Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Потужності по переробці зерна на борошно в області мають 8 комбінатів хлібопродуктів та окремих млинів, добова потужність яких по переробці зерна скл...полностью>>
'Документ'
Вахтанг Якобидзе. Делиться надо! Нужно ли милосердие сегодня? - Многократное "да"! Отобрать его - значит лишить человека одного из важнейших...полностью>>
'Документ'
Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью;И ни один не глядит волос из полой ноздри;Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой;И из подм...полностью>>
'Методические рекомендации'
Учебным планом специальности, предусматривается написание курсовой работы по теории государства и права. Этот вид письменной работы выполняется кажды...полностью>>

Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»

Главная > Творческая работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обзор методик используемых для обучения чтению

Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново.

Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению. Один называется методом целых слов, другой - фонологическим.

Долгое время шли дискуссии на тему, нужно ли вообще учить фонетике. К 1930 году был проведен ряд исследований на эту тему, и все пришли к заключению, что фонетика необходима, весь вопрос лишь в том, как и в каком объеме давать ее детям.

Например, был поставлен такой эксперимент. Группу детей пяти-шести лет разделили пополам, причем первую подгруппу обучали чтению по методу целых слов, вторую - с помощью фонологического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы. "Фонологические" же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству словарного запаса.

По наблюдениям ученых, "целословные" дети делали типичные ошибки. Например, читая подпись под картинкой, они заменяли слова, близкие по смыслу. Вместо "тигр" могли сказать "лев", вместо "девочка" - "дети", вместо "машина" - "колеса". Стремление закрепить слово за строго определенным значением приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без чьей-либо помощи.

Справедливости ради нужно сказать, что "фонологические" дети испытывали трудности в чтении тех слов, где буквы были переставлены или заменены на похожие.

Таким образом, стало понятно, что большинству меленьких читателей фонетика необходима. Последние исследования подтвердили то, что люди читают слова по буквам. Но из-за того, что процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы воспринимаем слово целиком.

Пойдя дальше в исследованиях, психологи поняли, что чтение - это произнесение текста про себя. Сторонники теории восприятия текста как целого считали и считают, что мы воспринимаем слова из текста напрямую. Но опыты показали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух.

Итак, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками. И самая простая зубрежка фонетики оказывается намного эффективнее прочих уловок и приемов.

Нужен ли нам алфавит?

Как ни странно, можно научиться читать, не зная алфавита. Последователи метода "целых слов" призывают не обучать ребенка буквам. И лишь недавно стали известны окончательные выводы ученых: только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным.

Был проведен эксперимент. Детям показывали карточки со словами. Только в одной группе эти слова были подписями под картинками, а в другой те же самые слова давались без иллюстрации. Каждой группе предъявляли одни и те же четыре слова. Затем детей соединили, карточки перемешали и показали заново. Выяснилось, что дети узнают слова лишь на тех карточках, по которым они учились. То есть ребенок, запоминающий слов с иллюстрацией, гораздо с меньшей степенью вероятности опознает графический облик слова, чем тот, кто запоминал написание в "чистом виде".

Это косвенно подтверждает тот факт, что алфавит необходим. Но главное не то, как называются буквы, а то, что они обозначают. Дети должны не столько знать названия и последовательность букв, сколько учиться обращать внимание на буквы, воспринимать их как часть целого.

Кроме того, алфавит - это абстрактный код. Малыш, который до этого имел дело с реальными вещами, начинает пользоваться символами, а ведь это первый шаг к развитию абстрактного мышления.

Языки разные, принцип один

Не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке. Но общим может быть подход: начинать обучение с понимания букв и звуков, с фонетики. Этот принцип действует практически в любом языке. Даже в Китае, где традиционно на письме используются иероглифы, последние 50 лет детей сначала учат читать слова с помощью латинского алфавита, а потом уже переходят к традиционному написанию.

В некоторых языках связь между буквами и фонемами весьма и весьма сложная. Например, в английском многие слова читаются совершенно иначе, чем пишутся. Правила чтения зависят от того, закрытый слог или открытый, от порядка букв и от их сочетаний между собой. Одни звуки могут влиять на произношение других и так далее.

Еще несколько десятилетий назад методика была одна: сначала дети учили названия букв, затем звуки, а потом соединяли буквы в слоги. Трудность была в том, что первоклашки долго не могли усвоить разницу между тем, как буква называется и как произносится. Слоги оказывались длинными, и ребенку было очень сложно удерживать в голове несколько букв. В последние годы успешно используется принцип складов - фонем. В русском языке не так много складов, и ими удобно манипулировать. Особенно если они размещены на кубиках, а значит, их можно потрогать и повертеть в руках. Кубики Зайцева, в которых используется принцип складов, очень хорошо согласуются со структурой русского языка.

Итак, мы выяснили, что ребенку фонетику знать необходимо. Но это не значит, что малыш должен зубрить скучные правила и отличать качественную редукцию от количественной. Главное, что необходимо поддерживать, - это интерес к учебе. А правило здесь одно: ребенку интересно до тех пор, пока его возможности совпадают с поставленными задачами.

Нужно сделать так, чтобы у ребенка получалось, чтобы его успехи были очевидны. Например, взять для освоения пару десятков слов, обозначающих предметы в доме. Если повесить на эти предметы таблички со словами, малыш вскоре начнет узнавать знакомые надписи. Затем можно играть в "угадайку", в лото с теми же самыми словами - и ребенок почувствует уверенность в своих силах. Только на фоне положительных эмоций дальнейшее обучение будет эффективным.

Но и самых маленьких детей не грех готовить к обучению чтению в будущем. Рецепт здесь прост: как можно больше читать им вслух. Причем тексты должны по своему словарному запасу превосходить языковой уровень ребенка. Кроме того, правильное чтение, по мнению специалистов, предполагает паузы, незаконченные мысли, сложные вопросы, требующие размышлений. Полуторогодовалые дети, родители которых подобным образом читали книги, обогнали своих сверстников в развитии на восемь месяцев!

Так что, несмотря на продолжающиеся споры о способах обучения чтению, определен обязательный элемент, не зависящий от конкретного языка: освоение соответствий между буквами и звуками. Этот шаг - первый, но не последний на пути к глубокому и полному овладению родной речью.

Фонетический метод.

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления:

Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами. 
Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики. Это связано с некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Лингвистический метод

Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Метод целых слов

Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.

В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.

Метод целого текста

В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.

Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Метод Зайцева

Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".

Метод Мура

Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать. 

Метод Монтессори

Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.

Выбор методики для обучения чтению.

Изучение букв для ребенка обычно не представляет особой сложности. А вот чтение слов дается ему с такими огромными усилиями, как будто он не читает, а поднимает тяжеленную штангу. Мы расстраиваемся и не знаем, что делать дальше, а у ребенка на глазах слезы: «Как же так? Вы говорили, что нужно знать буквы, чтобы научиться читать. Я выучил все буквы, а прочитать слово не могу. Вы меня обманули! Не хочу и не буду я больше заниматься этим «чтением-мучением»!»

К сожалению, ребенок прав. Мы, сами того не ведая, действительно его обманули, потому что, кроме знания всех букв алфавита и направления чтения, необходимо знать еще СЛОГИ СЛИЯНИЯ.

Слоги слияния — это сочетания согласной и гласной буквы (или мягкого знака), например: МА, ПА, КО, НО, ТЬ, ЛЬ и т.д. Почему они так важны? Дело в том, что слова складываются из букв и слогов слияния! Мы, взрослые, можем легко представить любое слово в виде комбинации отдельных букв и слогов слияния. Например: КО-Т, ЧА-Ш-КА, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н, А-КУ-ЛА. Для ребенка такое представление недоступно, потому что он не знает слогов слияния. Вот в этом-то и заключается самая главная причина «чтения-мучения».

Типичные ошибки при обучении чтению

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента:

  • знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;

  • знание направления чтения: слева направо;

  • знание всех слогов слияния, присущих языку,
    и умение их произносить.

  • умение разбивать любое слово на отдельные
    буквы и слоги слияния.

Незнание или недооценка преподавателем любого элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению. Рассмотрим основные ошибки:

малыша учат называть согласные буквы как в алфавите, например: К — «КА», М — «ЭМ», Н — «ЭН» и так далее. Все идет хорошо и все довольны до тех пор, пока он учит отдельные буквы. Но когда человечек в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается «ДЭИВЭАЭН». Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов, буквы нужно называть без «Э». Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться. Еще большие трудности возникают у ребенка, если его научили называть буквы именами предметов или животных, нарисованных в азбуке рядом с этими буквами (А — АИСТ, Б — БЕГЕМОТ и так далее).

Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение, он быстро научится алфавитному названию согласных букв. Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — «К», М — «М» и так далее.

малыша начинают учить читать, когда некоторые звуки он вообще не умеет произносить. Если, например, ребенок не может произнести «С» (вместо «Саша» он говорит «Шаша»), то обучение чтению следует отложить до того момента, пока не появится правильное произношение. Если ребенок слышит и различает сложные для него звуки, только не может их произнести, то, в принципе, его можно учить читать. Определить это может только логопед, к которому в любом случае весьма рекомендую обратиться.

Обычно нескольких занятий бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук «С» от звука «Ш» и через два раза на третий мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций.

малышу всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо. Поскольку дети еще недостаточно хорошо владеют понятиями «левый» и «правый», то беглое объяснение не приводит к усвоению направления чтения. Они просто не знают — где первая, а где последняя буква слова!

Поэтому, не мудрствуя лукаво, начинают читать с той буквы, которая в тот момент им больше нравится. Иногда выбор падает на первую букву, иногда на последнюю, а иногда и вообще на какую-нибудь из середины слова. Один малыш придумал такую систему: если слово ближе к левому краю страницы, то он читает его слева направо, а если ближе к правому краю, то справа налево.

малыша учат читать слоги слияния путем произнесения отдельных согласных и гласных звуков. Например, ему говорят: «Смотри, вот М-А. Как будет вместе?» Ребенок не знает. Пробуют иначе: «Сначала потяни букву М. Вот так: М-М-М, а потом скажи букву А.» Не получается. Тогда пытаются по-другому: «Скажи быстро М-А, М-А, М-А. Что получается?» Получается быстрое произнесение двух разных звуков «М-А», но слитное «МА» не выходит никак. И никогда не выйдет, потому что речевой аппарат человека не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и отдельным гласным звуком.

Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое, при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло — для гласного. Таким образом, первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния.

Чтобы научить малыша чтению слога слияния, нужно просто показать его и прочитать. Затем повторить столько раз, сколько потребуется для твердого запоминания. Вот и все. Это основной и самый быстрый метод изучения слогов слияния. Все остальные есть лишь его запутанные модификации.

малыша учат чтению обратных слогов, то есть, сочетанию гласной и согласной буквы, например: «АК», «АМ», «ОК». Выше уже говорилось, что первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния. Соответственно, для успешного обучения письменной речи, первичными элементами должны быть также отдельные буквы и слоги слияния.

Какое влияние оказывает запоминание обратных слогов, не являющихся первичными элементами, на процесс обучения? Возьмем, например, слово ЗАМОК. Если ребенок знает слоги слияния «ЗА» и «МО», то он разложит его на первичные элементы (ЗА-МО-К) и без труда прочтет. Если же, кроме «ЗА» и «МО», он знает еще «АМ» и «ОК», то разбить это слово ему будет значительно труднее.

Действительно, как правильно: З-АМ-ОК, ЗА-МО-К или ЗА-М-ОК? Возникает несколько вариантов, каждый из которых малыш вынужден проверять, что существенно усложняет и без того непростой для него процесс чтения.

Таковы типичные ошибки, которые допускают при обучении детей чтению.

Что такое слоги слияния?. Это современное название того, что раньше называли «складами». До двадцатого века дети учили склады наизусть: «Буки» «Аз» есть «БА», «Веди» «Аз» есть «ВА». Но методика их изучения была столь тяжелой, что в конце девятнадцатого века от складов вообще отказались. А зря! Нужно было менять методику, а не выбрасывать склады. Лишь во второй половине двадцатого века нашелся человек, который по достоинству оценил склады и разработал собственную методику, целиком и полностью на них основанную.

Зовут этого человека Зайцев Николай Александрович. В чем суть его методики? Он взял самые обычные детские кубики и нарисовал на каждой грани по одной букве или одному складу. Ребенок просто складывает из них различные слова. Это была гениальная идея! Поскольку с самого начала обучения человечек оперирует буквами и складами, то некоторые из вышеперечисленных ошибок чтения невозможно сделать принципиально! Кроме того, совершенно отсутствуют так называемые «муки слияния», когда ребенок с трудами превеликими пытается из двух отдельных звуков произнести один склад. Безусловно, в методике Зайцева есть свои минусы, но плюсов гораздо больше.

Использование методики Зайцева в процессе обучения дошкольников чтению

В настоящий момент все чаще педагоги дошкольных уч­реждений практикуют обучение грамоте детей по альтерна­тивным методикам. Желание специалистов использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь специфи­кой детей. Используя фонемный метод обучения, педагоги часто чувствуют себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей. Эти дети с трудом усваивают навыки звукобуквенного анализа и синтеза, для них подчас оказываются недоступными такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точ­ка», «ударение», «схема слова, предложения» и т.д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускни­ков ДОУ поступают в школу, овладев меха­низмом чтения, среди них уже к концу первого класса выяв­ляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Та­ким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требова­ниям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проб­лему профилактики нарушений письменной речи.

Система обучения детей, разработанная Н.А. Зайцевым, (более известная как «кубики Зайцева»), позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги в процес­се работы. Первая версия кубиков была выпущена еще в 1988 году и приобрела огромную популярность среди роди­телей и воспитателей дошкольных учреждений. С тех пор кубики существенно видоизменились. Постоянно выпуска­ются «улучшенные варианты», добавляется масса интерес­ных пособий, но лежащий в основе складовой принцип обу­чения чтению остался прежним.

Кубики отличаются по ряду параметров: цвету, звуку, весу, размеру, графическому изображению букв. Поэтому при манипуляциях с кубиками у детей активизируется ма­ксимальное количество мозговых центров. Занимаясь по кубикам, играя в простейшие игры, дети с тяжелыми нару­шениями речи активно включаются в работу, и результативность этой работы достаточно высока.

При работе с таблицами наблюдается некий глобальный процесс: у ребенка задействуются все отделы мозга, информация идет по основным каналам восприятия, происходит активизация (или пробуждение) нервных клеток. Благода­ря кинестетическим ощущениям (работе с указкой) ребенок быстро запоминает расположение основных складов.

В процессе обучения по методике, разработанной Н.А. Зайцевым, у ребенка:

— формируются межанализаторные и межполушарные связи,

— реализуется интегративная функция мозга,

- максимально реализуются способности и творческие воз­можности ребенка.

Таким образом, решается проблема несформированности процессов чтения и письма, причиной которой является несформированность связи между анализаторными сис­темами: слухо-моторной, слухо-зрительной, оптико-про­странственной и т.д.

Многие логопеды и учителя начальных классов ошибоч­но полагают, что у детей, обучающихся чтению и письму по системе Н.А. Зайцева, обязательно будут проблемы в шко­ле, так как дети в процессе обучения не соотносят букву и звук, не учатся звуковому анализу и синтезу. При правиль­ной подаче материала «кубики Зайцева» как раз помогают избежать серьезных проблем детям при дальнейшем обучении в школе.

Многие исследователи школьной дезадаптации в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у таких детей задерживается формирование доми­нантного полушария (сенсорного канала восприятия - зри­тельного, слухового, кинестетического). Формируется своеоб­разная структура психического развития и наиболее уязви­мой становится речь, наблюдаются нарушения эмоциональ­но-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации. При обучении грамоте по системе Н.А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются пол­ностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реа­лизует компенсаторный подход к обучению, что является обя­зательным условием работы логопеда и дефектолога.

Работая по данной системе, педагог может осуществлять процесс обучения чтению и на материале различных лекси­ческих тем. Это способствует:

1) расширению словарного запаса, в том числе по лексичес­кой теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях;

2) развитию речевого дыхания (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам);

3) развитию зрительно-моторной координации (при мани­пуляциях с кубиками и работе с таблицами);

4) развитию ритмико-интонационной стороны речи;

5) развитию фонематического слуха и формирование таких операций, как фонематический анализ и синтез;

6) автоматизации и дифференциации звуков;

7) профилактике дисграфии и дислексии;

8) закреплению навыков словообразования и словоизмене­ния.

Для обучения детей чтению и письму по данной методике необходимо приобрести комплект Н.А. Зайцева, в который входят:

- кубики (в количестве 54 штук; они различаются по размеру, цвету, наполнителю);

- таблицы (2 таблицы с изображением кубиков со складами в определенном порядке);

- складовые картинки;

- разработка «Пишу красиво».

Кубики со складами сгруппированы по признаку: «дере­вянные», «железные», «золотые». Также все склады в таб­лицах разделены на столбцы, которые читаются (поются) по определенной системе, сверху-вниз, например, ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. Чтение (пение) может происходить и в го­ризонтальной плоскости (слева-направо) на мотивы различ­ных мелодий детских песенок.

Кубики и таблицы расположены в кабинете для занятий. Все кубики выкладываются на стол сразу, а таблицы висят на стене над кубиками примерно на уровне головы педагога. Таблицы располагаются так высо­ко для профилактики нарушений зрения и осанки детей. Под таблицей вешается полка для составления на ней слов и фраз из кубиков.

Помимо кубиков и таблиц в комплект пособий входят складовые картинки. Складовая картинка представляют собой карточку с изображением предмета и записанным пе­чатными буквами его названием. С обратной стороны каж­дой карточки находится только название предмета. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом. Например: корова, верблюды. В настоящее время выпущено несколько серий складовых картинок по различным темам. Например: «Дет­ский мир», «Что вокруг меня растет» и т.п. Складовые кар­тинки бывают цветными и силуэтными. Благодаря этому происходит развитие восприятия и наглядно-образного мышления ребенка.

Работа по системе Н.А. Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владею­щими звукобуквенным анализом или владеющими в недос­таточной мере. Работа делится условно на 3 этапа (длитель­ность каждого этапа можно изменять): подготовительный, основной и итоговый. Между этапами нет четкой границы. По желанию педагога задания из итогового периода могут использоваться в основном и наоборот; на одном занятии могут быть представлены игры из всех 3 этапов и т.д. (приложение 1)

Литература

  1. Аристова Т. А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии №5, 2000.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384с.

  3. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 232 с.

  4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

  5. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией// Сибирский учитель, 2001: № 3(13)

  6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ: Астрель, 2005 – С. 189 – 198.

  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.

  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи// Усвоение ребенком фонетики (родного) русского языка. – М.: АПН РСФСР, 1961.

  9. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

  10. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1958

  11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958

  12. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

  13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

  14. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-мето­дическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997 —286 с.

  15. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. — М.: Наука, 1991. — 240 с.

  16. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998г. - C. 153-165

  17. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 224 с.

  18. Лалаева Р.И.. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998

  19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  20. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Волковой Л.С. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704с.

  21. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Хомской Е.Д. – Издательство Московского университета, 1979. – 320 с.

  22. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

  23. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002

  24. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2003

  25. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

  26. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.

  27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.

  28. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с

  29. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 360с.

  30. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. (Учебное пособие), М.: Владос, 2000.

  31. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.

  32. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М.: АРКТИ, 1996. - 176 с.

Приложение 1. Учебный план работы кружка «Обучение чтению с использованием методики Зайцева» на 2010-2011 уч.год. Старшая группа.

Приложение 2. Игры и упражнения к планированию занятий по системе Н.А. Зайцева

Приложение 3. Конспект открытого занятия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. И. Лубовского Учебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное удк 301. 151(075. 8) Ббк 88. 4я73 С718 Издательская программа

    Учебное пособие
    Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей. Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Н.
  2. Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с нарушениями слуха

    Документ
    Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.
  3. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 Г. Климовска московской области

    Основная образовательная программа
    Авторы образовательной программы: Савчук З.С. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории, Чаева Е.В. - учитель начальных классов высшей категории.
  4. Творческий отчет воспитателя логопедической группы ма доу центра развития ребенка детского сада №137 Мощанецкой В. В

    Публичный отчет
    Образование: высшее. Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, факультет дошкольной педагогики и психологии, преподаватель дошкольной педагогики и психологии,
  5. Книга для родителей первокласснков 2010 2011 учебный год сборник практических материалов для родителей учащихся I года обучения

    Книга
    Данный сборник позволит родителям найти ответы на многие вопросы, которые возникнут у них после поступления ребенка в первый класс. Сборник поможет мобильно ответить на возникающие вопросы и с пониманием относиться к советам учителя.

Другие похожие документы..