Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
начальник відділу навчальних закладів та підвищення кваліфікації управління роботи з персоналом Міністерства сім'ї, молоді та спорту України (за згодо...полностью>>
'Документ'
Среди научных методов познания в ХХ веке сформировался универсальный и эффективный метод моделирования. Исследуя всё более сложные явления (объекты, ...полностью>>
'Задача'
щодо проведення фахового вступного випробування для осіб, які вступають на навчання за освітньо-професійними програмами підготовки СПЕЦІАЛІСТІВ зі спе...полностью>>
'Руководство'
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ СИСТЕМ ОХРАННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ДОМОФ...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

III.Содержание дисциплины «Социология»

Вводная тем а. Социология как отрасль знания и учебная дисциплина.

Предмет и содержание, цели и задачи дисциплины, ее роль в системе подготовки специалистов. Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория «социального» в предметной области социологии. Место и роль социологии в системе гуманитарных наук.

Тема 1.История становления и развития социологии.

Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки возникновения социологии как науки. О.Конт - родоначальник социологии. Развитие социологических теорий Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето. Социология в США: социологические традиции и направления. Особенности формирования и развития социологической мысли в России и Башкортостане. Современный этап развития социологии.

Тема 2.Общество как социальная система.

Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия “система” и “общество” и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как системы. Основные сферы общества, их взаимодействие. Особенности и проблемы развития российского общества.

Тема 3.Социальная структура и стратификация.

Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Основные концепции социальной стратификации: теория классовой структуры общества К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина и др.авторов Понятия: «социальный класс», «социальная группа», «социальный статус», «социальная мобильность». Особенности социально-классовой структуры России и ее перспективы.

Тема 4.Социальные институты и организации.

Понятие “социальный институт”. Институт как элемент социальной системы общества. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Функции, цели и задачи социальных институтов. Закономерности функционирования институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и сферы их влияния. Механизмы, структура и функции организаций как социальных групп. Существенные признаки организации. Типология организаций. Формальные и неформальные социальные организации. Отношения между организациями.

Тема 5.Социология личности.

Человек как биосоциальная система. Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности. Социальное поведение. Социальная среда, активность и развитие личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности, факторы, стадии. Десоциализация и ресоциализация. Ценностные ориентации личности. Социологические концепции личности.

Тема 6. Социология семьи.

Семья как социальный институт и малая социальная группа. Институт брака. Типы семьи. Функции семьи. Изменение функций семье в современном обществе. Конфликты в семье. Особенности семейно-брачных отношений. Причины разводов.

Тема 7. Культура как система ценностей и норм.

Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Специфика социологического подхода к понятию «культура». Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Функции культуры. Социальная культура и культура социальной жизни. Субкультуры и контркультуры. Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших. Понятие «массовая культура», время и причины возникновения. Причины возникновения молодежной субкультуры. Виды неформальных молодежных объединений, существующие в современной России. Особенности развития современной культуры.

Тема 8.Социология религии.

Религия как сложный социальный феномен, предполагающий религиозное сознание, религиозные общности людей, религиозные учреждения и организации, нормы и культурные отношения. Функции, структура, типы религий. Мировые религии и их основные направления. Влияние религии на развитие различных обществ (государств). Современная религиозная ситуация в России.

Тема 9.Социальный контроль.

Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др. Механизмы социального контроля. Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Отклоняющееся и преступное поведение.

Тема 10.Социология управления.

Сущность и содержание социального управления. Особенности социологического подхода к управлению. Субъект и объект управления. Законы, принципы и методы социального управления. Управленческие отношения как результат и фактор организации управленческой деятельности. Управление в организации. Стили управления. Управленческие решения.

Тема 11.Социология политики и общественного мнения.

Социология политики как часть социологической науки. Предмет политической социологии, структура, функции, основные направления. Предмет, социальная природа и сущность общественного мнения. Факторы, влияющие на формирование общественного мнения. Специфика общественного мнения различных общностей. Возникновение и стадии формирования общественного мнения.

Тема 12.Социальные конфликты.

Теории социальных конфликтов (К.Маркса, Г.Зиммеля, Р.Дарендорфа, Л.Козера). Понятие и функции социального конфликта. Классификация конфликтов. Основные стадии возникновения и развития социального конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Методы разрешения конфликтов. Последствия социального конфликта. Особенности социально-классовых и межнациональных конфликтов в России.

Тема 13.Методология и методика социологического исследования.

Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Классификация социологических исследований. Основные этапы социологического исследования. Программа социологического исследования. Методы выборки, сбора и обработки социологических данных. Применение и использование результатов социологических исследований.

Для заочной и сокращенной форм обучения тематика лекций определяется на основании реальной часовой лекционной нагрузки и доводится до сведения студентов в начале семестра. Остальные темы, не вошедшие в лекционную нагрузку, предлагаются к самостоятельному изучению.

IV.Методические указания по изучению дисциплины «социология»

1.Общие методические указания

Процесс освоения предмета, преследующий цель – приобретение студентом целостной системы социологических знаний, включает аудиторные и внеаудиторные формы работы.

Обучение предполагает последовательное освоение лекционного курса, творческий подход к семинарским занятиям и самостоятельную работу. В лекционном курсе раскрываются основные темы данной дисциплины, трактуются наиболее важные кардинальные проблемы курса. На практических занятиях учащиеся применяют полученные знания на базе творческого и самостоятельного подхода к выносимым на семинар проблемам. Это может быть достигнуто при активном участии студента в дискуссиях, внимательном отношении и изучении предлагаемых для обсуждения материалов, творческом отношении и добросовестном изучении необходимым социологических источников. Обращаем особое внимание на то, что часть материала выносится на самостоятельное изучение. Причем наиболее значительная его часть приходится на заочную форму обучения.

Самостоятельная работа предполагает внимательное ознакомление студента с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по социологии и Программой учебного курса. Эти документы служат основным ориентиром в ходе подготовки учащегося как в целом по предмету, так и по отдельным темам, определяя место и объем каждого рассматриваемого вопроса в общем контексте курса.

Особое внимание следует обращать на понятийный аппарат. Изучая материал, необходимо в каждой теме четко уяснить основные понятия и термины.

Следует подчеркнуть, что каждый учебник или учебное пособие имеет свою логику построения, которая может и не совпадать с Программой учебного курса.

Это необходимо учитывать при выборе учебных материалов и работе с ними. Старайтесь выбирать ту литературу из рекомендованной, которая написана более понятным для вас языком, и изучать ее последовательно по разделам и главам, не пропуская материал. В процессе работы обращайтесь к Программе учебного курса, с тем чтобы определить, какие темы вами изучены, а какие требуют привлечения других материалов.

2.Методические указания по работе над учебными лекциями по дисциплине «Социология»

Одной из важнейших активных форм обучения является лекционный курс. Здесь нужно обратить внимание на следующие проблемы.

Во-первых, лекция преподавателя представляет собой авторский курс предмета и не является пересказом какого-либо учебника или учебного пособия. Основываясь на собственном педагогическом и научном опыте, лектор представляет проблемный подход к изучению социологии, выделяя наиболее значимые и важные вопросы, определяющие развитие нашего государства. В то же время, основываясь в обязательном порядке на требования Государственного образовательного стандарта и Учебной программы, он освещает все основные темы курса. Кафедра не допускает стандартизации лекционных курсов, поэтому в данной методичке отсутствует подробный план лекционного курса, а дана лишь его тематика, носящая для лекторов рекомендательный характер. При этом кафедра рассматривает и утверждает планы авторских лекционных курсов каждого преподавателя.

Во-вторых, лекции и семинары тематически скоординированы. Это создает возможность для студента творчески подготовиться к семинарскому занятию, размышляя над трактовкой вопроса, представленного в лекции и выносимого в дискуссию в студенческие аудитории.

В-третьих, студенту не следует стремиться дословно записывать лекции. Овладение навыками конспектирования предполагает выделение в тексте лектора основных идей, положений, обобщений и выводов. Записи лекций впоследствии в ходе самостоятельной работы целесообразно дополнять сведениями из источников и литературы с тем, чтобы их использование в ходе семинарских занятий и последующего изучения стало стимулом к самостоятельной студенческой творческой деятельности.

В-четвертых, наиболее творчески успешными лекциями считаются те, в ходе которых устанавливается контакт между лектором и аудиторией. В этой связи отметим, что вашей реакцией на излагаемый материал могут стать, например, вопросы, задаваемые преподавателю, как в письменной, так и в устной форме. Обратим внимание здесь лишь на то, что если письменные вопросы можно подавать в ходе лекции, то устные вопросы и замечания должны быть до начала или в конце занятия, чтобы не мешать ходу занятий.

В-пятых, мнение, излагаемое лектором, должно побудить студентов к самостоятельному размышлению над проблемами. Вполне допустимо такие положение дел, когда студент может не согласиться с предлагаемой трактовкой вопроса. Отметим здесь, что научная дискуссия предполагает наличие аргументированных взглядов и позиций. Поэтому, вступая в полемику с преподавателем, позаботьтесь о том, чтобы ваши доводы и аргументы носили обоснованный и деловой характер.

3.Методические указания по подготовке к семинару и участию в их работе

Планы семинаров носят рекомендательный характер.

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу «Социология». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в социологии невозможно.

Главным условием усвоения данного курса является активная самостоятельная работа студентов, тщательная подготовка к каждому семинарскому занятию. Только так приобретается необходимый навык творческой работы и закрепляются полученные знания. Формы семинара – деловая игра, дискуссии, обсуждение и т.д. – определяются уровнем знаний и подготовки студентов и избираются преподавателем. Подготовка, а в ряде случаев и проведение занятия могут быть возложены и на студентов. Учащиеся могут вносить и свои предложения по формам изучения отдельных тем.

В любом случае вузовский подход к семинару предполагает не только вопросно-ответный метод, сколько самостоятельное и творческое обсуждение наиболее актуальных и значимых проблем, развитие способности студентов к самостоятельному мышлению, анализу и обобщению социологической информации.

Знание лекционного курса, основных положений учебников и социологических терминов, является необходимым условием организации плодотворного общения преподавателя и студента на семинаре.

V.Планы семинарских занятий

Планы семинарских занятий для студентов социально-экономического

и финансового факультетов дневной формы обучения ПФО

Семинар 1

  1. Научное познание общества.

  2. Понимание содержание объекта и предмета социологии в различных социальных концепциях, различными авторами.

  3. Содержание функций социологии, их взаимосвязь.

  4. Структура социологического знания.

  5. Связь социологии с другими науками.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания?

2.Что изучает социология и каковы ее функции?

3.В чем отличие социологии от других общественных наук?

4.Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука?

5.Как определить предметную область социологии?

6.Понятие “социальное” и его роль в социологическом познании?

7.Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

8.Какую роль в общественном развитии играет социология?

Семинар 2

1. Позитивная теория О.Конта.

2. Теория о социальных фактах Э.Дюркгейма.

3. Теория социальной эволюции Г.Спенсера.

4. «Понимающая» социология М.Вебера.

5.Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса.

6. Русский период научной деятельности П.Сорокина.

7.Особенности развития социологии в России.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Какова роль О.Конта в возникновении социологии как науки?

2.Каковы социологические воззрения Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера?

3.В чем основные принципы позитивизма и неопозитивизма?

4.В чем особенности русской социологической мысли?

5.Какие исторические условия и теоретические предпосылки способствовали развитию русской социологической науки?

6.Какие Вы можете назвать основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке?

7.Какие течения, школы и направления существуют в современной западной социологии?

Семинар 3

1. Общество как социальная система. Взаимосвязь общества и природы.

2.Основные концепции социальной стратификации: теория классовой структуры у разных социологов (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин).

3. Социальная структура и стратификация, причины возникновения. Понятия «социальный класс», «социальная группа». Особенности социально-классовой структуры России.

4.Социальный институт, виды и функции. Факторы, влияющие на социальные институты.

5.Социальные организации, основные свойства и особенности функционирования.

6.Виды социальных организаций (формальные и неформальные), их преимущества и недостатки.

7.Определите факторы внутренней и внешней среды, влияющие на эффективность функционирования организации, в которой Вы учитесь, работаете (БИСТ, строительная фирма, банк…)

Вопросы для самостоятельной работы

1.Какие концепции и направления социальной стратификации Вы знаете?

2.Как определял понятие “социальная стратификация” П.Д.Сорокин?

3.Каковы формы социальной стратификации?

4.Влияет ли на процесс стратификации социально-экономический статус?

5.Что такое “социальная группа”?

6.Какие факторы влияют на формирование социальной группы?

7.Какие существуют типы социальных групп?

8.Каково понятие “социальной общности”?

9.Какие характерные черты социальной общности?

10.Какая совокупность людей называется этносом?

11.Как соотносятся между собой понятия “общество”, “социальная система” и “социальная структура”?

12.Какие важнейшие социальные институты общества Вы знаете?

13.Что входит в понятие “социальный институт” и какового его соотношение в понятием “социальная система”?

14.Какие функции в обществе выполняет социальная организация?

15.Какие типы социальной организации существуют в обществе?

Семинар 4

1.Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Функции социального контроля. Механизм социального контроля.

2.Элементы социального контроля: нормы и санкции. Типология норм и санкций.

3. Социальное поведение и его виды.

4.Привести примеры следующих явлений из художественной литературы:

  • социальная структура общества

  • социальная мобильность (восходящая, нисходящая)

  • миграция

  • социальные нормы

  • социальные санкции

  • социальные роли и статусы (предписанные, приобретенные)

  • социальное поведение

  • социальный конфликт

  • девиантное поведение

  • социальная организация

Вопросы для самостоятельной работы

1.Как соотносятся между собой понятия “социальная норма”, “социальный порядок”, “социальный контроль”?

2.Каковы функции социального контроля?

3.Через какие способы осуществляется контроль?

4.Каковы элементы и механизмы социального контроля?

5.Что такое социальные санкции?

6.Что из себя представляет понятие отклоняющееся (девиантное) поведение?

7.Какие Вы знаете теории, объясняющие причины отклонений?

Семинар 5

1.Классификация конфликтов. Понятие «социальный конфликт».

2.Причины возникновения и методы разрешения социальных конфликтов.

3.Особенности социально-классовых и межнациональных конфликтов в России.

4.Сущность и особенности социального управления. Этапы процесса управления.

5.Управленческие решения: виды и их роль.

6.Управленческие отношения как результат и фактор организации управленческой деятельности.

7.Определите методы непосредственного управленческого воздействия, использующиеся руководством на уровне личности, групп и организации в целом.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Как Вы определите понятие “социальный конфликт”?

2.В чем причины межнациональных конфликтов?

3.Какие методы используются для разрешения межнациональных конфликтов?

4.Где и кем осуществляется управление?

5.Каковы стили управления?

6.В чем отличие социального управления от экономического и политического?

Семинар 6

1.Специфика социологического подхода к понятию «культура».

2. Понятие «массовая культура», время и причины возникновения.

3. Причины возникновения молодежной субкультуры. Виды неформальных молодежных объединений, существующие в современной России.

4.Современное состояние культуры

5. Мировые религии и их основные направления.

6. Влияние религии на развитие различных обществ (государств).

7. Современная религиозная ситуация в России.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Как определяет понятие “культура” Т.Парсонс?

2.В чем единство и многообразие культур?

3.Каковы типы культур?

4.Что из себя представляет понятие “культура образа жизни”?

5.В чем функции культуры?

6.Дайте определение следующим понятиям: массовая культура, субкультура и контркультура?

7.Что такое социокультурные ценности?

Семинар 7

1.Социальный статус личности. Виды статусов. Статусный набор. Основной статус.

2.Социальная роль личности. Ролевое ожидание и поведение. Ролевой конфликт.

3.Социализация личности: стадии и факторы социализации. Десоциализация и ресоциализация.

4.Понятие «личности» в социологии, психологии, педагогике. Общее и особенное в предмете изучения.

5.Социология личности. Единство биологического, психического и социального.

6.Определите направленность личности современного студента.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Каково соотношение понятий “человек”, “индивид”, “личность” и “индивидуальность”?

2.В чем состоит механизм социализации личности?

3.Что такое социальный статус личности?

4.Что означает понятие “девиация”?

5.Что такое социальная роль личности?

6.Какие основные факторы определяют развитие девиантного поведения в обществе?

7. Какие основные типы отклоняющегося поведения в концепции Т.Мертона?

Семинар 8,9

1.Организация и проведение социологических исследований. Механизм проведения. Программа социологического исследования.

2.Наблюдение как метод социологического исследования. Природа наблюдения, виды, этапы.

3.Опрос в социологическом исследовании. Виды опроса. Требования к интервьюеру. Классификация вопросов в анкетировании.

4.Анализ документов в социологическом исследовании. Контент-анализ: техника проведения.

5.Эксперимент как метод социологического исследования: виды, условия проведения.

6.Методы обработки и анализа социологической информации.

7.Использование и применение результатов социологических исследований.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Что представляет собой программа социологического исследования?

2.Что такое объект и предмет исследования?

3.В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов?

4.Что такое репрезентативность выборки?

5.Какие методы сбора социологической информации Вы знаете?

6.В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?

7.Как применяется метод наблюдения и каковы его виды?

8.Какие виды опроса используются в проведении социологических исследований и каковы их особенности?

9.Где и когда используется метод социального эксперимента?

10.Какие методы применяются для анализа данных?

11.Как пишется отчет о проведении социологического исследования?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105. 65 Финансы и кредит всех форм обучения Уфа 2010

    Методические указания
    Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105.65 Финансы и кредит / Сост.: Л. Р. Загитова, Т.В. Исмагилова, Л.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе изложены рекомендации по изучению дисциплины «Социальное партнерство», структура предмета, тематические планы лекционных и семинарских, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, материалы
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..