Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана Қадірлі отандастар!Құрметті депутаттар мен Үкімет мүшелері!Ханымдар мен мы...полностью>>
'Документ'
Совещание при завуче с учителями русского языка и литературы, математики, классными руководителями по подготовке к итоговой аттестации учащихся 11-х к...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Понятие и сущность маркетинга и психологии маркетинга. Содержание концепции «маркетинг». Анализ основных маркетинговых концепций. Динамика современно...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Приемы стимулирования торговых посредников. Разработка плана стимулирования сбыта. Реализация программ стимулирования сбыта на российском рынке....полностью>>

Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Бондаренко Евгений Алексеевич

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ТЫЛА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Саратов 2009

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ»

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор Скрыпников Олег Иванович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Дружкин Александр Васильевич

кандидат педагогических наук, доцент

Шкабура Андрей Филлипович

Ведущая организация – Военная академия тыла и транспорта

имени генерала армии А.В. Хрулёва

Защита состоится «25» февраля 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83, корпус 7, аудитория 312.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «23» января 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кондаурова И.К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Модернизация Вооружённых Сил Российской Федерации, последовательно и активно осуществляемая в последние годы, ставит перед военными вузами непростые, носящие комплексный характер задачи: повышение качества и конкурентоспособности военного образования, его целенаправленность на удовлетворение как личных запросов человека, выбравшего военный вуз, так и потребностей вооружённой защиты российского общества, совершенствование организации и содержания профессиональной подготовки будущих офицеров.

В ряду подобных задач одной из наиболее значимых является удовлетворение потребности Вооружённых Сил в подготовке офицеров-управленцев, военных менеджеров среднего звена, способных к организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической деятельности в сфере управления воинскими частями и подразделениями. Сегодня войсковой практикой востребован офицер-управленец, который ориентирован на демократические управленческие приоритеты в системе «человек-человек», способен к актуализации и саморазвитию имеющихся у него управленческих знаний и умений, умеет самостоятельно ориентироваться в изменчивой социальной и войсковой реальности, адекватно оценивать её, принимать продуманные, рациональные решения, владеет современными тактиками и стратегиями управления воинскими коллективами.

В то же время, анализ войсковой практики показывает, что не всегда военные вузы справляются с решением этой задачи. Имеют место тенденции роста числа офицеров-выпускников с недостаточной подготовленностью к современной военно-управленческой деятельности, со слабым знанием новых технологий военного управления, с недостаточной рефлексивной культурой и гибкостью, с отсутствием самой потребности в повышении профессиональных знаний в области военного управления. В силу этого, проблема повышения эффективности подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности становится одной из приоритетных задач деятельности военных вузов, а её исследование – актуальным направлением педагогических изысканий.

При этом необходимо отметить, что данное направление исследований не ново. Проблемы «управления» и «управленческой деятельности различными организациями» широко представлены в работах зарубежных учёных (М. Альберт, Д. Бодди, Т. Бойдел, А. Вайсман, М. Мескон, Т. Питерс, И. Уорд, Р. Уотерман, Ф. Хедоури, R.A. Beaumont, I.M. Bell, G. Hofstede и др.) и отечественных исследователей (И.Г. Асперов, В.Г. Афанасьев, О.С. Виханский, Г.Я. Гольдштейн, Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, А.М. Омаров, В.А. Розанова, А.Ф. Шикун и др.). В них достаточно всесторонне, с разных методологических позиций, рассматриваются вопросы сущности, структуры и функций «управления как деятельности», тактики и стратегии менеджмента, отдельные функции управленческой деятельности: организаторская, аналитическая, контрольная, коммуникативная и другие, требования к менеджеру (руководителю), приёмы и способы разрешения типичных управленческих ситуаций.

В военно-профессиональной деятельности наиболее изучены вопросы, связанные с осуществлением управленческих функций различными категориями командиров в войсках (А.А. Беляев, В.И. Варваров, М.И. Дьяченко, А.К. Ефремов, Д.А. Иванов, С.П. Иванов, М.И. Ломакин, Л.Е. Мерзляк, В.Г. Маликов, Я.В. Подоляк и др.), становления командира-управленца в первые годы службы (В.В. Дударев, А.М. Захаров, П.Н. Лащенко, Ф.П. Тонких, Ю.Г. Фокин и др.), отдельные аспекты подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности в военных вузах (М.Э. Андросенко, В.Г. Маликов, В.А. Михайловский, В.Ф. Перевалов, Э.П. Утлик и др.).

При всей несомненной ценности данных исследований необходимо отметить, что, во-первых, в большинстве из них проблемы подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности рассматриваются без учёта их специализации, вместе с тем, подготовка курсантов в военных вузах имеет целью не подготовку «офицера вообще», а конкретную подготовку по первичному должностному предназначению в войсках. Во-вторых, значительное количество работ посвящено формированию умений по осуществлению отдельных управленческих действий: принятию решения, оценке обстановки, организации деятельности, контролю выполнения заданий и т.п., а работ, где бы управленческая деятельность рассматривалась концептуально, с учётом специализации будущего офицера и первичного должностного предназначения, явно недостаточно.

Данные обстоятельства позволяют констатировать, что актуальность предлагаемого диссертационного исследования обусловлена потребностью военной практики в выпускниках военных вузов, способных эффективно осуществлять управленческую деятельность в соответствии со специализацией и первичным должностным предназначением.

Актуальность исследования со всей очевидностью выявляет и противоречие, имеющееся в профессиональной подготовке военных вузов: между необходимостью совершенствования подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности с учётом их специализации и первичного должностного предназначения и отсутствием специально разработанного дидактического обеспечения этого процесса в конкретных военных вузах.

Актуальность исследования и необходимость разрешения выявленного противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом должна осуществляться подготовка будущих офицеров к управленческой деятельности, чтобы обеспечить достаточный для первичной должности уровень готовности к ней? – и определило тему диссертационного исследования: «Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности».

Цель исследования – совершенствование формирования готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности посредством создания необходимых для этого педагогических условий в ходе профессиональной подготовки.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих офицеров тыла.

Предмет исследования – формирование готовности к управленческой деятельности у будущих офицеров тыла в ходе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования – уровень сформированности готовности к управленческой деятельности у будущих офицеров тыла будет более высоким, если:

– процесс формирования готовности к управленческой деятельности осуществляется с учётом специализации будущих офицеров, содержания и особенностей её осуществления на первичных должностях, в контексте формирования мотивационной, когнитивной, коммуникативной, рефлексивной составляющих готовности;

– созданы необходимые педагогические условия, позволяющие интегрировать управленческие знания и умения курсантов, полученные ими в ходе изучения различных дисциплин, актуализировать их в ходе решения квазипрофессиональных учебных задач, выполнения курсантами обязанностей по военной службе, прохождения войсковых практик и стажировки;

– осуществляется мониторинг процесса формирования готовности, позволяющий в постоянном режиме контролировать его ход, вносить необходимые корректировки, индивидуализировать и дифференцировать с учётом возможностей обучаемых.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность и структуру готовности к управленческой деятельности, выявить факторы, определяющие её формирование в условиях военного вуза.

2. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие совершенствованию формирования готовности к управленческой деятельности у будущих офицеров тыла.

3. Разработать критерии и показатели оценки уровней сформированности готовности к управленческой деятельности, предложить диагностический инструментарий осуществления педагогического мониторинга.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

– концепции управленческой деятельности специалистов, представленные в работах И.Г. Асперова, В.Г. Афанасьева, Б.Н. Герасимова, Г.Я. Гольштейна, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, В.Н. Машкова, А.М. Омарова, В.А. Розановой, З.П. Румянцевой, Ю.Г. Фокина и других;

– теоретические положения военной педагогики и психологии по совершенствованию процесса управленческой подготовки будущих офицеров (М.Э. Андросенко, А.А. Беляев, В.В. Дударев, М.И. Дьяченко, А.К. Ефремов, Д.А. Иванов, В.Г. Маликов, Л.Е. Мерзляк, В.А. Михайловский, Е.Ф. Осипенко, В.Ф. Перевалов и другие);

– концепции управления образовательным процессом в вузах (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, О.С. Виханский, Б.С. Гершунский, А.В. Долженко, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков);

– идеи задачного и ситуационного подходов в организации образовательного процесса по подготовке к управленческой деятельности (А.А. Вербицкий, М.А. Дмитриева, Э.Э. Линчевский, В.И. Матирко, И.А. Наумов, Г.С. Никифорова, А.С. Прутченков, В.М. Снеткова, В.А. Трайнев).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования, для решения поставленных задач использовался комплекс взаимозаменяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение документов и нормативных материалов, определяющих содержание подготовки будущих офицеров тыла; многокритериальный анализ и синтез результатов поиска в информационных системах с целью определения ведущих понятий; методы экспертного оценивания, тестирования, наблюдения, моделирования, прогнозирования, опроса, математической статистики.

Использование данных методов позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей сложности их взаимосвязей и выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование по теме диссертации проводилось с 2004 по 2008 годы на базе Вольского высшего военного училища тыла (военного института) и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе – 2004–2005 гг. – исследовалось состояние разработанности проблемы формирования готовности будущих офицеров к управленческой деятельности в педагогической науке, анализировалась практика работы военных вузов по данному направлению; изучались требования руководящих документов по подготовке будущих офицеров к управленческой деятельности в условиях образовательного процесса в военных вузах; определялись основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь; разрабатывались содержание и методика констатирующего и формирующего экспериментов.

На втором этапе – 2005–2008 гг. – были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых осуществлялись измерение и оценка исходного уровня сформированности готовности к управленческой деятельности у курсантов; были созданы педагогические условия, способствующие совершенствованию работы по формированию у будущих офицеров готовности к управленческой деятельности, проведена оценка их эффективности.

На третьем этапе – 2008 г. – завершился формирующий эксперимент, проводилась экспериментальная оценка опытно-экспериментальной части исследования, формулировались выводы, полученные в ходе эксперимента; осуществлялась апробация результатов исследования и внедрение их в практику военных вузов; завершалось оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём: уточнена сущность готовности к управленческой деятельности, понимаемая как профессионально-личностное новообразование, формируемое в процессе профессиональной подготовки и включающее в себя мотивационный, когнитивный, коммуникативный и рефлексивный компоненты; выявлены факторы, определяющие ее формирование в условиях военного вуза, с учетом специализации будущих офицеров, первичного должностного предназначения, особенностей её осуществления в войсках, обусловленных ролью и функциями офицеров тыла в системе военного управления, типом решаемых задач, сфер управленческой деятельности, особенностями воинских коллективов тыловых подразделений; обоснованы педагогические условия, способствующие совершенствованию формирования готовности будущих офицеров к управленческой деятельности (интеграция общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин с учётом содержательной стороны и особенностей управленческой деятельности офицеров тыла, применение теоретических знаний в выполняемых курсантами в ходе обучения обязанностей по военной службе, взаимосвязь теоретической и практической подготовки на каждом этапе обучения, индивидуализация и дифференциация процесса подготовки курсантов к управленческой деятельности с учётом требований управленческих задач и возможностей обучаемых); обоснованы критерии и показатели оценки уровней сформированности готовности к управленческой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии концепций военно-профессионального образования о сущности готовности к управленческой деятельности, условиях её формирования в ходе профессиональной подготовки, выявлении взаимосвязи между содержанием и методикой её формирования и специализацией, первичным должностным предназначением будущего офицера, что позволяет оптимизировать объём и содержание необходимых управленческих знаний и умений выпускников военных вузов, вносит определённый вклад в развитие теоретических представлений о профессионально-личностном становлении современного военного специалиста. Полученные результаты могут рассматриваться в качестве теоретической базы для дальнейшего исследования педагогических условий совершенствования других компонентов профессиональной подготовки будущих офицеров.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров, в востребованности педагогических условий и средств их создания, позволяющих в условиях военного вуза совершенствовать работу по формированию у выпускников готовности к управленческой деятельности. Материалы исследования, разработанные в целях создания педагогических условий (система «учебных ситуаций», квалификационных задач, тренингов управленческой деятельности, применяемых активных методов обучения, методик педагогического мониторинга, дневники выполнения курсантами обязанностей в суточном наряде, в ходе войсковых практик), могут быть использованы в воспитательной и учебной деятельности воинских частей и подразделений, а также в системе переподготовки военных кадров.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования; длительностью проведения экспериментальной работы; широким внедрением результатов исследования в образовательный процесс военных вузов России; вариативной проверкой основных положений и выводов в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Вольского высшего военного училища тыла в 2004–2008 годах, на научно-практических и военно-теоретических конференциях в гг. Саратов (2005, 2007 гг.), Екатеринбург (2007 г.), Монино Московской области (2008 г.), Смоленск (2008 г.).

Материалы исследования (система «учебных ситуаций», квалификационных задач, тренингов управленческой деятельности, дневники выполнения обязанностей лиц суточного наряда, квазипрофессиональных должностей в ходе войсковых практик) используются в учебном процессе Вольского высшего военного училища тыла (военного института), Саратовского военного института ВВ МВД РФ, Ульяновского высшего военно-технического училища (военного института) и Волгоградской Государственной Академии физической культуры. Результаты исследования отражены в 11 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность будущих офицеров к управленческой деятельности – это профессионально-личностное новообразование, формируемое в процессе профессиональной подготовки и включающее в себя мотивационный (мотивы достижения, избегания, аффилиации), когнитивный (знание теории управления, особенностей её осуществления на первичной должности, сформированность управленческих умений), коммуникативный (межличностная коммуникация, взаимодействие, восприятие), рефлексивный (способность к самореализации, самовыражению, самоанализу) компоненты.

Процесс формирования готовности будущих офицеров к управленческой деятельности обусловлен их специализацией, первичным должностным предназначением, особенностями её осуществления на первичных должностях.

2. Педагогические условия, способствующие совершенствованию работы по формированию готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности: интеграция общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин с учётом содержательной стороны и особенностей управленческой деятельности офицеров тыла; применение теоретических знаний в выполняемых курсантами в ходе обучения обязанностей по военной службе; взаимосвязь теоретической и практической управленческой подготовки на каждом этапе обучения; индивидуализация и дифференциация процесса подготовки курсантов к управленческой деятельности с учётом требований управленческих задач и возможностей обучаемых.

3. Педагогический мониторинг сформированности готовности к управленческой деятельности осуществляется на основе критериев и показателей, оценивающих формирование каждого структурного компонента готовности: сформированность мотивов достижения, избегания, аффилиации; уровень знаний и управленческих умений; уровень знаний и умений межличностной коммуникации, взаимодействия и восприятия; адекватность самореализации, самовыражения и самоанализа в системе военного управления. Уровень сформированности готовности к управленческой деятельности диагностируется по трём уровням: репродуктивному, оптимальному и креативному.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; изложена на 182 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц и 1 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования и степень разработанности темы; раскрывается научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методология и методы; научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; даются сведения об апробации результатов, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности» исследуются сущность, содержание и особенности управленческой деятельности офицеров тыла, готовности будущих офицеров к ее осуществлению, рассматривается процесс ее формирования в ходе профессиональной подготовки в военном вузе, педагогические условия, способствующие повышению эффективности этой работы.

«Управленческая деятельность» как социальный феномен изучается многими науками: философией, социологией, политологией, экономикой, кибернетикой, психологией, педагогикой; дополняется изысканиями в таких специальных областях, как менеджмент, маркетинг, медиаторинг и др. В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы «управленческой деятельности» занимают одно из ведущих мест, о чем свидетельствуют материалы научных конференций, серии статей и монографий, исследующие сущность, содержание, структуру и функции данного феномена, его значение для подготовки современных специалистов. Вместе с тем в научной литературе нет единства взглядов на большинство проблем «управленческой деятельности» как социального феномена, на технологии ее оптимального осуществления, на методику обучения к ней.

Наиболее распространенные трактовки понятия «управленческая деятельность» связаны с рассмотрением ее как системообразующего фактора, обеспечивающего целостное функционирование, сохранение и развитие организации, направленного на упорядочение и оптимизацию отношений между людьми в процессе их совместной деятельности, достижение определенных целей (В.Г. Афанасьев, Б.Н. Герасимов, Г.Я. Гольштейн, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.Н. Машков, А.М. Омаров, В.А. Розанова, З.П. Румянцева, Ю.Г. Фокин и другие).

Анализ работ этих и других авторов позволил нам выделить ряд положений, которые приняты нами в качестве теоретико-методологических оснований для исследования проблем формирования готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности: целью управленческой деятельности является поддержание в оптимальном рабочем режиме систем управления, сложных по составляющих их элементам и разнородных по функциям объектов; объектом управленческой деятельности является организация, понимаемая как специальный социальный институт, создаваемый для достижения определённых целей и наделённый, в связи с этим, ресурсами, правами и обязанностями, определяющими структуру и содержание функций организации; важнейшим компонентом системы управления являются люди, занимающие определённые профессионально-должностные позиции в структуре организации, совокупность профессионально-должностных позиций членов организации обеспечивает достижение ее целей, определяет отношения между людьми, выступающими в качестве носителей этих позиций; управленческая деятельность направлена на оптимизацию профессиональной деятельности людей при помощи экономических, административных, психологических и педагогических воздействий, каждое из которых, воздействуя на потребности, ценностные ориентации, позиции и установки личности, группы, направляет и активизирует, повышает результативность профессиональной деятельности, т.е. делает её более соответствующей целям организации; основу управленческой деятельности в технологическом плане составляют приёмы и различного рода преобразования (переработки) информации и генерация новой информации в виде управленческого решения; непосредственное участие управленца в исполнении генерируемого им же решения зависит от его профессионально-должностной позиции, осуществляется посредством специальных методов, в основе которых лежат различные формы общения, эффективность её реализации зависит от индивидуальных особенностей управленца.

C позиций данных положений нами исследованы сущность, содержание и особенности управленческой деятельности офицеров тыла. При этом мы исходили из того, что, в соответствии с руководящими документами (Устав Внутренней службы ВС РФ, должностные инструкции) основными направлениями деятельности офицеров тыла в войсках являются: разработка планов по тыловому обеспечению боевой и мобилизационной готовности частей, изучение деловых и морально-психологических качеств подчинённых, профессиональное обучение и воинское воспитание подчинённых, вещевое и продовольственное снабжение личного состава частей, обеспечение горюче-смазочными материалами, содержание и эксплуатация зданий и специальных сооружений части, торгово-бытовое и банно-прачечное обслуживание, обеспечение пожарной и экологической безопасности, руководство подсобным хозяйством части, экономическая работа, учёт и отчётность движения материальных средств.

То есть, деятельность офицеров тыла в войсках очень многогранная и, в сравнении, допустим, с офицерами боевых подразделений, специфичная. Специфика этой деятельности выражается как в разнообразном содержании, так и в правовом (служебно-должностном) статусе офицеров тыла. По своему статусу они, с одной стороны, являются заместителями командиров по тылу, и, соответственно, право принятия решения по всем направлениям тылового обеспечения принадлежит командиру. Но, с другой стороны, они являются «прямыми начальниками для всего личного состава воинских частей» и осуществляют управленческую деятельность по выполнению принятых командиром решений по всем направлениям деятельности тыла. Исходя из этого, к основным компонентам содержания управленческой деятельности офицеров тыла мы отнесли:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование экономической готовности курсантов ввузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете им.
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  4. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск г

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  5. «28» декабря 2005 г

    Документ
    В целях совершенствования системы научного обеспечения и распространения передового опыта деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России

Другие похожие документы..