Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования и науки...полностью>>
'Реферат'
История науки как смена мировоззрений. Понятие парадигмы в науковедении; вопрос о применимости парадигмального подхода к лингвистике. Общая картина ра...полностью>>
'Разработка урока'
Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, кон...полностью>>
'Реферат'
POS-терминал (электронный терминал) - электронное устройство, которое позволяет считывать информацию с магнитной полосы или чипа пластиковой карты. Ис...полностью>>

Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»

Главная > Творческая работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Творческая работа.
Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева».

Выполнила руководитель кружка «Обучение чтению по методике Зайцева»
МДОУ д/с №401 «Рябинка»
Волкова О.В.

Нижний Новгород
2010

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Психология акта чтения. Процесс овладения навыками чтения в норме. 7

Обзор методик используемых для обучения чтению 13

Выбор методики для обучения чтению. 19

Типичные ошибки при обучении чтению 19

Использование методики Зайцева в процессе обучения дошкольников чтению 24

Литература 28

Приложение 1. Учебный план работы кружка «Обучение чтению с использованием методики Зайцева» на 2010-2011 уч.год. Старшая группа. 31

Приложение 2. Игры и упражнения к планированию занятий по системе Н.А. Зайцева 32

Приложение 3. Конспект открытого занятия. 33

Введение

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования. 

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости. 

Проблема раннего обучения детей, в частности, обучения чтению – одна из наиболее спорных в современной педагогике. Есть немало противников дошкольного обучения, которые утверждают, что это может привести к дисбалансу в развитии ребенка. Однако, на наш взгляд, проблема заключается в постановке цели и выборе методов обучения.

Для ребенка младше 6 лет чтение еще не может стать основным источником получения информации об окружающем мире, следовательно, не надо надеяться, что научившись складывать слоги, малыш сразу возьмется за чтение энциклопедий, и чтение будет его основным занятием. Обучая дошкольника чтению, необходимо преследовать цели, актуальные для ребенка данного возраста – в первую очередь, создание условий для сенсорного развития. Кроме того, важно помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, и в соответствии с этим выбирать методы и приемы обучения.

Если с таких позиций подходить к проблеме раннего обучения чтению, то становится очевидным, что овладение навыками чтения не только не навредит ребенку, а наоборот, создаст дополнительные условия для его гармоничного развития, явится профилактикой различных когнитивных (познавательных) нарушений, может быть использовано в коррекционной педагогике.

Одним из основных факторов позитивного влияния процесса обучения на развитие ребенка, является выбор оптимального возраста для начала систематических занятий. Исходя из анализа психологических особенностей развития детей и педагогического опыта сделан вывод, что оптимальным для начала обучения чтению является средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этом возрасте у детей формируется ряд новообразований психофизиологического развития, что существенно отличает их от детей более младшего возраста: совершенствуются способы сенсорного восприятия; появляется возможность сравнения предметов сложной составной формы; увеличивается продолжительность внимания и его эффективность; увеличивается участие воли в процессах восприятия, памяти, внимания, особо значимым результатом развития является появление элементов произвольного поведения. Существенный скачок происходит в развитии мышления детей: возникает и развивается наглядно-образный способ мышления, существенно расширяющий возможности познания в сравнении с наглядно-действенным способом, характерным для детей младше 4 лет.

Дети 4-5 лет, в отличие от более младших дошкольников, способны самостоятельно делать элементарные умозаключения, решая простейшие силлогизмы, что дает им возможность для некоторого обобщения и систематизации полученной информации, повышает эффективность самостоятельных способов познания.

К среднему дошкольному возрасту ребенком пройден колоссальный путь в развитии речи: формируется произвольность речи, совершенствуется фонематическое восприятие, появляется осознание простейших языковых закономерностей. К данному возрасту ребенок уже способен в какой-то мере ощутить условность словарного обозначения предметов и явлений, отделить слово от его непосредственного смыслового содержания. Это важное возрастное приобретение свидетельствует о следующей ступени в развитии языка, без которой невозможно или крайне затруднительно обучение грамоте.

Исходя из этих новообразований психического развития детей среднего дошкольного возраста, отличающих их от более младших детей, можно предположить, что дети 4-5 лет при специальном обучении в составе группы способны овладеть навыками первоначального чтения; способны проявлять самостоятельную познавательную активность в процессе обучения. С детьми же более младшего возраста обучение чтению в группе затруднено в силу более низких показателей эффективности восприятия, познавательных процессов и, что особенно важно, возможностей произвольной целенаправленной деятельности.

Откладывая начало обучения чтению до более старшего возраста (6-7 лет), развивающий эффект обучения может быть понижен, поскольку формирование многих психических процессов, уже будет завершено или близко к завершению. Поэтому их активизация не будет столь актуальна для развития ребенка.

Важным фактором, предупреждающим когнитивные нарушения у детей, является опора на сенсорное восприятие во время занятий. Поскольку в среднем дошкольном возрасте процессы формирования фонематического слуха и правильного звукопроизношения еще не завершены, при знакомстве детей со звуковой стороной речи следует использовать специальные приемы, помогающие восприятию и усвоению данного материала: утрированной артикуляции (педагог, знакомя детей с какой-либо фонемой, обращает внимание на способ ее произнесения, четко показывая, какие именно речевые органы задействованы в этом процессе); интонирования звуков (искомый звук произносится более громко и длительно, чем остальные звуки слова); «квантования» звуков (все звуки в слове произносятся утрированно отчетливо и с большей длительностью, чем в обычной речи применяется при изучении последовательности звуков в слове).

После освоения навыков звукового анализа слова осуществляется переход ко второму этапу обучения чтению, на котором звук необходимо «материализовать». «Материализация» возможна с помощью графического знака – буквы. Запомнить и узнать букву сложнее, чем звук, т.к. необходимо выделить и сопоставить 2 признака: звучание и форму. Однако буква может стать прекрасным материалом для сенсорного развития, т. к. она обладает формой, можно рассмотреть соотношение ее элементов в плоскости. Отрабатывая запоминание и узнавание буквенного знака с детьми полезно включать упражнения для развития кинестетического восприятия (по движению руки угадывать букву), осязания (отгадывать буквы выполненные из разных материалов на ощупь).

Приобретенный навык необходимо совершенствовать и использовать в жизни ребенка. Чтение для дошкольников не является самостоятельным видом деятельности, но оно может обогатить игру, разнообразить ее сюжет: почитать кукле сказку, прочитать водителю указатели направления движения, прочитать письмо от какого-либо игрового персонажа и т.д. Кроме того, чтение можно применять в различных играх с правилами, например, игре «Лото», других настольных играх. Читающий ребенок может сделать надпись к рисунку, указать, кому предназначена выполненная поделка и др. В бытовой деятельности применение навыков чтения может быть не менее разнообразно: прочитать, кому принадлежит какая-либо вещь, найти надписи с указанием нужных товаров в магазине, прочитать записку от родителей и т.д. Таким образом, владение навыком чтения существенно обогащает деятельность дошкольников, предоставляя дополнительные возможности для их развития.

Поскольку средний дошкольный возраст является сенситивным периодом развития восприятия, памяти, внимания, речи, мышления, произвольного поведения, то обучение необходимо организовывать таким образом, чтобы были созданы условия для развития указанных процессов. В этом случае становится возможным позитивное влияние обучения на формирование личности ребенка, в процессе овладения грамотой возможно предупредить и скорректировать имеющиеся проблемы познавательного развития.

Психология акта чтения. Процесс овладения навыками чтения в норме.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что чтение является сложным психофизиологическим процессом, имеющим многозвенное и многоуровневое строение. Для его осуществления необходимо четкое взаимодействие зрительного, речедвигательного, кинестетического и речеслухового анализаторов, составляющих психофизиологическую основу процесса чтения. Совместное функционирование затылочных, заднелобных, нижнетеменных, височных отделов коры доминантного по речи полушария служит мозговой основой для обеспечения данного процесса [6, 9, 14,29,28,23]

Психофизиологическая структура процесса чтения представляет собой тесное взаимодействие его технической и смысловой сторон.

Техническую сторону процесса чтения составляет ряд взаимосвязанных звеньев: звуко-буквенный анализ и синтез; удержание получаемой информации в оперативной памяти. Указанные психофизиологические операции обеспечивают скорость, точность и объем восприятия [10,14]

Осуществление технической стороны процесса чтения возможно при сохранности деятельности, с одной стороны, и при наличии сложного движения глаз читающего - с другой. Движения глаз бывают прогрессивными (слева направо) и регрессивными (справа налево). Последние не носят регулярного характера, однако они необходимы для проверки возникающих в процессе чтения гипотез [14,10]. Нарушение движения глаз затрудняет процесс чтения на всех этапах его формирования.

Многие исследователи пишут о том, что техническая сторона процесса чтения лежит в основе правильного понимания читаемого. В.П.Белянин, Т.Г.Егоров, А.А.Леонтьев представляют модель восприятия письменного сообщения следующим образом: на базе перцептивного анализа, который носит избирательный характер, и параллельно происходящего содержательного анализа речевой цепи, включающего смысловое прогнозирование, происходит поэтапный синтез смыслового содержания читаемого.

В.П.Белянин, Т.А.Борисова, В.Г.Горецкий, Л.И.Тикунова, Н.И.Жинкин, О.Д.Кузьменко-Наумова, Н.Г.Морозова, Л.С.Цветкова и др. выделяют ряд условий, от которых зависит смысловая сторона процесса чтения. По мнению данных авторов, на нее оказывают существенное влияние условия чтения, специфические задачи усвоения информации, особенности структуры читаемых текстов. Различие восприятия повествовательных и описательных текстов обусловлено тем, что в первом случае план изложения представлен в виде последовательного развертывания событий и вынесен наружу. Во втором - этот план нужно вычленить, анализируя при этом не только содержание, но и структуру текста, что требует от субъекта значительно большей активности.

Понимание текстов зависит и от особенностей их стиля. Чтение научно-публицистической литературы отличается лишь поиском информации, в то время как при чтении художественной литературы необходим не только смысловой синтез знакового материала, но и оценочно-эмоциональный анализ художественного образа.

На быстроту и точность понимания текста влияют знакомство читателя с тем предметом, о котором ведется речь, его речевой и читательский опыт: степень овладения значением слова и словосочетания, которое позволяет понимать фактическое, предметное содержание; характер овладения ритмико-интонационными компонентами словесной речи, без которых группировка слов оказывается случайной и трудно воспринимаемой; умение устанавливать смысловые и грамматические связи между различными частями письменного сообщения.

Немаловажное значение для понимания текста имеет и стратегия чтения -сукцессивность или симультанность процессов восприятия и логико-смысловой обработки прочитанного материала. Стратегия чтения, в свою очередь, зависит от степени овладения данным навыком.

Проблема становления навыка чтения у детей глубоко разработана и подробно освещена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей [10,14,19,30]. В период своего формирования данный навык проходит ряд качественно своеобразных этапов, каждый из которых имеет свои задачи и приемы.

Т.Г.Егоров (1953) впервые выделил 4 последовательные ступени формирования навыка чтения: ступень овладения речезвуковыми обозначениями; слого-аналитическая ступень овладения чтением; ступень становления целостных приемов восприятия; ступень синтетического чтения.

Каждая их этих ступеней характеризуется своеобрази­ем, качественными особенностями, определенной психо­логической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения.

Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями

Овладение звуко-буквенными обозначениями осуще­ствляется в течение всего добукварного и букварного пери­одов. Вместе с тем психологическая структура этого про­цесса в добукварный период и в начале букварного будет иная, чем в его конце.

На этой ступени овладения навыком чтения единицей зрительного восприятия у детей является буква. За восприятием и различением букв, т.е. за внешней стороной процесса чтения, стоят наиболее существенные базовые действия со звуками языка. В связи с этим знакомству с буквами должна предшествовать работа, направленная на формирование или совершенствование умений учащихся анализировать речевой поток, предложения, разделять слова на слоги и звуки.

Зрительное восприятие графемы обязательно должно сопровождаться ее переводом в акустический и речедвигательный аналоги. Результатом этого будет установление связей между оптическими, акустическими и кинестетическими образами. Недостаточно прочно закрепившиеся на первых порах связи могут взаимно тормозить друг друга.

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности фонематического восприятия, фонематического, кинестетического, зрительного видов анализа, зрительного генезиса, оптико-пространственных представлений. Участие всех этих компонентов обеспечивает осуществление процессов перекодирования при соотнесении стимулов разных модальностей (звуков и соответствующих им букв).

Уже на первой ступени формирования навыка чтения необходимо, чтобы слог прочитывался слитно. При объединении звуков в слог ребенок должен перейти от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в потоке речи. Опорой при этом служит гласный звук, который выполняет функцию слогообразования и является показателем произношения предшествующего согласного звука.

Таким образом, для преодоления трудностей слия­ния звуков в слоги необходимо сформировать у детей не только умение различать и выделять звуки, но и четкие представления о звуковом составе слога, слова устной речи, г.е. необходим достаточный уровень фонематического раз­вития.

Темп чтения на этой ступени очень медленный, он определяется прежде всего характером читаемых слогов. Простые слоги читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных.

Процесс понимания читаемого характеризуется оп­ределенными особенностями. Так, понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова. Осознание слова осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается, т.е. соотносится со знакомым словом устной речи. Поэтому ребенок, чтобы узнать про­читанное слово, часто повторяет его.

На данной ступени становления навыка чтения понимание содержания идет не совместно, а вслед за восприятием: оно возможно лишь на основе длительного анализа и синтеза строения читаемых слов.

Наблюдаются особенности и при чтении предложе­ния. Так, каждое слово предложения читается изолиро­ванно, поэтому понимание предложения, связь отдельных слов в нем происходит с большим трудом.

В процессе чтения слов и предложений почти не ис­пользуется смысловая догадка. На этой ступени догадка имеет место лишь при чтении конца слова и определяется не ранее прочитанным, а лишь предыдущей его частью.

Ступень слогового чтения

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Единицей чтения, таким обра­зом, является слог.

Темп чтения на этой ступени довольно медленный - в три с половиной раза медленнее, чем на последующих сту­пенях, во 2-м классе. Это можно объяснить тем, что спо­соб чтения еще является аналитическим, отсутствует син­тетическое чтение, целостное восприятие. Ребенок читает слово по составляющим его частям, т.е. по слогам, затем объединяет слоги в слово и лишь потом осмысливает про­читанное.

На этой ступени уже имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Характерным является стремление повторять только что прочитанное слово. Осо­бенно часто повторяются при чтении длинные и трудные слова. Это объясняется тем, что слово, прочитанное по слогам, является искусственно разделенным на части и не похожим на соответствующее слово устной речи. Поэтому оно. не сразу узнается, осмысливается. Путем повторения ребенок пытается узнать прочитанное слово, соотнести его с определенным известным ему словом устной речи. По­вторение слов при чтении предложения объясняется часто и стремлением восстановить потерянную смысловую связь.

Процесс понимания текста еще отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого, не слива­ется с процессом восприятия, а следует за ним.

Таким образом, на этой ступени еще остается труд­ность синтеза, объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и трудных по структуре слов, трудность в установлении грамматических связей между словами в пред­ложении.

Ступень становления целостных приемов восприятия

Она является переходной от аналитических к синте­тическим приемам чтения. На этой ступени простые и зна­комые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам.

На этой ступени значительную роль играет смысло­вая догадка. Опираясь на смысл ранее прочитанного и бу­дучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать ее с помощью зрительного восприятия, ребенок часто заме­няет слова, окончания слов, т.е. у него наблюдается уга­дывающее чтение. В результате угадывания происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появ­ляется большое количество ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитан­ному для исправления, уточнения или контроля. Догадка имеет место в пределах лишь предложения, а не общего содержания текста.

Более зрелым на этой ступени является синтез слов в предложении.

Темп чтения возрастает.

Ступень синтетического чтения

Эта ступень характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов. Техническая сторона чте­ния теперь уже не затрудняет чтеца. Главная задача - ос­мысливание читаемого. Процессы осмысливания содержа­ния превалируют над процессами восприятия. На этой сту­пени чтец осуществляет не только синтез слов в предложе­нии, как на предыдущем этапе, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется как содержанием прочитанного предложения, так и смыслом и логи­кой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чте­нии, поскольку догадка контролируется достаточно разви­тым целостным восприятием.

Темп чтения довольно быстрый.

Дальнейшее совершенствование процесса чтения осу­ществляется в направлении развития беглости и вырази­тельности.

На последних ступенях формирования навыка чтения все еще имеют место трудности синтеза слов в предложе­нии и синтеза предложений в тексте. Понимание прочи­танного осуществляется лишь в том случае, если ребенок знает значение каждого слова, понимает те связи между ними, которые существуют в предложении. Таким обра­зом, понимание прочитанного возможно лишь при доста­точном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Основными условиями успешного овладения навы­ком чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие про­странственных представлений, зрительного анализа и син­теза, зрительного генезиса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. И. Лубовского Учебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное удк 301. 151(075. 8) Ббк 88. 4я73 С718 Издательская программа

    Учебное пособие
    Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей. Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Н.
  2. Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи 13. 00. 03 коррекционная педагогика (логопедия)

    Автореферат
    Защита состоится « 09 » ноября 2011 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.
  3. Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с нарушениями слуха

    Документ
    Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.
  4. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 Г. Климовска московской области

    Основная образовательная программа
    Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.
  5. Творческий отчет воспитателя логопедической группы ма доу центра развития ребенка детского сада №137 Мощанецкой В. В

    Публичный отчет
    Образование: высшее. Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, факультет дошкольной педагогики и психологии, преподаватель дошкольной педагогики и психологии,

Другие похожие документы..