Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
До збірника ввійшли матеріали «Школи молодого педагога». Матеріал спрямований на допомогу молодим педагогам у створенні умов для розвитку та саморозв...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс предназначен для совершенствования профессиональных навыков студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии и в таких отраслях, ...полностью>>
'Лекция'
Объектно – ориентированное программирование представляет собой новую технологию программирования, основанную на высоком уровне абстракции и модульнос...полностью>>
'Закон'
Согласно ст.1268 Гражданского кодекса Украины (далее – Кодекс) наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его...полностью>>

В. Ю. Буров, Н. А. Кручинина малое предпринимательство в забайкальском крае (современное состояние, проблемы, перспективы развития) 2011

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Малое предпринимательство в Забайкальском крае



В.Ю. БУРОВ, Н.А. КРУЧИНИНА

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

( современное состояние, проблемы, перспективы развития)


2011


В.Ю. БУРОВ, Н.А. КРУЧИНИНА

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

(современное состояние, проблемы, перспективы развития)


2011

УДК

ББК

ББК У

Рецензенты:

  1. д-р экон. наук, проф. Суходолов А. П.

  2. канд. экон. наук, доц-т Гуляева Л. В.

Буров В. Ю., Кручинина Н. А.

Малое предпринимательство в Забайкальском крае / В.Ю. Буров, Н.А. Кручинина – , 2011. – с. 200

В работе представлен анализ становления и развития субъектов малого предпринимательства в Забайкальском крае. Дан краткий сравнительный анализ его состояния в России и Байкальском регионе. Выявлены причины, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства. Состояние сектора малого предпринимательства более углубленно рассмотрено на примере туристской отрасли. Проанализирована система государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

УДК 330.341.44

ББК

ББК У

Утверждена и рекомендована к изданию решением редакционно-издательского совета.

ISBN ……………………………………………., 2011

Буров В.Ю., Кручинина Н.А.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Исследования по проблематике становления и развития субъектов малого предпринимательства (МП) были начаты одним из авторов (В. Буровым) в конце 80-х гг. прошлого века, со времени начала предпринимательской и научной деятельности. Сегодня постановка вопроса о приоритетности развития сектора МП не вызывает непонимание, но к сожалению присутствует декларативность в разработанных программах по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Российскими учеными проблемы становления и развития малого и среднего бизнеса начали исследоваться с момента объявления рыночных реформ в конце 80-х гг. прошлого века и за этот период было опубликовано большое количество научных работ. Но системность в изучении данной проблемы появилась с 2005 г., когда эти исследования получили поддержку со стороны Байкальского Университета Экономики и Права (БГУЭП, г. Иркутск) и Читинского Государственного Университета (ЧитГУ).

При этом можно отметить, что в настоящее время в период экономического кризиса, постановка вопроса о значительной роли сектора малого бизнеса, в аспекте положительного влияния на развитие экономики и усиление социальной защищенности воспринимается однозначно позитивно.

Первые результаты исследования указанной проблемы были представлены на научно-практических конференциях и форумах и были изложены в ряде научных работ в т.ч. в монографиях: «Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства» (В. Буров), «Влияние теневого сектора экономики на прогнозирование риска банкротства субъектов малого предпринимательства» (В. Буров, А. Помулев), «Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе» (В. Буров, А. Потаев, А. Суходолов). В учебном пособии «Основы предпринимательства» (В. Буров) рассматривается история развития предпринимательства в т.ч. малого и его состояние сегодня.

В представленной монографии акцент сделан на анализ состояния и развития сектора малого предпринимательства в Забайкальском крае в сравнении с регионами – соседями. Рассмотрены причины, мешающие экономической деятельности субъектов МП.

Авторы выражает глубокую признательность своим коллегам, профессорско-преподавательскому составу, слушателям Высшей Школы Экономики и Управления ЧитГУ за участии в обсуждении рассматриваемой проблемы, без чего она не смогла бы приобрести сегодняшнего вида. Хотим отметить наших младших коллег А. Богодухову и Е. Ерохину за практическую помощь в проведении ряда исследований.

Монография рассчитана на слушателей и преподавателей широкого круга специальностей экономического профиля вузов, а также научных работников, проявляющих интерес к проблемам становления и развития малого предпринимательства и деятельности государственных органов вопросах поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время не только российская, но и мировая экономика находятся в стадии серьезных трансформаций, связанных с инновациями и новыми экономическими вызовам. В ряду этих изменений, в полном соответствии с их логикой происходит и процесс интенсивного развития малого бизнеса: расширяются сферы его функционирования и перечень выполняемых им функций. Повышаются удельный вес и роль малых фирм в разработке и производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции. Все более прочные позиции малый бизнес занимает в сфере производства. Становится более активным, многогранным взаимодействие малых фирм с крупным бизнесом. Возрастает роль малого бизнеса в развитии инновационной экономики.

Важнейшее место в российской экономики занимают процессы развития сектора малого предпринимательства. Несмотря на значимость малого предпринимательства для позитивного развития экономики и общества в целом, проводимая государством экономическая политика в отношении малого бизнеса носит в основном недостаточно продуктивный характер, а практика ее реализации представляет собой часто несвязанную в единую систему деятельность, которая в виду различных причин не влияет коренным образом на развитие этого сегмента экономики в т.ч. на региональном уровне.

Развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Анализ экономической литературы и имеющихся статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя при этом устойчивость малых предприятий остается относительно низкой. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.

В настоящее время, вследствие происходящих кардинальных сдвигов, трансформации мирового развития, существенно усиливается значение социального фактора в общественном развитии, в котором малый бизнес играет важную роль. Экономически развитые страны делают сегодня акцент на становление социальной государственности, выбирая в качестве дальнейшей перспективы развития модель социально ориентированной рыночной экономики. Между тем, первоочередную роль в процессе создания такого хозяйственного порядка, который ставит рынок на службу социальным целям, играет именно малое предпринимательство.

Наукой накоплен огромный опыт по исследованию проблем малого предпринимательства и его развития. В их разработку внесли вклад множество ученых, начиная от основателей экономической науки А.Смита и Д.Рикардо. Достаточно значительные наработки зарубежной экономической мысли, касающиеся различных аспектов малого бизнеса и экономического роста, отражены в работах таких авторов как: Вебер М., Гэлбрейт Д., Домар Е., Кейнс Дж., Корнай Я., Маршалл А., Мюрдаль Г., Ослунд А., Со-лоу Р., Фридман М., Хайек Ф., Харрод Р., Шумпетер Й., Эр-хард Л. и др.

Социальные аспекты предпринимательской деятельности нашли отражение в трудах таких зарубежных авторов как Альберт М., Гербер М.Э., Друкер П.Ф., Карлсон Д., Котлер Ф., Мескон М., Лашер В.Р., Ли Н., Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А. мл., Хедоури Ф., Ховард К. и др.

Основные аспекты малого предпринимательства, как фактора экономиического роста в России анализировались такими отечественными учеными как: Афанасьев В., Агеев А., Аузан А., Блинов А., Бабкина, Виленский А., Гибало Н., Злобин Б., Ичитовкин Б., Мацкуляк И., Мелиховский В., Мягков П., Сироткина С, Скаржинский М., Соловьев А., Шаршукова Л., Чекмарев В. и др.

Проблемы критериев малого предпринимательства, преимуществ данного сектора экономики и его уязвимости, адаптированность к рыночных условиям, роль малых предприятий в формировании гибкой структуры национального производства нашли свое отражение в работах Л.И. Абалкина, В. Афанасьева, Т. Алимовой, А.Н. Мосова, Н.А. Лушиной, А.В. Орлова, В. Савченко, Ю.Л. Старостина, М.Г. Лапусты, М.В. Грачева, А. Винского, В. Радаева, В.М. Юрьева и др.

Экономическая сущность малого бизнеса, его специфика и роль в условиях перехода к рынку отражены в обобщающих монографиях таких авторов, как Т.Алимова, В.Афанасьев, В.Фадеева, В.Игнатова, В.Рубе, В.Савченко, А.Шулус и др. Цели и задачи, содержание, формы и методы государственного регулирования малого предпринимательства в России раскрываются в работах А.Блинова, Е.Бухвальда, А.Буянкиной, А.Виленского, П.Мягкого, А.Орлова, Г.Семенцовой, Е.Фесенко, А.Чепуренко и др.

В исследованиях отечественных ученых прослеживается тенденция связывать сферу малого предпринимательства с малыми предприятиями. Недостаточно изученными к сегодняшнему времени остаются вопросы отслеживания процессов, протекающих в сфере малого предпринимательства в совокупности всех ее сегментов, а именно малых предприятий, индивидуального предпринимательства, представителей агро-промышленного комплекса. Слабо проанализирована деятельность субъектов малого предпринимательства в теневом секторе экономики и их тенденции развития в т.ч. на региональном уровне. Эти вопросы в той или иной степени были затронуты в работах М. Чепуренко, Е. Ясина, В. Самаруха, А. Шуплецова, О. Мигина, В. Бурова, А. Суходолова, В. Потаева.

Однако, несмотря на то, что отдельные аспекты проблем становления и развития нашли свое отражение в исследованиях многих ученых, то выработка комплексного подхода к изучению сферы малого предпринимательства требует дальнейших углубленных исследований и особенно это касается мезоуровня. В настоящее время при исследовании состояния сектора малого предпринимательства недостаточно внимания уделяется изучению влияния малого бизнеса на структурные преобразования региональной экономики, разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса, методологии комплексной оценки теневой деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе.

В последнее время в изучении малого бизнеса возобладали новые тенденции. Во-первых, современные исследователи пытаются рассмотреть развитие малого бизнеса в макроэкономическом контексте модернизации и глобализации. Во-вторых, при изучении собственно функционирования малого предпринимательства в экономике тех или иных стран, преимущество отдается исследованию вопросов «интенсивного» развития, прежде всего, его инновационному потенциалу.

Вопрос развития малого бизнеса является актуальным, что подтверждается выступлением президента РФ Дмитрия Медведева на заседание президиума Госсовета: «…перед нами стоит задача — увеличить к 2020 году численность занятых в этой сфере до 60–70% от населения нашей страны. Поддержка малого бизнеса — один из решающих факторов инновационного развития страны, роста инициативы и ответственности граждан».

Глава 1. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии

Малое предпринимательство - сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Малый бизнес играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни станы. Формального определения малого бизнеса не существует поэтому исследователи трактуют его по- разному. Малый бизнес рассматривается как социальное явление, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета.

    1. Сущность малого предпринимательства

Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Это сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. Сферами деятельности традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение.

Понятие малое предпринимательство переплетено с понятием предпринимательство, хотя и имеет свою специфическую сущность. Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения

Впервые понятие предпринимательство ввел в научный оборот Ричард Кантильон (конец XVII в. и начало XVIII в.) – французский экономист шотландского происхождения, по мнению которого, предпринимательство это действия человека в условиях риска (1725).). Жан Батист Сэй (1803) французский экономист, в конце XVIII и начале XIX вв, сформулировал определение предпринимательства как соединение, комбинирование 3-х классических факторов производства – земли, капитала и труда. Предприниматель, указывал он, это лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт.

Более расширенное понятие предпринимательской деятельности, на рубеже XIX – XX вв. дал французский экономист Андре Маршалл (1907-1968). Он предпринимательство рассмотрел как уже 4-й экономический фактор производства, следом за классическими: земля, труд, капитал, обозначив его как организацию.

Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г., американец австрийского происхождения Фридрих Альфред фон Хайек (1899-1984) отметил, что сущностью предпринимательства является поиск и изучение новых возможностей, и это более характеристика поведения, а не вид деятельности.

И, наконец, определение американского ученого-экономиста Роберта Хизрича (1985). Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

Следует особенно отметить из числа многочисленных трудов исследования Й.Шумпетера и Г.Саймона. В работе «Теория экономического развития» Й. Шумпетер впервые дает определение предпринимательским отношениям как «универсальной сущности любой экономической формации», состоящей в осуществлении «новых комбинаций». Г. Саймон впервые включил психологические факторы в теорию принятия решений, тогда как классическая политэкономия не принимала в расчет эти важные аспекты человеческого поведения.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В современной литературе достигнуто единство в понимании сущности и содержания предпринимательства. Различия лишь в степени конкретизации этого понятия. В настоящее время под малым предпринимательством понимается такой вид деятельности в различных отраслях экономики, который осуществляется физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, а также предприятия любой организационно-правовой формы, определяемой устойчивыми количественными и качественными показателями. Необходимо отметить, что данные показатели исторически не являлись постоянной величиной, претерпевая определенные изменения.

По мнению Лапуста М. Г. «Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия»1.

«Малые» считаются такие предпринимательства, где предприниматель преимущественно сам участвует в процессе производства, осуществляя в соответствии с этим профессионально-технические функции, а торговые и организационные функции ложатся в основном на плечи членов его семьи.2

Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения.

Следует различать малое предпринимательство как:

  • определенное социально-экономическое явление;

  • объект статистического учета;

  • объект государственного воздействия (регулирующего, фискального).

Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются прежде всего четкие количественные критерии, то при рассмотрении малого предпринимательства в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

Анализ экономической природы предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит в способности хозяйствующего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать открывшиеся возможности. При этом речь идет о способности, обусловленной не личностным чертами предпринимателя, а теми особыми отношениями, в которые он вступай в процессе движения к своей цели. Отношения эти охватывают как сферу взаимодействия с другими предпринимателями, так и сферу взаимоотношений внутри собственной организационной структуры, которые по мере усложнения предпринимательской функции играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний.

Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мо­бильность, маневренность;

  • привлечение личных средств населения на развитие производства.

  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

  • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талан­тов, развитию различных видов ремесел, народных про­мыслов;

  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

  • активизация научно-технического прогресса;

  • освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств;

  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

По мнению В. Я. Горфинкеля: «Малые предприятия способны мыслить и действовать, ориентируясь на перспективу. Надо отметить также гибкость, присущую малым предприятиям. При неудаче в одной сфере деятельности они могут оперативно и быстро переключиться на другую сферу, более эффективную».3

В отечественной литературе последних лет теоретические проблемы предпринимательства представлены рядом работ, в которых указывается на сложность и неоднозначность предпринимательства как социально-экономического явления, а также возможность различных трактовок этого явления в зависимости от задач исследования.

    1. Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым. Организационно-правовые формы малого предпринимательства

Определение критериев отнесения предприятий к малому предпринимательству для многих стран означает эффективность государственных программ поддержки и развития малых предприятий, а также верно заданное направление политики в области развития малого предпринимательства. Но до сих пор во многих странах не определены общие подходы к определению понятия малого предприятия, из-за этого возникают проблемы при сравнительном изучении уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП).

Как показывает мировая и отечественная практика, основными критериальными признаками, использующимися для определения субъектов малого предприятия, являются численность работников, балансовая стоимость активов, объем оборота и размер уставного капитала. По данным Мирового банка, общее количество показателей, отнесения предприятий к малым, превышает 50.4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. П. Суходолов малое предпринимательство в россии и байкальском регионе (история, современное состояние, проблемы, перспективы развития) (монография

    Монография
    В работе представлен анализ становления и развития субъектов малого предпринимательства в России и Байкальском регионе. Рассмотрено его зарождение в царский период.
  2. Бюллетень поступлений за 2011 год

    Бюллетень
    Диагностика и надежность автоматизированных систем : учебник / Бржозовский Борис Максович [и др.] ; под ред. Б.М. Бржозовского. - 3-е изд., перераб. и доп.
  3. Факультет экономики и управления секция: Актуальные проблемы США и Канады: культурологический аспект

    Документ
    Влияние латиноамериканской культуры на современный американский английский язык. И.С. Романычева (гр. РА-08); научный руководитель – доцент Ю.А. Казнина
  4. Библиографический указатель 2009 2010 гг

    Библиографический указатель
    При работе над указателем использованы электронный каталог фонда библиотеки РГУПС, списки научных работ, представленные авторами, база данных «Труды ученых РГУПС» и издания отраслевых информационных институтов.
  5. Седателя Попечительского совета журнала «Родина» Вячеславом Всеволодовичем Копьёвым мы беседуем о значении благотворительных проектов в жизни современной России

    Документ
    С членом совета директоров АФК «Система», президентом благотворительного фонда «Система», заместителем председателя Попечительского совета журнала «Родина» Вячеславом Всеволодовичем Копьёвым мы беседуем о значении благотворительных

Другие похожие документы..