Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разработка экспертной системы оценки эффективности профилактики и лечения мастопатии, аденомы простаты и актуальных проблем современной репродуктолог...полностью>>
'Документ'
«Паразиты сознания» — лучший и наиболее насыщенный философским содержанием роман К. Уилсона. По форме его можно причислить к шедеврам фантастики: име...полностью>>
'Документ'
Взаємозв’язок захисних механізмів та особливостей мотивації професійної підготовки з типами міжособистісних відносин студентів-психологів  Вісник Че...полностью>>
'Методические рекомендации'
Минэкономразвития России в рамках создания системы методических документов в целях содействия реализации федерального законодательства о размещении з...полностью>>

Cols=2 gutter=47> Научно-редакционный совет

Главная > Учебники
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Научно-редакционный совет

серии "Учебники Российской

академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации"

Председатель совета

Медведев Д.А.

первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ

Сопредседатель совета

Егоров В.К.

президент-ректор РАГС

Члены совета

Бойков В.З.

заведующий кафедрой РАГС

Григорьев В.В.

зам. министра по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых

коммуникаций РФ

Демидов Ф.Д.

проректор РАГС

Игнатов В.Г.

ректор Северо-Кавказской академии государственной службы

Кирпичников М.П.

первый зам. министра промышленности, науки и технологий РФ, академик РАН

Мальцев Г.В.

заведующий кафедрой РАГС

Мерцалов А.А.

ректор Орловской региональной академии государственной службы

Месяц Г.А.

вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК

Михайлов В.А.

заведующий кафедрой РАГС

Никандоров Н.Д.

президент Российской академии образования

Степашин СВ.

президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты РФ

Филиппов В.М.

министр образования РФ

Фролов Г.Я.

директор Издательского центра РАГС

Чубинский-Надеждин В.В.

ректор Северо-Западной академии государственной служб

Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Международный акмеологический институт

АКМЕОЛОГИЯ

Учебник

Под общей редакцией доктора психологических наук,

профессора, академика РАО

А.А. Деркача

Издательство РАГС

Москва — 2002

УДК 075.8: 378.316.628

ББК88

A 11

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

"Государственное и муниципальное управление", а также для слушателей,

обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения

квалификации госслужащих

Редакционная коллегия:

К.А. Абульханова - доктор психологических наук, профессор, академик РАО,

А.А. Бодалев - доктор психологических наук, профессор, академик РАО,

А.К. Маркова - доктор психологических наук, профессор

Выпускающий редактор

Е.А.Суслова,

кандидат психологических наук, доцент

Рецензенты

В.В. Рубцов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО

В.А. Сластенин — доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Авторский коллектив:

Абульханова К.А. — д. философ, н., проф., академик РАО;

Анисимов О.С. — д. психол. н., проф.; Асеев В.Г. — д. психол. н., проф.;

Беспалов П.В. — к. технич. н., доц.; Бодалев А.А. — д. психол. н., проф.,

академик РАО; Винокурова У.А. — д. социол.н.; Гусева А.С. — д. психол. н.,

проф.; Деркач А.А. — д. психол. н., проф., академик РАО;

Жданов О.И. — д.психол.н., проф.; Зазыкин В.Г. —д. психол. н., проф.;

Катаева Л.И. — к. пед.н., доц.; Кириченко А.В. — д.психол. н., проф.;

Климов Е.А. — д. психол. н., проф., академик РАО;

Князев A.M. — к. пед. н.; Конюхов Н.И. — д. психол. н., проф.;

Кричевский Р.Л. — д. психол. н., проф.; Лаптев Л.Г. — д. психол. н., проф.;

Маркин В.Н. — д. философ, н., проф.; Марков В.Н. — к.с.н., доц.;

Маркова А.К. — д. психол. н., проф.; Марсанов Г.И. — к. психол. н., доц.;

Мельничук А.С. — к. психол. н., доц.; Михайлов ГС. — к. психол. н., проф.;

Михайловский В.Г. — д. педагог, н., проф.; Петрусинский В.В. — д.пед.н.,

проф.; Реан А.А. —д. педагог, н., проф., член-корр. РАО; Секач М.Ф. — д.психол. н., проф.; Семенов И.Н. — д. психол. н., проф.;

Степнова Л.А.- к. социол. н., доц.; Суслова Е.А. — к. психол. н., доц.;

Толочек В.А. —д. психол. н., проф.; Федоркина А.П. —д. философ, н., проф.;

Фетисова Е.В. — практич. психолог.; Храпик В.А. — к. психол. н., доц.;

Шехтер Е.Д. — к. психол. н.; Яблокова Е.А. — д. философ, н., проф.

Оглавление

Введение 12

Раздел первый

ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ 14

Глава I

Предмет акмеологии и ее место в системе наук 15

1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии 15

2. Место акмеологии в системе обществоведения и

человекознания 21

Социокультурный контекст акмеологического

познания 22

Научно-методологические ориентации

акмеологических исследований и разработок 23

Связи акмеологии с обществознанием 24

Взаимосвязи акмеологии с человекознанием 26 Структура рефлексивно-акмеологического подхода

к развитию профессионального мастерства 32

3. Задачи акмеологии 38 Комплексное изучение развития человека на ступени

взрослости 39 Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми

в индивидном, личностном и субъектном развитии 40

Изучение процесса овладения человеком профессией 42

Глава II

Методологические принципы и подходы в акмеологии 49

1. Общие методологические и конкретные методологические

подходы и принципы в акмеологии 49

Общеметодологические подходы в научном исследовании

(комплексный, системный, субъектный) 49 Общеметодологические принципы научного исследования

(детерминизма, развития, гуманизма) 55 Конкретные методологические принципы исследования

в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,

потенциального и актуального, операционально-технологический,

обратной связи) 67

2. Принцип детерминизма развития 85 Механистическая трактовка детерминизма 86 Особенности акмеологического понимания детерминации 87 Структурные типы детерминации развития 89

Глава III

Методы акмеологии 97

  1. Специфика и сущность акмеологической

диагностики 97

Теоретико-методологические основания и

концептуальные подходы в диагностике 98

Специфика объекта,

предмета и задач акмеологической диагностики 103

Специфика диагностического показателя 106

Основные методологические принципы

акмеологической диагностики 108

Основные методы диагностики и

виды диагностических исследований 109

Специфика построения выборки в диагностике 113

2. Методы акмеологических исследований 116

3. Эксперимент в акмеологии 129

Эксперимент как метод исследования 129

Виды эксперимента 133

4. Диагностические методы 138

Общая характеристика диагностических методов.

Тестовые методики в акмеологии 138

Психобиографический метод 147

Акмеологическая экспертиза 156

Глава IV

Акмеологическое изучение человека

как индивида, личности, субъекта деятельности 163

1. Акмеологическое понимание человека

как индивида 163

Индивид и индивидуальность 163

Типология индивидуальностей 165

Темперамент 167

Распределение наследуемых признаков 169

2. Акмеологическое понимание личности 171

Психологический подход к личности 172

Соотношение акмеологического и

психологического подходов к личности 175

Соотношение психологического и

акмеологического подходов к личности 176

Соотношение идеала "вершины" развития личности,

ее реального состояния и

способа совершенствования

как акмеологическая модель личности 179

3. Акмеологическое понимание субъекта 183

Субъектная парадигма в психологии и акмеологии 184

Дискуссии о значении понятия субъекта 186

Основные направления изучения субъекта

в акмеологии 188

Акмеологическое качество и

критерии определения субъекта 190

Глава V

Акмеологический подход

к периодизации возрастного развития человека 194

1. Теоретические принципы

переодизации возрастного развития 194

2. Основные характеристики человека

в различные периоды его возрастного развития 198

Основные характеристики человека

в период младенчества 199

Основные характеристики человека

в дошкольном возрасте 200

Основные характеристики человека

в младшем школьном возрасте 202

Основные характеристики человека

в подростковом и юношеском возрасте 204

Основные характеристики человека

в период ранней взрослости 206

Основные характеристики человека

в период средней взрослости 207

Основные характеристики человека

в период поздней взрослости и старости 210

3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии

ступень жизненного цикла человека 215

Глава VI

Вершины в развитии человека

(или его "акте") и их основные характеристики 222

1. Феномен "акме" и его главные характеристики 222

2. "Акме" в профессиональном развитии человека 225

Сущность феномена "акме"

в профессиональном развитии 226

Виды профессионального "акме" 226

Критерии профессионального "акме"

в соотнесении с показателями профессионализма и

профессиональной компетентности 228

Условия достижения профессионального "акме" 234

3. "Акме" в контексте жизненного пути человека 235

Подходы к изучению жизненного пути человека 236

Структура жизненного пути 238

Личность как субъект жизненного пути 241

Высшие достижения — "акме"

в жизненном пути личности 245

4. "Акме" в личностном развитии человека 247

5. "Акме" в контексте

индивидуального развития человека 251

Индивидуальность в системе качеств

человека и акме 252

Интегральная индивидуальность

как результат и как условие развития человека 254

Стиль как система согласования

индивидуальности человека со средой 255

Типология стилей 256

6. "Акме" в контексте

развития индивидуальности человека 263

Понятие индивидуальности 263

Сущность аутопсихологической компетентности

как способа развития "акме"

в контексте индивидуальности 264

Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности 265

Типологии личности и характера 266

Виды психологических защит 268

Типология стилей мышления 269

7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности 271

Рабочая команда как социально-психологическое

поле коллективного "акме" 271

Организационная среда рабочей команды

как внешнее условие развития коллективного "акме" 273

Социально-психологические характеристики

рабочей команды как внутреннее условие

развития коллективного "акме" 276

8. "Акме" гражданственности 379

Актуальность проблемы гражданского становления

личности в обществе 280 Историко-акмеологический анализ

понятий "гражданин", "гражданственность" 281

Гражданское воспитание как отражение интересов

личности, общества и государства 282

Гражданственность и профессионализм.

Акмеологические условия и факторы

гражданского становления личности 284

"Акме" гражданственности как вершина

гражданской зрелости личности профессионала 288

9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности 293

10. "Акме" в художественно-творческой деятельности 301

11. Целостность и неповторимое своеобразие —

важные свойства людей и их групп 311



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..