Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Медалисты - наша гордость В Вузах славятся всегда. Наших дел, стремлений твёрдость Мы проносим сквозь года....полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образован...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020100 по напр...полностью>>
'Закон'
Это поэтическая строка для работников образования имеет особое звучание и значение: по традиции, которая насчитывает несколько десятков лет, мы ежего...полностью>>

Малого этноса (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Благовещенский государственный

педагогический университет

АМУРСКИЕ ЭВЕНКИ

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ

МАЛОГО ЭТНОСА

Сборник научных трудов

Выпуск I

Благовещенск

2004

ББК

Печатается по решению редакциониздательского совета Благовещенского государственного педагогического университета

Амурские эвенки: Большие проблемы малого этноса: Сборник научных трудов /Под ред. проф. Г.В. Быковой. - Выпуск I. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 266 с.

В сборнике представлены материалы о социально-экономическом, демографическом, экологическом и лингвокультурологическом состоянии коренного малочисленного народа Приамурья – амурских эвенков.

Редакционная коллегия:

Г. В. Быкова - д.ф.н.проф. БГПУ (отв. редактор);

В. И. Серебренников – ст.н.с. АмурКНИИ ДВО РАН;

А.Г. Иванкина – председатель Ассоциации КМНС Амурской области, судья;

Д.М. Берелтуева – к.ф.н., доц. ХГПУ;

Г.И. Варламова – д.ф.н., в.н.с. НИИ национальных проблем КМНС;

Е.Ф. Афанасьева – к.ф.н., доц. Бурятского госуниверситета.

На обложке – фрагмент наскальной живописи древних эвенков близ с. Усть-Нюкжи.

ISBN

© Благовещенский государственный педагогический университет, 2003

Введение в науку о языке

(краткий элективный курс по русскому языку для учащихся гимназий, лицеев и профильных филологических классов общеобразовательных школ)

автор – д. ф. н., проф. Быкова Г.В.

Вместо предисловия

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: первый день самый плохой, а во второй день – самый лучший.

В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил язык.

  • Почему ты подаешь одни языки?

  • Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, соримся… Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Языком мы говорим: умри, каналья, раб… Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день на первое, второе и третье Эзоп снова подал одни языки. Хозяин и гости изумились: ?????!!!!!.

  • Мне велено приготовить самый лучший обед, - пояснил невозмутимо Эзоп, - а что для философа может быть лучше языка? При помощи языка изучаются науки и получают знания, посредством его мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Языком мы говорим: Родина, мама, любимая. Нет ничего лучше языка!

Все базовые функции языка – коммуникативная (общения), мыслеформирующая (язык как мышление словами), когнитивная (познавательная) и воздействующая – нашли отражение в яркой притче об Эзопе и языке. Нет языка плохого или хорошего, нет у человека «ничего лучше языка». Иначе говоря, язык всегда хорош, плохой может быть речь, когда носитель языка создает из хорошего языка плохую речь. А чтобы этого не случилось, надо постичь язык, прикоснуться к его тайнам и загадкам. С этой целью еще в глубокой древности появилась специальная наука о языке - лингвистика (языкознание, языковедение). В наши дни она продолжает бурно развиваться.

Не секрет, что уроки русского языка не очень-то любимы школьниками. Часто, не видя связи между явлениями языка, тратя дни и годы на усвоение орфограмм, механическое заучивание схем фонетического, морфологического или синтаксического разбора, учащиеся приобретают стойкое неприятие к занятиям родным языком.

Уверена, что знакомство с основами лингвистики, новые углубленные знания о языке помогут разбудить у школьников лингвистическую наблюдательность, сформируют научную компетенцию, «языковое чутье» и восторженное изумление чудом - языком, переданном нам предыдущими поколениями как бесценный дар, как живую деятельность народа-языкотворца (энергейю), а не «конечный продукт», не поверхностные структуры в виде перечней слов, категорий и схем - эргон (В. фон Гумбольдт). Разве не показательно, что сам термин «филология» прямо указывает на любовь к языку, к Слову: (греч. рhileo – “люблю” и logos – слово). Факт весьма примечательный и поучительный: любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета – бережно относиться к слову, к языку, стремиться обнаружить в нем скрытые ценности и овладеть ими. Что такое язык? Как он устроен? Из каких частей состоит? Как взаимодействуют эти части? Как связан язык с деятельностью человека? Возможно ли совершенствование языка и его носителя? Можно ли придумать язык? Блестящий лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ писал: «Пусть большая часть образованного общества в своих взглядах на науку не возвышается над умственным уровнем животного: пусть она ищет в науке только выгоду и удобство. Но найдется всегда определенное количество чудаков, ищущих в науке только знаний и расширения своего умственного кругозора. В их числе будет всегда также маленькая горсточка чудаков в квадрате, которые признают язык в качестве предмета, достойного исследования, а языкознание, таким образом, как науку, равноправную с другими науками» - это о лингвистически одаренных людях, влюбленных в этот свой чудный дар, который прирастает и обогащается нелегким трудом самопознания и самовыражения. И сделать это, как утверждал Сервантес, «можно только через дверь языка».

Автор – тот самый «чудак в квадрате»,

доктор филологических наук, профессор Быкова Г.В.

Что изучает лингвистика

Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), или языковедение – наука о естественном человеческом языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира.

Лингвистика изучает язык. Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем, которая служит средством общения людей.

Язык как объект лингвистики – это общее, единое сокровище, которым владеет каждый народ как единое целое. Это достояние передается из поколения к поколению, из века в век, расходуясь, но не уменьшаясь, а только постепенно прирастая и обогащаясь.

Единицами языка служат знаки. Знаки – это элементы языка, они бывают простые и сложные (звуки, слова, словосочетания, предложения и т. д.). Знаки организованы в систему.

Знак в широком понимании – это материальный носитель социальной информации. Это нечто произнесенное и записанное, что указывает своим присутствием на другое. Знак – это заместитель. Например, звуковой комплекс слон указывает на крупное животное на мощных ногах, с хоботом. Чтобы на него указать, совсем не обязательно тащить в класс слона, достаточно произнести звуковой комплекс «слон», и все сразу поймут, о ком мы хотим рассказать.

Основной знак языка - слово, главной функцией которого является наименование предметов (компьютер, дерево, хлеб), явлений действительности (гроза, ветер, молния), признаков (мягкий, веселый, зеленый), чисел (пять, сто, шестнадцать), действий (писать, думать, прыгать), состояний (грустить, мыслить, радоваться) и т.д.

Ученые предполагают, что язык возник раньше таких важнейших явлений в истории человечества, как искусство (декорированным деревянным и костяным предметам – более 25 тысяч лет, наскальной живописи – около 14 тысяч лет), как приручение животных и окультуривание растений (это произошло 10-6 тысяч лет назад). На самом деле у людей нет одного общего языка. Языков на Земле очень много (считается, что всего их около пяти тысяч или даже больше). Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего. Все языки устроены по-разному. Языки, как и люди, могут рождаться и умирать. А еще они, тоже как люди, могут быть родственниками, и даже образовывать «семьи».

Предположительно, первоначальный язык человека существовал как единый язык. Около 30 тысяч лет назад люди расселились по Западной Евразии. В период между 20-ым и 10-ым тысячелетиями до нашего времени язык человека разделился на несколько макросемей, из которых позже произошли языковые семьи, существующие в наше время.

Методологические основы лингвистики

Методология (от греч. méthodos – путь исследования, теория и lógos – слово, учение) – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследования, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания. Методологией любой науки является философия. Философские взгляды, на которые опираются исследователи при изучении объекта, называются методологической базой.

Современное языкознание опирается на две разные философские школы: материалистическую и идеалистическую. Материализм – это научное философское направление, признающее, что мир материален, что материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания, что материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично. Высшей формой материализма является диалектический материализм, т.е. учение о развитии, рассматривающее окружающую нас реальность в движении, в противоречиях.

Идеализм – философское направление, которое считает дух, идею первичным, а природу, материю вторичным.

Языкознание, опирающееся на философию идеализма, исходит из того, что язык по отношению к человеку первичен, существовал до него. Язык господствует над человеком, при этом первичным признаётся смысл. Материальные элементы языка - звуки - вторичны по отношению к смыслу.

Языкознание, принимая за базовую

философскую школу материализма, исходит из представления о том, что язык - это свойство человека, а каждое свойство вторично, т. е. язык вторичен по отношению к человеку и его сознанию. Опираясь на разные философские школы, по-разному трактуя язык - как явление материальное или идеальное - лингвистические школы и направления пытаются объяснить основополагающие вопросы языкознания: связь языка с мышлением, с обществом, с культурой, пытаются решить проблему развития языка, его функций и свойств.

Языкознание относится к общественным (социальным) наукам, т.е. к наукам об обществе и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления.

Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

На какие вопросы отвечает лингвистика

Лингвистика устанавливает природу языка, т.е. к каким яв­лениям следует отнести язык: к биологическим, физическим, психи­ческим или общественным. Языкознание выясняет, чем язык отлича­ется от других явлений жизни. Трудно перечислить все вопросы, ответ на которые дает лингвистика, но можно выделить важнейшие из них.

Первый вопрос общего языкознания - какова сущность языка, его отношение к обществу и мышлению.

Второй вопрос - какова структура языка, его строение? Здесь рассматриваются главные стороны языка. Что представляет собой звуковая сторона языка? Из каких составных частей и единиц она построена? Что такое звуки? Что такое лексика? Что называется словом? Что такое грамматический строй? Что такое части речи, члены предложения и предложение?

Третий вопрос - проблема системности. Системность языка - это внутренне организованная совокупность его элементов, связанных определенными отношениями. Системность проявляется на всех уровнях языка (на фонемном, лексическом, грамматическом). Язык -это строжайше организованная система, закономерно согласованное единство сторон, частей и единиц, где каждая отдельная сторона или единица связана со многими другими сторонам, частями и единицами.

Четвертый вопрос - по каким направлениям изменяется язык; каковы причины этих изменений; каковы основные формы существования и развития каждого языка, каковы главные этапы его развития; как возник язык и началось его развитие?

Пятый вопрос - как возникло и развивалось письмо, как соотносятся письмо и звучащая речь, что такое орфография и каковы ее принципы?

Шестой вопрос -: на основе каких принципов объединяются языки в группы, классы и т.д.? (классификация или типология языков).

Седьмой вопрос – какие методы использует лингвистика (сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный, экспериментальный, психолингвистический и т.д.)?

Восьмой вопрос - проблема практического приложения научных знаний о языке к решению практических задач (преобразование текстов в иноязычную форму – перевод, том числе и машинный. Создание и изучение искусственных языков, стандартизация и унификация терминологий, разработка методов автоматической переработки текстов (аннотирования, реферирования и т.д.). Эти и другие вопросы рассматриваются прикладной лингвистикой.

Десятый вопрос - как связана лингвистика с другими науками? Этот процесс - часть общего процесса сближения наук, ранее считавшихся различными. Недавно возникли такие направления, или области в современном языкознании, как математическая лингвистика (занимается исследованием языка математическими методами), социолингвистика (изучает воздействие социальных факторов, влияние общества на язык), психолингвистика (изучает психологические механизмы порождения и понимания высказывания), этнолингвистика (в широком смысле - изучает отношение языка и культуры народа), семиотика (наука, изучающая все знаковые системы, передающие информацию), когнитивная лингвистика (исследует, какими знаниями обладает человек, в какой форме они представлены в голове человека, как они приходят к нему, как он пользуется ими), философская лингвистика (рассматривает язык как пространство мысли и как «дом духа»), лингвокультурология (изучает язык как продукт культуры, как фактор формирования культурных кодов. Язык - это путь, по которому мы проникаем не только в современную ментальность нации, но и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя

И еще много важных вопросов стоят перед языковедами.

Язык не только отражает реальность, но интерпретирует ее, создавая особую реальность – языковую картину мира, в которой живет человек. Именно по­этому философия рубежа тысячелетий развивается на базе исполь­зования языка. А. М. Хайдеггер, выдающийся мыслитель нашего вре­мени, назвал язык «домом бытия», «домом духа». Поэтому и лингвистика, наука о языке, занимает авангардные методологические позиции в системе всякого гуманитарного знания и обойтись без ее помощи при изу­чении культуры невозможно. Выводы лингвистики являются ключевыми для многих гуманитарных наук.

Из каких разделов состоит лингвистика

Лингвистика имеет сложный внутренний состав. Она включает в себя целый ряд самостоятельных наук, изучающих различные стороны языка.

Фонетика - наука о звуках языка, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также об ударении и интонации (не только в современном состоянии, но и в историческом плане).

Лексикология - наука о словарном составе языка и законо­мерностях его исторического развития.

Грамматика - наука о способах и средствах построения и изменения слова, о способах и средствах построения предложения. В соответствии с внутренним делением грамматики языка она как учение подразделяется на морфологию и синтаксис.

Морфология - учение о способах и средствах построения и изменения слов.

Синтаксис - учение о способах и средствах построения пред­ложений.

Словообразование - учение о способах и средствах образования новых слов от уже существующих; о типовых отношениях, сложившихся в языке между производящими и производными словами.

Семантика (или семасиология) - наука, рассматривающая значение, смысл языковых единиц - морфем (корней, суффиксов, приставок), лексем (слов как единиц словаря); словосочетаний и предложений.

Стилистика - наука об основных разновидностях языка и речи, или стилях (о разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом, литературно-художественном).

В зависимости от того, что изучается - изменение языка во времени (развитии) или его функционирование, наука о языке тоже членится на описательную лингвистику и историческое языкознание.

Языкознание может быть общим, т.е. изучающим свойства, присущие любому языку, и частным, т.е. изучающим какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, англистика, славистика, тюркология, китаистика и др.

Как появился язык

(гипотезы происхождения языка)

Человек с древних времен пытался объяснить, как же появился язык. Существует несколько гипотез происхождения языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. Народы ранних цивилизаций в мифах и легендах высказывали различные догадки об этом. В основе древнейших из них – уверенность в божественном происхождении языка: язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Гипотезы божественного происхождения языка. Согласно индийским Ведам (XX век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога. В Упанишадах, религиозных текстах Х века до н.э., говорится о том, что сущее сотворило жар, жар - воду, а вода - пищу, т.е. живое. Бог, входя в живое, создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода - на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.

Во второй главе Библии (Ветхий завет) говорится: « И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие, 2, 15-22).

Согласно Корану, Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами».

Однако позже, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков: На всей земле был один язык и одно наречие...И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык: и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, 11, 5-9). В легенде о Вавилонской башне отразилась попытка объяснить, почему люди говорят на разных языках.

Евангелие от Иоанна начинается следующими словами, где Логос (слово, мысль, разум) приравнивается к Божественному: «В начале было Слово [Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

В древнегреческой мифологии посредником между богами и простыми смертными был Гермес, «вестник богов», покровитель ораторов. Согласно другой, более поздней версии, люди воспользовались словами, данными Богом. А потом сообща придумывали остальные слова, договариваясь всякий раз между собой, как назвать тот или иной предмет.

А что говорит о происхождении языка наука? Конечно, ученые не могут установить дату, весь «набор» звуков, возможности их соединения, значение первых языковых единиц. Но можно установить, когда и в каких условиях должна была появиться и появилась человеческая речь, какими были наиболее общие черты первого языка.

Античные гипотезы

Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы - сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».

Фюсей

Сторонники природного происхождения названий предметов (букв. с греч. по природе), в частности, Гераклит Эфесский ( 535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена - это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Тесей

Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы установления названий по соглашению, договоренности между людьми ( букв. с греч. по установлению). К ним относились Демокрит из Абдер (470/460 - первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э). Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по несколько значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, например, Аристокл с прозвищем Платон ("широкоплечий") вошел в историю. Сторонники тесей утверждали, что имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон даже называл своих рабов союзами и частицами (напр., «Но, ведь»), чтобы подтвердить свою правоту. На это сторонники фюсей ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно.

Платон в своем диалоге «Кратил», названном по имени сторонника фюсей, который спорил с Гермогеном, приверженцем тесей, предложил компромиссный вариант: имена создаются установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит имя плохо установлено или искажено обычаем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Малого этноса (2)

    Документ
    Амурские эвенки: Большие проблемы малого этноса: Сборник научных трудов /Под ред. проф. Г.В. Быковой. - Выпуск I. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 266 с.
  2. Петрозаводский государственный университет в. М. Пивоев этнос и нация: проблемы идентификации петрозаводск Издательство Петргу 2006

    Документ
    Каждый человек от рождения включен в какую-либо группу, социальную общность, которая может существенно отличаться от других общественных групп. В процессе социализации он однажды замечает это и задает вопросы о причинах различия людей.
  3. Функционирование бесписьменного языка малой народности в условиях полиэтнического социума (на материале шугнанского языка в таджикско-русском окружении)

    Автореферат
    Защита состоится «_4_» октября 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук Воронежского государственного университета (394006, г.
  4. Малая рериховская библиотека н. К. Рерих восток-запад

    Документ
    Взаимодействие культур Востока и Запада, их общие истоки и элементы будущего синтеза в процессе космической эволюции человечества - темы очерков Н.К.Рериха, включенных в настоящий сборник.
  5. Малая и Великая Русь. «Украина» и «украинцы»

    Документ
    Термины Малая и Великая Русь в исторических документах появляются в лишь 14 веке и не имеют ни этнографического ни национального значения. Эти термины родом из Византии, и означают только исторический центр русского этноса (Малая

Другие похожие документы..