Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный медицинский университ...полностью>>
'Библиографический указатель'
Систематический библиографический указатель «Журнал Московской Патриархии» (Ж. М. П.) информирует читателей о всех материалах, опубликованных на стран...полностью>>
'Закон'
предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 ...полностью>>
'Документ'
Роль і місце периферійних пристроїв (ПП) в ієрархії ЕОМ та комп’ютерних систем (КС). Класифікація ПП. Основні функції, компоненти, характеристики сист...полностью>>

Е наблюдения показали, что необходимо согласовывать деятельность Человека с законами Природы, чтобы добиться её сохранения и дальнейшего процветания цивилизации

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Международное сотрудничество в сохранении природы

Неронов Валерий Михайлович

Заместитель председателя Российского комитета по программе ЮНЕСКО

«Человек и биосфера» (МАБ), кандидат географических наук

В середине ХХ века стало возможным изучение состояния нашей Планеты из космоса и самые первые наблюдения показали, что необходимо согласовывать деятельность Человека с законами Природы, чтобы добиться её сохранения и дальнейшего процветания цивилизации. Решение всех разносторонних аспектов такой сложной задачи невозможно без укрепления международного сотрудничества, которое должно проводиться на строгой научной, правовой и этической основе. В этой связи инициатива Администрации Приморского края по проведению Первого международного экологического форума «Природа без границ» представляется исключительно своевременной, т. к. уникальное биологическое разнообразие Российского Дальнего Востока в последние годы подвергается все большему воздействию человека и меры по его сохранению требуют объединения усилий не только субъектов Российской Федерации, но и согласованных действий с нашими соседями и поддержки этих действий со стороны международного сообщества. Пользуясь этой возможностью, от имени Российского комитета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера (МАБ) передаю Губернатору Приморского края г-ну С. М. Дарькину искреннюю благодарность за созыв этого важного Форума и любезное приглашение принять в нем участие.

У истоков международного сотрудничества в сохранении природы по праву стоит Международный союз охраны природы и природных ресурсов (в настоящее время Всемирный союз охраны природы – МСОП), созданный по инициативе ЮНЕСКО и Швейцарской лиги охраны природы на Конференции в Фонтебло, Франция, 5 октября 1948 г. В настоящее время этот Союз объединяет 82 государства (в том числе Россию), 111 правительственных и 800 неправительственных организаций, более 10 000 ученых и экспертов из 181 страны, которые принимают участие в работе шести постоянных комиссий МСОП. Одним из первых глобальных документов МСОП стала «Всемирная стратегия охраны природы», проект которой активно обсуждался и был принят к реализации на Генеральной Ассамблее МСОП в сентябре 1978 г. в Ашхабаде (первое и пока единственное крупное мероприятие по линии МСОП, проведенное на территории бывшего СССР). В Стратегии, полный окончательный текст которой был опубликован в 1980 г., подчеркивается, что все биологические виды имеют потенциальную экономическую ценность, т. к. невозможно предсказать, какие из них могут стать со временем полезными или даже незаменимыми. Для сохранения жизнеспособных популяций была поставлена задача обеспечения охраны экосистем и экосистемных процессов, что позже нашло свое отражение в Конвенции по сохранению биологического разнообразия, принятой на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (Россия ратифицировала эту Конвенцию в 1995 г.). К моменту проведения этой Конференции совместными усилиями МСОП, ЮНЕП и Всемирного института ресурсов (WRI) была разработана Стратегия сохранения глобального биоразнообразия, в которой в развитие положений Всемирной стратегии охраны природы еще раз подчеркивается, что сохранение биоразнообразия должно быть основано на охране структуры, функций и разнообразия природных систем. Во многих случаях решение этой задачи требует обеспечения трансграничного сотрудничества и создания региональных экологических сетей, важнейшими компонентами которых являются различные типы охраняемых территорий и связывающие их экологические коридоры. В 1993 г. в Найроби по инициативе МСОП была проведена Международная конференция (Россия, к сожалению, в ней не участвовала), на которой обсуждались первые итоги и дальнейшие планы реализации Конвенции по сохранению биологического разнообразия. На этой же Конференции МСОП выдвинул инициативу проведения Глобальных форумов по сохранению биоразнообразия, объединяющих ученых, общественных деятелей, представителей бизнеса и неправительственных организаций. К настоящему времени уже проведено 20 таких форумов, и можно считать, что Форум во Владивостоке, который проходит в эти дни, вносит свой конкретный вклад в этот глобальный процесс и является наглядным примером успешного объединения усилий всех сторон, заинтересованных в сохранении природы.

Почти одновременно со Стратегией сохранения глобального биоразнообразия МСОПом был опубликован обзор «Глобальное биоразнообразие: состояние биологических ресурсов Земли». Он заслуживает самой высокой оценки, т. к. в нем впервые представлен подробный анализ состояния биоресурсов для большинства стран мира. В 1993 г. МСОП совместно с ЮНЕП и WWF опубликовал еще один важный документ – «Сохранение Земли», в котором особое внимание обращено на формирование общественного мнения и изменение государственной политики с целью обеспечения сохранения и устойчивого использования природных ресурсов с учетом интересов грядущих поколений. Об усилиях и успехах МСОП по укреплению международного сотрудничества по сохранению природы и биологического разнообразия имеется довольно много публикаций, в том числе и на русском языке. Если у участников Форума возникнет необходимость ознакомиться с ними более подробно, то можно получить исчерпывающую информацию непосредственно от сотрудников Представительства МСОП для стран СНГ, открытого в Москве в 1999 г. Учитывая, что при поддержке ЮНЕСКО, WWF и других международных партнеров МСОП создал Программу по сохранению Всемирного наследия биологического разнообразия на территории Китая (первое международное совещание по этой программе было проведено в сентябре 2004 г. в г. Куньмин), то, очевидно, что Московское представительство МСОП совместно с заинтересованными организациями Дальнего Востока должно предпринять шаги по укреплению сотрудничества с этой программой и включению в нее ряда трансграничных проектов, таких, например, как сохранение редчайшего дальневосточного леопарда и ряда других видов животных и растений, ареалы которых ограничены Дальним Востоком.

Другим примером объединения усилий многих стран в решении глобальных проблем была Международная биологическая программа (МБП), которая была сформирована и осуществлялась в 1964-1974 гг. в рамках Международного совета научных союзов (в настоящее время – Всемирный совет по науке - ICSU). В проведении МБП приняли участие ученые почти из 100 стран, и для обеспечения стандартных подходов при оценке продуктивности различных экосистем в разных регионах мира было опубликовано 23 тома с методическими руководствами, а затем многочисленные монографии и сборники по результатам проведенных исследований. В проектах по МБП на территории бывшего СССР приняли участие специалисты более 250 академических учреждений, университетов и отраслевых институтов ряда министерств и ведомств. В значительной мере по материалам МБП в сентябре 1968 г. ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ и МСОП провела в Париже Международную конференцию по научным основам рационального использования и охраны ресурсов биосферы. На этой Конференции впервые стали обсуждаться принципы устойчивого развития, которые в настоящее время признаются многими странами мира. Для претворения в жизнь этих принципов была предложена Международная междисциплинарная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), некоторые результаты которой за прошедшие годы будут рассмотрены ниже.

В 1972 г. на Всемирной конференции в Стокгольме были заложены основы глобальной деятельности по ослаблению неблагоприятных воздействий на окружающую среду и на основе рекомендаций этой Конференции была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая внесла и вносит существенный вклад в развитие международного сотрудничества по сохранению природы. Тем не менее, экологические условия в разных регионах мира в 70-х годах продолжали ухудшаться, что вызывало все возрастающую озабоченность международного сообщества. В 1983 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), которая известна как «Комиссия Брундтланд». За период с октября 1984 г. по апрель 1987 г. Комиссия провела свои заседания и общественные слушания на всех континентах и представила в ООН итоги научного анализа современных проблем окружающей среды в виде доклада «Наше общее будущее». В подготовке доклада принял активное участие академик В. Е. Соколов, член МКОСР. Благодаря его личному вкладу МКОСР была подробно ознакомлена с результатами Первого международного конгресса по биосферным резерватам, проведенного в начале октября 1983 г. в г. Минске, и предложенным на этом конгрессе Планом действий по биосферным резерватам. Доклад «Наше общее будущее» по решению Генеральной Ассамблеи ООН был направлен в разные страны с предложением «…учесть анализ и рекомендации МКОСР при определении своих программ и политики». Жаль, но многие рекомендации, изложенные в докладе, из-за начавшейся перестройки в нашей стране реализовать не удалось. Может быть, на современном этапе будут созданы условия для сбалансированного перехода к устойчивому развитию, при котором три его опоры – социальная, экономическая и экологическая – одинаково важны и дополняют друг друга. Очевидно, что для решения этой задачи для конкретных регионов с учетом расширяющейся глобализации необходимо шире использовать преимущества международного сотрудничества. Однако опыт моего участия в работе различных международных организаций показывает, что Россия, хотя и присоединилась к ряду международных конвенций, далеко не полностью использует этот важный ресурс. Положительным примером можно считать реализацию в стране крупнейшего проекта Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) «Сохранение биологического разнообразия». За период с 1997 г. по 2003 г. в охрану живой природы было инвестировано более 20 млн. долларов, в том числе 25% общей стоимости – на сохранение озера Байкал, которое стало объектом Всемирного природного наследия. За счет средств проекта были разработаны в 2001 г. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России и Национальный план действий, но после завершения проекта из-за отсутствия необходимого объема финансирования и четкой системы координации мер по охране окружающей среды на региональном, национальном и международном уровнях многие ценные предложения Стратегии и Плана действий так и остались нереализованными. В прошлом году после настоятельных требований общественности и прямого указания Президента страны В. В. Путина встал вопрос о необходимости организации Федерального агентства по охране окружающей среды, в рамках которого должны быть созданы отделы (управления) по особо охраняемым территориям и по обеспечению выполнения международных обязательств России в области охраны окружающей среды, в том числе по поддержанию охраны и нормального функционирования таких объектов, как участки Всемирного наследия, биосферные резерваты, водно-болотные угодья, включенные в список Рамсарской конвенции, и трансграничные охраняемые территории. Учитывая, что пока указанное Агентство так и не создано, участники Владивостокского Форума могли бы в соответствующей резолюции еще раз обратить внимание Правительства РФ на актуальность его создания в самое ближайшее время. Многочисленные проблемы, возникшие в связи с обоснованием проектируемой трассы нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по моему мнению, полностью подтверждают необходимость создания такого Агентства и передачи ему соответствующих полномочий (и необходимых кадров и финансов) для обеспечения охраны окружающей среды и международного сотрудничества в этой области.

В 2000 г. по инициативе ООН был начат проект по международной оценке экосистем на пороге тысячелетия (MEA). Во всем мире в его проведении приняло участие около 1400 экспертов. В конце 2005 г. результаты были представлены в виде нескольких обобщающих докладов, которые важны для дальнейшей реализации нескольких международных конвенций (по сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием, сохранению водно-болотных угодий) и такой важной задачи на текущее тысячелетие, как повышение благосостояния населения в разных регионах мира. Благодаря активной позиции Российского программного офиса WWF в этот проект была включена оценка экосистем в пределах Алтай-Саянского экорегиона. Научный совет, в состав которого входили представители различных международных организаций, был крайне заинтересован в представлении материалов по оценке экосистем и ряда других районов нашей страны и готов был выделить необходимые средства, но из-за пассивной позиции Министерства природных ресурсов РФ этого не было сделано. Для сравнения отмечу, что помимо финансов, полученных от MEA, Правительство Китая выделило дополнительные средства, что позволило провести большую работу по оценке экосистем всего Западного Китая, результаты которой будут крайне важны для охраны окружающей среды и устойчивого развития этой территории. Возможно, что по методикам, отработанным в ходе проведения MEA, целесообразно продолжить такую оценку экосистем в других районах Сибири и Дальнего Востока, помимо Алтай-Саянского экорегиона, на территории которых в ближайшие годы планируется начать широкое освоение природных ресурсов и создание оптимальной инфраструктуры для выполнения этих планов. Как отмечено выше, для успешного выполнения этих планов следует не забывать о взаимодействии и взаимозависимости социальной, экономической и экологической составляющих устойчивого развития.

В преддверии Всемирной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро по инициативе ЮНЕСКО, МСБН и СКОПЕ было предложено начать Международную программу по изучению биоразнообразия, известную под названием ДИВЕРСИТАС. В 1996 г. к спонсорам этой программы присоединились Всемирный совет по науке (ICSU) и Международный союз микробиологических обществ (IUMS). В рамках этой программы в 2001-2002 гг. был проведен Международный год наблюдений за биоразнообразием (IBOY). В его рамках было осуществлено около 40 международных проектов с участием экспертов из 100 стран. Созданный решением Президиума РАН в 1998 г. Национальный комитет по программе ДИВЕРСИТАС предпринял определенные шаги по расширению участия российских ученых в этих проектах, но из-за отсутствия средств все ограничилось обменом информацией, а задуманные комплексные исследования по маршрутам экспедиций по Сибири и в Центральной Азии, проведенные в прежние годы Н. М. Пржевальским и другими известными во всем мире отечественными натуралистами, так и не состоялись. Представители России в программе ДИВЕРСИТАС, в рамках которой в настоящее время осуществляется целый ряд важных проектов по оценке и прогнозированию изменений биоразнообразия, по научному обоснованию мер по его охране, восстановлению и устойчивому использованию, практически не участвуют. Если наконец будет создано Федеральное агентство по охране окружающей среды, то, очевидно, в первую очередь, необходимо будет обратить его внимание на расширение участия России не только в ДИВЕРСИТАС, но и в других международных программах. В этой связи важно упомянуть о том, что в мире сейчас проводятся большие работы по предотвращению инвазий чужеродных видов, которые наносят непоправимый ущерб коренным сообществам растений и животных. Одобрена Глобальная стратегия и в рамках Международной программы по борьбе с инвазийными видами начато обобщение наиболее успешных опытов по контролю и управлению такими видами. Ясно, что этот опыт будет весьма полезен для контроля инвазий на территории России. Учитывая расширение международного туризма и внешней торговли России со многими странами мира крайне необходимо разработать аналогичную Национальную программу по борьбе и контролю инвазийных видов и изыскать финансы на осуществление неотложных мер. С другой стороны, в рамках международного сотрудничества необходимо предусмотреть меры по сохранению мигрирующих видов, ареалы которых нередко охватывают многие страны. Вот уже 25 лет, как действует Конвенция по мигрирующим видам (CMS), и среди многочисленных объектов животного мира, которым она уделяет особое внимание, много представителей фауны, обитающих в разные сезоны на территории России. Увы, до сих пор наша страна не подписала эту Конвенцию, что может вызывать только удивление. Полагаю, что участники Форума «Природа без границ» должны обратить внимание Правительства РФ на этот факт, т. к. мигрирующие виды не обращают внимания на наличие государственных границ.

Выше уже было сказано, что Международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) явилась продолжением Международной биологической программы (МБП). За прошедшие 35 лет в этой программе, самой долговременной из международных программ, было сделано немало по изучению различных типов экосистем и по оптимизации взаимоотношений человека с окружающей его средой. На начальном этапе разрабатывалось 14 международных проектов с охватом - от полярных до тропических – районов мира. Начиная с 1976 г. наша страна вносила существенный вклад в развитие всех 14 международных проектов и кроме Первого международного конгресса по биосферным резерватам в Минске в 1983 г. провела целый ряд различных совещаний и семинаров по другим проектам. Осуществлялась четкая координация исследований на всей территории бывшего СССР и в рамках СЭВ. По моему мнению, многие задачи, которые были поставлены при формировании этой программы, были бы успешно решены за счет участия специалистов многих стран и самых разных направлений (в первую очередь, по естественным и социальным наукам), если бы не случились изменения в структуре ЮНЕСКО и в мире. Финансирование многих международных проектов было прекращено в связи с выходом в 1986 г. США и ряда других стран из ЮНЕСКО. Тем не менее, концепция биосферных резерватов оказалась настолько привлекательной, что Всемирная сеть биосферных резерватов продолжала успешно развиваться и сейчас в ней насчитывается 482 резервата в 102 странах, из них на долю России приходится 36. В 1995 г. была проведена Международная конференция по биосферным резерватам в Севилье, которая приняла Севильскую стратегию и Положение о Всемирной сети биосферных резерватов, которые являются важными документами для отбора новых кандидатов во Всемирную сеть и оценки вклада резерватов, которые были включены во Всемирную сеть на первом этапе. По случаю 30-летия Программы МАБ в 2002 г. был выпущен полный обзор развития концепции биосферных резерватов (“Biosphere Reserves: Special places for people and nature”), иллюстрированный примерами ее успешной реализации в разных странах мира. Несомненно, что этот документ, в котором подчеркивается, что биосферные резерваты созданы не только для охраны природы, но и для людей и обоснования оптимальных путей перевода экономики на устойчивое развитие, желательно перевести на русский язык, чтобы с ним могли ознакомиться не только сотрудники 36 российских биосферных резерватов, но и представители правительственных органов и местных администраций, отвечающих за охрану природы и устойчивое развитие. К сожалению, до сих пор Российскому комитету МАБ не удалось найти щедрого спонсора на перевод и издание этой книги. ЮНЕСКО при этом считает, что это должно быть осуществлено за счет самих стран. Надеюсь, что с помощью участников Форума можно будет решить и эту проблему перед проведением в апреле 2007 г. Всероссийской конференции «Биосферные резерваты России в свете Севильской стратегии», на организацию которой также приходится изыскивать внебюджетные средства.

Биосферные резерваты представляют собой важные опорные пункты для выполнения многих международных программ, некоторые из которых были представлены выше. После длительного подготовительного периода, благодаря объединению усилий нескольких международных организаций (ЮНЕСКО, ФАО, ЮНЕП, ВМО и ICSU), стало возможным создание Глобальной системы наземных наблюдений (GTOS), в которую включены биосферные резерваты ряда стран. Если бы в российских биосферных резерватах удалось сохранить станции комплексного фонового мониторинга, созданные после Первого международного конгресса по биосферным резерватам с помощью Гидрометеослужбы, то, несомненно, они могли бы внести свой вклад в проведение соответствующих наблюдений и участвовать в обмене данными. Пока этот вопрос остается открытым. Точно также, несмотря на наличие в России развитой сети ООПТ и значительное число экологических и агрономических станций, принадлежащих различным научным ведомствам и учреждениям, Россия не принимает участия в Международной программе долговременных экологических исследования (ILTER). Благодаря усилиям нашего Комитета и тесным контактам с МСОП и ЮНЕСКО удалось договориться о включении четырех российских горных биосферных резерватов (Сихотэ-Алинский, Катунский, Тебердинский и Кавказский) в Международную программу по изучению глобальных изменений. Только что завершилось совещание на базе Тебердинского биосферного резервата, в ходе которого была разработана программа таких долговременных наблюдений для всех 15 горных биосферных резерватов России, и мы надеемся, что реализация этой программы будет поддержана Министерством природных ресурсов РФ или будущим Федеральным агентством.

На территории России располагается около двух миллионов озер, болота занимают 1,8 млн. км кв., а протяженность долин рек и морских побережий составляет многие сотни тысяч километров. За годы, прошедшие с момента присоединения к Рамсарской конвенции об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение (1975 г. – в составе бывшего СССР), пока международный статус в России получили 35 водно-болотных угодий (их площадь составляет 10,7 млн. га). Подготовлен объемный перспективный список для расширения сети таких угодий, который насчитывает более 160 кандидатов, но за последние шесть лет ни один из них не был представлен на рассмотрение в Секретариат Рамсарской конвенции. Многие страны более внимательно относятся к сохранению водно-болотных угодий, которые играют важную роль в сохранении биоразнообразия, водного баланса и поддержании благосостояния местного населения. В качестве примера успешного решения всех этих вопросов сошлюсь на опыт Требонского биосферного резервата в Чешской Республике, который подробно описан в одном из томов серии «Человек и биосфера», издаваемой ЮНЕСКО. Учитывая обилие водно-болотных угодий на Дальнем Востоке, которые крайне важны для мигрирующих птиц и для рыболовства, полагаю, что развитие международного сотрудничества с соседями и обмен опытом по управлению водно-болотными угодьями был бы весьма полезен. В 2004 г. был завершен проект по созданию трансграничного (Россия, КНР, КНДР) биосферного резервата в нижнем течении реки Туманной (дельта этой реки и побережье Тихого океана - кандидат в список Рамсарской конвенции), но его официальное оформление пока не начато. Возможно, Администрация Приморского края могла бы серьезно помочь в ускорении завершения всех формальностей и дальнейшем соблюдении международных обязательств России по сохранению окружающей среды и мигрирующих видов в этом трансграничном биосферном резервате и близлежащих районах.

Важное место в международном сотрудничестве должна занять Программа по охране природы и устойчивому развитию Амурского бассейна. Уверен, что на Форуме будут рассмотрены различные предложения по составлению такой программы и по ее реализации совместными усилиями с КНР и Монголией. В качестве примера необходимости междисциплинарного подхода для рационального управления Амурским бассейном и охраны его биоразнообразия могу сослаться на проект ЮНЕСКО под названием «Видение Волги», в котором принимали участие представители сразу пяти международных программ ЮНЕСКО. Сейчас, когда формируется новая Среднесрочная программа ЮНЕСКО на 2008-2013 гг., решение по которой будет принято на 34-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО (октябрь 2007 г.), необходимо согласовать с КНР и Монголией возможность включения в планы ЮНЕСКО такого совместного междисциплинарного проекта для Амурского бассейна. Необходимость такого международного проекта не вызывает сомнений, но для его оформления в нашем распоряжении остается очень мало времени. Возможно, Национальная комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, которая имеет тесные контакты, как со штаб-квартирой ЮНЕСКО, так и с аналогичными комиссиями в КНР и Монголии, могла бы оказать существенную помощь в продвижении соответствующей заявки и выделении необходимых средств на осуществление такого международного проекта, в реализации которого, в первую очередь, заинтересована именно Россия.

В рамках Программы МАБ создана и активно развивается (с участием России) Восточно-Азиатская сеть биосферных резерватов (ВАСБР). В нее входят 15 российских биосферных резерватов, расположенных к востоку от Уральских гор. Особо хочу подчеркнуть ведущую роль Приморского края, на территории которого уже создано четыре биосферных резервата (Сихотэ-Алинский, Дальневосточный морской, Кедровая Падь и Ханкайский), каждый из которых обладает большим потенциалом для международного сотрудничества. Важный вклад в укрепление такого сотрудничества уже был сделан, когда в сентябре 2001 г. во Владивостоке было проведено Седьмое совещание ВАСБР, ряд совещаний в ходе осуществления в 2002-2004 гг. проекта ПРООН по созданию трансграничного биосферного резервата в нижнем течении реки Туманной и ряд совещаний по совместным с КНР программам изучения и охраны биоразнообразия бассейна озера Ханка. Ханкайский заповедник включен в 2005 г. во Всемирную сеть биосферных резерватов и есть основания, что в ближайшее время аналогичный резерват будет создан на китайской стороне. После этого можно будет приступить к оформлению заявки в ЮНЕСКО на утверждение трансграничного биосферного резервата «Озеро Ханка», сотрудничество в рамках которого должно способствовать сохранению уникального биоразнообразия этого крупнейшего на Дальнем Востоке пресного озера.

В заключение своего сообщения я хотел бы особо отметить ведущую роль Приморского края в охране природы и биологического разнообразия и выразить надежду, что и другие субъекты Российской Федерации, в первую очередь, расположенные в Амурском бассейне, последуют его примеру и расширят свое участие в международном сотрудничестве. Пока только три субъекта Российской Федерации (Республики Татарстан, Калмыкия и Кабардино-Балкария) подписали Хартию Земли, которая акцентирует внимание на необходимости обеспечения уважения к живому сообществу Земли и заботе о нем; экологической целостности; социальной и экономической справедливости; демократии, ненасилия и мира. Хартия Земли, по мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО г-на Ф. Майора, венчает собой все общепризнанные современные международные документы. Крайне важно расширить число субъектов Российской Федерации, разделяющих положения Хартии Земли и использующих их для охраны природы и в программах образования для устойчивого развития. ЮНЕСКО приняла соответствующую программу для реализации Десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития, начатой в марте 2005 г., на базе биосферных резерватов. Позвольте выразить надежду, что при поддержке Администрации Приморского края, Дальневосточного отделения РАН и других заинтересованных учреждений и ведомств все четыре биосферных резервата, созданных пока на территории Приморья, станут лидерами в выполнении требований Хартии Земли и Десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обзор сми и блогосферы (7)

    Обзор
    За нашей спиной в обстановке полной информационной блокады готовится не просто принятие ювенальной юстиции: Форсайт-проект "Детство 2030" - это еще круче,
  2. Закон и благодать

    Закон
    Эта книга представляет сжатую историю западного мировоззрения от древних греков до постмодернистов. Я поставил цель в пределах одного тома последовательно изложить эволюцию западной мысли и ее менявшихся представлений о действительности.
  3. "законами" движения материи "от простого к сложному", в истмате теория

    Закон
    Б. Ламарка, и Ч. Дарвина и продолжения их идей А. Уоллесом, Э. Геккелем, А. Северцовым, В. Ковалевским и другими, "ученый" мир, хотя и не без споров и трений, но признал теорию эволюции, и в обществе в целом было сформировано
  4. В общем-то, любимая у отечественных гуманитариев и политиков. И книг тут уже не счесть, однако, как ни странно, постоянно возникает ощущение какой-то недосказанности. Вроде бы рассмотрено все со всех сторон, но что-то постоянно ускользает из поля зрения. И в данном случае весьма кстати оказывается с

    Книга
    Перед вами – еще одна книга о наших российских реалиях. Тема, в общем-то, любимая у отечественных гуманитариев и политиков. И книг тут уже не счесть, однако, как ни странно, постоянно возникает ощущение какой-то недосказанности.
  5. И. А. Астрологическая теория болезни isbn 5-93888-239-7 Знания о закон

    Закон
    Знания о закономерностях нарушения здоровья нужны каждому, потому что их отсутствие может стоить человеку жизни. Но не следует целиком полагаться на одну лишь медицину, поскольку существует и другой, диаметрально противоположный,

Другие похожие документы..