Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Конспект лекцій з навчальної дисципліни «Основи охорони праці» для студентів 3 курсу денної форми та 5 курсу заочної форми навчання напряму підготовк...полностью>>
'Урок'
Краткая аннотация: Некоторые темы курса алгебры и математического анализа могут быть изложены с использованием методов информатики. К таким темам отно...полностью>>
'Урок'
рассказать о любимых спор­тивных занятиях; рассказать, чем можно за­ниматься в разные времена года; расспросить партнера, чем он любит заниматься в ра...полностью>>
'Урок'
Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной не­нависти к угнетателям и огромной любви и со­чувствия к простому н...полностью>>

Рабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология» Профиль «Экономическая социология»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Социология»





Г.Г.СИЛЛАСТЕ, О.М. ДУДИНА, Н.И. КИСЕЛЁВА

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению 040100.62 «Социология»

Профиль «Экономическая социология»

Москва, 2011

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Социология»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

_______________ М.А. Эскиндаров

«__________»_____________2011г.

Г.Г.СИЛЛАСТЕ, О.М. ДУДИНА, Н.И. КИСЕЛЁВА

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению 040100.62 «Социология»

Профиль «Экономическая социология»

Рекомендовано Учетным советом факультета «Социологии и политологии»

(протокол №____от ______________2011 г.)

Одобрено кафедрой «Социология»

(протокол № 9 от 13 апреля 2011 г.)

Москва, 2011

УДК 316.334.2 (0.78)

ББК 60.526.26я73

С - 36

Рецензенты:

Л.М. Селезнева, доцент кафедры «Социология», к. филос. н.;

Н.А. Белгорокова, доцент кафедры «Социология», к. социолог. н;

Силласте Г.Г., Дудина О.М. Киселёва Н.И. Методология и методика социологического исследования: Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100.62 «Социология» по профилю «Экономическая социология» (программа подготовки бакалавров) – очная форма обучения. — М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра «Социология», 2011. – 104с.

Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» входит в базовую часть профессионального цикла учебного плана по направлению «Социология».

Представленная рабочая программа содержит: программу дисциплины, темы лекций, тематику практических занятий и технологию их проведения, вопросы к зачету, экзамену, перечень тем курсовых работ, а также список обязательной и дополнительной литературы.

Учебное издание

Силласте Галина Георгиевна,

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой «Социология»

Дудина Ольга Мухаметшевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Социология»

Киселёва Наталья Ильинична

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рабочая программа дисциплины

Компьютерный набор и верстка: Киселёва Н.И.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 3,6 Изд. № _____- 2011. Отпечатано в ФГОУ ВПО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

Заказ №___________

©Силласте Г.Г., Дудина О.М., Киселёва Н.И., 2011

ФГОБУ ВПО «Финуниверситет», 2011

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

    1. Цель, задачи дисциплины

    2. Место дисциплины в структуре ООП

    3. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

    4. Объем дисциплины и виды учебной работы

4

4

5

8

    1. Содержание дисциплины

Часть 1. Содержание разделов дисциплины

Часть 2. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Часть 3. Разделы дисциплины и виды занятий

6. Практические и семинарские занятия


7. Самостоятельная работа


8. Контрольные вопросы и система оценивания


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Приложение 1. Образец титульного листа и оформление содержания


Приложение 2. Анкета «Дисциплина «Методология и методика социологического исследования»: мнение студентов»


    1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: дать понимание методологических подходов и методов получения эмпирических знаний о состоянии, закономерностях функционирования и развития социально-экономических явлений и процессов.

Задачи дисциплины:

  • понимание места и роли теорий, понятийного аппарата в социологическом исследовании;

  • формирование представлений о социологическом исследовании как о едином и целостном процессе получения и обоснования достоверного исследовательского результата;

  • понимание системы методов социологического исследования;

  • практическое освоение студентами широко применяемых на практике классических методов сбора, обработки, тиражирования, анализа и представления социологической информации;

  • разработка и реализация программы авторского социологического исследования.

    1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» является базовой дисциплиной профессионального цикла учебного плана по направлению «Социология» и изучается на 2 и 3 курсах.

«Методология и методика социологического исследования» является системой знаний и опирается на знаниях полученных в ходе изучения следующих дисциплин: «Основы социологии», «История социологии», «Демография» и «Статистка». В тоже время эта дисциплина является базовой для всех последующих профессиональных дисциплин, преподаваемых в Финуниверситете по направлению «Социология», например, таких как «Экономическая социология», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социология управления» и ряда других, входящих в ООП бакалавра социологии.

Теоретические и практические знания, полученные студентами при изучении дисциплины должны быть использованы не только в процессе овладения последующими дисциплинами, но и при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также иных научно-исследовательских работ.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению «Социология» дисциплина «Методология и методика социологического исследования» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра социологии:

а) общекультурных (ОК)

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

  • готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-19).

б) профессиональных (ПК)

        • способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

        • умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

        • способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).

1.4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 8 зачётных единиц.

Вид промежуточной аттестации – 1 зачет, экзамен.

Текущий контроль:

Курсовая работа - 1

Лабораторная работа – 2

Домашнее задание – 2

Рабочие тетради - 1


Вид учебной работы

Часы

Семестры (триместры)

2 курс

3 курс

5 триместр

(13 недель)

6 триместр

(6 недель)

6 триместр

(15 недель)

Общая трудоемкость дисциплины

288

90

54

144

Аудиторные занятия

126

39

24

63

Лекции (Л)

50

13

12

25

Семинары (С)

76

26

12

38

Самостоятельная работа

162

51

30

81

В семестре

162

51

30

81

В сессию

162

51

30

81

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЧАСТЬ 1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные принципы научного познания: идеалы и нормы научности в естественных и общественных науках. Специфика научного социального познания. Возможность достижения объективного научного знания в социальных науках. Методология и ее роль в научном познании. Методологические проблемы социологического исследования. Техника реализации социологических исследований. Соотношение понятий: методология, методика, техника исследования. Множественность методологий.

Понимание социального факта, социальное действие как единицы измерения в социологическом исследовании. Способы выявления закономерностей и фактов социальной действительности.

Общенаучные и частнонаучные методы социологического исследования. Формирование количественных и качественных методов. Характеристика количественных и качественных методов: возможности и ограничения. Критерии выбора основных методов сбора информации первичной социологической информации в конкретном исследовательском проекте. Возможности сочетания количественных и качественных методов. Понятие о методологической триангуляции.

Социологические факты как результат взаимодействия теоретического знания и эмпирических методов при решении проблемной ситуации.

ТЕМА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭТАПЫ

Социальные проблемы и их выявление. Социологическое исследование: понятие, сущность, цели, задачи. Природа, содержание и сущность социального и социологического исследования. Основания сравнения и различия социального и социологического исследования: широта охвата объекта, отражение конкретной науки, предмет, метод и тематика исследования, междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, соотношение теории и метода, источники социологического и социального исследования, принцип объяснения явлений – методологической самодостаточности.

Виды эмпирических и прикладных социологических исследований, их классификация. Обоснование типа проектируемого исследования в зависимости от специфики объекта, целей и задач. Формулировка объекта и предмета социологического исследования. Понимание эмпирического объекта исследования.

Основные этапы его организации и проведения социологических исследований. Квалификационные требования к социологу, осуществляющему эмпирические и прикладные исследования. Составление стратегического и организационного плана исследования. Социальная значимость и надежность результатов социологического исследования для управленческой практики, социальных прогнозов и познавательной деятельности. Документооборот социологического исследования (подготовительный, полевой, аналитический, презентационный этапы).

ТЕМА 3. ТЕОРИИ, ПАРАДИГМЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ.

Понимание теории, парадигмы исследования. Теоретические и методологические парадигмы: принципы, взаимосвязь. Полипарадигмальность социологических исследований: сущность, факторы. Позитивизм, номинализм, интерпретивизм: принципы и исследовательская логика.

Количественная (позитивистская) и качественная (понимающая) парадигмы в социологии. Их влияние на методику и технику социологического исследования. Сопоставление социологических исследований на основе количественных и качественных методов: подготовка и организация исследования для каждой из стратегий.

Концептуализация (выбор теоретического подхода, теории, предположительно объясняющей исследуемое явление и понятийного аппарата исследования) объекта и предмета исследования. Функции социологической теории. Соотношение парадигмы и теории.

Определение исследовательской стратегии. Классификация видов исследовательских стратегий. Проблема выбора исследовательской стратегии.

ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Связь стратегии с видом социологического исследования. Виды исследований в зависимости от исследовательской стратегии: пробные, пилотажные, поисковые (разведывательные), аналитические, повторно-сравнительные, экспериментальные, описательные (дескриптивные), этнографические.

Классификация видов социологических исследований: по степени (глубине) получения новых знаний (фундаментальные, эмпирические, прикладные); по глубине анализа; по применяемому методу сбора данных; по цели исследования; по объему охвата объекта; по месту проведения; по масштабу; по состоянию знаний (поисковой цели).

Точечные, оперативные, монографические исследования: понятие, характеристика, виды, особенности организации исследования, сбора информации и анализа данных в зависимости от цели, стратегии и практического применения результатов.

Виды повторных исследований и их определение, сущность и назначение. Лонгитюдные, панельные, трендовые исследования. Перепись населения. Мониторинг как разновидность лонгитюдного исследования. Специфика объекта, выборки, организации исследовательских методик повторных исследований.

ТЕМА 6. КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Понимание концепции социологического исследования. Развертывание концептуальной модели исследования. Полипарадигмальный и междисциплинарный подходы при построении концептуальных моделей. Роль системного подхода при построении концептуальных моделей. Функции и статус концептуального аппарата социологии в исследовании. Сущностное и содержательное определения объекта и предмета исследования.

Программа социологического исследования как организационно-логическая основа социологического исследования. Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Соотношение фундаментально-теоретического и эмпирического в программе социологического исследования.

Особенности структуры и содержания программы эмпирических и прикладных исследований. Критерии научной формулировки темы социологического исследования. Обоснование актуальности темы. Проблемная ситуация как выражение социальных противоречий в изучаемой сфере. Социологическая проблема. Состояние научной разработанности темы. Аппарат исследования. Связь концепции и программы социологического исследования.

ТЕМА 7. ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

Ключевые понятия исследования. Логический анализ ключевых понятий формулировки темы исследования, его структура и уровни. Теоретическая интерпретация понятий. Операционализация понятий как методологическая процедура. Операционализация концептуальных понятий предмета и объекта исследования. Уровни и виды операционализации (структурная, факторная). Операциональные определения. Процесс выделения содержательных характеристик исследуемого явления, поддающихся наблюдению. Операциональные определения как переменные в социологическом исследовании. Переход от операциональных понятий к переменным социологического исследования. Выбор переменных исследования. Зависимые и независимые переменные. Взаимосвязь количества переменных и количества единиц исследования. Зависимость между количеством переменных и видом социологического исследования. Связь операционализации с целью, задачами, рабочими гипотезами исследования, с инструментарием. Понимание социального показателя. Разработка показателей исследования. Особенности интерпретации и операционализации экономических категорий в социологических иссле­дованиях финансово-банковской сферы.

ТЕМА 8. РАЗРАБОТКА ЗАДАЧ И ФОРМУЛИРОВКА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Геология"

    Учебник
    1. Авдонин, Виктор Васильевич (1934-).Геология полезных ископаемых : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Геология" / В.
  2. Программа дисциплины «Социальные теории семьи и семейных отношений»

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Макет примерной программы дисциплины "Философия и методология социальных наук макет примерной программы дисциплины "Иностранный язык: профессиональная терминология

    Документ
    1.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) выпускника "магистр") 3
  4. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  5. Программа дисциплины «Сравнительно-исторический метод в социальных исследованиях»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Сравнительно-исторический метод в социальных исследованиях» для направления 040100.

Другие похожие документы..