Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
КАРПАТЫ По ущельям крутясь змеино, Задыхаясь в тоннелях длинных, С электрическим, медным воем Прогрызает Карпаты поезд....полностью>>
'Диплом'
Государства Азии и Тихого океана, участвующие в настоящей Конвенции, руководствуясь общим стремлением укрепить географически и исторически сложившиес...полностью>>
'Документ'
Відвідування уроків досвідчених учителів з їх наступним аналізом (практикум — вивчення педагогічної практики на підставі відвіданих уроків, поурочних...полностью>>
'Документ'
Актуальність і доцільність дослідження. З утворенням незалежної Української держави стратегічним завданням реформування освіти стало, як зазначається...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная культура)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Урюпинский филиал

Факультет социально-гуманитарных и экономических дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Протокол № ____ от

«____» ________________ 2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________ М.В.Тамазян

«____» ________________ 2009 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

(ЗАРНАЯ КУЛЬТУРА)

Урюпинск 2009

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Урюпинский филиал

Факультет социально-гуманитарных и экономических дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Протокол № ____ от

«____» ________________ 2009 г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________ М.В.Тамазян

«____» ________________ 2009 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

(ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА)

ОПД.Р.02 по специальности «История»

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления 030400.62 «История» и 030401.65 «История».

УБЕЖ

Составители рабочей программы:

К.и.н., доцент Захарова Т.А. _________________________

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «____»________2009г. протокол № _____

Зав. кафедрой А.А.Кусаинов

Урюпинск 2009

Раздел 1. Пояснительная записка.

    1. Цели изучения дисциплины (в том числе воспитательные).

    2. Задачи изучения дисциплины.

    3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (студент должен знать, уметь).

    4. Краткая характеристика данной дисциплины (ее особенности; место и роль данной дисциплины, как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования; учебные задачи дисциплины)

    5. Формы работы студентов (лекции, семинарские, лабораторные или практические занятия, написание курсовых работ, эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ)

    6. Виды контроля (текущий, промежуточный, итоговый)

    7. Методика формирования результирующей оценки (бально-рейтинговая система курса).

1. Цели и задачи курса

Курс «История мировой и отечественной культуры» является нормативным в подготовке специалиста – историка. Он входит в блок общепрофессиональных дисциплин, образует федеральный компонент (ОПД.Ф.05). В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования последнего поколения данный курс ориентирует на усвоение следующих основных проблем:

• Понятие об основных культурно-исторических эпохах

• Особенности культуры Древнего Востока

• Своеобразие культуры Средневековой Европы и Византии

• Место культуры Древней Руси

• Вклад в мировую культуру Эпохи Возрождения

• Специфика европейской культуры Нового времени

• Основные этапы истории Российской культуры

• Противоречия культуры ХХ века

Целью данного курса является усвоение фундаментальных понятий и категорий культурно-исторического процесса. Задачами курса являются:

• Изучение определяющих теорий становления и развития мировой культуры

• Освоение основных феноменов, фактов и явлений культур Запада и Востока древней, средневековой и новой эпох.

• Ознакомление со специальной литературой по истории мировой и отечественной культуры.

Содержание программы курса по темам

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины

ОПД.Ф.01.5 по специальности «История» (дневное отделение)

  1. Объем дисциплин и виды учебной работы

п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

Лекции

36

Практические занятия

Самостоятельная работа (всего)

Общая трудоемкость дисциплины

Вид итогового контроля

Зачет

  1. Тематический план дисциплины

Тематика лекций и практических занятий

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1 модуль

1

Введение в историю культуры

2

2

Архаическая культура

2

3

Древневосточные культуры

2

4

Культура Древней Греции и Эллинизм

2

5

Культурное пространство Древнего Рима

2

6

Культура варваров

2

2 модуль

7

Христианский тип культуры

2

8

Культурное наследие Византии

2

9

Культура Древней Руси

2

10

Восточные типы культуры

2

11

Культура Древней Америки

2

12

Основные принципы понимания культуры Ренессанса

2

3 модуль

13

Реформация и культура

2

14

Эпоха просвещения

2

15

Стили и направления культуры индустриального общества

2

16

«Золотой век» русской культуры

2

17

Русская культура «Серебряного века»

2

18

Основные тенденции развития современной культуры

Всего:

36

Итого:

Раздел 3.Содержание дисциплины

1.ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ

Европейские понятия «культуры». «Cultura» как магический жест пробуждения плодоносящей силы земли; «cultura» (от «cultus») как обожание, поклонение Творцу; «cultura» (от «culter») как отделение космоса от хаоса, света от тьмы. Внеевропейские понятия культуры: «веда», «вэнь-хуа». Культуры статические и динамические. Идея мимесиса. Проблема культурогенеза. Теория креационизма (Фома Аквинский, неотомисты). Теории эволюционизма в истории культуры (Эпикур, Лукреций, Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.). Теории деградационизма (Платон, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Э.Дарвин и др.) и циклизма (Аристотель, Дж. Вико, Ф.Ратцель). Спады и подъемы культуры в концепции «циклов большой протяженности» (Ф.Бродель). Теория трансформизма (П.Тейяр де Шарден). Культура и природа. Культура, дикость и «варварство» (Л.Морган). Культура и «цивилизация». Энциклопедисты о смысле культуры. Культура в представлении позитивизма (Э.Тайлор и др.). Новые подходы в понимании культуры в культурологии XX в. (О.Шпенглер. А.Тойнби и др.).

2.АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Понятие «arhe» и другие определения древнейшей культуры. Теория психологического эволюционизма Г.Спенсера. Э.Тайлор и английская антропологическая школа. Анимистическая концепция Дж. Фрезера. Л.Леви-Брюль и его идея пралогического мышления. Структурализм (К.Леви-Стросс) и деструктурализм (М.Фуко) в реконструкции первобытной рациональности. Психоанализ (Э.Фромм) и нон-философия (Г.Башляр) о ранней стадии культуры. «Тотем» и «табу» в понимании З.Фрейда и современной антропологии. Природа и артефакты. Элементы архаической культуры: жилище (типи, юрта, вигвам, иглу и др.), одежда, посуда, технологические достижения. Мегалиты (Стоунхендж). Происхождение палеолитического протоискусства: теории меандр, «руки», «lusus naturae» и др. Ориньякские рельефы. Росписи (Мадлен, Капса, Альтамира). Скульптура («Виллендорфская Венера» и др.). Возникновение протописьменности (пиктография, вампум, кипу и др.). Ранние формы мифологии и религии (К. Юнг и др.).

3. ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ

«Урбанистическая революция» и «культурный взрыв» IV тыс. до н.э. Арийская теория Ж.А. де Гобино о подъемах культуры. Теории «среды». А.Дж. Тойнби и его идея «вызов-и-ответ». Учение о пассионарности Л.Н.Гумилева, представления о культурных подъемах и спадах.

Шумеры и возникновение первых городов в Месопотамии (Ниппур, Ур и др.). Особенности шумерской культуры. Архитектура (зиккурат, «Сады Семирамиды», «Врата Иштар» и др.). Письменность («Кирпичная библиотека», клинописные архивы). Кодекс Ур-Намму, законы Хаммурапи. Эпос о «Всевидавшем» (Гильгамеш). Мифология (Ан, Ки, Энлиль, Энки, Инанна, Думузи). Еврейская диаспора (Авраам и ка-ибри). Становление монотеистического культа Яхве. «Осевая культура» и «осевое время» (К.Ясперс).

Древнеегипетская культура. Градостроительство (Мемфис, Фивы, Ахетатон и др.). Архитектура (пирамиды, святилища в Эль-Амарне, Луксоре, Абу-Симбеле). «Магический реализм» в искусстве (скульптура, «фаюмский портрет»). Иероглифика. «Тексты пирамид». «Книга мертвых». Древнеегипетская литература. Религиозные представления и мифология (Амон-Ра, Мут, Хонсу, Нут, Осирис, Исида и др.).

Древнеиндийская культура. Мохенджо-Даро и Хараппа. Арьи. Ведическая эпоха. Основные достижения культуры. Веды. Ригведа, ее составные части. Шесть систем миросозерцания (даршан): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Упанишады. «Махабхарата» Вьясы. Ману-смрити. «Рамаяна» Вальмики. Индуизм (Сурья, Варуна, Рудра, Индра, Сома, Агни, Брахман, Вишну, Шива, Кришна и др.).

Древнекитайская культура. Особенности материальной культуры (бронзолитейное дело, керамика, средства коммуникации, культуры чая, шелка и др.). Архитектура (дянь, тай, лоу, тин, пагода, доугун). Скульптура. Живопись на шелке. Иероглифическая письменность и каллиграфия (Цзан Цзе). Литература. Первые школы. Лао цзы, «Дао дэ цзин» и даосизм. Кун фу цзы, конфуцианский канон. Мо цзы. Мифология, феномен эвгемериэации (Хунь тунь, Пань-гу, Нюй-ва, Фу-си, Шан-ди, Куньлунь и др.).

4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ЭЛЛИНИЗМ

Образ классической древности у И.Винкельмана, Ф.Гельдерлина. Романтический взгляд на историю древнегреческой культуры (И.Г.Гердер, И.В.Гете, А.В.Шлегель). Культурно-историческая школа И.Тэна. Негативистская оценка древнегреческой культуры (Г.К.Честертон, О.Шпенглер). Концепция эллинистической цивилизации А.Боннэра. Ахейский мир во II тыс.до н.э. Дорийцы. Внешний вид, мода. Обычаи и ритуалы (агон, Олимпийские Игры и др.). «Общие места» городского пространства (агора, храм, стадион, ипподром, театр, симпосий, гимнасий, булевтерий). Архитектура: основные архитектонические типы (анты, простиль, периптер, толос), ордер (дорический, ионический, коринфский). «Семь чудес света». Скульпторы (Фидий, Мирон, Пракситель). Живопись. Письменность эллинов, возникновение эллинского алфавита. Александрийский мусейон и библиотека. Литература (Гомер, Гесиод, Пиндар и др.). Возникновение драмы и театра. Трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид) и комедия (Аристофан). Музы. Зарождение наук: философия (Гераклит), история (Геродот), география (Страбон), медицина (Гиппократ), геометрия (Пифагор), математика и физика (Архимед). Диалектика: материализм (Демокрит, Эпикур) и идеализм (Сократ, Платон, Аристотель). Семь мудрецов. Особенности социальной психологии Древней Греции. Развитие школы, Академия и Ликей. Религиозные представления и мифология (Хаос, Эреб, Эос и Эрос, Уран, Гея, Тартар, Хронос и Рея, Зевс, Посейдон, Аид, Прометей, Эпиметей, Афина, Дионис и др.).

5.КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Культура Древнего Рима в понимании гуманистов (Н.Макьавелли) и просветителей (Ш. Монтескье, Э.Гиббон). Критическое направление в истории древнеримской культуры (Б.Г.Нибур, Л.Фридлендер, Т.Моммзен). Этруски и италики в I тыс. до н.э. Особенности материальной культуры: металлургия, керамика, средства сообщения. Строительство: арочные и сводчатые конструкции, базилика (Форум Романум, Форум Траяна, Арка Константина, «Золотой дом» Нерона, Мавзолей Адриана, Пантеон, Алтарь Мира, Колизей, термы Каракаллы и Диокпетиана). Скульптурный портрет. Живопись. Мозаичное искусство. Музыка. Научные знания: география (Птолемей), математика и алгебра (Диофант), история (Ливий, Тацит, Светоний, Аммиан), философия (Цицерон, Сенека, Марк Аврелий), медицина (Гален), юриспруденция (Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай, Модестин). Литература (Лукреций, Вергилий, Апулей и др.). Языческий пантеон и мифология (Янус, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Нептун, Минерва, Церера и др.). Быт и нравы Древнего Рима.

6. КУЛЬТУРА ВАРВАРОВ

Термин «barbares». Топографическая и хронологическая определенность «мира варварства». Оценка «варварской культуры» в позитивистской историографии. Романтический взгляд на историю «культуры варваров» (Р.Вагнер). И.И.Стеблин-Каменский и А.Я.Гуревич о феномене «варварства». Достижения материальной культуры: металлообработка, стеклоделие, техника, средства передвижения (суда викингов), градостроительство (Треллеборг, Винланд). Система родства («мунтее», «фриделее»). Социальная организация (тинг, годи, конунг). Доправовой обычай («белагины», «сейзина»). Культ войны и воина-героя (эйнхерия). Феномен воина-зверя (берсеркер). Поэзия и эпос («Эдда», «Саги», «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф»). Картина мира варваров (Асгард – Мидгард – Уттгард - Нитгард; Муспельгейм - Нифльгейм; Вальгалла, Иггдрасиль и Биврест - мистические коммуниканты между «нижним» и «верхним» мирами). Креационизм варваров (Имир, Аудумла, Асы). Главные боги (Один, Тор, Тюр, Локки, Ньерд, Фрейр, Хеймсдаль, Хед, Бальдр, Видар, Вали, Улль), их судьбы. Языческая эсхатология (Рагнарек).

7.ХРИСТИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Апология христианского отношения к миру и человеку в патристике (Татиан, Тертуллиан, Ориген, Августин). Теолого-догматический подход к пониманию христианского этоса (Ф. Д.Шлейермахер, А.Швейцер). Историческая интерпретация утверждения христианского образа жизни (Д.Ф.Штраус, Ж.Э.Ренан. А.Гарнак). Критическая (Ф.Ницше) и атеистическая (К.Маркс) трактовки христианской культуры. «Темные века» в гуманистической (Ф.Бьондо, С.Франк, Н.Макьявели) и просветительской историографии (Ф.Шлегель). Концепция «идеальных типов» Л.П.Карсавина. Теория ментальностей школы «Анналов» (М.Блок, Л.Февр, Ж.Ле Гофф). Основные черты христианского «модус вивенди»: догматика, символика, иконография, геоцентрическая картина мира, церковь и монашеский идеал (Бенедикт Нурсийский, Эдд Клюнийский, Бернар Клервосский, Франциск Ассизский), теология и богопознание (тривиум, квадривиум), церковные центры образованности и культуры (Монте-Кассино, Клюни, Сен-Галлен, Луксей и др.). Культовая архитектура (романский и готический стили, «пламенеющая готика»). Религиозная скульптура и живопись. Схоластика: номинализм (Пьер Абеляр, Арнольд Брешианский) и реализм (Бернар Клервосский, Бонавентура, Фома Аквинский). Христианская литература: агиография, хронистика (Григорий Турский, Бэда Достопочтенный, Павел Диакон и др.). «Суммы теологии» (Исидор Севильский, Фома Аквинат). Церковная музыка: язык нот (Гвидо д’Ареццо). Секуляризация культуры ХI-ХV в.: светская архитектура, светская система универсального образования (университеты), светские жанры словесности (фаблио, новеллы, фацетии, фарсы), светская музыка, светские формы досуга и общения (турнир, карнавал, театр), светская мода. М.М.Бахтин и А.Я.Гуревич о народной культуре средневековья. Феномен «игровой культуры» в понимании Й.Хейзинга.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Скибицкая Людмила Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской литературы хрестоматия по славянской мифологии > учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    6. Целевое предназначение – систематизация теоретических сведений, усвоение практических навыков работы с научными историко-археологическими и фольклорно-мифологическими источниками.
  2. Учебный план общеобразовательного учреждения Кадровое обеспечение образовательного процесса (1)

    Документ
    Школа занимает уникальное место среди всех общественных институтов. При её колоссальном влиянии на формирование будущих поколений, а через них – и на всё общество в целом, она сохраняет свою традиционную закрытость.
  3. Анализ результатов деятельности школы в 2007-2008 учебном год

    Анализ
    Школа расположена в Советском районе города, вблизи Ж/Д вокзала, завода дорожно-строительных машин им. Колющенко. Школа является муниципальной лишь с января 2005 года, имеет участок территориальной принадлежности, но 60% учащихся
  4. Программе «Образование и здоровье», программе по профилактике правонарушений и, наркомании, безнадзорности среди подростков, учебному плану моу на 2010-2011 уч

    Документ
    Деятельность МКОУ «Платинской ООШ» в 2010-2011 учебном году основывалась на нормативных документах: концепции развития общего образования, программе развития образования района и МОУ на период до 2011 года, программе реализации прав
  5. I. Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения. Полное наименование в соответствии с Уставом (2)

    Доклад
    Полное наименование в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №1 города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (сокращенное: МОБУ гимназия №1 г.

Другие похожие документы..