Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Доклад руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, главного санитарного врача по Тюменской области Г.В. Шарухо «О деятельности Упр...полностью>>
'Учебное пособие'
Каждый найдёт в Москве своё, для себя, и если он в ней проезжий гость, то не может не почувствовать себя здесь совсем счастливым. Многоцветность архи...полностью>>
'Документ'
Город Салоники - второй по величине город Греции, по праву считающийся одним из красивейших полисов страны. Часто его называют «невестой севера»: неда...полностью>>
'Программа'
Если вы не уверены в прочности своих знаний, то для тренировки используйте модульные карточки, в которых предложены задания для самостоятельных работ...полностью>>

Cols=2 gutter=47> Научно-редакционный совет

Главная > Учебники
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел второй

ПРИКЛАДНАЯ АКМЕОЛОГИЯ 321

Глава VII

Виды прикладной акмеологии 322

Предмет и задачи прикладной акмеологии 322

1. Прикладная акмеология в структуре

акмеологического знания 322

Методологические основания фундаментальной и

прикладной акмеологии 324

Критерии выделения

прикладных областей акмеологии 325

2. Педагогическая акмеология 328

Сущность педагогической акмеологии 328

Критерии и уровни профессионализма педагога 329

Виды профессиональной компетентности педагога 330

Акмеограмма педагога 333

Акмеологические технологии в труде педагога 334

3. Управленческая акмеология 336

Сущность управленческой деятельности 337

Особенности управленческой деятельности 338

Критерии и уровни управленческой деятельности 341

Путь к усложнению

анализа управленческой деятельности 342

Управленческое мастерство и творчество

в управленческой деятельности.

Личностные качества, характерные для управленца

высокого и высшего уровня профессионализма 344

Акмеограмма управленца 345

Акмеологические технологии

в деятельности управленца 346

4. Политическая акмеология 348

Проблема профессионализма в политике 349

Процесс становления политика

как фактор формирования профессионализма 352

Психологическая готовность

к политической деятельности 355

5. Военная акмеология 362

6. Медицинская акмеология 382

Медицина и акмеология 383

Сущность медицинской акмеологии 385

Основные категории,

понятия медицинской акмеологии 386

Медицинское обеспечение акмеологического

процесса 387

Специфика профессиональной деятельности

медицинского работника,

его профессионально важные качества 387

7. Информационная акмеология 390

Сущность информационной акмеологии и

ее связь с процессом информатизации общества 391

Виды информационной деятельности 391

Содержание профессиональной компетентности

в информационной деятельности 395

Пути достижения профессионализма

в информационной деятельности 397

8. Этническая акмеология 398

Сущность этнической акмеологии 399

Этноэкологический аспект "акме" 401

Этнопсихологический аспект "акме" 402

Этнополитический аспект "акме" 404

Глава VIII

Сущность акмеологических технологий

личностного и профессионального развития 407

1. Место технологии в системе науки и практики 407

Феномен "технология" 408

Феноменология "психотехнологии" 410

Сущность акмеологических технологий 412

Акметектоника 416

Глава IX

Методы качественной оценки и количественного измерения

личностного и профессионального развития 418

1. Методы измерения и оценки личностного и

профессионального развития 418

Количественные и качественные измерения 419

Основные направления измерения личного и

профессионального развития 424

Противоречия личностного и

профессионального развития 427

Личностное и профессиональное развитие и

его мониторинг 427

Глава X

Основные виды акмеологических технологий

совершенствования личностного и профессионального

развития человека 430

1. Обучающие технологии 430

Акмеологические технологии в процессе обучения 431 Этапность и уровни обучения 432 Информационные технологии в обучении 433 Педагогические системы и

автоматизированные обучающие комплексы 435

Системы интенсивного автоматизированного обучения 436

Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий 439

2. Технологии игромоделирования 442 Функции игромоделирования

в развитии деятельности, личности и группы 444

Механизм игромоделирования 446

Моделирование развития в играх 447

Управление игромоделированием как акмеологическая

модель управленческой деятельности 450

Технологические формы управления

игромоделированием 451

Управление развитием профессиональных качеств

управленцев в игромоделировании 453

Игромоделирование в системе акмеологической службы

в управленческих структурах 454

3. Технологии психоконсультирования 456 Сущностные характеристики психолого-

акмеологического консультирования 457 Особенности запросов клиента 459 Стратегии психолого-акмеологического консультирования 460 Основные приемы консультативной работы 465 Схема сеанса индивидуального консультирования 469

4. Акметехнологическое обеспечение личностно-

профессионального развития человека акмеологической службой 470

Акмеологическая служба как форма обеспечения

личностно-профессионального развития человека 470

Структура целей и задач акмеологической службы 471

Направления деятельности и

функции акмеологической службы 473

Технологическое оснащение акмеологической

службы 475

Акмеолог как субъект деятельности

в акмеологической службе 478

5. Технологии развития аутопсихологической компетентности 478

Акмеологические технологии развития аутопсихологической

компетентности 479

Технологический модуль развития

аутопсихологической компетентности 479

Типовая структура развивающего модуля 480

Особенности поведения руководителя группы

аутопсихологического тренинга 481

Основные этапы тренинга 481

Предварительный этап — этап подготовки

аутопсихологического тренинга 482

Формирование тренинговой группы 482

Организационные вопросы 483

Основной этап проведения тренинга 483

Глава XI

Акмеологические технологии помощи человеку в организации и

оптимальном осуществлении им своего личностного и

профессионального развития 485

1. Технологии ресурсосбережения 485

2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости 492

Направление акмеологического сопровождения

деятельности персонала 493

Развитие творческого потенциала руководителей,

активация саморегуляционной деятельности,

целевые программы оптимизации психической устойчивости 497

Заключение 506

Введение

В последние четыре десятилетия в нашей стране целеустремленно и последовательно осуществляются комплексные исследования развития взрослого человека. Получаемые в них результаты обогащают фонд знаний новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.

Внимание к разработке проблемы взрослого человека вызвано тем, что, проходя в своем развитии эту возрастную ступень, он должен состояться как гражданин своей страны, как семьянин и как специалист, проявить себя в конкретной области труда.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. "акме" — вершина). Акмеология создает и внедряет стратегии, тактики и техники, помогающие людям в поступках и деяниях объективировать свой индивидный, личностный и субъектно-деятельностный потенциал.

Учебник "Акмеология" подготовил авторский коллектив, представляющий московскую научную психологическую школу, и возглавляемую, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО А.А. Деркачом. Исследования этой научной школы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, продолжают традиции системного, субъектного, комплексного подходов к человеку на ступени зрелости и вместе с тем развивают понимание сущности и роли акме в личностном и профессиональном развитии.

Учебник отражает современное состояние акмеологии как науки, когда определил ее социальный статус ВАК (19.00.13 — психология развития, акмеология), принят паспорт специальности, намечены программы развития акмеологии как научной дисциплины.

В учебнике определены задачи акмеологии, прослежены исторические этапы становления акмеологии, систематизированы ее методологические, исходные принципы, разработан категориальный аппарат, отраженный в виде ключевых слов к каждому разделу книги, упорядочены специфические методы и технологии акмеологического анализа. Феномен "акме" описан в контексте возрастного, индивидного, личностного, профессионального и индивидуального развития. При этом гносеологическое понятие "акме" находится в процессе становления, в разных статьях сборника делается акцент на различных его аспектах. Превращение специалиста в профессионала высокого уровня прослеживается на материале деятельности человека в разных сферах социальной практики, что явилось основанием для построения ряда областей прикладной акмеологии. В данной книге представлены такие ее виды как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская, информационная, этническая акмеология. Показана специфика профессиональной деятельности, критерии высокого уровня профессионализма в разных профессиях. Акмеологические технологии описаны как программы, включающие системы задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости.

Учебник призван изложить совокупность акмеологических знаний, обеспечить эффективное освоение, а также помочь читателю сделать акмеологические знания средством решения профессиональных и личностных проблем, чему способствуют задания и упражнения в конце каждого раздела.

Фонд знаний, накопленный в акмеологии, с каждым днем оказывается все более востребованным. По этой причине коллектив авторов создал этот учебник. Кроме того, набирает силу подготовка специалистов-акмеологов на уровне высшей школы. И это вторая причина, побудившая авторов написать этот учебник.

Авторы будут благодарны за все замечания, советы и пожелания, которые поступят от читателей учебника, и учтут их при его переиздании.

© Деркач А.А., 2002

© Бодалев А.А., 2002

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ

Глава I

Предмет акмеологии и

ее место в системе наук

1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии

План

1. Классификация наук, исследующих развитие человека в онтогенезе.

2. Содержание предмета акмеологии на начальном этапе формирования ее как новой ветви научного знания.

3. Содержание предмета акмеологии сегодня.

4. Главные задачи, решаемые наукой акмеологией.

Ключевые слова: педология, геронтология, акмеология, феномен.

педология [от греч. pais (paidos) — дитя + логия, букв, наука о детях] — совокупность психологических, биологических, социологических, педагогических концепций развития ребенка;

геронтология [от греч. gerontos — старик + логия, букв, наука о старцах] — совокупность медико-биологических и психологических наук, изучающих явления старения человека;

акмеология [от греч. akme — высшая степень чего — либо + логия, букв, наука о вершинах] — совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения;

феномен [от греч. phainomenes — являющееся, то же, что явление]; акмеологические феномены — это, во-первых, конкретные проявления человека как индивида — сложнейшего живого организма, как личности, ядром которой выступают сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, и как деятеля, прежде всего как профессионала, во-вторых, это конкретные проявления бытия и жизнедеятельности малых и больших общностей людей, прежде всего относящиеся к выполняемой каждой из них роли в обществе.

Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. За кругом наук, во взаимосвязи друг с другом изучающих человека на ступени детства, закрепилось название педологии. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, все чаще называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.

Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня акме. Понятие "акме" является одним из основных в новой научной дисциплине, о которой здесь идет речь. И хотя термин "акме" все чаще используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об "акме", имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком.

Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда.

И наконец, есть исследователи, например сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г.Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин "акме" включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами.

И поскольку в научной школе Б.Г. Ананьева при освещении всех составляющих процесса развития человека в онтогенезе применяется комплексный подход и соответственно при прослеживании изменений, происходящих в психике и внутреннем мире человека при переходе его с одной возрастной ступени на другую, для более глубокого объяснения причин этих изменений привлекаются данные из сопредельных с психологией научных дисциплин, то и движение взрослого человека к своему акме или оптимуму, идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуровнево, как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека, суть которых акмеологией раскрывается в тесном содружестве с другими науками — естественными, общественными, гуманитарными и техническими.

К настоящему времени, помимо общей акмеологии, предмет которой был раскрыт выше, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющих всегда многоаспектный характер, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.

Кроме того, названного понимания предмета акмеологии, которое центрируется на закономерностях и механизмах развития и саморазвития человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости и особенно на достижении им вершины в своем физическом здоровье, в проявлениях в поступках своего духовного и гражданского потенциала и в деяниях в качестве профессионала, в последние годы была предложена и сейчас все сильнее утверждается в научных кругах более широкая трактовка содержания предмета акмеологии.

В него стали включать малые и большие общности людей, например управленческие команды, спортивные коллективы, производственные объединения, политические партии, этносы, государство и др., и также, как и при традиционном понимании предмета новой науки, искать и анализировать закономерности и механизмы их развития и саморазвития, результатом действия которых оказывается достижение ими акме. И в этом случае вершины, на которые они поднялись, или их акме тоже выступают одним из основных феноменов, общие, особенные и единичные характеристики которых целенаправленно, последовательно выявляются и описываются, когда изучаются изменения, вызванные в названных общностях объективными и субъективными факторами.

Конкретно ставится и решается задача, что, например, значит оптимум в деятельности управленческой команды, какие качества его характеризуют и каким критериям он должен отвечать, чтобы можно было утверждать о достижении этой командой своего акме, и, наконец, какие механизмы действуют или должны быть задействованы, чтобы названная команда смогла в своей деятельности подняться на уровень оптимума или, что то же, своего акме. Или другой пример: что значит, что государство достигло своего расцвета, какие характеристики его политической жизни, его экономики и правовых отношений, его культуры, образования, физического и духовного здоровья его граждан, их нравственности и их благосостояния должны быть налицо, чтобы государство действительно переживало пору расцвета, и, конечно, какие механизмы должны быть запущены и действовать, чтобы этот расцвет состоялся.

Таким образом, как при ограничении предмета акмеологии лишь развитием человека на ступени взрослости и выяснением того, при каких условиях он может достичь оптимума в этом развитии и каким при этом будет его оптимум, так и при расширительном понимании ее предмета, когда в него включается и развитие различных типов общностей и выявление условий, способствующих достижению ими наивысших уровней в их развитии, в качестве базовой категории в этой новой науке выступает акме, конкретизирующееся в широчайшем континууме форм, в каждой из которых объективируются и интегрируются конкретные признаки той вершины, которую достиг в своем развитии тот или иной человек, или находят свое выражение пики, в которых аккумулируются достижения в развитии разных общностей.

И поэтому одной из первостепенных задач акмеологии являются отвечающие критериям строгой научности исследование, описание и классификация этих форм. И другой, такой же столь важной и представляющейся несравненно более трудной задачей для акмеологии выступает выявление совокупностей объективных и субъективных факторов, результатом взаимодействия которых оказывается достижение человеком или общностью "акме".

Содержательные и формальные характеристики акме у людей, подвизающихся часто в далеко различных друг от друга областях труда, сильно отличаются друг от друга по наиболее существенным параметрам (например, акме полководца и акме ученого — селекционера, занятого выведением новых сортов сельскохозяйственных культур). Чтобы проникнуть в суть этих акме и понять общее, особенное и единичное в них, а также постичь закономерности и механизмы, которые в каждом случае действовали, когда отдельные люди или общности достигали своего акме, необходима опора на знания, добываемые при изучении развития человека в онтогенезе (если нас интересует именно его акме) и получаемые при изучении образования и функционирования малых и больших общностей (если на этот раз интересует их акме) очень многими науками. Важна также отвечающая характеру решаемой задачи интеграция этих знаний.

При этом мы очень огрубили бы содержание предмета акмеологии в целом и содержание "акме", в которых материализуется результат развития человека или общностей людей, если б решили, что их акме — единственный глобальный общий итоговый пик или апогей процесса их развития, после которого начинается фронтально идущий регресс, инволюция и, может быть, стагнация, ведущие к умиранию человека или к распаду и исчезновению любой общности.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..