Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мы хотим поблагодарить те семьи, в которых детей вскармливали грудью, и семьи, которые вольно или невольно содействовали появлению книги. Особые благо...полностью>>
'Урок'
21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин. Семья отца была большая, и с двух лет ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Данная дисциплина обязательна для всех форм обучения в Санкт-Петербургском филиале Государственного университета - Высшей школы экономики. Цель ее из...полностью>>
'Реферат'
Із здобуттям у 1991 році незалежності Украіна стала на шлях глибоких перетворень, де провідне місце посідають фінансово-кредитні відносини. Для струк...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы к экзамену для студентов дневной формы обучения социально-экономического факультета.

  1. Объект, предмет и метод социологии,

  2. Структура социологической науки. Единство теоретических и эмпирических подходов в системе социологического знания.

  3. Функции социологии и их взаимосвязь.

  4. Место социологии в системе социогуманитарных наук. Взаимосвязь с другими науками.

  5. Научное познание общества.

  6. Основоположники социологии: общие тенденции развития науки.

  7. Позитивная теория О.Конта.

  8. Социологическая теория М.Вебера.

  9. Основные положения социологии марксизма.

  10. Теория о социальных фактах Э.Дюркгейма.

  11. Теория социальной эволюции Г.Спенсера..

  12. Русский период научной деятельности П.Сорокина

  13. Особенности развития социологической мысли в России.

  14. Основные концепции социальной стратификации: теория классовой структуры у разных социологов (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин).

  15. Социальная структура общества. Понятие и типы. Элементы социальной структуры общества: классы, сословия, социальные группы. Особенности социально-классовой структуры России.

  16. Социальные группы общества как элемент социальной структуры. Виды социальных групп.

  17. Общество как социальная система: основные признаки и подсистемы общества.

  18. Социальные институты: понятие, виды, признаки, факторы, влияющие на социальные институты.

  19. Социальные организации: основные свойства и особенности функционирования. Формальные и неформальные организации, их преимущества и недостатки.

  20. Социальное действие и взаимодействие.

  21. Социальное поведение и его виды.

  22. Социальный контроль как механизм социальной регуляции людей. Элементы соц.контроля: нормы и санкции. Функции и механизм социального контроля.

  23. Социальные ценности и нормы.

  24. Политика как социальный институт: политические отношения, интересы, деятельность.

  25. Социология экономики: объект и предмет изучения, структура.

  26. Социология управления: методы и стили управления, управленческие решения и отношения в сфере управления.

  27. Сущность социального конфликта, причины возникновения и динамика развития социальных конфликтов. Участники конфликтов.

  28. Классификация социальных конфликтов. Методы разрешения. Особенности разрешения конфликтов в России.

  29. Религия как социальный институт общества. Элементы религии.

  30. Мировые религии и их основные направления. Влияние религии на развитие различных обществ (государств). Современная религиозная ситуация.

  31. Социология культуры, виды культуры, элементы культуры. Особенности современной культуры.

  32. Понятие «массовая культура», время и причины возникновения.

  33. Молодежная субкультура. Причины возникновения молодежной субкультуры. Виды неформальных молодежных объединений, существующие в современной России.

  34. Социология города и деревни: предмет изучения, основные признаки как видов поселений.

  35. Социология молодежи как специальная социологическая теория. Особенности возрастной стратификации молодежи, современные социальные ориентации молодежи.

  36. Социология свободного времени: структура и классификация. Факторы, влияющие на свободное время.

  37. Личность в социологии: теории личности.

  38. Типы личности. Единство биологического, психического и социального.

  39. Социализация личности: стадии и факторы социализации.

  40. Социальный статус. Виды статусов. Статусный набор, основной статус. Факторы, влияющие на изменение социального статуса человека.

  41. Социальная роль личности. Ролевое поведение. Ролевое ожидание. Ролевой конфликт. Межличностная роль. Ролевой набор.

  42. Сущность, структура, функции, типы семьи. Изменение функций в современном обществе.

  43. Методология и методика социологических исследований.

  44. Классификация социологических исследований.

  45. Организация и проведение социологических исследований.

  46. Программа социологического исследования. Принципы разработки, структура.

  47. Выборка в социологическом исследовании. Генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, методы выборочной совокупности.

  48. Методы социологических исследований.

  49. Наблюдение как метод социологического исследования. Природа наблюдения, виды, этапы. Достоинства и недостатки наблюдения.

  50. Опрос в социологическом исследовании. Виды опроса. Особенности проведения, требования.

  51. Интервью, виды, особенности проведения. Требования к интервьюеру.

  52. Анкетирование. Классификация вопросов в анкетировании. Принципы проведения.

  53. Анализ документов в социологическом исследовании. Классификация документов в социологии.

  54. Эксперимент как метод социологического исследования: виды, условия проведения.

  55. Социальный мониторинг и его виды.

  56. Метод экспертной оценки. Его особенности.

  57. Средства массовой информации как социальный институт.

  58. Общественное мнение: виды, механизм формирования, функции, проблемы изучения.

  59. Социально-профессиональная структура общества. Выбор профессии, престиж и привлекательность профессий.

  60. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

Методика подготовки и проведения зачета

Учебный курс «Социология» у студентов финансового и юридического факультетов завершается зачетом. Зачет проводится по билетам, в каждом из которых по два вопроса. Основными документами для проведения зачета являются: Государственный образовательный стандарт и составленный на его основе Учебно-методический комплекс. Зачет проводится в форме свободной беседы, в которой экзаменуемый после изложения данных социологической науки по зачетным вопросам может выражать и свою точку зрения с соответствующей аргументацией.

Студент считается сдавшим зачет при условии полного ответа на теоретические вопросы, успешного владения социологическими терминами, свободного ориентирования в явлениях и процессах общественной жизни, умении их анализировать. Кроме этого, студент умело и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы, обнаруживает высокую культуру речи. Оценку «незачтено» получает студент, который не смог изложить суть экзаменационных вопросов.

Перед зачетом степень своей подготовленности студент может оценить по тестам, составленным кафедрой, а также по тестам, разработанными соответствующими кафедрами других вузов.

Вопросы к зачету для студентов финансового и юридического факультета дневной формы обучения

  1. Объект, предмет и метод социологии, структура социологической науки.

  2. Функции социологии.

  3. Место социологии в системе социогуманитарных наук. Взаимосвязь с другими науками.

  4. Основоположники социологии: общие тенденции развития науки.

  5. Социологическая теория О.Конта.

  6. Сущность и типы социальной организации, черты формальной организации по М.Веберу.

  7. Основные положения социологии марксизма.

  8. Социологическая теория Э.Дюркгейма.

  9. Социологическая теория Г.Спенсера.

  10. Социологическая теория П.Сорокина.

  11. Особенности развития социологической мысли в России.

  12. Социальная структура общества. Понятие и типы. Элементы социальной структуры общества: классы, сословия, социальные группы.

  13. Общество как социальная система: основные признаки и подсистемы общества.

  14. Социальные институты: понятие, виды, факторы, факторы, влияющие на социальные институты.

  15. Социальные организации: основные свойства и особенности функционирования. Формальные и неформальные организации.

  16. Социальное действие и поведение.

  17. Социальный контроль как механизм социальной регуляции людей. Элементы соц.контроля: нормы и санкции. Функции и механизм социального контроля.

  18. Политика как социальный институт: политические отношения, интересы, деятельность.

  19. Социология экономики. Объект и предмет изучения.

  20. Социология управления: методы и стили управления.

  21. Сущность социального конфликта, причина и динамика развития социальных конфликтов.

  22. Религия как социальный институт общества. Современная религиозная ситуация.

  23. Культура, социальные ценности и нормы. «Массовая культура. Молодежная субкультура. Особенности современной культуры.

  24. Социология города и деревни: предмет изучения, основные признаки как видов поселений.

  25. Социология молодежи как специальная социологическая теория. Особенности возрастной стратификации молодежи, современные социальные ориентации молодежи.

  26. Социология свободного времени: структура и классификация. Факторы, влияющие на свободное время.

  27. Личность в социологии: теории личности, типы личности. Единство биологического, психического и социального.

  28. Социализация личности: стадии и факторы социализации.

  29. Социальный статус: виды, статусно - ролевая концепция личности.

  30. Социальная роль личности. Ролевое поведение. Ролевое ожидание. Ролевой конфликт. Направленность личности современного студента.

  31. Сущность, структура, функции, типы семьи. Изменение функций в современном обществе.

  32. Методология и методика социологических исследований. Классификация соц.исследований. Организация и проведение соц.исследований. Методы соц.исследований. Программа социологического исследования. Принципы разработки, структура.

  33. Средства массовой информации как социальной институт.

  34. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения.

  35. Социально-профессиональная структура общества. Выбор профессии, престиж и привлекательность профессий.

  36. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

Вопросы к зачету и экзамену для студентов всех факультетов заочной формы обучения

  1. Объект, предмет и метод социологии, структура социологической науки.

  2. Функции социологии.

  3. Место социологии в системе социогуманитарных наук.

  4. Социологическая теория О.Конта.

  5. Социологическая теория Э.Дюркгейма.

  6. Социологическая теория Г.Спенсера.

  7. Основные положения социологии марксизма.

  8. Сущность и типы социальной организации, черты формальной организации по М.Веберу.

  9. Социологическая теория П.Сорокина.

  10. Особенности развития социологической мысли в России.

  11. Общество как социальная система. Понятия «сферы общества». Основные сферы общества (социальная, экономическая, духовная, политическая).

  12. Социальная структура общества. Понятие и типы.

  13. Социальные институты и организации.

  14. Социальное действие и поведение.

  15. Социология управления.

  16. Сущность социального конфликта, причина и динамика развития социальных конфликтов.

  17. Религия как социальный институт общества.

  18. Культура, социальные ценности и нормы.

  19. Социальные нормы и их роль в общественной жизни.

  20. Личность в социологии. Единство биологического, психического и социального. Социализация личности.

  21. Социальный статус и социальная роль личности.

  22. Сущность, структура, функции семьи. Изменение функций в современном обществе.

  23. Методология и методика социологических исследований. Программа социологического исследования. Принципы разработки, структура.

  24. Средства массовой информации как социальной институт.

  25. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения.

  26. Социально-профессиональная структура общества. Выбор профессии, престиж и привлекательность профессий.

  27. Глобальные проблемы человечества

X.Рекомендуемая литература

Основная

    1. Бельский В.Ю.и др. Социология. М - «Инфра-М».,2002.

    2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.,2006.

    3. Галкина Т.П.Социология управления. М., 2001 г.

    4. Данило Ж. Маркович Общая социология. М., 1998.

    5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Методология и история. М. – «Инфра-М», 2002 г.

    6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Социальная структура и стратификация. М. – «Инфра-М», 2005 г.

    7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Социальные институты и процессы. М - Инфра-М. – 2005 г.

    8. Зборовскии Г.Е., Орлов Г.П.. Социология. М.,1995.

    9. Комаров М.С.. Введение в социологию. М.,1994.

    10. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология. М – «Инфра-М», 2002.

    11. Кравченко А.И. Социология. М - «Деловая книга»., 2007.

    12. Лавриненко В.Н. Социология. М., 2004.

    13. Лапаева В.В.Социология права. М –«Норма», 2000.

    14. Маршак А.Л. Социология.М - «Высшая школа»., 2002.

    15. Общая социология под ред.Эфендиева А.Г. М – «Инфра-М», 2004.

    16. Осипов Г.В., Кабыща А.В. и др. Социология. М.,1995.

    17. Основы социологии. Курс лекции / Ред. Эфендиев А.Г. М.,2002.

    18. Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология. Курс лекции. М - «Центр»,1997.

    19. Смелзер Н. Социология. М.,1994.

    20. Социологический словарь.. М - «Экзамен» МГИМО, 1999.

    21. Социологический энциклопедический словарь. М.,1998.

    22. Павленок П.Д. Социология. М-«Маркетинг», 2005.

    23. Социология. Ред. Елсукова А.Н., Минск, 2003.

    24. Тощенко Ж.Т. Социология..М - «Прометей», «Юрайт»,2006.

    25. Филатова О.Г. Методика и техника проведения социологического исследования.. С-Пб.,2003.

    26. Фролов С.С. Социология. М – «Гайдарики», 2005.

Дополнительная

    1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.,1999.

    2. Арутюнян Ю.В., Дробитева Л.М.. Этносоциология. М.,1998.

    3. Бергер П.Л. Приглашение в социологии. М.,1996.

    4. Гараджа В.М. Социология религии. М.,1995.

    5. Григорьев С.И. «Виталисткая социология: парадигма настоящего и будущего». Барнаул –«АРНЦСО РАО», 2001.

    6. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии. М.,1999

    7. Гофман А.Б. Семь лекции по истории социологии. М.,1997.

    8. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб. 1997.

    9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,2004.

    10. Ионин Л.Г. Социология управления. Новосибирск, 1999

    11. История социологии/ Ред. Елсукова А.Н. и др.

    12. Капитонов Г.И. Введение в конфликтологию. М.,1999.

    13. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М, 2005.

    14. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону-«ПРИОР», 2006.

    15. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2003.

    16. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России». М., 2003.

    17. Политическая социология. Р-н-Д.- «Феникс», 1997.

    18. Радаев В.В. Экономическая социология». М – «Аспектпресс», 2003.

    19. Романов О.В. Социология труда. М.,2000.

    20. Сорокин П.А. Общественный учебник социологии. М.,1994.

    21. Социология в России./Ред. В.А. Ядов. М.,1998.

    22. Социология организаций. М - «Союз», 2006.

    23. Тексты по истории социологии. М.,1994.

    24. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. Самара, 2005.

    25. Журнал «Социологические исследования»

Рекомендуемые Интернет-ресурсы

1.Российский образовательный портал www.distance.ru .

2.Сайт www.socionet.narod.ru Социология и маркетинг в Сети.

3.Сайт www.ecsoc.msses.ru Журнал «Экономическая социология»

4.Сайт www.escocman.edu.ru Образовательный портал – экономика, социология, менеджмент.

5.Сайт www.socnet.narod.ru Современная российская социология в Cети.

6.Сайт Социология в Сети.

7.Сайт www.isn.ru/sociology Российская сеть информационного общества.

8.Сайт www.ecsoc.ru Центр экономической социологии.

Базы данных «CD БИСТ»

Раздел «Социология» содержит учебно-методический комплекс, первоисточники, учебники, учебные пособия, хрестоматии, словари.

XI.Глоссарий

АКТИВНОСТЬ социальная - совокупность проявлений жизнедеятельности различных социальных общностей, а также отдельных индивидов, в которых выражается их стремление действовать в соответствии с общественными интересами.

АНКЕТА (от франц . enqute-расследование) - полевой документ для сбора данных путём постановки вопросов респондентам, который состоит из обращения к респонденту; краткой информации о цели исследования; сообщения о способах заполнения (зачеркнуть, подчеркнуть, вписать и т. п.); обусловленных задачами исследования вопросов с заранее предложенными исследователем и (или) формулируемыми самими респондентами ответов; выражения благодарности за участие в опросе.

АНКЕТИРОВАНИЕ (ОПРОС) - процесс сбора первичной социологической информации путём распространения и сбора анкет, на вопросы которых респонденты пишут ответы сами.

ВАЛИДНОСТЬ (ОТ АНГЛ.VALID - ИМЕЮЩИЙ СИЛУ, ОБОСНОВАННЫЙ) - мера соответствия инструментария социологического исследования тому, что измеряется.

ВЕБЕР МАКС (1864-1920г.г.) - немецкий социолог, являющийся основоположником так называемой «понимающей социологии», в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - многообразный процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность или группу людей, их сознание и поведение с целью подготовки к жизнедеятельности в данном обществе и в соответствии с его нормами; составная часть социализации индивида.

ВЫБОРКА (ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ)- часть, ограниченное число элементов генеральной совокупности, специально отобранная в качестве образца последней, представляющей её характеристики, существенные для данного исследования. При построении выборки осуществляют монографическое исследование (метод отбора отдельных типичных случаев) или применяют статистические методы.

ГЕНДЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ОТ АНГЛ. GENDER-ПОЛ) - вид исследования, направленного на выявление особенностей поведения, мнений, фактов жизни представителей мужского и (или) женского пола.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - вся совокупность изучаемых элементов, имеющих одинаковые социальные характеристики, которые свидетельствуют об их принадлежности к одному и тому же объекту исследования. Различают конкретное множество элементов, имеющее определённые пространственно-временные границы, с одной стороны, и некоторую гипотетическую модель некоторого множества - с другой.

ГИДДЕНС АНТОНИ (ЭНТОНИ) - английский социолог, профессор Кембриджского университета, который внёс значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории, написав целый ряд книг: «Капитализм и современная социальная теория» (1971); «Политическое и социологическое воззрение Макса Вебера» (1972); Эмиль Дюркгейм» (1978). Его неоднократно переиздававшиеся учебник по социологии («Sociology», Cambridge,1995), является основным в Великобритании. Главная тема его научных работ - анализ современности через призму им же предложенной оригинальной теории структуризации.

ГОСУДАРСТВО - важнейший социально-политический институт общества, основа в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними.

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ (ОТ ЛАТ.REFERENS-СООБЩАЮЩИЙ) - одна из форм социальной группы, выступающая в ходе социологического исследования в качестве сравнительного эталона, образца для подражания, с которым личность или другая социальная группа, слой сверяют диапазон своих взглядов, пристрастий, социальные условия жизнедеятельности, экономическое положение.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - одна из основных форм соц. взаимодействия людей, их объединения, направленная на удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных действий.

ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – одна из форм социальных процессов, представляющая собой массовые, коллективные действия людей, направленные на обеспечение потребностей и в связи с этим – на поддержку определенных социальных изменений или сопротивление им.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – (от лат. deviation - уклонение) – отклоняющиеся от общепринятых норм социальные действия, поведение людей или их групп, приводящие к нарушению этих норм, что встречает неодобрение со стороны большинства представителей социальной группы, общества.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное и воздействующее на их поведение и в свою очередь, испытывающее влияние поведения других.

ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (ОТ ЛАТ.DIS - НЕ и FUNCTIO-ИСПОЛНЕНИЕ) - нарушение, расстройство функций социального организма, что проявляется в разрушении внутренней упорядоченности структуры, в нарушении её равновесия со средой.

ДИФФЕРЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (ОТ ЛАТ.DIFFERENTIA - РАЗЛИЧИЕ) -функциональная специализация институтов, организаций, ролей, статусов в соответствии с жизненно важными общественными критериями.

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ (1858 – 1917 г.г.) – французский социолог и философ, создатель французской социологической школы, один из основоположников социологии как науки, как профессии и учебной дисциплины.

«ЗЕРКАЛЬНОГО Я» ТЕОРИЯ - теория, созданная американским социологом Чарльзом Кули (1864-1929г.г.), суть которой, заключается в том, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы.

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность различного рода теоретических идей, концепций, представлений, которые непосредственно связаны с политической практикой. Иными словами, это общие теории, превращающиеся в действенную силу политического процесса и потому непосредственно выражающие ангажированные интересы конкретных людей и политических групп; теории, лишённые своей научной «чистоты» и ставшие воплощением политического интереса и орудием политического влияния и действия.

ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – система последовательного подчинения структурных подразделений социальной власти от нижестоящего на социально-экономической, политической, профессионально-личностной лестнице к вышестоящему.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ (ОТ ЛАТ.INNOVATIО-УСТАНОВЛЕНИЕ) относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся устойчивой внутренней структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью своих функций.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов, выполняющий важную роль в становлении и развитии социальной системы.

ИНСТРМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ОТ ЛАТ.INSTRUMENTUM-ОРУДИЕ) - система социальных методов, технологий и приёмов, которые используются в ходе подготовки, проведения сбора данных и их обработки.

ИНТЕРВЬЮ - способ сбора информации, построенный по схеме «вопрос-ответ» и связанный с т.н. «непосредственным наблюдением за личностью».

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ - разновидность социального, обществоведческого исследования, его «ядро», играющее роль общетеоретической и методологической основы для специальных и конкретных социальных исследований в отдельных, частных общественных науках.

ИСТОЧНИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - носители информации о социальных объектах, явлениях и процессах.

КВОТА СОЦИАЛЬНАЯ – (от лат.quota – часть, приходящаяся на каждого) – доля, часть, норма отобранных для изучения, сопоставления, сравнения, классификации элементов социального порядка.

КОНТ ОГЮСТ (1798 – 1857г.г.) – французский социолог и философ, родоначальник позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки.

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), позволяющий посредством нормативного обеспечения целенаправленное воздействие на поведение людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

КОНФЛИКТ – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов.

КУЛЬТУРА - система представлений о мире и человеческой жизни, ценностей, норм и правил поведения, общих для людей, связанных определённым образом жизни, и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию как в рамках всего общества, так и социальной группы.

ЛИЧНОСТЬ - конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ –социологическое исследование на уровне общества и более или менее широких социальных групп, общностей и их взаимодействий. Сюда относятся общая теория, методология и история социологии, социология классов и других социальных групп, этносоциология. социология города, села, религии и др.

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ - социологическое исследование на уровне личностей и малых социальных групп и их взаимодействий. Особенно наглядно это проявляется в социологии личности и социологии семьи.

МАРКС КАРЛ (1818-1883г.г.) - основоположник материалистической социологии, согласно которой структуры общества, сознание и поведение живущих в нём людей анализируются через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в существующем способе реального производства, ибо эти факторы, а не субъективные мотивы, желания, идеи людей в конечном счёте определяют, с точки зрения данной концепции, характер социальных факторов.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ - различные способы и приёмы подхода к социальной реальности, её познания на теоретическом и эмпирическом уровнях, построения социологического знания.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – перемещение того или иного индивида или группы из одного социального страта в другой.

МОНИТОРИНГ - система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных.

МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - внутреннее побуждение к активности и деятельности личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее направленность этой активности и деятельности.

НАБЛЮДЕНИЕ – один из способов сбора первичной социологической информации, отличающийся минимальным вмешательством исследователя (наблюдателя) в естественный ход непосредственно наблюдаемых событий, явлений.

НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - неодинаковое социальное положение людей и их групп, своеобразно проявляющееся в своём конкретном содержании на различных этапах истории и в условиях разных стран.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - совокупность суждений и оценок различных социальных групп и слоёв населения по вопросам, представляющим для них интерес и отражающим их отношение к многообразным проблемам общественной и государственной жизни, возникающим социальным ситуациям, а также к деятельности отдельных личностей, партий, организаций и т.п.

ОБЩЕСТВО - более или менее крупная, устойчивая и целостная совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ - сложные взаимосвязанные иерархические социальные системы (крупные вторичные социальные группы),образуемые для достижения определённых целей.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ - одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, устойчивостью, системностью и широтой социальных связей.

ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ - совокупность областей (отраслей) социологической науки, изучающих социальных явления и процессы в отдельных сферах общественной жизни.

«ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» (ОТ АНГЛ. PUBLIK RELATIONS - ПУБЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ) - деятельность государственных и иных органов, организаций и учреждений, фирм, направленная на установление, упорядочение и развитие их связей с общественностью в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - одна из отраслей социологии, которая исследует социальные действия и социальные отношения в политической сфере в тесной связи с изучением деятельности социальных и этнических групп, поведения отдельных индивидов в отношении к власти.

РЕЛИГИИ СОЦИОЛОГИЯ - отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт и веру как состояние людей, включённых в деятельность данного института.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (ОТ ФР.REPRESENTATIF-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105. 65 Финансы и кредит всех форм обучения Уфа 2010

    Методические указания
    Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105.65 Финансы и кредит / Сост.: Л. Р. Загитова, Т.В. Исмагилова, Л.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе изложены рекомендации по изучению дисциплины «Социальное партнерство», структура предмета, тематические планы лекционных и семинарских, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, материалы
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..