Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рассчитать передаточные функции замкнутой САУ: относительно выходной величины по задающему воздействию и по возмущению , относительно сигнала ошибки ...полностью>>
'Документ'
У статті автором розглядаються особливості психологічного впливу дистанційного навчання працівників ВНЗ з використанням мережевих можливостей Інтерне...полностью>>
'Документ'
Импорт — таможенный режим, согласно которому товары ввозятся на таможенную территорию Украины для свободного обращения без ограничения срока их пребы...полностью>>
'Доклад'
Публичный доклад начальника отдела по работе с учреждениями образования Прокина Петра Семеновича "Итоги работы образовательных учреждений района...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семинар 10

1.Социология политики: политические отношения, интересы, институты, деятельность, система общества.

2. Социология экономики: объект и предмет, структура.

3. Социология города и деревни.

4. Социология молодежи: стратификация и социализация молодежи.

5.Социология занятости. Выбор профессии, престиж и привлекательность профессий.

6.Социология свободного времени: структура и классификация. Свободное время в жизни общества. Факторы, влияющие на свободное время.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Роль политических и экономических процессов в общественном развитии.

2.Каковы различия жизни и деятельности в городе и деревне?

3.Молодежь как социальная группа и демографическая группа. Молодежные движения и организации.

4. Специфические проблемы студенчества.

5.Для чего нужно изучать свободное время?

Семинар 11

1.Семья как социальный институт и малая социальная группа. Изменение функций семьи в современном обществе.

2.Общественное мнение как социально-психологическое явление. Факторы формирования и методы изучения общественного мнения.

3.Средства массовой информации как социальный институт.

4.Глобальные проблемы человечества и их роль в общественной жизни.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей.

2. Механизм формирования и функции общественного мнения.

3. Мнение о мире и мир мнений.

4. Роль СМИ в формировании общественного мнения.

5. Сплетни как социальное явление.

6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения.

7. Каналы восприятия и распространение слухов.

8. Слухи как социальный феномен.

9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".

10.Пути решения глобальных проблем

Семинар 12

Тестирование на допуск к экзамену.

Планы семинарских занятий для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов заочной формы обучения

  1. Объект, предмет и метод социологии, структура социологической науки.

  2. Функции социологии и ее место в системе социогуманитарных наук.

  3. Общие тенденции развития социологии в Европе и США.

  4. Позитивная теория О.Конта.

  5. Теория социальной эволюции Г.Спенсера.

  6. Теория о социальных фактах Э.Дюркгейма.

  7. «Понимающая» социология М.Вебера.

  8. Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса.

  9. Русский период научной деятельности П.Сорокина.

  10. Особенности развития социологии в России.

  11. Общество как социальная система. Основные сферы общества.

  12. Социальная структура и стратификация, причины возникновения. Понятия «социальный класс», «социальная группа». Особенности социально-классовой структуры России.

  13. Социальный институт, виды и функции. Факторы, влияющие на социальные институты.

  14. Социальные организации, основные свойства и особенности функционирования.

  15. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Социальные нормы и санкции и их роль в общественной жизни.

  16. Методология и методика социологических исследований. Программа социологического исследования. Принципы разработки, структура.

  17. Личность в социологии. Единство биологического, психического и социального. Типы личности

  18. Социализация личности, стадии и факторы социализации.

  19. Социальный статус и социальная роль личности.

  20. Религия как социальный институт общества. Влияние религии на развитие различных обществ (государств).

  21. Культура как социальный институт. Социальные ценности и нормы. Понятия «массовая культура» и молодежная субкультура.

  22. Сущность социального конфликта, причина и динамика развития социальных конфликтов. Классификация конфликтов.

  23. Социология управления. Субъект и объект управления. Методы и стили управления.

  24. Сущность, структура, функции семьи. Изменение функций в современном обществе.

  25. Общественное мнение как социально-психологическое явление. Функции, механизм формирования и методы изучения общественного мнения.

  26. Социально-профессиональная структура общества. Выбор профессии, престиж и привлекательность профессий.

27.Глобальные проблемы человечества и их роль в общественной жизни.

28.Средства массовой информации как социальной институт. Функции СМИ.

VI. Темы контрольных работ и домашнего задания

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

Контрольная работа представляет собой достаточно полное и оригинальное изложение соответствующей темы на основе определенных источников (литературных, нормативных, документальных и иных). Вопрос, который служит темой контрольной работы, должен быть изучен и освещен шире и обстоятельнее, чем в обязательной учебной литературе.

Подготовка контрольной работы включает: выбор темы; подбор литературы; нормативного и иного материала; предварительное изучение источников; составление плана; оформление контрольной работы; защита контрольной работы.

Рекомендуется следующая структура контрольной работы: план работы; введение; основная часть работы, раскрывающая тему; заключение; список использованной литературы; приложение.

Основную часть работы, в которой раскрывается тема, рекомендуется разбивать на параграфы или пункты.

Объем контрольной работы - 10-12 страниц печатного текста или 20 страниц рукописного текста формата А4 или 20 - 25 страниц рукописного текста в формате ученической тетради.

Работа аккуратно и разборчиво пишется от руки или текст набирается на компьютере (через 1,5 интервала, шрифт 14). Листы должны быть сброшюрованы и пронумерованы.

В тексте недопустимы сокращения слов, выражений, терминологических оборотов, названий работ, фамилий авторов, наименований органов или организаций.

Работа считается зачтенной после собеседования по ней с преподавателем на основе его письменной рецензии.

Вся тематика контрольных работ пронумерована. Сроки сдачи контрольных работ указаны в учебном графике. Их необходимо строго соблюдать.

Контрольная работа содержит два задания: теоретическое и практическое. Студент выбирает вариант теоретического задания по последней цифре в зачетной книжке.

Задание 0. Социология, ее место и роль в науке и обществе
1.Философия и социология. История и социология. В чем их соотношение и взаимопроникновение?

2.В чем состоит объект и предмет социологии?

3.Одна из базовых категорий социологии - «социальное». В чем его суть?

Задание 1. История становления и развития социологии

1.Общие тенденции развития социологии как науки в Европе, США и России.

Задание 2. Общество как целостная система

1.В чем заключается социологическое понятие общества?

2. Основные признаки общества.

3.Основные подсистемы общества (сферы общественной жизни).

Задание 3.Социальная структура общества; сущность, основные элементы, динамика

1.Что такое социальная структура общества?

2. Основные элементы социальной структуры общества.

3. В чем состоят основные тенденции развития современной структуры российского общества?

Задание 4. Организация как социальное явление. Организационные образования в современном обществе

1.Раскройте суть социальной организации и ее характерные черты
2.Каковы основные формы (виды) социальных организаций?

3.Раскройте проблему соотношения формальной социальной структуры и неформальной социальной структуры в организации.

4. Бюрократия как характеристика социальной организации. Недостатки и патология бюрократии в современном российском обществе.

Задание 5. Социальные институты общества: сущность и развитие
1.В чем сущность социального института? Его основные признаки?

2.Что такое институализация, назовите ее основные этапы?

3.Что Вы понимаете под дисфункцией социального института?

Задание 6. Личность как социальная система, субъект и продукт социальных отношений

1.Дайте социологическое определение личности. Какова структура личности?
2.Что такое социальный статус личности? Главный статус? Предписанный статус? Достигаемый статус?

3.Что такое социальная роль личности? В чем взаимосвязь социального статуса и социальной роли?

Задание 7. Культура в общественной системе

1.В чем состоит специфика социологического понимания культуры?
2.Что такое социокультурные нормы?

3.Какова структура культуры в социологии?

Задание 8. Социальные конфликты

1.Дайте определение социального конфликта. Укажите виды социальных конфликтов
2.Изложите этапы развития социального конфликта.

3.Раскройте особенности социальных конфликтов в современной России.

Задание 9. Методология и методика эмпирического социологического исследования.
1. Что такое методология социологического исследования?

2. Что такое методика социологического исследования?

3. Опишите структуру программы социологического исследования.

Второе практическое задание включает в себя составление программы социологического исследования. Для этого студенту необходимо: выбрать произвольную тему исследования; определить цель, задачи, основные понятия, ресурсы, предмет, объект исследования; сделать выборку исследования (генеральная и выборочная совокупность); определить методы исследования и методы обработки данных; составить бланки опросных листов (карточек наблюдения, анкет, тестов) в зависимости от метода сбора данных; расписать методику проведения исследования, исходя из теоретических аспектов данной темы.

Домашнее задание по социологии для студентов социально-экономического и финансового факультетов заочной формы обучения СФО

Составить программу проведения социологического исследования:

- выбрать произвольную тему исследования

- определить цель, задачи, основные понятия, ресурсы, предмет, объект исследования

- сделать выборку исследования (генеральная и выборочная совокупность)

- определить методы исследования и методы обработки данных

- составить бланки опросных листов (карточек наблюдения, анкет, тестов) в зависимости от метода сбора данных

- расписать методику проведения исследования, исходя из теоретических аспектов данной темы.

VII.Материалы тестовой системы

  1. Что является предметом социологии?

A. Человек.

B. Социальная жизнь человека, группы, общества.

C. Политические процессы

D. Экономические процессы

E. Общество

  1. Прикладная социология — это:

А. Макросоциологическая теория общества, раскрывающая универсальные закономерности и принципы данной области знания.

B. Совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социаль­ных технологий, конкретных программ и рекомендаций.

C.Социальная инженерия.

  1. Социология как наука возникла:

A. После Второй мировой войны.

B. В первой половине XIX века.

C. В XVIII веке.

D. При Платоне и Аристотеле

E. В 1988 году

  1. Кто ввел в научный оборот термин «социология»?

A. М. Вебер.

B. К. Маркс.

C. О.Конт.

D. П.Сорокин

E. Г.Спенсер

  1. Кому из перечисленных авторов 1) Дюркгейм, 2) Вебер, 3) Конт принадлежат следующие определения социологии?

A. Это позитивная наука об обществе.

B. Это наука о социальных фактах.

C. Это наука о социальном поведении, которое она стремит­ся понять и истолковать.

  1. Центральным понятием социологии К. Маркса является:

A. Общественно-экономическая формация.

B. Социальное действие

C. Социальное пространство.

  1. Дайте краткую характеристику социологических взглядов ученых:

1.

Э.Дюркгейм (1858-1917)

2.

О.Конт (1798-1857)

3.

П.Сорокин (1889-1968)

4.

К.Маркс (1818-1883)

5.

М.Вебер (1864-1920)

А. Закон интеллектуальной эволюции человечества. Социальная статика и динамика. «Курс позитивной философии» (1830-1842).

В. Материалистическое понимание истории. Теория общественно-экономических формаций.

С. Теория социального реализма. Выделение социологии в отдельную научную дисциплину. «Метод социологии» (1899). «О разделении общественного труда».

D. Концепция понимающей социологии. Теория социального действия. Формальные организации. «Протестанская этика и дух капитализма» (1904-1905). «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913).

E. Неопозитивисткая социология. Теория социальной стратификации и мобильности. «Система социологии» (1920). «Социальная мобильность» (1927).

  1. Какие из перечисленных функций относятся к функциям социологии:

А.Техническая, локальная, региональная, традиционная, эгалитарная.

В.Прикладная, прогностическая, социального контроля, познавательная, социального планирования.

С.Новаторская, компиляторская, включенная, априорная, реформаторская

D.Репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная

E.Экспрессивная, директивная, оценочная.

  1. Что такое общество?

A. Совокупность действующих личностей.

B. Совокупность различных пересекающихся групп людей.

C. Большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институ­тов и организаций.

  1. К каким понятиям относятся следующие определения:

1) «страна», 2) «государство», 3) «общество»?

A. Социальная организация, основой которой является соци­альная структура.

B. Часть света или территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

C. Политическая организация, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления.

  1. Что такое социальная структура?

A. Организация отношений между людьми.

B. Образец поведения.

C. Определенный способ связи взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняю­щих определенные социальные функции.

  1. Какие из предложенных определений характеризуют понятия: 1) «неравенство», 2) «стратификация», 3) «класс»?

A. Социальные группы, имеющие неравный доступ к богат­ству, власти и неодинаковый статус.

B. Условия, при которых люди имеют неравный доступ к со­циальным благам.

C. Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.

  1. Что понимается под социальной группой?

А. Любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии.

В. Группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других.

С. Любой коллектив, реальный или воображаемый, оцени­ваемый низко или высоко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее.

  1. Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству?

A. Сословие.

B. Класс.

C. Этнос

D. Нация

E. Профессия.

  1. Этнос — это:

A. Устойчивая группа людей, члены которой разделяют об­щее название и элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

B. Феномен биосферы, всегда связанный с вмещающим его ландшафтом.

C. Интеллектуальный конструкт, воображаемая общность, результат социализации человека.

  1. Какие из данных определений относятся к понятиям 1) «со­циальная система», 2) «социальное действие», 3) «социальный ин­ститут»?

A. Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и «ожидание» другого человека.

B. Явление или процесс, состоящий из определенной сово­купности элементов, находящихся во взаимных связях и отно­шениях и образующих единое целое.

C. Устойчивая, стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности.

  1. Какие из определений характеризуют понятия:

1) «социальная роль», 2) «социальный статус», 3) «ролевая система»?

A.Ранг или позиция индивида во взаимоотношениях с дру­гими, связанная с определенными правами и обязанностями.

B. Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

C. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

  1. Как называется изменение социального статуса личности?

A. Карьера.

B. Социальная мобильность.

C. Рейтинг.

  1. Установите соответствие понятий и определений:

1) «предписываемый статус», 2) «ранг», 3) «достигаемый статус»,

4) «несовпадение статусов», 5) «общественное разделение труда»?

A. Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени

B. Место статуса в иерархии

C. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению

D. Несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей

E. Функциональная связь статусов и ролей на основе

специализации и кооперации труда

  1. Установите соответствие понятий и определений:

1)«статус», 2) «роль», 3) «главный статус», 4) «социальный статус»,

5) «статусный набор»:

A) Динамическая характеристика статуса

B) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его

C) Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы

D) Социальное положение человека в обществе

E) Совокупность всех статусов данного индивида

  1. Социализация — это:

А. Обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам.

B. Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементар­ных правил общественной жизни.

C. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

  1. Укажите на принадлежность следующих статусов к предписанному или приобретенному виду: учитель, отец, профессор, сын, сестра, флегматик, русский, мужчина, горожанин, студент, спортсмен, больной, гений, монарх, президент, чемпион.

  2. Какой из предложенных подходов к определению семьи явля­ется специфически социологическим?

A. Семья — это малая группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений.

B. Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

C. Семья — это основанная на единой общесемейной дея­тельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105. 65 Финансы и кредит всех форм обучения Уфа 2010

    Методические указания
    Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105.65 Финансы и кредит / Сост.: Л. Р. Загитова, Т.В. Исмагилова, Л.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе изложены рекомендации по изучению дисциплины «Социальное партнерство», структура предмета, тематические планы лекционных и семинарских, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, материалы
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..