Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Экзаменационные билеты'
1. Природный ум, тру­долюбие, смекалка героев рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Сложные социальные отношения в деревне в изобра­жении И.С. Т...полностью>>
'Документ'
В квадратных скобках указаны страницы арабского оригинала (Ибн Араби. Фусус ал-хикам, Бейрут, 1980; номер страницы предшествует содержанию), в фигурн...полностью>>
'Урок'
Из предложенных картинок (деревья, кусты, цветы, зерновые) нужно выбрать только деревья. - Чем похожи все деревья? Что есть у всех деревьев?Ствол, ве...полностью>>
'Лекция'
Деятельность войскового врача в мирное и особенно в военное время требует глубокой и всесторонней подготовки по проблеме лечения гнойных заболеваний и...полностью>>

Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основная образовательная программа

МОУ «НОВОСОЛДАТСКАЯ ШКОЛА»

Средняя (полная) школа

(10-11 кл.)

2011 год

Общие положения

1. Целевой раздел

Пояснительная записка к вопросам

о проекте стандарта среднего (полного) общего образования

Зачем нужен новый школьный стандарт

В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства. По данным международных исследований PISA, по уровню функциональной грамотности в последние 15–20 лет Россия занимает 40-е места из 65 стран, участвующих в этих исследованиях. Российские школьники отстают в умении применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению личной успешности и конкурентоспособности.

Жизнь в современном обществе выдвигает новые требования к социализации обучающихся и их профессиональной ориентации.

В нынешней школе старшеклассник осваивает от 18 до 21 учебного предмета
на достаточно высоком уровне. Не у всех обучающихся хватает способностей
и здоровья соответствовать таким требованиям. Чрезмерная учебная нагрузка
на старшей ступени образования не позволяет в полной мере сформировать
у обучающихся необходимые знания, навыки и умения для эффективного продолжения образования на профессиональном уровне или включения
в профессиональную деятельность. В результате от 3 до 35% школьников в разных субъектах Федерации обучаются в экстернате, чтобы снизить учебную нагрузку и иметь возможность заниматься подготовкой к поступлению в вуз по выбранным предметам. Таким образом, современная школа фактически не дает возможности ребенку на должном уровне получить среднее (полное) общее образование, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, подготовиться к итоговой аттестации и дальнейшему профессиональному образованию, что неизбежно влечет за собой «расцвет» репетиторства, в которое с большим удовольствием включаются практически все учителя и педагоги вузов.

Кроме того, из общеобразовательного процесса практически исключен
воспитательный компонент.

Учитывая эти и другие факты, ориентируясь в первую очередь
на потребности семьи, личность ребенка, а также на запросы общества и государства, при разработке федерального государственного образовательного стандарта сделана попытка изменить ситуацию в школьном образовании.

Что требуется изменить в структуре, содержании и организации образования при переходе на новый стандарт старшей школы

Современные реалии российской старшей школы требуют существенного изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полного учета возрастных особенностей, интересов, склонностей
и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников
в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и последующей их жизнедеятельности.

Особенностью предложенного проекта стандарта среднего (полного) общего образования (далее – проект стандарта) является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.

При формировании проекта стандарта учитывался мировой опыт, а также результаты проведенных в предыдущие годы в системе российского общего образования экспериментов, в том числе по введению профильного обучения на старшей ступени школы. Они наглядно показали, что:

  • на ступени основного общего образования(5-9 классы) обучающиеся уже получили базовые знания по всем учебным предметам (русский язык (родной язык), литература, иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, физика, химия, биология, изобразительное искусство, музыка, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура). Таким образом, в старшей школе у обучающихся появляется возможность выбрать учебные предметы и уровень их изучения с учетом своих склонностей, потребностей и профессиональной ориентации;

  • углубленное изучение одного-двух предметов, при сохранении сложившейся многопредметности и декларируемого, но не фактического высокого общеобразовательного уровня изучения всех остальных не обеспечивает ожидаемой эффективности обучения;

  • глубокое овладение выбранными предметами с целью подготовки обучающихся к продолжению образования или профессиональной деятельности невозможно без сокращения количества других учебных предметов и обеспечения вариативности их содержательного уровня;

  • оптимальное количество учебных предметов на старшей ступени обучения при учебной нагрузке не менее 30 и не более 36 часов в неделю не должно превышать 9–10 предметов. При этом разгрузка обучающихся происходит, главным образом за счет предоставления им возможности изучения предметов на разных уровнях с учетом их индивидуальных образовательных потребностей при сохранении гарантированного общеобразовательного уровня знаний и компетенций по всем традиционным для школьного образования предметным областям.

Какие уровни изучения учебных предметов предусматриваются
в старшей школе

В проекте стандарта старшей школы предусмотрена возможность освоения:
на интегрированном уровне - в рамках каждой из обязательных предметных областей (филология, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки) - учебного предмета, представленного в виде интегрированного учебного курса;

на базовом и профильном уровнях - предметов, входящих в указанные предметные области.

Интегрированный уровень обеспечивает освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области, и реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.

Базовый уровень обеспечивает систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофилирующему предмету. Данный уровень изучения примерно соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе.

Профильный уровень обеспечивает углубленные знания, позволяет подготовиться к последующему профессиональному образованию
и профессиональной деятельности.

Какие учебные предметы на старшей ступени обучения будут обязательными для изучения. Каковы правила составления индивидуального учебного плана

Учитывая положительный опыт эксперимента по профильному обучению, который проходил в российских школах начиная с 2002 года, в проекте стандарта предложена следующая схема формирования индивидуального учебного плана обучающегося и профилей обучения для образовательных учреждений.

Для составления своего учебного плана обучающийся обязан выбрать 1-2 учебных предмета из каждой обязательной предметной области, а также уровень изучения выбранных предметов:

1. Филология (русская словесность, русский язык и литература, родной язык (нерусский) и литература).

Обучающийся имеет право выбора предмета «русский язык и литература»
на базовом или профильном уровне или предмета «русская словесность»
на интегрированном уровне, курс которого включает содержание предметов русского языка и литературы. Предмет «русская словесность» может изучаться при ориентации обучающегося на профильное изучение предметов из какой-либо другой предметной области. Для реализации поликультурной составляющей обучающийся может выбрать предмет «родной язык (нерусский) и литература», но при условии выбора курса русского языка на одном из уровней.

2. Иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык).

Обучающийся имеет право выбора как одного, так и двух иностранных языков на базовом или профильном уровне.

3. Математика и информатика (математика и информатика, математика, информатика).

При выборе обучающимся естественно-математического направления будущей профессиональной деятельности ему предоставляется возможность выбрать математику, включающую алгебру и начала анализа, геометрию
на профильном уровне и информатику на базовом, а при выборе обучающимся
в дальнейшем гуманитарного направления – интегрированный курс «математика
и информатика», который даст ему общетеоретические и практические знания данной предметной области, или при желании курс математики на базовом уровне.

При выборе предметов из этой предметной области необходимо учитывать, что информатика выбирается при условии обязательного выбора математики на одном из представленных уровней.

4. Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).

В этой группе предметов, если это профилирующее направление, обучающийся может выбрать один или два предмета на базовом или профильном уровне. При выборе обучающимся другой профилирующей предметной области он обязан выбрать или интегрированный курс обществознания, или при желании 1-2 предмета на базовом уровне.

5. Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология).

Естественнонаучный профиль подразумевает выбор 1-2 предметов (физика, химия, биология, экология) на базовом или профильном уровне преимущественно будущими инженерами, врачами, физиками, химиками и т.п. Для гуманитариев достаточно будет курса «естествознание» на интегрированном уровне, но возможен также выбор 1-2 перечисленных предметов на представленном уровне.

Кроме предметов из указанных обязательных предметных областей, обучающийся может выбрать один из курсов по выбору участников образовательного процесса (в том числе «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн» и др., или еще какой-либо предмет из указанных выше обязательных предметных областей, или курс, предложенный образовательным учреждением).

Таким образом обеспечиваются индивидуальные запросы обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности или профессиональном обучении и социализации.

Кроме выбранных учебных предметов из обязательных предметных областей, обучающиеся в обязательном порядке изучают общие для всех предметы:

«Физическая культура», которая позволит сформировать у обучающихся навыки здорового и безопасного образа жизни, владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, воспитание таких качеств личности, как работа на результат индивидуально и в команде;

«Основы безопасности жизнедеятельности» – важнейший из курсов, который позволит сформировать у подростков личную гражданскую позицию отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, понимание рисков и угроз современного мира, подготовит обучающихся к умению действовать в экстремальных ситуациях, при природных и техногенных катастрофах, террористических актах;

«Россия в мире», который представляет собой интегрированный курс, объединяющий знания по истории, обществознанию, географии, культурологии
и пр. Задача курса – сформировать у обучающихся представление о целостном, многоаспектном образе России в разные исторические периоды как неотъемлемой части мира на основе синтеза изучаемых в школе основ общественных наук.

Обучающиеся также в обязательном порядке выполняют под руководством учителя или тьютора индивидуальный проект.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

Что обучающийся получит при реализации нового стандарта

В целом проект стандарта даст возможность обеспечить обучающемуся:

  • развитие качеств личности, отвечающих требованиям становления российского гражданского общества, инновационной экономики;

  • формирование образовательных и духовно-нравственных основ личности, создание необходимых условий для ее самореализации;

  • развитие способности самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов учебной и внеучебной деятельности, использования разнообразных форм обучения, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность с учетом индивидуальных образовательных потребностей (особенно одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • оптимизацию учебной нагрузки;

  • раскрытие собственных возможностей, подготовку
    к жизни в современных условиях;

  • обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях;

  • формирование индивидуальной учебной траектории на ступени старшей школы и своей профессиональной ориентации;

  • сохранение и укрепление здоровья.

Общие положения

Примерная основная образовательная программа среднего (полного) общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

На основе примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования разрабатывается основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

— пояснительную записку;

— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы осреднего (полного) общего образования;

— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание среднего (полного) общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

— программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— программы отдельных учебных предметов, курсов;

— программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

— программу коррекционной работы1.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

— учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

— с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

— с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, должны конкретизироваться и закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

 Пояснительная записка

Целями реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного среднего (полного) общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, п римерной

    Пояснительная записка
    Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по истории на основе Федерального компонента государственного стандарта
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям

    Документ
     освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов как необходимого условия жизни и эволюции,
  3. Мерщиев Александр Валерьевич, учитель биологии, к б. н. Москва 2011 г. Содержание выписка из Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы В.
  4. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) 1 базовый уровень

    Образовательный стандарт
    развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
  5. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.)

    Образовательный стандарт
    В настоящее время осуществляется качественное обновление преподавания предмета «Мировая художественная культура» в связи с введением стандартов нового поколения.

Другие похожие документы..