Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится « » октября 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.053.04 при Дагестанском государственном университете, 36...полностью>>
'Закон'
Про затвердження Типового положення про регіональну службу державного ветеринарно-санітарного контролю та нагляду на державному кордоні та транспорті...полностью>>
'Документ'
Демон не просто обещает Фаусту власть и могущество, а предоставляет в его пользование технологии, весьма и весьма далекие от средневековых. Результато...полностью>>
'Лекция'
11.10.10. Традиционные сферы применения результатов маркетинговых исследований. Анализ рынка Лекция 7. 18.10.10. Модели для исследования и оценки в P...полностью>>

Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кроме того, практически ни одна нефтегазовая компания не приводит в миссии все обязательные элементы: характеристика продукта (работы, услуги), целевой потребитель, рынки. Это, вероятнее всего, можно объяснить приведенными выше факторами, а также известностью этих компаний. Отметим, что, чем больше доля участия иностранного капитала в компании, тем более «размыты» формулировки, тем более четко прописана социальная и экологическая составляющие.

Учитывая воздействие вышеупомянутых факторов, можно обозначить список рекомендуемых компонентов при формулировании миссии нефтегазовой компании, а также сформулировать отраслевые особенности раскрытия этих компонентов.

    1. Указание на место в рейтинге. Стратегические цели. Ввиду небольшого количества крупных компаний, действующих на рынке, указание на место в рейтинге несет большую смысловую нагрузку для пользователей миссии и обязательно упоминается при выгодной позиции. Стратегические цели компании следует указывать в разрезе повышения рейтинга.

    2. Продукция, работы, услуги, категории целевых потребителей, рынки. Ввиду широкого производственного и личного потребления продукции компаний, их ограниченного числа и широкого профиля, миссия нефтегазовых компаний формулируется в широком понимании, без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и рынкам.

    3. Забота о выживании, росте и прибыльности. Ввиду того, что крупные нефтегазовые компании существуют в форме открытых акционерных обществ, в миссии следует указывать направленность компании на долгосрочный рост, который является, как правило, для собственников гарантом устойчивых доходов.

    4. Технология и конкурентные преимущества. Поскольку крупные нефтегазовые компании работают в рамках национального рынка и за рубежом, то есть являются частью глобальной системы энергообеспечения, они осознают, что ключевыми факторами конкуренции на глобальном рынке в настоящее время выступают новейшие технологии. Упоминание в миссии об инновационном характере производственной деятельности способствует формированию имиджа передового успешного участника глобального рынка.

    5. Экономические и социальные ценности. Вследствие масштабов деятельности, сильного негативного воздействия на окружающую среду и пристального внимания со стороны государства в качестве обязательного элемента миссии нефтегазовых компаний следует обозначить возможное влияние деятельности компании на экономико-социальное развитие и экологическую безопасность в регионах присутствия.

Миссии нефтегазовых компаний формулируются исходя из широкого понимания миссии, чаще всего представляя комбинацию миссии-предназначения и миссии-ориентации.

Список литературы

  1. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В.В. Пленкина [и др.]. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 196с.

  2. Официальный сайт компании ОАО «Газпром». [Электронный ресурс] URL: /.

  3. Официальный сайт компании ОАО «Газпром нефть». [Электронный ресурс] URL: /.

  4. Официальный сайт компании ОАО «ЛУКойл». [Электронный ресурс] URL: /.

  5. Официальный сайт компании ОАО «НК РОСНЕФТЬ». [Электронный ресурс] URL: .

  6. Официальный сайт компании ОАО «НОВАТЭК». [Электронный ресурс] URL: /rus/.

  7. Официальный сайт компании ОАО «РуссНефть». [Электронный ресурс] URL: /.

  8. Официальный сайт компании ОАО «Славнефть». [Электронный ресурс] URL: /.

  9. Официальный сайт компании ОАО «Сургутнефтегаз». [Электронный ресурс] URL: /.

  10. Официальный сайт компании ОАО «Татнефть». [Электронный ресурс] URL: /.

  11. Официальный сайт компании ОАО «ТНК-ВР». [Электронный ресурс] URL: /.

Сведения об авторах

Ленкова Ольга Васильевна, доцент кафедры менеджмента в отраслях топливно-энергетического комплекса Тюменского государственного нефтегазового университета, e-mail:

Молдованова Елена Владимировна, студентка кафедры менеджмента в отраслях топливно-энергетического комплекса Тюменского государственного нефтегазового университета, тел.: 89097345235

Lenkova O. V., associate professor, Department of Management in Fuel and Energy Complex Sectors, Tyumen State Oil and Gas University, e-mail:

Moldovanova E. V., student, Department of Management in Fuel and Energy Complex Sectors, Tyumen State Oil and Gas University, mobile phone: 89097345235

_______________________________________________________________________________________

УДК 519.71

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ:

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

А. А. Норчак

Ключевые слова: социальная эффективность, экономическая эффективность,

эффективность управления предприятия

Key words: social effectiveness, economic effectiveness, effectiveness of enterprise management

На основе проведенного авторского теоретико-методологического анализа категории эффективности определены ее компоненты: социальная и экономическая эффективность, эффективность управления и управленческой деятельности, выделены основные факторы, условия и показатели формирования системы эффективности российского предприятия.

Basic components of a Russian enterprise effectiveness. Norchak A. A.

Based on the theoretical-methodological analysis of the effectiveness category carried by the author this category components are determined, namely the social and economic effectiveness, effectiveness of management and managerial activities. The basic factors, conditions and indices of Russian enterprise effectiveness system formation are also outlined.

В литературе присутствует несколько разработанных понятий эффективности (социальной и экономической), часто смешиваемых между собой: эффективность предприятия, эффективность управления, эффективность управленческой деятельности, эффективность производственной деятельности, эффективность деятельности персонала предприятия. Выявление соотношения этих категорий и их направленности внесет свой вклад в достижение оптимальных результатов предприятия.

Представляется, что социальная и экономическая эффективность – это две составляющие всех элементов эффективности предприятия (рис. 1).

Эффективность предприятия можно определить как последовательное, закономерное, целевое изменение состояния предприятия в процессе его функционирования до достижения оптимального эффекта (достижения оптимума - наилучшего состояния системы), определяемого соотношением полученных результатов и затраченных на их получение ресурсов.

Экономическая составляющая эффективности предприятия рассматривается как результативность экономического обеспечения функционирования предприятия, достижение экономических целей – экономического эффекта или экономического результата – наибольшего объема производства при определенных экономических затратах.

Экономичность предприятия как одна из составляющих эффективности – разумная и рациональная экономия средств, фактически минимизация затрат на достижение экономического результата.

Эффективность производства – это достижение высокого уровня развития и рациональной организации производства на предприятии в процессе его функционирования и получении экономического результата при минимизации затрат (экономический эффект).

Рис. 1. Соотношение элементов понятия эффективности предприятия

Элемент эффективности предприятия: эффективность управления, в том числе, и ее составная часть – эффективность управленческой деятельности включает такую же экономическую составляющую, как и эффективность предприятия в целом.

Экономический аспект эффективности управления заключается в получении оптимального экономического результата в процессе организации управления предприятием.

Социальная эффективность предприятия представляет достижение социального эффекта как социально значимого формирования и развития личности работника: высоконравственного, интеллектуального, толерантного, социализированного, социально-активного гражданина и профессионала – в комфортной среде жизнедеятельности для самих сотрудников, для населения территории функционирования предприятия, для всего общества в целом.

В социологии управления управление трактуется как систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект.

В качестве такого выбрали нефтегазодобывающее предприятие, с тем, чтобы обеспечить его целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Тогда социальная эффективность управления предприятием определяется как достижение социального эффекта: формирование и развитие личности, обеспечение комфортной среды ее жизнедеятельности, – путем целенаправленного влияния на сотрудников в процессе их взаимодействия с управленцами, их поведение и ценностные ориентации, преобразования условий их производственной деятельности и семейной жизни.

Очевидно, что в качестве основной задачи управления являются взаимодействие сотрудников и управленцев, обеспечение четко скоординированной целенаправленной их совместной деятельности и всего предприятия в целом, для достижения социальных результатов есть основа управления и социальная эффективность управленческой деятельности.

Социальная эффективность субъектов управления и персонала фактически является социальной эффективностью управленческой деятельности предприятия.

Целесообразно ввести в научный оборот, а затем и в практику управления для достижения социального эффекта, следующие содержательные характеристики социальной эффективности (рис. 2).

Представляется возможным рассматривать социальную эффективность предприятия как социальную результативность взаимодействия ее субъектов.

Результатом социально направленной деятельности предприятия являются социальные блага обществу, с одной стороны, и субъектам производственной деятельности, с другой:

  • работникам, включая не только денежное вознаграждение, но и уверенность в сохранении работы, в перспективном карьерном росте, в повышении образовательного и квалификационного уровня, в обеспечении социальных гарантий, в создании комфортного климата трудовой деятельности и др.;

  • для общества (населения города) – это благотворительная функция предприятия для жителей: организация детских садов, школ, центров досуга, парков и т.д.

Рис. 2. Содержательные характеристики формирования социальной

эффективности предприятия

Таким образом, условия социальной эффективности управления предприятием фактически означают наличие совокупности явлений или процессов, которые делают возможным достижение социального эффекта; факторы социальной эффективности – явления или процессы, оказывающие влияние, воздействие на управление и получаемые результаты – социальный эффект; критерии-признаки состояния социальной эффективности, позволяющие оценить степень достижения социального эффекта; показатели – количественное и качественное выражение критериев социальной эффективности управления. Представлены условия, факторы и критерии социальной эффективности управления предприятием (таблица).

Основные характеристики социальной эффективности управления предприятием

Условие

Фактор

Критерий

Условия труда и производства

работников

Позитивная мотивация

труда работников

Формирование и развитие личности сотрудника предприятия

Профессиональная подготовка

работников

Организация трудовой

деятельности сотрудников

Формирование комфортной среды жизнедеятельности сотрудников предприятия

Ценностные ориентации

работников

Выстраивание траектории

карьерного развития

сотрудника на предприятии

Формирование комфортной среды населения, на территории которого функционирует предприятие

Морально-психологический

климат в коллективе

Верность работников

своему предприятию

Социальные инициативы развития территорий, где функционирует предприятие

Наличие социальных проектов

на предприятии

Совершенствование орудий труда

Стабильность социального развития коллектива предприятия

Социальная ответственность

сотрудников предприятия

Внедрение инновационных

методов труда

Удовлетворение спроса потребителей продукции предприятия

Социальная ответственность

предприятия

Структурные изменения

в обществе

Социальное обеспечение

сотрудников предприятия

Экономические и политические кризисы в обществе

Социальное партнерство предприятия с внешними субъектами управления

Законодательство в отношении предприятий

Представляется необходимым дать некоторые пояснения в отношении некоторых условий социальной эффективности управления предприятием: социального партнерства, социальных проектов, социальной ответственности предприятия.

По мнению С. Туркина, в теории социальная ответственность включает несколько составляющих: во-первых, использование своих ресурсов и энергии в действиях, ведущих к увеличению прибыли, то есть получение эффекта для своих сотрудников и акционеров предприятия; во-вторых, максимальный вклад (материальный, организационный и т.д.) в улучшение качества жизни окружающей среды – общества; в-третьих, социальная ответственность предприятия – это просто «хорошая работа» предприятия, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы [1], предприятие сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.

«Википедия» корпоративную социальную ответственность трактует как концепцию, в которой предприятие берет на себя ответственность за результаты своей деятельности перед обществом. Производственные организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом [2].

Словарь терминов «Бизнес-инкубатор» определяет социальную ответственность бизнеса как его добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума [3].

С. В. Братющенко считает, что социальная ответственность подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества, что означает не только соблюдение законодательно установленных норм и правил, но и осуществление деятельности сверх этих требований [4].

Таким образом, социальная ответственность является необходимым условием социальной эффективности управления предприятием, в процессе которого предприятие берет на себя обязательство обеспечить развитие, во-первых, своих сотрудников и их семей, во-вторых, население близлежащих территорий, в-третьих, внести свой вклад в обеспечение комфортной среды жизнедеятельности не только работников предприятия, но и окружающей предприятие среды и всего общества в целом.

Еще одним необходимым условием социальной эффективности управления предприятием является социальное партнерство как система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей [5]. Как считает Кацва А., принципы социального партнерства заключаются в цивилизованном регулировании социально-трудовых отношений, в налаживании нормальных партнерских взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посредничестве государства [6].

Контуры понятия социального партнерства расширяют Р. Гринберг и Т. Чубарова, подчеркивая, хотя тра­диционно под социальным партнерством понимаются, прежде всего, отношения в социально-трудовой сфере между работниками и ра­ботодателями, складывающиеся при активном участии государст­ва, в современной российской литературе наблюдается тенденция к расширительному толкованию социального партнерства как одного из способов сотрудничества различных секторов жизни общества, причем акцент явно делается на некоммерческий сектор [7].

Фактически социальное партнерство как условие социальной эффективности управления предприятием заключается в сотрудничестве, прежде всего, между управленцами и работниками предприятия в виде заключения коллективных договоров, обеспечения комфортной среды их взаимодействия, а с другой стороны, в сотрудничестве с территориальными властными структурами, общественными фондами в виде выдвижения социальных инициатив, реализации социальных программ для населения, выполнении социальных проектов.В этом случае социальные проекты являются одним из не менее важных условий социальной эффективности управления предприятием.

Г. П. Щедровицкий подчеркивал, что, проект представляет организованную структуру деятельности, построенную для перенаправления и переориентации общественных процессов [8]. Тогда социальный проект – это организованная структура деятельности преобразования социальной действительности для получения социального эффекта.

Ж. Т. Тощенко считает [9], что социальный проект – это документ (совокупность документов), характеризующий цели, средства и этапы реализации намеченной программы социальных изменений.

В социологии управления социальный проект представляет комплекс связанных определенной зависимостью характеристик желаемого будущего состояния социальной системы. В этом случае в проекте обоснована будущая модель системы, сформированная при определенных взаимодействиях людей, наличии трудовых, финансовых, материальных и других ресурсов, в том числе, личностных: ценностных, интеллектуальных, познавательных [10].

Таким образом, социальный проект как условие социальной эффективности управления предприятием представляет предполагаемую модель – организованную структуру деятельности предприятия для достижения социального эффекта.

Список литературы

  1. Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность. / Журнал «Управление компанией», №7, 2004.

  2. Статья «Корпоративная социальная ответственность». /

  3. Статья «Социальная ответственность бизнеса», //

  4. Братющенко С. В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики / С. В. Братющенко, В. Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. - 2007. - №4.

  5. Экономический словарь. Статья «Социальное партнерство». /.

  6. Кацва А. Социальное партнерство. /Журнал «Отечественные записки».- №3, - 2003.

  7. Гринберг Р.,Чубарова Т. Социальное партнерство. /Журнал «Стратегии России».- №6, - 2005.

  8. Щедровицкий Г. П. О проекте и проектировании. /Курс лекций для слушателей методологической школы -2001. – М.: Аспект, 2001.

  9. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей, 1998.

  10. Удальцова М. В. Социология управления. - М.: ИНФРА-М, 1998.- 144 с.

Сведения об авторе

Норчак Александр Анатольевич, соискатель кафедры «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, е-mail: maniac4you@

Norchak A. A., applicant for a scientific degree, Department «Mathematical Methods in Economics», Tyumen State Oil and Gas University, е-mail: maniac4you@

_______________________________________________________________________________________

УДК 681.5.622.32



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (1)

    Документ
    Рассматривается проблема формирования правовой культуры личности на современном этапе развития России. Приводятся результаты авторского исследования современного состояния правовой культуры в России.
  2. Редакционная коллегия: Т. Б. Мильруд (гл ред.), С. Д. Дробышевская (составитель) Скажи наркотикам нет : рек список лит. / Дальневост гос науч

    Документ
    Скажи наркотикам – нет : рек. список лит. / Дальневост. гос. науч. б-ка, Информ.-библиогр. отд. ; [гл. ред. Т. Б. Мильруд ; сост. С. Д. Дробышевская].
  3. Программа 60-й тоговой научной студенческой конференции благовещенск, 2008 Уважаемый колЛега!

    Программа
    Ректорат, Совет по НИРС АГМА, Совет СНО АГМА, Студенческий центр «Инициативная молодежь XXI века» ГОУ ВПО АГМА приглашают Вас принять участие в работе 60-й итоговой студенческой конференции
  4. Степан карнаухов старая площадь — 2 Надежды и разочарования

    Документ
    Принято считать датой контрреволюционного реванша в СССР события августа 1991 года. Думается, это не вполне правомерно. Осенью 1988 года мы с женой проводили отпуск в Нальчике.
  5. Александра Исаевича Солженицына. Вуказатель вошли публикации автора и критическая литература

    Литература
    В. П. Муромский, д р филол. наук (председатель); Н. Г. Захаренко (зам.председателя); Ю. А. Андреев, д р филол. наук; Н. К. Леликова, д р ист. наук;С. Д.

Другие похожие документы..