Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В результате выполненных исследований установлены особенности этиологической структуры и эпидемического процесса парентеральных вирусных гепатитов и ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Учебный курс «Экономика медиа» знакомит студентов со спецификой функционирования средств массовой информации как рыночных агентов одной из наиболее д...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс «Генетика» изучается студентами-микробиологами на 3 курсе в течение одного учебного семестра. Изучение курса «Генетика» в соответствии с учебным...полностью>>
'Документ'
Цель – способствовать овладению студентами теоретико-методологической базой исследования, измерения и количественной оценки качества и стандартизации...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Башкирский институт социальных технологий (филиал)

Академия труда и социальных отношений

Кафедра философии и политологии

Утверждено

Ученым советом БИСТ

«____»___________ 200_ г.

Апокина К.В.

Социология

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения

Уфа -2008 г.

Социология: учебно-методический комплекс.

Сост. Апокина К.В. – Уфа.: Изд-во БИСТ (филиал) АТиСО, 2008. – __ с.

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Социология», требования Государственного стандарта по дисциплине «Социология», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы семинарских занятий, методические рекомендации для написания контрольных работ и подготовки домашних заданий, тесты по социологии, глоссарий, литература по дисциплине, вопросы для самоконтроля.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения.

Печатается по решению кафедры философии и политологии. Протокол № 14 от 1 апреля 2008 г.

Составитель: Апокина К.В.

Рецензенты: _____________________________Ф.И.О.

@ Апокина К.В., 2008 г.

@ Башкирский институт социальных технологий, 2008 г.

I.Введение

Роль и место дисциплины в государственном образовательном стандарте

Изучение социологии в вузе проводится в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации (2000г.).

Федеральный компонент по данной дисциплине для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Экономика труда» и «Юриспруденция» относится к разделу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» вышеуказанного стандарта.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Социология».

Обязательный минимум содержания

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Теоретико-методологические основы развития социологии. Формы институализации науки. Структура и функции социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Социальное как предметная сущность социологического знания. Законы социологической науки.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные связи, социальные отношения, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Социальные институты и институциональные отношения.

Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Социальные статусы и роли. Социальная деятельность и социальное поведение. Ценности, оценки и ценностные ориентации в структуре личности и культуры. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Массовое сознание и массовые действия, социальные изменения, источники социального напряжения. Глобализация социальных процессов в современном мире. Социокультурные особенности развития российского общества.

Методы социологического исследования.

Утвержден

Министерством образования

Российской Федерации 3 февраля 2000 г.

Цель дисциплины:

  • дать студентам глубокие знания социологических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

 помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;

  • способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Задачи дисциплины:

  • формирование теоретических знаний основных социологических понятий, социологических теорий, этапов развития социологии как науки, социальной структуры общества и социальных изменений, происходящих в различные периоды развития общества; знакомство студентов с практическим значением социологии в различных сферах общественной жизни;

  • формирование прикладных знаний в области проведения социологических исследований, разрешения социальных конфликтов в сфере менеджмента, социального управления, права и т.д.;

  • выработка у студентов навыков самостоятельного и творческого использования полученных знаний в практической деятельности в сфере права, экономики и финансов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен приобрести

Знания

  • основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

  • определение общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

  • социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

  • основных этапов культурно-исторического развития общества, механизмов и форм социальных изменений;

  • социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;

  • межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;

  • механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

  • культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

  • основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

  • представлений о процессе и методах социологического исследования.

Умения

  • умение анализировать социальную реальность, выявлять социальные проблемы, их причины.

  • умение формировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения по вопросам социологии.

  • самостоятельно использовать полученные знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки специалистов.

  • умение использовать знания социологии в конкретной практической деятельности в сфере юриспруденции, экономики и финансов.

Навыки

  • понимание специальной лексики социологии;

  • использования полученного и самостоятельно осваиваемого знания по формированию социологического мышления;

  • владения навыками по проведению эмпирического социологического исследования.

Структура и содержание курса определяются структурой учебной литературы по данной дисциплине, количеством часов, а также профессиональной специализацией дисциплины.

Связь дисциплины с другими дисциплинами образовательной программы данной специальности.

Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как: социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии и социальными науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологии, социологии и социальной антропологии, и т.д. Социология теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни.

Назначение УМК по специальностям и формам обучения

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения.

II.Учебно-тематический план дисциплины «Социология»

Объем дисциплины и виды учебной работы

1.Специальность - Юриспруденция

Вид учебной работы

Форма обучения

очная сокр.

заочная сокр.

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

24

10

Лекции

16

6

Семинары

8

4

Самостоятельная работа

76

90

Контрольная работа

-

*

Домашнее задание

П/А

-

Вид итогового контроля

зачет

зачет

2.Специальности: Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Финансы и кредит

Вид учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

ПФО

СФО

ПФО

СФО

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

100

100

Аудиторные занятия

50

70

16

16

Лекции

26

14

10

8

Семинары

24

16

6

8

Самостоятельная работа

50

30

84

84

Контрольная работа

-

-

*

-

Домашнее задание

П/А

П/А

-

*

Вид итогового контроля

зачет

зачет

зачет

зачет

3.Специальности: Менеджмент организации, Экономика труда

Вид учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

ПФО

СФО

ПФО

СФО

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

100

100

Аудиторные занятия

50

30

20

16

Лекции

26

14

10

8

Семинары

24

16

10

8

Самостоятельная работа

50

70

80

84

Контрольная работа

-

-

*

-

Домашнее задание

П/А

П/А

-

*

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105. 65 Финансы и кредит всех форм обучения Уфа 2010

    Методические указания
    Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105.65 Финансы и кредит / Сост.: Л. Р. Загитова, Т.В. Исмагилова, Л.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе изложены рекомендации по изучению дисциплины «Социальное партнерство», структура предмета, тематические планы лекционных и семинарских, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, материалы
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..