Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У наш час навчання дітей здоровому способу життя та їх творчий розвиток доцільно розглядати як цілісну педагогічну систему, що ґрунтується на об’єкти...полностью>>
'Документ'
Место и роль МЭО в развитии национальных экономик. Тенденции и основные факторы развития МЭО. Международные экономические отношения как составляющая ...полностью>>
'Документ'
Рекреационная деятельность в туризме. Рекреационная деятельность отдыхающих как один из основных видов рекреационной деятельности и основа программно...полностью>>
'Кодекс'
Із змінами і доповненнями, внесеними згідно з Указами Президії Верховної Ради Української РСР від 12 квітня 1985 року N 102-XI, ВВР, 1985 р., N 17, с...полностью>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (5)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(ГОУ ВПО МГМСУ Росздрава)

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

СТУДЕНТА II КУРСА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Москва

2008

Академический календарь студента II курса

Лечебный факультет. М., МГМСУ. 2008, 8

Разработчики:

профессор О.О. Янушевич

академик РАМН, профессор Ющук Н.Д.

профессор Маев И.В.

профессор Ярыгин Н.В.

член-корр. РАМН, профессор И.В. Ярема

профессор А.И. Марченко

профессор О.В. Зайратьянц

профессор И.Ю. Малышев

профессор С.В. Колобов

доцент В.А. Еремеев

доцент Фабрикант Е.Г.

доцент Пустовалов Д.А.

Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих технологий в медицинском университете».

Данный академический календарь будет способствовать информированности студентов об особенностях их обучения в течение предстоящего учебного года. Он содержит фрагменты учебных программ по изучаемым дисциплинам, формы и ориентировочный график проведения текущего и итогового контролей теоретических знаний и практических умений, а также уровни изучаемых учебных дисциплин и приобретаемые при этом компетентности. В академическом календаре также имеется общая информация о деканате факультета и кафедрах, включая место их расположения, график работы и список контактных лиц. Мы надеемся, что данный календарь будет Вам полезен.

© МГМСУ, 2008

Модернизация высшего образования в России и Болонские преобразования

В настоящее время в России происходит модернизация высшего образования, в том числе и стоматологического. Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России.

Некоторые направления начали активно развиваться в нашей высшей школе еще до подписания Болонской декларации. Так, в начале 90–х годов Россия предприняла шаги для введения системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях: бакалавриата и магистратуры. В 1994 году было утверждено введение в РФ системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров, наряду с традиционно готовящимися специалистами.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.) была расширена автономия высших учебных заведений, которая позволила внедрить систему кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета единиц трудоемкости как эффективного средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. В 2002 году Министерство образования Российской Федерации начало крупный эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. Эксперимент проводится на добровольной основе и к маю 2003 года число вузов, использующих (полностью или частично) систему зачетных единиц, составило более тридцати. В том же году была разработана и направлена во все вузы России Методика расчета зачетных единиц для российских вузов. Эта Методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS.

В настоящее время Минобразования и науки России рассматривает вопрос о внедрении в перспективе нового Приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.

Для обеспечения высокого качества обучения начата работа по созданию сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Министерство образования и науки РФ прилагает усилия по разработке единых стандартов аккредитации учебного процесса в университетах Европейского Союза и высших учебных заведений России.

Модернизация высшего профессионального образования в направлении Болонского процесса проходит быстрыми темпами. В целом, сегодня российская система высшего профессионального образования готова к включению в Болонский процесс.

Российские медицинские вузы, предоставляющие возможность получения высшего профессионального образования, действуют в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В то же время, представляется вполне очевидной необходимость внесения ряда корректив в образовательный процесс нашего университета, которые сделают его более понятным для международных специалистов и сопоставимым по своим целям и содержанию учебных программ с зарубежными университетами. В этом случае мы получим равные с зарубежными коллегами права, а российские университеты будут еще более привлекательными для иностранных абитуриентов (сейчас в МГМСУ обучаются студенты из 47 стран мира).

При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской декларации необходимо сохранить лучшие традиции российской медицинской школы.

В рамках Болонской декларации поставлена задача по созданию Европейской системы образования. На текущий момент есть единое европейское образовательное пространство, однако полноценная система еще не существует, т.к. в странах Европы нет единой структуры высшего образования, единой системы оценки объема и качества знаний, умений и навыков, международных учебных программ и международно признаваемых дипломов.

В настоящее время правовую основу европейского образовательного пространства составляет принятая Советом Европы и ЮНЕСКО в 1997 г. «Конвенция о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе». Эта конвенция подписана и ратифицирована Российской Федерации, поэтому в настоящее время перед нашей страной встает вопрос о разработке порядка признания отечественного документа об образовании. Этот порядок должен предусматривать способ определения академической и персональной квалификации.

Болонская декларация предполагает сохранение национальной системы образования, которая, однако, должна быть сопоставима по своим целям и принципам с единой европейской образовательной системой. В качестве объединяющих принципов предусмотрены: двухуровневая система высшего образования, введения системы зачетных единиц (ECTS), обеспечение сопоставимого качества образования. В настоящее время только начался процесс поиска соответствия отечественной системы образования европейской, что предполагает подготовку бакалавров и магистров по ряду специальностей, разработку приложения к диплому в системе ECTS, системы контроля качества образования.

Отечественная система высшего медицинского образования имеет давние традиции. Обучение трехуровневое: додипломный (базовый), послевузовский (интернатура, ординатура) и дополнительный (стажировка, усовершенствование, переподготовка). С учетом важных специфических особенностей высшего медицинского образования на сегодня нет разумных оснований к глобальному изменению общих принципов построения нашей национальной системы, тем более, что сфера медицинского образования не упоминается ни в одном из документов Болонского процесса.

Различия между подходами к высшему образованию, определяемые Всемирным Фондом медицинского образования (ВФМО) и Болонской декларацией, касаются лишь отдельных вопросов структуры высшего медицинского образования, а рекомендации по подготовке специалистов по существу являются идентичными.

Международные стандарты базового медицинского образования имеют конструктивные отличия от государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и неравнозначны отечественному понятию «основная образовательная профессиональная программа». Поэтому каждый вуз, стремящийся готовить квалифицированных и добросовестных врачей, обязан обеспечить освоение:

  • базовых биомедицинских, поведенческих и социальных наук;

  • общих клинических навыков;

  • навыков принятия решений;

  • коммуникационных особенностей;

  • медицинской этики.

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Декан факультета – член-корр. РАМН, профессор, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук Ярема Иван Васильевич. Штат деканата включает: декана, 4 заместителя декана, 2 методиста и 5 диспетчеров.

Деканат располагается по адресу: 127473, Москва, ул. Делегатская, д.20\1, 1 этаж.

Тел.\факс: 6844275 (дневное отделение), тел: 6845982 (вечернее отделение).

График работы деканата (прием студентов)

Понедельник – Четверг с 1000 до 1730 (зам. декана с 1500 до 1730)

Пятница с 1000 до 1630 (зам. декана с 1500 до 1630)

Лечебный факультет ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава предусматривает подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности 040100 «Лечебное дело», квалификация – врач.

По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам «Лечебное дело» является врачебной специальностью широкого профиля, участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения и социальной помощи населению.

Обучение на лечебном факультете по специальности «Лечебное дело» регламентировано государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и ведется на основании лицензии, выданной МЗ РФ.

В состав факультета входит 32 кафедры в основном клинического профиля.

Кроме того, подготовка студентов по специальности "Лечебное дело" проводится на кафедрах, общих для факультетов, входящих в состав ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава (межфакультетских кафедрах). Таким образом, подготовка врачей по специальности 040100 "Лечебное дело" проводится на 54 кафедрах.

Наряду с общими гуманитарными, математическими, естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами важнейшее место в обучении врача по специальности «Лечебное дело» занимают клинические дисциплины.

Итоговая государственная аттестация специалиста проходит в виде экзамена и состоит из трех этапов: 1. Федеральное тестирование (в письменной форме); 2. Сдача мануальных навыков (на муляжах, фантомах и у постели больного); 3. Собеседование (компьютерное визуализированное тестирование и решение междисциплинарных ситуационных задач).

По основной образовательной программе 040100 "Лечебное дело" обучаются студенты дневного (6 лет) и вечернего (6,5 лет) отделений лечебного факультета и иностранные студенты.

Преподавание на факультете осуществляется высококвалифицированными специалистами.

В университете применяется рейтинговая система оценки знаний. Конкретный расчет баллов за отдельные контролируемые виды учебной работы разрабатывается каждой кафедрой индивидуально в соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе организации учебного процесса (см. приложение 1).

Сотрудниками факультета осуществляется интенсивная научно-исследовательская работа по основным направлениям специальностей:

  • терапии;

  • хирургии;

  • акушерству и гинекологии;

  • организации здравоохранения.

Факультет осуществляет активную международную деятельность, поддерживая научные контакты с учеными из США, стран Европы, а также сотрудничает с международными организациями ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ и различными международными фондами.

На факультете активно функционирует студенческое научное общество, проводятся олимпиады и конференции.

В рамках последипломного образования на факультете проводятся тематические усовершенствования для специалистов терапевтических и хирургических специальностей, а также акушерства и гинекологии.

По всем организационным вопросам учебной деятельности студентам рекомендуется обращаться в деканат.

Описание дисциплин, преподаваемых на II курсе.

Кафедра анатомии

Общие сведения о кафедре анатомии человека

Заведующий кафедрой — член-корр. РАМН, профессор,

д.м.н. Колесников Л.Л.

Заведующий учебной частью — доцент, к.м.н. Макоев В.У.

Кафедра располагается по адресу: ул. Б. Жигуленкова, д.23,

1-2 этажи.

Телефон: 365-29-11.

Особенности организации учебного процесса. Для обеспечения учебного процесса используются: аудитории, биологические препараты и муляжи по всем разделам анатомии человека, костные препараты, банк рентгенологических снимков, учебные таблицы и планшеты. Имеется музей, консервационное отделение, где хранятся трупы и изолированные натуральные органы. Кроме того, имеются учебно-методические пособия и разработки, компьютерные тестовые программы для контроля знаний и самостоятельной работы, учебные видеофильмы.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель и задачи дисциплины.

Для понимания физиологии и патологии, формирования клинического мышления, диагностирования и успешного лечения больных имеет большое значение умение руководствоваться функционально-анатомическим подходом, понимать причинно-следственные отношения на этапах фило- и онтогенеза в свете эволюционной теории. Важное прикладное значение приобретают особенности индивидуального развития, варианты строения органов, а также различные виды аномалий.

Целью изучения анатомии человека является приобретенные каждым студентом глубоких знаний по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела в целом, составляющих его систем органов и тканей на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии, физиологии, биологии, с учетом требований клиники, практической медицины; умения использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей практической деятельности врача.

Задачами изучения анатомии человека, как фундаментальной медицинской дисциплины являются:

  1. Изучить в процессе практических занятий и лекций строение, функции и топографию органов, рассмотреть индивидуальные и возрастные особенности строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), анатомо-топографические взаимоотношения органов, их рентгеновское изображение, варианты изменчивости отдельных органов и пороки их развития.

  2. Приобрести знания о взаимозависимости и единстве структуры и функции, их изменчивости в процессе фило- и онтогенеза, взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических, генетических факторов, характера труда, профессии, физической культуры и социальных условий на развитие и строение организма.

  3. Привить студентам при изучении анатомии и топографии органов, систем и аппаратов органов принципы комплексного подхода, синтетического понимания строения тела человека в целом, т.е. раскрыть взаимосвязь отдельных частей организма; показать значение фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины.

  4. Привить студентам, используя приобретенные знания о строении и топографии органов, систем органов и организма в целом, умение четко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхность тела, т.е. научить владеть «анатомическим материалом» для понимания патологии, диагностики и лечения.

  5. Воспитать у студентов в процессе преподавания анатомии человека, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, уважительное и бережное отношение к изучаемому объекту - органам человеческого тела, к трупу - привить высоконтравственные нормы поведения в секционных залах медицинского вуза.

Содержание разделов учебной программы

3 семестр

Раздел 1. Сердце.

Раздел 2. Ангиология, периферическая нервная система.

Раздел 3. Лимфатическая система.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать:

Всю имеющуюся учебную литературу, методические пособия, компьютерные программы и видео фильмы по всем разделам анатомии человека.

Студент должен уметь использовать: полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей практической деятельности врача.

Студент должен приобрести углубленные, детальные знания, строение и функции органов человека и общие сведения, лишённых второстепенных данных по анатомии органов туловища и конечностей.

Уровень компетенции:

Обладание целостного представления о строении тела человека, о его системах органов и тканей — для обеспечения теоретического фундамента подготовки врача.

Коммуникативность:

Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания и представления об анатомии человека при общении с коллегами и пациентами.

Студент должен иметь практические навыки

Самостоятельной работы с учебной литературой, препаратами и простейшим инструментарием (скальпель, пинцет).

Студент должен иметь представление:

Об общих принципах структурно-функциональной организации тела человека, о строении его органов и систем.

Формы промежуточного контроля

Темы занятий

Вид контроля

Сроки проведения

3 семестр

Сердце, сосуды и нервы груди, живота и таза

Коллоквиум

7 неделя

Сосуды и нервы верхней и нижней конечностей

Коллоквиум

14 неделя

Сосуды и нервы головы и шеи

Коллоквиум

20 неделя

Форма итогового контроля – экзамен

Экзамен проводится в 3 этапа: компьютерное тестирование, практические навыки, теоретические вопросы.

Рекомендуемая литература

  1. Анатомия человека под ред. Сапина М.Р. М., «Медицина», 1996.

  2. Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1998.

  3. Анатомия человека. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Москва. 1998

  4. Анатомия человека под ред. Колесникова Л.Л., Михайлова С.С., Москва 2006

  5. Учебно-методические пособия.

Кафедра биологической химии

БИОХИМИЯ

Общие сведения о кафедре биологической химии

Заведующая кафедрой – профессор, д.м.н. Т.П. Вавилова

Заведующая учебной частью­ – доцент, к.б.н. Ю.Г. Гаверова

Кафедра располагается по адресу: Москва, ул. Б.Жигуленкова,

д.23, 4 этаж

Телефон: 365-28-11, факс 365-05-36

Особенности организации учебного процесса. Студенты лечебного факультета проходят курс биохимии в течение третьего и четвертого семестров второго курса. На кафедре внедрены компьютерные технологии обучения, разработаны тестовые и ситуационные задачи, создан лабораторный практикум, ориентированный на клиническое применение данных биохимических анализов биологических жидкостей. На кафедре имеется аудитория для самоподготовки студентов, оборудованная компьютерной техникой, разработан ряд методических пособий, содержащих задачи и упражнения для самоподготовки студентов.

Цель и задачи дисциплины

Цель:

Формирование у студентов знаний об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма, и умения применять полученные знания при изучении клинических дисциплин.

Задачи:

  • Ознакомить студентов с основными понятиями в биохимии;

  • Изучить химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связи этих превращений с деятельностью органов и тканей;

  • Развить и углубить представления о регуляции процессов в организме человека на молекулярном уровне;

  • Сформировать базовые навыки использования биохимических методов в медицинской практике;

  • Научить студентов применять полученные знания в дальнейшей деятельности.

Содержание разделов учебной программы

3 семестр

Раздел 1. Введение. Строение и функции аминокислот, белков и нуклеиновых кислот. Строение и функции сложных белков.

Раздел 2. Ферменты. Витамины.

Раздел 3. Строение и функции углеводов и липидов.

Раздел 4. Структура и функции биологических мембран.

Раздел 5. Введение в обмен веществ. Питание. Пищеварение и всасывание.

Раздел 6. Биологическое окисление.

4 семестр

Раздел 7. Обмен углеводов.

Раздел 8. Обмен липидов.

Раздел 9. Обмен белков и аминокислот.

Раздел 10. Обмен нуклеотидов.

Раздел 11. Матричные биосинтезы.

Раздел 12. Регуляция обмена веществ. Гормоны.

Раздел 13. Биохимия крови и мочи.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать:

  • узловые принципы строения и превращения структурных, информационных, регуляторных и энергетических молекул; регуляции процессов обмена, содержание и диагностическую роль основных метаболитов;

  • уметь использовать знание этих процессов при изучении фармакологии, патологической физиологии, патологической анатомии, внутренних болезней и других дисциплин.

Уровень компетентности:

Обладание представлениями о метаболических процессах, протекающих в организме человека, их регуляции и последствиях их нарушения.

Коммуникативность:

Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности, свободно и грамотно общаться с коллегами и пациентами, используя биохимическую терминологию.

Студент должен иметь практические навыки:

  • использования полученных знаний для оценки функционального состояния некоторых внутренних органов, тканей и клеток в норме и условиях патологии;

  • интерпретации биохимических анализов крови и мочи;

  • работы с дополнительной учебной и научной литературой, а также с электронными средствами информации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (4)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (7)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (9)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (8)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  6. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..