Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Курсовой проект'
3.2.1. Особенности определения площади подошвы фундамента при наличии в основании слабого подстилающего слоя и при проектировании песчаной подушки или...полностью>>
'Программа курса'
2.2. Курс построен в соответствии с основными направлениями специальной педагогики и психологии, а именно: олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогика и п...полностью>>
'Урок'
Сущность понятия алгоритм. Историческая справка. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов. Исполнители алгоритмов: среда, система команд, режим...полностью>>

Cols=2 gutter=47> Научно-редакционный совет

Главная > Учебники
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Не занимайтесь самоуничижением. Избегайте оценивать себя такими определениями как "глупый", "неспособный", "неисправимый". Ваша конструктивная практика должна быть направлена на недостатки поведения, а не на навешивание ярлыков на собственную личность.

Если, несмотря на все ваши усилия, вы продолжаете чувствовать свою нерешительность при общении с определенными людьми или при занятии определенными видами деятельности, откажитесь от такого общения.

Уверенность в себе обретается за счет успешной деятельности, выполнения серьезных задач. Главным результатом такой работы становится ощущение, которое можно выразить словами "Я смог", "У меня получилось". Помните: цели, которые вы перед собой ставите, должны быть конкретны и вполне выполнимы. Выберите себе сначала 1—2 цели, затем одну из них. Если она большая, разделите на несколько этапов и по каждому составьте план исполнения. Не забудьте в этот план включить графы о сроках, результатах и поощрениях. Полезнее всего начинать с больших и не очень трудных заданий, потому что главное — ощутить радость успеха. Затем постепенно усложняете свои цели.

Не забывайте о той поддержке, которую вы сами может оказать себе при выполнении заданий. Перед началом и во время выполнения работы ободряйте себя, выражайте уверенность в успехе дела. В конце каждого этапа выполнения обязательно похвалите себя за проделанную работу (можно даже вслух) и наградите себя чем-нибудь приятным.

Определенную помощь могут оказать и занятия аутотренингом (различные способы регулирования собственных состояний, внушение и самовнушение веры в собственные силы, настрой на определенный вид работы и т. д.).

Постарайтесь поддержать себя и за счет некоторых вспомогательных средств, например, голоса. Вспомните, что в минуты хорошего настроения, бодрости и уверенности ваш голос звучит ясно и твердо, без дрожи и слабости.

Характер звучания собственного голоса оказывает или положительное или отрицательное воздействие на общий эмоциональный настрой человека. Некоторые упражнения позволяют тренировать твердость и ясность голоса. Поиграйте с собой, примите внутреннюю роль, например: "Я — привыкший командовать". Попытайтесь, чтобы ваш голос был тверд звучал уверенно, соответствовал принятому образу.

Развитие интеллектуальных и личностно-профессиональных качеств психической устойчивости госслужащих. Для этого использованы специальные упражнения, направленные на развитие мотивации и способностей персонала к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Управленцам предлагается обдумать, почему им так мешает в работе знанию будущего результата. Причины могут быть разными, например: Вы человек творческий, стремитесь идти неизведанными путями, вас интересует лишь неожиданные результаты, трудноразрешимые, оригинальные проблемы; у вас опускаются руки не просто от знания результата, а от предчувствия неудачи в работе.

Жизнь, часто загруженную различными видами работ, значительно облегчает планирование. Планы составляются на день, неделю, месяц, квартал и т.д. План представляет собой сформулированные в виде целей предстоящие результаты работы с точным указанием ее количества, качества и срок выполнения. Таким образом, точное знание предстоящего результата позволит более осмысленно подходить к работе и достигать намеченного. Для этого: попытайтесь при выполнении определенного дела сосредотачивать свои мысли и внимание не на предстоящем результате, а на самом процессе работы. Это может быть поиск новых, необычных путей решения проблемы. Можно ввести в работу элемент игры; в случае, если вашу активность тормозит именно возможность неудачного результата, попытайтесь для себя ответить на такие вопросы: что могу сделать лично я, чтобы такого результата избежать? Если неудача неизбежна, то как в дальнейшем можно улучшить ситуацию? Какую я могу извлечь пользу из возможной неудачи?

Понятно, что в процессе саморегуляции свойств личности необходимо приступать осмысленно и осознанно. Для этого желательно задаться вопросом: чего же вы хотите добиться в результате развития и совершенствования того или иного качества. Иными словами, прежде чем приступать к самокоррекции личностного качества необходимо: знание о том, что вы собираетесь развить и совершенствовать; положительное отношение к качеству, которое вы хотите развивать и совершенствовать; знание о том, как развивать личностное качество и что надо делать для этого.

Желательно знать, является это качество врожденным или формируется в процессе жизни и деятельности. От рождения человек получает лишь задатки, предпосылки, облегчающие или затрудняющие развитие качеств. Природные предпосылки и свойства темперамента могут способствовать длительной мобилизации сил для достижения целей, но по-разному. Так например, человек, обладающий флегматическим темпераментом может свободно, легко и без принуждения длительно заниматься одной и той же работой. В то время как для сангвиника и холерика это нужно сделать по-иному, т.е. выполнять работу энергично и частями. Надо просто учитывать индивидуальные особенности и помнить, что темперамент определяет не результат, а способы и приемы достижения результата, т.е. стилевые особенности поведения. Учитывая природные предпосылки, нужно всегда помнить, что в личностных качествах есть и характеристики, которые можно приобрести только в опыте общения и деятельности. Они не возникают сразу и вдруг, а развиваются в повседневной жизни и работе, т.е. без тренировки и выполнения специальных действий развить их невозможно. Далее желательно знать основные функции, назначение и роль того или иного личностного свойства, и что можно добиться, обладая им как специфическим инструментом взаимодействия. Постарайтесь представить себе, сколько и чего вы могли бы добиться в жизни, деятельности и общении, обладая желанным качеством? Можете это даже записать себе на память. Например, с помощью этого качества я бы мог...

Помните, одной правильно поставленной цели в выполнении намеченного, конечно, мало. Необходимо сознательно продвигаться к цели. Такое сознательное продвижение фиксируется с помощью планов. Но часто приходится слышать, что и так времени ни на что не хватает, зачем тратить его на составление планов? Действительно ли вам так не хватает времени? Последите за собой неделю, в конце каждого дня записывайте в таблицу то время, в течении которого вы: просто сидели, смотрели телевизор, болтали в приятелем и т.д. Возможно, проделав такое упражнение, вы придете к выводу, что у вас гораздо больше свободного времени, чем вы предполагали, и что план позволит вам сознательно распорядиться этим временем в своих целях.

Планирование работы по саморегуляции свойств личности обладает преимуществом, позволяющим равномерно распределять усилия в течении определенного времени, например, сами можете спланировать себе свободные вечера или дни, можете их скорректировать в зависимости от обстоятельств. Планы могут быть нескольких видов по охвату времени: на день — в этот план включаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пункты, которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю — по внешнему виду он представляет собой ту же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т.п.

При составлении планов учитывались особенности темперамента госслужащих. Например: если преобладают черты флегматического темперамента, можно планировать напряженную даже, однообразную работу на довольно длительное время, но особое внимание уделять фазе врабатывания, более интенсивно проводить интеллектуальную разминку и т.д. Сангвиник, напротив, гораздо быстрее включается в работу, но для поддержания высокой работоспособности ему необходимо довольно часто менять виды работы. Меняйте цвета: если длительная работа, то застелите стол бумагой салатового цвета; если интенсивная работа в короткое время — красного цвета.

Любое чрезмерное развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, может стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она способна принести вред человеку и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание крайности: стремления всегда и во что бы то ни стало выполнить намеченное как можно скорее.

Таким образом, одним из основных путей актуализации оптимизации в рамках психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности управленцев является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регулярность действий в подобных ситуациях будет способствовать развитию продуктивной саморегуляции.

Опытно-экспериментальная работа по развитию компонентов психической устойчивости — волевого, эмоционального, интеллектуального и личностно-профессионального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости и уровнем эффективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и других механизмов положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности управленческих кадров.

Резюме

Современный опыт показывает, что оптимизация с помощью различных психотехнологий профессиональной деятельности персонала позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, структуры и конкретного руководителя. Вполне очевидна интегративная роль оптимизации в саморегуляции психической устойчивости. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, коррекционная и организационная.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль психической устойчивости руководителя в его профессиональном становлении?

2. Какие проблемы возникают у руководителя при неадекватной оценке своего психологического потенциала?

3. Какова роль и значение оптимизации психической устойчивости руководителя?

4. Подберите методики изучения самооценки управленцев.

5. Разработайте примерный план беседы по различным результатам самооценки.

6. Подготовьте примерные темы бесед при психокоррекции различных компонентов психической устойчивости.

Список литературы

А.М.Бандурка, С.П.Бочарова,Е.В.Землянская. Психология управления. Харьков, 1998.

А.А.Деркач, М.Ф.Секач, Г.С.Михайлов. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. М., 1999.

Секач М.Ф. Психическая устойчивость руководителя. М.,1997.

Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.,2000.

Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. АА.Бодалева, АА.Деркача, Л.Г.Лаптева. М., 2001.

© Секач М.Ф., 2002

Заключение

Акмеология была вызвана к жизни потребностью современного общества в компетентных специалистах, профессионалах высокого класса, обладающих личностной зрелостью и способностью преодолевать неблагоприятные обстоятельства быстро меняющегося социального мира. Вместе с тем акмеология может оказывать мощное обратное влияние на прогресс представлений о возможностях совершенствования человека в созидании себя как профессионала и как личности.

Анализ современного состояния акмеологии неизбежно ставит вопрос о нерешенных проблемах акмеологии как относительно новой психологической дисциплины, а также о перспективах дальнейшего развития акмеологии как науки.

Назовем некоторые пока нерешенные проблемы акмеологии и перспективы ее развития.

В методологической ориентации акмеологии должны быть отражены особенности естественнонаучной, гуманитарной, социальной и технической ориентации. Пока полное решение этих труднейших задач еще не найдено.

Необходимо выявление во взаимосвязи основных характеристик вершин в развитии взрослого человека как индивида, как гражданина, специалиста в определенной сфере деятельности и как личности во всех других ее отношениях с действительностью.

Для акмеологии, как и для большинства наук, характерно проведение исследований главным образом на уровне "общего" и "отдельного". Вместе с тем должна состояться и проблема "единого": должны быть выявлены и сведены в систему объективные и субъективные факторы и условия, которые необходимы, чтобы каждый физически здоровый человек, проходя в своем развитии ступени взрослости, состоялся бы как неординарная индивидуальность во всех своих социально важных характеристиках.

В акмеологии созданы и успешно внедряются в работу с кадрами различные технологии оптимизации личностного и профессионального развития и саморазвития, а также формы акмеологического консультирования и практикумов, предназначенные для повышения уровня профессионализма в ряде сфер деятельности (управление, образование и др.). Важно развить их и конкретизировать для использования во многих других областях труда, где также остра проблема повышения профессионализма кадров.

Такие же требующие освещения и решения в акмеологическом ключе проблемы должны быть четко сформулированы и определены стратегия, тактика и техники их решения и осуществлено само их решение.

Необходима "привязка" показателей профессионализма не только к отдельному человеку, но и к общности людей, к жизнедеятельности организаций.

Представляет интерес выявление условий достижения вершин профессионализма в профессиях "человек-рынок" с учетом специфики менеджмента, предпринимательства, маркетинга, паблик-релейшн-технологий.

Чрезвычайно важно изучение взаимосвязи достижения вершин профессионализма в разных сферах исследования личности высоким нравственным эталонам человека современного демократического общества.

Необходимо научное обоснование и создание системных программ акмеологического сопровождения целостного личностно-профессионального развития человека на этапе его зрелости.

Решение этих задач позволит укрепить место акмеологии в системе наук, повысить ее практическую и социальную значимость.

© Деркач А.А., 2002

УЧЕБНИКИ РАГС

КНИГИ, ЗАТРЕБОВАННЫЕ ЖИЗНЬЮ

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) предлагает вниманию читателей новый издательский проект — "Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации". Серия включает в себя свыше 30-ти названий по разным отраслям знаний: философии, истории, экономике, теории управления, правоведению, социологии, социальной политике, демографии и др.

Впервые студенты, преподаватели, а также государственные и муниципальные служащие получают возможность приобрести полный набор учебной литературы, необходимой для овладения специальностью "Государственное и муниципальное управление". Учебники соответствуют Государственному образовательному стандарту Министерства образования РФ по этой специальности. Содержание учебников органично адаптировано к особенностям государственной службы с учетом современных вызовов времени и новых требований, предъявляемых к профессионализму государственного служащего, уровню его образования и этики.

Книги можно заказывать по адресу:

119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.

Контактные телефоны: 436-01-20 и 436-97-92

УЧЕБНИКИ РАГС

Социальная политика: Учебник / Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Н.А.Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 2002.

Учебник создан коллективом преподавателей кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ при участии специалистов и других ведущих вузов и научных организаций, чьи имена широко известны не только в России, но и за рубежом.

Особое место в структуре учебника занимают сущность и содержание социальной политики. Причем центральное место в ходе ее анализа отводится социально-трудовым отношениям, а также отраслям социально-культурного комплекса. Они рассматриваются как с классических позиций, устоявшихся в отечественной и зарубежной науке, так и с учетом необходимости их реформирования и модернизации.

Для удобства усвоения материала каждая тема учебника включает в себя список рекомендуемой литературы, контрольные задания и задачи для самопроверки усвоенного.

УЧЕБНИКИ РАГС

Управление персоналом: Учебник / Под общ. ред. профессора Турчинова А.И. — М.: Изд-во РАГС, 2002. Цена 120 руб.

В учебнике преимущественно с социологических позиций представлены теоретические положения, имеющие непосредственное отношение к управлению персоналом в системе государственной и муниципальной службы.

В соответствии с учебной программой вузов в издание включены материалы, позволяющие получить всестороннее представление о теоретических основах управления человека в организации, об основах управления персоналом, в том числе, персоналом государственной службы, о содержании, функциях и структуре управления людьми, их организационном поведении, концептуальных подходах к управлению, о правовых основах управления персоналом и особенностях отраслей прав, о нравственных отношениях в системе управления и т.д.

Особое внимание авторы учебника уделяют новым направлениям научных знаний, в частности, кадровым технологиям в государственной и муниципальной службе. Эти вопросы отличаются острой актуальностью и практической необходимостью для изучающих курс.

Дополненное освещением проблем обеспечения управления персоналом государственной и муниципальной службы, издание в целом приобретает качество полноценного учебника, незаменимого при освоении учебного курса.

Учебник рассчитан на слушателей, повышающих квалификацию, и студентов вузов. Издание может служить эффективным подспорьем для руководителей, специалистов и служащих коммерческих предприятий и организаций, поскольку в нем содержатся наиболее общие положения управления персоналом как одного из сложнейших видов управленческой практики.

УЧЕБНИКИ РАГС

Теория управления: Учебник / Под ред. доктора экономических наук, профессора А.Л.Гапоненко. — М.: Изд-во РАГС, 2002.

Учебник подготовлен ведущими учеными кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ с участием преподавателей региональных академий государственной службы. Ориентирован на студентов экономических специальностей, слушателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. В отличие от большинства отечественных и зарубежных учебников, в качестве объекта управления рассматриваются не только частные, акционерные предприятия, но и государственные организации. В учебнике раскрываются новые пути решения современных проблем управления и его эффективные технологии (мониторинг, бенчмаркинг, управление знаниями, маркетинг территории и другие); отечественная практика принятия управленческих решений в конкретной ситуации. Может использоваться руководящими кадрами и специалистами государственного и муниципального управления для самостоятельного изучения теории управления.

Будет полезен всем студентам, изучающим теорию управления в рамках специальности "Государственное и муниципальное управление", а также аспирантам и преподавателям. Соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования.

УЧЕБНИКИ РАГС

Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под общ. ред. доктора экономических наук В.И. Кушлина. — М.: Изд-во РАГС, 2002. Цена 200 руб.

Еще во времена перестроечной эйфории и надежд, что рынок "все расставит по своим местам", а государству отведена роль только "сторожевого пса", многие ученые-экономисты прилагали немало усилий, чтобы "открыть глаза" на суть явлений. Ученые объясняли и доказывали, что современная экономика во всех развитых странах функционирует при непременном участии в ней государства как субъекта рыночных отношений, а также в качестве регулирующего органа.

Многолетняя творческая работа авторского коллектива, включающая в себя и анализ нынешних экономических реалий, позволила сформировать новый целостный учебный курс "Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень". Курс состоит из трех крупных разделов:

1. Теоретические основы и содержание государственного регулирования развития экономики.

2. Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики.

3. Особенности осуществления государственной политики в основных сферах и отраслях национального хозяйства.

Авторы раскрывают специфику экономических отношений в России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Теоретические разделы иллюстрируются примерами, заимствованными из практики бизнеса и управленческих структур. Рассматриваются актуальные проблемы совершенствования 'использования интеллектуальных и материальных, природных и институциональных предпосылок устойчивого развития России.

Опубликованное впервые в 1999 г. издание дополнено новыми материалами и существенно переработано. В нем отражены новые тенденции экономического развития, уточнены теоретические посылки и обобщения, обновлен научный и методический аппарат.

УЧЕБНИКИ РАГС

Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. профессора А. А. Прохожева. — М.: Изд-во РАГС, 2002. - 320 с. Цена 100руб.

В издании впервые представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы "национальная безопасность", формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению.

Учебник состоит из пяти крупных разделов, каждый из которых содержит новейшие разработки в соответствующей области знаний.

В первом разделе отражаются методологические основы общей теории национальной безопасности. Второй раздел посвящен системе национальной безопасности. Третий - обеспечению национальной безопасности России, основным направлениям политики в этой области. В четвертом разделе представлена методология анализа проблем национальной безопасности. Завершается издание освещением условий обеспечения национальной безопасности России - одним из наиболее острых вопросов теории и практики, затрагивающих интересы ученых, политиков, дипломатов, военных, представителей оборонных отраслей промышленности, предпринимателей, банкиров.

В учебнике представлен обширный иллюстративный и фактический материал, способствующий быстрому запоминанию и усвоению учебного курса, рассчитанного на лиц, изучающих эти проблемы впервые и повышающих свою квалификацию государственных служащих. Издание может использоваться также студентами вузов.

Учебная литература: Учебник

АКМЕОЛОГИЯ

Серия: Учебники Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Художественное оформление серийное

Художник-оформитель Н.Н.Опиок

Ответственный за выпуск Е.А.Суслова

Редактор

Л. Ю. Лукьянова

Корректор

М.Е.Козлова

Компьютерная верстка

Т.А.Файзуллина

В.Н.Кузнецова

Оригинал-макет

О.П.Валиуллина

Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А.Деркача.

А 11 М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с. ISBN 5-7729-0138-9, 2000 экз.

Излагаются теоретико-методологические и практические вопросы по программе курса. Главы и разделы учебника по структуре и содержанию соответствуют государственному образовательному стандарту по дисциплине "Акмеология". Рекомендовано Учебно-методическим советом РАГС для слушателей различных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации, изучающих учебный курс "Акмеология". Издание соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности "Государственное и муниципальное управление".

ISBN 5-7729-0138-9 УДК 075.8.378:378.316.628 ББК88

Лизенция ЛР № 020898 от 08.07.99 г. Подписано в печать.17.07.02.

Формат 60 х 88 1/16. Усл. п. л. 40,8. Уч.-изд. л. 36,4. Тираж 2000 экз. Изд. № 96

Издательский центр Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации. ОПЫТ РАГС

Заказ № 1117 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

Московская типография № 2 Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России).

Тел.: 282-24-91. 129085, Москва, пр. Мира, 105.

1 Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. — М.: Па и КМ, 1997.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / АПН СССР, М.: Педагогика, 1989.

1 См. там же.

1 Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.

2 Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека. // Что такое человек. - СПб, 1998.

1 Автономова И.С. Человек науки и науки о человеке. // Современная наука: познание человека. — М.: Наука, 1988.

2 Джиоев О.П. Проблема культуры в марксистской философии. // Культура в свете философии. — Тбилиси: Мецниерета, 1978.

1 Степин В.И. Философская антропология и философия науки. — М.: Наука, 1992.

1 Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. — М.: Па и КМ, 1997.

1 Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995.

1 Гусева А. С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М.: МГА-КИ, 1997.

1 Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: МГФ, 1996.

1 Войтонис Н. Ю. Проблема «мотивов» поведения и ее изучение.— В кн.: Психология, т. II, вып. 2. М., 1930, с.232

1 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975, с. 216

1 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1957, с.36

2 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975, с. 129

1 Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990, с. 17

1 Паниотто В.И. Качество социальной информации. Киев, 1986. С. 81

1 Методы исследования в психологии: Квази-эксперимент. Под ред. Т.В. Корниловой. - М., 1998, с. 27-28

2 Лидере А.Г., Фролов Ю.И. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. — М., 1991.

3 Методы исследования в психологии: Квази-эксперимент. с. 27—28

4 Быков В.В. Методы наук. - М., 1974.

1 Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб., 1995, с.14

2 Методы исследования в психологии: Квази-эксперимент. Под ред. Т.В.Корниловой. - М., 1998, с. 199

3 Мошкова Г.Ю. Биографический метод и проблема психологии личности ученого // Вопросы психологии, 1994, №2.

1 Там же, с. 134

1 См.: Ruch F.L., Zimbardo Ph., G. Psychologi and Life. N.-Y, 1984.

1 Второй период юности определяется в границах от 17 до 21 года.

1 См.: Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды // Человек как предмет познания в 2-х томах. Том I. M..T.1.C. 117.

2 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987. С. 103.

1 См.: Профессиональные компетенции учителей взрослых людей: Материалы конференции. М., 2000.

1 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

1 Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. С. 137—147; Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K.. Тихомирова. М., 1999. С. 284-298.

2 См.: Рубинштейн С.И. Человек и мир. — М., 1997.

3 См.: Бодалев А.А , Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 11—23.

1 См.: Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1990; Бодалев А.А. Вершина развития человека: характеристики и условия достижения. М., 1998; Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000. Кн. 2.

1 См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1990.

2 См.: Брушлинскии А.В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. М., 1999.

3 См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

4 См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

1 См.: Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. С. 10.

2 См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

1 См. там же.

2 См.: Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.

3 См. там же.

1 См. обзор в кн.: Толочек В.А. Стили профессионпьной деятельности.

2 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.

1 См.: Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности.

2 См. обзор в кн. Толыск В.А. Стили профессиональной деятельности.

1 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Казань, 1969. С. 49.

1 Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности.

1 Закон Российской Федерации "Об образовании". М., 2000. С.2.

1 См.: Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000. С. 436.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 389-390.

3 См.: Макиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка совдепии. СПб., 1998. С. 32.

4 См.: Словарь современного русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевич. В 20т. М., 1991. Т. 3. С. 301.

1 Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб., 1998. С. 181.

2 Выступление Президента России В.В.Путина на Гражданском форуме 11 ноября 2001 года.

3 Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. Кн. 1 / Под ред. И.А.Зимней. М., 2001. С. 254.

1 См.: Платон. Государство // Соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т. 3.

2 См.: Руссо Ж.Ж. Рассуждение, получившее премию Дижонской Академии в 1750 г. по вопросу, предложенному этой же Академией: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" // Трактаты. М., 1969. С. 21.

3 Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Соч. М., 1981. Т. 1. С. 27.

1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. М., 1993. Т. 1. С. 165.

2 См.: Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.М.Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М., 2000. С. 227.

3 Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000. С. 27.

1 См.: Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

2 Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000. С. 39.

1 Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. С. 10.

2 Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М, 1980. С. 136-137.

3 См.: Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5—15.

4 См.: Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности: Дисс... д-ра психол. наук. М., 1985; Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1998; Сталин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс... д-ра психол. наук. М., 1985.

1 См.: Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности. С. 42.

2 Мясищев В.Н. Психология отношений. С. 210.

1 См.: Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. С. 81-82.

1 Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. С. 52.

1 См.: Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. С. 411.

1 Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. Дубна, 1997.

1 Соболев П.В. "Художественная ценность": к вопросу о содержании понятия // Художественное творчество: Сб. Л., 1983.

1 Соболев П.В. "Художественная ценность": к вопросу о содержании понятия // Художественное творчество: Сб. Л., 1983.

1 Основы военной акмеологии: Учебное пособие для высш. военных учебных заведений / Под ред. П.А.Корчемного и др.: В 2 частях. М., 1996. С. 27—28.

1 Основы военной акмеологии... С. 64.

2 Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Кузьмина Я.Б., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. 1997. № 1. С. 2

1 См.: Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.

1 См.: Муканов М.М. Образ жизни и этнопсихология интеллектуальной деятельности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 100—102.

2 См.: Дробижева Л.М. Этническое сознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3—13; Мусаев Б. Взаимоотношение этнополитики и этнопсихологии // Социально-психологические исследования межнациональных отношений. М., 1993. С. 124—152; Этнополитическая мозаика Башкортостана: В 3 т. М., 1992—1993 и т. д.

1 См.: Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 52.

1 Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М., 1987. С.98-102.

1 Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..