Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Целью выполнения курсовой работы является приобретение студентами умений самостоятельно анализировать теоретические и практические проблемы в области...полностью>>
'Конкурс'
Наша земля это один большой дом. Создание Евросоюза показывает отношение новейшей истории к взаимосотрудничеству между собой соседних государств, нас...полностью>>
'Документ'
Площа існуючих парків та скверів загального користування на території міста становить 84,0 га. З урахуванням орієнтовного рівня озеленення існуючих т...полностью>>
'Документ'
Вимоги цієї Інструкції поширюються на організаційно-розпорядчі документи (далі – документи) – постанови, розпорядження, накази, вказівки, положення, ...полностью>>

Пособие может быть рекомендовано студентам специальностей «История», «Политология», «Регионоведение», а также тем, кто интересуется вопросами внешней политики. Удк 327 (574)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова

Внешняя политика как фактор укрепления национальной

безопасности Республики Казахстан

Павлодар

УДК 327 (574)

ББК–66.3 (2)Р

А - 17

Рекомендовано Ученым советом Павлодарского

государственного университета имени С. Торайгырова

Рецензенты:

Мухамедов М. Б. - доктор политических наук, директор Кызылординского отделения КазГЮУ.

Янчук Э Т - кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой философии, социологии и политологии

ПГУ им. С. Торайгырова

Акишев А.А.

Внешняя политика как фактор укрепления национальной безопасности Республики Казахстан. // Павлодар: Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, 2004, 97с.

ISDN–9965–612–15-7

Учебное пособие посвящено актуальным вопросам укрепления национальной безопасности Республики Казахстан в контексте процессов глобализации. В работе дается анализ современной внешней политики РК, ее основных целей, задач, состояния и характера взаимоотношений с основными партнерами, мировыми и региональными организациями.

Пособие может быть рекомендовано студентам специальностей «История», «Политология», «Регионоведение», а также тем, кто интересуется вопросами внешней политики.

УДК 327 (574)

ББК – 66.3 (2) Р

0803010200

А 00 - (05) 04

ISDN–9965–612–15-7

© Акишев А.А., 2004

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова,

2004

Содержание

Введение 3

1 Безопасность нации и укрепление государственности 9

1.1 Стабильность и безопасность как главные

условия поступательного развития Казахстана. 9

1.2 Предпосылки и факторы формирования национальной

безопасности Казахстана. 26

2 Основные направления внешней политики Республики

Казахстан на современном этапе. 40

2.1 Сотрудничество Казахстана с Россией и постсоветскими

странами. 40

2.2 Американский вектор казахстанской внешней политики. 60

2.3 Казахстанско - китайские отношения. 69

2.4 Казахстан – Европа: опыт и перспективы 72

2.5 Взаимоотношения Казахстана с государствами Южной и

Восточной Азии. 79

2.6 Позиция Казахстана по проблемам Ближнего и Среднего

Востока. 87

Заключение 92

Список использованных источников 97

Введение

Национальная безопасность государства одна из актуальных проблем политологии, одним из субъектов которой является исследование международных отношений, международной и национальной безопасности в контексте политических процессов.

Эта задача актуальна всегда, но особую остроту приобрела сегодня, спустя 12 лет после получения Казахстаном независимости. Причина тому изменившаяся геополитическая обстановка в мире и в частности, изменения на южных рубежах Казахстана.10 октября 1997 г. Президент Республики Казахстан обратился с ежегодным посланием к народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики, подготовленным в рамках его конституционных обязанностей. В обращении впервые была обнародована долгосрочная стратегия развития Казахстана, где первым долгосрочным приоритетом названа «Национальная безопасность, являющаяся основой обеспечения развития Казахстана, как независимого суверенного государства при сохранении территориальной целостности». Национальная безопасность, по мнению Президента Н.А. Назарбаева, должна заключаться в развитии и укреплении дружеских отношений с Россией и Китаем на принципах взаимоуважения, усилии связей с главными индустриальными державами, включая Соединённые Штаты Америки, сотрудничество с такими международными организациями как ООН, МФВ, Всемирный банк, ОБСЕ, ВТО и другими.[1,c.20].

Главным приоритетом в достижении целей по обеспечению национальной безопасности Президент РК назвал внешнеполитическую деятельность государства. Высшая цель политики - создание условий, необходимых для благополучного, стабильного и устойчивого развития общества, его структур и институтов.

Постоянной и важнейшей задачей любого государства является обеспечение национальной безопасности, под которой в научном плане следует понимать состояние, гарантирующее сохранение Казахстана в качестве суверенного государства и неприкосновенность его исторических, культурных и духовных ценностей.

Национальная безопасность страны предполагает способность противостоять враждебным, деструктивным силам природного, техногенного и социального характера, нейтрализовать их. Она означает защищённость личности социальных и национальных групп, их прав и свобод, функциональных ролей, самобытности общества - его материальных и духовных ценностей, суверенитета, конституционного строя. Следует отметить, что все эти уровни взаимосвязаны, а приоритеты носят ситуативную основу и могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Национальная безопасность Казахстана биполярна и связана с внешним миром. Она, во-первых, зависит от процессов, развёртывающихся в мире. Во-вторых, безопасность Казахстана обеспечивается как его собственными усилиями, так и коллективными мерами, предпринимаемыми на локальном, региональном, глобальном уровнях. Особое значение в данном случае имеет развитие отношений с постсоветскими государствами, их всесторонняя интеграция.

Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует, что изначальными из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности.

Безусловно, что все потенциальные угрозы национальной безопасности в ближайшие 15-20 лет не имеют характера прямого военного вторжения и опасности территориальной целостности государства. Это благоприятствует укреплению экономического потенциала Казахстана, на основе которой может быть построена надёжная система национальной безопасности, главным компонентом которой являются политическая, экономическая и военная безопасность.

В экономической сфере для Казахстана безопасность означает возможность личности, группы, общества, государство самостоятельно определять характер и формы собственной производственной или иной деятельности для удовлетворения материальных потребностей и поддерживать благоприятные условия для расширенного воспроизводства товаров и услуг при рациональном расходовании сил и средств, а также способность противостоять деструктивному воздействию неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

В политической сфере безопасность выражается в суверенитете государства, под которым понимается его самостоятельность, независимость в международной политике и верховенство, полновластие во внутренних делах.

По мнению ряда ученых ключевое место в системе безопасности занимает военная безопасность. Под ней понимается такое состояние страны и мира, при котором либо отсутствует возможность военного давления и агрессии, либо есть гарантии противостояния им. Способность государства предупредить, нейтрализовать или отразить попытки военного диктата, защитить свои интересы и реализовать цели опирается, прежде всего, на силу данного государства.

Сейчас и в обозримом будущем вооружённые конфликты и войны, к сожалению, ещё останутся неотъемлемой частью политики. Именно поэтому Республика Казахстан, как и любое другое государство, по мнению Президента страны Н.А. Назарбаева, должна поддерживать необходимую военную мощь.

В современной казахстанской политологической науке проблемы национальной безопасности всегда вызывали неослабевающий интерес у учёных, начиная с XIX века. Известна работа немецкого военного учёного К. Клаузевица «Война»[2,c.52], где он анализирует причины возникновения воин, их характер и зависимость от военно-политической обстановки. Клаузевиц утверждал: «Война есть продолжение политики». [2, c.54].

Г. Моргентау, один из основателей политического реализма, писал: «Можно с уверенностью сказать, что внешняя политика, направляемая универсальными, моральными принципами и отбрасывающая национальный интерес на задний план, является в условиях современной политики и военного дела, политикой самоубийства - действительного и потенциального».

Специфическую оценку проблемы национальной безопасности получили у французских исследователей Р.Арона, П.Рануверна, Ж.Б.Дюфезеля, Ф.Бракторе, Р.Дебре и других.[3, c.80].

Для них особенно характерна позиция Р.Арона, сформулированная им в фундаментальном труде «Мир и война между нациями», где Арон попытался выявить три постоянные величины во внешней политике государства: Безопасность, Мощь, Слава. Центральное место Арон отводил безопасности. Ценность мощи он определял тем, насколько она способна обеспечить безопасность государства и навязать свою волю соперникам. Слава же в его представлении была одним из аспектов мощи.[3, с.83].

У.Липман, американский учёный, исследователь научного наследия одного из основателей США Дж. Медтсона, сформулировавший концепцию национальной безопасности, в своё время писал: «Нация находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится просить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда она в состоянии защитить при необходимости эти интересы путём войны».[4, c.5].

Известны также такие западные исследователи аспектов национальной безопасности, как Дж.Монод[5, c.172], И.Х.Кaрр[6, c.457], М. Нисихара[7, c.29].

Обеспечение обороны и безопасности существования и развития государства является важнейшей национальной целью и приоритетной задачей его внутренней и внешней политики.

Для современных условий развития государств характерен большой спектр методов и способов обеспечения безопасности. Силовые методы защиты национальных интересов интегрируются с экономическими, социально-политическими, информационными и другими.

В самом общем представлении безопасность государства можно охарактеризовать рядом условии, предпосылок и возможностей, обеспечивающих жизнеспособность государства в системе межгосударственных отношений.

Этим проблемам посвящены работы российских военных, учёных В.А. Золоторёва [8, c.34], В.Л. Манилова [9, c.16], М.А. Гореева [10, c.18].

Несомненный интерес представляют работы казахстанских учённых и политиков.

В работе известного казахстанского политолога У.Т. Касенова «Безопасность Центральной Азии» рассматриваются аспекты национальной, региональной глобальной, политической, экономической, военной безопасности региона Центральной Азии, а также проблемы интеграции в рамках Центральной Азии, СНГ и средней части Евразии. Дан анализ геополитической, геостратегической ситуации в регионе Центральной Азии и роль региона в изменяющемся мире. [11,c.19].

Проблемам безопасности посвящена работа Л. Бакаева «Национальная безопасности Республики Казахстан, где автор предлагает конкретные пути реформирования Вооруженных Сил Республики Казахстан, рассматривается современное состояние национальной безопасности страны.[12, c.159].

Особый интерес представляет послание президента РК Н.А. Назарбаева «Стабильность и безопасность в новом столетий», где дан глубокий анализ действий нашего государства, направленных на укрепление безопасности, представлено видение возможных путей обеспечения безопасности жизни казахстанского народа, а также содержится современная ситуация в мире, причины возникновения угроз и вызовов человечеству, предлагаются конкретные способы противостояния злу. При этом речь идёт о безопасности не только нашей страны, но и всего цивилизованного мира.[14].

Основной целью данной работы является анализ внешней политики Республики Казахстан в контексте национальной безопасности на рубеже XX-XXI вв.

Методологической основой диссертационного исследования является теоретический и практический подходы, позволяющие рассмотреть вопросы национальной безопасности Казахстана как составную часть международной безопасности.

Конкретно-исторический подход позволил осуществить анализ существующих в политической науке точек зрения и концепции по проблемам национальной безопасности.

В работе использованы сравнительно-исторический метод, метод аналитической и синтетической критики, принцип историзма и метод логической последовательности.

Результаты исследования, аналитические материалы могут найти применение в процессе преподавания вузовского курса политологии, исторических дисциплин, а также в подготовке спецкурсов по внешней политике суверенного государства.

1 Безопасность нации и укрепление государственности

1.1 Стабильность и безопасность как главные условия поступательного развития Казахстана

Независимый Казахстан, более 10 лет назад вошедший в мировое сообщество, сегодня осуществляет кардинальные реформы в политической, экономической и социальных сферах. Особенностью современного этапа развития страны является сочетание строительства национальной государственности и формирования адекватной её политической системы.

Перед Казахстаном- государством с транзитной экономикой, переживающим пик тяжёлых испытаний, неизбежно сопровождающих процессы глубокого реформирования, стоит крайне трудная задача – преодолеть вызовы и угрозы современности. Для нашей страны самым важным является построение открытого демократического общества и, одновременно, ограждение от вооружённых конфликтов на территории России, Таджикистана, Кыргызстана и опасности их переноса в Казахстан. Не секрет, что у определённых внешних сил, заинтересованных в дестабилизации в нашей стране, не первый год существуют далеко идущие планы «экспорта» кровавых конфликтов на территорию Казахстана, с использованием территории сопредельных государств в качестве плацдарма.

Казахстан ещё не столкнулся напрямую с политическим экстремизмом и террористическими акциями, но по периметру его границ с каждым годом нарастает опасность проникновения на территорию республики религиозного экстремизма. Казахстан недаром называет себя евразийским государством. А это означает, что наша страна в своей глубинной основе соединяет многие элементы азиатской и европейской ментальности, их культурно-цивилизационных кодов. На практике это даёт возможность для проведения гибкой внутренней и внешней политики в отстаивании своих национально- государственных интересов. [13, с.3]

Центральным направлением внутренней и внешней политики любого государства является укрепление своей безопасности. Первым долгосрочным приоритетом в Стратегии «Казахстан 2030» названа национальная безопасность.

Безусловно, сегодня обеспечение национальной безопасности, как гарантии независимости государства, непременное условие стабильности жизнедеятельности общества принадлежит к сфере важнейших приоритетов Казахстана.

Ситуация в мире сегодня ставит слишком много вопросов, чтобы можно было надеяться, что мир вступит в новую полосу своего исторического существования без кровавых конфликтов и потрясений. И хотя войны, принявшие в век технической революции масштабы массового уничтожения людей, к концу столетия перестали носить глобальный общемировой характер, как это было дважды, на Земле все еще продолжают греметь выстрелы и льется кровь, гибнут десятки тысяч людей. За 5 тысяч с лишним лет истории человечества в мире произошло около 15 тысяч войн и конфликтов. После второй мировой войны в мире произошло не менее 170 войн. В настоящее время на четырех континентах имеют место 24 военных конфликта. [14, с.15]

Потребность в безопасности связана с возникновением первых сообществ людей, связанных определенными интересами и испытывающих взаимную зависимость. Эта потребность является неотъемлемой частью любой структуры и не обязательно связана с возникновением государства. В первую очередь, на первый план выходит необходимость поддержания порядка внутри страны, а потом защита от внешних угроз. Здесь безопасность выступает в военно-политическом аспекте, связанная преимущественно с созданием воинских формирований, которые с одной стороны способны выполнять полицейские функции, а с другой поддерживать территориальную целостность государства. Потребность в безопасности не уменьшилась по мере развития самого человечества. Безопасность личности и общества являлась и является единственным критерием оценки эффективности государственной политики.

Ход мирового развития и формирования, достаточно однородных социально-экономических обществ на определенном этапе стимулирует появление в явной или не явной форме доктрины, идеологии «национальной безопасности». Национальная безопасность уже гораздо более сложный политический феномен, чем просто безопасность.

Во-первых, это определенная иерархия, структура наиболее общих и важнейших интересов и ценностей. Различные комплексы таких интересов и ценностей располагаются на определенных уровнях по отношению друг к другу, имеют не только неодинаковый интеллектуальный и политический вес и значимость, но и взаимосвязаны друг с другом по определенным правилам и критериям.

Во - вторых, национальная безопасность отражает черты каждого конкретного общества.

Наряду с доктриной «национальной безопасности» развитие неокапитализма и международных отношений во второй половине 20 века вызвало появление феномена блоковой и региональной безопасности. Наконец, дальнейший ход мирового развития объективно привел к появлению различных вариантов концепции, доктрины глобальной безопасности. Глобальная безопасность - это такое функционирование и развитие международного сообщества, при котором уменьшается опасность, угроза самими принципами выживания человечества как биологического и социального организма.

Но не только эти тенденции сказываются на глобальной безопасности. В последние десятилетия одним из главных факторов дестабилизации международных отношений стали региональные конфликты. Региональным конфликтом можно назвать такое взаимодействие трех и более политических субъектов, при котором присутствует явная или скрытая опасность, угроза ключевым интересам хотя бы одного из них. Но если в той или иной стране высок уровень напряженности и внутриполитической борьбы, то наличие и степень такой внешней опасности могут определяться по-разному с точки зрения официального лидера или господствующей элиты и с точки зрения оппозиционных групп. Поэтому в зоне развивающихся стран и стран с переходной экономикой даже двусторонние конфликты потенциально имеют характер регионального.

Все эти факторы приобретают все больший негативный потенциал, в связи с наличием в различных точках мира региональных или локальных очагов напряженности. При этом большая часть таких горячих точек, к большему сожалению, сегодня находится на постсоветской территории. То затухая, то вспыхивая вновь, различные конфликты сильно подрывают безопасность не только тех стран, на территории которых они разгораются, но и оказывают плохое влияние на стабильность соседних государств.

В этих условиях наиболее оптимальным критерием оценки своих потенциальных возможностей для каждой страны является рассмотрение их через призму угроз национальной безопасности - категории, наиболее объективно отражающей реальную ситуацию в самых различных сферах жизнедеятельности государств.

В конце столетия мир столкнулся с новыми глобальными вызовами времени, требующими от молодых независимых государств усиленного внимания в области обеспечения безопасности. Наряду со старыми угрозами в последнее время появились новые: нарастание терроризма, эскалация военных конфликтов и распространение оружия массового уничтожения, экологические катастрофы и другие. В связи с этим расширяется само понятие безопасность. Оно стало более сложным. Наряду с проблемами военно-политического характера на первый план выходят вопросы экономической, социальной, экологической, информационной безопасности.

Казахстан вступил в XXI век в сложном геополитическом окружении. Государства, окружающие его имеют большое количество внешних и внутренних проблем. Происходит поляризация общества, раздираемого социальными и другими противоречиями. Не остановлен процесс ослабления государства, властные функции которого на более широком фронте переходят к регионам и деформируются коррумпированными чиновниками и криминальными структурами,

Казахстан как суверенное государство оказался в новой ситуации, которая потребовала от него ответа на два вопроса: существуют ли угрозы национальной безопасности и если они существуют, то от кого и какие именно. Значимость данной проблемы подчеркивается фактом принятия Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998г., который определяет «обеспечение национальной безопасности глазным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства». [15, с.21] В Законе выделяются такие понятия как военная, экономическая, экологическая, общественная, информационная безопасности. Все эти понятия являются важными аспектами как внутренней, так и внешней политики Казахстана.

Опираясь именно на этот подход, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своем послании народу «Казахстан - 2030» определяет национальную безопасность как одно из главных условий обеспечения развития республики, как независимого суверенного государства, при сохранении полной территориальной целостности. [16, c. 4-6]

В ноябре 1999г., Казахстан принял стратегию и программу мер по укреплению национальной безопасности до 2005г. Глава Совета безопасности РК подчеркнул, что укрепления требуют такие сферы, как военная, экологическая, социально — политическая и информационная. Угрозу безопасности представляет рост наркобизнеса и наркотрафика в РК. Статистика также говорит, что в стране растет количество наркоманов. «Казахстан находится в пересечении мощнейших путей наркотрафика, и в силу обстоятельства и других причин ситуация не может не беспокоить высшее руководство республики». [17, с.19]

Возможно, наступило время пересмотра политики «многовекторного лавирования». В вопросах национальной безопасности необходимо учитывать постоянно меняющиеся баланс сил и интересов государств, трансформацию их экономической, военной и политической мощи.

За 12 лет независимости казахстанцы хорошо постигли, что на протяжении веков только единство и сплоченность наших предков в часы тяжёлых испытаний было основным условием выживания народа. С обретением Казахстаном независимости геополитика в течении последнего десятилетия постепенно начинает играть роль главной политической дисциплины, без которой невозможно строить рациональную и дальновидную политическую и государственную стратегию.

Казахстан, являясь составной внутриконтинентальной части Евразии, сердца земли, «хартленда», по выражению крупнейшего американского геополитика Маккиндера, находится в эпицентре стратегических интересов мировых сверхдержав и транснациональных корпораций, вступивших в новый этап борьбы за передел мира, обеспечения гарантированного доступа к важнейшим видам стратегического сырья.

Именно поэтому решающие геополитические противостояния, которое должно предопределить картину ХХI века, будет разворачиваться именно на евразийском пространстве. В связи с этим меняется тематика геополитических исследований. В настоящее время большинство видных западных теоретиков от геополитики отказываются рассматривать географию отдельных государств, которые, по их мнению, не являются более самостоятельными географическими единицами. Для американских геополитиков это пережиток предшествующих веков, когда еще не было технологических средств преодолевать географические расстояния.

Глобальный геополитический кризис, вызванный крахом послевоенного двухполюсного устройства мира, основанного на Ялтинских и Потсдамских соглашениях, вынуждает Казахстан проявлять политическую волю для защиты своей территориальной целостности и независимости. В результате гибкой, сбалансированной политики, руководству республики в последние годы удавалось да минимума сводить негативное воздействие внешних угроз и обеспечивать безопасность страны.

Но международная система безопасности под воздействием глубинных геополитических сдвигов, когда сильные государства стремятся, решать свои политические и экономические проблемы за счёт более слабых, не всегда оказывается эффективной, что заставляет Казахстан с особым вниманием относится к проблемам собственной безопасности.

В настоящие время происходит глобализация мировых процессов, на фоне которых стираются различия между центрами и периферией. Все более актуальной для многих государств становится угроза попадания в разряд слаборазвитых стран. Данная проблема важна сейчас не только для Казахстана, но и практически для всех постсоветских государств, находящихся на поворотном этапе истории и стоящих перед проблемами, связанными с вопросами укрепления своего суверенитета и выбора стратегии дальнейшего развития.

В единой системе национальной безопасности в зависимости от потенциального и реального источника препятствий национальным интересам, целесообразно выделение внутреннего и внешнего аспектов безопасности. К внутренней безопасности, прежде всего относится экономическая безопасность и национальные интересы государства.

В современном мире главным критерием успеха того или иного государства выступают темпы экономического роста. Объективное признание экономических побед той или иной страны происходит не на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, не на встречах «большой восьмерки» и не экономических форумах в г. Давосе (Швейцария)- но в результате «голосования» рублем, долларом, иеной, маркой миллионов и миллиардов покупателей, предпочитающих отдавать свои кровные за более дешевые и более качественные товары и услуги.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Республика Казахстан во внешней политике восточноевропейских стран (на примере Польши и Болгарии)» Диссертация на соискание академической степени доктора философии (PhD)

    Диссертация
    Актуальность темы. Теория и практика внешней политики в современных международных отношениях, представляют собой перспективный объект для политологического анализа.
  2. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  3. С. Х. Мухаметгалиева Елабуга, Елабужский государственный педагогический университет

    Документ
    Калимуллин А.М. – доктор исторических наук, профессор, ректор ЕГПУ; Разживин А.И. – кандидат филологических наук, профессор, проректор по научной работе ЕГПУ; Гапсаламов А.

Другие похожие документы..