Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Відповідно до п.4 ст.8 Закону України „Про рекламу” реклама видів діяльності, які відповідно до законодавства потребують спеціального дозволу, ліценз...полностью>>
'Документ'
Одним із важливих напрямків української освіти є гуманітарний, який забезпечує духовний розвиток учнів. Серед навчальних дисциплін гуманітарного цикл...полностью>>
'Урок'
1. Прыжки по «кочкам»:1) из круга в круг (на левой, правой ноге);2) из круга в круг «змейкой» (с двух ног);3) из круга в круг способом «перешаги-вания...полностью>>
'Программа'
Е.Почтарь 14-00 Симпозиум Технологические и клинические аспекты проточной цитометрии Куратор профессор С....полностью>>

Аттестация персонала

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аттестация персонала

«Человек стоит столько,

во сколько другие его ценят».

Б. Грасиан

Аттестация персонала – это важный этап оценки за период времени, как правило, от 3 до 5 лет. Аттестация – это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении, повышении квалификации, переобучении или увольнении работников.

Оценка степени эффективности труда каждого работника – обязательный элемент системы контроля любой организации. Это важнейшая функция каждого руководителя, работников отделов персонала. Результаты оценки сообщаются самому работнику.

Оценка персонала служит трем основным целям: административной, информационной и мотивационной.

Административные цели возникают как реакция на результат оценки деятельности по итогам труда работника. Таких реакций может быть несколько:

- повышение по службе;

- перевод на другую работу;

- направление на обучение, переподготовку, повышение квалификации;

- поощрение;

- наказание;

- понижение по службе;

- прекращение трудового договора.

Повышение по службе – средство поощрения работника, более эффективное использование его способностей.

Перевод на другую работу – способ более точно использовать работника в организации согласно его возможностям, кроме того, это способ увеличить опыт работника, создать условия для его дальнейшего роста.

Направление на обучение – способ повысить квалификацию работника с тем, чтобы он мог более эффективно исполнять свои функции.

Поощрение работника – признание заслуг работника, форма оценки его деятельности.

Наказание работника – форма оценки результатов деятельности.

Понижение по службе – приведение в соответствие способностей работника с занимаемой должностью (например, человек много лет проработал, а организации, уже перестает справляться со своей работой, и, более того, в какой-то степени препятствует реализации целей организации).

В кадровом менеджменте известны постулаты американского ученого Л.Питера, сформулированные как «принцип Питера» – двигать руководителя до уровня его некомпетентности. Суть его состоит в том, чтобы перемещать работников по горизонтали и по вертикали с целью помочь работнику избежать своего уровня некомпетентности, так как, когда эта некомпетентность настигает работника, он не может эффективно трудиться.

Прекращение трудового договора – форма оценки результатов деятельности в случаях, когда выясняется, что работник не желает, не может работать по стандартам организации. Понятно, что без таких объективной оценки результатов труда работника также решение будут несправедливыми.

Информационная функция обеспечивает потребность человека в знании оценки своего труда для того, чтобы он смог скорректировать свое поведение.

Мотивационная цель – состоит в том, что сама по себе оценка является важным мотивом поведения.

В большинстве организаций имеется формальная система оценки результатов трудовой деятельности, которая имеет разную эффективность. Неформальная система имеется во всех организациях. В аттестации участвуют руководители всех рангов, а также работники отдела персонала.

Требования к оценке персонала.

1. Оценка должна быть отделена от критики, так как критика – это общение только в одном направлении. Критика приводит к оборонительной позиции работника.

2. Соблюдение принципа гласности. Результаты оценки должны быть известны работнику.

3. Руководители, оценивая деятельность работника, должны попытаться быть как можно более объективным. Постараться отстраниться от своих эмоций, симпатий и антипатий.

4. Важно определить содержание оценки. В этой деятельности можно выделить три способа:

- оцениваются личные качества работника, его отношение с окружающими;

- оцениваются только результаты работы по заранее определенным показателям;

- оцениваются результаты труда, а также некоторые черты личности работника.

Критерии оценки можно заранее сделать известными работникам, хотя можно вводить и временные критерии, отражающие реальные ситуации, не доводя их до сведения работников.

Особенности оценки менеджеров

Оценка менеджеров имеет большое значение в силу значимости их работы. Методы оценки, которые используются сегодня, сложились уже в прошлом веке. В то же время эволюция этих методов происходит постоянно.

Метод независимых судей

Независимые члены комиссий – 6-7 человек – задают человеку разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности менеджера.

Перед судьей располагается пульт с кнопками «+», «- ». Оценивающий нажимает кнопку «+» в том случае, когда менеджер справился с вопросом, и «-» - когда не справился. Все оценки заносятся в ЭВМ, которая по программе выдает заключение.

Рейтинг

Это метод шкалирования качеств. Особых успехов в разработке этого метода добился американский социальный психолог Ф. Фидлер

Важнейший компонент оценки – список задач, которые выполняет менеджер. Затем при изучении деятельности учитываются время решения, способы, степень затрат усилий.

При выяснении стиля управления используются многие методики, например, по Р. Беннету. Рассмотрим шкалированный вариант подобной оценки.

1. Быстро ликвидирует производственные затруднения

7654321

Плохо справляется с затруднениями в производстве

2. Перед принятием решения взвешивает все «за» и «против»

7654321

Принимает решение без исчерпывающего учета данных

3. Позволяет подчиненным проявлять инициативу

76543221

Не позволяет подчиненным проявлять инициативу

4. Постоянно лично общается с исполнителем

7654321

Как правило, отдает письменные распоряжения

5. Внимательно следит за нововведениями

7654321

Не обращает внимания на нововведения

6. Чуток к подчиненным

7654321

Безразличен к подчиненным

7. Ищет разнообразные методы мотивации каждого подчиненного

7654321

Безразличен к мотивам подчиненных

8. Ищет способы справиться с производственными трудностями до тех пор, пока задача не решена

7654321

В случае «объективных» причин, мешающих достичь производственные цели, инициативу не проявляет.

Многие специалисты считают, что менеджер как минимум должен обладать следующими качествами (по Р. Беннету)

  1. Высока степень интеллигентности

  2. Внимательность

  3. Честность

  4. Доступность

  5. Авторитетность

  6. Стремление к пониманию других

  7. Вдумчивость

  8. Тактичность

  9. Коммуникабельность

  10. Заинтересованность в людях

  11. Цельность характера

  1. Положительное отношение к действительности

  2. Мужество

  3. Решительность

  4. Порядочность

  5. Наличие чувства юмора

  6. Умение слушать других

  7. Твердость

  8. Дружелюбие

  9. Энтузиазм

  10. Стремление помочь другим

  11. Решимость довести дело по получения результата

В оценочных центрах нередко используют следующие качества

1. Аналитические способности

7654321

Неспособность к мышлению

2. Творческие способности

7654321

Шаблонность мышления

3. Административные способности

7654321

Неспособность к административной работе

4. Деловое чутье

7654321

Неспособность к деловой деятельности

5. Развитость письменной речи

7654321

Убогость письменной речи

6. Умение составлять убедительные документы

7654321

Составление безпомощьных документов

7. Умение владеть устной речью

7654321

Неспособность хорошо говорить

8. Умение слушать других

7654321

Неспособность слушать собеседника

9. Наличие волевых качеств

7654321

Недостаточность волевых качеств

10. Сдержанность в выражении чувств

7654321

Неспособность к сдержанности

11. Умение общаться

7654321

Неспособность к общению

12. Стремление к продвижению по службе

7654321

Безразличие к продвижению по службе

13. Гибкость ума

7654321

Шаблонность мышления

14. Стремление общаться с подчиненными

7654321

Стремление избежать встреч с подчиненными

Интервью

Методика интервью взята отделами персонала из социологии. Нередко используют эффективное четырехфакторное интервью, широко распространенное в США.

Учитываются следующие компоненты личности:

а) интеллектуальная сфера;

б) мотивационная сфера;

в) темперамент, характер;

г) профессиональный и жизненный опыт;

д) здоровье;

е) отношение к работе.

Совокупность вопросов укладывается обычно в К) разделов бланка интервью:

1)ранние годы;

2) детский сад;

3) школа;

4) профессиональное обучение (начальное, среднее, высшее, профессиональное);

5) служба в армии;

6) отношение к работе на фирме;

7) увлечения;

8) самооценка возможностей, здоровья;

9) семейное положение, отношения в семье;

10) формы проведения досуга.

Метод комитетов

Метод комитетов — оценка группой экспертов возможностей кан­дидата на другие должности,

в частности выдвижение на более высо­кую должность.

Менеджера оценивают по определенной методике:

а) деятельность разбивают на отдельные составляющие;

б) определяют результативность каждого вида деятельности в баллах по шкале, например от -К) до +10, и таким образом опре­деляют степень неуспеха;

в) составляют список работ, которые удается решать успеш­но, те работы, которые удаются от случаю к случаю, те, которые никогда не удаются;

г) выносится заключительная комплексная оценка. Оценка в самом общем виде включает 4 действия:

  1. выбор оцениваемых качеств, показателей его деятельности;

  2. использование разных методов получения информации,

3) оценочная информация должна давать системное, комплекс­ное представление о человеке;

4) сравнение оцениваемого качества с практическими резуль­татами, информацией.

Наборы качеств, которые изучаются, используют с учетом задач, выполняемых по должности. Видов качеств, которые обыч­но учитываются, очень много, обычно от 5 до 20. Нередко учитыва­ют до 180 качеств, в исключительных случаях — до 1000.

Метод оценочных центров

Посредством этого метода решаются две задачи: 1) выясня­ются управленческие способности, 2) определяется программа ин­дивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.

Первая процедуравыполнение управленческих действии. На выполнение заданий отводится 2 ч. За это время испытуемый ознакомится с серией инструкций, деловых бумаг, приказов и дру­гими материалами, необходимыми для отдачи распоряжений по конкретным технологическим, производственным, кадровым вопро­сам. Таким образом имитируется реальная деятельность фирмы. Затем с ним проводится интервью.

Вторая процедураобсуждение проблем в небольшой группе. Эта процедура позволяет выявить умение работать в группе. Напри­мер, дается задача выбрать из 10 кандидатов двух работников и т. д.

Испытуемым ставится задача: а) отобрать кандидата; б) убе­дить других, что этот выбор лучший. Процедура следующая: 1) изу­чение данных о кандидатах; 2) составление обоснования выбора; 3) груп­повая дискуссия (40—50 мин).

Деятельность испытуемого на каждом этапе реализации ме­тода оценивается в баллах. Оценку осуществляют работники отде­лов персонала.

Третья процедурапринятие решения. Всех испытуемых разделяют на несколько групп — представителей конкурирующих фирм. Моделируется работа фирм в течение 2—5 лет. Каждый год сужается до 1 ч, в течение которого принимается ряд задач: по ценообразованию, маркетингу, менеджменту и т. д. Соответственно деятельность всех участников оценивается экспертами.

Четвертая процедурапредставление, разработка проек­та. Нужно разработать план развития какого-то вида деятельнос­ти. На подготовку проекта отводится 1 ч. Затем план защищается перед экспертами.

Пятая процедураподготовка делового письма. Каждый испытатель обязан составить деловые письма по разным вопросам и с разных позиций: отказ, отмена решения, высказывание нега­тивной информации. Действия оценивают эксперты.

Все перечисленные процедуры — деловые игры — дополняются другими процедурами. Например, заполнение психологических тес­тов. Это также оценка коллег и т. д.

Заключение делается на основе различных матриц качеств и свойств личности менеджера.

Оценочные мероприятия

Качества и свойства личности менеджера

Выполнение управленческих действий

Обсуждение проблемы в малой группе

Принятие решения

Доклад проекта

Деловое письмо

Вербальные навыки

Оценка коллег

1. Аналитические способности

2. Творческие способности

3. Административные способности

4. Деловое чутье

5. Умение составлять письма

6. Устная речь

7. Умение слушать других

8. Воля

9. Эмоциональная адаптация

10. Социальная коммуникация

11. Стремление к продвижению

12. Гибкость ума

13. Взаимоотношение с подчиненными

14. Умение убеждать

15. Умение мотивировать труд

Исходными данными для аттестации кадров являются:

  • модели рабочих мест;

  • личные дела сотрудников;

  • результаты оценки персонала;

  • анкета "Аттестация";

  • философия предприятия;

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • контракты сотрудников;

  • штатное расписание;

  • положение об оплате труда;

  • должностные инструкции;

  • результаты работы предприятия (подразделения).

Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа.

1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверж­дение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, инфор­мирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.

2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: директор по персоналу (председатель); начальник отдела кадров (зам. председателя); руководитель подраз­деления, где проходит аттестация (член); юрисконсульт (член); социальный психолог (член).

3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделе­ниям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет "Аттес­тация", компьютерная обработка результатов.

4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.

Из известных методов аттестации управленческого персонала целесообразно реко­мендовать комплексный метод, в основе которого лежит сочетание оригинальных методов:

"мозговой штурм", анкетирование, сравнительный анализ, социологический опрос и экс­пертные оценки. Идея этого метода заключается в том, что для всех аттестуемых предлага­ется типовой набор вопросов, моделирующих портрет личности человека. Основные доку­менты для аттестации персонала с помощью комплексного метода:

аттестационная карта с краткими биографическими данными о работнике;

опросный лист аттестуемого, где определяются пожелания работника к служебном росте и повышении квалификации.

Анкета "Аттестация" является главным документом аттестационной комиссии и вклю­чает 25 разнообразных вопросов. Каждый вопрос включает семь сравнительных характе­ристик по признаку "от отличного к плохому", из которых необходимо выбрать наиболее подходящую для конкретного сотрудника. Присваивая характеристикам баллы от 7 до 1 и суммируя их по всем вопросам, можно получить суммарные балльные оценки аттестуе­мых.

В свою очередь, балльные оценки можно сгруппировать по известным качественным оценкам:

отлично 151 - 175 баллов

хорошо 101-150 баллов

удовлетворительно 51 - 100 баллов

неудовлетворительно 25 - 50 баллов

Исходя из качественных оценок, утвержденных аттестационной комиссией, даются ре­комендации директору предприятия о передвижении сотрудников:

Отлично -достоин повышения;

хорошо — оставить в должности или перевести на равноценную;

удовлетворительно - целесообразно понизить в должности или провести обучение;

неудовлетворительно - подлежит увольнению.

Использование метода позволяет устранить формализм и субъективизм в аттестации кадров, улучшить гласность и объективность в оценке персонала, способствует поддер­жанию нормального социально-психологического климата в коллективе. Внедрение данного метода требует абсолютной поддержки первого руководителя, который лично должен возглавить аттестацию персонала и довести ее до практической реализации в кадровой службе. Без этого аттестация будет формальным актом и не даст положитель­ных результатов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аттестация персонала в организации Введение

    Документ
    В настоящее время утвердился взгляд на труд как на сознательную целенаправленную созидательную деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных
  2. Рабочая программа дисциплины «оценка и аттестация персонала» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Дисциплина «Оценка и аттестация персонала» относится к дисциплинам специализации. Для эффективного овладения данной дисциплиной студенту необходимы знания по таким дисциплинам, как «Основы управления персоналом», «Маркетинг персонала»,
  3. Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля

    Документ
    N 3) I. Общие положения II. Требования к общей и специальной подготовке персонала в области неразрушающего контроля III.
  4. Автоматизированная система распределенного контроля и анализа результатов аттестации персонала промышленных объединений

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре «Автоматизированные системы управления» в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете)
  5. Тема Персонал предприятия как объект управления > 1 Структура персонала

    Реферат
    Ключевые понятия: Персонал. Структура персонала. Организационная структура. Функциональная структура. Штатная структура. Статистическая и аналитическая структура.

Другие похожие документы..