Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тайна и конфиденциальность как инструмент менеджмента. Актуальность сохранения тайны и конфиденциальности при разработке и реализации управленческого...полностью>>
'Книга'
Появились даже целые журналы, посвященные различным аспектам этой темы. Приветствуя тенденцию в целом и с удовольствием используя кое-что для собстве...полностью>>
'Документ'
Cмена формата наших ежегодных встреч с конференции на фестиваль пришлась по душе членам сообщества сказкотерапевтов. Более свободное общение позволяе...полностью>>
'Документ'
обнаружены одиночные тени малой интенсивности без четких контуров діаметром 6-10 мм В детстве переболел туберкулезом внутригрудных лимфатических узло...полностью>>

Е. Ф. Рыбалко возрастная и дифференциальная психология рыбалко Елена Федоровна возрастная и дифференциальная психология серия Учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СЕРИЯ

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА

Е. Ф. РЫБАЛКО

ВОЗРАСТНАЯ

и дифференциальная

ПСИХОЛОГИЯ

Рыбалко Елена Федоровна

ВОЗРАСТНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Серия «Учебник нового века»

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А.Зайцев

Зам. заведующего психологической радакцией И. Карпова

Ведущий редактор А. Борин

Художник обложки К. Радзевич

Корректор Т. Клименченко

Оригинал-макет подготовил А. Боровских

ББК 88.374я7 УДК 159.922.6(075)

Р93 Рыбалко Е. Ф.

Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. – (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-318-00252-8

В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики – учение, труд, игровая деятельность – в контексте общей системы воспитания человека.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.

© Рыбалко Е. Ф., 1990

© Издательство Ленинградского университета, 1990

© Издательский дом «Питер», 2001

ISBN 5-318-00252-8

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры.

Подписано в печать 23.05.01. Формат 70х1001/16. Усл. п. л. 18,06. Тираж 5000 экз. Заказ № 791.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ

по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ВВЕДЕНИЕ

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале детская психология, затем – школьная, психогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, чувств и пр.», – писал ученый [28, с. 208].

С. Л. Рубинштейн [26] включил генетические проблемы в систему общей психологии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах, наряду с обобщением фактов о развитии психических функций и способностей у детей и школьников, дается целостное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем возрастной психологии открывают труды Б. Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности. Различая эти свойства, он вместе с тем подчеркивал их единую историческую природу.

Специальное рассмотрение развития в его разных проявлениях имеет важное значение для понимания того, как возникает человеческая индивидуальность и происходит слияние биологического и социального. Б. Г. Ананьев определял индивидуальность человека «как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [4, с. 48]. Сочетание дифференцированного и интегрального подходов к индивидуальному развитию приводит, по мнению Б. Г. Ананьева, к накоплению новых знаний о развитии человека, к созданию новой синтетической дисциплины – онтопсихологии, где устанавливаются соотношения и взаимосвязи индивидных и личностных свойств на протяжении всего жизненного пути человека. Исследование общих закономерностей и их модификаций в различных подструктурах человеческого развития является одним из путей познания его единства и целостности. Такой подход служит научной основой для диагностики и управления развитием отдельных людей.

Психологическое изучение индивидуального развития основывается на марксистской философии. Категория развития занимает одно из центральных мест в материалистической диалектике, которую В. И. Ленин определил как «самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии...» [1, с. 53]. Возможности содержательного анализа категории развития, установления его специфики в зависимости от форм движения материи открываются при соединении двух принципов развития и единства мира. На это указывал В. И. Ленин: «...всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи» [2, с. 229]. В современной философии разрабатывается системный подход, который позволяет точнее выявить специфику уровней, «развести» закономерности разного рода, установить реальные соотношения, что способствует более полному и более правильному пониманию развития как многомерного и многоуровневого явления [14; 23].

Положение марксистской философии о том, что время является одной из основных форм движения материи, имеет основополагающее значение для понимания развития в психологии [5; 16; 17; 21; 30]. В психологии продолжительность формирования личности не совпадает со сроками жизни индивида. «Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке; история личности или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже» [4, с. 108]. В современных философских работах рассмотрение процессов развития осуществляется на основе системного подхода, анализа связей и характера взаимодействий в различных системах [12; 19]. В работах философов подчеркиваются сложные, противоречивые отношения прогресса и регресса в их диалектическом единстве [9; 19; 22; 23], что имеет важное значение для раскрытия сложности и противоречивости психического развития как многокачественного, системного образования. «Проблема развития–это прежде всего проблема развития систем. На первый план выдвигается исследование структуры процесса развития и критериев ступеней развития систем» [19, с. 36]. В методологическом плане в качестве существенного признака развития выделяется степень его целостности, а само развитие трактуется как повышение уровня организации [12; 23; 27].

Проблема детерминизма в марксистско-ленинской философии разрабатывается на основе принципа всеобщей связи явлений материального мира [3; 6; 7; 8; 13; 19; 24; 31]. Собственные характеристики психического развития, рассматривающегося в философии в качестве относительно самостоятельного объекта исследования [19], могут быть поняты лишь путем конкретизации наиболее общих и основных закономерностей, которые присущи развитию как общей философской категории. Для более глубокого понимания психического развития важно также содержательное применение материалистической диалектики и закономерностей, открытых в развитии живых систем, с одной стороны, и в развитии общественных формаций – с другой, которые своеобразно преломляются и действуют в человеческом развитии.

В данной книге рассмотрение психического развития осуществлено в возрастном плане и охватывает весь жизненный цикл человека. Психическое развитие анализируется как многомерное, многоуровневое целостное образование; выявляются его общие закономерности; показываются их специфические проявления в формировании основных подструктур человека в отдельные периоды жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В. И. Карл Маркс // Соч. - Т. 26.

2. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии» // Там же. -Т. 29.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. –Т. 20.

4. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 1.

5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности / Ред. В. Эйхгорн. - М., 1972.

6. Буте М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. – М., 1962.

7. Т.Вишаренко В. С. Детерминация в биологических процессах. – Л., 1975.

8. Вопросы детерминации процессов развития в современной науке / Под ред. В. С. Тюхтина. - М., 1985.

9. Завадский К. М. Проблема прогресса живой природы // Вопросы философии. – 1967. - № 9.

10. Ю. Илъичев Л. Ф., Давыдова Г. А. Материалистическая диалектика и проблема развития // Вопросы философии.– 1985. – № 3.

11. Исаев И. Т. Диалектика и проблема развития. – М., 1979.

12. Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи. – М., 1969.

13. Кузьмин В. П. Системный подход в научном познании и марксистской методологии // Вопросы философии. – 1980. – № 1.

14. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 3, 4.

15. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – М., 1986.

16. Леонович В. В. О соотношении биологического и социального в развитии человека// Дисс.... докт. наук. – М., 1967.

17. Лой А. Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. – 1979. – № 12.

18. Материалистическая диалектика как общая теория развития: В 4 т. Т. 1: Философские основы теории развития / Под рук. и общ. ред. Л. Ф. Ильичева. – М., 1982.

19. Миклин В. И., Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. – М., 1980.

20. Милюхин С. Т. Закономерности развития материи. – М., 1967.

21. Молчанов Ю. Б. Развитие и время // Вопросы философии. –1970. – № 2.

22. Морозов В. Д. Проблема развития в философии и естествознании. – Минск, 1969.

23. Орлов В. В. Материя, развитие, прогресс. – М., 1974.

24. Пахомов П. Я. Детерминизм и принцип развития //Вопросы философии. – 1979. - №7.

25. Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса / Под ред. В. В. Орлова. – Пермь, 1985.

26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.

27. Сетров М. И. Основы функциональной организации. – Л., 1972.

28. Сеченов И. М. Избр. соч. - М., 1952. - Т. 1.

29. Солопов Е. Ф. Движение и развитие. – Л., 1974.

30. Тюхтин В. С. Динамика познания сложных систем. – М., 1988.

31. Фролов И. Т. О причинности и целесообразности в живой природе. – М., 1961.

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Отличие возрастной и дифференциальной психологии от других отраслей психологии состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость. Следовательно, объект науки носит сложный, динамический характер, и для его изучения требуется системный подход [3; 8; 22; 25].

Перечислим наиболее существенные проблемы, которыми занимается современная возрастная и дифференциальная психология. К их числу относятся научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций как в молодом, так и в пожилом возрастах, определение эталонов зрелости индивида, личности; выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни; научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» человека. Решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объекта возрастной и дифференциальной психологии, изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения.

Необходимость интегрального подхода в возрастной и дифференциальной психологии, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни, предполагает учет данных, получаемых в различных психологических науках, – в детской психологии, акмеологии, психогеронтологии, а также в других науках о человеке, рассматривающих возрастные аспекты и индивидуальные различия, проблемы генеза и возрастного развития (возрастной физиологии, медицине, педагогике и т. п.).

Специфика объекта возрастной и дифференциальной психологии состоит прежде всего в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходят не только рост, но и разнообразные качественные преобразования. Еще И. М. Сеченов обратил внимание на чрезвычайную сложность процесса индивидуального развития человека. «Несомненно, – писал ученый в работе «Элементы мысли», – прогрессивный цикл превращений составляет умственное развитие индивидуального человека от рождения до зрелости, но для нас этот именно цикл и стоит под вопросом» [30, с. 286]. Он же впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь человека до глубокой старости, считая ее фундаментальной проблемой естествознания.

Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека с момента его рождения и использовать эти закономерности для решения современных задач возрастной и дифференциальной психологии.

Б. Г. Ананьев [5] выделил две главные характеристики возраста: метрическую и топологическую. Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его существования. Средняя продолжительность жизни является одной из важных, имеющих социальный смысл, интегральных временных характеристик человека. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формирования того или иного психического процесса или свойства, но и то, каким образом развертывается этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, равномерно или неравномерно и т. п. Другой характеристикой возраста является его топологическое свойство, выраженное в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации психической организации в целом.

Б. Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и исторического времени. «Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими. Следует считать односторонними и устаревшими представления о возрастных особенностях человека как чисто биологических феноменах» [5, с. 192]. В итоге психолог понимал возраст как суммацию разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретно-исторических условиях. При этом он считал, что возрастные изменения могут быть правильно поняты лишь в свете диалектической взаимосвязи органического и социального в психическом развитии человека. Возраст является одной из наиболее интегральных характеристик человека и относится не только к индивидным свойствам и функциям, но и к личности, субъекту разных видов деятельности. В то же время онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидных и личностных свойств человека.

Несмотря на кажущуюся доступность, возрастная эволюция психики как объект науки имеет свою сложную специфику, характеризующуюся целым рядом черт.

Первая заключается в том, что возрастная изменчивость различных форм психики отличается разной интенсивностью в зависимости от этапов человеческой жизни и имеет различное значение в отдельные фазы жизни [3].

Следующая специфическая черта выражена в том, что возрастные особенности различных форм человеческой психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом» [28, с. 167]. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ананьев. Он писал: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологических особенностей формирования личности. Процессы роста, созревания и развития все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «перекрываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельности» [3, с. 157].

Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, от реальных форм деятельности и их конкретного содержания. Своеобразие зрелости и процесса старения зависят от всего жизненного пути, от типа характера и меры активности человека в трудовой, профессиональной деятельности. Именно поэтому люди приходят к порогу гражданской и интеллектуальной зрелости многообразными путями.

Индивидуальные различия накладывают отпечаток на переход от зрелости к старости. Преждевременное старение одних и социальная и интеллектуальная активность, «молодость» других в период старения определяются образом жизни человека как личности и субъекта деятельности, мерой его социальной зрелости. В процессе развития человека усиливается роль индивидуальных различий и влияние индивидуальности на характер возрастной изменчивости психики [5].

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и каузальный аспекты. В системе указанных аспектов представляется возможным достаточно полно отразить специфику возрастной динамики индивидуального развития человека (см. рис. 1.1).

С онтологической позиции объект возрастной и дифференциальной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Причем, для понимания возрастной изменчивости психики онтологический аспект имеет особое значение. Он позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и социального бытия при ведущем, определяющем значении социального.

Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индивидуального развития. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

При помощи структурного подхода можно определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения степени их дифференциации и интегрированности. При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

К числу сложнейших и существенных вопросов возрастной и дифференциальной психологии относится проблема детерминации психического развития. Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека.

Рис. 1.1. Аспекты системного описания объекта возрастной и дифференциальной психологии

При системном анализе важно соотнести между собой различные характеристики и закономерности индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении объекта возрастной и дифференциальной психологии с каузальной, хронологической, структурно-динамической позиций и в аспекте биосоциального единства. Такой путь познания позволяет подойти к более глубокому пониманию сущности возрастной и дифференциальной изменчивости психики, выявить специфику психического развития человека. Поэтому при дальнейшем рассмотрении психического развития с целью более глубокого понимания необходимо обратить внимание на то, как действие различных факторов регулирует его временные и структурно-динамические закономерности и как сам человек, включаясь в различные виды деятельности (профессиональную, учебно-образовательную, общественную, спортивную и др.), может изменить типичный ход эволюционных процессов на уровне индивида и личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений в июне-сентябре 2004 года

    Бюллетень
    Памятники при- 1кх роды города Краснодара/ЛИТВИНСКАЯ Светлана Анатолье- вна,Лозовой С.П.,Гречко О.А.-Краснодар:"Экоинвест", 001.
  2. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Методическая разработка
    Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  3. Бюллетень новых поступлений за год (1)

    Бюллетень
    Технологические процессы автоматизированного производства : метод. указ. / разраб. В.В. Капшунов. - Чита : ЧитГУ, 2008. - 31с. - б/ц. / К.х. = 2, Н.аб.
  4.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  5. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие

Другие похожие документы..