Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Муниципальный заказчик МОУ «СОШ №1 » приглашает принять участие в размещении заказа на поставку рыбы и морепродуктов переработанных и консервированны...полностью>>
'Документ'
Анурин В. Ф., Муромкина И. И., Евтушенко Е. В. Маркетинговые исследования потребительского рынка: Уникальный отечественный опыт. -СПб.: Питер, 2004. ...полностью>>
'Урок'
сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать вывод...полностью>>
'Диплом'
. 3. 4. Подписи руководителей практики От ИГА От организации НОУ ВПО «ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ДНЕ...полностью>>

Cols=2 gutter=47> Научно-редакционный совет

Главная > Учебники
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конечно, в повседневной действительности именно такой финал и для отдельного человека, и для определенных общностей совершенно реален. Но, как известно, и человек, и многие общности часто за время своего бытия накапливают потенциал возможностей развития не по одному направлению. Достигнув пика в развитии одной своей ипостаси, они продолжают свое движение по восходящей, но уже в новом качестве. И здесь при благоприятном стечении объективных обстоятельств, продуктивно сопряженных с их собственными усилиями, они тоже часто поднимаются на уровень следующего "акме" в своем развитии. После чего опять-таки в зависимости от конкретного стечения новых обстоятельств, в которых оказывается человек или общность, а также от особенностей специфических проявлений их как субъектов индивидуального или коллективного действия их развитие продолжается в прежнем направлении и подводит к новому акме. Новое "акме" все отчетливее начинает носить прогрессивный характер, или в каких-то случаях может выступить как обязательное условие или предпосылка ранее не бывшего направления развития человека или общности.

Вместе с тем, идя от реальной жизни, мы можем встретиться и с таким вариантом развития человека, а иногда и общности, когда одна линия развития и все приобретенное ими в ходе этого процесса как бы отставляются в сторону, и они продолжают свое развитие в совершенно новом для них направлении. Российская действительность последних лет дает много ярких подтверждений целесообразности именно такой модели развития ориентирующей на новые формы организации деятельности людей, на достижение целей, кардинально отличающихся от тех, которые были у этих общностей ранее, и на целый ряд других не менее значительных трансформаций, коренным образом изменяющих их сущностные характеристики.

Естественно, что если иметь в виду главные задачи, которые нужно постоянно решать акмеологии, то они не сводятся лишь к выявлению и систематизации общего, особенного и единичного в "акме" людей как индивидов, личностей и субъектов деятельности (прежде всего, как профессионалов). И они не исчерпываются и выяснением сходного и различного в закономерностях и механизмах, которые действуют, когда люди в процессе своего развития выходят на уровень только одного "акме" или когда вслед за первым "акме" у них следуют и другие "акме". Аналогично обстоит дело у акмеологии с решением задач, когда она выявляет виды и формы акме у общностей и во взаимодействии прослеживает объективные и субъективные факторы, которые определяют достижение общностями их "акме".

Если бы акмеология ограничивала поле своих поисков объектированием характеристик оптимумов или кульминаций развития и саморазвития людей и общностей и даже получала достаточно полные знания обо всех детерминантах, которые стоят за этими оптимумами, она могла бы претендовать лишь на статус описательной и объяснительной научной дисциплины.

Однако сейчас уже с большим удовлетворением можно утверждать, что с самого начала своего становления она последовательно выходит за рамки такого статуса и, избегая дурного академизма, по мере получения ответов на поставленные выше вопросы целенаправленно формулирует, системно разрабатывает и постоянно на практике проверяет на эффективность, а затем активнейшим образом внедряет стратегию, тактику и технику оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса в таких важных областях деятельности, как сферы управления и образования, оборона страны, предпринимательство и др. Одновременно в таком же созидательно-творческом ключе она определяет общую методологию и конкретный инструментарий совершенствования проектирования, реальной организации и последующего продуктивного алгоритма действования различающихся по своему профилю больших и малых профессиональных объединений людей.

Таким образом, теоретико-методологический, экспериментально-эмпирический и практико-ориентированный уровни уже состоявшегося бытия акмеологии и ее последующего развития составляют одно нерасторжимое целое.

Резюме

Возникнув и интенсивно развиваясь, новая наука акмеология закрывает еще одно "белое пятно", существовавшее в человекознании, а именно: она всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.

Одновременно столь же последовательно и целенаправленно она прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции.

Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая вышеназванные задачи, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите содержание предмета акмеологии на начальном этапе формирования ее как науки.

2. Определите содержание предмета акмеологии сегодня.

3. В чем вы видите новаторство акмеологии в изучении человека и использовании ею полученных знаний по сравнению с другими науками?

4. Попробуйте аргуметированно доказать, что предмет акмеологии отличается от предмета психологии или педагогики.

5. Если бы вам с позиций акмеологии пришлось анализировать и оценивать самих себя, то какие из присущих вам качеств вы прежде всего назвали и почему?

6. Если бы вам ретроспективно пришлось рассмотреть собственное развитие от рождения и до настоящего времени, какие моменты в этом процессе вы как акмеолог не преминули бы выделить?

7. Также обоснованно покажите, почему для успешного проявления качеств профессионала экстракласса, например у государственного служащего, занимающего высокий пост, у летчика-космонавта, у драматического артиста, требуется отвечающее требованиям их профессии развитие до высокого уровня индивидных характеристик? Может быть, вы скажите и каких в каждом случае?

Список литературы

Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Э.М. Зимичева. СПб., 2000.

Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000.

© Бодалев А.А,, 2002

© Деркач А.А., 2002

© Климов Е.А., 2002

2. Место акмеологии в системе обществоведения

и человекознания

План

1. Социокультурный контекст акмеологического познания.

2. Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок.

3. Связи акмеологии с обществознанием.

4. Взаимосвязи акмеологии с человекознанием,

5. Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства.

Ключевые слова: акмеологичность, научно-методологическая ориентация, обществознание, человекознание, профессиональный менталитет.

— акмеологичность — 1) свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, выражающегося в творческом потенциале и профессиональном мастерстве; 2) онтологический атрибут бытия живого организма (растения, животного, человека) и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), характеризующий тенденцию развития к расцвету, в виде зрелых, гармоничных, самосовершенствующихся "акме"-форм;

— научно-методологическая ориентация — направленность исследования на использование подходов, понятий, моделей, методов и других концептуально-методических средств, разработанных в рамках конкретных общественных (социальных и гуманитарных), естественных, технических наук;

— обществознание — сфера научного познания, комплексно изучающая социальные процессы и системы средствами социальных (история, право, экономика, социология и т. п.) и гуманитарных (философия, культурология, психология, литературоведение, педагогика и т. п.) наук;

— человекознание — сфера научного познания, комплексно изучающая человека средствами естественных (биология, генетика, физиология и т. п.), гуманитарных (философия, культурология, психология, педагогика и т. п.) и технических (кибернетика, эвристика) наук;

— профессиональный менталитет — компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентации и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве. Структура профессионального самоопределения характеризуется взаимодействием образующих его уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Социокультурный контекст акмеологического познания

На исходе XX в. и в преддверии III тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем — экологических, демографических, социальных — особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей для этого связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но также и в различных сферах человеческой деятельности.

Высокий профессионализм и творческое мастерство в ее осуществлении самыми различными специалистами — вот тот главный собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает такая новая интегративно-комплексная наука, как акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как "акме"-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.

В целях изучения и анализа "акме"-форм как прецедентов успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии "акме"-форм в жизнедеятельности человека, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности, в его становлении, как личностном, так и профессиональном.

Добытое в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах развития вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системно-образующий по методологическому значению онтологический атрибут, как акмеологичность социокультурного бытия человека в пространстве его профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации.

С этой точки зрения акмеологичность выступает в синхроническом плане функционально в виде самосовершенствования человека, а диахронически — в виде его профессиональной социализации. Особую социальную востребованность акмеология приобретает в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества. Ибо для этого необходима потребность в социально активных людях, высоких профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

Научно-методологические ориентации акмеологических

исследований и разработок

Акмеология, как любая другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конститутирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные научно-методологические ориентации: естественно-научная, технологическая и общественно-гуманитарная.

Естественно-научная ориентация в акмеологии выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественно-научным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой — в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины.

Разумеется, и до возникновения акмеологии психологами, социологами, педагогами издавна исследовались вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, что во многом сходно с акмеологической проблематикой. Однако, именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных "акме"-форм привел сначала к порождению специфически акмеологической проблематики, а затем — к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических моделей и технологий и, далее, к возникновению и оформлению акмеологии как особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентация акмеологии проявляется не только в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, информатикой и т. п.), но и в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики (И.Н.Семенов, 1994), так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т. п.).

Современная праксиология Т.Котарбиньского (как и ее предшественницы в лице тектологии А.А.Богданова, научной организации производства Тейлора, научной организации труда К. Гастева и др.) стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики не только с позиций общей теории систем — биологических, социальных, психологических, технических (Л.Берталанфи, А.А.Малиновский и др.), — но и с учетом данных человекознания (Б.Г.Ананьев, В.Н.Несмелое, А.Печчеи, Т. де Шарден, И.Т.Фролов и др.) и обществознания.

Связи акмеологии с обществознанием

В чем выражаются связи акмеологии с науками современного обществознания — как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими? Связи, в частности, с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой — вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств выступают методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями, выделения объектов и разработки предмета и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.

Помимо этого, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Таким образом, философия мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.

Согласно этой общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносеологическому статусу, акмеология тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Оселковой линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологически-экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению и информационной коммуникации, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно-осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя различные социальные аспекты трактовки таких ее ключевых понятий, как деятельность, профессионализм, организация и управление.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..