Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Метою профільного навчання за спеціалізацією «Основи дизайну» є забезпечення загальноосвітньої проектно-технологічної підготовки учнів для свідомого ...полностью>>
'Документ'
Висновки і рекомендації у сфері правового регулювання і програм залучення МСП до покращення енергоефективності з врахуванням технологій використання ...полностью>>
'Документ'
Порушення термінів або ненадання інформації, а також викривлення даних тягне за собою відповідальність, яка встановлена ст. 1863 Кодексу України про а...полностью>>
'Урок'
Урок литературы в 5 классе по учебнику Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник–хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях./ Авт...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины: Поведение потребителей Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ:

Поведение потребителей

Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

080507.65 – «Менеджмент организации»

Барнаул 2010

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Учебно-методический комплекс дисциплины

Поведение потребителей

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/курса

Поведение потребителей: Познакомить слушателей с современными концепциями, подходами и методами управления поведением потребителей на рынке товаров, услуг, идей в условиях глобализации. Проанализировать поведение людей на рынке с точки зрения социологии потребления.

2. Взаимосвязь дисциплины/модуля/курса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Курс дисциплины «Поведение потребителей» тесно взаимосвязан со всем блоком гуманитарных и точных дисциплин, изучаемых в вузе: история, русский язык и культура речи, краеведение, философия, менеджмент, маркетинг, политология, деловой этикет и др.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.

  • Теоретический блок: содержание лекций.

  • Практический блок: планы и структура практических занятий.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, образец экзаменационного билета, образец практического задания к экзамену/зачету, образец теста текущей аттестации, образец теста промежуточной аттестации, образец контрольной работы с методикой решения и ответами.

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК: Горбачёва Н. И., доцент

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности.

6. УМК одобрен и принят на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Учебно-методический комплекс дисциплины

Поведение потребителей

Специальность: 080807.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

080507.65 - «Менеджмент организации»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Курс обучения 4

Семестр 7

Всего часов по учебному плану: 84

В том числе по формам обучения: очная – 84

- лекции 18

- семинары 18

- самостоятельная работа 48

Формы итогового контроля знаний:

- зачет 7 сем.

Барнаул 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Поведение потребителей»  один из основных курсов в учебных заведениях, в которых изучают менеджмент и маркетинг.

С момента появления в 1968 г. в США первого университет­ского учебника по поведению потребителей прошло более тридцати лет. За это время дисциплина перешагнула террито­риальные границы страны происхождения и вошла в програм­мы сотен университетов всего мира. Процессы глобализации бизнеса и бизнес-образования принесли курс «По­ведение потребителей» и в российские университеты. Около трех десятков российских вузов ведут сегодня обучение студен­тов и практиков по специальности «Маркетинг», стремясь приблизить свои программы к международно признанным и обеспечить своим выпускникам необходимый уровень знаний работы с потребителями.

Работа с потребителем  анализ, прогноз, а по сути  уп­равление его поведением,  повседневная составляющая про­фессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере маркетинга,  продавца, торгового агента, маркетинг-менеджера и маркетинг-директора, вице-президента по марке­тингу. Однако необходимость знания целевого рынка, умения создавать новые сегменты рынка и сохранять существующие рынки растет сегодня не только для маркетинг-специалистов. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителем становится все более актуаль­ной для каждого участника рыночных отношений, прямо или опосредованно выносящего свой продукт на суд потребителя. Методом проб и ошибок молодой российский бизнес постепен­но осваивает аксиому рыночной экономики: результаты работы компаний и персон на рынке товаров, услуг, идей скла­дываются в процессе взаимодействия с потребителем.

Поведение потребителей  область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуаль­на для каждого, кто стремится прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гам­му профессиональных методов управления потребительским по­ведением.

тематический план КУРСА

Темы

Всего

часов

Лекции

Семинары

СРС

1

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МАРКЕТИНГ

8

2

2

4

2

Глобальные рынки: кросс-культурные вариации в потреблении потребителей

10

2

2

6

3

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ

10

2

2

6

4

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВАЯ

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА

8

2

2

4

5

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

10

2

2

6

6

ТИПОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

10

2

2

6

7

ОБУЧЕНИЕ, ПАМЯТЬ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРОДУКТА

10

2

2

6

8

МОТИВАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ,

ЭМОЦИИ

10

2

2

6

9

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВО

8

2

2

4

Итого:

84

18

18

48

Содержание курса

ТЕМА №1

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МАРКЕТИНГ

История вопроса. Терминологические особенности понятий «потребитель», «поведение потребителей», «маркетинг».

Связь потребителя и маркетинговой политики.

Объект и предмет исследования.

Основная научная парадигма дисциплины «Поведение потребителей».

Маркетинговая революция.

Семинар

Потребители, их поведение и связь с маркетинговой системой.

Срс

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МАРКЕТИНГ

ТЕМА №2

Глобальные рынки: кросс-культурные

вариации в потреблении потребителей

Глобализация рынков. Своеобразие подхода к маркетингу в новых исторических реалиях.

Проблемы демографии. Влияние демографической ситуации на поведение потребителей.

Содержание понятий «модерн», «постмодерн». Модернистское и постмодернистское мировоззрение.

Особенности поведения на потребительском рынке в период модерна и постмодерна. Постмодернистская методология.

Кросс-культурные и глобальные маркетинговые стратегии. Факторы, влияющие на кросс-культурные маркетинговые стратегии.

Семинар

Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях.

Срс

Глобальные рынки: кросс-культурные

вариации в потреблении потребителей

ТЕМА №3

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Понятие «статусная позиция». Социальная роль. Права и обязанности потребителя. Роль инициатора. Роль фактора. Роль покупателя. Роль пользователя. Понятие «потребность». Осознанная потребность. Потребности индивида. Статусные потребности. Понятие «интерес». Осознанный интерес. Реализуемый интерес. Товар.

Марксистский закон возвышения потребностей.

Теория Маслоу и её значение.

Социальная стратификация и маркетинговая стратегия.

Сегментация рынка. Особенности покупочных решений социальных слоёв населения. Осознанные потребности и оценочные критерии. Информационные процессы. Покупочный процесс.

Семинар

Социальное пространство потребителя.

Срс

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ

ТЕМА №4

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА

Физический пол. Социальный пол. Понятие «гендер». Подставное потребление. Социально-половая социализация. Конструирование гендерных различий.

Субкультура. Основные отличительные свойства.

Гендерные особенности показного потребления.

Феминизм и изменение гендерных границ потребления.

Семинар

Современный рынок и социально-половая сегментация.

Срс

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА

ТЕМА №5

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Обработка информации и восприятие. Экспозиция. Внимание: стимульные факторы, индивидуальные факторы, ситуационные факторы.

Интерпретация: индивидуальные характеристики, ситуационные характеристики, стимульные характеристики.

Память и восприятие. Восприятие и маркетинговые стратегии. Розничная стратегия. Разработка торговой марки. Медиа-стратегия.

Семинар

Мода как социальная норма.

Срс

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ТЕМА №6

ТИПОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Социальный акт, поведение.

Фазисные особенности потребления. Импульс. Перцепция. Манипуляция. Консуммация.

Непосредственное и косвенное социальное действие.

Формы социального действия. Негатив. Позитив. Воздержание. Терпение.

Типология социальных действий по цели: инструментальное, ценностно-ориентированное, игровое, аффективное.

Понятие «естественный человек».

Типологические механизмы принятия решений: рациональное, иррациональное, традиционное.

Семинар

Типология поведения потребителей.

Срс

ТИПОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ТЕМА №7

ОБУЧЕНИЕ, ПАМЯТЬ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

ПРОДУКТА

Сущность обучения.

Методы обучения потребителей.

а) Условная рефлексия

б) Когнитивное обучение

Основные характеристики обучения.

а) Сила обучения

б) Гашение

в) Генерализация стимулов

г) Дискриминация стимулов

д) Среда реакции

Проблемы памяти в процессе обучения. Типы памяти (сенсорная память, краткосрочная память, долгосрочная память).

Теория Т. Веблена. Престижное, показное потребление.

Символически-социальная мобильность. Рациональное зерно демонстративного потребления.

Семинар

Обучение, память и позиционирование продукта.

Срс

ОБУЧЕНИЕ, ПАМЯТЬ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРОДУКТА

ТЕМА №8

МОТИВАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ, ЭМОЦИИ

Сущность мотивации. Теории мотивации. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия. Множественность мотивов в маркетинговой стратегии. Мотивационные конфликты и их значение в маркетинговых исследованиях.

Проблемы личности. Психоаналитическая теория. Социальная теория. Теория самоконцепции. Теория индивидуальных черт личности.

Эмоции и их влияние на личность индивида. Типологический принцип в рассмотрении личности. Подъём и сокращение эмоций как продуктная характеристика.

Реклама. Связь эмоций индивида с рекламной продукцией. Реклама как потребление.

Семинар

Персональные ценности, жизненный стиль, ресурсы потребителя.

Срс

МОТИВАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ, ЭМОЦИИ

ТЕМА №9

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ОРГАНИЗАЦИИ И

ОБЩЕСТВО

Сущность и масштаб организационных рынков.

Специфика организационного покупательского поведения. Модели организационного покупательского поведения. Факторы организационного стиля. Типы закупочных ситуаций. Процесс организационной закупки.

Косьюмеризм, государственное регулирование и бизнес. Американские корни косьюмеризма. Глобальные перспективы косьюмеризма. Российская действительность и косьюмеризм. Реакция бизнеса на движение потребителей.

Права потребителей и маркетинг.

Семинар.

Реклама и потребительский рынок.

Срс

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВО

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Учебно-методический комплекс дисциплины

Поведение потребителей

Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

080507.65 – «Менеджмент организации»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Ведущий лектор

Горбачёва Н.Г., доцент

Барнаул 2010

Лекции по курсу «Поведение потребителей»

Введение

Значимость потребителя и успеха работы с ним постоянно и неуклонно растет для каждого предпринимателя, чей бизнес су­ществует постольку, поскольку он удовлетворяет потребности и желания потребителя. Место каждого специалиста в бизнесе и даже в политике, культуре, науке и образовании, госуправлении и общественной жизни зависит не только от узкопрофес­сиональной квалификации. Каждый специалист в условиях ры­ночной экономики должен уметь формировать и поддерживать спрос потребителей на свои услуги, в том числе за пределами офиса, организации/компании, отрасли и отдельной страны. Как менеджеры, так и юристы, психологи, инженеры, врачи, преподаватели, социологи, экономисты, журналисты и государ­ственные чиновники должны уметь выявлять своего потре­бителя и влиять на процесс принятия им решения о покупке своих услуг. Критическая значимость успеха работы с потре­бителем определяется тем, что потребителями на современном глобализующемся рынке товаров, услуг и идей являются не только частные лица или компании, но и государства, в том числе иностранные, а также международные и иностранные организации различных масштабов и сфер деятельности.

Поведение потребителей - область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуаль­на для каждого, кто стремится прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гам­му профессиональных методов управления потребительским по­ведением.

Цель курса - формирование системных знаний факторов и процессов поведения потребителей и умений комплексного использования этих знаний в разработке маркетинговых решений

Задачи курса:

- представление современной теории поведения потребителей и развитие умений ее практического использования в маркетинговой деятельности;

- развитие умений идентификации потребительских аспектов маркетинговых проблем и решения этих проблем на основе знания факторов и процессов потребительского поведения;

- развитие навыков анализа, прогнозирования, формирования и оценки поведения потребителей, необходимых для ведения маркетинговой деятельности.

Курс "Поведение потребителей" предусматривает знание студентами дисциплин: «Основы экономической теории», «Мировая экономика», «Экономика предприятия /организации», «Социология», «Психология», «Менеджмент», «Статистика», «Основы маркетинга», «Информационные технологии», «Маркетинговые исследования».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины управленческий маркетинг Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Роль управленческого маркетинга в повышении эффективности менеджмента; сущность, цели, принципы, концепции управления маркетингом; функции управления в области маркетинга и методы реализации данных функций; организационные структуры
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия; стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия;
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины: Экономическая теория Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора ); основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты;
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины: Управление проектами Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Понятие «проект», «управление проектами». Развитие науки и практики управления проектами в истории менеджмента. Классификация проектов. Структуризация проекта.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины: Хозяйственное право Специальность

    Учебно-методический комплекс
    В системе гуманитарного и социально-экономического образования важное место занимает правовая подготовка. Курс «Хозяйственное право» имеет не просто об­щеобразова­тельное значение.

Другие похожие документы..