитулярии о виллах». Канонисты, Фома Аквинский и Николай Орезм как теоретики экономический мысли Средневековья. Экономическая мысль мусульманского Средневековья. Экономические воззрения Валиэддина ибн Хальдуна. Роль экономики в теории развития общества. Систематизация экономических отношений. Понятия цены, торговой прибыли и денег.

 

3. Западноевропейский меркантилизм.

Экономическая мысль первоначального накопления капитала в Западной Европе. Меркантилизм – как учение торговой буржуазии. Роль государства в экономике и рекомендации в области экономической политики. Особенности меркантилизма в отдельных странах: Англии (Стаффорд, Ман), Франции (Кольбер, Монкретьен) и Италии (Скаруффи, Серра).

 

4. Становление отечественной экономической мысли.

Общественные отношения Древней Руси в период централизованного киевского государства и феодальной раздробленности и их влияние на экономическую мысль. Экономическая мысль в «Русской правде» и «Поучении» Владимира Мономаха.

Общественные отношения Московской Руси в период формирования централизованного государства и их влияние на экономическую мысль. Хозяйственные принципы в «Домострое» Сильвестра. Экономические взгляды Ермолая–Еразма в сочинении «Блага хотящим царям правительница и землемерие». Роль государства в проектах И. Пересветова.

Особенности меркантилизма в России (А. Ордин–Нащокин и Ф. Салтыков). Экономическая мысль в трактатах о государственном управлении (Ю. Крижанич «Политика» и И. Посошков «Книга о скудости и богатстве»). Особенности экономических реформ в России XVIII в. (от Петра I до Екатерины II). Экономические сочинения А. Волынского  и В. Татищева. Экономические воззрения М. Ломоносова.

 

 

Часть 2. Экономические концепции эпохи промышленной революции: период господства классической школы.

 

5. Зарождение классической политической экономии.

 Критика меркантилизма и зарождение классической политической экономии. Предмет и метод. Проблемы богатства, производительного труда, стоимости и цены, заработной платы, прибыли, ссудного процента, земельной ренты, цены земли денег и денежного капитала в сочинениях английских ( У. Петти, Д. Норс, Дж. Локк, Б. Мандевиль, Дж. Мэсси, Д. Юм, Дж. Стюарт, Б. Франклин ) и французских (П. Буагильбер, Р. Кантильон) экономистов.

6. Физиократы. 

Общественные отношения во Франции в середине и второй половине XVIII в. Появление принципа «Laisser faire». Формирование школы «экономистов» (физиократов). Проблемы «чистого продукта», производительного труда, роли промышленности и торговли, денег, классов, капитала и перераспределения валового национального продукта в сочинениях Ф. Кенэ. Развитие теории физиократов в сочинении А. Тюрго.

 

7. А. Смит.

Мануфактурный капитализм, социально – политические отношения, «нравственная философия» и их влияние на экономическую мысль в Англии во второй половине XVIII в.

Теория А. Смита как обобщение классической политической экономии XVII – XVIII в.в. Структура книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Предмет и метод («экономический человек» и «невидимая рука»). Концепция «экономического либерализма». Проблемы богатства, разделения труда, обмена и денег. Различные трактовки стоимости и доходов. Теория капитала и его структуры. Трактовки производительного и непроизводительного труда.

 

8. Ж.-Б. Сэй и Т. Мальтус. 

Первые исследователи системы А. Смита в Англии и Франции – Т. Р. Мальтус и Ж. Б. Сэй. Экономическая интерпретация «закона народонаселения» Т.Р. Мальтуса. Трактовка стоимости и доходов в теории Т.Р. Мальтуса. Теория реализации Т.Р. Мальтуса. Трактовка стоимости и распределения в теории Ж.Б. Сэя. «Закон Сэя» (теория реализации).

 

9. Д.Рикардо и его школа. Дж.С.Милль.

Предмет и метод теории Д. Рикардо. Структура его книги «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Развитие теории стоимости. Учение Д. Рикардо о заработной плате, прибыли и земельной ренте. Д. Рикардо о природе кредита, денег и проблемах денежного обращения. Теория реализации. Теория сравнительных издержек производства. Концепция экономической политики. Экономисты школы Рикардо (Р. Торренс, Дж. Милль, Д Мак-Куллок).

Экономические теории Ф. Бастиа и Н. Сениора. Завершение классической политической экономии в теории Дж. С. Милля.  Предмет и метод (влияние философской теории позитивизма). Структура книги «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии». Теория стоимости и цены. Понятия экономической статики и экономической динамики. Теория экономического роста (его роль в экономике; факторы, влияющие на экономический рост; элементы теории экономического цикла). Роль государства в экономике, программа социальных реформ.

 

10. Влияние идей классической политэкономии на леворадикальную критику капитализма. Ранний социализм.

Исторические корни и сущность «экономического романтизма». Критика С. Сисмонди методологии классической политической экономии. Учение о стоимости, заработной плате, земельной ренте и национальном доходе. Обоснование экономического кризиса при капитализме.

Утопический социализм  в Западной Европе. Методология. Историческая концепция А. Сен-Симона. Критика буржуазного общества. Ш. Фурье как критик капитализма. Р. Оуэн и его практическая деятельность. Социалисты–рикардианцы: У. Томпсон, Дж. Грей, Дж. Брей, Т. Годскин.

П.-Ж. Прудон. Проблема собственности. Теория «конституированной» стоимости и «рабочих денег». Проекты реформирования обмена.

К. Родбертус и его «Социальные письма». Анализ основных категорий экономики капитализма. Понятие «ренты вообще».

 

11. Особенности экономической мысли в России  в конце XVIII–середине XIX вв.

Создание «Вольного экономического общества» и распространение идей физиократов в России (Д. Голицин). Развитие теории общественного воспроизводства (Й. Ланг). Отражение идей смитианства в трудах И. Третьякова и С. Десницкого. Анализ народного хозяйства России в трудах А. Радищева, М. Чулкова, В. Левшина.

Теория цивилизации Г. Шторха. Проблемы становления рыночных отношений в России в работах Н. Мордвинова, М. Сперанского, Е. Канкрина. Проекты преобразований в кредитной и финансовой сферах: Н. Тургенев и М. Орлов. Аграрные проекты декабристов. Трактовка классической политической экономии в трудах А. Бутовского, В. Милютина, И. Вернадского, И. Горлова. А. Герцен и Н. Огарев как критики крепостничества и капитализма. Концепция «русского социализма». «Политическая экономия трудящихся» Н. Чернышевского.

 

Часть III. Начало формирования современных школ и направлений в экономической теории.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (4)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (15)

    Программа
    Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской работой в области экономических наук, к экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки».
  3. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (16)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  4. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (7)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  5. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (17)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Другие похожие документы..